Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГОРОДСКИХ ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГОРОДСКИХ ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The stay of children in a city pioneer camp enables children to have a rationally organized leisure and to improve their functional state. Significant improvement of attention, information digestion productivity and memory coefficients have been established. Changes in the cardiovascular system (increased heart rate at exercice, reaction quality index) are indicative of elevated efficiency and coordination of the cardiovascular system activity.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГОРОДСКИХ ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ»

III. Этап упроченного стиля характеризуется стабилизацией уровня зависимости успеваемости от комплекса психофизиологических показателей (R -0,51, D=26%). Отдельные функции, вероятно, в результате взаимной компенсации в очень малой степени влияют на успеваемость. Можно предположить, что на этом этапе индивидуальный стиль уже сформировался, однако это еще не отразилось на эффективности умственной деятельности, так как улучшения успеваемости не наблюдается. Уровень психофизиологических функций на этом этапе выше, чем на I этапе.

IV. Этап сложившейся и текущей а д а п т а ц ии характеризуется незначительными колебаниями уровня зависимости успеваемости от комплекса показателей, вероятно, в результате приспособления к особенностям учебного процесса. Успеваемость улучшается по сравнению с предыдущими этапами и становится выше, чем в средней школе.

В ходе адаптации переход от этапа к этапу осуществляется постепенно, поэтому не представляется возможным точно определить продолжительность каждого из этапов, можно указать лишь примерные сроки: I этап — начало обучения в вузе — 2-й семестр; II этап — 3—4-й семестр; III этап — 5—6-й семестр; IV этап — 7-й семестр — окончание вуза.

Выводы. 1. Адаптация к обучению в вузе технического профиля со строго регламентированным режимом обучения и внеучебной деятельности сопровождается улучшением психофизиологических функций студентов.

2. Успеваемость студентов на разных курсах на ^ 26—46% определяется комплексом их индивидуальных психофизиологических показателей. Отдельно взятые психофизиологические функции решающего влияния на успеваемость не оказывают.

3. Динамика успеваемости студентов, их индивидуальные психофизиологические функции и взаимозависимость этих характеристик позволяют выделить четыре этапа адаптации студентов к процессу обучения.

4. Уровень зависимости успеваемости от комплекса психофизиологических показателей, оцениваемый по коэффициентам множественной корреляции, не является стабильным, а изменяется в динамике процесса обучения. Эта зависимость может служить одним из критериев адаптации студентов к процессу обучения.

Литература. Белоусов А. 3., Рыбакова Л. А.. Сар-

кисянц Э. Э. — Гнг. и сан., 1975. № 3, с. 56—58. Горностай П. С., Куркчи Н. Ф. — В кн.: Психофизиологические особенности профессионального отбора. Киев 1973, с. 30-31. Гринене Э. Ю. Закономерности приспособления организма студентов на разных этапах обучения в педагогическом институте. Автореф. дис. докт. Вильнюс, 1972. Котляревский Е. В., Хамитов X. С., Пушкова И. А.

и др. — Казан, мед. ж., 1973, № 4, с. 51—54. Ластовченко В. Б. — Гиг. и сан., 1979, № 5, с. 36—39. Навакатикян А. О., Крыжановская В. В. — Ф1зюл. ж.,

1970, № 10, с. 697—301. Путнене Э. — В кн.: Каунасский мед. ин-т. Науч. конф. преподавателей. 19-я. Материалы. Каунас, 1969, с. 11—12

Путнене Э. — В кн.: Каунасский мед. ин-т. Науч. конф.

21-я. Материалы. Каунас, 1972, с. 40—41. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-

психологических различий. М., 1979. Талызина Н. Ф. — В кн.: Теоретические проблемы управления познавательной деятельности человека. М., 1975, с. 154—165.

Тамм С. И., Мяннистс Ю. Э., Кутеар К. К. и др. — В кн.: Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. М., 1974, т. 2, с. 120—122.

Поступила 29.09.82

Summary. The study of psychophysiological functions in students having a rational training and leasure regime did not reveal manifest fatigue symptoms over the period of 5 years of studies, on the contrary, improvement in psychophysiological functions was observed. Better progress in studies by 26—46% (at various courses) was determined by a complex of psychophysiological functions in students. The analysis of progress indices ratio (in the dynamics of training), relationship between the progress parameters and a complex of functions and the number of individual functions affecting this relationship made it possible to specify four stages of students' adaptation to studies at a higher educational institution.

УЛК 613.74/.76-053.5+362.768.2

Н. П. Гребняк, Б. А. Ткач

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГОРОДСКИХ ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Летний отдых детей и подростков является важным звеном в системе оздоровления и воспитания ^ подрастающего поколения. В укреплении здоровья детей, организации содержательного и интересного отдыха особую роль играют городские пионерские лагеря. При оценке организации их деятельности весьма важен выбор показателей, комплексно отражающих функциональное состояние тех систем, на которые в процессе учебных занятий падает наи-

большая нагрузка. В связи с этим целью нашей работы являлось изучение эффективности пребывания детей в городских пионерских лагерях на функциональное состояние их организма.

Для решения поставленных задач исследованы физическое развитие, состояние сердечно-сосудистой системы и психические функции. Характеристику физического развития осуществляли по показателям роста, массы тела, мышечной силы, тол-

Основные показатели функционального состояния учащихся, находящихся в городском пионерском лагере

Показатель 1 -е обследование 2-е обследование Сдвиг Р

Систолический

объем, мл 46.0±|.16 48.2 ±0,63 2,2± 1 .32 >0,05

Прирост ЧСС на <0,01

нагрузку, % 61,6±1,72 53,4±2,19 — 8.2±2,78

Показатель каче.

ства реакции. <0.001

ед. 0.30±0,018 0,43±0,016 0. 13± 0,024

Скорость перера-

ботки информа- — 0, 8 ± 1,77 >0.05

ции, ед. 139.7±1.2 138,9±1.2

Продуктивность

переработки ин- 6,9± 1.89 <0.01

формации, % !33,0±|.0 139.9+1,6

Показатель пни- <0,001

мания, ед. 74,5±1.5 107,2±2,2 32(7 ± 2,66

Коэффициент за- 14 ,4 ±1,45 <0,001

поминания, % 58,5±0.56 72,9±1.32

Коэффициент точ-

ности запомина- 7,3± 1 ,52 <0,001

ния, % 4|,4±0.75 48,7±1,32

щине жировых складок, окружности грудной клетки. Сердечно-сосудистую систему исследовали по частоте сердечных сокращений (ЧСС), артериаль* ному давлению (АД), систолическому объему (А. А. Маркосян). Для суждения о потенциальных возможностях системы кровообращения проводили функциональную пробу (20 приседаний в течение 30 с), по результатам которой оценивали изменения ЧСС, АД, вычисляли показатель качества реакции (С. В. Хрущев). Для оценки психических функций учащиеся выполняли корректурную пробу с таблицей Анфимова. Функцию внимания оценивали по следующим показателям: скорости и продуктивности переработки информации (произведение числа просмотренных знаков в единицу времени на

точность), показателю внимания (ПВ) пв = »

где С — число букв, просмотренных за 2 мин, Ко— количество ошибок. Кратковременную память исследовали по коэффициенту запоминания (отношению количества правильно воспроизведенных цифр к общему количеству) и коэффициенту точности запоминания (отношению количества цифр, воспроизведенных в той последовательности, в какой они были в таблице).

Обследованы 63 учащихся в возрасте 9—10 лет, посещающих городские пионерские лагеря в 1-ю очередь. Исследования проведены в первый и последний день пребывания в лагере, т. е. через 23 дня.

Основными оздоровительными факторами в городском пионерском лагере являлись максимальное пребывание на открытом воздухе, двигательная активность, рациональное питание, чередование различных видов деятельности, закаливающие процедуры. Поскольку лагерь находился в крупном промышленном городе, особое внимание уделяли состоянию окружающей среды. Лабораторными исследованиями установлено, что в воздушной среде зоны пионерского лагеря вредных веществ (СО, ЬОг, Н25) не обнаружено, концентрация пыли составила 0,4 ±0,06 мг/м3. Эквивалентные уровни

звука в пионерской зоне равны 60,2±0,6 дБ А. Таким образом, результаты лабораторного контроля состояния воздушного бассейна и уровня шума на территории городского пионерского лагеря свидетельствовали о соответствии внешней среды гигиеническим требованиям.

В системе специальной тренировки, направленной на повышение устойчивости организма к неблагоприятным внешним условиям, широко использовалось воздействие солнца, воздуха и воды в сочетании с физическими упражнениями. Солнечные и воздушные ванны в зависимости от температуры внешней среды проводились в течение 20—40 мин в утренние и вечерние часы.

Основными критериями гигиенического нормирования режима дня были уровень двигательной активности, переключение деятельности и нормальная продолжительность сна. Особенно важна правильная организация физической нагрузки, так как довольно жесткий распорядок дня во время занятий в школе детерминирует гиподинамию учащихся (А. Г. Сухарев; Р. В. Силла и соавт.). Физическая нагрузка осуществлялась в соответствии с требованиями двухпиковой суточной кривой общей активности, причем наибольшая ее величина предусматривалась в 9—11 ч и 16 ч — 17 ч 30 мин. Ведущими формами активизации двигательной деятельности учащихся были утренняя зарядка, общественно полезный труд («трудовой десант»), занятия физкультурой, подвижные игры и др. Поскольку в обеспечении индивидуальной потребности в двигательной активности важная роль принадлежит саморегуляции, в режиме дня было предусмотрено специальное время (от 11 до 11 ч 30 мин и от 17 ч 30 мин до 18 ч), которое использовалось для самостоятельного проведения досуга в соответствии с потребностями и желаниями самого ребенка.

При исследовании показателей физического развития не выявлено существенных изменений их во время пребывания учащихся в городском пионерском лагере. Установленное увеличение массы тела с 29,7±0,38 до 30,2±0,36 кг носило характер тенденции (Р>0,05). Обращает на себя внимание тот факт, что у 6% детей зарегистрировано снижение массы тела, причем это отмечено у детей с избыточной массой. Анализ индивидуальных данных подтвердил, что изменение массы тела у детей можно связать с рациональным питанием. Организация питания в лагере осуществлялась в соответствии с концепцией о его сбалансированности. Количество витаминов, микроэлементов, минеральных веществ и незаменимых аминокислот, определенных расчетным методом, соответствовало возраст-ным физиологическим нормам. В лагере было ор-ганизовано трехразовое питание, общая калорийность которого составляла 2433±256 ккал. Результаты расчета калорийности были подтверждены данными лабораторного анализа. Ввиду высокого уровня двигательной активности детей роди-

телям было рекомендовано введение для них двух ежедневных дополнительных приемов пищи.

Результаты функциональных исследований, представленные в таблице, свидетельствуют об изменении большинства изученных показателей. При анализе материалов, полученных при исследовании сердечно-сосудистой системы в покое, установлено положительное влияние пребывания в лагере. ЧСС снизилась на 1,7 в минуту, систолический объем увеличился на 2,2 мл.

Одним из путей оценки потенциальных возможностей организма является исследование реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Установленный при 2-м обследовании достоверно меньший прирост ЧСС на идентичную нагрузку (8,2±2,78 в минуту) указывает на менее выраженное напряжение системы кровообращения и свидетельствует о более экономной реакции организма. Отличительной особенностью 2-го обследования является большая степень внутрисистемной координации сердечной деятельности, на что указывает достоверное увеличение показателя качества реакции.

Таким образом, выявленную направленность и выраженность сдвигов показателей состояния сердечно-сосудистой системы в зависимости от времени пребывания в пионерском лагере можно расценить как совершенствование приспособительных реакций организма. Важная особенность динамики психических функций в том, что, несмотря на практически постоянную скорость переработки информации, ее продуктивность значительно повысилась, причем это улучшение функции внимания произошло за счет увеличения точности переработки информации, о чем свидетельствует показатель внимания. Так, в начале пребывания в лагере одна ошибка допускалась на 74,5±1,5 просмотренных знака, а в конце — на 107,2±2,2 знака. В основе сдвигов функции внимания, по-видимому, лежат различные механизмы. Большой объем заданий, зачастую вынужденный темп работы на уроках, вероятно, обусловливают формирование стойкой доминанты, направленной на высокую скорость переработки информации. В отличие от этого точность переработки информации, существенным образом влияющая на показатели внимания и продуктивности умственной работы, очевидно, является более лабильной функцией.

В результате исследования кратковременной памяти установлено, что к концу лагерной смены достоверно повысился как коэффициент запоминания, так и коэффициент точности запоминания (соответственно на 14,4±1,45 и 7,3 ±1,52%).

Таким образом, данные анализа состояния психических функций детей во время пребывания в городском пионерском лагере указывали на значительное улучшение функционального состояния ЦНС. Весьма вероятно, что особенно положительное воздействие оказывает сочетание высокой двигательной активности и чередования различных видов деятельности. Оптимальная физическая нагрузка способствует улучшению кровообращения головного мозга и служит источником афферентных импульсов. Кроме того, активная и целенаправленная форма отдыха в лагере является источником положительных эмоций.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что городской пионерский лагерь является важным звеном в рациональной организации отдыха, способствующим оздоровлению учащихся. Оздоровительная направленность пионерского лагеря заключается не только в совершенствовании адаптационных механизмов, но и в реализации психогигиенических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нервно-психического здоровья подрастающего поколения.

Литература. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. Под ред. А. А. Маркосяна. М., 1969.

Силла Р. В., Теосте М. Э., Салиева К. И. и др. — В кн.: Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. М., 1980, с. 22—28.

Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников. Автореф. дис. докт. М., 1972. Хрущев С. В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М., 1977.

Поступила 20.12.82

Summary. The stay of children in a city pioneer camp enables children to have a rationally organized leisure and to improve their functional state. Significant improvement of attention, information digestion productivity and memory coefficients have been established. Changes in the cardiovascular system (increased heart rate at exercice, reaction quality index) are indicative of elevated efficiency and coordination of the cardiovascular system activity.

УДК 613.735-033.6-07:(в12.0Г5.31 .-546.72 + 546.56 + 546.711

В. В. Насолодин, В. Я- Русин, И. П. Гладких

БАЛАНС ЖЕЛЕЗА, МЕДИ И МАРГАНЦА В ОРГАНИЗМЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Ярославский университет, Ярославский педагогический институт им. К. Д. Ушинского

Железо, медь и марганец активно участвуют в ных ферментативных систем и др. Дефицит микрофизиологических процессах организма, в частно- элементов в организме, обусловленный недоста-сти в регуляции гемопоэза, иммуногенеза, различ- точностью поступления их с пищей или повышен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.