Научная статья на тему 'Адаптация способов преподавания иностранного языка к стилям восприятия информации обучающихся'

Адаптация способов преподавания иностранного языка к стилям восприятия информации обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкая О.С.

В данной статье будут рассмотрены пути оптимизации учебного процесса по иностранному языку в школе с учетом индивидуальных психологических особенностей обучающихся, а также предложены подходящие виды деятельности на занятиях по иностранному языку ученикам с различными каналами восприятия информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация способов преподавания иностранного языка к стилям восприятия информации обучающихся»

онных нагрузок, восстановления, оптимизации и мониторинга ландшафтов (по В.Б. Михно [6, с. 304-309]). Градостроительное зонирование урбанизированных территорий [4, с. 195]. Геомониторинг загрязнения окружающей среды города. Эстетика городских ландшафтов. Пути решения экологических проблем города. Экологические проблемы региональных городов России.

Данная тематика носит рекомендательный характер.

Список литературы:

1. Боков В.А. Общее землеведение: учеб. [Текст] / В.А. Боков, Ю.П. Селиверстов, И.Г. Черванев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 286 с.

2. Владимиров В.В. Город и ландшафт [Текст] / В.В. Владимиров, Е.М. Микулина, З.А. Ярыгина. - М.: Мысль, 1986. - 238 с.

3. Экология / Под ред. В.В. Денинсова [Текст]. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2006. - 768 с. - (Серия «Учебный курс»).

4. Ефремов Ю.К. География: некоторые итоги и перспективы о предмете географии [Текст] / Ю.К. Ефремов / География в системе наук. - Л.: Изд. Геогр. об-ва СССР, 1987. - С. 62-88.

5. Колобовский Е.Ю. Ландшафтное планирование: учеб. пособие [Текст] / Е.Ю. Колобовский. - М.: Академия, 2008. - 336 с.

6. Михно В.Б. Рекреационное ландшафтоведение: учебное пособие / В.Б. Михно. - Воронеж: Издат.-полиграфцентр Воронеж. гос. ун-та, 2011. -224 с. - (Учебник Воронеж. гос. ун-та).

7. Преображенский В.С. Поиск в географии: книга для учителя [Текст]. -М.: Просвещение, 1986. - 224 с.

8. Основы конструктивной географии [Текст] / И.П. Герасимов, В.С. Преображенский, Ю.А. Исаков и др.; ред.-сост. Л.С. Абрамов; под ред. И.П. Герасимова, В.С. Преображенского. - М.: Просвещение, 1986. - 287 с. - (Б-ка учителя географии).

АДАПТАЦИЯ СПОСОБОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К СТИЛЯМ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© Гладкая О.С.1

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации, г. Ульяновск

В данной статье будут рассмотрены пути оптимизации учебного процесса по иностранному языку в школе с учетом индивидуальных пси-

1 Преподаватель английского языка.

хологических особенностей обучающихся, а также предложены подходящие виды деятельности на занятиях по иностранному языку ученикам с различными каналами восприятия информации.

При организации процесса обучения английскому языку преподавателю необходимо учитывать индивидуальные черты обучающихся и их ведущие каналы восприятия информации (зрительная, слуховая, гаптическая модальности).

Учет этих особенностей позволяет создавать благоприятные условия для обучения иностранному языку на занятиях. Преподаватель может определить названные особенности, опираясь на анкетирование, беседы со студентами, другими преподавателями.

Необходимо обратиться к такому понятию, как «модальность восприятия». Оно обозначает способ или канал восприятия информации. Основная модальность - модальность, чаще других используемая человеком сознательно, в его речи.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории:

1. Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

2. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

3. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и другие) и с помощью движений.

Большинство детей, успешно обучающихся в школе, имеют достаточно хорошо развитые все три модальности. Трудности в обучении чаще всего возникают у «крайних» визуалов и кинестетиков, то есть у детей с недостаточно развитыми остальными модальностями.

Рассмотрим некоторые виды организации учебной деятельности с учетом различных каналов восприятия обучающихся.

1. Введение новой информации в разных видах и формах.

Реализуемые в различных языковых программах разнообразные (в соответствии с разными каналами восприятия обучающиеся) способы учения характеризуют современный подход к решению задачи наиболее полного охвата и взаимодействия с обучающимися. Однако такой подход представляется сегодня недостаточным. В его рамках, в разное время - отдельные ученики, но всегда в среднем составляющие две трети от общего числа класса, вынуждены учиться в несоответствующем им стиле. Оптимальное решение заключается в том, чтобы на всем протяжении учебы каждый учащийся работал в естественном для него канале восприятия и обучения [1, с. 165].

2. Преимущество работы в малых группах.

Работа в малых группах позволяет большинству учащихся учиться в предпочтительном для них стиле большую часть учебного времени. Могут быть организованы группы по интересам.

3. Преимущество выбора обучающегося.

Свобода выбора разнообразных видов учебной деятельности - один из возможных путей разрешения проблемы обучения всех учащихся соответственно их индивидуальным стилям. Например, когда задание предполагает возможность усвоения, основываясь на: а) чтении определенного материала; б) обсуждении его или дискуссии; в) конкретных приемах обработки -большинство учащихся предпочтет то задание, которое соответствует их каналу восприятия и усвоения. Обучающихся с двойственными или тройственными каналами восприятия можно мотивировать к усвоению тем же способом, то есть дать возможность выбрать задание, соответствующее стилю и преимущественной деятельности. На том же принципе строятся и домашние задания.

4. Дифференциация каналов восприятия в обучении иностранному языку.

Из всех типов обучающихся больше всего страдают учащиеся кинестетического типа: они тоже нуждаются в предложении особых путей и способов применения своей энергии; для них письменное изложение или переписывание, копирование или конспектирование - наиболее удачные способы приложения способностей. В той же степени полезно участие таких обучающихся в постановке и разыгрывании драматургических сценок, фрагментов спектаклей. Следует признать, что большинство преподавателей предпочитает зрительные или слуховые способы обучения (отчего страдают именно кинестетические учащиеся) [2, с. 21].

Поскольку современные занятия в школе не рассчитаны, как правило, на такой объем физической активности и не разрешают тот уровень шума, который необходим кинестетическим обучающимся (оставаться в покое таким учащимся весьма трудно), то именно у них (кинестетиков) не хватает терпения или внимания сидеть с ручкой и бумагой, - а это ведь наиболее типичное время препровождение на большинстве занятий по иностранному языку.

Положение обучающихся слухового типа несколько лучше, но и они не получают нужного объема звуковой информации. Учащиеся зрительного типа редко попадают в затруднительные ситуации, разве что на занятиях, где господствуют учащиеся-слушатели, и большая часть материала подается, естественно, вербально. Но и они иногда испытывают затруднения на занятиях иностранного языка, если уроки проводятся по принципу только устной презентации. В таких случаях, если, конечно, учащиеся сами не вырабатывают «противомер» (обзаводятся в самом начале своего рода «шпаргалками» - текстами упражнений перед их восприятием на слух или даже полной или частичной транскрипцией текста), аудиалы оказываются в невыгодной для них учебной ситуации. Учащиеся зрительного типа чаще все-

го не могут развить в себе должные навыки восприятия на слух в сроки, отведенные на это принятыми программными требованиями.

В таблице 1 представлены виды деятельности обучающихся на уроках, ускоряющие овладение иностранным языком с учетом преобладающего канала восприятия обучающегося. Преподаватели могут избежать ослабления учебно-познавательной деятельности своих учеников, если они будут помнить одно важное правило: что является лекарством для одного учащегося - яд для другого [3, с. 236].

Таблица 1

Преобладающий канал восприятия у студента Подходящие виды деятельности на занятиях по иностранному языку

зрительные обучающиеся (визуалы) чтение; письмо; фильмы; письменные задания; работа на доске; работа с картинками и рисунками; решение задач при работе с газетами, книгами и журналами; диктанты

слуховые обучающиеся (аудиалы) ролевые игры; обсуждения; аудиокассеты; видеофильмы; устные задачи; прослушивание рассказов; решение задач при обсуждениях в малых группах; чтение вслух

обучающиеся кинестети-ки (кинестетики) ролевые игры; музыка; физические соревнования; группы с переменным составом; решение задач с использованием материальных предметов; проведение экспериментов

Визуалам характерно запоминать образ того, что они учат, например, страницу параграфа или книги. Если им задать вопрос по тексту, они, скорее всего, опишут место, где находится нужная информация (например, «это написано вверху страницы слева»), но не конкретный текст. При работе с учебным материалом им рекомендуется:

1) иметь под рукой листок, на котором они в процессе осмысления и запоминания материала могли бы чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

2) выделять цветными фломастерами основные пункты содержания (главную мысль, определения и т.д.);

3) составлять маленькие схемы-шпаргалки для того, чтобы лучше усвоить новую информацию;

4) для заучивания иностранных слов рекомендуется выписывать их на стикерах и размещать на видных местах (на столе, зеркале, шкафу и т.д.), или же использовать карточки (flash cards), на которых с одной стороны будет текст и небольшое символическое изображение слова, а на другой - перевод [4, с. 32].

Аудиалам свойственно запоминать то, что они обсуждали, они запоминают слушая. Домашнее задание такие дети записывают со слуха, переспрашивая его у учителя или соседа по парте. При работе с учебным материалом им рекомендуется:

1) не делать замечания, когда в процессе за поминания ребенок издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

2) использовать способ «teach to learn» («научи другого чтобы запомнить»): ребенок может представить себя в роли учителя и несколько раз пересказать материал или готовить домашнее задание вместе с одноклассником-аудиалом, пересказывая ему параграф;

3) для заучивания иностранных слов использовать словари с возможностью прослушать выбранное слово. Новые слова обязательно нужно повторять вслух несколько раз. Это также касается и чтения текстов на иностранном языке.

Кинестетикам свойственно запоминать через движения. Лучше они запомнят то, что «можно пощупать». Им трудно концентрировать свое внимание, и легко отвлекаются на что угодно. Эти дети любят качаться на стуле, грызть ручку или щелкать ею. Кинестетика рекомендуется не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (дома - сходить в другую комнату, сделать небольшую гимнастику и т.д.). При работе с учебным материалом им рекомендуется:

1) при чтении держать книгу в руках, а не на столе. Часть письменных заданий можно также выполнять стоя, положив тетрадку на возвышение (книжная полка, высокий подоконник и т.д.);

2) делать перерывы: 25-30 минут работы, 1-5 минут - перерыв;

3) для запоминания слов, дат, имен, формул и т.п. ребенку рекомендуется закрыть глаза и написать рукой в воздухе (или на какой-то поверхности) эту информацию. Важно, чтобы ребенок мысленно постарался увидеть и услышать то, что сам записал;

4) для того, чтобы вспомнить информацию, ребенку рекомендуется закрыть глаза и мысленно увидеть или услышать то, что вы учили;

5) выписывать своими словами главные идеи заучиваемого материала.

Итак, все описанные виды активизации обучающихся на уроках по иностранному языку могут осуществляться на занятиях в целом, в работе в малых группах или в форме индивидуальной работы.

Таким образом, чтобы учитывать каналы восприятия всех учащихся, необходимо использовать на занятиях разные виды материалов (письменные, аудиальные и кинестетические упражнения). Чтобы заинтересовать всех обучающихся целесообразно использовать приемы преподавания должны быть разнообразными.

Список литературы:

1. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] / В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 1969. - 278 с.

2. Игнатова О.А. Учет психологических особенностей учащихся на уроке английского языка (Полимодальный подход в преподавании иностранного языка) [Текст] / О.А. Игнатова // Английский язык в школе. - 2008. - № 1.

3. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума [Текст] / М.А. Холодная. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.

4. Де Боно Э. Латеральное мышление. - М.: Поппури, 2012. - 73 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

© Марюха Е.М.1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Кореновский политехнический техникум», г. Кореновск

В данной статье осуществлена попытка обобщения материала по проблеме формирования здорового образа жизни в подростковой среде. Выполнен поиск новых способов, форм и методов просветительской работы. Рассмотрено относительно новое явление среди российских НКО, занятых в сфере пропаганды здорового образа жизни - программа равного обучения.

Ключевые слова подростковый возраст, репродуктивное здоровье, ИППП, СПИД, ВИЧ, программа равного обучения, НКО.

Подростковый возраст особенный. Это период формирования «Я-кон-цепции», своей системы ценностей, самоутверждения в среде сверстников. Для этого возраста характерно рискованное поведение, обусловленное «пробами взрослой жизни» - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, сексуальными практиками.

К чему приводят пробы «взрослой жизни»? По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в РФ ежегодно растет доля детей и подростков, употребляющих алкоголь и табак. В России курят более 3 млн. подростков. Количество курящих среди учащихся профессиональных учебных заведений, составляет 64 % девушек и 75 % юношей. Ежедневно или через день пьют алкогольные напитки, 33 % юношей и 20% девушек. За 10 лет (с 2005 г. по 2015 г.) число подростков, больных наркоманией, выросло в 17 раз. Ежегодно от наркотиков в России умирают около 30 тысяч человек, 2/3 из них - молодые люди 17-20 лет.

Большую тревогу вызывает катастрофическое ухудшение репродуктивного здоровья молодых людей. На сегодня доля реально здоровых девушек в нашей стране составляет лишь 6,3%. Каждая 5-6 семья в России не может

1 Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.