Практическая психология: опыт, проблемы
АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД ПЕРВОГО ГОДА СЛУЖБЫ
Е. Г. Двинина, ст. инспектор
Управление кадров МВД Республики Марий Эл
Управлением кадров МВД Республики Марий Эл в целях решения проблемы по адаптации сотрудников первого года службы с 2004 г. внедряется Программа психологической адаптации к служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел Республики Марий Эл первого года службы» (далее - Программа). Она разработана автором (под редакцией старшего психолога, нспектора отдела по работе с личным составом Управления кадров МВД Республики Марий Эл Е. Е. Чугиной) и утверждена Координационно-методическим советом по психологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел Республики Марий Эл в июле 2003 г.
Программа определяет организацию и порядок работы психолога подразделения с кандидатами на службу в органы внутренних дел, с сотрудниками первого года службы, выпускниками высших и средних учебных заведений МВД России. В ней обобщен опыт работы психологов кадрового аппарата УВД г Йошкар-Олы Республики Марий Эл с 2000 г.
Программа сопровождается следующими приложениями:
1. Примерный перечень вопросов для проведения ознакомительной беседы с кандидатом.
2. Протокол беседы с кандидатом (заполняется психологом).
3. Бланк заключения психолога кадрового аппарата (на кандидата).
4. Анкета кандидата на службу в органы внутренних дел (заполняется кандидатом и хранится у психолога или инспектора кадров, занимающегося комплектованием).
5. Психологическая карта сотрудника, включенного в группу контроля (заполняется и хранится у психолога кадрового аппарата).
6. Памятка для стажеров и сотрудников первого года службы «Повышение психологической устойчивости при адаптации к службе» (выдается стажеру или сотруднику под роспись).
7. Бланк заключения психолога кадрового аппарата (на стажера).
8. Анкета для стажеров и сотрудников первого года службы по изучению проблем адаптации к службе в органах внутренних дел.
9. Тест «Стресс и события в жизни человека».
10. Примерный перечень тем занятий кадрового лектория с сотрудниками первого года службы.
11. Протокол беседы психолога с руководителем (наставником) сотрудника первого года службы.
12. Заключение психолога кадрового аппарата подразделения на сотрудника, состоящего на учете в группе контроля.
1. Цели.
1.1. Повышение качества и эффективности профессионально-психологического отбора кандидатов на службу в ОВД до направления на медико-психологическую комиссию.
1.2. Сокращение адаптационного периода и повышение эффективности служебной деятельности сотрудников первого года службы.
2. Задачи.
2.1. Выявить у сотрудников первого года службы психологические качества, способствующие и затрудняющие эффективность служебной деятельности (мотивация, адаптационные способности, самооценка).
2.2. Обучить сотрудников первого года службы навыкам психологической саморегуляции в повседневных и экстремальных условиях деятельности (индивидуальные и групповые занятия).
2.3. Обеспечить психологическое сопровождение и поддержку сотрудников первого года службы.
2.4. Провести психологическую коррекцию среди сотрудников первого года службы, имеющих затруднения в адаптации к служебной деятельности.
2.5. Разработать для руководителя подразделения рекомендации по адаптации сотрудника первого года службы.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации
ганов внутренних дел молодых ;азателей оперативно-служебной [е положительного мнения насе-
[ психологической адаптации.
по психологической адаптации состоит из четырех этапов, каждый из которых предполагает различные организационные и методологические подходы, определенный алгоритм действий психолога подразделения.
Под психологической адаптацией понимается постоянный процесс активного приспособления психологических качеств личности к условиям социальной среды, к требованиям деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Психологическая адаптация к службе начинается с момента осуществления профессионального психологического отбора и продолжается в течение всего адаптационного периода (от 1 до 3 лет).
Этапы мероприятий:
5.1. Предварительный профессионально-психологический отбор.
5.2. Изучение документов стажера.
5.3. Адаптационный.
5.4. Заключительный.
5.1. Этап предварительного профессионально-психологического отбора.
Предварительный профессионально-психологический отбор организуется и проводится до направления кандидата на службу в органы внутренних дел на медико-психологическое обследование.
Программы.
к
і
Тестиров АнализЦ Наблюде Беседа.
}тапы мер
Комплекс мероприятий
Первый этап включает в себя беседу или анкетирование (возможно и то и другое), тестирование и оформление документации психологом на кандидата.
Беседа - метод получения информации на основе коммуникации психолога подразделения с кандидатом на должность.
Задачи:
- знакомство с кандидатом;
- определить потребности, мотивы, интересы, черты характера, познавательные процессы, личные переживания, затрудняющие адаптацию к службе;
- сделать вывод о целесообразности направления кандидата на ВВК.
Для проведения беседы предлагаются вопросы (прил. 1). Протокол беседы с кандидатом заполняется в ходе беседы или после нее (прил. 2), в котором записывается вывод, этот вывод выносится в заключение (прил. 3).
Варианты вывода:
а) психологические качества кандидата в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к сотрудникам ОВД. Рекомендую направить на ВВК.
б) психологические качества кандидата не соответствуют требованиям, предъявляемым к сотрудникам ОВД. Не рекомендую направлять на ВВК.
Анкетирование.
Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации.
Задача:
- определить мотивы поступления на службу в ОВД, уровень развития интересов и увлечений кандидата, моральных и психологических качеств личности, характерологических особенностей.
Во время заполнения анкеты кандидатом психолог имеет возможность наблюдать за кандидатом, подготовиться к дальнейшему тестированию, выяснить вопросы, которые вызывают у кандидата затруднения, использовать их для установления контакта, изучения понятийного уровня, мыслительных процессов и способности грамотного письма.
В анкете используются прямые вопросы и метод «Неоконченное предложение» (прил. 4).
Тестирование.
Тест - метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы, имеющие определенную шкалу значений и предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.
Задача:
- изучить отдельные индивидуально-психологические качества кандидата на службу в ОВД, которые могут в большей степени способствовать или затруднять служебную деятельность (самооценка, эмоциональная устойчивость, интеллектуальная лабильность, мотивация).
Предлагаются следующие тестовые методики:
- цифровой тест «Социотип» (1, 196-224), направленный на выявление самооценки личности и эмоциональной устойчивости;
- тесты «Интеллектуальная лабильность», «Логичность умозаключений» (2, 24-25) направлены на выявление интеллектуальных способностей;
- тест «Мотивация профессионального выбора» для определения мотивации к службе в ОВД.
Наблюдение.
Наблюдение - систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их изменений в определенных условиях.
Задача:
- выявить признаки нервно-психической неустойчивости.
По результатам беседы, анкетирования, тестирования и
наблюдения психологом подразделения для руководителя
кадрового аппарата выносится заключение о рациональности использования кандидата на службе в ОВД, направления его на ОВВК (прил. 3).
5.2. Этап изучения документов стажера.
Второй этап организуется и проводится в течение первого месяца, после назначения кандидата стажером на должность, в этот период стажер проходит специальное первоначальное обучение в учебном центре. Психолог анализирует материалы личного дела: автобиографию, анкеты, характеристики, результаты профессионального психологического отбора ЦПД, различные справки, отзывы.
Задачи:
- выявить предпосылки к формированию у стажера индивидуально-психологических качеств, способствующих и затрудняющих адаптацию к службе;
- определить общее направление и комплекс методических приемов для дальнейшего изучения личностных особенностей стажера;
- оформить психологическую карту сотрудника, включенного в группу контроля (прил. 5);
- включить стажера в список контроля;
- запланировать периодичность психологического контроля.
Первичные материалы психологической работы с кандидатом на службу вшиваются в психологическую карту. Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об обследованном, которое дополняется результатами первого этапа.
5.3. Адаптационный этап.
Третий этап организуется и проводится с момента возвращения стажера из учебного центра до окончания периода адаптации сотрудника первого года к службе в подразделении.
Задачи:
- изучить особенности процесса адаптации к службе в ОВД сотрудника первого года службы;
- изучить условия службы, особенностей взаимодействия сотрудника первого года службы и наставника;
- обучить молодого сотрудника приемам саморегуляции (прил. 6);
- оформить заключение в личное дело о включении в группу контроля № 1 или № 2 (прил. 7);
- ознакомить руководителя подразделения и кадрового аппарата с особенностями процесса адаптации сотрудника к служебной деятельности и коллективу;
- включить сотрудника первого года службы в списки группы контроля, которые ведут психолог и заместитель по кадровой и воспитательной работе начальника подразделения, в список сотрудников, требующих дополнительных воспитательных мероприятий (журнал индивидуально-воспитательной работы руководителя подразделения, в которое назначен молодой специалист), запланировать периодичность контроля.
Предлагаются следующие диагностические методики:
а) «Прогноз-2» - определяет уровень нервно-психологической устойчивости и вероятность нервно-психических срывов;
б) «САН» - изучает самооценку, самочувствие, активность и настроение;
в) проективная методика «Непроизвольный рисунок» позволяет изучать уровень уверенности кандидата в себе, его самоограничения, отношение к преградам, сбалансированность прошлого и настоящего.
5.4. Заключительный этап.
Четвертый этап организуется и проводится в конце первого года службы (до окончания адаптационного периода).
Задачи:
- определить проблемы адаптации сотрудников первого года службы к служебной деятельности и коллективу. (Используются анкеты опроса мнения сотрудников подразделения, тест «Стрессовые события» (прил. 8), протокол беседы с руководителем (прил. 10);
- изучить мнение руководителя подразделения и наставника о служебной деятельности и коммуникативных способностях сотрудника первого года службы;
- оформить заключение об исключении из группы контроля или продлении срока контроля, ознакомить с ним руководителя подразделения и инспектора отдела кадров (прил. 11);
- принять участие в проведении занятий «Кадрового лектория» по актуальным вопросам и проблемам сотрудников первого года службы (прил. 9).
Приведенная схема организации профессионально-психологического отбора и сопровождения сотрудников первого года службы направлена на обеспечение развития системы мероприятий в целях развития и закрепления положительной
мотивации к службе в органах внутренних дел, сохранения и продления профессионального долголетия сотрудников органов внутренних дел.
На всех этапах психологического сопровождения сотрудников первого года службы психологу необходимо дифференцированное применение индивидуальных или групповых психологических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мегелъ В., Овчаров А. Основы психологии / под ред. Л. Д. Столяренко. - М., 2000.
2. Основы психологии / под ред. Л. Д. Столяренко. - М., 2000.
Приложение 1
Вопросы для проведения ознакомительной беседы:
1. Ваши фамилия, имя, отчество?
2. Назовите дату своего рождения.
3. Какое у Вас образование?
4. Служили ли Вы в армии, в каких войсках? Предлагали ли Вам продолжить службу по контракту? Если да, то почему отказались?
5. Почему у Вас возникло желание служить в милиции?
6. Были ли у Вас другие варианты, выбор?
7. Какую имеете специальность?
8. Как относятся Ваши близкие и друзья к Вашему поступлению на службу в милицию?
9. Проживаете в городе или в районе? Если в районе, сколько времени тратите на дорогу?
10. Вы женаты? Как жена относится к вашему выбору? У вас есть дети?
11 .Вы живете в отдельной квартире?
12. Обращались ли Вы в Центр занятости населения? Знаете ли, какие еще специалисты требуются в городе или районе?
13. В чем, по-вашему, причина негативного отношения населения к милиции?
14. Ваши интересы, увлечения: художественная самодеятельность, спорт, имеете ли разряд? В каком виде конкурсов, соревнований можете принять участие?
15. Какие качества характера Вам следует развивать, чтобы стать хорошим специалистом в выбранной специальности? Какие качества помогут быстрее привыкнуть к новой работе?
16. Что, по Вашему мнению, составит в ходе службы наибольшую трудность для Вас?
17. Что Вас больше всего может раздражать в людях, когда Вы вместе выполняете одно задание?
18. Какие антиобщественные явления вызывают наибольшее Ваше возмущение, желание предотвратить?
19. Как Вы понимаете выражение: У него «чистые руки».
20. Стремитесь ли Вы всегда быть в числе лучших работников?
21. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого не любите, не уважаете?
22. Что Вы будете делать, если Вас обозвали «Мент поганый?»
Приложение 2
Протокол беседы с кандидатом на службу
от «__»_________200_____г.
Ф.И.О._____________________________________________________________________________________________________________
Должность, на которую претендует кандидат__________________________________________________________________________
Внешний облик______________________________________________________________________________________________________
Мимика, жесты, эмоциональные проявления____________________________________________________________________________
Особенности поведенческих реакций, манеры__________________________________________________________________________
Речь, коммуникабельность___________________________________________________________________________________________
Интеллектуальный уровень (соответствует полученному образованию, не соответствует образованию)_____________________
Самооценка (завышенная, заниженная, адекватная)____________________________________________________________________
Какие качества своего характера оценивает как положительные________________________________________________________
отрицательные__________________________________________________________
Мотивы профессионального выбора____________________________________________________________________________________
Вопросы, вызвавшие затруднения_____________________________________________________________________________________
Вывод______________________________________________________________________________________________________________
Психолог-инспектор ОК (подразделение)
Звание (Ф.И.О.)
«__»_____________200 г.
Заключение психолога ОК (подразделение) Заключение № На кандидата Приложение 3
Дата рождения
Предполагаемая должность
Мотив
Качества, способствующие эффективной служебной деятельности
Качества, затрудняющие эффективность служебной деятельности:
ВЫВОД:
Психологические качества кандидата соответствуют (не соответствуют) требованиям, предъявляемым к сотрудникам ОВД.
Рекомендую (не рекомендую) направить кандидата на медико-психологическую комиссию.
Психолог ОК (подразделение)
Звание (Ф.И.О.)
« » 200 г.
Ознакомлен:
Сотрудник отделения кадров
« » 200 г. ( )
подпись
Заключение подшивается в папку «Предварительный психологический отбор», хранится у психолога, в журнале выдачи
направлений на ОВВК делается отметка о заключении психолога.
Приложение 4
АНКЕТА
кандидата на службу в ОВД
Фамилия, имя, отчество
Год рождения
Образование
Профессии, специализации
Служба в ВС РФ, когда демобилизовался
В какое подразделение устраиваетесь?
Продолжите предложение:
Главным для меня при принятии решения об устройстве на работу в ОВД было
Мне нужна такая работа, чтобы_________________________________________
Работа сотрудника УВД, в моем понимании, это__________________________
Кроме освоения выбранной милицейской специальности я бы еще хотел
Чтобы стать хорошим специалистом в выбранной специальности, я должен развить такие качества, как
Главная трудность, которая ожидает меня на новой работе, это
Когда мне задают вопросы о моей личной жизни, то я
Когда меня незаслуженно оскорбляют, я
Если я не смогу устроиться на работу в милиции, то
Подпись
«___»____________200 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА сотрудника, включенного в группу контроля
с_____________________по________________________
Шифр
Причины постановки на учет: адаптация к службе в ОВД
(заключение ЦПД от « » 200 г. №__________________________)
факторы риска:
Дата рождения_______________________19___г.______
Должность________________________________________
Подразделение____________________________________
Начало стажировки________________________________
Направлен в Учебный центр________________________
Назначен на должность после испытательного срока Звание
Этапы психологического сопровождения:
Дата Вид психологического мероприятия. Методики.
Анализ служебной дисциплины (взыскания)
Дата Вид взыскания За что Когда снято
Приложение 6
Памятка
для стажеров и сотрудников первого года службы «Повышение психологической устойчивости при адаптации к службе»
Служба в милиции неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Интенсивный ритм службы в ОВД и неумение быстро восстанавливаться после нагрузок, необходимость подчиняться и желание доказать свою точку зрения, повышенная ответственность и необходимость принимать решение быстро и правильно, угроза здоровью, а иногда и жизни, случаи негативного отношения граждан к сотрудникам милиции - все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья сотрудников милиции
Вы должны быть хозяином своих эмоций, а не их жертвой! И этому надо учиться!
Бывает, что день приносит не только радость, но и какие-нибудь неприятности, например: опоздал на работу, отругал начальник, неубранная квартира, не выученные ребенком уроки, родительское собрание в школе, цены на рынке, задержка зарплаты и т. д. и т. п. На вопрос: «Как дела?» мы часто отвечаем: «Могли бы быть лучше».
А что Вы сами можете сделать, чтобы они действительно стали лучше?
Психологическая устойчивость - это способность выполнять свои служебные обязанности без снижения качества и скорости при возникновении стресса.
Как может реагировать Ваш организм?
- возможна агрессия (физическая и словесная); фрустрация (оцепенение); бегство (устранение, отказ, неучастие в событиях); негативизм (отрицательное отношение ко всему).
Как повысить свою психологическую устойчивость?
- общеукрепляющие, оздоравливающие меры: включение резервных механизмов в организме - белковое питание, витамин «С», кальций, физические упражнения;
- психологические приемы: разговор с близким человеком о пережитом; упражнения дыхательной гимнастики; активные, уверенные мысли.
Запомните принципы психологической безопасности:
- ожидайте неожиданного;
- руководствуйтесь здравым смыслом, а не эмоциями;
- умейте владеть собой, информацией, ситуацией;
- ключ к успеху - подготовка;
- используйте свою неудачу;
- умейте предвидеть последствия своих поступков;
- помните: мелочей не существует.
Способы быстрого снятия напряжения.
Отложите в сторону свои проблемы, вы сможете вернуться к ним, когда пожелаете, дайте себе передышку, в течение трех минут дышите медленно, глубоко и спокойно животом, считая по пульсу - на 5 ударов сердца - вдох, на 7 - выдох.
Используйте простые утверждения.
Сейчас я почувствую себя легче, лучше, я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться. Я могу управлять своими внутренними переживаниями, я справлюсь с напряжением в любой момент, как только пожелаю. Внутренне я ощущаю, что у меня будет все в порядке.
Вопросы к самому себе.
Это на самом деле такая большая проблема? Стоит ли она того, чтобы так переживать? Что самое плохое может со мной случиться? Как я смогу справиться с этим?
Отвлечение внимания.
Например: записать на бумаге в течение 5 минут на букву «С» все, что окружает вас в комнате или найти общее между двумя объектами: яблоко - кошка, самокат - мухомор, петух - стакан, в течение 5 минут - норма 20 признаков - назвать, что может быть красным, круглым, кислым (4 объекта - помидор, яблоко, тарелка свекольника, обиженное лицо), используйте математические упражнения (счет в прямом порядке и запись в обратном, сосчитать буквы на странице, посчитать, сколько дней, часов, минут вы живете) и т. д.
Юмор.
Назвать свою проблему, а теперь представьте, что ее говорят: щука, которая хочет проглотить карася; женщина, которая упала в лужу; хор ветеранов; от имени заразного микроба; как начало речи президента; надпись в женском туалете; пароль для шпионов; чтобы не достичь счастья, надо думать...
Если у вас возник спор или конфликт, соблюдайте правила поведения в конфликте.
- Справедливое отношение к инициатору конфликта - внимательно и доброжелательно выслушать, не допускайте мыслей: «Опять ему что-то не так, вечно чем-то недоволен».
- Выявить предмет конфликта и не расширять его (что конкретно я делал не так?).
- Правило позитивной формулировки острой ситуации (Меня бы вполне устроило, если бы вы.), правило эмоциональной выдержки (скажите собеседнику, какие эмоции вы испытываете, но не демонстрируйте их).
- Правило обезличенного спора (не переходите на личностную оценку - дурак, псих т. д., используйте выражения типа: вы владеете неполной информацией).
Как оставить за порогом свое плохое настроение, с которым в пришли со службы, и не вымещать его на близких?
Нужно всего 10 минут. Не хватайтесь сразу за домашние дела, не требуйте дневник на стол, ужин в постель, телевизор в сеть, подарите эти 10 минут себе. Сядьте удобно, расслабьтесь. Заварите себе крепкого чая, растяните чашку на 10 минут, выпейте ее, не думая ни о чем.
- Можно полежать 10 минут в теплой солевой ванне, делая дыхательные упражнения (считайте до 5, когда делаете вдох, и до 7, когда выдыхаете, дышите медленно, глубоко и спокойно). Представьте, что когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все ваши беспокойства и неприятности улетучиваются.
- Включите свою любимую музыку и повторяйте про себя: «Сейчас я почувствую себя лучше. Я могу управлять своими внутренними переживаниями, я справлюсь с напряжением в любой момент, как только пожелаю. Внутренне я ощущаю, что у меня будет все в порядке».
- Возьмите листок бумаги и посчитайте что-нибудь, например, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножить на 365). Представляете, какое это число. А сколько недель? а часов? а минут? Ну вот, вы немного и отвлеклись.
Главное, чтобы проблемы рабочего дня не стали проблемой нарушения взаимоотношений в вашей семье.
Теперь радостно улыбнитесь своим близким, которые уже 10 минут ждут от вас участия, помощи и доброго слова.
Задание на сегодня.
Именно сегодня я позабочусь о своем организме, сделаю зарядку, постараюсь не наносить вреда своему здоровью, изучу что-нибудь полезное, сделаю два дела, которые мне не хочется делать, постараюсь выглядеть как можно лучше, буду щедрым на похвалы, намечу программу своих дел. Это избавит меня от спешки и нерешительности. Я не буду бояться быть счастливым! Итак, самый лучший день - сегодня!
Человек должен уметь предвидеть разные ситуации, находить пути, позволяющие контролировать стресс.
Учитесь оценивать, когда вы на пределе своих возможностей, не допускайте перегрузок своего организма, любите себя. Если вы впадаете в панику от количества невыполненных дел, то напишите на листе бумаги: «Сегодня мне нужно сделать только:» и, заканчивая надпись, - «Всего-навсего».
Перед выходом из дома скажите себе:
У меня все будет хорошо, все пойдет как нужно, у меня всегда все выходит именно так, как я хочу, если я хочу по-настоящему. У меня хорошие отношения с коллегами. Работа мне удается. Из окна прекрасный вид, он позволяет мне отвлечься и расслабиться. Самоотдача делает меня счастливым. Я наверняка достигну успеха и сделаю карьеру. Я хороший, я правильный, я умный, я себя люблю.
Если почувствовали себя плохо, скажите сами себе: «Сейчас я почувствую себя лучше, я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться».
Я могу управлять своими внутренними переживаниями, я справлюсь с напряжением в любой момент, как только пожелаю. Внутренне я ощущаю, что у меня будет все в порядке. Я - хозяин своей жизни, я люблю и принимаю себя таким, какой я есть, мои отношения с окружающими становятся с каждым днем все лучше, я здоров, вокруг меня все спокойно, я нахожусь в безопасности.
Представьте себя прошедшим через поле, заросшее сорной травой. Вы пересекли его и обнаружили на своей одежде множество репьев, колючек, сухих травинок, зацепившихся за ткань. Вы присаживаетесь на бугорок и начинаете кропотливо удалять с себя накопившийся сор. Вы стараетесь ничего не пропустить, потому что ощущаете неприятные покалывания от колючек. Под сорняками представляете все, что вас беспокоит. Представляйте, как тщательно отделяете вы от себя каждую колючку, с каждой отцепленной колючкой вы чувствуете все большее облегчение, аплодируйте себе, каждому своему успеху не только мысленно, но и на самом деле. Пусть слабая улыбка на вашем лице начинает превращаться в широкую улыбку, улыбку счастья и удовлетворенностью собой от совершенного. Когда вы увидите, что ни одной соринки на вашей одежде не осталось, вообразите, что снимаете свою одежду и встряхиваете ее энергично, и даже пылинки не остается. И вот, вы встаете абсолютно свободный и счастливый, больше ничто не гнетет вас, не мешает идти дальше!
Чтобы был успех в деле, нужно:
- захотеть сделать дело, уметь делать дело, всем показать и рассказать, как ты умеешь делать дело, хорошо презентовать результаты своей работы окружающим.
Помните, что неприятность +неприятность + неприятность = НЕВРОЗ!
У вас есть два варианта поведения:
- оставить все как есть, результат - болезнь;
- начать работать над собой или обратиться за помощью к специалистам, результат - здоровье.
Помните! Ожидание неудачи травмирует больше, чем сама неудача. Думайте о хорошем!
Приложение 7
Заключение психолога подразделения органов внутренних дел МВД Республики Марий Эл
Подразделение органов внутренних дел:__________________________________
Заключение №
На_____________________________________________________________________________________________________19_______________г.р.
Звание, ф.и.о.
должность,
дата назначения стажером с «______»________________200_ г.___
Мотив
Качества, способствующие эффективной служебной деятельности
Качества, которые могут затруднить эффективность служебной деятельности:
ВЫВОД:
Психологическое состояние сотрудника оценивается как
Процесс адаптации к службе в ОВД идет удовлетворительно (затруднен). Прогноз деятельности благоприятный (неблагоприятный).
Рекомендации:
1. С целью дальнейшей адаптации к службе и контроля динамики психологического состояния включить в группу контроля № .
Психолог ОК (подразделение)
Звание Ф.И.О.
Ознакомлен: руководитель подразделения ___________________( ) «_____»__________200 г.
г
Изучение проблем адаптации к службе в ОВД
Анкета
Уважаемый сотрудник, просим вас принять участие в изучении проблем специалистов первого года службы. Данные руководству поступают в обобщенном виде.
Ф.И.О._____________________________________________________________________________
Дата заполнения бланка_____________________________________________________________
Дата начала стажировки (для выпускников вузов МВД - вступления в должность)
Ф.И.О. наставника__________________________________________________________________
Как осуществлял наставническую деятельность: (обведите вариант ответа)
1. Обучал терпеливо и настойчиво.
2. Хотел, чтобы я до всего дошел сам.
3. Не обращал на меня внимания.
4. Я не знаю, кто это, у меня его не было.
К кому еще Вы часто обращаетесь по вопросам службы_______________________________________________________________
Что составило наибольшую трудность в процессе стажировки:
(обведите вариант ответа)
1. Беспрекословное подчинение.
2. Изменения в режиме дня.
3. Финансовые проблемы, материальные затруднения.
4. Физические нагрузки.
5. Ненормированный рабочий день.
6. Отсутствие свободного времени.
7. Нехватка знаний по правовым вопросам.
8. Общение с гражданами.
9. Взаимоотношения с сослуживцами.
10. Свой вариант___________________________________________________________________
Изменилось ли ваше представление о службе в милиции
(обведите вариант ответа)
1. Да (труднее или легче, чем ожидал, подчеркните).
2. Нет (так и представлял себе работу в милиции).
3. Затрудняюсь ответить.
Если бы у вас был выбор, в какое подразделение в УВД вы бы хотели перейти?
Спасибо за участие!
Приложение 9
СТРЕСС И СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Методика Холмса и Рейха (США)
Инструкция.
Подчеркните, пожалуйста, события, происшедшие с вами в течение последних 1-3 лет
Смерть мужа или жены Проблемы, связанные с деньгами
Развод Натянутые отношения с родственниками жены или мужа
Проблемы с разделом имущества после развода Эмоциональное напряжение, вызванное какими-либо личными проблемами
Смерть близкого члена семьи Возвращение жены на работу после декрета (уход жены с работы)
Судебный приговор Начало или прекращение учебы
Болезнь или травма Изменение уровня жизни
Женитьба (замужество) Трудности во взаимоотношениях с начальством
Потеря работы Перемена места жительства
Выход на пенсию (отставка) Нарушения в режиме отдыха
Проблемы со здоровьем в семье Инфляция
Беременность Нарушения в режиме сна
Сексуальные проблемы Менее тесное общение со своей семьей
Серьезные перемены на работе Нарушение режима питания
Финансовые проблемы Праздничные хлопоты
Смерть близкого друга Волнения, связанные с волокитой
Супружеские ссоры
Обработка данных События - уровень стресса (баллы)
Смерть мужа или жены - 100 Проблемы, связанные с деньгами - 31
Развод - 73 Натянутые отношения с родственниками жены или мужа - 29
Проблемы с разделом имущества после развода - 65 Эмоциональное напряжение, вызванное какими-либо
Смерть близкого члена семьи - 63 личными проблемами - 28
Судебный приговор - 63 Возвращение жены на работу (уход жены с работы) - 26
Болезнь или травма - 53 Начало или прекращение учебы - 26
Женитьба (замужество) - 50 Изменение уровня жизни - 25
Потеря работы - 47 Трудности во взаимоотношениях с начальством - 23
Выход на пенсию (отставка) - 45 Перемена места жительства - 20
Проблемы со здоровьем в семье - 44 Нарушения в режиме отдыха - 19
Беременность - 40 Инфляция - 17
Сексуальные проблемы - 39 Нарушения в режиме сна - 16
Серьезные перемены на работе - 39 Менее тесное общение со своей семьей - 15
Финансовые проблемы - 38 Нарушение режима питания - 15
Смерть близкого друга - 37 Праздничные хлопоты - 12
Супружеские ссоры - 35 Волнения, связанные с волокитой - 11
Ключ: Те люди, у которых сумма баллов превышает 160, имеют риск заболеть в течение следующих шести месяцев. Им необходимо улучшать стиль мышления, общения и жизни, улучшить психическое и физическое состояние, желательна консультация психолога.
Болезни, вызванные стрессом Перечень физических проявлений стресса
Повышенное давление, коронарный тромбоз, мигрень Аллергия, астма Интенсивный зуд Язвы Запоры Выпадение волос, поседение Желудочные заболевания Ревматоидные артриты Менструальные осложнения Г иперфункция щитовидной железы Диабет Кожные заболевания Депрессия или агрессивность Высокое кровяное давление, отсутствие аппетита, постоянное переедание из-за чрезмерного напряжения Частые расстройства пищеварения, изжога, запор или понос Бессонница Постоянное чувство усталости Повышенная потливость Нервный тик, постоянное покусывание ногтей, головные боли, мышечные судороги, тошнота, затруднения с дыханием, обмороки, слезливость без видимой причины Сексуальные проблемы Неспособность долго оставаться на одном месте
Приложение 10
Темы занятий Кадрового лектория с сотрудниками первого года службы
Занятие №1
Проблемы адаптации молодого специалиста к службе в ОВД. Опрос общественного мнения о проблемах первых дней службы (психолог подразделения)
Система УВД, порядок перевода по службе, присвоения очередных званий, порядок социального страхования, оформления очередных и кратковременных отпусков, порядок ознакомления с личным делом (начальник ОК, инспектор ОК)
Занятие № 2
Использование навыков общения с людьми для установления контакта и разрешения конфликтных ситуаций (психолог подразделения)
Финансовая дисциплина. Из чего состоит зарплата. Процентные надбавки, денежные премии, и от чего они зависят (начальник финчасти, бухгалтер)
Занятие № 3
Психические состояния, особенности проявления в критических ситуациях. Формирование психологической устойчивости к стрессу (психолог)
Дисциплинарная практика и статистика нарушений сотрудников первого года службы. Порядок увольнения. Поведение сотрудника милиции при попадании в зону внимания ОСБ, прокуратуры (сотрудник ОСБ)
Вещевое обеспечение, нормы, сроки и компенсационные выплаты (сотрудник ХОЗО).
Протокол беседы с руководителем (наставником)
по оценке процесса адаптации сотрудника первого года службы__________(шифр)
Изложите ваше мнение о сотруднике:
№ Вопросы-утверждения о сотруднике первого года службы Варианты ответов
Да Нет Затрудняюсь с ответом
1 Вы удовлетворены тем, как сотрудник выполняет служебные обязанности?
2 Дорожит службой
3 Проявляет старание
4 Ищет возможность перейти в другое подразделение
5 Развито самообладание, терпение
6 На занятиях, собраниях активен
7 Легко переключается с одной деятельности на другую
8 Легко усваивает новую информацию
9 Приходится повторять задание несколько раз
10 Легко запоминает инструкции
11 Развито чувство долга
12 Имеет организаторские способности
13 Проявлялась конфликтность
14 Были жалобы на здоровье
15 Были больничные листы
16 Работоспособность высокая
17 Принят коллективом положительно
18 Держится от коллектива обособленно
19 Проявил спортивные успехи
20 Считаете ли вы, что процесс адаптации стажера к службе в вашем подразделении закончился?
Подпись руководителя подразделения:
Дата:
Протокол заполняется в ходе беседы психологом или руководителем лично. Вкладывается в психологическую карту сотрудника.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ К СЛУЖБЕ
Е. В. Мысак, ст. психолог ОК
УВД г. Анжеро-Судженск
Успешная адаптация молодых сотрудников к службе зависит от многих факторов: от личностных особенностей самого стажера, активности его жизненной позиции, отношения к своему делу и коллективу, в который он пришел, отношения коллектива к молодому сотруднику. Важно, кто окажется рядом с новичком: будет это внимательный и чуткий наставник,
заинтересованный в профессиональном росте молодого сотрудника, либо человек, безразличный к нему.
В организации работы по адаптации молодежи к службе мы стремимся учитывать все эти моменты и выстраиваем работу не только с самим стажером, но и с его наставником, руководителем службы, используем возможности общественных формирований.
Профессиональная адаптация сотрудника к служебной деятельности пройдет более успешно при условии его сознательного настроя на раскрытие собственного творческого потенциала с целью приспособления выбранной профессии к себе (активная форма адаптации). Поэтому в практической работе с молодыми сотрудниками мы стремимся активизировать ряд психологических качеств, способствующих формированию самостоятельности личности, активной жизненной позиции. Среди них - самоконтроль, умение регулировать