Научная статья на тему 'Социальные аспекты организации процесса трудовой адаптации молодых специалистов выпускников вузов МВД России'

Социальные аспекты организации процесса трудовой адаптации молодых специалистов выпускников вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты организации процесса трудовой адаптации молодых специалистов выпускников вузов МВД России»

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ -ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

М. С. Шуклин, соискатель кафедры социологии и управления обще-

ственными отношениями Уральской академии государственной службы

Высокая социальная значимость функций органов внутренних дел предъявляет особые требования к профессиональной деятельности, уровню подготовки и компетентности сотрудников милиции, развитию мотивационной готовности к службе. Вместе с тем, проблема оптимизации подготовки спе-циалистов-профессионалов для ОВД не может быть решена в полной мере без анализа и учета причин, оказывающих влияние на закрепление в подразделениях ОВД вновь принятых сотрудников, в первую очередь, выпускников образовательных учреждений МВД России, так как именно они, на настоящий момент, остаются основным резервом комплектования территориальных органов внутренних дел профессионально подготовленными кадрами.

Необходимо отметить, что первоначальное представление о правоохранительных органах у молодых людей возникает задолго до поступления в ведомственное учебное заведение или поступления на службу в практические подразделения ОВД. Но, как правило, опосредованные познания данной деятельности односторонни и не всегда точно отражают реальную жизнь.

Поступив на службу, часть молодых специалистов психологически еще не осознает своего нового правового положения и соответствующих ему обязанностей. Новая обстановка, обуславливаемая высоким темпом и ритмом жизни, строгий распорядок требуют изменения прежних форм поведения, отказа от многих привычек в рамках выполнения новых обязанностей. Все это вызывает глубокие переживания, которые препятствуют скорейшей адаптации вновь принятого сотрудника в служебном коллективе и, в свою очередь, могут явиться причиной социально-психоло-гической напряженности, неудовлетворенности какими-либо характеристиками профессиональной деятельности, часто вследствие несовпадения ожидаемых представлений о службе в органах внутренних дел и существующего положения вещей.

Трудовая адаптация молодого специалис-

та в подразделениях органов внутренних дел проявляется в приспособлении и привыкании к характеру, режиму и условиям профессиональной деятельности в системе правоохранительных органов, в определенном уровне овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, в формировании необходимых профессиональных качеств личности сотрудника, являющихся условием успешного овладения данной специальностью. Под процессом трудовой адаптации также следует понимать такой период жизни молодого сотрудника, когда он активно и сознательно включается в новую для него сферу правоохранительной деятельности и соответствующую социальную среду, условия, нормы, правила и привычки профессионального поведения именно в этой сфере. Неудовлетворительная адаптация хотя бы к одному из компонентов, нарушение целостности всего процесса не позволяют говорить об успешности процесса адаптации в целом, что может привести к низкой эффективности и качеству служебной деятельности, дисциплинарным проступкам, проявлениям социально-психологической напряженности, вплоть до увольнения сотрудника из органов внутренних дел.

Для управления процессом трудовой адаптации, совершенствования его форм и методов необходимы соответствующие теоретические знания и практические навыки в разработке программы адаптации, соответствующая информация о целях адаптации, участниках процедур и действий в рамках программы адаптации.

Успешное подключение нового сотрудника к рабочему процессу предполагает достижение следующих целей:

- максимально быстрое достижение им рабочих показателей;

- привыкание к коллективу, его неофициальной структуре;

- освоение основных требований корпоративной культуры и правил поведения;

- снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым сотрудником;

— развитие у нового сотрудника позитивного отношения к обязанностям, содействие проявлению у него реальных ожиданий, удовлетворенности работой;

— сокращение текучести кадров.

Учитывая большое влияние процесса трудовой адаптации на эффективность труда, на «закрепляемость» молодых специалистов в подразделении, необходимо вовлечь в эту деятельность и реализацию программы трудовой адаптации руководителя подразделения, непосредственного руководителя вновь принятого сотрудника, наставника, штатного психолога подразделения. Деятельность этих лиц должна, на наш взгляд, заключаться в следующем.

Руководитель подразделения обеспечивает разработку программ трудовой адаптации, контроль ее выполнения, организацию подготовки необходимых документов, оценку результатов прохождения вновь принятым сотрудником испытательного срока;

Непосредственный руководитель предоставляет новому сотруднику информацию о рабочих обязанностях и ответственности (нормативы качества выполняемой работы, должностная инструкция, обязанности, продолжительность и распорядок дня, требуемая отчетность); различных правилах (правила внутреннего распорядка), поведение на рабочем месте, контроль нарушений, организация отдыха, приема пищи, перерывов, использование оборудования, виды помощи, в каких случаях она может быть оказана, список документов, с которыми новому сотруднику необходимо ознакомиться в первую очередь); назначает наставника.

Специалист службы психологического обеспечения профессиональной деятельности совместно с непосредственным руководителем новичка организует как общую систему развития для недавно работающих сотрудников, так и индивидуальную программу, направленную на формирование личностно-профессиональных качеств и навыков (потребность в которой для каждого молодого сотрудника определяет его наставник или непосредственный руководитель), осуществляет психологическое сопровождение сотрудника в процессе освоения им профессиональных навыков, способствует плавному вхождению в коллектив, согласованию личностных ценностей с нормами корпоративной культуры.

Наставник помогает молодому сотруднику освоить необходимые технологии, понять специфику и динамику различных процессов в сфере его профессиональной

деятельности, знакомит с должностными обязанностями, внутренним распорядком, стилем управления, особенностями культуры, традициями, нормами, принятыми в группе, где будет работать сотрудник и в подразделении в целом. Знакомит стажера с организационной структурой и схемой подчинения, с процедурой коммуникации и связей по должности, с основными процедурами и политикой в отношении персонала (при необходимости).

Можно выделить следующие основные этапы подготовки и реализации программы трудовой адаптации курсантов и молодых специалистов ОВД и, соответственно, задачи по оптимизации указанного процесса.

I. Этап профессиональной ориентации. Продолжается в течение обучения в ведомственном образовательном учреждении до начала практической службы молодого сотрудника в конкретном подразделении внутренних дел.

В рамках первого этапа, для повышения уровня эффективности его прохождения рекомендуется выполнение следующих задач:

1. Тщательное изучение мотивации поступления на службу, семейного и бытового окружения кандидата, особенностей его мировоззрения и системы ценностей;

2. Активная работа сотрудников отделов комплектования подразделений ГРУОВД с курсантами ведомственных образовательных учреждений - «ресурсом» потенциальных кандидатов. Ориентирование их для службы в конкретной сфере профессиональной деятельности, на конкретной должности;

3. Предварительное изучение и психологическое исследование кандидатов перед принятием на службу, выработка рекомендаций по их наиболее целесообразному использованию в соответствии с субъективными особенностями кандидатов;

Сегодня в органах внутренних дел продолжает отмечаться дефицит квалифицированных кадров, ежегодно большой процент выпускников вузов МВД России по различным причинам увольняется со службы. В ходе бесед с курсантами часто выясняется, что мотивом поступления в юридический институт МВД России, является получение бесплатного юридического образования, а не служба в органах внутренних дел.

Анализ положения, сложившегося в системе подготовки квалифицированных милицейских кадров, особенно в условиях перестройки системы образования России и реформирования системы МВД России,

когда четко обозначилась востребованность сотрудника нового типа, обладающего высокой мобильностью, готовностью к непрерывному самообразованию и саморазвитию и вместе с тем понимающего значение субординации, исполнительности, подчинения приказам и других сторон милицейской службы, говорит о том, что выход из сложившейся ситуации следует искать как в социально-экономи-ческой сфере, так и на путях разработки новых научных подходов и педагогических технологий.

В Постановлении Правительства РФ о концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. среди приоритетов образовательной политики отмечена отработка и реализация системы специализированной подготовки — профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Речь идет об отработке гибкой системы профилей, их объединения с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, усиления роли учебных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся, их включение в профориентацию и предпрофессиональную подготовку.

Проблемы совместной профориентаци-онной деятельности вузов и общеобразовательных учреждений в настоящее время становятся все более актуальными, создаются учебные комплексы «школа — вуз», «школа

— лицей — колледж», «гимназия - колледж

- вуз».

В последние десятилетия совместная профориентационная деятельность приобретает статус самостоятельного научного объекта. Данная проблема стала предметом исследования Н.В. Беляевой, К.Я. Вазиной,

Н.Н. Заха-рова, В.Д. Лашкеевой, А.П. Бухтиярова и др. Однако в перечисленных работах не нашла отражение специфика создания системы совместной профориентационной деятельности юридического института МВД России и общеобразовательных учреждений. В данном случае под системой понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих новое целое.

Создание данной системы позволит реализовать педагогические подходы, ориентирующие на активизацию совместной профориентационной деятельности юридического института МВД России и общеобразовательных учреждений, привлечь к участию в профориентационной деятельности специалистов органов внутренних дел и работников управления органами управления об-

разования различного уровня, организовать единое профориентационное пространство, охватывающее вуз МВД России и общеобразовательные учреждения.

Система совместной деятельности юридического институ та МВД России и общеобразовательных учреждений позволит наиболее эффективно и полно использовать все направления профориентационной работы:

Профессиональное просвещение

(профииформацию);

Преоптация, т.е. формирование первоначальных профессиональных

представлений;

Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к профессии;

Профессиональная консультация;

Профессиональный отбор, т.е. определение профпригодности к конкретной должности в соответствии с нормативными требованиями;

Первоначальный этап социально-профессиональной адаптации;

Профессиональное воспитание, ставящее целью формировать у учащихся чувство долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Совместная профориентационная деятельность юридического института МВД России и общеобразовательных учреждений как процесс взаимодействия профессорско-преподавательского состава, командиров вуза и педагогических коллективов по подготовке учащихся к выбору милицейской профессии позволит дать будущим абитуриентам более высокий уровень подготовки, лучше адаптировать их к восприятию профессиональных образовательных программ и дисциплинарных требований, сформировать достаточно высокую мотивационную готовность к учебе в вузе МВД России и дальнейшей службе в органах внутренних дел. Такого рода ориентация даст возможность снизить уровень «отсева» курсантов по причине неуспеваемости, нежелания учиться, подготовит их к принятию требований командного состава и поможет быстрее и эффективнее адаптироваться к специфическим особенностям службы.

Кроме того, создание системы совместной профориентационной деятельности юридического института МВД России и общеобразовательных учреждений позволит подготовить молодежь к сознательному выбору профессии сотрудника милиции, сформировать милицейским вузам свой контингент

абитуриентов и предоставить возможность выбора лучших из них.

II. Этап вхождения в трудовую деятельность. Начинается с момента принятия молодого сотрудника на службу в подразделение ОВД и заканчивается по мере достижения указанных выше целей адаптации.

Работа в рамках второго этапа должна включать в себя выполнение следующего блока задач.

1. Во время испытательного срока необходимо проводить глубокое изучение индивидуально-личностных особенностей с использованием методик, позволяющих определить эмоциональное состояние, степень адаптации к службе, конфликтности и других важных характеристик личности вновь принятого сотрудника (стажера). Задания молодых сотрудников, планируемые результаты, оценка итогов и выводы рекомендуется фиксировать в «Индивидуальном плане работы на испытательный срок» (см. Приложение), который состоит из двух частей: вхождение в должность и работа в должности.

План вхождения в должность. Рассчитан на один месяц работы, начиная со дня приема. Составляется в конце первой недели непосредственным руководителем, согласовывается с отделом кадров и психологом и доводится до сведения сотрудника (под роспись). Предполагает полное освоение новичком его обязанностей, хорошую ориентацию в деятельности и структуре подразделения (службы). Записывается в первой части «Индивидуального плана работы на испытательный срок», где и фиксируются результаты его выполнения. На этой стадии оцениваются адаптивность и обучаемость молодого специалиста.

План работы в должности. Рассчитан на остальную часть испытательного срока. Молодой сотрудник, совместно с наставником и непосредственным руководителем составляет программу своей деятельности на каждый месяц. Итоги выполнения фиксируются во второй части «Индивидуального плана работы на испытательный срок». В этот период оценивается соответствие сотрудника занимаемой должности, его профессиональные знания, соблюдение дисциплины, потенциал и возможности дальнейшего роста.

2. Психологическое обследование молодых специалистов (стажеров) должно проводиться не менее двух раз за период стажировки, на основе полученных результатов психолог готовит рекомендации по индивидуально-воспитательной работе для ко-

мандиров подразделений и наставников. По окончанию испытательного срока начальники служб, наставники предоставляют аттестационной комиссии отчет о работе сотрудника. Психолог готовит своё заключение на стажёра.

3. Проводить наблюдения за деятельностью и поведением стажера в служебной и бытовой обстановке, при выявлении у стажера каких-либо отклонений в поведении, в адаптации к оперативно-служебной деятельности, негативных черт характера, ставить в известность психолога подразделения.

4. Проводить работу с молодыми сотрудниками, проработавшими в ОВД от 1 до 3-х лет, с целью выяснения их адаптации в коллективе, к условиям службы. Собранные сведения являются важной информацией для обоснования в дальнейшем личностей сотрудников, о степени их адаптации к службе, позволяют спланировать организацию служебной деятельности, оказать помощь в процессе становления профессиональных навыков у молодых сотрудников, выявить элементы дезадаптации сотрудника и оказать своевременную коррекционную помощь.

Организация работы на первых двух этапах требует согласованных, скоординированных действий всех субъектов управления процессом профессиональной адаптации под руководством начальника подразделения и его заместителей.

Для совершенствования системы управления процессом трудовой адаптации молодых специалистов в подразделениях органов внутренних дел целесообразно создавать координационный орган по работе с данной категорией сотрудников. Таким координирующим органом может стать Совет наставников в подразделении.

III. Этап самостоятельного профессионального развития молодого сотрудника в коллективе ОВД. На этом этапе принимается окончательное решение о приобщении к профессии, постигаются тонкости профессионального мастерства, осуществляется переход адаптанта к стабильной работе, постепенно преодолеваются производственные и межличностные проблемы, сотрудник «притирается» к коллективу, стабильно выполняет требования должностной инструкции. В это время необходимо создать условия для его дальнейшего активного самосовершенствования и профессионального роста.

Смена этапов адаптации должна характеризоваться, во-первых, постепенным

уменьшением активности «сопровождения» молодого сотрудника со стороны основных субъектов управления процессами профессиональной адаптации, во-вторых - увеличением его профессиональной самоотдачи и достижением оптимальной результативности в служебной деятельности.

На наш взгляд, процесс адаптации можно считать законченным, если:

1) работа не вызывает у сотрудника чувства напряжения, страха, неуверенности, стала привычной для него;

2) сотрудник овладел необходимым объемом знаний и навыков;

3) поведение новичка отвечает требованиям его должности и начальства;

4) рабочие показатели сотрудника соответствуют установленным нормативам;

5) у сотрудника выражено желание совершенствоваться в профессии;

6) сотрудник считает оценку своего трудового вклада справедливой.

В заключении необходимо отметить следующее. Поступая на службу в органы внутренних дел, человек осуществляет кардинальное изменение своей жизни, он становится выразителем и защитником интересов общества и законов, по которым оно живет. Это накладывает не только большую ответственность за свои действия, но и предъявляет особые требования к профессионализму молодых сотрудников ОВД.

Первые годы работы в ОВД характеризуются приобщением к профессии, происходит формирование сознательного отношения к своей деятельности. Вхождение молодого специалиста в избранную им профессию является решающим еще и потому, что от того, насколько легко или трудно, быстро или медленно он будет осваиваться в своей деятельности, будет зависеть, как сложится его дальнейший трудовой путь.

Следует отметить, что это время является кризисным, определяющим развитие молодого сотрудника ОВД. Он сталкивается с множеством проблем и психологических трудностей, которые затрудняют процесс вхождения в должность, приводят к ряду негативных явлений: возникновению отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива, снижению производительности труда и т.п. В результате возникает проблема закрепления молодых сотрудников на своих должностях, которая разрешима лишь в случае целенаправленного изучения кризисов профессионального становления молодых сотрудников и формирования системы комплексных

мер по их профилактике.

Итак, после завершения профессионального образования молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется ситуация профессионального развития: новый разновозрастный коллектив и профессиональные ценности, другие функциональные обязанности, иная социальная роль и иерархическая система производственных отношений, напряженность графика работы, принципиально новый вид деятельности — профессиональной.

Уже при выборе профессии молодой человек имел определенное представление о будущей работе. В учебном заведении МВД России оно значительно обогатилось. Наступает время реального выполнения профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают у выпускников большие трудности. И основная причина их возникновения является следствием несовпадения реалий профессиональной деятельности со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной действительности ожиданиям молодого специалиста вызывают кризис профессиональных экспектаций.

Переживание этого кризиса может выражаться в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями профессиональной деятельности и заработной платой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

• конструктивный (активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы);

• деструктивный (увольнение, смена специальности, неактивное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций).

Преодоление кризисных явлений требует от личности профессионального поступка и психологически компетентного отношения к себе. Не каждый человек может самостоятельно найти конструктивный выход из кризиса. Необходимо объединение усилий руководителя, наставника, психолога подразделения и работников кадрово-воспитательного аппарата в процессе профессионального становления молодого сотрудника, их совместное влияние на интенсивность этого процесса, совместное установление критериев и путей целен аправленного, сознательного управления. Это задача первостепенной важности для ОВД, от решения

которой зависит качество службы молодого специалиста и эффективность его включения в профессиональную деятельность подразделения.

Конструктивно переживая кризис, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития. Это связано с тем, что кризис приводит к перестройке психологической структуры личности. Порождая социальнопсихологическую напряженность, кризис стимулирует профессиональное развитие. Человек, находящийся в постоянном поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, повышающий свою квалификацию, стремящийся реализовать себя в работе, имеет больше шансов на успешное преодоление кризиса профессиональных экспектаций.

Действенным средством преодоления кризисов могут являться тренинги личностного и профессионального роста, семинары по выработке сценариев профессионального становления. Организация работы по данным направлениям требует согласованных действий всех субъектов, участвующих в процессе профессионального становления молодых сотрудников ОВД. Только высокая ответственность, четкое планирование всех этапов трудовой адаптации, постоянное наблюдение за ходом указанного процесса (мониторинг) и своевременное внесение в него корректив позволяет достичь поставленной цели - пополнить ряды ОВД профессиональными кадрами, эффективно решать задачи по закреплению молодых специалистов в подразделения органов внутренних дел.

Приложение 1

Индивидуальный план работы с молодым специалистом

на испытательный срок

Ф.И.О.___________________________Должность_______________________________________________

Наставник________________________Руководитель, подразделение_____________________________

Часть 1.

Оценка степени адаптивности и обучаемости сотрудника:

__ниже среднего__средняя___выше среднего

№ Задание Планируемый результат Фактический результат Оценка по 7-балльной шкале

Наставник Руководитель

Комментарии:________________________________________________________________________________

Ознакомлен (а)___________________________________________\__________________________________

Подпись сотрудника Расшифровка подписи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психолог подразделения____________________________________\_________________________________

Отдел кадров___________________________________\_________________________________________

Дата «_____»___________________200___г.

Оценка специалиста 1. Выполнение порученной работы (справляется ли за установленное время).

На работу затрачивается гораздо больше времени, чем это 1 2 •*> О 4 5 6 7 На работу затрачивается гораздо меньше времени, чем это диктуется опытом или

диктуется опытом или планом. планом.

2. Качество работы (насколько она выполняется тщательно, точно, добросовестно, отсутствуют ли ошибки, учитываются ли указания и точки зрения руководителя)

Работу постоянно необходимо 1 4 5 6 7 Результаты работы всегда на высоком

существенно переделывать 1 уровне

3. Уровень профессиональной подготовки (хорошо ли сотрудник ориентируется в предмете своей деятельности, обладает ли достаточными квалификационными навыками для выполнения обязанностей)

Знание предмета своей деятельности слабые, профессиональные навыки развиты недостаточно 1 2 3 4 5 6 7 Отлично ориентируется в предмете своей деятельности, обладает высоким уровнем

развития профессиональных навыков

4. Совместная работа (сотрудничает ли с коллегами при решении задач, есть ли готовность поделиться знаниями и умениями, оказать поддержку, консультируется ли)

Не любит и не умеет работать в группе, редко принимает и 1 2 3 4 5 6 7 Проявляет выраженную склонность к работе в группе, всегда эффективно со-

предлагает помощь трудничает с другими

5. Способность к деловому общению (умеет ли четко выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника)

Высказывания воспринимаются с трудом; не умеет слушать 1 2 Я 1 6 7 Речь хорошо воспринимается, убедительна; умеет слушать собеседника,

собеседника, не стремиться к взаимопониманию стремиться достичь полного взаимопонимания

6. Умение письменно излагать информацию (может ли подготовить служебную записку, отчет)

Тексты необходимо постоянно переделывать, т.к. они трудны 1 ■л 4 5 в 7 Тексты всегда логичны, легко воспри-

для восприятия, нелогичны, не соответствуют стандартам нимаются, соответствуют стандартам

7. Самостоятельность (может ли выполнять порученную работу без посторонней помощи)

Без посторонней помощи не Даже нестандарт ные и сложные зада-

знает, что предпринять, при 1 2 3 4 э 6 7 ния успешно выполняет без посторон-

малейших трудностях теряется ней помощи

8. Умение доводить начатое дело до конца (способен ли это осуществлять без напоминаний и постоянного контроля со стороны руководства).

Требует постоянного напомина- 1 5 Получив задание всегда доводит дело

ния и жесткого контроля выполнения работы 2 4 6 7 до конца без напоминаний

Отзыв руководителя:

Предложения по дальнейшей работе сотрудника:________________________________

«______»__________________200___года Подпись__________________\_____________

Заполняется психологической службой подразделения

Средний балл оценки заданий________________________________________

Средний балл по всем параметрам____________________________________

Выводы (на основании среднего балла делается вывод о потенциале сотрудника):

Средний балл 11отенциал испытуемого

ДоЗ Не соответствует занимаемой должности

От 3 до 4 Неполное служебное соответствие

От 4 до 5 В целом соответствует занимаемой должности

От 5 до 6 Полностью соответствует занимаемой должности

Более 6 Заслуживает выдвижения на более высокую должность

Рекомендации:___________________________________________________________________

Начальник психологический службы подразделения__________________________________\

Решение:________________________________________________________________________

«_____»______________________________200___г.________________________________\ _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.