УДК 37.062.1
Маликов Е.Д. студент группы АИС-31 ФМиИТ СФ УУНиТ Шейко Г.А. старший преподаватель кафедра физвоспитания СФ УУНиТ РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация: статье рассматриваются основные проблемы адаптации первокурсников в высших учебных заведениях. Обсуждаются возможные решения,, которые помогут студентам успешно интегрироваться в новую образовательную среду.
Ключевые слова: образование, студенты, адаптация, академическая успеваемость, мотивация, коммуникация, социальные связи.
Malikov E.D student of group AIS-31 FMaIT Sterlitamak Branch Ufa University of Science and Technology
Sheiko G. A senior teacher of departments physical education Sterlitamak Branch Ufa University of Science and Technology
ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract: the article discusses the main problems of the development of first-year students in higher educational institutions. Possible solutions are discussed that help students successfully integrate into the new educational environment.
Key words: education, students, adaptation, academic significance, motivation, communication, social connections.
Адаптация первокурсников в условиях высшего учебного заведения представляет собой критически важный и одновременно сложный этап в академической и личной жизни студентов. Переход от школьного к университетскому обучению сопряжен с радикальными изменениями в распорядке дня, учебной нагрузке и социальной среде, что требует от
студентов значительной перестройки как в академическом, так и в личностном плане.
Выделяют несколько форм адаптации:
1. Формальная адаптация охватывает процесс познавательно-информационного приспособления студентов к новым условиям обучения в вузе. Первокурсники сталкиваются с необходимостью освоения не только учебных программ и предметов своей специальности, но и правил внутреннего распорядка, требований учебной дисциплины и особенностей организации учебного процесса.
2. Общественная адаптация подразумевает приспособление студентов к новому социальному окружению. Переход в вуз часто связан с разрывом прежних социальных связей и требует формирования новых контактов среди однокурсников и преподавателей..
3. Дидактическая адаптация связана с приспособлением студентов к новым формам и методам учебной работы в вузе. Форматы лекций, семинаров, лабораторных и самостоятельных занятий могут существенно отличаться от привычных школьных уроков. Студенты сталкиваются с необходимостью обработки больших объемов информации, самостоятельного изучения материала и выполнения научно-исследовательских проектов[4].
Для успешной адаптации первокурсников в условиях высшего учебного заведения необходимо учитывать несколько ключевых аспектов, которые помогут студентам преодолеть трудности перехода от школьного к университетскому обучению. Важным шагом является обучение правилам и структуре университета. Проведение вводных занятий и семинаров позволит первокурсникам ознакомиться с учебными программами, внутренним распорядком и требованиями к учебной дисциплине. Разработка информационных ресурсов, таких как буклеты или онлайн-платформы, предоставит доступ к расписаниям, контактам преподавателей и другим важным данным.
Создание поддерживающей социальной среды также играет значительную роль в адаптации. Организация мероприятий, таких как встречи, спортивные игры и культурные события, способствует знакомству студентов друг с другом и формированию новых социальных связей. Формирование студенческих клубов и организаций по интересам помогает первокурсникам находить единомышленников и легче интегрироваться в коллектив. Социальная адаптация первокурсников в вузе может быть значительно облегчена через организацию работы студентов в парах. Преподаватели могут использовать этот метод для создания условий, в которых студенты смогут взаимодействовать, обсуждать учебный материал и обмениваться мнениями. Работа в парах способствует формированию дружеских связей и улучшает коммуникативные навыки. Кроме того, такой подход позволяет более опытным студентам помогать тем, кто испытывает трудности, что создает атмосферу поддержки. В результате, совместная
работа не только улучшает усвоение материала, но и способствует успешной интеграции первокурсников в университетскую жизнь.
При дидактической адаптации первокурсников в условиях высшего учебного заведения студенты должны активно работать над несколькими ключевыми аспектами, чтобы успешно освоить новые формы и методы учебной деятельности. Важным шагом является осознание различий между школьным и университетским обучением, что требует от студентов самостоятельности и ответственности за свое обучение. Первокурсникам следует развивать навыки планирования и организации своего учебного времени. Эффективное использование методов, таких как создание конспектов, использование флеш-карт и ведение записей, поможет лучше усваивать материал и систематизировать информацию. Студенты также должны активно участвовать в учебном процессе, задавая вопросы преподавателям и обращаясь за помощью при возникновении трудностей. Это не только способствует лучшему пониманию сложных тем, но и формирует навыки коммуникации и взаимодействия с преподавателями. Кроме того, важно вовлекаться в групповые проекты и обсуждения, что помогает развивать навыки работы в команде и критического мышления. Участие в семинарах и лабораторных занятиях позволяет студентам применять теоретические знания на практике, что является важной частью дидактической адаптации. Не менее значимой является работа над собственными мотивациями и целями. Студенты должны осознать важность выбранной специальности и стремиться к её освоению, что поможет укрепить их интерес к учебе.
Таким образом, успешная адаптация первокурсников к учебному процессу в вузе требует осознанного подхода к самоорганизации, планированию времени и активного участия в социальной жизни университета. Эти аспекты способствуют быстрому включению в учебный процесс и созданию прочного фундамента для дальнейших академических и личностных успехов.
Использованные источники:
1. Шаршов И.А., Королева А.В., Прокудин Ю.П. Проблемные аспекты личностно-профессиональной адаптации студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 182. С. 7-13.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология : учебник для вузов / А.Г. Маклаков. -Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 583 с.
3. Свинарева О.В. Роль педагогического сопровождения адаптации обучающихся образовательных организаций высшего образования в формировании здоровья будущих специалистов // Образовательный вестник «Сознание». 2016. №12.
4. Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник ОГУ. 2014. №3 (164)