Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / студенты / адаптация / академическая успеваемость / мотивация / коммуникация / социальные связи. / education / students / adaptation / academic significance / motivation / communication / social connections.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Маликов Е. Д., Шейко Г. А.

статье рассматриваются основные проблемы адаптации первокурсников в высших учебных заведениях. Обсуждаются возможные решения,, которые помогут студентам успешно интегрироваться в новую образовательную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

the article discusses the main problems of the development of first year students in higher educational institutions. Possible solutions are discussed that help students successfully integrate into the new educational environment.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

УДК 37.062.1

Маликов Е.Д. студент группы АИС-31 ФМиИТ СФ УУНиТ Шейко Г.А. старший преподаватель кафедра физвоспитания СФ УУНиТ РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация: статье рассматриваются основные проблемы адаптации первокурсников в высших учебных заведениях. Обсуждаются возможные решения,, которые помогут студентам успешно интегрироваться в новую образовательную среду.

Ключевые слова: образование, студенты, адаптация, академическая успеваемость, мотивация, коммуникация, социальные связи.

Malikov E.D student of group AIS-31 FMaIT Sterlitamak Branch Ufa University of Science and Technology

Sheiko G. A senior teacher of departments physical education Sterlitamak Branch Ufa University of Science and Technology

ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Abstract: the article discusses the main problems of the development of first-year students in higher educational institutions. Possible solutions are discussed that help students successfully integrate into the new educational environment.

Key words: education, students, adaptation, academic significance, motivation, communication, social connections.

Адаптация первокурсников в условиях высшего учебного заведения представляет собой критически важный и одновременно сложный этап в академической и личной жизни студентов. Переход от школьного к университетскому обучению сопряжен с радикальными изменениями в распорядке дня, учебной нагрузке и социальной среде, что требует от

студентов значительной перестройки как в академическом, так и в личностном плане.

Выделяют несколько форм адаптации:

1. Формальная адаптация охватывает процесс познавательно-информационного приспособления студентов к новым условиям обучения в вузе. Первокурсники сталкиваются с необходимостью освоения не только учебных программ и предметов своей специальности, но и правил внутреннего распорядка, требований учебной дисциплины и особенностей организации учебного процесса.

2. Общественная адаптация подразумевает приспособление студентов к новому социальному окружению. Переход в вуз часто связан с разрывом прежних социальных связей и требует формирования новых контактов среди однокурсников и преподавателей..

3. Дидактическая адаптация связана с приспособлением студентов к новым формам и методам учебной работы в вузе. Форматы лекций, семинаров, лабораторных и самостоятельных занятий могут существенно отличаться от привычных школьных уроков. Студенты сталкиваются с необходимостью обработки больших объемов информации, самостоятельного изучения материала и выполнения научно-исследовательских проектов[4].

Для успешной адаптации первокурсников в условиях высшего учебного заведения необходимо учитывать несколько ключевых аспектов, которые помогут студентам преодолеть трудности перехода от школьного к университетскому обучению. Важным шагом является обучение правилам и структуре университета. Проведение вводных занятий и семинаров позволит первокурсникам ознакомиться с учебными программами, внутренним распорядком и требованиями к учебной дисциплине. Разработка информационных ресурсов, таких как буклеты или онлайн-платформы, предоставит доступ к расписаниям, контактам преподавателей и другим важным данным.

Создание поддерживающей социальной среды также играет значительную роль в адаптации. Организация мероприятий, таких как встречи, спортивные игры и культурные события, способствует знакомству студентов друг с другом и формированию новых социальных связей. Формирование студенческих клубов и организаций по интересам помогает первокурсникам находить единомышленников и легче интегрироваться в коллектив. Социальная адаптация первокурсников в вузе может быть значительно облегчена через организацию работы студентов в парах. Преподаватели могут использовать этот метод для создания условий, в которых студенты смогут взаимодействовать, обсуждать учебный материал и обмениваться мнениями. Работа в парах способствует формированию дружеских связей и улучшает коммуникативные навыки. Кроме того, такой подход позволяет более опытным студентам помогать тем, кто испытывает трудности, что создает атмосферу поддержки. В результате, совместная

работа не только улучшает усвоение материала, но и способствует успешной интеграции первокурсников в университетскую жизнь.

При дидактической адаптации первокурсников в условиях высшего учебного заведения студенты должны активно работать над несколькими ключевыми аспектами, чтобы успешно освоить новые формы и методы учебной деятельности. Важным шагом является осознание различий между школьным и университетским обучением, что требует от студентов самостоятельности и ответственности за свое обучение. Первокурсникам следует развивать навыки планирования и организации своего учебного времени. Эффективное использование методов, таких как создание конспектов, использование флеш-карт и ведение записей, поможет лучше усваивать материал и систематизировать информацию. Студенты также должны активно участвовать в учебном процессе, задавая вопросы преподавателям и обращаясь за помощью при возникновении трудностей. Это не только способствует лучшему пониманию сложных тем, но и формирует навыки коммуникации и взаимодействия с преподавателями. Кроме того, важно вовлекаться в групповые проекты и обсуждения, что помогает развивать навыки работы в команде и критического мышления. Участие в семинарах и лабораторных занятиях позволяет студентам применять теоретические знания на практике, что является важной частью дидактической адаптации. Не менее значимой является работа над собственными мотивациями и целями. Студенты должны осознать важность выбранной специальности и стремиться к её освоению, что поможет укрепить их интерес к учебе.

Таким образом, успешная адаптация первокурсников к учебному процессу в вузе требует осознанного подхода к самоорганизации, планированию времени и активного участия в социальной жизни университета. Эти аспекты способствуют быстрому включению в учебный процесс и созданию прочного фундамента для дальнейших академических и личностных успехов.

Использованные источники:

1. Шаршов И.А., Королева А.В., Прокудин Ю.П. Проблемные аспекты личностно-профессиональной адаптации студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 182. С. 7-13.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология : учебник для вузов / А.Г. Маклаков. -Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 583 с.

3. Свинарева О.В. Роль педагогического сопровождения адаптации обучающихся образовательных организаций высшего образования в формировании здоровья будущих специалистов // Образовательный вестник «Сознание». 2016. №12.

4. Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник ОГУ. 2014. №3 (164)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.