Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 2
УДК 65.015.1
АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА АВИАПРЕДПРИЯТИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
А. В. Кацура*, Д. Е. Строков, А. А. Кацура, А. А. Громова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: pnk-sibsau@mail.ru
Авторами предложены меры для реализации с целью повышения качества адаптации персонала в организации по техническому обслуживанию воздушных судов.
Ключевые слова: персонал, техническое обслуживание, адаптация.
PERSONNEL ADAPTATION AS THE KEY FACTOR OF FLOW PROCESS
IN AVIATION ENTERPRISE
A. V. Katsura*, D. E. Strokov, A. A. Katsura, A. A. Gromova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pnk-sibsau@mail.ru
The authors propose the measures for improvement of personnel adaptation quality in aircraft technical maintenance organization.
Keywords: personnel, technical maintenance, adaptation.
Методы управления процессом адаптации представляют собой комплекс необходимых действий для новых сотрудников любого уровня. Вместе с тем процесс адаптации сотрудника индивидуален как с точки зрения его личностных качеств, так и с точки зрения его работы. Существенные различия касаются объема и содержания представляемой в начальный период информации. Различия могут относиться и к участникам самого процесса адаптации. Для рабочего наставником может быть коллега по подразделению.
Результаты адаптации молодого специалиста отражаются на показателях работы всей организации в виде потерь рабочего времени, дополнительных издержек, связанных с переквалификацией, и др. сокращение текучести кадров в настоящее время в определенной мере зависит от адаптации человека к производственной и социальной среде, вхождения человека в новый для него коллектив [1]. Поэтому процессу адаптации молодого специалиста необходимо уделять должное внимание.
Комплексный подход к организации работы с молодыми специалистами, а также планирование ее на перспективу являются основой успешной их адаптации, способствуют росту трудовой активности, повышению квалификации и профессионального мастерства.
Для молодого специалиста в период адаптации большую опасность представляет некомпетентный первый руководитель, безразличный к его нуждам и потребностям и чинящий различные препятствия вместо помощи.
Приход в новую организацию - психологически сложный момент для любого человека. Если он не ощущает поддержки со стороны организации, у него появляются сомнения в правильности выбора нового места работы, происходят ошибки в рабочем процессе, причины которых кроются в психологически некомфортном, неуверенном состоянии человека.
Новый сотрудник также заинтересован в том, чтобы его как можно быстрее и без каких-либо осложнений ввели в курс дела. Если новый сотрудник хорошо проинструктирован, он будет
Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»
испытывать доверие к руководителю, организации, усвоит их требования, будет комфортно себя чувствовать, эффективно и с желанием работать.
Предприятие ООО «Сибирь Техник» занимается обслуживанием воздушных судов зарубежного производства, однако большинство российских авиационных высших учебных заведений до сих пор преподают советскую авиационную технику и российское авиационное законодательство [2]. Из этого следует, что молодые специалисты, пришедшие на авиапредприятие, плохо ориентируются в технической эксплуатации и ремонте воздушных судов зарубежного производства, в связи с рядом особенностей. Поэтому процесс адаптации и переобучения крайне важен для молодого специалиста в авиапредприятиях, обслуживающих воздушные суда зарубежного производства.
В ходе анализа процесса адаптации молодых специалистов были выявлены потери. Потери заключаются в том, что новый сотрудник не получает должным образом необходимые знания и навыки для последующей самостоятельной работы, в связи с занятостью наставника, назначенного из числа инженерно-технического персонала (ИТП) [3]. Наставник, в свою очередь, вынужден постоянно отвлекаться от работы и объяснять некоторые элементарные, на его взгляд, вещи молодому специалисту.
Предложенный метод оптимизации данного процесса сводит к минимуму взаимодействие ИТП и молодого специалиста на начальном этапе адаптации. Метод основан на лучшем восприятии человеком визуальной информации, по сравнению с другими видами получения информации. За основу взяты видео-пособия созданные компанией Airbus по обслуживанию воздушных судов (ВС) Airbus A320. В видео-пособиях по обслуживанию ВС Airbus A320 пошагово рассказывается и показывается выполнение различных видов работ, согласно руководству по техническому обслуживанию ВС (AMM).
На примере видео-пособия компании Airbus, необходимо создать ряд видео-инструкций, помогающих ознакомиться молодому специалисту с предприятием. Предлагается разделить курс на две части: вводную стажировку и стажировку авиамеханика. Курс вводной стажировки должен содержать информацию: о структуре предприятия; о здании ангара; расположении подразделений, их назначения и взаимодействия между ними; о расположении и назначении оборудования; о технике пожарной безопасности и средствах пожаротушения, применяемых на предприятии; о нормах безопасности и охраны труда. Курс стажировки авиамеханика должен содержать информацию: общую информацию о каждом типе ВС, обслуживаемым предприятием; о распорядке рабочего дня; о порядке получения заданий и о взаимодействии с сертифицирующим персоналом при выполнении этих заданий; информацию из стажировочного листа квалифицированного механика с описанием выполнения различных работ от открывания дверей и люков ВС до замены колёс и смазки шасси.
Таким образом, предложенный метод помогает молодым специалистам на начальном уровне адаптации в предприятии, даёт исчерпывающие знания по устройству работы в организации и о базовых навыках технического обслуживания ВС. Благодаря высокому базовому уровню молодого специалиста после изучения видеопрограммы, повышается скорость и качество технического обслуживания ВС, а также снижаются потери времени у ИТП на переобучение и адаптацию молодых специалистов.
Библиографические ссылки
1. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приёмы и методы. М. : Альпина Паблишер, 2012. 144 с.
2. Далецкий С. В., Деркач О. Я., Петров А. Н. Эффективность технической эксплуатации самолётов гражданской авиации. М. : Воздушный транспорт, 2002. 216 с.
3. Производство без потерь для рабочих / пер. с англ. М. : Ин-т комплексных стратегических исследований, 2008. 160 с.
© Кацура А. В., Строков Д. Е., Кацура А. А., Громова А. А., 2018