Эксплуатация и надежность авиационной техники
УДК 658.51
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО ОБМЕННОГО ФОНДА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ
И. П. Ковель, Д. Е. Строков, А. А. Кацура, А. А. Громова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: pnk-sibsau@mail.ru
Рассмотрена возможность создания авиапредприятиями обменного фонда запасных частей и авиационной техники с целью совместного пользования по заранее согласованным правилам.
Ключевые слова: обменный фонд, запасные части, авиация.
OPTIMIZING ENTERPRISE ACTIVITY BY DEVELOPING SPARE PARTS OF EXCHANGE FUND
I. P. Kovel', D. E. Strokov, A. A. Katsura, A. A. Gromova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pnk-sibsau@mail.ru
The article considers possibility of developing spare parts and aircraft exchange fund by enterprises in order to joint use in accordance with agreed rules.
Keywords: exchange fund, spare parts, aviation.
Авиапредприятия создают союз перевозчиков, аккумулируя провозные возможности участников кооперации, и распределяют поступающие заказы между собой. Кооперация подразумевает также создание крупных складов запасных частей, для поддержки авиапарка нескольких авиакомпаний. Создание такого склада имеет два основных преимущества. Во-первых, экономия затрат на закупку запасных частей и поддержания их запаса. Во-вторых, оптимизация затрат на содержание структуры материально-технического обеспечения эксплуатации [1].
Авиационные запасные части имею достаточно высокую стоимость [2]. Создание обменного фонда позволит авиационным предприятиям существенно снизить затраты на закупку запасных частей, что частично достигается благодаря распределению расходов на содержание материально-технического обеспечения между участниками кооперации. Важным аргументом в пользу создания совместного обменного фонда является, к примеру, стоимость запасного комплекта авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО) для трех вертолетов Ми-8. Если предположить, что все три воздушных судна (ВС) имеют одинаковый состав АиРЭО, то стоимость одного комплекта составит 55 млн руб. Однако, на сегодняшний день большинство ВС не имеют в своем составе полностью взаимозаменяемое АиРЭО. Таким образом, в пересчете на разнотипный состав АиРЭО стоимость запасного комплекта составит 175 млн. руб. (рис. 1).
Наиболее оптимальной схемой с учетом законодательства РФ, расходов и логистики является схема, при которой группа авиапредприятий создает единый информационный порта в сети Интернет - виртуаль-
ный склад. Такой шаг позволяет не нести лишние затраты на создание централизованного склада и перемещения на него всех агрегатов и комплектующих изделий (АиКИ), имеющихся у участников кооперации [3; 4]. Управление работой склада осуществляет Оператор, пользующийся доверием у остальных участников кооперации. Проведя анализ потребного количества запасных частей и фактического состояния складов в авиакомпаниях [5], можно построить следующую концепцию создания склада запасных частей (рис. 2), при которой склад формируется из имущества оператора и территориально удаленных друг от друга авиапредприятий без перемещения компонентов на централизованный склад.
Предприятия-участники, имеющие в наличии запасные части, передают информацию о своих запасах Оператору, который размещает ее в информационном портале. Информация о состоянии склада участника кооперации обновляется с определенной периодичностью. Предприятия-участники, имея достоверную информацию о наличии запасных частей в системе, передают Оператору заявку на аренду нужного компонента. Оператор обеспечивает доставку требуемого компонента до заказчика. При выполнении заявки компонент может быть оперативно изъят как со склада предприятия - изготовителя авиакомпании-участника кооперации, так и с собственного склада Оператора. Сроки доставки компонента при указанных вариантах отличаются. Финансовые взаимоотношения выстроены следующим образом: платежи за аренду компонента производятся в адрес Оператора. Оператор, в свою очередь, рассчитывается с владельцем компонента.
Решетневскуе чтения. 2017
Рис. 1. Оценка стоимости запасного комплекта АиРЭО для двух групп авиационной техники
Склад компонентов Информационный портал
Оператор
Авиакомпания .VI
Авиакомпания Л; 2
Рис. 2. Схема организации взаимодействия между участниками кооперации по обмену запасными частями для авиационной техники
Таким образом, создание обменного фонда позволит сократить затраты на покупку запасных частей и поддержание его запаса; уменьшить простой воздушных судов; предоставлять временно свободные АиКИ для временного использования другими участниками, взымая с них плату за аренду.
Библиографические ссылки
1. Лебедева Л. А., Кузнецов А. А. Реструктуризация как способ повышения эффективности работы грузовой авиакомпании // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 190. С. 115-120.
2. Артюхович М. В., Феоктистова О. Г. Роль инженерно-технического персонала в обеспечении безопасности полетов // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 204. С. 39-43.
3. Карасев В. Я., Майоров А. В., Рябинин Л. В. Усовершенствование системы технической эксплуатации бортового оборудования - важное условие увеличения эффективности использования и безопасности полетов воздушных судов // Научный вестник МГТУ ГА. 2009. № 148. С. 5-9.
4. Кренева Г. В., Герасимова Е. Д., Жицкий Д. В. Использование операционного экспресс-анализа для совершенствования методов управления эффективностью технической эксплуатации воздушных судов в авиапредприятии // Научный вестник МГТУ ГА. 2010. № 156. С. 121-127.
5. Алексанян А. Р., Ицкович А. А. Мониторинг процессов поддержания лётной годности воздушных
судов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2015. № 162. С. 51-58.
References
1. Lebedeva L. A., Kuznetsov A. A. [Restructuring as a method of growth of cargo aircompany's production efficiency]. Nauchnyy vestnikMGTU GA. 2013. No. 190. P. 115-120. (In Russ.)
2. Artyukhovich M. V., Feoktistova O. G. [The role of the technical staff in the flight safety]. Nauchnyy vestnik MGTU GA. 2014. No. 204. P. 39-43. (In Russ.)
3. Karasev V. Ya., Mayorov A. V., Ryabinin L. V. [Improvement of the system of airborne equipment maintenance - important condition of increase of productivity and safety of flights]. Nauchnyy vestnik MGTU GA. 2009. No. 148. P. 5-9. (In Russ.)
4. Kreneva G. V., Gerasimova E. D., Zhitskiy D. V. [Operation express-analysis application for aircraft maintenance efficiency management in the aviation enterprise]. Nauchnyy vestnik MGTU GA. 2010. No. 156. P. 121-127. (In Russ.)
5. Aleksanyan A. R., Itskovich A. A. [Monitoring of processes of maintenance of the flight validity of aircrafts on the basis of application of methods of modeling IDEF0]. Nauchnyy Vestnik MGTU GA. 2015. No. 162. P. 51-58. (In Russ.)
© Ковель И. П., Строков Д. Е., Кацура А. А., Громова А. А., 2017