Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К СОВРЕМЕННЫМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)'

АДАПТАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К СОВРЕМЕННЫМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / РОССИЯ / ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Юлия Фаридовна, Котова Татьяна Валерьевна

В статье рассматривается адаптация отечественного малого и среднего бизнеса к новым реалиям. На основе официальных статистических данных проанализировано современное состояние малого и среднего бизнеса в России в целом и в Липецкой области в частности. Описаны и систематизированы меры содействия малому и среднему предпринимательству в стране и в регионе. На основании результатов проведенного социологического исследования сделаны выводы относительно степени удовлетворенности представителей малого и среднего бизнеса мерами государственной поддержки и направлений совершенствования последних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES TO MODERN GEOPOLITICAL CONDITIONS (THE EXAMPLE OF THE LIPETSK REGION)

The article deals with the adaptation of domestic small and medium-sized businesses to new realities. Based on statistical data, the state of small and medium-sized businesses in Russia as a whole and in the Lipetsk region, in particular, was analyzed. Measures to combat small and medium-sized businesses in the country and in industry are described and systematized. Based on the results of the sociological study, cases of relatively high satisfaction of the population of large and medium enterprises of state support and cases of infection by the latter were identified.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К СОВРЕМЕННЫМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 334.72

DOI: 10.31249/espr/2023.02.05

Ю.Ф. Колесникова, Т.В. Котова*

АДАПТАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

К СОВРЕМЕННЫМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. В статье рассматривается адаптация отечественного малого и среднего бизнеса к новым реалиям. На основе официальных статистических данных проанализировано современное состояние малого и среднего бизнеса в России в целом и в Липецкой области в частности. Описаны и систематизированы меры содействия малому и среднему предпринимательству в стране и в регионе. На основании результатов проведенного социологического исследования сделаны выводы относительно степени удовлетворенности представителей малого и среднего бизнеса мерами государственной поддержки и направлений совершенствования последних.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; меры государственной поддержки предпринимательства; Россия; Липецкая область.

Для цитирования: Колесникова Ю.Ф., Котова Т.В. Адаптация малого и среднего предпринимательства к современным геополитическим условиям (на примере Липецкой области) // Экономические и социальные проблемы России. -2023. - № 2. - С. 79-91.

* Колесникова Юлия Фаридовна, канд. экон. наук, доцент Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк, Россия). E-mail: jdolg@yandex.ru

Kolesnikova Yulia, PhD (Econ. Sci.), Associate Professor of the P.P. Semenov-Tyan-Shansky LSPU (Lipetsk, Russia). E-mail: jdolg@yandex.ru

Котова Татьяна Валерьевна, ассистент кафедры социологии и управления Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк, Россия). E-mail: malinovskaya.tanya2015@yandex.ru

Kotova Tatiana, Assistant of the Department of Sociology and Management of the P.P. Semenov-Tyan-Shansky LSPU (Lipetsk, Russia). E-mail: malinovskaya.tanya2015@yandex.ru © Колесникова Ю.Ф., Котова Т.В., 2023

79

Yu. F. Kolesnikova, T.V. Kotova Adaptation of small and medium-sized businesses to modern geopolitical conditions (the example of the Lipetsk region)

Abstract. The article deals with the adaptation of domestic small and medium-sized businesses to new realities. Based on statistical data, the state of small and medium-sized businesses in Russia as a whole and in the Lipetsk region, in particular, was analyzed. Measures to combat small and medium-sized businesses in the country and in industry are described and systematized. Based on the results of the sociological study, cases of relatively high satisfaction of the population of large and medium enterprises of state support and cases of infection by the latter were identified.

Keywords: small and medium-sized business; measures of state support for entrepreneurship; Russia; Lipetsk region.

For citation: Kolesnikova Yu. F., Kotova T.V. Adaptation of small and medium-sized businesses to modern geopolitical conditions (the example of the Lipetsk region) // Economic and Social Problems of Russia. - 2023. - N 2. - P. 79-91.

Введение

Развитие малых и средних предприятий (МСП) важно для социально-экономической сферы России по ряду причин:

• налоговые выплаты субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) увеличивают доходную часть государственного бюджета;

• МСП создают многочисленные рабочие места для населения;

• функционирование МСП помогает преодолевать доминирование крупных корпораций;

• субъекты МСБ могут дополнять производства крупных компаний, являясь их полноправными партнерами;

• субъекты МСБ быстро реагируют на изменение внешней среды и подстраиваются под различные обстоятельства.

Последнее свойство МСП особенно значимо в современных реалиях, отличающихся возникновением новых вызовов для бизнеса. Одним из них стала пандемия COVID-19. В период активных противоэпидемиоло-гических действий в 2020-2021 гг. многие МСП потеряли часть своей прибыли, однако смогли подстроиться под существующие условия и работать в них. Вторым серьезным вызовом для субъектов МСБ стало начало в 2022 г. Специальной военной операции (СВО).

Член комитета Госдумы России по малому и среднему предпринимательству Наталия Полуянова отмечает, что «после начала СВО предприниматели столкнулись с логистическими проблемами, а также санкциями» [Наталия Полуянова рассказала ... , 2023]. В связи с этим возникла необходимость дополнительных мер поддержки МСП. Хотя по многим направлениям субъекты МСБ быстро адаптировались к новой геополитической ситуации.

80

Разнообразие существующих в России мер поддержки МСП определяет целесообразность их изучения с точки зрения эффективности. Актуальность подобного исследования подтверждается еще и тем, что «вес» МСБ в отечественной экономике растет, о чем свидетельствует увеличение в 2022 г. их доли в общем объеме закупок госкорпораций (в рамках Федерального закона от 18.07.2022 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) [Пошли вверх ... , 2022]. Стоит также отдельно проанализировать развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области, так как в этом регионе МСП демонстрируют высокие показатели. Например, Липецкая область находится на первом месте по численности занятых в МСБ в Центральном федеральном округе (по данным 2022 г.) [Развитие МСБ ... , 2023]. Кроме того, область вошла в перечень субъектов РФ со значительным приростом объема закупок госкорпораций (195% в 2022 г. по сравнению с 2021 г.) [Пошли вверх ... , 2022]. Все это свидетельствует об актуальности настоящего исследования.

Малое и среднее предпринимательство

Приступая к изучению развития малого и среднего предпринимательства, следует остановиться на самом понятии1. Его трактовка во многом связана с работой ирландско-французского экономиста Ричарда Кантильона (1680-1734) «Эссе о природе торговли в общем плане». Р. Катильон впервые обозначил предпринимателя как самостоятельного субъекта экономической деятельности, который при этом постоянно действует в условиях риска [Кантильон, 2004, с. 269]. Основываясь на данном подходе, можно сказать, что предпринимательство - это деятельность с целью получения прибыли, субъекты которой действуют в различных условиях, включая условия неопределенности и риска.

В современном законодательстве России четко выделяется сфера МСБ, в том числе определение понятия и категорий МСП. Согласно Федеральному закону 2007 г. «субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» [Федеральный закон, 2007]. Отнесение хозяйствующего субъекта к микропредприятию, малому или среднему предприятию осуществляется

1 Слово «предприниматель» начало употребляться в значении «владелец предприятия» в книжном русском языке не ранее 40-50 годов XIX в. Считается, что оно возникло в результате французского влияния. - Прим. ред.

81

на основе данных о величине дохода, полученного за календарный год, а также о количестве занятых (рис. 1).

Рис. 1. Категории субъектов МСБ Составлено авторами по [Федеральный закон ... , 2007]

На портале Федеральной налоговой службы России доступен Единый реестр субъектов МСБ. В него включена основная информация о них: полное название, ИНН, наличие лицензии и другое. На рисунке 2 представлены данные Единого реестра о количестве МСП в России за период 2020-2022 гг.

Рис. 2. Количество МСП в России (единиц) Составлено авторами по [Единый реестр субъектов малого ... , 2023]

82

Если в 2020 г. в России насчитывалось свыше 5,7 тыс. субъектов МСБ, то в 2021 г. - более 5,8 тысяч, что на 1,75% больше, чем в 2020 году, а в 2022 г. - почти 6 тысяч, что на 3,45% больше, чем в 2021 году. Увеличение количества отечественных МСП можно рассматривать как положительную тенденцию. Однако при сравнении доли МСБ в ВВП разных стран видно, что Россия существенно уступает развитым экономикам по этому направлению. Если в США на долю МСП в 2020 г. приходилось 56% в ВВП, в Германии - 43, в Японии - 55, то в России - всего 20,8% [МСП/ПОСТКОВИД. Время для ... , 2021, с. 6]. Из приведенных данных следует, что развитию МСБ в стране требуется пристальное внимание и содействие.

Липецкая область. Несмотря на современные вызовы и сложные геополитические условия результатом региональной политики стало увеличение количества МСП [Единый реестр субъектов ... , 2023]:

• 2020 г. 38 799 субъектов МСБ;

• 2021 г. 38 949 субъектов МСБ;

• 2022 г. 38 965 субъектов МСБ.

Специалисты отмечают, что Липецкая область привлекательна для потенциальных инвесторов [Карлова, 2020, с. 160], в ней созданы достаточно благоприятные условия для ведения бизнеса. Однако сохраняется необходимость совершенствования инструментов поддержки МСП.

Меры содействия МСП на различном уровне

Содействие МСП в России начало формироваться с 2007 г. после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Федеральный закон, 2007]. Определенное внимание поддержке МСБ уделено в различных стратегических документах федерального уровня.

Так, в Указе Президента РФ от 13.05.2017 № 208 прописаны задачи, напрямую касающиеся содействию МСБ в России. К их числу относится улучшение инвестиционного климата и совершенствование законодательной базы для ведения бизнеса, а также сокращение существующих рисков для деятельности МСП. В Указе Президента РФ от 02.07.2021 № 400 определен перечень задач для достижения целей экономической безопасности страны, в который входит развитие различных инструментов взаимной работы бизнеса и государства, ведение открытого диалога и содействие формированию новых субъектов МСБ. В Стратегиях экономической (2017) и национальной безопасности (2021) подчеркивается важность субъектов МСБ для экономики любого государства.

Необходимо также указать на значимость Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (на период с 2019 по 2024 г.). Цель данного

83

проекта состоит в увеличении количества субъектов МСБ, а в его состав входят следующие федеральные проекты [Национальный проект ... , 2023]:

• поддержка самозанятых граждан;

• акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;

• создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса (предакселерация);

• разработка цифровой платформы для субъектов МСБ.

В каждом из приведенных проектов представлен обширный перечень мероприятий, обеспечивающий актуальное содействие в развитии МСП.

Липецкая область. Акселерации МСП на региональном уровне могут способствовать различные организации. В Липецкой области существуют разные государственные и общественные организации, которые работают с субъектами МСБ напрямую, оказывая им помощь в развитии. Можно привести несколько таких организаций:

• Региональный центр «Мой бизнес»;

• Управление экономического развития Липецкой области;

• Управление инвестиций и инноваций Липецкой области;

• Союз «Липецкая торгово-промышленная палата»;

• Технопарк-Липецк.

Региональный центр «Мой бизнес» создан по инициативе областной администрации и при поддержке Министерства экономического развития РФ в рамках реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Он обеспечивает различные виды поддержки предпринимателей и включает в себя:

• Региональный центр инжиниринга и кластерного развития Липецкой области (обеспечивает подготовку инжиниринговых предложений субъектам МСБ);

• Центр поддержки предпринимательства Липецкой области (обеспечивает комплексное содействие МСП);

• Центр поддержки экспорта Липецкой области (оказывает содействие экспортной деятельности МСП);

• Липецкий областной фонд поддержки МСП (предоставляет помощь субъектам МСБ в финансовых вопросах, включая получение льготных кредитов и др.).

Данные Регионального центра «Мой бизнес» Липецкой области позволяют систематизировать региональные и федеральные меры поддержки СМП (рис. 3).

84

Рис. 3. Федеральные и региональные меры содействия МСП Составлено авторами по [Меры поддержки ... , 2023]

Можно сказать, что региональные меры поддержки являются более конкретными по сравнению с федеральными и адаптированы непосредственно под условия региона и запросы МСП. Например, в Липецкой области субъект МСБ может приобрести цифровую подпись, поучаствовать в выставочных мероприятиях или получить помощь в транспортировке продукции. Положительный момент заключается также в том, что Центр «Мой бизнес» напрямую поддерживает коммуникацию с субъектами МСБ, что помогает повысить эффективность и качество мер поддержки.

Изучение удовлетворенности представителей МСБ мерами государственной поддержки

Авторами проведено социологическое исследование, целью которого было выяснение отношения представителей малого и среднего предпринимательства Липецкой области к мерам их государственной поддержки. Генеральная совокупность исследования составляла 38 965 респондентов, расчет выборочной совокупности основывался на доверительной вероятности 85% и доверительном интервале 5%. Исходя из этого,

85

объем выборочной совокупности составил 206 человек. В качестве метода исследования использовалось анкетирование субъектов МСБ. Сбор данных проходил в течение месяца, начиная с 15.01.2023.

Среди опрошенных респондентов преобладали мужчины - 84,95%, доля женщин составила 15,05%. Из опрошенных респондентов большинство знают (65%) или слышали (24%) о федеральных и региональных мерах поддержки (рис. 4).

Рис. 4. Ответ респондентов о региональных мерах поддержки МСП

При этом более 90% опрошенных обращались в Региональный центр «Мой бизнес» за получением каких-либо услуг и консультаций, а более 90% респондентов используют существующие меры поддержки. Какие конкретно меры поддержки используют опрошенные, представлено на рисунке 5.

Данный вопрос был с множественными ответами, что позволяет определить приоритетность мер государственной поддержки для представителей МСБ. Большинство респондентов выбирают в качестве мер поддержки обучающие семинары (58%), регистрацию товарных знаков (56) и льготное кредитование (55%). Затем по важности для опрошенных следует: разработка сайта (36%), разработка рекламной кампании (27), кредитные каникулы (23%). И наименее выбираемые респондентами ответы - льготное кредитование для инновационных компаний под 3% (12%), авансирование государственных контрактов (14), перенос сроков уплаты налогов (9), грант определенной отрасли (7%).

86

Следующий шаг заключался в определении степени удовлетворенности респондентов актуальными мерами поддержки субъектов МСП. Респонденты оценивали степень удовлетворенности по 10-балльной шкале. Большинство ответов выпали на балл 9 (17%) и 10 (34%), остальные примерно одинаково распределились между другими баллами. Причем ответ «не удовлетворен полностью» никто из опрошенных не выбрал, что является положительным фактом. В целом оценка степени удовлетворенности показывает текущий уровень выше среднего.

Рис. 5. Меры поддержки, которыми пользуются респонденты

В ходе анкетирования также выяснялось, с какими сложностями столкнулись МСП в современных геополитических условиях (рис. 6 и 7).

Большинство опрошенных (42%) утверждали, что после введения санкций ЕС и США сложностей для ведения бизнеса стало много. Ненамного меньшая часть респондентов (33%), давая утвердительный ответ, считала, что сложностей стало немного, а заметная доля опрошенных (26%) не сталкивалась с дополнительными сложностями.

Следующий вопрос в анкете являлся открытым. Здесь респонденты рассказывали, с какими конкретно проблемами они столкнулись после введения санкций ЕС и США. Наиболее популярными были такие ответы:

87

• увеличение стоимости расходных и прочих материалов;

• проблема или отказ от работы с зарубежными партнерами;

• проблема с иностранными товарами, с их доставкой и закупкой (запчасти, оборудование, завышенная стоимость товаров);

• отсутствие аналогов российского производства.

Рис. 6. Мнение респондентов о динамике сложностей в сфере МСБ

после введения антироссийских санкций со стороны ЕС и США

Следующий вопрос касался изменения условий ведения бизнеса после начала СВО. В целом общая картина оценки представителями МСБ возникших сложностей изменилась не сильно. Большинство респондентов (51%) дали положительный ответ, но при этом отметили, что сложности увеличились не намного. Отметили, что сложностей стало больше, чем раньше, 33% респондентов. Отрицательный ответ дали только 16% опрошенных.

Последний вопрос в анкете являлся открытым. Здесь респонденты рассказывали, с какими конкретно проблемами они столкнулись после начала СВО. Помимо проблем, совпадающих с указанными в случае с антироссийскими санкциями, было отмечено следующее:

• ухудшение ситуации со сбытом продукции;

• разрыв текущих договоров о работе с недружественными странами;

• проблемы с экспортом продукции.

88

После начала СВО столкнулись ли Вы со сложностями?

33%

■ Да, стало много сложностей

Да, но сложностей стало немного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет, не сталкивался со с л ожно стями е; о б с е

Рис. 7. Мнение респондентов об актуальных проблемах в сфере МСП

В настоящее время содействие МСБ в России осуществляется постепенными и пошаговыми мерами. Поддержка развитию МСП декларируется в документах стратегического плана и носит долгосрочный характер. Хотя в связи с текущей геополитической ситуацией государство стремится активнее наладить связь и поддержку малых и средних предпринимателей, так как МСП служат одной из основ устойчивой и растущей экономики.

Изучение отношения представителей МСБ Липецкой области к мерам государственной помощи позволило выяснить:

• большинство опрошенных представителей МСП Липецкой области информированы об актуальных мерах поддержки различного уровня;

• МСП Липецкой области активно используют меры поддержки;

• более половины МСП Липецкой области удовлетворены актуальными мерами поддержки различного уровня;

• после введения санкций ЕС и США и начала СВО малые и средние предприниматели почувствовали определенные сложности, связанные с различными проблемами.

Результаты проведенного исследования позволяют обозначить перспективные дополнительные меры содействия развитию МСП на региональном уровне:

Заключение

89

• создание бизнес-инкубаторов для начинающих молодых предпринимателей на базе учебных заведений;

• повышение информированности молодых людей о мерах поддержки МСП;

• финансовая поддержка молодежных стартапов и помощь в поиске инвесторов;

• расширение программы льготного кредитования для МСП;

• создание образовательной и акселерационной программы по предпринимательству для молодых людей.

Разрабатываемые меры поддержки МСП в России должны быть не только направлены на смягчение негативных эффектов текущей геополитической ситуации, но и учитывать возрастные особенности субъектов МСП. Кроме того, нужно, чтобы они соответствовали специфике каждого этапа деятельности МСП (включая сопровождение и помощь в создании стартапов, дополнительные субсидии, льготное кредитование, информационное сопровождение и т.д.).

Список литературы

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба. - 2023. - URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 13.02.2023).

2. Кантильон Р. Эссе о природе торговли в общем плане // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. - Москва : Мысль, 2004. - С. 269-278.

3. Карлова М.Ю. Анализ динамики российских и иностранных инвестиций в регион (на примере Липецкой области) // Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции по проблемам социально-трудовых отношений (20 заседание). -Воронеж : Истоки, 2020. - С. 154-161.

4. Меры поддержки экономики // Мой бизнес. Липецкая область. - 2023. - URL: https:// мойбизнес48.рф/vedenie-biznesa/ (дата обращения: 12.03.2023).

5. МСП/ПОСТКОВИД. Время для системных решений. Специальный доклад Президенту РФ / Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Институт экономики роста им. Столыпина П.А. - 2021. - 58 с. - URL: http://doklad. ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 14.02.2023).

6. Наталия Полуянова рассказала о ситуации в малом бизнесе РФ // Бел.Ру. - 2023. -12.01. - URL: https://bel.ru/news/2023-01-12/nataliya-poluyanova-rasskazala-o-situatsii-v-malom-biznese-rf-2635410 (дата обращения: 14.03.2023).

7. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Министерство экономического развития РФ. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_ srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 10.04.2023).

90

8. Пошли вверх // Известия. - 2022. - 24.10. - URL: https://iz.ru/1414060/dmitrii-alekseev/ poshli-vverkh-korporativnye-zakupki-u-msp-vyshli-na-rekordnyi-uroven (дата обращения: 12.02.2023).

9. Развитие МСБ // Официальный сайт Правительства Липецкой области. - 2023. - URL: https://липецкаяобласть.рф/ekonomika/podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelьstva/ razvitie-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 12.02.2023).

10. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс. - 2021. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 16.02.2023).

11. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Гарант.ру. - 2017. - URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 16.02.2023).

12. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. - 2007. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 13.02.2023).

Статья получена: 16.03.2023 Одобрена к публикации: 26.03.2023

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.