Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мандрова А.А., Широбоков В.Г., Закшевская Е.В.

В статье даны предложения по развитию государственного регулирования функционирования малого и среднего бизнеса в наиболее проблематичной и рискованной отрасли экономики - аграрной. Обоснована необходимость развития системы концессионных соглашений с целью нивелирования специфических проблем малого и среднего аграрного предпринимательства. Предложены направления государственно-частного партнерства (логистические центры для хранения и переработки аграрной продукции и др.). Представлена разработанная авторами методика расчета стоимости налогового патента на потенциальную базовую доходность 1 га земли сельскохозяйственного назначения, используемой хозяйствами населения с целью получения регулярного дохода, способствующая трансформации таких хозяйств населения в категорию субъектов малого предпринимательства. Разработаны три стратегических сценария развития малого и среднего предпринимательства Липецкой области: базовый - сохранение существующих мероприятий государственного регулирования и объемов финансовой поддержки, предусмотренных Стратегией развития региона до 2024 года; оптимистичный, предусматривающий развитие малого и среднего аграрного бизнеса при активизации государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений; целевой, базирующийся на параметрах оптимистичного сценария с внедрением на территории региона системы налогового патентирования потенциальной базовой доходности 1 га земельного участка. При определении стратегических параметров развития малого и среднего бизнеса аграрного сектора в Липецкой области до 2024 года были учтены негативные тенденции, происходящие в экономике страны вследствие пандемии коронавируса. Доказано, что внедрение предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы государственного регулирования функционирования малого и среднего бизнеса в аграрной сфере положительно скажется на динамике развития этого сектора экономики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мандрова А.А., Широбоков В.Г., Закшевская Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PARAMETERS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE AGRICULTURAL SECTOR

The article contains proposals for the development of state regulation of the functioning of small and medium-sized businesses in the most problematic and risky sector of the economy - the agricultural one. The necessity of developing a system of concession agreements with the aim of leveling the specific problems of small and medium-sized agricultural businesses has been substantiated. The directions of public-private partnership (logistics centers for storage and processing of agricultural products, etc.) are proposed. The authors present a methodology for calculating the cost of a tax patent for the potential basic yield of 1 hectare of agricultural land used by households in order to generate regular income, contributing to the transformation of such households into the category of small businesses. Three strategic scenarios for the development of small and medium-sized businesses in the Lipetsk region have been developed: baseline - maintaining the existing measures of state regulation and the amount of financial support provided for by the Strategy for the Development of the Region until 2024; optimistic, providing for the development of small and medium-sized agricultural businesses with the activation of public-private partnership in the form of concession agreements; target, based on the parameters of an optimistic scenario with the introduction of a tax patenting system on the territory of the region of the potential basic profitability of 1 hectare of land. When determining the strategic parameters for the development of small and medium-sized businesses in the agricultural sector in the Lipetsk region until 2024, the negative trends in the country's economy due to the coronavirus pandemic were taken into account. We have proved that the implementation of the proposed measures to improve the system of state regulation of the functioning of small and medium-sized businesses in the agricultural sector will have a positive effect on the dynamics of the development of this sector of the economy in the region.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

ВестнщФТУМт:/ Proceedings of VSUET ISSN 2226-910X E-ISSN 2310-1202

Экономика и управление Economics and Management

DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2020-4-254-262_Оригинальная статья/Researeh article_

УДК 330.342.01_Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru

Стратегические параметры развития малого и среднего бизнеса _аграрного сектора экономики_

Анна А. Мандрова 1 annaelets@ya.ru 0000-0002-5961-6470 Владимир Г. Широбоков 2 ssn3@bk.ru 0000-0002-5091-1190 _Елена В. Закшевская 2 elenazak@inbox.ru 0000-0003-1982-0570_

1 Липецкий институт переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса, ул. Боевой проезд, 36, г. Липецк, Россия

2 Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, ул. Мичурина, 1, Воронеж, 394087, Россия Аннотация. В статье даны предложения по развитию государственного регулирования функционирования малого и среднего бизнеса в наиболее проблематичной и рискованной отрасли экономики - аграрной. Обоснована необходимость развития системы концессионных соглашений с целью нивелирования специфических проблем малого и среднего аграрного предпринимательства. Предложены направления государственно-частного партнерства (логистические центры для хранения и переработки аграрной продукции и др.). Представлена разработанная авторами методика расчета стоимости налогового патента на потенциальную базовую доходность 1 га земли сельскохозяйственного назначения, используемой хозяйствами населения с целью получения регулярного дохода, способствующая трансформации таких хозяйств населения в категорию субъектов малого предпринимательства. Разработаны три стратегических сценария развития малого и среднего предпринимательства Липецкой области: базовый - сохранение существующих мероприятий государственного регулирования и объемов финансовой поддержки, предусмотренных Стратегией развития региона до 2024 года; оптимистичный, предусматривающий развитие малого и среднего аграрного бизнеса при активизации государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений; целевой, базирующийся на параметрах оптимистичного сценария с внедрением на территории региона системы налогового патентирования потенциальной базовой доходности 1 га земельного участка. При определении стратегических параметров развития малого и среднего бизнеса аграрного сектора в Липецкой области до 2024 года были учтены негативные тенденции, происходящие в экономике страны вследствие пандемии коронавируса. Доказано, что внедрение предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы государственного регулирования функционирования малого и среднего бизнеса в аграрной сфере положительно скажется на динамике развития этого сектора экономики в регионе.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, аграрный сектор, государственное регулирование, Липецкая область

Strategic parameters for the development of small and medium-sized _businesses in the agricultural sector_

Anna A. Mandrova 1 annaelets@ya.ru 0000-0002-5961-6470 Vladimir G. Shirobokov 2 ssn3@bk.ru 0000-0002-5091-1190 _Elena V. Zakshevskaya 2 elenazak@inbox.ru 0000-0003-1982-0570_

1 Lipetsk Institute for Retraining and Advanced Training of Agroindustrial Personnel, Bovoy proezd, 36, Lipetsk, Russia

2 Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia_

Abstract. The article contains proposals for the development of state regulation of the functioning of small and medium-sized businesses in the most problematic and risky sector of the economy - the agricultural one. The necessity of developing a system of concession agreements with the aim of leveling the specific problems of small and medium-sized agricultural businesses has been substantiated. The directions of public-private partnership (logistics centers for storage and processing of agricultural products, etc.) are proposed. The authors present a methodology for calculating the cost of a tax patent for the potential basic yield of 1 hectare of agricultural land used by households in order to generate regular income, contributing to the transformation of such households into the category of small businesses. Three strategic scenarios for the development of small and medium-sized businesses in the Lipetsk region have been developed: baseline - maintaining the existing measures of state regulation and the amount of financial support provided for by the Strategy for the Development of the Region until 2024; optimistic, providing for the development of small and medium-sized agricultural businesses with the activation of public-private partnership in the form of concession agreements; target, based on the parameters of an optimistic scenario with the introduction of a tax patenting system on the territory of the region of the potential basic profitability of 1 hectare of land. When determining the strategic parameters for the development of small and medium-sized businesses in the agricultural sector in the Lipetsk region until 2024, the negative trends in the country's economy due to the coronavirus pandemic were taken into account. We have proved that the implementation of the proposed measures to improve the system of state regulation of the functioning of small and medium-sized businesses in the agricultural sector will have a positive effect on the dynamics of the development of this sector of the economy in the region.

Keywords: small and medium business, agricultural sector, government regulation, Lipetsk region

Для цитирования

Мандрова А.А., Широбоков В.Г., Закшевская Е.В. Стратегические параметры развития малого и среднего бизнеса аграрного сектора экономики // Вестник ВГУИТ. 2020. Т. 82. № 4. С. 254-262. doi: 10.20914/2310-1202-2020-4-254-262

For citation

Mandrova A.A., Shirobokov V.G., Zakshevskaya E.V. Strategic parameters for the development of small and medium-sized businesses in the agricultural sector. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2020. vol. 82. no. 4. pp. 254-262. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2020-4-254-262

© 2021, Мандрова А.А. и др. / Mandrova A.A. et al.

This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License

Мандрова АА и др. <Вестник,ФГУИШ, 2020, Т. 82, №. 4, С- 254-262 Введение

Государственное регулирование развития сельского хозяйства на всех уровнях управления представляет собой регламентированное законодательством влияние государственных субъектов на участников сельскохозяйственных правоотношений в целях обеспечения стабильного развития отрасли и роста благосостояния населения. Основными его направлениями являются: реализация аграрной реформы, регулирование кредитования, ценообразования, страхования в сельском хозяйстве, разработка экономико-правового механизма оказания господдержки аграрному производству, развитие социальной сферы села и аграрной науки.

На аграрное производство оказывает влияние масса рисков. Одним из основных является воздействие неблагоприятных погодных условий, проявляющееся в снижении урожайности культур и объемов продукции. Существуют и специфические риски, связанные с жизнедеятельностью растений и животных, размещением сельскохозяйственных угодий, составом и плодородием почв и др., которые влияют на специализацию производства, на виды и соотношение затраченных ресурсов.

Для снижения уровня риска и преодоления неопределенности в аграрном бизнесе в современных рыночных условиях важен и необходим поиск оптимальных систем управления производством и сбытом, применение на практике методов прогнозирования (рисков, урожайности, спроса и предложения, цен, себестоимости и т.д.) и стратегического планирования основных видов деятельности [5, 12].

Эффективное развитие малого и среднего бизнеса в аграрной сфере возможно только при условии государственного регулирования его функционирования, ориентированного на повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, развитие инфраструктуры сельских территорий и решение специфических проблем этого сектора экономики [2, 7, 9].

Материалы и методы

Представленное исследование базируется на системном подходе к изучаемым процессам и объектам с применением экономико-статистического, монографического, абстрактно-логического методов экономических исследований; типологии, аналогии, табличного и графического представления полученных результатов. Анализ информационно-эмпирической базы изучаемой проблемы (нормативно-правовые акты Российской Федерации, Липецкой области,

органов местного самоуправления, регламентирующие предпринимательскую деятельность в аграрном секторе экономики) позволил систематизировать основные проблемы малого и среднего бизнеса аграрного сектора экономики:

— несовершенство системы стандартизации и сертификации технологий производства аграрной продукции;

— проблема сбыта произведенной продукции;

— высокие тарифы на страхование урожая и сельскохозяйственных животных;

— неразвитость социальной и транспортной инфраструктуры;

— отсутствие объектов логистики для хранения и переработки произведенной аграрным малым и средним бизнесом продукции;

— социальная незащищенность членов семей хозяйств населения, занятых производством аграрной продукции (проблемы определения трудового стажа, ограниченные возможности получения социальных и страховых выплат при наступлении нетрудоспособности и т. п.).

Пандемия 2020 года внесла серьезные коррективы в социально-экономическое развитие страны, регионов и муниципалитетов, повлекла необходимость сокращения объемов финансирования государственных расходов, предусмотренных на поддержку и развитие экономики, стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов всех сфер деятельности. Малый и средний аграрный бизнес является стратегическим ресурсом в реализации ключевых задач российской экономики: импортозамещение и обеспечение продовольственной безопасности страны. Поэтому руководством Липецкой области в сложившихся условиях принято решение не только сохранить объемы и меры прямой финансовой поддержки аграрного малого и среднего бизнеса, но и продолжить финансирование развития сельских территорий с целью повышения их привлекательности для проживающего в сельской местности населения.

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса аграрной сферы целесообразно ориентировать на реализацию мероприятий, оказывающих на этот сектор экономики прямое и косвенное влияние (рисунок 1).

Косвенное регулирование развития малого и среднего аграрного бизнеса в Липецкой области успешно реализуется на условиях софинансиро-вания с федеральным и местными бюджетами в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» [8], объем финансирования которой в 2019 году составил 376,8 млн руб., а за 9 месяцев 2020 г. регионом освоено 738,50 млн руб. [1].

Косвенное регулирование Indirect regulation

Повышение привлекательности проживания в сельской местности Increasing the attractiveness of living in rural areas:

1. Развитие инженерных коммуникаций, транспортной (дороги с твердым покрытием, автобусное сообщение) и социальной инфраструктуры (детские сады, школы, учреждения здравоохранения, культуры и досуга) | Development of engineering communications, transport (paved roads, bus services) and social infrastructure (kindergartens, schools, healthcare, culture and leisure facilities);

2. Финансовая поддержка на обустройство жилья и оснащение его инженерными коммуникациями для семей, переезжающих с сельскую местность на постоянное место жительства | Financial support for the arrangement of housing and equipping it with utilities for families moving from the countryside to a permanent place of residence.

Стратегические направления государственного регулирования малого и среднего аграрного бизнеса Strategic directions of state regulation of small and medium agricultural business

Государственная поддержка Governmental sup port:

1. Имущественная - государственно-частное партнерство в форме концессионных соглашений при реализации инвестиционных проектов по созданию центров | Property - public-private partnership in the form of concession agreements in the implementation of investment projects to create centers:

- сертификации аграрной продукции | certification of agricultural products;

- логистики для хранения и переработки аграрной продукции | logistics for storage and processing of agricultural products;

- элитного семеноводства и племенного скотоводства | elite seed farming and pedigree cattle breeding.

2. Финансовая поддержка (гранты, субсидии, страхование) | Financial support (grants, subsidies, insurance);

3. Проведение целевых закупок у производителей экологически чистой и экологически безопасной аграрной продукции при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд | Conducting targeted purchases from manufacturers of environmentally friendly and environmentally friendly agricultural products when purchasing for state and municipal needs.

Прямое регулирование Direct regulation

Нормативно-правовое | Regulatory:

1. Обязательность непрерывного повышения квалификации работников аграрной сферы | Obligation of continuous professional development of agricultural workers.

2. Развитие кооперационных объединений производителей агарной продукции | Development of cooperative associations of producers of agaric products.

3. Разработка стандартов качества и экологической безопасности аграрной продукции, с учетом требований стран-экспортеров | Development of quality standards and environmental safety of agricultural products, taking into account the requirements of the exporting countries;

4. Стимулирование трансформации хозяйств населения, осуществляющих незарегистрированную предпринимательскую деятельность, в категорию субъектов малого предпринимательства | Stimulating the transformation of households of the population carrying out unregistered entrepreneurial activities into the category of small businesses.

Рисунок 1. Стратегические направления государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса аграрной сферы

Figure 1. Strategic directions of state regulation of the development of small and medium-sized businesses in the agricultural sector

Средства были направлены на предоставление выплат 249 семьям на улучшение жилищных условий (строительство и приобретения жилья в сельской местности, погашение ипотечного кредита), обустройство сельских населенных пунктов автомобильными дорогами, водопроводными и газораспределительными сетями, строительство фельдшерско-акушерских пунктов, школ, детских садов, спортивных сооружений, реализацию проектов комплексной застройки в сельской местности [6]. Такие мероприятия

повышают привлекательность сельских территорий для проживания, содействуя снижению оттока квалифицированных кадров.

Государственное регулирование развития аграрного малого и среднего бизнеса в Липецкой области имеет сходство с политикой стран Западной Европы и Азии [11,16], реализуемой в этом направлении. Оно базируется на системе нормативно-правового регулирования, мероприятиях государственной имущественной и финансовой поддержки, предоставляемой

в виде субсидий и грантов на создание и развитие бизнеса. Одновременно выделяются средства на агрохимическое обследование земель, приобретение элитных семян и племенного скота, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитным договорам, договорам страхования аграрной продукции от непредвиденных потерь и другие. В регионе обеспечена возможность непрерывной переподготовки и повышения квалификации кадров аграрного сектора (обучение работе с современными машинами, оборудованием, техникой, семенным и племенным материалом и др.); развивается система сельскохозяйственной потребительской кооперации [15].

Вместе с тем, все еще актуальны проблемы организации хранения аграрной продукции произведенной малым и средним предпринимательством. Организация мест хранения на современной технологической базе, позволит минимизировать потери при длительном хранении и транспортировке на сельскохозяйственные рынки. Перспективным вариантом нивелирования указанных проблем может стать создание на условиях государственно-частного партнерства центров логистики для хранения и переработки аграрной продукции малого бизнеса. Создание логистических центров целесообразно осуществлять с привлечением бюджетных инвестиций в строительство таких объектов и оснащение оборудованием. Дальнейшее их функционирование может осуществляться на условиях государственно-частного партнерства в форме концессии. Центры логистики будут предоставлять услуги по длительному хранению сельскохозяйственной продукции в специально оборудованных зерно- и овощехранилищах, холодильных и морозильных установках, предоставляя предпринимателям возможность обеспечивать бесперебойность поставок, например, в крупные торговые сети.

Государственное регулирование развития малого и среднего бизнеса аграрной сферы необходимо сосредоточить также на следующих направлениях:

1. Стандартизация и сертификация качества производимой аграрной продукции с учетом международных требований.

2. Развитие систем элитного семеноводства и племенного скотоводства, адаптированных к условиям выращивания растений и разведения животных к почвенно-климатическим параметрам регионов.

Такие важные направления в настоящее время могут быть решены только на федеральном уровне, поскольку требуют значительных капитальных вложений, нормативно-правового

регулирования, серьезных научных исследований и апробаций [14].

В аграрном секторе экономики сохраняется особая категория хозяйствующих субъектов -хозяйства населения, производящие аграрную продукцию с целью получения регулярного дохода, которые являются конкурентами других субъектов малого и среднего аграрного бизнеса. Хозяйства населения не уплачивают налоги и отчисления во внебюджетные фонды, лишены возможности получения господдержки на развитие, поскольку не являются субъектами предпринимательства. Граждане, занятые в таких хозяйствах производством аграрной продукции, сталкиваются с проблемой исчисления трудового стажа при назначении пенсий, социальных пособий по временной нетрудоспособности. Эти проблемы обострились с условиях затяжной пандемии. При научно-обоснованной системе государственного регулирования производственный потенциал хозяйств населения, производящих аграрную продукцию, может быть достаточно весомым и обеспечит получение регулярного дохода владельцам подсобных хозяйств и членам их семей. Численность занятого в таких хозяйствах населения, его социальная защищенность, площадь возделываемых ими земельных участков должны быть на постоянном контроле региональных и муниципальных властей. На государственном же уровне целесообразно разработать мероприятия по трансформации незарегистрированной предпринимательской деятельности хозяйств населения в категорию малого и среднего предпринимательства. Такая трансформация будет содействовать решению экономических и социальных проблем, связанных с формированием среднего класса на селе и воспроизводством человеческого капитала [13].

В качестве одного из направлений стимулирования трансформации хозяйств населения, производящих аграрную продукцию с целью получения регулярного дохода, предлагается внедрение системы налогового патентирования. В основу расчета величины патента может быть принята потенциальная базовая доходность 1 га земельного участка, превышающего максимальный размер площади земельных участков, которые могут одновременно находиться в собственности одного хозяйства населения или принадлежать ему на иных правах. В Липецкой области максимальная площадь такого участка составляет не более 2,5 га [3]. Таким образом, хозяйства населения, имеющие в собственности земельные участки суммарной площадью более 2,5 га, или арендующие их, следует идентифицировать как хозяйства населения, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации.

Мап4г-сп>а АЯ- еЬ аС. Ргосеео[^ЬЕТ, 2020, уоС. 82, по. 4, рр. 254-262

Доход от использования таких земельных участков может быть получен в виде арендной платы за использование земельных участков третьими лицами, либо от реализации произведенной на них аграрной продукции собственниками.

Потенциальная базовая доходность 1 га земли сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности хозяйства населения Липецкой области ежегодно варьируется в зависимости от урожайности выращиваемых

роНФуЫпк-угиИ. ги

сельскохозяйственных культур и по итогам 2019 года составила 151,9 тыс. руб. (таблица 1).

Для стимулирования трансформации хозяйств населения, в категорию субъектов малого и среднего предпринимательства, предлагается установить требование обязательного приобретения ими налогового патента на получение потенциального дохода от использования земельного участка, превышающего максимально установленный для хозяйств населения размер.

Таблица 1.

Потенциальная базовая доходность хозяйств населения Липецкой области с 1 га земли сельскохозяйственного назначения в 2015-2019 гг.

Table 1.

Potential basic profitability of households in the Lipetsk region from 1 ha of agricultural land in 2015-2019

Показатели | Indicators Годы Years 2019 г. в % к 2015 г. 2019:2015

2015 2017 2018 2019

Посевная площадь хозяйств населения, используемая под производство продукции растениеводства - всего, тыс. га The sown area of households used for the production of crop products -total, thousand hectares 57,6 53,3 51,2 50,1 87,0

из них: зерно и зернобобовые | of which: grain and legumes 7,3 7,8 8,2 7,9 108,2

картофель | potatoes 26,3 22,4 21,5 22,3 84,8

овощи открытого грунта | outdoor vegetables 2,5 2,4 2,3 2,3 92,0

Объем производства продукции растениеводства, тыс. тонн Crop production volume, thousand tons 532,8 447,7 402,7 411,3 77,2

в т. ч. : зерна и зернобобовых | including: grains and legumes 14,2 21,6 25,0 26,9 189,4

картофеля | potatoes 412,3 329,9 272,0 277,5 67,3

овощей открытого грунта | outdoor vegetables 106,3 96,2 105,7 106,9 100,6

Средние цены реализованной хозяйствами населения продукции растениеводства (рублей за тонну), тыс. руб. Average prices of crop products sold by households (rubles per tonne), thousand rubles 17,8 18,0 17,3 18,4 103,4

в т. ч. на: зерно и зернобобовые | including: grain and legumes 9,5 8,4 8,1 10,5 110,5

картофель | potatoes 12,4 14,4 12,5 10,6 85,5

овощи открытого грунта | outdoor vegetables 31,3 31,1 31,3 34,1 108,9

Потенциальная выручка от реализации произведенной продукции, млн руб. Potential proceeds from the sale of manufactured products, mln 9483,8 8058,6 6966,7 7567,9 79,8

Потенциальная базовая доходность 1 га земли, тыс. руб. (выручка / посевная площадь) Potential basic profitability of 1 hectare of land, thousand rubles (revenue / sown area) 164,6 151,2 136,1 151,9 92,3

Поскольку, урожайность и прибыльность сельскохозяйственных культур различна, предлагается стоимость налогового патента за использование хозяйствами населения земельного участка определять исходя из потенциальной базовой доходности 1 га земли сельскохозяйственного назначения по следующей формуле:

( П - 2,5 ) М

НП = Дп-Н , (1)

12

где НП - стоимость налогового патента за потенциальное использование 1 га земельных участков сельскохозяйственного назначения, суммарная площадь которых превышает максимально установленный для хозяйств населения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

размер; П - суммарная площадь земельных участков, находящихся в собственности (или арендуемых) хозяйством населения; 2,5 - максимальный размер площади земельных участков, которые могут одновременно находиться в собственности одного хозяйства населения или принадлежать ему на иных правах на территории Липецкой области; Дп - потенциальная базовая доходность 1 га земли сельскохозяйственного назначения в хозяйствах населения; M - число месяцев получения потенциального дохода использования земельного участка (для Липецкой области период с мая по октябрь); 12 - число месяцев в году; Н - размер ставки налогового патента для самозанятых граждан (4%).

Размер налогового патента за потенциальное использование хозяйством населения земельного участка по итогам 2019 года может составить 506,3 руб. в месяц (рассчитано по (1)). Для снижения патентной нагрузки для многодетных семей, входящих в состав хозяйств населения, или социально-незащищенных лиц (пенсионеры, лица с ограниченными возможностями здоровья и пр.) предлагается применение коэффициентов-дефляторов КД1 и КД2, понижающих потенциальную базовую доходность 1 га земельного участка:

КД1 - коэффициент-дефлятор, ежегодно корректирующий базовую доходность 1 га земли (Дп) на размер годового индекса потребительских цен в Российской Федерации;

КД2 - коэффициент-дефлятор, корректирующий базовую доходность 1 га земли хозяйств населения (Дп) в зависимости от наличия социально-незащищенных членов семьи в таких хозяйствах. Мы предлагаем установить значение КД2 = 1 при отсутствии в хозяйстве населения социально-незащищенных членов семьи; от 1 до 2-х социально-незащищенных членов семьи К2 = 0,9; от 3-х социально-незащищенных членов семьи - К2=0,7.

При использовании хозяйствами населения земельных участков под производство грубых и сочных кормов для выращиваемых в таких хозяйствах сельскохозяйственных животных, необлагаемая налоговым патентом сумма может быть увеличена на площадь участка, требующегося для выращивания кормов.

Результаты и обсуждение

С учетом предложенных направлений развития государственного регулирования функционирования малого и среднего бизнеса в аграрной сфере, разработаны три стратегических сценария развития этого сектора экономики в Липецкой области до 2024 года [10] (таблица 2):

1. Базовый - предполагает сохранение существующей системы государственного регулирования функционирования малого и среднего бизнеса в аграрной сфере для достижения целевых индикаторов, предусмотренных Стратегией развития Липецкой области до 2024 года [4]. Вследствие снижения деловой активности хозяйствующих субъектов, обусловленной, в том числе пандемией 2020 года, базовый вариант развития приведет к сокращению к 2024 году удельного веса числа работников, занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства в общей численности работников аграрного сектора (с 37,0 до 36,0%). А также к снижению удельного веса производимой ими продукции в общем объеме продукции сельского хозяйства региона с 27,7 до 27,6%, что повлечет снижение валовой рентабельности малого и среднего предпринимательства на 3% (с 19,5 до 16,5%), обусловленной потерей им доли рынка.

2. Оптимистичный - предполагает развитие на территории Липецкой области системы концессионных соглашений, предусматривающих государственно-частное партнерство при реализации инвестиционных проектов по строительству логистических центров по переработке и хранению агарной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства. Логистические центры будут содействовать развитию кооперационных объединений производителей сельскохозяйственной продукции, позволяя бизнесу снижать трансакционные издержки, связанные с организацией хранения продукции, ее транспортировкой, поиском каналов сбыта [7]. При этом прогнозируется увеличение к 2024 году: численности субъектов малого и среднего предпринимательства региона на 0,8% - 1,1% ежегодно, создающих новые рабочие места.

Это, безусловно, повлечет увеличение объема производства ими аграрной продукции (на 22,3% к уровню 2019 года); сохранение доли производства малого предпринимательства в валовом объеме агропродукции региона (27,7%). Такие показатели являются одними из ключевых критериев оценки эффективности региональной политики, применяемых на федеральном уровне при определении объемов софинансирования региональных программ по развитию сельскохозяйственной отрасли на плановый период. Положительная динамика в развитии малого и среднего аграрного бизнеса в результате реализации концессионных соглашений будет содействовать притоку дополнительных средств из федерального бюджета на развитие аграрного сектора региона, сельских территорий, повышая привлекательность осуществления предпринимательской деятельности в аграрной сфере.

3. Целевой сценарий базируется на параметрах оптимистичного сценария с учетом внедрения на территории региона системы налогового патентирования потенциальной базовой доходности 1 га земельных участков сельскохозяйственного назначения, используемых хозяйствами населения с целью получения регулярного дохода. Необходимость уплаты налогового патента будет стимулировать хозяйства населения к трансформации в категорию малого предпринимательства, что позволит повысить социальную защищенность членов их семей, задействованных в производстве аграрной продукции. Вновь организуемые из числа хозяйств населения субъекты малого предпринимательства смогут создать новые рабочие места на сельских территориях, увеличив численность занятых в малом аграрном бизнесе к 2024 году на 9,3%; наращивать объемы производства аграрной продукции и ее удельный вес в общем объеме производства региона на 0,6% (до 28,3%).

ы 6 0

Прогнозные параметры развития малого и среднего агробизнеса Липецкой области на 2021-2024 годы Forecast parameters of the development of small and medium agribusiness in the Lipetsk region for 2021-2024

Таблица 2. Table 2.

Показатели Indicators 2019 г. (факт)/ (fact) 2020 г. (план)/ ( plan) Базовый сценарий baseline scenario Оптимистичный сценарий optimistic scenario Целевой сценарий target scenario

2021 2022 2023 2024 2021 2022 2023 2024 2021 2022 2023 2024

Число субъектов малого бизнеса, ед . Number of small businesses, units 178 723 178 167 177 814 177 510 177 032 176 607 177 795 177 514 176 314 175 729 177 795 177 510 176 449 175 899

из них: субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) of which: subjects of small and medium entrepreneurship (SME) 1 702 1 677 1 685 1 699 1 712 1 726 1 712 1 737 1 752 1 767 1 727 1 887 1 937 1 982

хозяйства населения, производящие аграрную продукцию households producing agricultural products 177 021 176 490 176 129 175 812 175 319 174 881 176 084 175 777 174 562 173 962 176 069 175 627 174 512 173 917

Численность работников, занятых в аграрном секторе экономики, чел. Number of workers employed in the agricultural sector of the economy, people 42 412 42 529 42 793 43 054 43 531 44 014 42 941 43 069 43 118 44 063 42 986 44 305 44 106 45 057

Численность работников, занятых в МСП аграрного сектора, чел. The number of employees employed in SMEs in the agricultural sector, people 15 516 15 591 15 638 15 659 15 698 15 745 15 743 15 818 15 863 15 908 15 788 16 658 16 808 16 965

Удельный вес занятых в МСП в общей численности занятых в аграрном секторе, % | Share of people employed in SMEs in the total number of people employed in the agricultural sector,% 37 37 37 36 36 36 37 37 37 37 37 38 38 38

Площадь земельных угодий, возделываемых субъектами МСП, тыс. га Land area cultivated by SMEs, thousand ha 475 473 474 474 475 478 484 486 488 488 490 491 493 495

Объем производства аграрной продукции, всего, млрд руб. Agricultural production, total, RUB bln 145,9 149,0 156,4 162,5 168,9 173,8 163,1 168,6 174,4 178,0 163,1 170,6 178,4 186,6

Объем производства аграрной продукции субъектами МСП, всего, млрд руб. | The volume of agricultural production by SMEs, total, billion rubles 40,4 42,1 43,5 45,0 46,4 48,0 43,8 45,3 46,5 49,4 44,0 48,1 51,5 52,7

Удельный вес МСП в производстве аграрной продукции региона,% The share of SMEs in the production of agricultural products in the region 27,7 28,3 27,8 27,7 27,5 27,6 26,8 26,8 26,6 27,7 27,0 28,2 28,9 28,3

Валовая прибыль субъектов МСП - всего, млрд руб. | Gross profit of SMEs - total, RUB billion 7,8 7,7 7,7 7,7 7,7 7,8 7,7 7,8 7,9 8,0 7,7 8,9 10,0 10,4

Объем прямой финансовой поддержки на развитие МСП всего, млн руб. Total direct financial support for SME development, RUB mln 118,5 122,4 122,4 122,4 122,4 122,4 186,4 192,4 192,4 192,4 197,0 301,0 317,6 323,6

Объем финансовой поддержки субъектов МСП в расчете на 1 работника МСП, руб. | Amount of financial support to SMEs per 1 SME employee, rubles 7 637 7 851 7 827 7 817 7 797 7 774 11 840 12 162 12 128 12 094 12 477 18 069 18 896 19 074

Объем производства аграрной продукции в расчете на 1 руб. финансовой поддержки, руб. | The volume of production of agricultural products per 1 rub. financial support, rub. 2 933 2 905 2 812 2 722 2 635 2 551 4 257 4 250 4 142 4 097 4 472 6 253 6 163 6 137

Объем финансовой поддержки в расчете на 1 субъекта МСП, руб. Amount of financial support per 1 SME entity, rubles 69 624 72 997 72 634 72 057 71 486 70 918 108 887 110 760 109 812 108 879 114 079 159 507 163 960 163 264

Валовая рентабельность с учетом господдержки (прибыль / выручка), % Gross profitability including state support (profit / revenue),% 19,5 18,5 18,0 17,5 16,9 16,5 18,0 17,7 17,4 17,4 17,9 19,0 20,0 21,6

P

P

л rift p

0

л &

1 £

rt ^

rt §

P

rt

s p

rt

is

P £

Nj

I 8

1 r*

2.

Это позволит увеличить объем привлекаемых из федерального бюджета средств на софи-нансирование региональных и муниципальных

Заключение

программ развития аграрного сектора экономики и комплексное развитие сельских территорий, увеличив размер потенциальной финансовой поддержки на одного получателя с 69,6 тыс. руб. в 2019 году до 163,3 тыс. руб. к 2024 году, что будет содействовать повышению потенциальной валовой рентабельности малого и среднего бизнеса до 21,6%.

Проведенные исследования позволили сделать вывод, что в сложившихся в 2020 году условиях социально-экономического развития страны и Липецкой области направления государственного регулирования функционирования малого и среднего аграрного бизнеса требуют корректирования. Наиболее перспективным сценарием является целевой, позволяющий оптимизировать расходы средств федерального бюджета, направляемые на развитие малого и среднего предпринимательства в аграрной сфере и сельских территориях.

Литература

1 Власти Липецкой области намерены развивать сельские территории / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //https://ria.ru/20201113/territorii-1584500279.html (дата обращения 10.11.2020).

2 Жукова Ю.С., Наговицына Э.В. Организация малого бизнеса в агропромышленном комплексе // Монография. Киров: Вятская ГСХА. 2017. 124 с.

3 Закон Липецкой области от 04.12.2003 № 81-ОЗ «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/33732165/ (дата обращения 04.10.2020).

4 Закон Липецкой области от 25.12.2006 № 10-03 «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.admlr.lipetsk.ru (дата обращения 10.11.2020).

5 Закшевская Е.В. Принципы и механизм функционирования системы антикризисного управления предприятием // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2020. Т.13, № 3(66). С. 166-173.

6 Информация об итогах работы АПК Липецкой области за 2019 год / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.admlip.ru/economy/industry/agroprom/ (дата обращения 17.11.2020).

7 Макаревич Л.О., Улезько А.В. Особенности организации продуктовых цепочек в агропродовольственном комплексе и перспективы их развития // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2020. Т.13. №3(66). С. 136-145.

S Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/72260516/ (дата обращения 10.11.2020).

9 Фролова О.А., Митина И.В., Семенова Н.А. Государственная поддержка как механизм устойчивого развития АПК Нижегородской области // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-1 (64). С. 1052-1057.

I 0 Широбоков В.Г., Мандрова А.А. Проблемы развития семейного бизнеса в аграрном секторе экономики // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2019. № 3. С. 55-65.

II Jovanovic О., Zubovic J. The importanse of subsidies for SME development in the agricultural sector of Serbia. Western Balkan Journal of agricultural Economics and Rural Development. 2019. no 1 (84). pp. 51-61.

12 Meat Marketing Planner: Strategic Marketing for Farm-to-Table Meat Enterprises 2013 (the University of Maryland Extension) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://extension.umd.edu/sites/extension.umd. edu/files/_docs/EB-403%20Meat%20Marketing%20Planner.pdf) (Дата обращения: 16.07.2020)/

13 Osaboyen R., Onanuga O., Aderunmu B., Matthew O., Osabuohyan E. Social protection and employment in the agricultural sector in Africa. Business: Theory and Practice. 2020. no 21 (2). рр. 494-502.

14 Scott S., Si Z., Schumilas N., Chen A., ontradictions in state- and civil society-driven developments in China's ecological agriculture sector. Food Policy. 2014. vol. 45. pp. 158-166.

15 Stefanovic O. et al. Assotiations and Cooperatives as development factors in revitalization of villages //Book of proceedings: Fifth International Scientific Agricultural Symposium" Agrosym 2014". Jahorina, Bosnia and Herzegovina. October 23-26. 2014. University of East Sarajevo. Faculty of Agriculture. 2014. - pp. 1081-1086.

16 Victoria B. Nakku, Frank W. Agbola, Morgan P. Miles, Amir Mahmoud). The Relationship Between Government Support Programs for Small and Medium Enterprises, Entrepreneurial Orientation, and Performance: An Emerging Economy Perspective. Journal of Small Business Management. 2020. No. 58. pp. 2 -31.

1 The authorities of the Lipetsk region intend to develop rural areas / [Electronic resource]. - Access mode: http: // https://ria.ru/20201113/territorii-1584500279.html (date of treatment 10/11/2020).

2 Zhukova Yu.S., Nagovitsyna E.V. Organization of small business in the agro-industrial complex // Monograph. Kirov: Vyatka State Agricultural Academy. 2017. 124 p.

3 Law of the Lipetsk region of 04.12.2003 No. 81-OZ "On the legal regulation of land legal relations in the Lipetsk region" / [Electronic resource]. - Access mode: https://base.garant.ru/33732165/ (date of treatment 04/10/2020).

4 Law of the Lipetsk region of 25.12.2006 No. 10-0Z "Strategy for the socio-economic development of the Lipetsk region for the period until 2024" / / [Electronic resource]. - Access mode: www.admlr.lipetsk.ru (date of access 10.11.2020).

References

5 Zakshevskaya E.V. Crisis Management Sustem of an Enterprise Principles and Mechanism of functioning. Vestnik of Voronezh State Agrarian University. Vol. 13. no. 3(66). pp. 166-173.

6 Information on the results of the work of the agro-industrial complex of the Lipetsk region for 2019 / [Electronic resource]. - Access mode: https://www.admlip.ru/economy/industry/agroprom/ (date of treatment 11/17/2020).

7 Makarevich L.O., Ulez,ko A.V. Product Chains in the Agri-food Complex: Featuresof Organization and Development Prospects. Vestnik of Voronezh State Agrarian University. Vol.13. no. 3(66). pp. 136-145.

8 Resolution of the Government of the Russian Federation of May 31, 2019 No. 696 "On approval of the state program of the Russian Federation" Integrated development of rural areas "and on amendments to some acts of the Government of the Russian Federation / [Electronic resource]. - Access mode: https://base.garant.ru/72260516/ (date of access 10.11.2020).

9 Frolova O.A., Mitina I.V., Semenova N.A. State support as a mechanism for sustainable development of the agro-industrial complex of the Nizhny Novgorod region. Economics and Entrepreneurship. 2015. no. 11-1 (64). pp. 1052-1057.

10 Shirobokov V.G., Mandrova A.A. Problems of family business development in the agricultural sector of the economy. Bulletin of the Tver State University. Series: Economics and Management. 2019. no. 3. pp. 55-65.

11 Jovanovic О., Zubovic J. The importanse of subsidies for SME development in the agricultural sector of Serbia. Western Balkan Journal of agricultural Economics and Rural Development. 2019. no 1 (84). pp. 51-61.

12 Meat Marketing Planner: Strategic Marketing for Farm-to-Table Meat Enterprises 2013 (the University of Maryland Extension) [Electronic resource]. - Access mode: (http://extension.umd.edu/sites/extension.umd. edu/files/_docs/EB-403%20Meat%20Marketing% 20Planner.pdf) (date of access 16.07.2020).

13 Osaboyen R., Onanuga O., Aderunmu B., Matthew O., Osabuohyan E. Social protection and employment in the agricultural sector in Africa. Business: Theory and Practice. 2020. no 21 (2). рр. 494-502.

14 Scott S., Si Z., Schumilas N., Chen A., ontradictions in state- and civil society-driven developments in China's ecological agriculture sector. Food Policy. 2014. vol. 45. pp. 158-166.

15 Stefanovic O. et al. Assotiations and Cooperatives as development factors in revitalization of villages // Book of proceedings: Fifth International Scientific Agricultural Symposium" Agrosym 2014". Jahorina, Bosnia and Herzegovina. October 23-26. 2014. University of East Sarajevo. Faculty of Agriculture. 2014. pp. 1081-1086.

16 Victoria B. Nakku, Frank W. Agbola, Morgan P. Miles, Amir Mahmoud). The Relationship Between Government Support Programs for Small and Medium Enterprises, Entrepreneurial Orientation, and Performance: An Emerging Economy Perspective. Journal of Small Business Management. 2020. no. 58. pp. 2 -31.

Сведения об авторах Information about authors

Анна А. Мандрова старший преподаватель, кафедра Anna A. Mandrova Senior Lecturer, Department of Economics

экономики и коммерческой деятельности, Липецкий and Commercial Activity, Lipetsk Institute for Retraining and

институт переподготовки и повышения квалификации кадров Advanced Training of Agroindustrial Personnel, Boevoy proezd., 36,

агропромышленного комплекса, ул. Боевой проезд, 36, Lipetsk, 398000, Russia, annaelets(S)ya.ru

г. Липецк, 398000 Россия, annaelets®)ya.ru https://orcid.org/0000-0002-5961-6470

https://orcid.Org/0000-0002-5961-6470

Владимир Г. Широбоков д.э.н., профессор, кафедра Vladimir G. Shirobokov Dr. Econ. Sci., Professor, Department

бухгалтерского учета и аудита, Воронежский государст- of Accounting and Auditing , Voronezh State Agrarian University

венный аграрный университет имени императора Петра I, named after Emperor Peter I,, st. Michurina, 1 Voronezh, 394087,

ул. Мичурина, 1, Воронеж, 394087, Россия, ssn3®!bk.ru Russia, ssn3®!bk.ru

https://orcid.org/0000-0002-5091-l 190 https://orcid.org/0000-0002-5091-l 190

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Елена В. Закшевская д.э.н., профессор, кафедра управления Elena V. Zakshevskaya Dr. Econ. Sci., Professor, Management

и маркетинга в АПК, Воронежский государственный аграрный and Marketing in Agro-Industrial Complex department, Voronezh

университет имени императора Петра I, Мичурина, 1, г. Воронеж, State Agricultural University after Emperor Peter I, Michurina st., 1.

394087, Россия, elenazak®!inbox.ru Voronezh, 394087, Russia, elenazak(a!inbox.ru

https://orcid.org/0000-0003-1982-0570 https://orcid.org/0000-0003-1982-0570

Вклад авторов Contribution

Анна А. Мандрова выполнила обзор литературных источников Anna A. Mandrova completed a review of literary sources on the

по исследуемой проблеме, написала рукопись и несёт problem under study, wrote a manuscript and is responsible for

ответственность за плагиат plagiarism

Владимир Г. Широбоков предложил методику проведения Vladimir G. Shirobokov proposed a methodology for conducting an

эксперимента experiment

Елена В. Закшевская консультация в ходе исследования Elena V. Zakshevskaya consultation during the study Конфликт интересов Conflict of interest

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interest.

Поступила 15/11/2020 После редакции 25/11/2020 Принята в печать 01/12/2020

Received 15/11/2020 Accepted in revised 25/11/2020 Accepted 01/12/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.