Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА ЦИФРОВИЗАЦИИ МСП: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ПОДДЕРЖКА ЦИФРОВИЗАЦИИ МСП: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЛОВУШКА» / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБСИДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурунян Т.В., Трапезников С.И.

2022 г. ознаменовался появлением новых вызовов и рисков для малого и среднего предпринимательства Российской Федерации. Поддержание конкурентоспособности субъектов МСП возможно в результате цифровизации и последующей цифровой трансформации. В рамках деятельности институтов развития внедряются меры содействия цифровизации бизнеса. Некоторые меры поддержки цифровизации предлагаются инновационным предпринимателям на муниципальном уровне. Для повышения уровня цифровизации российских субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо совершенствование институционального регулирования. Меры институциональной поддержки должны быть доступны не только инновационным компаниям, представителям IT-бизнеса, промышленным компаниям, но и всем субъектам малого и среднего предпринимательства. В этом случае цифровизация может стать «точкой роста» малого и среднего предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурунян Т.В., Трапезников С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORTING THE DIGITALIZATION OF SMES: AN EMPIRICAL ANALYSIS

2022 was marked by the emergence of new challenges and risks for small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Maintaining the competitiveness of SMEs is possible as a result of digitalization and subsequent digital transformation. As part of the activities of development institutions, measures are being introduced to promote the digitalization of business. Some measures to support digitalization are offered to innovative entrepreneurs at the municipal level. To increase the level of digitalization of Russian small and medium-sized businesses, it is necessary to improve institutional regulation. Institutional support measures should be available not only to innovative companies, representatives of IT business, industrial companies, but also to all small and medium-sized businesses. In this case, digitalization can become a “growth point” for small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА ЦИФРОВИЗАЦИИ МСП: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Поддержка цифровизации МСП: эмпирический анализ

Гурунян Татьяна Валентиновна,

канд.экон.наук, доцент, доцент кафедры экономики и инвестиций Сибирского института управления-филиала РАНХиГС, taniagur64@mail.ru

Трапезников Сергей Иванович,

д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики и инвестиций Сибирского института управления-филиала РАНХиГС, TSI-l@mail.ru

2022 г. ознаменовался появлением новых вызовов и рисков для малого и среднего предпринимательства Российской Федерации. Поддержание конкурентоспособности субъектов МСП возможно в результате цифровизации и последующей цифровой трансформации. В рамках деятельности институтов развития внедряются меры содействия цифровизации бизнеса. Некоторые меры поддержки цифровизации предлагаются инновационным предпринимателям на муниципальном уровне. Для повышения уровня цифровизации российских субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо совершенствование институционального регулирования. Меры институциональной поддержки должны быть доступны не только инновационным компаниям, представителям 1Т-бизнеса, промышленным компаниям, но и всем субъектам малого и среднего предпринимательства. В этом случае цифровизация может стать «точкой роста» малого и среднего предпринимательства Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, малое и среднее предпринимательство, «институциональная ловушка», институциональное регулирование, субсидирование

Цифровизация и последующая цифровая трансформация субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) представляет собой необходимое условие обеспечения конкурентоспособности и выживания этого сектора экономики в условиях внешних шоков, которые появились в 2022 году. Это доказывается в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. К сожалению, по уровню цифровизации бизнеса Российская Федерация еще отстает от многих стран. Индекс цифровизации бизнеса в России составляет 32, в Великобритании - 39, в Республике Корея - 47, в Финляндии - 52 [2]. Цифровая трансформация бизнеса имеет, безусловно, отложенный макроэкономический эффект. Статистический регрессионный анализ показывает, что корреляция между показателями «Вклад МСП в ВВП» и «Индекс цифровизации бизнеса» для стран мира пока незначительна (рис. 1). Для более динамичного продвижения по пути цифровой трансформации субъектам МСП нужна институциональная поддержка. Этот вывод сделан по результатам НИР «Институциональное регулирование цифровой трансформации малого и среднего предпринимательства» по внутреннему гранту в Сибирском институте управления-филиале РАНХиГС в 2022 году. В ходе выполнения НИР проведено анкетирование субъектов МСП. В Новосибирской области респондентами выступили 278 предпринимателей, это репрезентативное количество опрошенных по отношению к генеральной совокупности. Было изучено мнение предпринимателей Челябинской области и Республики Кабардино- Балкария в качестве пилотного проекта.

Исследован комплекс экономических, психологических, правовых и социальных факторов, влияющих цифровую трансформацию МСП. К барьерам цифровой трансформации относится недостаток финансовых ресурсов, дефицит квалифицированных кадров, внутренне сопротивление сотрудников компаний и даже руководителей компаний и страх изменений, недостаточно проработанное законодательство в сфере цифровизации. Существуют и угрозы информационной безопасности, которые возрастают в рамках цифрового партнерства с крупным бизнесом.

Серьезные институциональные барьеры цифровой трансформации субъектов МСП должны быть преодолены в рамках институционального регулирования. Очевидно, что возможности рынка по содействию цифровой трансформации МСП ограничены. Кроме того, рыночные механизмы ориентированы на усиление крупного капитала [3]. Классическая экономическая теория рассматривает «экономического человека» как действующего в рамках рациональности и в условиях совершенной конкуренции, и полностью информированного. Направления институционального регулирования цифровой трансформации МСП должны быть определены с учетом всех исследованных факторов. Процесс формирования внутренней среды бизнеса описан еще Й. Шум-петером. Исследователь трактовал продукцию, технологию, рынки сбыта, сырье, и организационные прин-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

ципы и структуры как основные элементы инновационной предпринимательской деятельности [7]. Сегодня в научных работах цифровизация как технология и форма организации бизнес-процессов рассматривается в качестве инновации, требующей институционального регулирования. Внешняя среда цифровой трансформации МСП включает общие и специфические условия экономической, институциональной, социальной и политической реальности. Под институциональной составляющей внешней среды понимаются формальные и неформальные нормы и «правила игры».

-е-

30

На сайте Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) и цифровой платформе МСП.РФ размещен перечень российских разработчиков и программных продуктов, доступных субъектов МСП со скидкой 50%. Предприниматели доступны более ста десяти программных продуктов порядка сорока российских разработчиков. Это программные продукты, которые наиболее востребованы в процессе организации управления бизнесом. Программное обеспечение предоставляется субъектам МСП на условиях простой (неисключительной) лицензии (сублицензии) [5].

Значительная часть иностранных компаний - разработчиков программных продуктов покинула российский рынок в рамках санкций. Поэтому доступность ПО представляет собой важнейший фактор эффективного функционирования и обеспечения информационной безопасности, в определенном смысле это вопрос выживания. Пул предлагаемого ПО в рамках программы финансовой поддержки цифровой трансформации МСП постоянно расширяется. Субъекты МСП сферы торговли и услуг, реального сектора экономики, медицины, строительства, транспорта и логистики могут приобрести ПО, которое повысит эффективность их деятельности (рис. 2).

es

CS

о

CS

О Ш

m

X

<

m о х

X

Доля МСП в ВВП

Рис. 1. - Диаграмма рассеяния «Доля МСП в ВВП» и «Индекс цифровизации бизнеса» по странам

Рассчитано по: Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России /Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. - 308 с.: ил. - (Научные труды/Ин-т экон. политики имени Е.Т. Гайдара; № 178P). URL:

https://www.iep.ru/files/text/working_papers/Nauchnye_trudy-178.pdf; Индикаторы цифровой экономики: 2021: статистический сборник/Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 380 с.; Аналитические материалы. АНО Институт анализа инвестиционной политики (МНИАП)

Формальные институциональные основы цифровой трансформации МСП, как и всей цифровой экономики, заложены в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [4,6]. На федеральном уровне действует Программа поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса, которая запущена Минцифры России в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2021 году [5]. Оператором выступает Российский фонд развития информационных технологий. Компенсация затрат в рамках Программы представляет собой инструмент финансовой поддержки цифровизации МСП. Основное содержание программы поддержки: компании и индивидуальные предприниматели с годовым доходом до 2 млрд рублей и числом сотрудников не более 250 человек могут приобрести SaaS-решения российских разработчиков («программное обеспечение как услуга» при доступе с облачных сервисов) со скидкой 50% от рыночной цены [5].

Возмещение затрат разработчикам программного обеспечения производится из федерального бюджета.

Рис. 2 - Задачи, которые помогает решать ПО, предлагаемое в рамках Сервиса «Покупка По со скидкой 50%»

Для покупки отечественных программ за 50% цены необходимо авторизоваться на МсП.РФ через «Госуслуги», выбрать нужное ПО и отправить заявку. В течение трех дней с предпринимателем свяжется разработчик конкретного продукта, чтобы завершить оформление покупки со скидкой (рис. 3). Для удобства пользователей на Цифровой платформе действует подбор ПО в зависимости от вида деятельности [5].

Новым трендом в поддержке МСП в рамках Сервиса «Покупка ПО со скидкой 50%» Программы цифровизации малого и среднего бизнеса, безусловно, является отсутствие требования сбора справок, выписок, предоставления финансовых документов. Соискатель поддержки должен быть включен в Единый реестр МСП. По общим правилам, соискатель получения финансовой должен удовлетворять ряду требований, например, не иметь задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Часто выдвигается требование, чтобы соискатель поддержки гарантировал прирост выручки и числа занятых.

В связи с этим в научной литературе описана «институциональная ловушка государственной поддержки МСП». «Институциональная ловушка» - это неэффективный, или угрожающий экономической безопасности институт: «Попав в "институциональную ловушку", система оказывается на неэффективной траектории. Ее дальнейшее развитие зависит от того, насколько быстро будет найден выход из этой ловушки» [3, С.32].

«Институциональные ловушки» формируются при наличии условий возникновения различных институтов, регулирующих один и тот же процесс. В случае получения финансовой господдержки, компенсация части затрат (субсидии), или гранты доступны только субъектам МСП с высокими экономическими показателями, которые являются конкурентоспособными, и успешными.

В то же время в условиях макроэкономической нестабильности у добросовестных субъектов МСП с эффективным внутренним менеджментом могут снизиться экономические показатели. Таким компаниям и ИП крайне необходима государственная поддержка для сохранения бизнеса и насыщения рынка товарами и услугами, но экономические показатели деятельности исключают эту возможность.

1.Убедиться,

что ^ 2. Перейти

компания числится в Едином реестре МСП

От предприни мателя не требуется какой-либо отчетности и документальных подтверждений

на сайт разработчи ков,, кликнув на его логотип

ООО -1С-онлайи»

3.Выбрать ПО

4. Оплатить счет со скидкой 50%

©2Э (й)страл

ООО «Астрал-софт»

САРСО RUN

ООО «Цифровизация транспорта»

Рисунок 3 - Алгоритм получения поддержки субъектом МСП в рамках сервиса «Покупка ПО со скидкой 50%»

Таким образом, институт государственной поддержки неэффективен, представляет собой «институциональную ловушку». Поэтому Программа цифровизации малого и среднего бизнеса, в рамках которой дается возможность приобрести ПО всем заинтересованным субъектам МСП, приводит к выходу из «институциональной ловушки господдержки».

Представляется, что Программа цифровизации малого и среднего бизнеса имеет ряд ограничений. Документацией отбора правообладателей в целях возмещения затрат МСП по использованию российского ПО установлено, что предоставляемое субъектам МСП По в рамках Сервиса «Покупка ПО со скидкой 50%» служит для достижения следующих целей использования:

- повышение производительности, точности или иных существенных характеристик технологического процесса и (или) бизнес-процесса;

- повышение качественных или иных существенных характеристик производимых (поставляемых) товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ;

- повышение производительности труда;

- снижение издержек (в том числе за счет сокращения брака) при производстве (поставке) товаров, оказании услуг и выполнении работ [1].

ПО в рамках Сервиса «Покупка ПО со скидкой 50%» не должно быть направлено решение задач в области

информационный безопасности. Обеспечение информационной безопасности представляет собой важнейшую задачу для бизнеса и государства в условиях геополитических шоков. Необходимо формировать барьеры перетекания данных на иностранные площадки на уровне компании, региона, государства. Обеспечение кибербезопасности должно осуществляться на всех уровнях. В связи с этим требуется предусмотреть в программах развития и поддержки МСП компенсацию части затрат (до 80%) на ПО, позволяющего обеспечить все аспекты информационной безопасности.

Ограничение в направленности ПО для целей поддержки МСП касается и автоматизации бухгалтерского учета организации. Кроме того, основной функционал программного обеспечения не должен быть направлен на формирование и предоставление отчетности в государственные органы; работу со справочно-правовыми системами; осуществление кассовых операций. Эти направления цифровизации деятельности востребованы субъектами МСП. Поэтому необходимо предусмотреть субсидирование затрат на ПО указанных направлений.

Обращает на себя внимание, что номенклатура 1Т-решений (сервисов), представленных на Сервисе «Покупка ПО со скидкой 50%», в десятки раз уже представленных на рынке. Например, сегодня разработано более 120-ти 1Т-решений (сервисов) в сфере логистики по перевозке, экспедированию, транспортной логистике, мониторингу, мониторингу, складской логистике, цепочкам поставок, автоматизации контейнерного терминала. Получить поддержку субъекты МСП при приобретении ПО в сфере логистики могут только при покупке восьми программ[5].

Развитие цифровых компетенций и готовность руководителей и сотрудников компании МСП к изменениям представляют собой важные задачи институционального регулирования цифровой трансформации. На федеральном уровне консалтинговая поддержка и поддержка в сфере обучения рассчитана в основном на ИТ-предпринимателей. Крупнейший российский венчурный фонд - Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) при поддержке Минцифры России разработал бесплатную программу для ИТ-предпринимателей «Акселератор Спринт». Цель акселерации - ускорить развитие 1Т-команд с помощью трекинга и прямого доступа к опыту экспертов ФРИИ [7]. Программа предназначена для проектов в области новых коммуникационных интернет-технологий (НКИТ), которые помогают решать целевые задачи развития этой области в России. В Акселераторе могут принять участие российские технологические компании, создающие продукты в области новых коммуникационных интернет-технологий (НКИТ) для российского рынка.

Программа акселерации включает образовательный модуль и трекинг. Эксперты ФРИИ консультирую предпринимателей сферы 1Т по запуску и управлению стартапов. Участники Акселератора получают экспертизу в своей отрасли, развиваются продуктовые компетенции команды, проводится нетворкинг с корпорациями. Обращает на себя внимание, что у 1Т-команд формируются компетенции по созданию коммуникационных сервисов, системы массовых юридически значимых коммуникаций, в том числе на базе блокчейн-технологий и смарт-контрактов [7]. Во время обучения рассматривается и создание систем мониторинга и модерации публичного контента, включая выявление запрещенного

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

контента, деструктивных сообществ, скрытых информационных кампаний и другие. Таким образом, делается акцент на обеспечение информационной безопасности, что крайне важно в условиях внешних вызовов.

Для того, чтобы принять участие в программе «Акселератор Спринт», необходимо пройти конкурсный отбор. К соискателям предъявляется ряд требований, связанных с финансовыми показателями.

Рассмотрим финансовые и нефинансовые меры поддержки цифровизации субъектов МСП в исследуемом регионе - Новосибирской области, и двух пилотных регионах - Челябинской области и Кабардино-Балкарской Республике. Финансовая и имущественная поддержка доступна преимущественно 1Т-компаниям и инновационным компаниям. Инжиниринговые центры Новосибирской и Челябинской области оказывают финансовую и консалтинговую поддержку производственным компаниям (таблица 1).

Таблица 1

Направления финансовой, консультационной, информацион-

Направления поддержки Характеристика меры поддержки Регион, в котором оказывается поддержка

Финансовая поддержка: Модернизация и развитие производства, техническое пе-ревооруже-ние Инжиниринговый центр предлагает комплексную услугу по модернизации производства. Эксперты помогут автоматизировать процессы, провести реновацию оборудования и внедрить современные 1Т-решения. Услуга оказывается ИП и юрлицам на условиях софинансирования: субъект МСП оплачивает не менее 30% стоимости затрат на оказание услуги, при этом максимальный размер софинансирования Инжинирингового центра не более 500 000 рублей г. Новосибирск и Но-восибир-ская об-пасть

Имущественная поддержка: Малым и средним производственным и инновационным компаниям доступно размещение в технопарках Инфраструктура технопарка о направлена на содействие резидентам в разработке и внедрении инновационных технологий в производстве. Так, на его территории находятся научно-технические и научно-производственные центры, в которых резиденты могут воспользоваться программным обеспечением. Это позволяет компаниям провести научные исследования и разработки, технические испытания, анализ и сертификацию продукции

Финансовая поддержка: проект «Умный город» Программа «Повышение производительности труда» Региональный центр инжиниринга Челябинской области: поддержка в области разработки и внедрения цифровых технологий, содействие в экспертизе цифровых, инженерных решений. В рамках программы «Повышение производительности труда» производится заемное финансирование проектов, в том числе на приобретение специализированного ПО и обучение работы с этим ПО г.Челябинск и Челябинская область

Информационная поддержка Цифровые информационные проекты Автономная некоммерческая организация «Центр развития цифровых технологий Челябинской области» проводит лекции, семинары, конференции, форумы и т.д.

Финансовая поддержка: Региональные программы не реализуются Доступна Программа поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса Минцифры России в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Кабардино-Балкарская Республика

Составлено по: https://рфрит.рф/support-meas-ure/grants/grant-na-razrabotku-otechestvennykh-it-reshenii/: https://www.kommersant.ru/doc/5369085; https://мойбизнес.рф/novosti/news/mintsifry-podderzhit-

tsifrovizatsiyu-malogo-i-srednego-biznesa;. https://mbnso.ru/sup-port/imushchestvennaya/tekhnoparki/; https://мойбизнес74.рф/get_support/inzhiniringovye-uslugi/;. https://digital174.ru/smart-city/biznes/

Налоговые льготы предполагается ввести для компаний, в том числе субъектов МСП, которые будут приобретать отечественное ПО.

Таким образом, институциональное регулирование цифровой трансформации МСП на уровне страны, регионов и муниципалитетов заключается в компенсации части затрат на покупку ПО (субсидирование), предоставления услуг технопарков и промышленных парков, центров развития цифровых технологий. Эти меры могут быть применены к компаниям МСП, готовых к внедрению цифровых технологий.

Акселерационные программы по развитию цифровой трансформации адресованы в основном IT-компа-ниям, инновационным компаниям производственным компаниям.

Специальные меры поддержки должны осуществляться на следующих этапах цифровизации субъектов МСП:

1. планирования цифровизации и выявления рисков,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. внедрения цифровых технологий в деятельность организации,

3. стратегического управления процессом цифрови-зации,

4. цифровой трансформации всех бизнес-процессов,

5. мониторинга эффективности внедрения цифровых технологий.

Для цифровой трансформации МСП необходимо осуществление комплексного подхода, который заключается в сочетании финансовых, имущественных, образовательных, консультационных мер государственной поддержки. И формирование институциональной среды цифровой трансформации, для чего необходимы усилия как государства, так и ассоциаций предпринимателей. Цифровизация и последующая цифровая трансформация малого и среднего предпринимательства Российской Федерации станет «точкой роста» и этого значимого сектора экономики, и всей экономики страны.

Литература

1. Документация отбора правообладателей (уполномоченных организаций) в целях возмещения затрат по использованию субъектами малого и среднего предпринимательства российского программного обеспечения. Утверждена правлением Российского фонда развития информационных технологий (протокол № 4 от 14 марта 2022 г.) согласована Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (письмо от 11 марта 2022 г. № МП-П11-200-12651). Сайт РФРИТ URL:)https://xn--h1apajh.xn--p1ai/media/documents/Konkursnaia_dokumentatciia_otbor a_PO_dlia_MSP_2022.pdf (дата обращения 10.11.22)

2. Индекс цифровизации бизнеса экономики» Научные. Институт статистических исследований и экономики знаний URL: https://issek.hse.ru/news/244878024.html (Дата обращения 10.11.2022).

3. Макарова А. «Институциональные ловушки» и развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России (вопросы теории и практики)//Региональный экономический журнал. - 2018. - №1-2. - С. 5-55.

4. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://digital.gov.ru по состоянию на 09.07.2019.

5. Программа поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса. Сайт Российского фонда развития информационных технологий URL: https://xn--h1apajh.xn--р1а^1т^р/(дата обращения 10.10.22).

6. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203//"Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 2901.

7. СПРИНТ.ФРИИ. Минцифры России. Бесплатная программа для ИТ-предпринимателей, ориентированных на российский рынок. URL: https://sprint.iidf.ru/(дата обращения 10.11.22).

8. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия /Й.А. Шумпетер; [предисл. В.С. Автономова; пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко; пер. с англ. В.С. Автономова, Ю.В. Автономова, Л.А. Громовой, К.Б. Козловой, Е.И. Николаенко, И.М. Осадчей,И.С. Семененко, Э.Г. Соловьева]. - М.: Эксмо, 2008. - 864 с. - (Антология экономической мысли).

Supporting the Digitalization of SMEs: An Empirical Analysis Gurunyan T.V., Trapeznikov S.I.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

2022 was marked by the emergence of new challenges and risks for small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Maintaining the competitiveness of SMEs is possible as a result of digitalization and subsequent digital transformation. As part of the activities of development institutions, measures are being introduced to promote the digitalization of business. Some measures to support digitalization are offered to innovative entrepreneurs at the municipal level. To increase the level of digitalization of Russian small and medium-sized businesses, it is necessary to improve institutional regulation. Institutional support measures should be available not only to innovative companies, representatives of IT business, industrial companies, but also to all small and medium-sized businesses. In this case, digitalization can become a "growth point" for small and medium-sized businesses. Keywords: digitalization, digital transformation, small and medium-sized businesses, "institutional trap", institutional regulation, subsidies References

1. Documentation for the selection of right holders (authorized organizations)

for the purpose of refunding the costs of the use of russian software by small and medium business entities. approved by the Board of the Russian Foundation for the Development of Information Technologies (Minutes No. 4 dated March 14, 2022) AGREED by the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation (Letter No. MP-P11-200-12651 dated March 11, 2022). RFRIT website URL:)https://xn--h1apajh.xn--p1ai/media/docu-ments/Konkursnaia_dokumentatciia_otbora_PO_dlia_MSP_2022.pdf (accessed 10.11.22)

2. Index of business digitalization of the economy" Scientific. Institute for Sta-

tistical Research and Economics of Knowledge URL: https://is-sek.hse.ru/news/244878024.html (Accessed 10.11.2022).

3. Makarova A. "Institutional traps" and the development of small and me-

dium-sized businesses in the regions of Russia (questions of theory and practice) // Regional Economic Journal. - 2018. - No. 1-2. - P. 5-55.

4. Passport of the national project "National Program "Digital Economy of the

Russian Federation" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, protocol dated 06/04/2019 N 7) // The text of the document is given in accordance with the publication on the website https ://digital.gov.ru as of 07/09/2019.

5. Program to support the digitalization of small and medium-sized busi-

nesses. Website of the Russian Foundation for the Development of Information Technologies URL: https://xn--h1apajh.xn--p1ai/msp/ (accessed 10.10.22).

6. "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Rus-

sian Federation for 2017-2030": Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 N 203 // "Collected Legislation of the Russian Federation", 05.15.2017, N 20, art. 2901.

7. SPRINT.FRII. Ministry of Digital Development of Russia. Free program for

IT entrepreneurs focused on the Russian market. URL: https://sprint.iidf.ru/ (accessed 10.11.22).

8. Schumpeter J.A. Theory of economic development. Capitalism, socialism

and democracy / J.A. Schumpeter; [foreword V.S. Avtonomov; per. with him. V.S. Avtonomova, M.S. Lyubsky, A.Yu. Chepurenko; per. from English. V.S. Avtonomova, Yu.V. Avtonomova, L.A. Gromova, K.B. Kozlova, E.I. Nikolaenko, I.M. Osadchey, I.S. Semenenko, E.G. Solovyov]. - M.: Eksmo, 2008. - 864 p. - (Anthology of economic thought).

X X О го А С.

X

го m

о

м о м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.