Сравнительный анализ поддержки цифровизации малых и средних предприятий в России и за рубежом
сч сч о сч
со
о ш т
X
<
т о х
X
Франгян Феликс Рачикович
студент, РЭУ им. Г.В. Плеханова
В данной статье приводится определение понятия цифровая экономика, описывается рост интереса исследователей к данной проблематике. В статье уделяется внимание важности цифровизации предприятий, а также причинам актуальности данного процесса со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства. В работе даётся обоснование необходимости поддержки процесса цифровой трансформации со стороны государства и международных организаций, анализируются меры поддержки процесса цифровизации малых и средних предприятий разных стран и России. В частности, проведен анализ мер цифровой поддержки испанского, итальянского, бельгийского, корейского и других правительств. Автор отмечает успешные практики мер поддержки цифровизации международных организаций и отдельных правительств. Отмечены цифровые инструменты, поддержка развития которых на данный момент наиболее актуальна для субъектов малого и среднего предпринимательства. Автор говорит о том, что смешанные меры поддержки согласно статистическим данным оказываются более эффективными, чем финансовые и нефинансовые меры, применяемые отдельно. В статье можно найти корреляцию цифровой трансформации и антикризисных мер, направленных на борьбу с последствиями ограничений, вызванных СОУЮ-19. Также в статье можно наблюдать оценку технологичных зарубежных компаний о развитии процесса цифровизации в малых и средних предприятиях. Среди российских мер поддержки указан грант, который был направлен на поощрение деятельности как субъектов малого и среднего предпринимательства, так и отечественных разработчиков программного обеспечения. Помимо этого, освещается деятельность Российского фонда развития информационных технологий. Сделаны выводы о текущем развитии процесса цифровой трансформации для малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: цифровизация МСП, меры поддержки цифровизации, цифровые инструменты.
Существует большое количество определений понятия цифровая экономика. Впервые этот термин встречается в работах информатика Николаса Негропонте. Он предложил идентифицировать цифровую экономику, как экономическую деятельность, основанную на цифровых технологиях. Данное
определение он предложил в 1995 году, когда это явление вместе с электронной коммерцией только зарождались. Также стоит уделить внимание определению, которое можно найти в программе «Цифровая экономика», где цифровая экономика определяется как улучшение эффективности современной экономики за счет технологий обработки данных и автоматизации всех процессов [1].
По прошествии времени исследователи, предприятия, маркетологи и правительства разных стран стали всё больше внимания уделять развитию благодаря цифровым инструментам. Если раньше про цифровизацию говорили только крупные и иногда средние предприятия, то сейчас грамотное применение цифровых инструментов в коммерческой деятельности является актуальной повесткой даже для микропредприятий. Причин роста интереса со стороны субъектов МСП несколько: падение цен на технологии, которые используются для создания цифрового инструмента; рост доступности масс технологий как для предприятий, так и для потребителей (смартфоны, высокоскоростной интернет); последствия, вызванные пандемией СОУЮ-19. Последняя причина очень сильно сказалась на предприятиях в целом. С трудом можно назвать индустрии, которые не пострадали от ограничительных мер по борьбе с эпидемией. Последствия затронули все страны мира без исключений, а также как крупные, так и малые предприятия. Но если крупные предприятия могут позволить себе пройти через сложное время, то у малых предприятий недостаточно ресурсов для менеджмента в таких условиях. Именно поэтому малые предприятия пришли к решению воспользоваться их главным преимуществом, а именно гибкостью и адаптацией к внешним условиям и новым возможностям.
В виду слишком большого влияния внешних факторов на доступность цифровизации для МСП и заинтересованности государства в новых драйверах развития субъектов МСП, правительства разных стран предлагают особые возможности
для МСП, которые встали на путь цифровой трансформации. Предлагаю начать с рассмотрения инициатив международных организаций. ОЭСР занималась изучением цифровизации МСП ещё до пандемии коронавируса. При организации работает специальный центр развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, городов и регионов. Одной из главных задач является помощь правительствам в развитии МСП. А одним из направлений работы безусловно выступает циф-ровизация МСП [2]. Организация даже устраивала круглые столы, на которых присутствовали Хосе Анхель Гурриа, занимавший на тот момент пост генерального секретаря ОЭСР, а также глава министерства малого бизнеса Новой Зеландии, Хон Стюарт [3]. В качестве главной цели подобных мероприятий и работы в данном направлении ставился обмен знаниями, успешными практиками.
Таким образом можно сделать вывод, что интерес к цифровой трансформации МСП как никогда актуален. Согласно данным ОЭСР более 60 % предприятий во время пандемии COVID-19 обратились к цифровым инструментам для развития своего бизнеса. Однако чуть больше половины из них, сообщили, что цифровизация бизнеса лишь временная мера. Основательница компании Am-zella, специализирующейся на консультационных услугах в области продаж через Amazon, считает, что такое внимание к цифровым инструментам в условиях карантина можно объяснить простым желанием людей встретиться друг с другом. Это касается и деловых встреч, которые стали возможны только онлайн. В то же время, по её мнению, для МСП онлайн встречи являются уникальной возможностью не только найти новых потребителей за пределами региона, страны, но также получить предложение более квалифицированных кадров со всё планеты. Патрик Славенбург, основатель компании Smartified (компания, оказывает услуги по цифровой трансформации бизнеса, в частности обращение всех расчетов из наличных в онлайн) [4], также отмечает, что для любого работодателя, который не способен сегодня перевести своих сотрудников на удалённую работу, наступают трудные времена. Вполне резонно, что огромные расходы на аренду офиса, который в случае пандемии может не эксплуатироваться месяцами, зарплатный фонд сотрудников и другие издержки падают на плечи предпринимателей, пока их предприятие не функционирует.
ОЭСР отмечает, что важную роль в цифровизации МСП занимают правительства. 22% средств, выделенных на краткосрочные меры поддержки, распределяются субъектам МСП. Если говорить о более предметных мерах, то ОЭСР отмечает партнерство в рамках Международного проекта Циф-ровизация для малых и средних предприятий (D4SME). Как было отмечено ранее при создании этого проекта ОЭСР преследовала цель обмена
опытом цифровой трансформации МСП, в особенности на самом начальном этапе. Иначе говоря, на этапе освоения базовых цифровых инструментов (создание веб-сайта, социальных сетей) [5]. Впрочем, пользу в рамках сотрудничества по данному проекту могут получить и более развитые в смысле цифровых технологий компании, которые желают углубиться в освоении технологий искусственного интеллекта, виртуальной реальности или блокчейна. Данный проект курируется Новой Зеландией, а среди участников не только правительства стран и субъекты МСП, но и такие технологические гиганты как: Амазон, Фейсбук, Пейпал, Майкрософт и прочие.
В данной работе приводится в пример исследование, согласно которому субъекты МСП, получившие от правительства смешанные (финансовые и нефинансовые) меры поддержки, наиболее преуспели в цифровой трансформации. В качестве одного из главных барьеров на пути цифровиза-ции многие зарубежные и отечественные исследователи отмечают слабые цифровые компетенции (навыки работы с цифровыми инструментами). 39% предприятий, опрошенных в ходе крупного исследования, посвященного оценки готовности МСП к цифровизации, заявили, что не видят необходимости в цифровом обучении сотрудников. [5]
Предлагаю рассмотреть на какие меры поддержки цифровизации МСП в условиях COVID-19 разные государства сделали акцент. Испанское правительство предложило субъектам МСП план цифровизации, определив в качестве целей поднятие в рейтинге DESI (Индекс цифровой экономики и общества). В актуальном рейтинге Испания была расположена на 13 месте среди 27 европейских государств. Впрочем, стоит отметить, что по ряду показателей Испания стабильно в первой десятке, в частности, показатели объема деятельности МСП, которая проходит через электронную коммерцию [8]. К 2025 году правительство Испании ставит перед собой цель достигнуть показатель в 25% объема электронной коммерции от деятельности всех субъектов МСП в Испании. В рамках данного проекта Испания намеривается помочь 1 миллиону субъектов МСП, что составляет 35% от всех зарегистрированных в Испании малых и средних предприятий, инвестировав 4,8 млрд. евро в цифровую трансформацию, из которых 3 млрд. евро пойдут в фонд Digital Toolkit (Пакет цифровизации). [6] Испанское правительство покрывает до 90 процентов от расходов на цифровые инструменты компании, направляя денежные средства непосредственно поставщику, что также снимает с субъекта МСП обязанность по своевременному расчёту. К цифровым инструментам 90 процентов стоимости которых может покрыть программа, относят следующие категории: цифровое продвижение и электронная коммерция, кибербез-опасность, цифровой бизнес (управление операционной деятельностью), умное рабочее место.
х
X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м м
сч сч о сч
PÖ
о ш m
X
<
m О X X
Бельгийское правительство больше внимания уделяет проблеме кибер-безопасности, которая также представляет интерес для Российской Федерации. Данная инициатива направлена на помощь в цифровой трансформации, которые традиционным способом ведут бизнес и штат которых менее 50 сотрудников.
Корейское правительство сфокусировалось на улучшении цифровой инфраструктуры, начиная с базового повышения доступности и качества интернет-подключения. В Австралии разработали стратегию цифровизации, которая направлена на улучшения уровня цифровизации предприятий и трансформацию Австралии в качестве одного из лидеров цифровых рынков к 2030 году.
Отдельно хотелось бы упомянуть меры, принимаемые для развития цифровизации субъектов МСП в Италии. Организация под названием Confir-tigianato не только предоставляет МСП и самозанятым гражданам информацию о введении бизнеса, законодательных аспектах предпринимательской деятельности, маркетинге и прочем, а также могут по запросу представлять интересы субъектов МСП перед государственными органами [7]. Главные барьеры на пути цифровизации, а именно ограниченное количество ресурсов, доступное субъектам МСП и отсутствие цифровых навыков помогают преодолеть специально созданные для этих целей Европейские центры инновационной деятельности (European Digital Innovation Hubs). [8] Европейские субъекты МСП могут воспользоваться так называемой возможностью «test before invest». Предприятиям предлагается получить полную информацию о цифровом инструменте, стать свидетелями демонстрации, получить доступ к прогнозам интеграции цифрового инструмента. Особое внимание уделяется цифровым инструментам, которые упоминаются в Европейской программе цифровизации: искусственный интеллект, высокопроизводительные вычисления и кибербезопасность. Организация также является мостом между образовательными учреждениями и представителями МСП, периодически организовывая краткосрочные обучения сотрудников, тренинги, специальные образовательные мероприятия и прочие активности с целью повышения уровня квалификации кадров МС. Более того, данные центры поддерживают субъекты МСП в поиске финансирования необходимого на цифровую трансформацию. Они предоставляют доступ к финансовым институтам и частным инвесторам, а также специальному центру рекламных инвестиций ЕС, которые выделяют средства на продвижение предприятий.
В России также не приостанавливается деятельность по развитию МСП, и в частности, содействие в цифровой трансформации. Так, например, новая программа по поддержке цифровизации ма-
лого бизнеса Российского фонда развития информационных технологий только за первые 2 недели 2022 года помогла реализовать более 25 тысяч лицензионных решений на ПО. Основная цель программы - предоставление Saas решений от российских разработчиков компаниям и индивидуальным предпринимателям с годовым доходом до 2 млрд рублей и числом сотрудников не более 250 человек. Таким образом, данная программа поддерживает сразу две крупные отрасли: МСП и IT сектор.
Российский фонд развития информационных технологий в июле 2021 года проводил конкурсный отбор по предоставлению гранта на цифровую трансформацию компаний. В качестве приоритетных направлений поддержки отмечались: Инженерное ПО (CAD, CAM, CAE, EDA, PLM / PDM, AEC BIM и др.); Системы управления (MES, АСУ ТП, SCADA, ECM, ЕАМ), Системы планирования ресурсов предприятия; CRM; Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных; Робототехнические комплексы; Средства кибербезопасности; Управления Big Data; Создание приложений и разработка ПО и другие. Сумма гранта составляла от 120 до 300 млн руб. Срок реализации составлял от 6 до 30 месяцев. Условие софинансирования не менее 50 процентов [11].
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Цифровая трансформация уже продолжительное время является одним из самых приоритетных направлений для субъектов МСП. Тем не менее из-за внешних факторов, связанных с COVID-19 данное направление стало актуальным как никогда. Именно поэтому многие страны организуют обмен успешной практики в мире. Международные организации и правительства стран стали уделять больше сил в содействии МСП на пути цифровой трансформации и в преодоление барьеров, возникающих на этом пути.
Литература
1. Захаров Д. В. Цифровизация экономики: проблемы и перспективы // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 102-107. URL: https://apni.ru/article/679-tsifrovizatsiya-ekonomiki-problemi-i-perspekt
2. Официальный сайт ОЭСР. URL: https://www.oecd.org/cfe/smes/
3. Официальный сайт Центра предпринимательства, малого и среднего бизнеса и местного развития. URL: https://www.insme.org/2nd-d4sme-roundtable-sme-digitalisation-and-responses-to-covid-19/
4. Официальный сайт компании Smartified. URL: https://gosmartified.com/
5. Исследование центра аналитика НАФИ. Банк Открытие: Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса. URL: https://nafi.ru/pro-jects/predprinimatelstvo/bank-otkrytie-indeks-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa/
6. Исследование Vodafone. URL: https://www.vodafone.com/sites/default/files/2021-11/es-sme-digital-toolkit-case-study.pdf
7. Lepore Dominique, Coacci Fabio Intermediaries boosting the digital transformation of smes: a comparative analysis between Italy and the Russian Federation // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intermediaries-boost-ing-the-digital-transformation-of-smes-a-comparative-analysis-between-italy-and-the-russian-federation
8. Индекс цифровой экономики и общества (DESI). URL: https://ec.europa.eu/commis-sion/presscorner/detail/en/ip_21_5481
9. Программа European Digital Innovation Hubs in Digital Europe. URL: https://digital-strategy.ec.eu-ropa.eu/en/activities/edihs
10.Обзор конкурсной документации конкурсного отбора по мере поддержки внедрения отечественных ИТ-решений по постановлению Правительства РФ от 03.05.2019 г. №550 (в редакции постановлений Правительства РФ от 05.09.2019 №1161, от 19.12.2019 №1721, от 02.07.2020 №974, от 26.04.2021 № 645). URL: https://xn--h1apajh.xn--p1ai/support-measure/grants/grant-na-tsifrovuiu-transformatsiiu-kompanii/
11.Документ проекта D4SME
URL: https://www.oecd-ilibrary.org/econom-ics/sme-digitalisation-to-build-back-better_50193089-en
Digitalization of small and medium enterprises support measures by foreign countries and Russia
Frangyan F.R.
Plekhanov Russian University of Economics
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,
Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
There is a definition of digital economy, description of scientists' interest growth to this subject in this article. The author draws attention to the company digitalization importance and the reasons for relevance of this process for small and medium enterprises. In this paper we might find the argumentation for necessity of states and international organizations to support digital transformation process. There is an analysis of small and medium enterprises digitalization support measures by different countries and Russia. Including support measures by such countries as Spain, Italy, Belgium, South Korea, and other governments. The author emphasizes successful support measures implementation by international organizations and public administrations. The paper covers the most preferable according to states for development digital instruments. Author claims that mixed measures are more likely to become successful ones than separate financial or non-financial. The article consists the correlation between digital transformation and anti-crisis COVID-19 plans. Also, there are estimates from foreign digital companies on SME digital transformation development. Among support measures in Russia the article covers grant for not only digital transformation growth of SME but for national software developers also. Moreover, there are few words about the activity of Russian IT development fond. There are conclusions on current development of digital transformation for SME.
Keywords: SME digitalization, digitalization support measures, digital tools.
References
1. Zakharov D. V. Digitalization of the economy: problems and prospects //
Development of science, national innovation system and technologies: collection of scientific papers based on the materials of the International scientific and practical conference on May 13, 2020: Belgorod: LLC Agency for Advanced Scientific Research (APNI), 2020. S. 102-107.
URL: https://apni.ru/article/679-tsifrovizatsiya-ekonomiki-problemi-i-perspekt
2. Official website of the OECD. URL: https://www.oecd.org/cfe/smes/
3. Official website of the Center for Entrepreneurship, Small and Medium
Business and Local Development. URL: https://www.insme.org/2nd-d4sme-roundtable-sme-digitalisation-and-responses-to-covid-19/
4. Official site of the Smartified company. URL: https://gosmartified.com/
5. Research of the NAFI Analyst Center. Otkritie Bank: Index of digitalization
of small and medium-sized businesses.
URL: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/bank-otkrytie-indeks-
tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa/
6. Vodafone study.
URL: https://www.vodafone.com/sites/default/files/2021-11/es-sme-digital-toolkit-case-study.pdf
7. Lepore Dominique, Coacci Fabio INTERMEDIARIES BOOSTING THE
DIGITAL TRANSFORMATION OF SMES: A COMPARATIVE ANALYSIS BETWEEN ITALY AND THE RUSSIAN FEDERATION // State and municipal management. Scientific notes. 2020. №4.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intermediaries-boosting-the-digital-transformation-of-smes-a-comparative-analysis-between-italy-and-the-russian-federation
8. Digital Economy and Society Index (DESI).
URL:https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_21_5481
9. Program European Digital Innovation Hubs in Digital Europe.
URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/activities/edihs
10. Review of the tender documentation of the competitive selection as we support the implementation of domestic IT solutions according to the Decree of the Government of the Russian Federation of 03.05.2019 No. 550 (as amended by the Decrees of the Government of the Russian Federation of 05.09.2019 No. 1161, of 12.19.2019 No. 1721, of 02.07. 2020 No. 974, dated April 26, 2021 No. 645). URL: https://xn--h1apajh.xn--p1ai/support-measure/grants/grant-na-tsifrovuiu-transformatsiiu-kom-panii/
11. D4SME project document
URL: https://www.oecd-ilibrary.org/economics/sme-digitalization-to-build-back-better_50193089-en
X X О го А С.
X
го m
о
2 О M
to