DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_11_1092 УДК 33
Игошина Дарья Романовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Владимирский филиал РАНХиГС, г. Владимир, Россия, е -mail: kachinceva. dr@mail. ru
ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В КОМПАНИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В статье предпринята попытка выделить особенности цифровизации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Определены положительные аспекты внедрения цифровых технологий компаниями МСП, к которым относятся рост производительности, сокращение издержек, персонификация в работе с клиентами и пр. Кроме того, указаны возможные барьеры и риски цифро -вой трансформации в обозначенном секторе: ограниченный бюджет, вынужденная цифровизация в период пандемии, мошенничество, киберугрозы и пр.
Ключевые слова: цифровизация; цифровые технологии; малые и средние предприятия.
UDC 33
Igoshina Daria Romanovna,
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor
of the Department of Economics,
Vladimir Branch of the RANEPA,
Vladimir, Russia,
e-mail: kachinceva. [email protected]
FEATURES OF DIGITALIZATION OF BUSINESS PROCESSES IN COMPANIES OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP
The article attempts to highlight the features of digitalization of the activities of small and medium-sized businesses. The positive aspects of the introduction of digital technologies by SMEs were highlighted, which include productivity growth, cost reduction, personalization in working with clients, etc. In addition, possible barriers and risks of digital transformation in the designated sector were indicated: a limited budget, forced digitalization during a pandemic, fraud, cyber threats, etc.
Keywords: digitalization; digital technologies; small and medium enterprises.
Цифровизация - самый модный и самый всеобъемлющий тренд начала XXI века, который затронул все сферы жизни человека. Прежде чем обозначить особенности цифровизации деятельности компаний малого и среднего предпринимательства (МСП), необходимо определиться с соответствующим понятийным аппаратом. Важно отметить, что унифицированного понятийного аппарата, связанного с процессами цифровизации, до сих пор разработано не было. Термины «цифровая экономика», «цифровизация», «цифровая трансформация» и пр. активно
используются в научной литературе, при описании деятельности компаний разного размера и капитализации, а также при разработке различных стратегий, в том числе на государственном уровне (например, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы). Отсутствие гармонизированного понятийного аппарата осложняет процедуры учета и измерения явлений и процессов, свойственных цифровизации.
В широком смысле слова цифровизация - это масштабная интеграция цифровых
технологий во все сферы деятельности человека: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т.п. При определении направлений и тенденций циф-ровизации, ее особенностей для разных сегментов рынка и отраслей, а также для разных компаний необходимо определить, какие технологии относятся к цифровым.
В докладе Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ цифровые технологии определяются как технологии сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде [4].
Цифровизация обусловливает процесс перехода к цифровой экономике.
Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203, цифровая экономика -хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [2].
Таким образом, ключевым элементом цифровизации являются данные, представленные в цифровом (электронном виде). Если говорить об оцифровке бизнес-процессов компании, то она (оцифровка) сводится к генерированию и/или использованию данных в цифровой форме при производстве товаров или оказании услуг для потребителей.
В настоящее время масштабирование цифровых технологий свойственно следующим секторам экономики: электронная коммерция и электронные платежи, интернет-банкинг, интернет-реклама и электронный доступ к государственным услугам.
Темпы цифровизации ускоряются с каждым годом. Так, если в 2005 году выход в Интернет могли позволить себе только 16 % от совокупной численности населения в мире, то по состоянию на конец 2020 года эта цифра выросла до 59 % [1]. В 1 квартале 2021 года пользователями Интернета стали свыше 5 млрд чел., или 65,6 % от совокуп-
ной численности населения всего мира [6]. В России количество интернет-пользователей достигло 118 млн чел., или 81 % от совокупной численности населения страны.
По данным НИУ ВШЭ, к началу 2020 г. 86,6 % организаций использовали широкополосный Интернет, что на 7,1 % больше по сравнению с данными 2015 г. Треть компаний используют высокоскоростной доступ. Доля пользователей облачных сервисов, обеспечивающих удаленный доступ к информационным ресурсам, выросла с 18,3 % до 28,1 % (в полтора раза) в период с 2015 по 2019 год.
Наибольший скачок в цифровой трансформации произошел в 2020 году во время общенациональных локдаунов, когда традиционные способы осуществления привычных операций (начиная с похода в магазин и заканчивая оформлением различных документов в государственных учреждениях) оказались недоступны. Во время пандемии увеличилась не только скорость внедрения цифровых технологий, но и масштабы. В процессы цифровой трансформации оказались «втянуты» все субъекты хозяйствования.
Внедрение цифровых технологий в деятельность компаний в 2020 году оказалось не просто модным трендом и поиском конкурентных преимуществ, а условием выживания.
Крупный бизнес оказался намного лучше подготовленным к пандемии с точки зрения цифровизации своих бизнес-процессов. Цифровая трансформация крупного бизнеса продолжается уже много лет. Внедрение цифровых технологий и построение цифровых экосистем (сообществ) обеспечивает ряд преимуществ для коммерческого сектора. В первую очередь это рост конкурентоспособности компаний за счет снижения разного рода издержек и увеличения производительности труда. Цифровые каналы коммуникации позволяют эффективнее удовлетворять потребности клиентов (более быстро и персонифицировано) и выстраивать отношения с контрагентами.
Темпы внедрения цифровых технологий компаниями малого и среднего бизнеса существенно ниже. Базовые и сравнительно простые цифровые технологии (доступ к широкополосному Интернету, электронный обмен данными, цифровые каналы коммуникации) освоены компаниями разных уровней (в
том числе и субъектами МСП), а вот внедрение более сложных технологий, и тем более тотальная цифровизация бизнес-процессов, идет очень медленно. Причиной такой ситуации является ряд факторов и особенностей цифровизации бизнес-процессов компаний МСП (рис. 1).
Очень важным является момент, когда компания начала внедрять цифровые технологии в свою деятельность. Процессы цифровизации бизнеса стартовали не в 2020 году, а намного раньше. Однако скорость перехода на цифровые технологии малых и
средних предприятий до начала пандемии была ниже по сравнению с крупным бизнесом. Во многих странах доля компаний с численностью сотрудников от 10 до 49 чел. с подключенными компьютерами остается на уровне 40 % или ниже [5].
Именно по этой причине в период общенациональных локдаунов больше всего пострадали предприятия малого и среднего бизнеса. Эти компании оказались не готовы к удаленной работе с клиентами и созданию условий для удаленной работы сотрудников.
Точка входы в
цифровое пространство
Вынужденная
ускоренная цифровизация
Отсутствие проработанной
стратегии цифровизации
Рисунок 1 - Особенности цифровизации бизнес-процессов компаний малого и среднего бизнеса
По данным Всемирного банка, в России в период пандемии около половины от совокуп -ного количества компаний начали внедрять цифровые технологии в свои бизнес-процессы [3]. Но масштабирование цифровых технологий среди субъектов малого и среднего бизнеса в 2020 году носит вынужденный характер. Сектору МСП пришлось ускоренно, без продуманной стратегии и наличия необходимого финансирования внедрять цифровые инструменты, что оказало существенное влияние на эффективность этого процесса.
Необходимо отметить, что после первоначального перехода к цифровым технологиям, этот процесс уже не остановить, так как появляются взаимодополняющие элементы для уже внедренных цифровых инструментов.
Особенностью цифровизации в секторе МСП является привлечение внешних консультантов. С одной стороны, это необходимо для того, чтобы компенсировать слабые
внутренние возможности: отсутствие необходимого финансирования, сотрудников и знаний. Так, малые и средние предприятия могут использовать возможности, предоставляемые технологиями на основе искусственного интеллекта, в качестве услуги. Кроме того, внешнее консультирование помогает минимизировать проблемы с безопасностью данных.
Крупному бизнесу легче переходить на более продвинутые цифровые технологии.
Разрыв между МСП и более крупными фирмами наиболее ярко проявляется при внедрении именно сложных технологий (например, анализ данных) или технологий, внедрение которых необходимо для всей совокупности бизнес-процессов (программное обеспечение для управления цепочками поставок и взаимоотношениями с клиентами для интеграции фронт-офиса и производственных процессов).
Внедрение и масштабирование цифровых технологий, интенсивность их использования и виды технологий существенно различаются в зависимости от сектора экономики, в котором функционирует компания. В компаниях, оказывающих информационные и коммуникационные услуги, показатели циф-ровизации намного выше: в странах ОЭСР в таких компаниях средняя доля сотрудников, имеющих доступ к устройствам с подключением к Интернету, составляет около 90 % по сравнению с 50 % во всех остальных секторах [5].
Кроме того, в разных секторах ключевыми будут разные технологии. В секторе услуг размещения и питания высокоскоростная широкополосная связь, наличие веб-сайта и использование облачных вычислений для хранения файлов являются основными технологиями, обеспечивающими конкурентные преимущества компаниям. Именно внедрение этих технологий позволяет МСП сократить цифровые пробелы в своей деятельности. В оптовом секторе ключевыми технологиями, которые приводят к увеличению добавленной стоимости, являются электронные продажи, облачные технологии для размещения баз данных и обучения специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В розничной торговле это электронные продажи и облачные технологии для управления отношениями с клиентами (CRM).
Различия цифровых технологий и их применимость в разных секторах обусловливает необходимость проработанной стратегии цифровизации для каждой компании МСП. Компании малого и среднего бизнеса должны не просто получить доступ к цифровым технологиям и инструментам в качестве отправной точки для цифровизации. Важно, чтобы этот процесс дополнялся отраслевым и функциональным подходом, обеспечивающим внедрение наиболее важных инструментов для каждой конкретной компании.
Цифровизация бизнес-процессов открывает новые возможности для всех компаний. Согласно оценке Всемирного банка, интеграция цифровых технологий в традиционные бизнес-процессы приводит к росту производительности компании в среднем на 25 %. В данном случае под цифровыми технологиями подразумевается не только использование
цифровых платформ и облачных сервисов. Речь идет об Интернете вещей, машинном обучении, больших данных, искусственном интеллекте и других технологиях [3].
В период кризиса свои позиции смогли удержать те компании, которые оперативно начали оцифровку бизнес-процессов, а также внутренних и внешних коммуникаций. Различные цифровые платформы (социальные сети или маркетплейсы) представляют собой современные каналы коммуникации и рынки сбыта, ставшие практически единственными в период общенациональных локдаунов. Кроме того, цифровые платформы открывают возможности оптимизации ряда операций при очень низких затратах (например, услуги бизнес-аналитики и анализа данных).
Цифровую трансформацию в сегменте МСП тормозит ряд барьеров.
Во-первых, это отсутствие необходимых для цифровой трансформации компетенций у руководителей и сотрудников компаний, направленных на определение необходимых цифровых инструментов и адаптацию традиционных бизнес-моделей и процессов к цифровым.
Во-вторых, это недостаток финансирования: компании малого и среднего бизнеса сталкиваются с трудностями привлечения инвестиций для финансирования нематериальных цифровых активов. Проблема заключается также в том, что такие активы не могут быть использованы в качестве обеспе -чения для получения кредита.
В-третьих, инфраструктурные разрывы: необходимым условием для цифровой трансформации МСП является доступ к высокоскоростной широкополосной связи. Конечно, распространение широкополосной связи растет во всех странах, но в отдельных регионах (в том числе в некоторых регионах РФ) сохраняются проблемы с доступом к высокоскоростному Интернету. Отсутствие доступа к высокоскоростной широкополосной связи является основной причиной цифрового разрыва и ограниченных возможностей компаний МСП адаптировать свои бизнес-модели к цифровой реальности. В период вынужденного социального дистанцирования этот разрыв только увеличивался, усугубляя существующее неравенство.
Кроме того, при явных плюсах цифровиза-ции бизнес-процессов, малый и средний бизнес сталкивается с рядом угроз.
Главной проблемой, возникающей в процессе цифровой трансформации в компаниях МСП, является отсутствие времени и знаний (рекомендаций), необходимых для грамотного планирования этого перехода. Ускоренная цифровизация генерирует ряд рисков для компаний в рассматриваемом сегменте:
- выбор неподходящих цифровых инструментов;
- отсутствие времени на совершенствование цифровых навыков;
- отсутствие эффективных средств защиты и обеспечения безопасности;
- отсутствие полной настройки и понимания потенциала новых инструментов.
Также существенным риском является уязвимость компаний МСП перед мошенниками ввиду недостаточной подготовленности к использованию цифровых технологий. В период пандемии во многих странах был зафиксирован всплеск мошенничества и появление рекордного количества «фишинго-вых» кампаний. Издержки для МСП, связанные с потерями из-за действий мошенников, могут быть очень высокими и часто значительно превышают имеющиеся резервы таких компаний.
Сегодня цифровая трансформация бизнес-процессов является необходимым условием выживания для бизнеса любого размера. Именно цифровые технологии и инструменты позволяют компаниям оставаться актуальными и конкурентоспособными на современных рынках. Цифровизация бизнес-процессов для компаний малого и среднего бизнеса позволяет таким компаниям выходить на новые рынки (например, через различные маркетплейсы). Однако этот процесс имеет ряд существенных ограничений. В первую очередь, это бюджет. Также тормозит цифровизацию МСП отсутствие необходимых знаний и навыков.
Однако использования грамотно выбранных цифровых технологий обеспечивает компаниям ряд преимуществ. Интеграция цифровых технологий способствует росту эффективности бизнеса в целом, помогает снизить затраты, повысить производительность труда, улучшить качество обслуживания клиентов. В конечном итоге все перечисленное положительно влияет на прибыль.
Воспользоваться перечисленными выгодами могут лишь компании МСП, тщательно продумавшие свою стратегию цифровой трансформации, максимально полно использующие потенциал цифровых технологий и инструментов, заручившиеся консультациями опытных специалистов.
Список литературы
1. Вся статистика Интернета на 2020 год - цифры и тренды в мире и в России. 2020. - URL: https:// www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/ (дата обращения: 30.10.2021).
2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 23.10.2021).
3. Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса в российских регионах. 2021. - URL: https:// events.vedomosti.ru/events/spb_zifrovizavizacia_msb/ pages/spb_post_reliz (дата обращения: 25.10.2021).
4. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / ГИ. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; научный редактор Л.М. Гохберг; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - С. 13.
5. The Digital Transformation of SMEs, 2020. URL: https://www.oecd.org/industry/smes/PH-SME-Digitalisation-final.pdf (дата обращения: 23.10.2021).
6. The Internet Big Picture World Internet Users and 2021 Population Stats, 2021. URL: https://www. internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 25.10.2021).
References
1. Vsya statistika Interneta na 2020 god - cifry' i trendy' v mire i v Rossii. 2020. URL: https://www.web-canape. ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/ (data obrashheniya: 30.10.2021).
2. O Strategii razvitiya informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 g. № 203. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (data obrashheniya: 23.10.2021).
3. Cifrovaya transformaciya malogo i srednego biznesa v rossijskix regionax. 2021. URL: https://events.vedomosti. ru/events/spb_zifrovizavizacia_msb/pages/spb_post_reliz (data obrashheniya: 25.10.2021).
4. Chto takoe cifrovaya e'konomika? Trendy\ kompetencii, izmerenie Ch-80: doklad k XX Aprel'skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya e'konomiki i obshhestva, Moskva, 9-12 apr. 2019 g. / G.I. Abdraxmanova, K.O. Vishnevskij, L.M. Goxberg
i dr.; nauchny'j redaktor L.M. Goxberg; Nacional'ny'j issledovatel'skij universitet «Vy'sshaya shkola e'konomiki».
Moskva: Izdatel'skij dom Vy'sshej shkoly' e'konomiki, 2019. - S. 13.
5. The Digital Transformation of SMEs, 2020. URL: https://www.oecd.org/industry/siries/PH-SME-Digitalisation-final.pdf (data obrashheniya: 23.10.2021).
6. The Internet Big Picture World Internet Users and 2021 Population Stats, 2021. URL: https://www. internetworldstats.com/stats.htm (data obrashheniya: 25.10.2021).
MHflyCTPI/IAflbHAfl 3KOHOMMKA• № 5, tom 11, 2021 1097