Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА АЗИАТСКИЙ БАНКИНГ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА АЗИАТСКИЙ БАНКИНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ДОХОДНОСТЬ БАНКОВ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА / ЦИФРОВЫЕ КАНАЛЫ / СМЕЖНЫЕ НЕБАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гросс Марьяна Александровна

Китай стал эпицентром коронавирусной инфекции COVID-19, в связи с этим 2020 год вошел в историю как переломный. Ограничительные меры по нераспространению пандемии вызвали беспрецедентные социально-экономические потрясения мирового масштаба и послужили импульсом цифровизации сферы финансовых услуг: ускорилось внедрение цифровых технологий, изменились предпочтения и ожидания клиентов в отношении банковских услуг и т.д. Это ставит под угрозу устойчивость банковского сектора, в частности в Азии, несмотря на тот факт, что до начала пандемии азиатская банковская система была лидером по росту и прибыльности. Соответственно, в «новой реальности» чрезвычайно важно, чтобы банки быстро адаптировались к изменениям поведения потребителей и работали над сохранением и расширением достижений цифровизации. Следовательно, азиатские банки, желающие вернуться к росту, приоритетным направлением политики сегодня определяют именно цифровизацию организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гросс Марьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON ASIAN BANKING

China has become the epicenter of the coronavirus infection COVID-19, in this regard, 2020 went down in history as a watershed year. The restrictive measures to prevent the spread of the pandemic caused unprecedented socio-economic upheavals on a global scale and served as an impetus for the digitalization of the financial services sector: the adoption of digital technologies has accelerated, the preferences and expectations of customers in relation to banking services have changed, etc. This jeopardizes the resilience of the banking sector, particularly in Asia, despite the fact that, prior to the pandemic, the Asian banking system was the leader in terms of growth and profitability. Accordingly, in the «new reality» it is crucial that banks quickly adapt to changes in consumer behavior and work to preserve and expand the gains of digitization. Consequently, Asian banks, wishing to return to growth, are now focusing on the digitalization of the organization as a priority policy area.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА АЗИАТСКИЙ БАНКИНГ»

Влияние пандемии COVID-19 на азиатский банкинг

Гросс Марьяна Александровна1,

студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: [email protected]

Китай стал эпицентром коронавирусной инфекции COVID-19, в связи с этим 2020 год вошел в историю как переломный. Ограничительные меры по нераспространению пандемии вызвали беспрецедентные социально-экономические потрясения мирового масштаба и послужили импульсом цифровизации сферы финансовых услуг: ускорилось внедрение цифровых технологий, изменились предпочтения и ожидания клиентов в отношении банковских услуг и т.д. Это ставит под угрозу устойчивость банковского сектора, в частности в Азии, несмотря на тот факт, что до начала пандемии азиатская банковская система была лидером по росту и прибыльности. Соответственно, в «новой реальности» чрезвычайно важно, чтобы банки быстро адаптировались к изменениям поведения потребителей и работали над сохранением и расширением достижений цифровизации. Следовательно, азиатские банки, желающие вернуться к росту, приоритетным направлением политики сегодня определяют именно цифровизацию организации.

Ключевые слова: банковский сектор, доходность банков, рентабельность капитала, цифровые каналы, смежные небанковские услуги, цифровизация.

Целями исследования являются:

1. проведение анализа последствий влияния пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на азиатский банкинг;

2. подтверждение или опровержение научной гипотезы: «Цифровизация банковской деятельности - приоритетная стратегия по восстановлению и возвращению к росту доходности банков».

Деятельность в области интеллектуальной собственности в Азии

Устойчивая тенденция современной экономики представляет собой стремительное развитие сферы услуг в области интеллектуальной собственности (ИС), так как эти услуги стимулируют создание и внедрение инноваций. В связи с этим в настоящее время одним из основных драйверов экономического роста является наукоемкое производство, а также использование финансовых факторов.

Согласно отчету ВОИС 2020, в Азии наблюдается интенсивный рост доли в общемировом числе заявок по всем четырем категориям прав ИС. Очевидно, пандемия показатели делает менее валидными, но все же 98% заявок на регистрацию полезных моделей приходится на ведомства, расположенные в Азии, кроме этого, доля азиатских ведомств составляет около 2/3 общего числа заявок на патенты, регистрацию ТЗ и промышленных образцов (см. рис. 1), [1]. Причинами этого могут служить как экономический рост, плановая экономика, так и растущая сила enforcement. Таким образом, именно ведомства Азии принимают основную массу заявок на регистрацию всех видов прав интеллектуальной собственности, следовательно, являются ведущими в мире.

Отметим, доля Китая в общемировом объеме заявок значительно увеличилась с 17% в 2009 году до 43,4% в 2019 году, когда Национальное управление ИС КНР (CNIPA) получило 1,4 млн патентных заявок, что более чем в два раза превышает сумму, поступившую в ведомства США (USPTO) (см. рис. 2), [2]. Из чего следует закономерный вывод: Азия действительно лидирует в области интеллектуальной собственности, возглавляя в течение последнего десятилетия рейтинг первой пятерки ведомств, а значит, в данном регионе и до коронакризиса активно развивалась деятельность по цифровизации.

Ое

см о см

1 Научный руководитель: Кропин Юрий Анатольевич, доктор экономических наук, профессор Департамента банковского дела и финансовых рынков ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; [email protected]

Азиатский банковский сектор и пандемия СОШ-19

До 2020 г. благодаря экономическому росту региона и растущему спросу на финансовые услуги

азиатские банки демонстрировали высокие темпы составил 22%, тогда как в Европе и Северной Аме-роста, их прибыльность отражалась на восходящем рике - 2,8% и 4,4% соответственно к 2020 г. [3]. тренде. Так с 2010 г. прирост банковских активов

Азия 68,4

Рис. 1. Процентное распределение заявок на регистрацию прав ИС по регионам в 2019 г.

1883 1890 1900 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2019 Рис. 2. Тренд подачи патентных заявок для пяти ведущих ведомств, 1883-2019 гг.

Однако ситуацию омрачил продолжающийся кризис, он подвергает серьезному испытанию устойчивость банковского сектора. А именно тем, что ограничительные меры по нераспространению COVID-19 повлекли за собой историческое падение уровня доходов как частного, так и государственного сектора. Вследствие смягчения налогово-бюджетной политики увеличился заемный капитал, к тому же усилился контроль за операционными расходами. Осложняло положение и то, что отсутствовали прогнозы доходов, а также увеличилась нагрузка на инфраструктуру банков. Несмотря на то, что карантинные меры крайне необходимы сегодня, скорее всего в будущем их последствия замедлят рост экономики, и банковского сектора в частности, в результате этого Азия не сможет оказать должную государственную помощь в случае очередного спада. Конечно, с ослаблением мер некоторые из последствий нивелируются и начнется «ремиссия» в банковской сфере, но тем не менее низкие процентные ставки, давление на комиссионные доходы, вероятно, сохранятся как минимум до 2023 г. и будут препятствовать восстановлению доходности банков. Поэтому сегодня один из самых острых вопросов: как банковский сектор Азии выйдет из кризиса и сколько времени на это потребуется?

Международная консалтинговая компания Oliver Wyman предоставила прогноз, в соответствии с которым рентабельность капитала азиатских банков не вернется к докризисному уровню даже в 2022 году. При этом Таиланду и Гонконгу грозит особо острый дефицит активов (см. рис. 3), [4].

Прогнозы рентабельности капитала азиатских банков

1 S 00 -

6,0% 4,0%

12,3%

0,0% -8,0% -6,0% 4,0% 2,0% 0,0% -

Китай Гонконг Индия Индонезия Южная Малазия Сингапур Таиланд

Корея

■ 2019 2022

Рис. 3. Прогнозы рентабельности капитала азиатских банков

Однако, ожидается, что крупные банки Индии все-таки продемонстрируют наиболее быстрое и эффективное восстановление ROE на 5,8% к 2022 г. за счет андеррайтинга (гарантия получения выплат при финансовых убытках), грамотного сбыта и соотношения затрат, модернизированных

сз о

со £

m Р

сг

от А

продуктов. Дело в том, что индийские банки находятся в авангарде различных инициатив по циф-ровизации банковского сектора, что очень перспективно. Ведь к 2025 г. цифровые лидеры азиатского банковского сектора могут обеспечить повышение доходности капитала на 4-5%, в отличие от банков, которые еще не преступили к цифрови-зации организации.

Дело в том, что во время неблагополучной эпидемиологической обстановки произошли фундаментальные изменения в поведении клиентов и сотрудников, в бизнесе, обществе и мировой экономике в целом. И розничные клиенты, и МСП быстро адаптировались к цифровым каналам для удовлетворения финансовых потребностей и все больше интересуются цифровыми товарами и услугами. Активно растут ожидания того, что будет упрощена процедура оформления кредитов посредством цифровых методов. Корпоративные клиенты, в свою очередь, нуждаются в более широком спектре таких банковских предложений, как цифровая адаптация, онлайн-консультации, решения для цифрового сектора и партнерские отношения в сфере финансовых технологий. Более того, сотрудники банков месяцами работали из дома, и теперь многие организации предпочитают гибкий график в условиях COVID-19. Кроме этого, пандемия послужила новым витком в истории цифровизации и ускорила за несколько месяцев бурное развитие опПпе-платформ, науки и техники, а также инноваций, которые обычно занимали бы годы.

Итак, исследование последствий влияния вспышки коронавирусной инфекции COVID-19 на азиатский банкинг привело к следующим результатам: макро-изменения, длительное социальное дистанцирование простимулировали развитие цифровой эры, что непременно ускорило цифровое развитие банков.

«Новая реальность» в постпандемический период

Так автором предложено, что цифровизация может являться приоритетной стратегией по «реабилитации» после коронакризиса, поскольку автоматизация процессов способствует значительному сокращению расходов (это позволяет повысить эффективность работы банков), а также digitalization предоставляет возможность предупредить риски и потрясения, случившиеся в 2020 году. Следовательно, азиатскому банкингу необходимо будет начать или ускорить процесс трансформации.

Розничные клиенты

Е Первым драйвером изменений является быстрое оь внедрение цифровых каналов для удовлетворения ~ финансовых потребностей потребителей. Действием тельно после введения карантинных мер в ведущем азиатском банке с 2019 г. количество цифровых ^ транзакций увеличилось на 100 млн а в течение

трех дней после ограничения доступа к отделениям было получено 10 000 заявок на открытие онлайн-счетов. Так банки Юго-Восточной Азии показали рост на 200% по открытию инвестиционных счетов и использованию их онлайн [5].

Также исследование цифрового взаимодействия выявило рост использования мобильных каналов. По результатам второго квартала 2020 г. банки Гонконга отметили, что количество пользователей мобильных банков увеличилось на 2347%, а продажи цифровых товаров выросли на 38-68%. Равно как и в Индонезии, где использование каналов интернет-банкинга и мобильного банкинга увеличилось до 60% [6]. Таким образом, цифровые каналы стали основными для конечных потребителей с растущими цифровыми потребностями и ожиданиями.

Второй драйвер - это резкое увеличение цифровых платежей. В апреле 2020 г. Ассоциация банков Сингапура объявила, что за февраль суммы, переведенные с помощью PayNow Corporate -платформы для безналичных операций -, выросли по сравнению с аналогичным периодом в 2019 г. на 713%, т.е. до 3,12 млрд сингапурских долл. [7]. И в целом на развитых азиатских рынках к 2021 г. рост использования цифровых платежей составил более 100%. В то же время на развивающихся азиатских рынках зафиксировано более 250% роста. Подтверждением этого является то, что платформа таиландских банков Promptpay к марту 2020 г. обрабатывала до 11 млн транзакций в день, достигнув почти 100% роста [8]. Соответственно, с 2019 г. стремительно вырос процент онлайн-продаж в Азии, например, в Китае четверть всех покупок теперь осуществляется online, линия тренда стала выше на 4% в 2020 г. (см. рис. 4), [9]. Таким образом, сегодня реализуется масштабный переход к электронной коммерции.

Процент онлайн-продаж в Китае

Рис. 4. Процент онлайн-продаж в Китае

Третий драйвер - растущий спрос на цифровые услуги и продукты. В «новой реальности» у банков есть отличная возможность извлечь выгоду из растущего спроса на цифровые услуги и повысить надежность за счет внедрения инноваций в банковские продукты и услуги. Так, Ping An Insurance - ведущая в мире китайская страховая и технологическая группа розничных финансовых услуг - разработала проект «Do It At Home», который предлагает интеллектуальные и бесконтактные услуги для большинства своих финансовых онлайн-продуктов: от управления капиталом

до страхования. Во время социального дистанцирования в течение двух недель более трех миллионов клиентов совершили свыше 11 миллионов транзакций, а его онлайн-лекции привлекли более 470 000 зрителей [10].

Обобщив вышесказанное по разделу «Розничные клиенты», сделаем логический вывод: COVID-19 ускорил внедрение цифровых технологий, а также изменил предпочтения и ожидания клиентов в отношении банковских услуг. Поэтому так важно, чтобы азиатский банкинг в постпандемический период быстро адаптировался к этим изменениям и извлекал новые (цифровые) возможности.

Малое и среднее предпринимательство

В настоящее время и МСП предпочитает цифровые банковские услуги, однако в большинстве азиатских банков предложение пока недостаточно модернизировано для совершения всего комплекса процедур в online формате. По данной причине автор предлагает банкам автоматизировать ряд операций и процессы принятия решений при помощи смежных небанковских цифровых услуг с добавленной стоимостью, спрос на которые неумолимо растет.

Допустим, азиатские банки могут предлагать онлайн-решения для бухгалтерского учета и управления денежными потоками, используя аналитику данных, или проводить бизнес-форумы, участники которых могли бы получать консультации и поддержку для своего бизнеса. Внедрение в азиатский банкинг платформ групповых закупок позволит предоставлять МСП юридически достоверную контрактную и тендерную документацию (по аудиту, налогообложению и др.), поставщиков, прошедших банковский скоринг, бенчмаркинг, проверку эффективности текущих процессов и т.д. Следовательно, платформа групповых закупок породит экономию затрат. Платформа бизнес-нетворкинга, в свою очередь, может обеспечить общение с профессионалами, имеющими опыт в конкретной отрасли, из чего МСП получит нематериальные выгоды. А внедрение такой финансовой услуги банков, как Invoice discounting, выгодно тем, что продавцу выплачивается сумма задолженности покупателей [11]. В отличие от факторинга, Invoice discounting - это оплата не каждой сделки, а единовременная выплата всего сальдо задолженности за вычетом определенного процента комиссии. И иные смежные небанковские услуги, которые могут быть освоены азиатским банкингом в рамках цифровизации для того, чтобы повысить конкурентоспособность, обеспечить устойчивую эффективность и гибкость. Подобные инновации позволят создать для МСП персональные предложения, которые будут помогать малым и средним предприятиям сокращать затраты на производственно-сбытовые операции.

Итак, бизнес, подобно розничным клиентам, нуждается в использовании цифровых каналов для платежей и транзакций, и по мере выхода

из коронакризиса банки будут играть важную роль в поддержании устойчивости сектора МСП, поэтому азиатскому банкингу следует максимально использовать цифровые возможности.

Вышеприведенные результаты исследования влияния пандемии COVID-19 на азиатский банкинг позволяют сформулировать общее умозаключение: в «новой реальности» чрезвычайно важно, чтобы банки быстро адаптировались к изменениям в поведении потребителей и работали над сохранением и расширением достижений цифро-визации, что дает основание для подтверждения выдвинутой научной гипотезы. Следовательно, азиатским банкам, желающим вернуться к росту, следует определять цифровизацию организации приоритетным направлением политики.

Литература

1. База статистических данных ВОИС, сентябрь 2020 г., URL: https://www.wipo.int/edocs/ pubdocs/ru/wipo_pub_943_2020.pdf (дата обращения 16.09.2021)

2. World Intellectual Property Indicators 2020. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_ pub_941_2020.pdf (дата обращения 16.09.2021)

3. BMI. Asia Financials. Asia Banking 2025: Digitalisation to Redefine the New Normal, URL: https://www.oliverwyman.com/content/dam/ oliver-wyman/v2/publications/2020/october/ digitalization-redefine-the-new-normal.pdf (дата обращения 16.09.2021)

4. Morgan Stanley. Asia Banking 2025: Crossing the Digital Divide. URL: https://www.morganstanley. com/ideas/asia-banking-growth-digitalization/ (дата обращения 18.09.2021)

5. ASIAN DEVELOPMENT OUTLOOK 2020 WHAT DRIVES INNOVATION IN ASIA? Special Topic: The Impact of the Coronavirus Outbreak - An Update URL: https://www.adb.org/sites/default/ files/publication/575626/ado2020.pdf (дата обращения 17.09.2021)

6. This article was published in thejakartapost.com with the title «Telling the fortune of digital payments in 2021, Chinese New Year style - Opinion -The Jakarta Post». Click to read: https://www. thejakartapost.com/academia/2021/02/10/telling-the-fortune-of-digital-payments-in-2021-chinese-new-year-style-.html. (дата обращения 17.09.2021)

7. Coronavirus: More companies using PayNow. Straits Times. URL: https://www.straitstimes.com/ business/banking/coronavirus-more-companies-using-paynow-312-billion-transacted-so-far (дата обращения 17.09.2021)

8. Promptpay. URL: https://developers.ecommpay. com/ru/pm_promptpay.html (дата обращения 17.09.2021)

9. CEIC, China National Bureau of Statistics

10. Ping An: China's SMEs Need Financial and Technological Boost for Digital Transformation. URL: https://group.pingan.com/media/news/

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

News-2020/Ping-An-China-s-SMEs-Need-Financial-and-Technological-Boost - for-Digital-Transformation.html (дата обращения 18.09.2021)

11. Growing demand for value-added adjacent nonbanking digital services. Asia Banking 2025: Digitalisation to Redefine the New Normal. Oliver Wyman. URL: https://www.oliverwyman.com/ content/dam/oliver-wyman/v2/publications/2020/ october/digitalization-redefine-the-new-normal.pdf (дата обращения 19.09.2021)

THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON ASIAN BANKING

Gross M.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

China has become the epicenter of the coronavirus infection COVID-19, in this regard, 2020 went down in history as a watershed year. The restrictive measures to prevent the spread of the pandemic caused unprecedented socio-economic upheavals on a global scale and served as an impetus for the digitalization of the financial services sector: the adoption of digital technologies has accelerated, the preferences and expectations of customers in relation to banking services have changed, etc. This jeopardizes the resilience of the banking sector, particularly in Asia, despite the fact that, prior to the pandemic, the Asian banking system was the leader in terms of growth and profitability. Accordingly, in the «new reality» it is crucial that banks quickly adapt to changes in consumer behavior and work to preserve and expand the gains of digitization. Consequently, Asian banks, wishing to return to growth, are now focusing on the digitalization of the organization as a priority policy area.

Keywords: banking sector, profitability of banks, ROE, digital channels, related non-banking services, digitalization.

References

1. WIPO Statistics Database, September 2020, URL: https://www. wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_943_2020.pdf (accessed 09/16/2021)

2. World Intellectual Property Indicators 2020. URL: https://www. wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_941_2020.pdf (accessed 16.09.2021)

3. BMI. Asia Financials. Asia Banking 2025: Digitalization to Redefine the New Normal, URL: https://www.oliverwyman.com/ content/dam/oliver-wyman/v2/publications/2020/october/ digitalization-redefine-the-new-normal.pdf (date of treatment 09/16/2021)

4. Morgan Stanley. Asia Banking 2025: Crossing the Digital Divide. URL: https://www.morganstanley.com/ideas/asia-banking-growth-digitalization/ (date of access 09/18/2021)

5. ASIAN DEVELOPMENT OUTLOOK 2020 WHAT DRIVES INNOVATION IN ASIA? Special Topic: The Impact of the Coronavirus Outbreak - An Update URL: https://www.adb.org/ sites/default/files/publication/575626/ado2020.pdf (accessed 17.09.2021)

6. This article was published in thejakartapost.com with the title "Telling the fortune of digital payments in 2021, Chinese New Year style - Opinion - The Jakarta Post". Click to read: https:// www.thejakartapost.com/academia/2021/02/10/telling-the-fortune-of-digital-payments-in-2021-chinese-new-year-style-. html. (date of treatment 09/17/2021)

7. Coronavirus: More companies using PayNow. Straits Times. URL: https://www.straitstimes.com/business/bank-ing/coronavirus-more-companies-using-paynow-312-billion-transacted-so-far (date accessed 17.09.2021)

8. Promptpay. URL: https://developers.ecommpay.com/ru/pm_ promptpay.html (date of treatment 09/17/2021)

9. CEIC, China National Bureau of Statistics

10. Ping An: China's SMEs Need Financial and Technological Boost for Digital Transformation. URL: https://group.pingan.com/me-dia/news/News-2020/Ping-An-China-s-SMEs-Need-Financial-and-Technological-Boost-for-Digital-Transformation.html (date circulation 09/18/2021)

11. Growing demand for value-added adjacent non-banking digital services. Asia Banking 2025: Digitalization to Redefine the New Normal. Oliver Wyman. URL: https://www.oliverwyman. com/content/dam/oliver-wyman/v2/publications/2020/octo-ber/digitalization-redefine-the-new-normal.pdf (date accessed 09/19/2021)

e

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.