Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL SKILLS / DIGITAL PLATFORM / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володкевич Станислав Игоревич

В современных экономических условиях цифровые навыки бизнеса выдвигаются в число критических факторов конкурентоспособности. Новые вызовы, стоящие перед субъектами малого и среднего предпринимательства РФ в эпоху технологических преобразований, требуют регуляторной поддержки со стороны государства, выработки эффективных мер по разностороннему развитию бизнеса. Гипотезой исследования выступает тезис о том, что цифровые навыки субъектов малого и среднего предпринимательства являются определяющими в условиях цифровой экономики. В качестве источников их формирования рассматриваются образовательные программы, интернет-платформы федерального и регионального назначения, возможности привлечения сторонних ИТ-специалистов. В статье прослеживается, что цифровые навыки составляют основу цифровых компетенций. Набор цифровых компетенций субъекта МСП не может считаться его компетенцией по аналогии с тем, что не каждая инициатива цифровой трансформации считается ИТ-проектом деятельности. «Цифровые навыки» анализируются применительно к субъектам МСП на основании имеющегося научного задела отечественных и зарубежных авторов. Затронутые вопросы открывают возможности для исследований в сфере делового климата субъектов малого бизнеса, учета цифровых факторов развития предпринимательского сектора в РФ. Целью работы является исследование современных условий и анализ источников формирования цифровых навыков субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ. Полученные результаты исследования могут служить прикладной основой для выработки мер государственной поддержки цифровой грамотности и развития цифровых компетенций малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Володкевич Станислав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONDITIONS AND SOURCES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP DIGITAL SKILLS

In modern economic conditions, digital business skills are put forward as a critical factor of competitiveness. New challenges faced by small and medium-sized entrepreneurship (SME) in the Russian Federation in the era of technological transformation require regulatory support from the state and the development of effective measures for the comprehensive development of business. The hypothesis of the research is the thesis that the digital skills of small and medium-sized entrepreneurship are crucial in the digital economy. Educational programs, federal and regional Internet platforms, and opportunities to attract IT specialists are considered as their sources. The article shows that digital skills are the basis of digital competencies. The set of digital competencies of SME can not be considered its competence by analogy with the fact that not every digital transformation initiative is considered an IT project. "Digital skills" are analyzed in relation to SMEs on the basis of the available scientific background of domestic and foreign authors. The issues open up opportunities for research in the business climate of small businesses, taking into account digital factors of the development of the business sector in the Russian Federation. The purpose of this paper work is to study the current conditions and analyze the sources of digital skills of small and medium-sized entrepreneurship in the Russian Federation. The obtained research results can serve as an applied basis to develop measures of state support for digital literacy and the development of digital competencies of small and medium sized entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Володкевич С.И.1

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

Современные условия и источники формирования цифровых навыков субъектов малого и среднего предпринимательства

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:

Володкевич С.И. Современные условия и источники формирования цифровых навыков субъектов малого и среднего предпринимательства // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 4. — С. 485-496. Сог 10.18334/се.14.4.100827

АННОТАЦИЯ:

В современных экономических условиях цифровые навыки бизнеса выдвигаются в число критических факто-ров конкурентоспособности. Новые вызовы, стоящие перед субъектами малого и среднего предприниматель-ства РФ в эпоху технологических преобразований, требуют регуляторной поддержки со стороны государства, выработки эффективных мер по разностороннему развитию бизнеса. Гипотезой исследования выступает тезис о том, что цифровые навыки субъектов малого и среднего предпринимательства являются определяющими в условиях цифровой экономики. В качестве источников их формирования рассматриваются образовательные программы, интернет-платформы федерального и регионального назначения, возможности привлечения сторонних ИТ-специалистов. В статье прослеживается, что цифровые навыки составляют основу цифровых компетенций. Набор цифровых компетенций субъекта МСП не может считаться его компетенцией по аналогии с тем, что не каждая инициатива цифровой трансформации считается ИТ-проектом деятельности. «Цифровые навыки» анализируются применительно к субъектам МСП на основании имеющегося научного задела отечественных и зарубежных авторов. Затронутые вопросы открывают возможности для исследований в сфере делового климата субъектов малого бизнеса, учета цифровых факторов развития предпринимательского сектора в РФ. Целью работы является исследование современных условий и анализ источников формирования цифровых навыков субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ. Полученные результаты исследования могут служить прикладной основой для выработки мер государственной поддержки цифровой грамотности и развития цифровых компетенций малого и среднего предпринимательства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое и среднее предпринимательство, цифровая экономика, цифровые навыки, цифровая платформа, государственная поддержка

ОБ АВТОРЕ

Володкевич Станислав Игоревич, слушатель программы Doctor of Public Administration (доктор государственного управления) ([email protected])

Е о с о

и

ш .>

+J

та ш

Volodkevich S.I.1

1 RANEPA, Russia

Modern conditions and sources of small and medium-sized entrepreneurship digital skills

CITE AS:_

Volodkevich S.I. (2020) Sovremennye usloviya i istochniki formirovaniya tsifrovyh navykov subektov malogo i srednego predprinimatelstva [Modern conditions and sources of small and medium-sized entrepreneurship digital skills ]. Kreativnaya ekonomika. 14. (4). - 485-496. doi: 10.18334/ce.14.4.100827

ABSTRACT:_

In modern economic conditions, digital business skills are put forward as a critical factor of competitiveness. New challenges faced by small and medium-sized entrepreneurship (SME) in the Russian Federation in the era of techno-logical transformation require regulatory support from the state and the development of effective measures for the comprehensive development of business. The hypothesis of the research is the thesis that the digital skills of small and medium-sized entrepreneurship are crucial in the digital economy. Educational programs, federal and regional Internet platforms, and opportunities to attract IT specialists are considered as their sources. The article shows that digital skills are the basis of digital competencies. The set of digital competencies of SME can not be considered its competence by analogy with the fact that not every digital transformation initiative is considered an IT project. «Digital skills» are analyzed in relation to SMEs on the basis of the available scientific background of domestic and foreign authors. The issues open up opportunities for research in the business climate of small businesses, taking into account digital factors of the development of the business sector in the Russian Federation. The purpose of this paper work is to study the current conditions and analyze the sources of digital skills of small and medium-sized entrepreneurship in the Russian Federation. The obtained research results can serve as an applied basis to develop measures of state support for digital literacy and the development of digital competencies of small and medium sized entrepreneurship.

KEYWORDS: small and medium entrepreneurship, digital economy, digital skills, digital platform, government support

JEL Classification: L26, M21, O31, O32, O33

Received: 02.03.2020 / Published: 30.04.2020

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Volodkevich S.I. ([email protected])

Введение

Малое и среднее предпринимательство (далее — МСП) занимает особое место в экономическом пространстве РФ. Основу государственной поддержки МСП составляют нормативно-правовые и организационные механизмы, позволяющие скоординировать действия органов власти, системы институтов развития и предпринимательского сообщества. В стратегическом срезе намечается, что широкий масштаб взаимодействия всех заинтересованных сторон выдвинет сектор МСП в число факторов инновационного развития, улучшит отраслевую структуру экономики и выступит драйвером социальных преобразований и обеспечения стабильно высокого уровня занятости [10].

В современных экономических условиях субъекты МСП обладают недо- >. статочной инновационной и инвестиционной активностью, нереализованным потенциалом развития. Об этом свидетельствуют цели и запланированные темпы развития МСП и предпринимательской инициативы к 2024 году [7]:

1) рост занятых в сфере МСП, в том числе индивидуальных предпринимателей, с 19,2 до 25 млн чел.;

2) увеличение доли МСП в ВВП с 22,3% до 32,5%;

3) увеличение доли экспорта субъектов МСП, в том числе индивиду-аль-ных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта с 8,60% до 10%.

Каждая из поставленных задач требует особого ракурса при реализации в региональном [12] и отраслевом срезах, формировании благоприятного делового климата, адресности оказания мер государственной поддержки. При переходе с традиционного на цифровой уклад экономики РФ ключевыми элементами в механизме функционирования субъектов МСП выступают сервисные технологии и цифровые платформы [6]. На сегодняшний день наиболее востребованным является интернет-ресурс «Бизнес-навигатор МСП», оказывающий разноаспектное содействие средним и малым предприятиям [9]. Портал является частью цифровой платформы «Россия — страна возможностей» и признан лучшим в 2019 году на конкурсе «Золотой сайт» в номинации «Поддержка малого и среднего бизнеса в России». Динамика показателей работы портала свидетельствует об устойчивом спросе на предоставля-емые сервисы в режиме «одного окна» (табл. 1).

Проводимые учеными исследования развития малого бизнеса в связке с трендами цифровой экономики демонстрируют, что эффективность системы

Таблица 1

Показатели функционирования портала «Бизнес-Навигатор МСП»

Показатель Период

2017 2018 2019 на 10.02.2020 2020 (план)

Количество уникальных посетителей (Яндекс.Метрика) 3 860 000 2 440 297 3 860 000 6 390 000 7 400 000

Количество зарегистрированных уникальных пользователей 722 035 1 506 283 2 440 297 2 487 541 3 040 000

Количество субъектов, воспользовавшихся сервисами 445 076 939 1 10 1 330 955 1 350167 1 760 000

Количество субъектов МСП, увеличивших выручку и (или) количество занятых с использованием сервисов поддержки субъектов МСП 160 328 482 410 712 671 722 671 935 000

Источник: Отчет АО «Федеральная корпорация по развитию МСП» [8].

поддержки субъектов МСП зависит от использования ими возможностей информационной инфраструктуры [5] (Ма1уаукта, 2018), сильных компетенций в сфере цифровой корпоративной культуры [14] (Ска1оуа, 2019), формирования и тиражирования лучшего регионального опыта внедрения платформенных решений [3] ^аккагкта, Кыхп^$оуа, 2019). Среди актуальных проблем развития малого бизнеса, вызванных цифровизацией, отмечаются некомпе-тентность предпринимателей и трудности внедрения новых технологий. В данном контексте на первый план поставлены вопросы освоения субъектами МСП навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

Многие аспекты данной тематики в отечественной литературе на сегодняшний день не получили должного методологического рассмотрения. Вместе с тем тенденции развития цифровой экономики в РФ диктуют необходимость повсеместного повышения цифровой грамотности, включая субъ-

екты МСП. Как показывает наметившаяся практика использования понятий «ИКТ-навыки» и «цифровые навыки», применительно к МСП их толкование сращивает в себе индивидуальные и коллективные (организационные) характеристики. Учитывая тот факт, что в структуре подавляющее число субъектов МСП представлено микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, считаем подобную интерпретацию вполне оправданной. По данным на 10.02.2020 г., доля таких организаций составляет 95,94% от общего числа малых предприятий, зарегистрированных в РФ [13]. Число средних предприятий сравнительно невелико.

В данной работе рассматриваются методологические вопросы формирования цифровых навыков МСП, включая определение их роли, источников и способов формирования на новом этапе экономического развития.

Термин «цифровые навыки» получил широкое распространение практиче-

ски в одно время с термином «цифровая экономика».

Цифровые навыки определяются как устоявшиеся, доведенные до ав-тома-

тизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей. Цифровые навыки позволяют создавать и обмениваться цифровым контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом [1].

Цифровые навыки обладают собственным жизненным циклом, совпадающим с жизненными циклами работника или конкретного рабочего места.

Рисунок 1. Виды цифровых навыков Источник: [11] (БыкНашИп, 2017).

<r>

Обладая динамической сущностью, цифровые навыки классифицируются на основании целей и характера использования (рис. 1).

Навыки любого вида формируются на основе базовых компонентов и в условиях цифровой экономики. Поэтому уже не являются итоговым продуктом образовательного процесса. Спрос на цифровые навыки приобретает массовый и одновременно системный и целевой характер.

В исследовании [18] сформулированы ключевые приоритеты развития навыков, востребованных в условиях глобализации и ускоряющей ее темпы цифровизации. Во-первых, представляется необходимым обеспечить базовыми навыками ИКТ учащихся в образовательных учреждениях и вне таковых. Особое значение также отводится приобретению навыков на рабочем месте, а также соблюдению их профильности, например, в сфере здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства и др. Во-вторых, в этом ключе система образования способна сыграть наиболее заметную роль, а именно в выявлении и оценке потребностей в ИКТ-навыках. В-третьих, такие высокопроизводительные методы организации работы, как командные, гибкие, удаленные и обучающиеся, будут способствовать повышению конкурентоспособности конкретного предприятия или их сообществу. В-четвертых, в качестве еще одного приоритетного направления рассматривается установление требований со стороны работодателей к навыкам действующих и новых сотрудников. Таким образом, подчеркивается спрос на цифровую грамотность в условиях быстро меняющейся экономической среды. Полагается, что занятые в цифровой экономике должны обладать навыками и умениями создавать и обрабатывать большие массивы информации, обладать системным и критическим мышлением, быть гибкими и адаптивными к новой информации, креативными, понимать суть происходящих явлений и процессов полидисциплинарного характера, принимать решения на многокритериальной основе, уметь выявлять и решать проблемы в новой цифровой реальности [4] (Кирпуапоу$Ыу, 2017).

Стоит сказать, что успешная реализация бизнес-идеи субъектами МСП не всегда зависит от применения цифровых технологий. Ключевыми в списке конкурентных преимуществ малого бизнеса в условиях цифровой экономики являются квалифицированные кадры, доступ к информации, наличие цифровых платформ для ведения бизнеса [2] (Битоу, 2018). На сегодняшний день инфраструктура ИКТ предлагает широкие возможности для развития и в то же время навязывает динамику цифровых изменений. Как следствие, возникает потребность в дальнейшем переосмыслении стра-

тегии или цифровой трансформации бизнес-моделей под влиянием следующих факторов:

1) формирование смарт-сообществ в предпринимательской среде;

2) усиление роли социальных сетей;

3) интенсивное развитие рынка ИТ-продукции;

4) индивидуализация моделей цифрового потребления и др.

Результаты опроса микропредприятий и их восприятия ИКТ показывают, что потенциальные преимущества от ИКТ в значительной степени рассматриваются как инструмент осведомленности о рынке, в целях обеспечения устойчивости и расширения географии бизнеса, нежели открытый фокус на росте. Некоторые респонденты воспринимают ИКТ как административное бремя расходов [17] (Jones, Simmons, Packham, Beynon-Davies, Pickernell, 2014). При более глубоком изучении данного вопроса определено, что причиной является несоответствие навыков, необходимых для решения управленческих и операционных задач, темпам цифровизации деятельности и ее сферы. В этой связи выделяются четыре формы несоответствия (табл. 2) [16].

Существенную роль в формировании ИКТ-навыков субъектов МСП играет модель восприятия. В теории выделяют динамическую и статическую модели [15] (Allen, de Grip, 2012). В первой — содержание ИКТ постоянно меняется,

Таблица 2

Характеристика форм несоответствия ИКТ-навыков

Несоответствие Проявление Возможные последствия

Вертикальное Недостаточный уровень или дефицит образования или квалификации Низкая адаптивность бизнеса к инновациям и новым технологиям, потеря конкурентоспособности

Несоответствие по горизонтали Навыки, не подходящие для конкретных видов работ «Атрофия» навыков работников, снижение производительности, отсутствие экономического роста

Пробелы в навыках Наличие незаполненных или труднозаполняемых вакансий Замедление скорости принятия решений, неэффективная организация труда

Устаревание навыков Навыки, ранее использовавшиеся в работе, больше не требуются Текучесть кадров, отсутствие баланса между изменениями и обновлением навыков

Источник: составлено автором на основе [16, 17].

компания активно инвестирует в цифровые решения. Вторая модель основана на стартовых инвестициях в ИКТ и последующей эксплуатации. Определено, что выбор модели зависит как от вида деятельности субъекта МСП, так и его территориальной принадлежности.

ю

Заключение

Активизация дискуссии об ИКТ-навыках субъектов МСП вызвана широким охватом цифровой экономикой практически всех сфер человеческой жизни. Регулирующая роль государства в отношении ИКТ-навыков должна состоять в поддержке темпов роста «склонных» к цифровизации субъектов МСП и защите более «уязвимых» сфер. В этой связи требуется концентрация на расширении и упорядочении источников формирования соответствующих навыков, дифференцированная оценка их влияния и последствий на определенные виды предпринимательской деятельности. По результатам исследования нами выявлены следующие источники формирования цифровых навыков:

1. Программы образования. Охват субъектов МСП в России образовательными программами краткосрочного и долгосрочного формата достаточно широкий. Однако не всегда представители сектора МСП готовы повышать свой профессиональный уровень в сфере цифровых технологий, заниматься самообразованием, даже на бесплатной основе. Несмотря на это, сегмент дистанционного обучения активно набирает обороты, предложение, несомненно, превышает спрос.

2. Интернет-платформы развития бизнеса. Их роль достаточно велика в условиях цифровой экономики. Платформы можно условно поделить на федерального (например, «Бизнес-навигатор МСП», «Мой Бизнес») и территориального назначения (например, порталы «Малый бизнес Москвы», «Единый портал малого бизнеса Санкт-Петербурга» и др.). На каждой платформе организована консультационная и информационная поддержка субъектов МСП, возможности получения онлайн-консультаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности и включения в программы развития территории и др.

3. Привлечение внешних цифровых специалистов. Цифровой консалтинг является одним из востребованных видов консультационных услуг как для субъектов МСП, так и для органов власти. Специалисты

Е о с

ИТ-сферы могут быть вспомогательным звеном при внедрении «точечных» цифровых решений (создание сайта, сопровождение и продвижение продукции, работ, услуг в интернете), разработки и детализации стратегии цифровизации компании и т.д.

4. Наличие базовой инфраструктуры, учитывающей региональную или местную специфику. В настоящее время помимо общих мер государственной поддержки реализуются локальные программы и проекты, это сеть бизнес-инкубаторов, промышленных и индустриальных парков, создание преференций для субъектов МСП на территории моногородов, макрорегионов, территорий особого режима хозяйствования.

Таким образом, эффекты цифровой экономики должны способствовать повышению инновационной активности и созданию благоприятного делового климата сектора МСП и предпринимательской инициативы, привлечению в сферу малого бизнеса наиболее активных и мобильных граждан, обладающих креативным мышлением и высоким потенциалом социального

взаимодействия. ■ "Ц

си

ИСТОЧНИКИ:

1. Аналитический отчет АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка «Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики»». [Электронный ресурс]. URL: http://obzory.hr-media.ru/cifrovye navyki sotrudnika 6 vyzovov dlya hr (дата обращения: 20.02.2020).

2. Буров В.Ю. О роли малого предпринимательства и образования в развитии цифровой экономики // Фундаментальные исследования. — 2018. — № 4. — с. 44-49.

3. Захаркина А.В., Кузнецова О.А. Совершенствование региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестник Омского университета. — 2019. — № 4. — с. 94-103.

4. Куприяновский В.П. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. — 2017. — № 5. — c. 19-24.

5. Малявкина Л.И. Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на основе цифровых платформ и технологий // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2018. — № 3. — с. 56-65.

<r>

fM CT> Ю

CT> CT>

7.

8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка пред-принимательской инициативы», утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)

Официальный сайт Корпорации МСП. Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Корпорацией МСП в период 2015-2019 годов (по состоянию на 10.02.2020). [Электронный ресурс]. URL: URL: https:// согрт8р.ги/ир1оа^001/Презентация%2010.02%202020г^£ (дата обращения: 12.02.2020).

Официальный портал МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://smbn.ru (дата обра-щения: 20.02.2020).

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ № 1083-р от 02.06.2016 г. Сухомлин В.А. Методологические аспекты концепции цифровых навыков // Современные информационные технологии и ИТ-образование. — 2017. — № 2. — с. 146-151.

Указ Президента РФ от 25 апреля 2019 года № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российский Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.na1og.ru (дата обращения: 20.02.2020).

Чалова М.В. Можно ли достичь осязаемых преимуществ в современном бизнесе, пренебрегая цифровой корпоративной культурой? // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 12. — с. 172-185. Allen J., de Grip A. Does skill obsolescence increase the risk of employment loss? // Applied Economics. — 2012. — № 25. — p. 3237-3245.

Avram, A., Benvenuto, M., Avram, C. D., & Gravili, G. (2019). Assuring SME's sustainable competitiveness in the digital era: A labor policy between guaranteed minimumwage and ICT skill mismatch. Sustainability (Switzer-land), 11(10) doi:10.3390/su11102918

Jones P., Simmons G., Packham G., Beynon-Davies P., Pickernell D. An exploration of the attitudes and strategic responses of sole-proprietor microenterprises in adopt-

ing information and communication technology // International Small Business Journal. — 2014. — № 32. — p. 285-306. — doi: 10.1177/0266242612461802. 18. Skills for a Digital World, December of 2016. OECD [In English]. [Электронный ресурс]. URL: www.oecd.org/employment/future-of-work.htm (дата обращения: 14.01.2020).

REFERENCES:

Allen J., de Grip A. (2012). Does skill obsolescence increase the risk of employment loss? Applied Economics. (25). 3237-3245.

Burov V.Yu. (2018). O roli malogo predprinimatelstva i obrazovaniya v razvi-tii tsifrovoy ekonomiki [About the role of small business and formation in development of digital economy]. Fundamental research. (4). 44-49. (in Russian).

Chalova M.V. (2019). Mozhno li dostich osyazaemyh preimushchestv v sovremen-nom biznese, prenebregaya tsifrovoy korporativnoy kulturoy? [Can one achieve tangible advantages in modern business with disregard for digital corporate culture?]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (12). 172-185. (in Russian).

Jones P., Simmons G., Packham G., Beynon-Davies P., Pickernell D. (2014). An exploration of the attitudes and strategic responses of sole-proprietor micro-enterprises in adopting information and communication technology International Small Business Journal. (32). 285-306. doi: 10.1177/0266242612461802.

Kupriyanovskiy V.P. (2017). Navyki v tsifrovoy ekonomike i vyzovy sistemy obrazovaniya [Skills in the digital economy and the challenges of the education system]. International Journal of Open Information Technologies. (5). 19-24. (in Russian).

Malyavkina L.I. (2018). Formirovanie i razvitie sistemy infrastrukturnogo obespech-eniya deyatelnosti subektov malogo i srednego predprinimatelstva na osnove tsifrovyh platform i tekhnologiy [Formation and development of infrastructure support system for small and medium-sized businesses based on digital platforms and technologies]. Proceedings of the Southwest State University. (3). 56-65. (in Russian).

Skills for a Digital World, December of 2016. OECD [In English]. Retrieved January 14, 2020, from www.oecd.org/employment/future-of-work.htm

>4

E о с о

и

ш >

та ш

Sukhomlin V.A. (2017). Metodologicheskie aspekty kontseptsii tsifrovyh navykov [Methodological aspects of the digital skills concept]. Modern Information Technology and IT-education. (2). 146-151. (in Russian).

o>

Zakharkina A.V., Kuznetsova O.A. (2019). Sovershenstvovanie regionalnoy norma-tivnoy platformy instrumentov razvitiya subektov malogo i srednego predprin-imatelstva [Improving the regional regulatory platform for the development of small and medium sized businesses]. Omsk Scientific Bulletin. (4). 94-103. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.