УДК 159.9.072. 432
Федоров Д.Л. студент магистратуры 3 курса психолого-педагогический факультет Марийский государственный университет
научный руководитель: Лежнина Л.В., доктор психологических наук
профессор Россия, г. Йошкар-Ола АДАПТАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯВЛЕНИЕ
Аннотация:
Дан анализ понятия адаптации как социально-психологического явления, отмечается, что успешность адаптации и раскрытие ее механизмов, особенностей протекания адаптационного процесса ведет к повышению эффективности жизнедеятельности человека в быстро изменяющих условиях общества.
Ключевые слова: адаптация, социально-психологический феномен, адаптационный потенциал.
Fedorov D.L. master's student
3 course, Faculty of Psychology and Teacher Training
Mari State University Russia, Yoshkar-Ola Scientific supervisor: Lezhnina L.V.
Doctor of Psychological Sciences, Professor ADAPTATION AS SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PHENOMENON
Summary:
In this treatise there is the analysis of the term adaptation as a socially psychological phenomenon. It shows that the adaptation, its mechanisms and the peculiarities of adaptation period lead to human life improvement in changing conditions.
Key words: adaptation, socially psychological phenomenon, adaptation potential.
Способность к адаптации - это наиважнейшее условие для сохранения как психического, так и соматического здоровья человека, для развития и совершенствования его личности. Человеческая психика с неотъемлемым ее элементом - сознанием - это универсальный инструмент, регулирующий отношения личности с окружающей его средой, она обеспечивает адекватное поведение, задаваемое этой средой, условиями и требованиями. Сталкиваясь с несовместимой со значимыми для нее отношениями жизненной ситуацией,
личность приходит к тому, что ее адаптационный потенциал снижается и нарушается процесс личностной адаптации, затрагивающей все уровни ее индивидуальности [3, с. 269].
Цель любого человека в обществе при различной степени трудности, глобальности, личной или общественной значимости выражает стремление личности к эмоциональному удовлетворению, душевному комфорту, гармонии с социальным окружением. Все это невозможно без адаптации в социуме, т.е. приспособления личности к его окружению. Гармонизация у каждой личности достигается по-разному, однако все адаптированные люди эмоционально спокойны, с устойчивым смыслом существования, пусть и не всегда осознанным, и мотивационным «зарядом», без деструктивных стрессов, что очень важно для эффективности любого вида деятельности.
В биологии адаптация рассматривается как реакция живых объектов, представляющая способность поддерживать динамическое равновесие со средой при необратимых ее преобразованиях [1, с. 129].
Адаптация в гуманитарном знании рассматривается как способность гибко видоизменять характер своих действий либо самой среды с целью адекватного реагирования.
По мнению И.В. Приступы, современный этап общественного развития в связи с ускорением процессов изменяющейся окружающей среды, как природной, так и социальной, характеризуется тем, что человек приобретает способность быстро к ней адаптироваться, привыкает к новой макро- и микросреде, воспринимая ее усложняющуюся структуру. «Ускоряющиеся темпы жизни, возрастающий объем информации, которая должна быть человеком получена, переработана и использована, повышенные психоэмоциональные нагрузки - как положительные, так и отрицательные -все это обуславливает адаптационные способности человека» [2, с. 28]. Таким образом, можно констатировать, что адаптация является одним из наиболее значительных предметов социально-психологического изучения.
Для того, чтобы охарактеризовать адаптацию, необходимо:
1. Во-первых, рассматривать ее как социально-психологический феномен взаимодействия личности с новыми условиями ее жизни как приспособление определенных устойчивых функций к изменяющимся средовым реалиям: как природным и культурным, так и пространственным и временным.
2. Во-вторых, раскрыть механизм социально-психологической адаптации субъекта, знание которого позволит понимать , что происходит с личностью в ее психике, сознании, поведении в ситуации адаптации, и кроме того, определить наиболее эффективные способы и мероприятия в целенаправленном управлении процессами адаптации.
Адаптационный потенциал - это особенности психики, включающие: нервно-психическую устойчивость, которая обуславливает уровень развития толерантности к стрессу; самооценку личности, являющейся ядром саморегуляции и определяющей степень адекватности психологического
восприятия деятельности и адаптационных возможностей; чувство поддержки окружающего социума, которое и обусловливает чувство собственной значимости; а также уровень конфликтности личности, опыт социального общения.
Кроме того, адаптационный потенциал личности можно назвать совокупностью ее индивидуальных и психологических признаков, чей уровень развития, соответственно, и определяет границы этого потенциала и вероятность более успешной адаптации к большому диапазону различных факторов внешней среды.
Таким образом, адаптация - это сложный социально-психологический феномен взаимных отношений личности и окружающей среды, который можно охарактеризовать наличием субъективных свойств, позволяющих личности без внутренних конфликтов продуктивно и целенаправленно осуществлять профессиональную деятельность и удовлетворять свои коммуникативные потребности в изменчивых обстоятельствах.
Использованные источники:
1. Молодцова, Т.Д. Социальная адаптация как условие полноценного развития личности / Т.Д. Молодцова, О.А. Самойленко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2016. - № 2 - С. 125-129.
2. Приступа, И.В. Факторы социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп / И.В. Приступа // Армия и общество. - 2016. - № 4. - С. 28 - 36.
3. Чихачёв, М.В. Психологическая адаптация в исследованиях военных психологов / М.В.Чихачев // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№3. - С. 269-272.