- использование на занятиях тренингов и проективных упражнений с предоставлением каждому возможности реализации обеих позиций - организатора и исполнителя;
- осуществление систематического педагогического мониторинга динамики развития лидерских качеств руководителей ОВД.
4. На основании проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования разработана и апробирована программа формирования и развития лидерских качеств у руководителей ОВД.
Литература
1. Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2002. 800 с.
2. Киселева Л. Е. Развитие лидерских качеств руководителей горрайорганов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.06 / Киселева Людмила Евгеньевна. М., 2011. 24 с.
3. Марьин М. И. Методика социально-психологического мониторинга служебных коллективов органов внутренних дел // Психолого-педагогические технологии в правоохранительной деятельности (Васильевские чтения - 2013): мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 30-31 мая 2013 г. Часть 2. СПб., 2013. С. 67-71.
4. Сердюк Н. В. Педагогическое понимание в структуре профессиональной компетентности руководителя органа внутренних дел // Современные кадровые технологии и совершенствование воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: мат-лы Mежведомственной науч.-практич. конф. M., 2012. 800 с. 78 с.
References
1. Al'bert M., Meskon M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management]. Moscow, 2002, 800 p.
2. Kiseleva L. E. Razvitie liderskikh kachestv rukovoditelei gorraior-ganov vnutrennikh del v protsesse professional'no-psikhologich-eskoi podgotovki: avtoref. [Development of leadership qualities of the heads of the city bodies of internal affairs in the process of professional and psychological training]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2011, 24 p.
3. Mar'in M. I. Metodika sotsial'no-psikhologicheskogo monitoringa sluzhebnykh kollektivov organov vnutrennikh del [Methodology of socio-psychological monitoring of service collectives of internal affairs bodies] Psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii v pravookhranitel'noi deiatel'nosti (Vasil'evskie chteniia - 2013): mat-ly Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Sankt-Peterburg, 30-31 maia 2013 g. Chast' 2. SPb., 2013. S. 67-71.
4. Serdiuk N. V. Pedagogicheskoe ponimanie v strukture professional'noi kompetentnosti rukovoditelia organa vnutren-nikh del // Sovremennye kadrovye tekhnologii i sovershenstvo-vanie vospitatel'noi raboty s lichnym sostavom organov vnutren-nikh del: mat-ly Mezhvedomstvennoi nauch.-praktich. konf. M., 2012. 800 s. 78 s.
УДК/UDC 37.04
DOI10.54509/22203036_2023_2_117 EDN FBGTYF
Шефер Ольга Робертовна
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Антонова Надежда Анатольевна
преподаватель кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Shefer Olga R.
Ph. D, Associate Professor, Head of the Department of Physics and Methods of Teaching Physics, South-Ural State Humanities Pedagogical University, Chelyabinsk
Antonova Nadezhda A.
Teacher of the Department of Physics and Methods of Teaching Physics, South-Ural State Humanities Pedagogical University, Chelyabinsk
АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ ADAPTATION OF FUTURE PHYSICS TEACHERS TO STUDY AT THE UNIVERSITY
Введение. Актуальность поднятой в статье темы подтверждается тем, что опирается на закон «Об образовании в Российской Федерации». Одним из направлений является достижение высокого каче-
ства образования без ущерба здоровью обучающихся, что определяется адаптацией для студентов первого курса - будущих учителей физики - к вузовскому обучению.
Методология. Рассматривается понятие «адаптация студентов», факторы и комплекс проблем первокурсника. Представлены компоненты адаптации в образовательном процессе при обучении физике: психолого-социальный, здоровьесохраняющий, эргономический, содержательно-процессуальный. Над последним в большей степени на кафедре физики и методики обучения физике мы можем работать.
Результаты. Заключаются в выявлении затруднений, которые испытывают будущие учителя физики на первом курсе обучения, для создания условий для адаптации к вузовскому формату учебно-познавательной деятельности.
Заключение. Выделены рекомендации в организации процесса адаптации студентов первого курса -будущих учителей физики к обучению в вузе.
Introduction. The relevance of the topic in the article is confirmed by the law «On Education in the Russian Federation», one of the directions is to achieve high quality education without compromising the health of students. It is determined by the adaptation for first-year students -future physics teachers to university education.
Methodology. "The student's adaptation" concept, factors and problems of first-year student's adaptation are considered. The components of adaptation in the educational process when teaching physics are presented: psychological and social, health-preserving, ergonomic, content-procedural - which we can work on to a greater extent at the Department of Physics and Methods of Teaching Physics.
Results. They consist in identifying the difficulties experienced by future physics teachers in the first year training, in order to create conditions for adaptation to the university format of educational and cognitive activity.
Conclusion. Recommendations in the organization of the process of adaptation of first year students - future physics teachers to study at the university are highlighted.
Ключевые слова: адаптация, студенты первого курса, будущие учителя, обучение физике.
Keywords: adaptation, first-year students, future teachers, teaching physics.
Введение
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что приоритетным направлением социальной политики государства на современном этапе является достижение высокого качества образования без ущерба здоровью обучающихся. Оптимальное решение этой задачи на началь-
ном этапе обучения в вузе связано с использованием преподавателями методик и технологий адаптивной направленности.
Теоретико-методологической основой исследования проблемы адаптации являются:
- психологические и социальные виды адаптации (Г. А. Балла, И. К. Кряжевой, А. Н. Крутского, А. И. Подольского, А. А. Реана, М. В. Ромма, Т. Шибутани и др.);
- пути сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательной среде (М. М. Безруких, Л. Я. Доцоев, В. И. Ковалько, Т. Ф. Орехова, Н. К. Смирнов, З. И. Тюмасева и др.);
- специальные адаптивные технологии обучения (А. С. Границкая, В. В. Гузеев, Н. П. Капустин, Г. К. Селевко, Т. И. Шамова, Е. А. Ямбург и др.).
- содержательно-процессуальный компонент адаптивной направленности процесса обучения физике (П. В. Зуев, Н. С. Пурышева, Ю. А. Сауров, Е. М. Старикова, С. А. Старченко, Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова, А. П. Усольцев, Т. Н. Шамало, О. Р. Шефер, Н. Р. Шта-лева, О. А. Яворук и др.).
Большое количество работ по отдельным видам и направлениям реализации адаптации убеждает в том, что проблема эта актуальна как для школы, так и для вуза. В нашей работе мы рассматриваем адаптацию студентов первого курса - будущих учителей физики к вузовскому обучению.
Методология
В. В. Лагерев выделил понятие «адаптация студентов» и определяет его как интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций, вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляют к нему в ходе обучения и воспитания в высшей школе. При этом на первом и втором курсе происходит адаптация к образовательной и социокультурной среде вуза, а на старших -к избранной профессии и специальности [4].
Р. Р. Хусаинова определяет факторы процесса адаптации обучающихся в высшем учебном заведении: формы контроля и оценка учебной деятельности, характер взаимоотношений преподавателя и студента, условия занятий, недостаточный уровень фактической подготовленности, слабо выраженные навыки учебной работы, пассивная роль обучающегося, невысокий уровень культуры, нравственной и трудовой воспитанности, недостаточная выраженность установки на приобретение профессии, неуверенность в собственных силах [8].
Т. М. Маленкович [5], Р. Е. Пономарев [6] выделили комплекс проблем первокурсника, ведущих к состоянию дезадаптации (проявляется в высоком напряжении или неуспеваемости студентов): новое отношение к профессии; освоение новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы; приспособление к новому типу учебного коллектива, к его обычаям и традициям; обучение новым видам научной и учебной деятельности; приспособление к новым условиям быта в студенческом общежитии, новым образцам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени. Е. М. Зем-цова добавляет - усложнение учебного материала, новые дисциплины, высокие требования к деятельности обучающихся [3].
Е. М. Старикова [7] выделяет компоненты адаптации в образовательном процессе при обучении физике:
1. Психолого-социальный компонент адаптивной направленности обучения включает в себя психологическую и социальную виды адаптации и предусматривает создание благоприятного эмоционального фона занятия (снижение тревожности, конфликтности во время занятия), учет интересов обучающихся, развитие умения работы в группе и чувств ответственности, взаимопомощи и толерантности во взаимоотношениях с участниками группы.
Методика оценки данного компонента: уровни психоэмоциональных перегрузок, шкала самовосприятия Р. Бернса, определение способности к общению и саморегуляции, предпочтение студентов в выборе научно-популярной литературы (в рамках нашего исследования мы определяли готовность будущих учителей физики к формированию читательской грамотности [2]), планы после окончание вуза (самооценка готовности студентов к педагогической практике отражена в нашей статье [1]).
Показатели психолого-социального критерия: психоэмоциональные перегрузки; самовосприятие студентом учебной деятельности, неосознанность выбора профессии, реактивная тревожность.
2. Здоровьесохраняющий компонент представлен физиологической адаптацией и нацелен на нейтрализацию факторов, негативно влияющих на здоровье за счет использования здоровьесохраняющих технологий.
Методика оценки данного компонента: самооценка здорового образа жизни, ценностные ориентации (отношение к проблемам здоровья), мое здоровье, режим дня.
Критерий здоровьесохранения: ценностные ориентации студентов, оценка влияния учебной нагрузки
на здоровье, качественная и количественная работоспособность.
3. Эргономический компонент адаптивной направленности содержит учебную и профессиональную виды адаптации, повышение учебных достижений студентов, повышение мотивации к изучаемому учебному материалу, иллюстрации его применения в будущей профессиональной деятельности.
Методика оценки данного компонента: журналы успеваемости студентов, учебная нагрузка, предпочтение студентов относительно учебных курсов, факторы, влияющие на успех обучающихся в учении, оценка трудолюбия и работоспособности,
Эргономический критерий: отношение студентов к выполнению домашнего задания; мотивация к обучению; качество усвоение физике; динамика продуктивной работоспособности.
4. Содержательно-процессуальный компонент адаптивной направленности связан с учебной и профессиональной видами адаптации, преемственность связей между школьными и вузовскими курсами физики, применение современных технологий обучения.
Особенности учебной адаптации в своих исследованиях рассматривали Г. В. Безюлева, И. А. Варламова, С. В. Васильева, Т. Д. Дубовицкая, Е. М. Зем-цова, В. И. Кожарская, Н. Г. Колызаева, И. В. Коровина, С. Т. Посохова, Н. В. Цегельная и др., отмечая, что данные виды адаптации - это многоуровневый процесс приспособления, привыкания личности: к новым условиям среды, содержанию деятельности, к традициям коллектива, к требованиям учебного заведения и т.д. за счет специфических и неспецифических механизмов по всему спектру личностной структуры человека.
Результаты
Для выявления особенности изучения физики в 10-11-м классе, а также создания условий для адаптации к вузовскому формату учебно-познавательной деятельности мы провели анкетирование студентов первого курса «ЮУрГГПУ» по программе бакалавриата 44.03.05 «Педагогическое образование» профильная направленность «Физика и математика». Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Анализ данных таблицы 1 показывает, что 20% студентов не изучали в 10-11-м классе физику, 84% студентов не сдавали ЕГЭ по физике, 74% студентов не работали с ГИА-оборудованием. Все это может негативно сказаться на освоении дисциплины «Общая и экспериментальная физика», а впоследствии и методике обучения физике.
Таблица 1
Анализ ответов студентов первого курса на вопросы анкеты
Вопросы Ответы,%
1. Из-за ограничений в условиях пандемии в 2020 году Вы не сдавали ОГЭ, собирались ли Вы выбрать ОГЭ по физике до пандемии? Да Нет
58 42
2. Если изучали физику в 10-11 классе, то недельная нагрузка по предмету у вас была 2 ч в неделю - 53
3 ч в неделю - 16
5 ч в неделю - 11
не изучал вообще - 20
3. Работали ли Вы с оборудованием ГИА-лабораторией? Да Нет
26 74
4. Сдавали ли Вы ЕГЭ по физике? Да Нет
16 84
5. Как Вы готовились к ЕГЭ по физике? Можете выбрать несколько вариантов на уроке - 16
на факультативе - 16
с репетитором - 11
самостоятельно - 16
не сдавал - 84
6. В вашей школе проводились дополнительные занятия по физике в 10-11 классе? Да Нет
32 68
7. Посещали ли Вы дополнительные занятия по физике в 10-11 классе? да - 20
нет - 80
8. Посещали ли Вы дополнительные занятия по физике вне школы? Да 5 Нет 95
9. На каком этапе олимпиады по физике Вы принимали участие? школьный - 42
муниципальный - 16
региональный - 0
не принимал -58
10. Выполняли ли Вы проект по физике в 7 классе? Да 26 Нет 74
11. Выполняли ли Вы проект по физике в 10 классе? Да 0 Нет 100
12. Удовлетворены ли Вы выбором места обучения? Да 100 Нет 0
13. Удовлетворены ли Вы условиями досуга, созданным университетом? Да 100 Нет 0
14. Изменился ли у Вас режим дня после поступления в университет? Да 80 Нет 20
15. Какие трудности у Вас возникли после поступление в университет? Можете выбрать несколько вариантов А) неумение распределять свое время и силы - 32
Б) неготовность к выполнению высоких требований преподавателей - 11
В) неготовность работать с большим объемом новой информации - 47
Г) отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, преподавателей - 5
Д) неготовность к самостоятельному обучению - 0
Е)отсутствие желания учиться - 16
Ж) расходование своего бюджета - 32
З) трудности жить отдельно от родителей - 11
И) трудности жить в общежитие - 11
К) трудности во взаимоотношение с одногруппниками - 5
Л) много новых дисциплин - 32
В ноябре 2022 года студентам бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» профильная направленность «Физика и математика» набора 2022 года было предложена проверочная работа по физике, которую выполняли 19 человек, что составило 90% от общего числа студентов первого курса (табл. 2).
Диагностическая работа была направлена на проверку умений сформированных у первокурсников при освоении школьного курса физики, таких как:
- использование понятийного аппарата в ситуации выбора;
- владение методологическими знаниями и экспериментальными умениями (проводить измерения, исследования и ставить опыты, интерпретировать результаты эксперимента);
- понимание принципов действия технических объектов;
- преобразование информации из одной знаковой системы в другую при работе с текстами физического содержания;
- владение методами решения расчетных, качественных задач;
- объяснение физических процессов в ситуациях практико-ориентированного характера, в том числе комплексных задачах.
Задания КИМ представляли все таксономические уровни по всем разделам школьного курса физики: механика, молекулярно-кинетическая теории и термодинамика, электродинамика, оптика и квантовая физика.
Результаты выполнения заданий показывают, что у обучающихся не сформированы навыки смыслового чтения, вызывают затруднения перевод единиц величины в СИ, снятия показания с приборов измерения. Студенты испытывают значительные трудности при выполнении заданий на объяснение физических явлений и определение характера изменения физических величин при протекании различных процессов информация о которых представлена в таблицах или графиках. Ошибки у студентов возникают из-за невнимательности при чтении текста задания, не сформиро-ванности простейших математических навыков.
Задания в виде расчетных задач позволяют осуществить полноценную проверку сформированно-сти умения преобразовывать формулы, выстраивать логику рассуждения для получения результата в требуемой форме в нестандартной ситуации.
Заключение
Данные анкетирования и результаты диагностической работы позволяют предложить студентам стра-
Таблица 2
Результаты проверочной работы
Получили отметку Число участников % от общего числа участников
2 0
3 13 68,4
4 6 31,6
5 0 0
тегии адаптивного поведения, а преподавателям дисциплины «Общая и экспериментальная физика» рекомендации в организации процесса адаптации.
В нашем вузе специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза, связанная как с социальной адаптацией, так и с учебной. Последняя решением кафедры физики и методики обучения физике, организуется в первом семестре при обучении дисциплине «Учебная практика по физике». Студенты получают четкое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчетных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний; знакомить студентов с планами решения различного рода задач, заданий; приводить примеры практико-ориентированных задач, при этом формировать функциональную грамотность; применять ГИА-оборудование и включать работу над проектной деятельностью; работать с научно-популярной литературой (наука и жизнь, квант и др.).
Знакомить студентов с историей учебного заведения, факультета, кафедр; с известными выпускниками; рассказывать о традициях факультета, включать в работу проведения мероприятий, привлекая первокурсников к социально-культурной жизни вуза, участие в социальных и образовательных проектах, научной работе (выступление с докладами на занятиях, выступление на конференциях и написание статей со студентами старших курсов).
Главная задача преподавателя курса «Общая и экспериментальная физика» - обратить внимание, поставить в основу обучения вербальное описание явлений и отыскание аналогий в природе и технике, затем иллюстрирование вербальной информации графической и лишь в заключение - абстрактно-математическое оформление. Использовать цифровые ресурсы, включать в образовательный процесс работу технопарка.
Преподаватель, предоставляя индивидуальные домашние задания (ИДЗ), должен:
- контролировать правильное их выполнение студентом, время работы студента с ИДЗ;
- придерживаться требований, предъявляемых к студентам, выработанных на кафедре;
- своевременно знакомить студентов с результатами проверки ИДЗ и комментариями по допущенным ошибкам;
- проводить консультации для снятия, возникающих у студентов вопросов.
Таким образом, создавая условия для адаптивной направленности содержательно-процессуального компонента предполагает, что студент знакомится со всеми возможными для него видами деятельности: изучение предметов, привыкание к новому социальному статусу (студент), изучение и усваивание новых прав и обязанностей, запоминает новые требования к учебе (действие рейтинговой системы, правила оценки успеваемости обучающегося) и удовлетворенность профессиональным обучением в целом.
Литература
1. Антонова, Н. А. Анализ самооценки готовности студентов бакалавриата по направлению подготовки «педагогическое образование» к педагогической практике / Н. А. Антонова, О. Р. Шефер // Актуальные проблемы науки и образования в современном вузе: сборник трудов IV Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 23-25 мая 2019 г.). Т.П. Стерлитамак, 2019. С. 386-391.
2. Антонова, Н. А. Готовность учителей к организации формирования читательской грамотности / Н. А. Антонова, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 7. С. 7-22.
3. Земцова Е. М. Методика организации и проведения адаптационного пропедевтического курса физики для курсантов военных вузов: учебно-метод. пособие. Челябинск, 2004. 56 с.
4. Лагерев, В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М.: НИИВО, 1991. 48 с.
5. Маленкович, Т. М. Типологические особенности дезадаптации студентов младших курсов и пути их преодоления /
Т. М. Маленкович // Теория и практика специального образования. 2003. С. 14-18.
6. Пономарев, Р. Е. Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики / Р. Е. Пономарев. - Новокузнецк: КузГПА, 2007. 83 с.
7. Старикова, Е. М. Адаптивная направленность методики обучения основам физики студентов медицинского вуза: дис. ... кан. пед. наук: 13.00.02 / Елена Михайловна Старикова. Челябинск, 2009. 267 с.
8. Хусаинова P. P. Активизация факторов адаптации в процессе группо-образующей деятельности. Елабуга: ЕПГУ 2004. С. 28-32.
References
1. Antonova, N. A. Analysis of the self-assessment of the readiness of undergraduate students in the field of training «pedagogical education» for pedagogical practice / N. A. Antonova, O. R. Shefer // Actual problems of science and education in a modern university: proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference, Republic of Bashkortostan, in Sterlita-mak, May 23-25, 2019, vol. II / ed. by A. L. Galiev. Sterlitamak: Sterlitamak branch of BASHGU, 2019, pp. 386-391.
2. Antonova N. A., Shefer O. R., Lebedeva T. N. Readiness of teachers to organize the formation of reading literacy // Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. 2019, No 7, pp. 7-22.
3. Zemtsova E. M. Methods of organizing and conducting an adaptive propaedeutic physics course for cadets of military universities: educational method. manual. Chelyabinsk: CHTI, 2004. P. 56.
4. Lagerev V. V. Adaptation of students to the conditions of study at a technical university and features of the organization of the educational process with first-year students / V. V. Lagerev. M.: NIIVO, 1991. 48 p
5. Malenkovich T. M. Typological features of maladaptation of junior students and ways to overcome them // Theory and practice of special education. 2003, pp. 14-18.
6. Ponomarev R. E. Introduction to pedagogical activity. General fundamentals of pedagogy / R. E. Ponomarev. Novokuznetsk: KuzGPA, 2007. 83 p.
7. Starikova E. M. Adaptive orientation of the methodology of teaching the basics of physics to medical university students: dis. . candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02. Chelyabinsk, 2009. 267 p.
8. Khusainova P. P. Activation of adaptation factors in the process of group-forming activity. Yelabuga. EPSU, 2004, pp. 28-32.
УДК/UDC 377
DOI10.54509/22203036_2023_2_122 EDN GYFPRJ
Щеглова Татьяна Михайловна
кандидат педагогических наук, преподаватель дисциплин профессионального цикла, Старооскольский техникум технологий и дизайна, г. Старый Оскол
Ноздрачева Татьяна Михайловна
кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна и индустрии моды, Юго-Западный государственный университет, г. Курск
Shcheglova Tatyana M.
Candidate of Pedagogical Sciences, Honorary Teacher of Primary Vocational Education, Lecturer, Stary Oskol College of Technology and Design, Stary Oskol
Nozdracheva Tatyana M.
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Design and Fashion Industry, Southwest State University, Kursk