Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность / среднее профессиональное образование / активная жизненная позиция студентов / квалифицированный специалист / профессиональная деятельность / творческая самореализация / research activities / secondary professional education / active life position of students / qualified specialist / professional activity / creative self-realization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглова Татьяна Михайловна, Ноздрачева Татьяна Михайловна, Диева Ольга Николаевна

Введение. Статья посвящена роли научно-исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования. Цель статьи заключается в анализе организации научно-исследовательской деятельности будущих специалистов среднего звена, играющей важную роль в профессиональном становлении обучающихся, и выявлении основных мотивов для занятия исследовательской работой в техникуме / колледже. Методология. Исследование проводилось на основе комплекса общенаучных методов, включающих теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы по научно-исследовательской деятельности, вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность, педагогическому наблюдению, педагогическому эксперименту, анкетированию; а также анализ бесед с обучающимися и собственной педагогической деятельности. Результаты исследования заключаются в выявлении условий для мотивации обучающихся среднего профессионального образования не только к учебной, но исследовательской деятельности, приобщения к творческой научной деятельности, максимально стимулирующей самостоятельность решения интересующей проблемы. Заключение. Вовлечение обучающихся в проектноисследовательскую работу способствует профессиональнотворческому развитию и самореализации обучающихся, формированию их профессиональной компетентности, мотивации и заинтересованности к кругу образовательных задач, что определяет профессиональное становление будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеглова Татьяна Михайловна, Ноздрачева Татьяна Михайловна, Диева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES AS A CRITERION FOR THE STUDENTS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Introduction. The article is devoted to the role of research activities in educational organizations of secondary vocational education. The purpose of the article is to analyze the organization of scientific and research activities of future mid-level specialists, which plays an important role in the professional development of students, and to identify the main motives for college research work. Methodology. The research was conducted on the basis of a complex of general scientific methods, including theoretical analysis of pedagogical and scientific-methodical literature on the issue of research activities, involvement of students in research activities, pedagogical observation, pedagogical experiment, questionnaires, conversations with students, analysis of their own pedagogical activities and research results. Results. The results of the study are to identify conditions for the interest of students of secondary vocational education not only in educational, but also in research activities, involvement in creative scientific activity, maximally stimulating the independence of solving the problem of interest, providing optimal conditions for success. Conclusion. Research activities organized during extracurricular time contribute to the success of students, their professional and creative development, creative self-realization according to individual capabilities. The involvement of students in the experiment, design and research work contributes to the development of cognitive activity and the formation of professional competence, thereby significantly increasing the effectiveness and quality of professional training of a future specialist.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

- придерживаться требований, предъявляемых к студентам, выработанных на кафедре;

- своевременно знакомить студентов с результатами проверки ИДЗ и комментариями по допущенным ошибкам;

- проводить консультации для снятия, возникающих у студентов вопросов.

Таким образом, создавая условия для адаптивной направленности содержательно-процессуального компонента предполагает, что студент знакомится со всеми возможными для него видами деятельности: изучение предметов, привыкание к новому социальному статусу (студент), изучение и усваивание новых прав и обязанностей, запоминает новые требования к учебе (действие рейтинговой системы, правила оценки успеваемости обучающегося) и удовлетворенность профессиональным обучением в целом.

Литература

1. Антонова, Н. А. Анализ самооценки готовности студентов бакалавриата по направлению подготовки «педагогическое образование» к педагогической практике / Н. А. Антонова, О. Р. Шефер // Актуальные проблемы науки и образования в современном вузе: сборник трудов IV Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 23-25 мая 2019 г.). Т.П. Стерлитамак, 2019. С. 386-391.

2. Антонова, Н. А. Готовность учителей к организации формирования читательской грамотности / Н. А. Антонова, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 7. С. 7-22.

3. Земцова Е. М. Методика организации и проведения адаптационного пропедевтического курса физики для курсантов военных вузов: учебно-метод. пособие. Челябинск, 2004. 56 с.

4. Лагерев, В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М.: НИИВО, 1991. 48 с.

5. Маленкович, Т. М. Типологические особенности дезадаптации студентов младших курсов и пути их преодоления /

Т. М. Маленкович // Теория и практика специального образования. 2003. С. 14-18.

6. Пономарев, Р. Е. Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики / Р. Е. Пономарев. - Новокузнецк: КузГПА, 2007. 83 с.

7. Старикова, Е. М. Адаптивная направленность методики обучения основам физики студентов медицинского вуза: дис. ... кан. пед. наук: 13.00.02 / Елена Михайловна Старикова. Челябинск, 2009. 267 с.

8. Хусаинова P. P. Активизация факторов адаптации в процессе группо-образующей деятельности. Елабуга: ЕПГУ 2004. С. 28-32.

References

1. Antonova, N. A. Analysis of the self-assessment of the readiness of undergraduate students in the field of training «pedagogical education» for pedagogical practice / N. A. Antonova, O. R. Shefer // Actual problems of science and education in a modern university: proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference, Republic of Bashkortostan, in Sterlita-mak, May 23-25, 2019, vol. II / ed. by A. L. Galiev. Sterlitamak: Sterlitamak branch of BASHGU, 2019, pp. 386-391.

2. Antonova N. A., Shefer O. R., Lebedeva T. N. Readiness of teachers to organize the formation of reading literacy // Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. 2019, No 7, pp. 7-22.

3. Zemtsova E. M. Methods of organizing and conducting an adaptive propaedeutic physics course for cadets of military universities: educational method. manual. Chelyabinsk: CHTI, 2004. P. 56.

4. Lagerev V. V. Adaptation of students to the conditions of study at a technical university and features of the organization of the educational process with first-year students / V. V. Lagerev. M.: NIIVO, 1991. 48 p

5. Malenkovich T. M. Typological features of maladaptation of junior students and ways to overcome them // Theory and practice of special education. 2003, pp. 14-18.

6. Ponomarev R. E. Introduction to pedagogical activity. General fundamentals of pedagogy / R. E. Ponomarev. Novokuznetsk: KuzGPA, 2007. 83 p.

7. Starikova E. M. Adaptive orientation of the methodology of teaching the basics of physics to medical university students: dis. . candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02. Chelyabinsk, 2009. 267 p.

8. Khusainova P. P. Activation of adaptation factors in the process of group-forming activity. Yelabuga. EPSU, 2004, pp. 28-32.

УДК/UDC 377

DOI10.54509/22203036_2023_2_122 EDN GYFPRJ

Щеглова Татьяна Михайловна

кандидат педагогических наук, преподаватель дисциплин профессионального цикла, Старооскольский техникум технологий и дизайна, г. Старый Оскол

Ноздрачева Татьяна Михайловна

кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна и индустрии моды, Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Shcheglova Tatyana M.

Candidate of Pedagogical Sciences, Honorary Teacher of Primary Vocational Education, Lecturer, Stary Oskol College of Technology and Design, Stary Oskol

Nozdracheva Tatyana M.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Design and Fashion Industry, Southwest State University, Kursk

Диева Ольга Николаевна

кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна и индустрии моды, Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Dieva Olga N.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Design and Fashion Industry, Southwest State University, Kursk

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

RESEARCH ACTIVITIES AS A CRITERION FOR THE STUDENTS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Введение. Статья посвящена роли научно-исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования. Цель статьи заключается в анализе организации научно-исследовательской деятельности будущих специалистов среднего звена, играющей важную роль в профессиональном становлении обучающихся, и выявлении основных мотивов для занятия исследовательской работой в техникуме / колледже.

Методология. Исследование проводилось на основе комплекса общенаучных методов, включающих теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы по научно-исследовательской деятельности, вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность, педагогическому наблюдению, педагогическому эксперименту, анкетированию; а также анализ бесед с обучающимися и собственной педагогической деятельности.

Результаты исследования заключаются в выявлении условий для мотивации обучающихся среднего профессионального образования не только к учебной, но исследовательской деятельности, приобщения к творческой научной деятельности, максимально стимулирующей самостоятельность решения интересующей проблемы.

Заключение. Вовлечение обучающихся в проектно-исследовательскую работу способствует профессионально-творческому развитию и самореализации обучающихся, формированию их профессиональной компетентности, мотивации и заинтересованности к кругу образовательных задач, что определяет профессиональное становление будущих специалистов.

Introduction. The article is devoted to the role of research activities in educational organizations of secondary vocational education. The purpose of the article is to analyze the

organization of scientific and research activities of future mid-level specialists, which plays an important role in the professional development of students, and to identify the main motives for college research work.

Methodology. The research was conducted on the basis of a complex of general scientific methods, including theoretical analysis of pedagogical and scientific-methodical literature on the issue of research activities, involvement of students in research activities, pedagogical observation, pedagogical experiment, questionnaires, conversations with students, analysis of their own pedagogical activities and research results.

Results. The results of the study are to identify conditions for the interest of students of secondary vocational education not only in educational, but also in research activities, involvement in creative scientific activity, maximally stimulating the independence of solving the problem of interest, providing optimal conditions for success.

Conclusion. Research activities organized during extracurricular time contribute to the success of students, their professional and creative development, creative self-realization according to individual capabilities. The involvement of students in the experiment, design and research work contributes to the development of cognitive activity and the formation of professional competence, thereby significantly increasing the effectiveness and quality of professional training of a future specialist.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, среднее профессиональное образование, активная жизненная позиция студентов, квалифицированный специалист, профессиональная деятельность, творческая самореализация.

Keywords: research activities, secondary professional education, active life position of students, qualified specialist, professional activity, creative self-realization.

Введение

Сегодня система среднего профессионального образования популярна среди абитуриентов, рабочие профессии и специальности являются осознанным выбором молодого поколения и неким гарантом успешного старта карьеры. Молодые люди активно стремятся к успеху как в образовании, так и в работе. Успешность в современном обществе выступает ключевым качеством человека, успех дает веру в собственной профессиональной компетентности, знаниях, квалификации и т.п.

Исследователи отмечают, что успешность в профессии - это не просто достижение уже состоявшимся профессионалом поставленной цели на определенном этапе своей деятельности: необходимо ставить перед собой задачи большего масштаба, учитывать особо важные факторы, влияющие на собственное становление в профессиональном сообществе [2; 3; 5; 7; 14 и др.]. При подготовке будущего специалиста в профессиональной образовательной организации (ПОО) среднего профессионального образования (СПО) необходимой составляющей частью учебного процесса является научно-исследовательская деятельность, играющая важную роль как в профессиональном становлении обучающихся, так и в психологической подготовленности к решению поставленных перед собою задач.

Особенность научно-исследовательской деятельности при подготовке специалиста среднего звена состоит в том, что она носит творческий, оригинальный и, чаще всего, индивидуальный характер; представляет обучающимся возможность максимально продемонстрировать свои профессиональные знания, проявить свои способности и умения.

Сегодня производство связано с новейшими технологиями и требует от каждого специалиста научных исследований и новых подходов. Специалист среднего звена, выпускник техникума/колледжа, должен обладать междисциплинарными знаниями, активно применять их на практике и создавать новые за счет мышления и коммуникаций, действуя в соответствии с ними. Следовательно, цель нашего исследования заключалась в анализе организации научной-исследовательской деятельности обучающихся в условиях СПО и выявлении основных мотивов для занятия исследовательской работой обучающихся техникума.

Методология

Главный смысл научно-исследовательской деятельности обучающихся СПО в том, что она является целью приобретения опыта исследования и развития лично-

сти обучающегося, его способностей к исследовательскому типу мышления.

Развитию исследовательских умений обучающихся способствуют базовые образовательные методы, такие как исследовательский и метод проектов (Г. Б. Голуб, В. В. Гузеева, Е. П. Полат, М. Н. Скаткин, И. Д. Чечиль и др.). По мнению ученых, повышению мотивации к исследовательской деятельности способствует создание нестандартных форм данного вида деятельности. Наиболее доступными (Г. А. Соболева, Д. И. Фельд-штейн и др.) для обучающихся СПО являются методы эмпирического и теоретического исследования.

Деятельность преподавателя, организующего научно-исследовательскую деятельность обучающихся техникума/колледжа, заключается в их включение в исследовательскую деятельность с учетом мотивации, структуры способностей, познавательного интереса. Главным инструментом при этом выступают исследовательские методы обучения, создающие условия для овладения обучающимися логикой научного поиска.

Процесс организации научно-исследовательской деятельности обучающихся подразумевает организацию групповых и индивидуальных студенческих исследований по дисциплинам профессионального цикла и МДК; применение эффективных форм развития исследовательских умений в учебной и внеучебной деятельности (защита результатов исследования в рамках научно-практических конференций, участие в очных и заочных конкурсах исследовательских и проектных работ, организация междисциплинарных исследовательских турниров и др.) дает возможность демонстрировать обучающимся уровень развития исследовательских умений. Работа научного студенческого общества, творческих лабораторий, проектных и исследовательских студий актуализирует исследовательскую деятельность, в которой обучающийся выступает в роли активного субъекта познавательного процесса.

Анализ научной литературы (В. И. Андреев, С. П. Арсе-нова, В. В. Успенский и др.) и собственный педагогический опыт позволяют нам определить исследовательские умения обучающихся СПО как способность выполнять исследовательские действия на основе сформированных знаний с учетом определенного опыта исследования и условий исследовательской деятельности.

Анализ теоретических источников (А. А. Лебедев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. И. Савенков и др.) позволил определить содержание исследовательских умений обучающихся: формулировать проблему исследования; определять стратегию исследовательской деятельности (объект и предмет исследования, гипотеза,

цель и задачи, методы исследования); планировать временные затраты; выявлять потребность в информационных, материально-технических ресурсах и др.; объяснить свое отношение к результатам исследовательской деятельности и находить им практическое применение; способность находить, обрабатывать необходимую для исследования информацию и на ее основе формулировать выводы; излагать результаты исследования в форме научного текста; грамотно выстраивать монологическую речь и отвечать на вопросы аудитории.

Решение поставленной цели предполагало выбор инструментария. Проведенное исследование требовало применения комплекса общенаучных методов, включающих в себя теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы по вопросу научно-исследовательской деятельности, вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность, педагогическое наблюдение, методы классификации и систематизации, которые применялись в ходе анкетирования, беседы с обучающимися, анализ собственной педагогической деятельности и результатов исследования.

Результаты

Современный высококвалифицированный специалист - это исследователь, обладающий высокой профессиональной мобильностью, умеющий адаптироваться к различным условиям, самостоятельно ориентироваться в обширной научно-технической информации, готовый к переобучению и способный осуществлять поиск, оценку и внедрение нового. Без активного участия обучающихся в научно-исследовательской работе невозможно достичь всего этого. Задача преподавателя СПО с самого начала обучения в техникуме/колледже - заинтересовать обучающихся научно-исследовательской работой, т.к. сегодня работодателю нужен выпускник, обладающий не только знаниями по своей специальности, но получивший междисциплинарное образование, формирующее способность к исследованиям и внедрениям новых технологий в производство.

Анализ научной литературы показал, что организация исследовательской деятельности обучающихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология, служащая средством комплексного решения задач развития, образования, воспитания, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством восполнения и развития интеллектуального потенциала общества [1, с. 33]. Проведенный анализ научной литературы показал, что многие ученые (Дж. Дьюи, В. В. Кра-евский, И. Песталоцци, Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский,

А. В. Хуторской, С. Т. Шацкий и др.), занимаясь вопросами научно-исследовательской деятельности, отмечали, что через исследования и открытия познается мир. Многие ученые-педагоги считают, что нестандартные формы организации исследовательской деятельности обучающихся способствуют реализации психолого-педагогических особенностей и повышают мотивацию к данному виду деятельности (В. В. Гузеева, А. С. Обухов, Е. П. Полат, М. Н. Скаткин, И. Д. Чечиль и др.).

В СПО научно-исследовательская работа обучающихся является одной из важных форм учебного процесса, одним из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов. Задача педагогов СПО уже с первого курса заинтересовать обучающихся не только учебой, но и исследовательской деятельностью, приобщить к творческой научной деятельности, помочь найти проблему, решение которой будет ему интересно, а затем максимально стимулировать самостоятельность ее решения, тем самым обеспечивая оптимальные условия успеха.

Опыт работы показывает, чем раньше приобщить обучающихся к научно-исследовательской деятельности, тем выше будет результат их профессиональной подготовки. Обучающиеся, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, приобретают опыт полноценной научной работы. Поэтому, первый шаг должен быть инициирован преподавателем, но результат исследовательской работы будет зависеть только от собственной мотивации обучающегося. Мотивированные обучающиеся будут успешно справляться с выполнением научно-исследовательских работ, а по окончании учебного заведения смогут более качественно выполнять свою профессиональную деятельность.

Выполнение исследовательской работы во время обучения в техникуме/колледже имеет своей целью способствовать привитию у обучающихся систематических навыков выполнения теоретических и экспериментальных работ; развитию аналитического и творческого мышления, расширению теоретического кругозора; выработке умения применять теоретические знания к решению конкретных практических задач; формированию у обучающихся потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по дисциплинам профессионального цикла, междисциплинарных курсов (МДК); самореализации за счет интеграции различных видов учебной деятельности; развитию культуры и формированию высоких деловых и моральных качеств личности.

Успешность исследовательской деятельности обеспечивается совместными усилиями преподава-

теля (научного руководителя) и обучаемых. Самостоятельная исследовательская деятельность, выраженная в поддержке преподавателя, чувство значимости своей работы стимулирует и углубляет обучение, позволяет каждому обучающемуся расти интеллектуально, делает обучение было успешным. Анализ научных исследований, многолетний опыт собственной педагогической деятельности, опыт работы коллег показывает, что к высокоэффективным образовательным практикам, повышающим успешность обучающихся и результативность в будущей профессиональной деятельности и жизни в обществе, способствующим усилению формирования личностных характеристик и качеств выпускников, относятся не только учебная работа в техникуме/колледже (подготовка рефератов, курсовых работ (проектов), написание ВКР, учебно-исследовательский проект, участие в конкурсах (олимпиадах) профессионального мастерства, в том числе WorldSkills), но и выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик, выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований, коллективная интеллектуальная деятельность по выполнению заданий и проектов и др. [4, с. 45], а также внеучебная деятельность в студиях, научных кружках, творческих лабораториях, научном студенческом обществе и др. Занятия вне учебных планов и программ способствуют развитию аналитического и творческого мышления, самостоятельности суждений, умения отстаивать свою точку зрения, креативного подхода к решению проблемных вопросов и научных задач.

На формирование активной жизненной позиции обучающихся СПО, охват досуговой деятельностью, участие в различных конкурсах и соревнованиях, повышение общей культуры и воспитанности, конкурентоспособность на рынке труда по окончании учебного заведения, высокий уровень нравственной воспитанности, достижение высокого уровня самоуправления направлены цели и задачи воспитательной работы ПОО СПО. Этому способствуют утвержденные Правительством РФ Стратегия развития воспитания до 2025 года и План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в 2021-2025 годах, принятые ФЗ от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» изменения в структуру образовательной программы СПО, добавлены рабочая программа воспитания, являющаяся приложением к основной программе СПО, и календарный план воспитательной работы [9-11].

Уровень развития личности будущего специалиста, становление его умственных, духовно-нравственных, профессиональных и физических качеств зависит от уровня организации и эффективности воспитательной работы в ПОО СПО. Согласно Стратегии развития воспитания до 2025 года и плану мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в 20212025 годах, основными направлениями развития воспитания в техникумах/колледжах выступают: развитие социальных институтов воспитания; обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций [9-11].

Усилению формирования личностных характеристик и качеств выпускников СПО способствует больший охват обучающихся внеучебной деятельностью, которая является эффективным механизмом по реализации задач профессионального воспитания в подготовке будущих специалистов [12, с. 183-189]. При подготовке будущих специалистов для предприятий швейной промышленности и сферы услуг (специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» исследовательская и творческая деятельность по своему содержанию и направлениям, формам и методам достаточно разнообразна. Одним из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов в рамках внеучебного времени и привлечения к научно-исследовательской работе является деятельность Студенческой лаборатории моды (СЛМ) «Русский стиль».

У каждого обучающегося, желающего посещать занятия СЛМ «Русский стиль», появляется возможность реализовать свой творческий проект, идею, замысел. Занятия в СЛМ «Русский стиль» направлены на постепенное подведение обучающихся к овладению методом науки, т. к. каждый реализованный проект - это эксперимент, исследование, отражающее основные стадии дизайн-проектирования:задание на проектирование, предпроектные исследования, дизайн-концепция, фор-эскизы, эскизное проектирование, художественно-конструкторский проект, рабочий проект [13, с. 41-54].

Основная часть проектно-творческих работ относится к дизайн-проектированию современных моделей одежды с элементами народных традиций (этностиля) и аксессуаров к костюму, поиску источников и идей, выполнению работ по анализу научной и профессиональной литературы, изучению музейных экспонатов, опытно-конструкторских работ по реконструкции различных видов одежды русского народного костюма, учебных проектно-дизайнерских разработок в обла-

Таблица 1

Мотивация к научно-исследовательской деятельности

Мотивация Обучающиеся 2-го курса (%) Обучающиеся 3-го курса (%) Обучающиеся 4-го курса (%)

Интерес к научному исследованию 26 35 42

Знакомство с новыми людьми, новыми направлениями 34 22 17

Углубление знаний по дисциплинам профессионального цикла 20 17 18

Возможность проявить индивидуальные творческие способности, творческую активность 20 26 23

сти проектирования костюма, в том числе создание коллекции одежды, с применением систем автоматизированного проектирования (САПР) швейных изделий (САПР «Ассоль») и компьютерного моделирования. Знания и опыт, полученные обучающимися в результате исследовательской и проектной деятельности, являются следствием познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов.

Результаты теоретических исследований подтверждаются практикой. Теоретико-экспериментальные исследования (анализ форм, линий,членений моделей одежды; расчет и построение чертежа конструкции современной одежды с использованием элементов кроя народного костюма и др.) предусматривают проверку результатов теоретических исследований на экспериментальных образцах моделей одежды (из макетной ткани). Экспериментальные исследования осуществляются путем изготовления моделей одежды из материалов, рекомендованных для выбранной модели с учетом направления моды, стиля, выбранного силуэтного и конструктивного решения, назначения костюма, свойств ткани и др., при которых устанавливаются новые зависимости и закономерности. Проведение экспериментальных исследований подтверждает выдвинутые теоретические предположения. Изучение и творческая переработка будущими специалистами швейного производства и сферы услуг народного костюма не только способствует обновлению современного костюма, его обогащению и развитию, но и формирует у обучающихся образно-ассоциативное мышление, способность развивать проектную задачу, передавать основную идею и смысл, находить и формировать варианты композиционного построения и связи моделей в коллекции.

С результатами исследований обучающиеся активно участвуют в различных конкурсах профессиональной направленности, проектно-исследовательских работ и студенческих научно-практических конференциях. Активное использование приемов проектной деятельности способствует подготовке к реальным усло-

виям жизнедеятельности и позволяет решать задачи развития навыков исследовательской деятельности [12, с. 183-189]. Участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства, профессиональных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях стимулируют интерес к учебе, учит выражать свои научные мысли перед большой аудиторией и отстаивать их, мотивирует к получению новых знаний и умений, способствующих формированию успешного профессионала.

В ходе исследования было проведено анкетирование с обучающимися-участниками СЛМ «Русский стиль» (студентами 2-4-х курсов) по мотивации к научно-исследовательской деятельности. Анкетирование показало, что основным мотивом к научно-исследовательской деятельности является личный интерес к научному исследованию. Результаты исследования представлены в таблице 1. В анкетировании приняло участие 39 обучающихся.

Анализ результатов анкетирования дает возможность сделать вывод, что основным мотивом заниматься научно-исследовательской деятельностью для обучающихся 3-го и 4-го курсов является внутренняя мотивация, т. е. интерес к научному исследованию. Из таблицы видим, что интерес к научному исследованию составил 35 и 42% соответственно.У обучающихся 2-го курса приоритетным является знакомство с новыми людьми, новыми направлениями (34%). Они гораздо охотнее начинают заниматься научно-исследовательской деятельностью со второго года обучения в техникуме, т.к. начинают чувствовать значимость своей специальности, поддержку преподавателей, возможность коллективного творчества. Приоритетным мотивом является и возможность проявить индивидуальные творческие способности, творческую активность.

Занятие научно-исследовательской деятельностью мотивируют обучающихся на незаменимый опыт в изложении своих идей, новые знакомства, конкурентоспособность среди сверстников, участие в конференциях, выставках, конкурсах в других городах, возможность самореализации и др. [6]. Как показывает опыт,

обучающиеся с высокой внутренней мотивацией показывают высокие профессиональные навыки. На региональном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО по УГС 29.00.00 «Технологии легкой промышленности» по стандартам WorldSkills обучающиеся техникума становятся победителями и занимают призовые места, демонстрируя свои профессиональные компетенции. Призовые места занимают и разработанные обучающимися коллекции моделей одежды на конкурсах молодых дизайнеров.

Научный подход к работе, начатый обучающимися на занятиях СЛМ «Русский стиль», впоследствии входит в курсовую работу по МДК.02.02 «Методы конструктивного моделирования швейных изделий» (специальность 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»), МДК 06.01 «Методы разработки швейных изделий сложных форм» (специальность 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» и выпускную квалификационную работу.

Заключение

Внеучебная деятельность в ПОО СПО рассматривается как одна из форм учебно-воспитательного процесса, способствующая профессиональному становлению будущего специалиста, создает широкие возможности для творческого развития, самореализации каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории. Исследовательская деятельность во внеучебное время способствует успешности обучающихся, их профессионально-творческому развитию, творческой самореализации согласно индивидуальным возможностям.

Вовлечение обучающихся в проектно-исследова-тельскую работу в рамках СЛМ «Русский стиль» происходит ненавязчиво, как само собой разумеющееся, вытекающее из контекста учебной деятельности. Это свидетельствует о возникновении у обучающихся процессуально-содержательной (интринсивной) мотивации, побуждающей процесс дизайн-проектирования к деятельности. Результатом подобной познавательной активности является формирование профессиональной компетентности, что значительно повышает эффективность и качество профессиональной подготовки будущего специалиста.

Поскольку желание продолжить учебную разработку и реализовать свой проект в реальном материале в рамках СЛМ «Русский стиль» зависит только от самого обучающегося без внешнего принуждения, то можно утверждать, что именно с момента его самостоятельного выбора начинается существенное про-

движение дифференциации и индивидуализации процесса его обучения.

Успешности обучению способствует чувство значимости своей работы, своего даже небольшого вклада в научный эксперимент, который должен найти реальное воплощение. Интеграция различных видов учебной деятельности способствует раскрытию потенциала креативности обучающихся, развитию самостоятельной мысли, общественной активности, учит аргументировать высказывания, отстаивать свои идеи, строить грамотно отношения с окружающими людьми, быть ответственными. Таким образом, можно сделать вывод, что специалисты,способные экспериментировать, находить инновационные решения и обладающие многогранными навыками и системным мышлением будут успешны в профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Алексеев Н. Г, Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 24-33.

2. Андроник Т. Г Педагогические условия формирования успешности обучения студентов младших курсов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Сургут, 2010.

3. Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать. М.: Просвещение, 1991. 176 с.

4. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М., 2005. 128 с.

5. Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 438-443.

6. Лаптева О. И., Корнилова А. Г. Мотивация студентов технических специальностей к научной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN620 (дата обращения: 27.10.2022).

7. Латов Ю. В., Ключарев Г. А. Неформальные «правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симу-лякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. 2015. № 2. С. 31-42.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. 797с.

9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 20212025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65751.html/ (дата обращения: 21.10.2022).

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29.05.2015 г. № 996-р. [электронный ресурс]. URL: http://chrio.cap.ru/Content2021/orgs/ GovId_121/ strategiya_razvitiya_vospitaniya_do_2025_g.pdf (дата обращения: 21.09.2022).

11. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 21.10.2022).

12. Щеглова Т. М. Профессиональное становление обучающихся среднего профессионального образования в условиях студенческой лаборатории моды // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 183-189.

13. Щеглова Т. М. Современные аспекты реализации этнокультурных технологий в условиях среднего профессионального образования. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5. № 4. С. 41-54.

14. Якунин В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие; Европ. ин-т экспертов. 2-е изд. СПб., 2000. 348 с.

Reference

1. Alekseev N. G., Leontovich A. V., Obukhov A. V., Fomina L. F. The concept of the development of students' research activities. Research work of schoolchildren. 2002. No 1. Pp. 24-33. (In Russian).

2. Andronic T. G. Pedagogical conditions for the formation of success in teaching junior students: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08. Surgut, 2010. (In Russian).

3. Belkin A. S. Success Situation: How to Create One. - M.: Education, 1991. 176 p. (In Russian).

4. Berezhnova E. V., Kraevsky V. V. Fundamentals of educational and research activities of students. Publishing center "Academy", 2005. 128 р. (In Russian).

5. Birina O. V. The concept of learning success in modern pedagogical and psychological theories // Fundamental research. 2014. No 8-2. P. 438-443. (In Russian).

6. Lapteva O. I., Kornilova A. G. Motivation of students of technical specialties to scientifi c activity // The world of science. Pedagogy and Psychology, 2020. No 6. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/10PDMN620 (date of access: October 27, 2022).

7. Latov Yu.V., Klyucharev G. A. Informal "rules of the game" in the educational system: simulation of education, simulacra and knowledge brokers // Social Sciences and Modernity. 2015. No 2. P. 31-42. (In Russian).

8. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language. M.: Russian language, 1987. 797p. (In Russian).

9. Order of the Government of the Russian Federation No. 2945-R dated 12.11.2020 "On approval of the action plan for the implementation in 2021-2025 of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025". URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/65751.html/ (date of access: October 21, 2022).

10. Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025 from 29.05.2015. No. 996-R. URL: http://chrio.cap.ru/Content2021/orgs/GovId_121/strategiya_raz-vitiya_vospitaniya_do_2025_g.pdf (date of access: September 21, 2022).

11. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Education in Russian Federation" on the education of students" dated 31.07.2020 No 304-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358792/ (date of access: October 21, 2022).

12. Shcheglova T. M. Current aspects of the implementation of ethnocultural technologies in secondary vocational education. Research result. Pedagogic and psychology of education2019. Volume 5, № 4. P. 41-54. (In Russian).

13. Shcheglova T. M. Professional development of vocational education students in the context of a student fashion laboratory. Professional Education in Russia and Abroad. Scientific and educational journal. Kemerovo. 2021. № 4(44). P. 183-189. (In Russian).

14. Yakunin V. A. Educational psychology: textbook. allowance; Europe. Institute of Experts. 2nd ed. SPb.: Mikhailov Publishing House, 2000. 348 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.