Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МОДЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ МОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеглова Татьяна Михайловна

Введение. Статья посвящена внеурочной деятельности в образовательных организациях среднего профессионального образования. Цель статьи заключается в анализе внеурочной деятельности при формировании опыта профессионального становления для возможности творческого развития, самореализации обучающихся, разработки индивидуальной образовательной траектории через работу в студенческой лаборатории моды. Методология. Исследование проводилось посредством теоретического анализа отечественных исследований, педагогического наблюдения, педагогического эксперимента, анкетирования, анализа собственной педагогической деятельности. Результаты заключаются в выявлении условий для развития и формирования успешных профессионалов. Внеурочная деятельность в техникуме/колледже, одной задач которой является формирование профессиональных интересов обучающихся, способствует профессиональному становлению будущих специалистов среднего звена. В студенческой лаборатории моды в контексте компетентностного подхода при реализации проектных технологий раскрывается творческий потенциал каждого обучающегося. Заключение. Созданные условия дизайн-проектирования для профессионального и творческого роста обучающихся в студенческой лаборатории моды «Русский стиль» позволяют разрабатывать обучающимся эстетически выразительный и профессионально грамотный, соответствующий современным модным тенденциям дизайнерский продукт высокого качества, сочетающий инновации и традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеглова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENTOF VOCATIONAL EDUCATION STUDENTSIN THE CONTEXT OF A STUDENT FASHION LABORATORY

Introduction. The article is devoted to the role of extracurricular activities in educational institutions of vocational education. The purpose of the article is to analyze extracurricular activities in the formation of professional development experience to create opportunities for creative development, self-realization of students, the formation of an individual educational trajectory through the activities in the student fashion laboratory. Methodology. The research was conducted on the basis of methods of theoretical analysis of domestic research, pedagogical observation, pedagogical experiment, questionnaire, analysis of our own pedagogical activity. Results. The results consist in identifying conditions for the development and formation of successful professionals. Extracurricular activities at a technical school /college, forming the professional interests of students, contributes to the professional development of future mid-level specialists. In the conditions of the student fashion laboratory, in the context of a competence-based approach to the implementation of project technologies, the creative potential of each student is revealed. Conclusion. Established conditions of design-designing for professional and creative growth of students in the conditions of the student fashion laboratory “Russian Style” allow students to develop an aesthetically expressive and professionally competent, corresponding to modern fashion trends, a high-quality design product, which combines innovation and tradition.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МОДЫ»

4. Liu Lian-di. Cognitive Load Theory and its Application to the Instructional Design of Foreign Languages // Language Teaching and Linguistic Studies. 2006. № 02. P. 73-80.

5. Liu Min, Zheng Ming-yue. Learning Analytics and Learning Resources Personalized Recommendation in Smart Education // China Educational Technology. 2019. № 09. P. 38-47.

6. Liu Qing-tang, Wang Yang, Lei Shi-jie. The Application Study of Learning Analytics Supported by Educational Data // Journal of Distance Education. 2017. № 03. P. 71-77.

7. Liu Shao-wei, Zhao Chang-zai, Lei Shao-fei. Data based analysis of online learners' behavior // China Adult Education. 2016. № 03. P. 48-50.

8. Ma De-jian. Personalized education supported by big data // Software Guide. 2016. № 02. P. 52-53.

9. Ma Mei, Liu Dong-su, Li Hui. Research on the Network Public Opinion Analysis System Model Based on Big Data // Information Science. 2016. № 03. P. 25-28.

10. Ma Yan-chao, Wang Chao, Li Shang-tong. Research on log statistics and analysis system based on big data technology // Computer Knowledge and Technology. 2016. № 12. P. 9-11.

11. Mou Zhi-jia, Wu Fa-ti, Simons G. The Status and Trends of the Learning Analytics Research in Other Countries // e-Education Research. 2016. № 04. P. 18-23.

12. Romero C., Ventura C., Espejo P. G. Data Mining Algorithms to Classify Students // Proceeding of International Conference on Educational Data Mining. 2008. P. 20-21.

13. Schaufeli W. B., Salanova M., Bakker A. B. The measurement of engagement and burnout. A two-sample confirmatory factor analytic approach // Journal of Happiness Studies. 2002. № 3. P. 71-92.

14. Sussman S., Dutter L. Comparing student learning outcomes in face-to-face and online delivery // Online Journal of Distant Learning Administration. 2013. № 13 (4). P. 1-10. URL: https://

www.westga.edu/~distance/ojdla/winter134/sussman_dut-ter134.html.

15. Wang Quan-wang, Zhao Bing-chuan. Application of data mining technology in Moodle course management system // e-Education Research. 2011. № 11. P. 69-74.

16. Wang Xiao-min, Ma Jun, Che Jiao. Research on the Network Learning Behavior of Distance Learners // Journal of Hunan Radio and Television University. 2013. № 03. P. 56-59.

17. Wang Yang, Liu Qing-tang, Zhang Wen-chao. The Research on Online Learning State Analysis Model and Its Application Driven by Data // Journal of Distance Education. 2019. № 02. P. 74-80.

18. Wei Li, Han Yan-hui, Zhang Zhi-peng, Xu Pei-tong. Personalized Analysis of "Teaching" and "Learning" Behaviors Based on Moodle Platform // Journal of Shanxi Radio & TV University. 2019. № 04. P. 10-14.

19. Wei Shunping. An Analysis of Online Learning Behaviors and Its Influencing Factors: A Case Study of Students' Learn // Open Education Research. 2012. № 04. P. 81-91.

20. Wei Shunping. Research on data mining of Moodle platform -taking learning process analysis of an online training course as an example // Journal of Distance Education. 2011. № 11. P. 24-30.

21. Wei Shunping. Learning Analytics: Mining the Value of Education Data under the Big Data Era // Modern Educational Technology. 2013. № 02. P. 5-11.

22. Yao Xing-zhou. Evaluation and analysis of course learning effect based on Moodle platform // Journal of Open Learning. 2016. № 03. P. 55-59.

23. Zhang Hong-ling, Feng Bo-ju, Li Hui, Liu Sheng-shu. Online Education and Teaching Research and Countermeasure based on the Internet Data Analysis of the Online Learning Behavior // Information Science. 2017. № 09. P. 74-78.

УДК/UDC 377

DOI 10.54509/22203036_2021_4_183

Т. М. Щеглова T. Shcheglova

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МОДЫ

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS IN THE CONTEXT OF A STUDENT FASHION LABORATORY

Введение. Статья посвящена внеурочной деятельности в образовательных организациях среднего профессионального образования. Цель статьи заключается в анализе внеурочной деятельности при формировании опыта профессионального становления для возможности творческого развития, самореализации обучающихся, разработки индивидуальной образовательной траектории через работу в студенческой лаборатории моды.

Методология. Исследование проводилось посредством теоретического анализа отечественных исследований, педагогического наблюдения, педагогического эксперимента, анкетирования, анализа собственной педагогической деятельности.

Результаты заключаются в выявлении условий для развития и формирования успешных профессионалов. Внеурочная деятельность в техникуме/колледже, одной задач которой является формирова-

ние профессиональных интересов обучающихся, способствует профессиональному становлению будущих специалистов среднего звена. В студенческой лаборатории моды в контексте компетентностного подхода при реализации проектных технологий раскрывается творческий потенциал каждого обучающегося.

Заключение. Созданные условия дизайн-проектирования для профессионального и творческого роста обучающихся в студенческой лаборатории моды «Русский стиль» позволяют разрабатывать обучающимся эстетически выразительный и профессионально грамотный, соответствующий современным модным тенденциям дизайнерский продукт высокого качества, сочетающий инновации и традиции.

Introduction. The article is devoted to the role of extracurricular activities in educational institutions of vocational education. The purpose of the article is to analyze extracurricular activities in the formation of professional development experience to create opportunities for creative development, self-realization of students, the formation of an individual educational trajectory through the activities in the student fashion laboratory.

Methodology. The research was conducted on the basis of methods of theoretical analysis of domestic research, pedagogical observation, pedagogical experiment, questionnaire, analysis of our own pedagogical activity.

Results. The results consist in identifying conditions for the development and formation of successful professionals. Extracurricular activities at a technical school /college, forming the professional interests of students, contributes to the professional development of future mid-level specialists. In the conditions of the student fashion laboratory, in the context of a competence-based approach to the implementation of project technologies, the creative potential of each student is revealed.

Conclusion. Established conditions of design-designing for professional and creative growth of students in the conditions of the student fashion laboratory "Russian Style" allow students to develop an aesthetically expressive and professionally competent, corresponding to modern fashion trends, a high-quality design product, which combines innovation and tradition.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессиональная подготовка, профессиональное становление, профессиональная компетентность, внеурочная деятельность, студенческая лаборатория моды.

Keywords: vocational education, vocational training, professional development, professional competence, extracurricular activities, student fashion laboratory.

Введение

Неотъемлемой частью реального жизненного успеха современного человека является умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем. Наше время требует человека, способного постоянно самостоятельно приобретать знания, формировать стойкие мотивы к обучению, основным из которых является познавательный интерес; способного адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, человека-творца, исследователя, а не исполнителя.

Разнообразие методик и технологий, применяемых на практике, их грамотное использование оказывает положительное влияние на весь процесс подготовки высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих профессией, соответствующих требованию времени. Образовательный процесс среднего профессионального образования (СПО) представляет собой длительный, сложный и многоаспектный учебный процесс, обеспечивающий необходимые условия для развития личностно-профессионального ресурса будущих специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих/служащих.

Профессиональное образование, сочетая в себе традиции и новаторство, как динамичная подвижная система создает условия в техникумах/колледжах для развития и формирования успешных профессионалов. В ПОО (профессиональных образовательных организациях) одним из средств воспитания ценностных установок у успешного современного будущего специалиста является внеурочная деятельность. Через внеурочную деятельность и согласно требованиям ФГОС СПО в профессиональной образовательной организации реализуется основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) [6; 7; 9] и, соответственно, формируются и развиваются общие (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) обучающихся. Внеурочная деятельность является важной составляющей образовательного процесса современной ПОО в рамках ФГОС СПО [10], эффективным механизмом по реализации задач профессионального воспитания в подготовке будущих специалистов, удовлетворяющих возрастающие требования рынка труда, индикатором профессионального становления, его личностно-профессионального роста.

Стратегическое значение сферы воспитания в образовательных организациях определено нормативно-правовой базой. О «„воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и нацио-

нально-культурных традиций» говорится в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [8]. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. отражает деятельность ПОО, направленную на то, чтобы дать каждому обучающемуся возможность стать таким, каким он хочет, к чему у него больше способностей [7].

Чтобы техникум/колледж стал для обучающихся вторым домом, важно после занятий заинтересовать их. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Внеурочная деятельность дает обучающимся возможность использовать свободное от учебы время для собственного развития, профессионального становления путем самопознания, самообразования, саморазвития, самовоспитания, самообучения, самореализации. Она является формой проведения свободного времени обучающихся по интересам и желанию (досугом), при этом необязательной.

Методология

Анализ научно-педагогической литературы показал, что предпосылки эффективности внеурочной деятельности отражены в работах классиков отечественной педагогики Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. Теоретические основы сопровождения личности в учебном пространстве обоснованы в работах Э. Ф. Зеер, Л. М. Митиной, А. Б. Орлова, С. Н. Чистяковой и др.

Формирование организационных способностей и социально значимых качеств личности обучающихся во внеурочной деятельности отражено в научно-педагогических исследованиях Н. А. Галеевой, Г. А. Бурцевой и др.; профессионально-педагогическая направленность внеаудиторной деятельности обучающихся в исследованиях Б. Э. Вульфова, И. В. Демаковой, В. И. Поповой, Н. Р. Селивановой и др.; индивидуализация и личностно-ориентированное образование рассматриваются в работах Н. А. Алексеева, Е. В. Бонда-ревской, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и др.; связь успешности профессиональной деятельности с личностными особенностями ее субъекта в исследованиях Л. Н. Анцыферовой, Л. Н. Корнеевой, Е. А. Климова, А. Н. Сергеева, и др.; рассматривается влияние внеучебной воспитательной деятельности на процесс социализации студенческой молодежи в работах М. В. Артемьева, О. Р. Жоголевой и др.; выявлены особенности студенчества как особой социальной группы в исследованиях В. Р. Вишневского, И. С. Кон и др.;

создана теория педагогической культуры в работах И. Ф. Исаева, В. А. Сластенина и др.; теория и методика организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в работах Г. И. Саранцева, С. В. Кривых, Г. В. Макотровой и др.

Вопросы повышения качества подготовки будущих специалистов в системе СПО рассматриваются в работах В. М. Зуева, А. Н. Лейбовича, Э. И. Крупиц-кого, П. Н. Новикова, П. Н. Осипова, Л. Г. Семушиной и др. Концепция культуры педагогической деятельности как рефлексивного профессионализма изучала Л. Б. Соколова и др. Продуктивные подходы к исследованию профессионально-личностного самоопределения обучающихся, в том числе в сфере рабочих профессий отражены в работах И. Н. Васильева, Н. Н. Захарова, В. Н. Кормаковой, В. А. Поддубного, В. Д. Симоненко, С. Н. Чистяковой и др.

Основу концепции профессионального становления личности как субъекта труда, превращение его в профессионала в процессе профессионального обучения, рассмотрение условий данного процесса представлены в трудах К. С. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмолова, К. М. Гуревича, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Нечаева, К. К. Платонова, В. Д. Шадри-кова и др.

Проведенное исследование позволило применить комплекс следующих методов: анализ отечественных исследований по вопросу эффективности организации внеурочной деятельности, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ собственной педагогической деятельности.

Результаты

Техникум/колледж после учебных занятий должен предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы, представить мир творчества, проявления и раскрытия своего «Я», своих увлечений, своих интересов каждым учащимся, который делает свой выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Поэтапный, динамичный процесс вхождения в профессию, изменяющий личностные и профессиональные качества будущего специалиста, способствует профессиональному становлению. Становление будущего специалиста осуществляется как целенаправленный процесс, организованный в специальных педагогических условиях, предопределяющих реальную трудовую деятельность.

По мнению ученых профессиональное становление рассматривается как «процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирова-

ния профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма, процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью» (Э. Ф. Зеер) [1]; «процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самореализацию в труде» (В. Д. Симоненко) [4]; «формирование профессионального самоопределения в конкретной профессиональной области в зависимости от степени согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированности у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры» (Б. П. Невзоров) [3, С. 65]. Многие ученые предлагают рассматривать профессиональное становление не как процесс, а как результат, т. е. сформированность у личности определенных способностей, качеств.

Данные определения позволяют нам рассматривать профессиональное становление как процесс изменения личности, преобразования ее личностных и профессиональных качеств.

Анализ научных исследований, многолетний опыт собственной педагогической деятельности, опыт работы коллег позволяют сказать, что внеурочная деятельность способствует формированию опыта профессионального становления и создает широкие возможности для творческого развития, самореализации каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории. Для обучающихся СПО внеурочная деятельность представляет собой область, где они могут максимально продемонстрировать свои знания и интересы, проявить свои способности и умения. Активность обучающихся проявляется в творческом мышлении, самостоятельной деятельности, регулируясь личностными ценностями и проектными целями.

Теоретический анализ педагогической и методической литературы, посвященной сущности профессионального образования и воспитания, раскрывает

значение понятия внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью понимают целенаправленную образовательную и воспитательную работу, организованную педагогом с обучающимися во время, свободное от основных занятий [2]; образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от учебной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС СПО [5].

Особенность внеурочной работы заключается в том, что она носит индивидуальный, оригинальный и творческий характер. Расширение сети кружков, секций, творческих лабораторий, студий и привлечение к занятиям в них возможно большего числа обучающихся является одним из направлений учебно-воспитательного процесса ПОО СПО в решении задач профессионального воспитания, неразрывно связанного с рациональным использованием свободного от занятий времени. Цель расширения заключается в развитии познавательного интереса, креативного мышления, направленных на формирование разносторонне-развитой, личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью [11].

Работа любой творческой лаборатории, студии, кружка и прочего - это педагогически организованная в процессе профессионального обучения самостоятельная деятельность обучающихся по созданию объективно или субъективно новых, общественно или индивидуально полезных объектов.

В ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» на протяжении многих лет работает студенческая лаборатория моды (СЛМ) «Русский стиль», где реализуется профессионально-творческая внеурочная деятельность обучающихся - будущих специалистов в области дизайна костюма (специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»), направленная на выстраивание индивидуально-личностных творческих траекторий каждого обучающегося и стимулирующая профессиональную направленность и развитие личностных качеств выпускника. СЛМ «Русский стиль» имеет свой логотип, программу [11], страницу в социальной сети VK.

Целью деятельности СЛМ «Русский стиль» является создание особых условий для профессионального и творческого роста обучающихся, как и раз-

витие у обучающихся познавательного и профессионального интереса к народной культуре нашей страны, родного края, этническому костюму, предметам декоративно-прикладного искусства для творческого переосмысления народных мотивов и художественного воплощения их в различные формы современного костюма в процессе обучения в техникуме. Этнокультура - один из важных способов формирования художественно-творческих способностей будущих специалистов специальности конструктор-модельер, дизайнер костюма. Знакомство с творчеством и традициями своего народа, накопленных веками духовных и нравственно-этических ценностей всесторонне развивает личность студента [12].

Занятия СЛМ «Русский стиль» направлены:

- на активное применение этнокультурных технологий, проектных дизайн-упражнений, заданий, способствующих формированию у обучающихся профессиональных компетенций, активизации творческого поиска новых форм проектирования, дизайн-мышления и др., стимулирующих желание и готовность воспринимать ценностный опыт проектной деятельности, дающих возможность самостоятельности в выбранных действиях и поступках;

- сочетание современного уровня технической, информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями, направленное на выстраивание индивидуально-личностных творческих траекторий каждого обучающегося, свободно развивающегося, ориентированного на внутреннее саморазвитие, творческую самореализацию, межличностное общение и оказание помощи в личностном профессиональном росте, что ведет в дальнейшем к успеху в профессиональной сфере [11].

Внеурочная деятельность СЛМ «Русский стиль» направлена на формирование высокого уровня профессиональных компетенций в контексте компе-тентностного подхода, отраженного в ФГОС СПО. Овладевая несколькими видами профессиональной деятельности: современными направлениями в дизайне костюма, конструирования, моделирования и технологической обработки, методами конструктивного моделирования одежды обучающиеся учатся создавать и создают эстетически выразительный и профессионально грамотный, соответствующий современным модным тенденциям дизайнерский продукт высокого качества, позволяющий сочетать инновации, выступающие механизмом формирования новейших принципов проектирования современной одежды (с применением САПР швейных изделий) на основе традиционного национального костюма.

Инновации и традиции рассматриваются как два полюса современного дизайн-проектирования и являющиеся единым комплексом работы СЛМ «Русский стиль». Применение современного швейного оборудования с программным управлением позволяет воплотить дизайн-идеи обучающихся в выполнении вышивки, стежки, отделки современных изделий.

За время существования СЛМ «Русский стиль» было реализовано много дизайн-проектов различной направленности. Реализация дизайн-проектных технологий во внеурочное время помогает реализовать творческий потенциал каждого обучающегося, проявить лидерские качества, способствующих профессиональному становлению. У обучающихся формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Профессиональное становление будущего дизайнера в процессе художественной подготовки подразумевает не только совершенствование специальных навыков, но и творческое саморазвитие. Обучающийся проходит путь от репродуктивной деятельности до творческой, созидательной. Учебное дизайн-проектирование является базой для формирования готовности будущего дизайнера к профессиональной художественно-проектной деятельности, способной в полной мере обеспечить профессиональное становление обучающегося в образовательном процессе на основе взаимодействия педагога и обучающегося.

Активное использование приемов проектной деятельности способствует не только формированию технологической культуры обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, но и позволяет решать задачи развития навыков исследовательской деятельности. Ее результаты позволяют обучающимся быть и активными участниками различных конкурсов проектно-исследовательских работ и студенческих научно-практических конференций.

Обучающиеся-участники студенческой лаборатории моды своей деятельностью на различных площадках города, области, учебного заведения способствуют популяризации и демонстрации того, что русский традиционный костюм может существовать не только как пример достижений прошлого, но и вступать в диалог с современной культурой.

Демонстрации коллекций современной одежды с элементами этностиля помогают доносить до зрителей, в том числе через социальные сети (группа VK Студенческая лаборатория моды «Русский стиль») то, что можно получить неповторимые по своей красоте изделия, объединяющие современную моду

и уникальные культурные элементы дизайна. Языком костюма доказывать, что в своем развитии русский национальный костюм вобрал в себя лучшие достижения народных мастеров в украшении одежды (разнообразие форм, колорита, красоты, изящества, тонкости в исполнении и неповторимости украшений и декора), поэтому применение этих традиций в процессе проектирования современной одежды делает ее исключительной и необыкновенной. Демонстрируемыми моделями обучающиеся доказывают, что многие конструкторские решения различных современных моделей одежды строятся на основе народного кроя, при этом сохраняются их главные принципы - простота, комфорт, антропометрическая универсальность, гармония цвета и формы. Традиционный народный костюм не только отражает материальную культуру народа, мировоззрение, художественные и эстетические идеи, но играет большую роль в профессиональном становлении будущего специалиста дизайна костюма [11]. Данное направление работы с будущими специалистами дизайна костюма способствует культурному развитию общества.

Своей деятельностью СЛМ «Русский стиль» способствует не только профессиональному становлению обучающихся техникума, но и формированию духовно-нравственных качеств у зрителей и участников открытых мероприятий на различных площадках.

Подобная деятельность является полноправным элементом учебно-воспитательного процесса и позволяет реализовать компетентностный, дея-тельностный, личностно-ориентированный, индивидуально-творческий подходы к каждому участнику образовательного процесса, исходя из его потребностей и интересов, обеспечивая высокий уровень результативности.

Заключение

Таким образом, внеурочная деятельность в образовательных организациях СПО является одной из форм учебно-воспитательного процесса, способствующих профессиональному становлению будущих специалистов среднего звена, при активном взаимодействии субъектов образовательного процесса для эффективного решения актуальных задач обучения и воспитания. Такая совместная работа позволяет увязывать теоретические знания с практикой, с жизнью и формировать профессиональные интересы обучающихся.

Разнообразные формы внеурочной работы способствуют развитию творческих способностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей,

выработке устойчивого интереса к получению новых знаний и умений. Анализ и рефлексия результатов внеурочной деятельности позволяют обучающимся -будущим дизайнерам костюма перестать бояться критики, адекватнее относиться к своим ошибкам, что важно для успешности будущей профессиональной деятельности.

Посредством коллективной формы организации занятий у педагогов появляется возможность заинтересовать обучающихся начальных курсов к выбранной профессии на личном примере, успешнее развивать профессиональные знания и умения, компетенции, воспитать чувство коллективизма, толерантности, применять инновации, например бережливые технологии. Совместная внеурочная деятельность помогает выстраивать отношения со сверстниками и педагогами, способствует самоутверждению личности обучающегося, дает ценный опыт общения. Совместные занятия обучающихся всех курсов (с первого по четвертый) обеспечивают тесное сотрудничество между ними, позволяют в студенческой среде формировать приоритеты обучающихся, способствуют воспитанию на личных примерах старшекурсников.

Совершенствование профессиональных умений, компетенций, действий в ходе занятий в СЛМ направлено на формирование опыта творческой деятельности в профессиональной сфере, на умение мыслить креативно, выдвигать большое количество идей, создавать яркие визуальные образы, выполнять компьютерные графические работы. Подтверждением этому служат высокие результаты обучающихся-участников различных творческих и конкурсов профессионального мастерства, в том числе WorldSkills Russia.

Результаты исследования позволяют сделать выводы, что свой успех во внеурочной деятельности обучающиеся смело переносят и в учебную деятельность. Любое достижение дает им чувство уверенности и нужности. Ситуация успеха помогает определению своего места в выбранной профессии, обеспечивает высокую мотивацию к дизайн-деятельности, способствует самоактуализации своего потенциала для достижения вершин мастерства. Это есть процесс профессионального становления, поэтапный процесс преобразования личности в деятельности, приближенной к профессиональной.

Многие обучающиеся/выпускники, прошедшие школу СЛМ «Русский стиль», становятся успешными профессионалами: модельерами-конструкторами, дизайнерами костюма, мастерами декоративно-прикладного искусства, руководителями предприятий малого бизнеса (швейных ателье).

Литература

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003. 336 с.

2. Лингевич О. В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Символ науки. 2016. № 9-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 20.09.2021).

3. Невзоров В. П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.

4. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В. Д. Симо-ненко. М., 2006. 368 с.

5. Порядок организации внеурочной работы в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduportal44.ru/koiro/CR0S/fros/KRP0/Lists/List10/ Attachments/ (дата обращения: 30.08.2021).

6. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам» [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 24.12.2015 № 1124н. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 28.08.2021).

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29.05.2015 № 996-р. [Электронный ресурс]. URL: http://chrio.cap.ru/Content2021/orgs/GovId_121/ strategiya_razvitiya_vospitaniya_do_2025_g.pdf (дата обращения: 25.09.2021).

8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 29.09.2021).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. М., 2014. 52 с.

10. Федеральные образовательные стандарты СПО [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/search/spo/ (дата обращения: 25.09.2021).

11. Щеглова Т. М. Профессионально-творческая деятельность будущего дизайнера костюма в условиях студенческой лаборатории моды «Русский стиль». Программа внеурочной деятельности при подготовке специалистов по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий в учреждениях среднего профессионального образования. Старый Оскол, 2020. 60 с.

12. Щеглова Т. М. Современные аспекты реализации этнокультурных технологий в условиях среднего профессионального образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 4. С. 43-56.

References

1. Zeer E. F. Psihologiya professij [Psychology of professions]. Moscow, Ekaterinburg, 2003, 336 p. (In Russian).

2. Lingevich 0. V. Organizaciya vneurochnojdeyatel'nosti v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Organization of extracurricular activities in educational institutions]. Symbol of Science, 2016, no. 9-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (accessed 20.09.2021). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Nevzorov V. P. Professional'noe stanovlenie uchitelya v sisteme mnogourovnevogo universitetskogo obrazovaniya v regione [Professional formation of a teacher in the system of multi-level university education in the region]. Ph. D. thesis. Moscow, 2003. (In Russian).

4. Obshchaya i professional'naya pedagogika [General and professional pedagogy]. Ed. V. D. Simonenko. Moscow, 2006, 368 p. (In Russian).

5. Poryadok organizacii vneurochnojraboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah, realizuyushchih professional'nye obrazovatel'nye programmy nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazo-vaniya [The order of organization of extracurricular work in educational institutions implementing professional educational programs of primary and secondary vocational education]. Available at: http://www.eduportal44.ru/koiro/CROS/fros/KRPO/Lists/ List10/Attachments/ (accessed 30.08.2021). (In Russian).

6. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist po mod-elirovaniyu i konstruirovaniyu shvejnyh, trikotazhnyh, mekhovyh, kozhanyh izdelij po individual'nym zakazam» [On approval of the professional standard "Specialist in modeling and design of apparel, knitwear, fur, leather products for individual orders"]. Order of the Ministry of Labor of Russia from December 24, 2015 No. 1124n. Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru (accessed 28.08.2021). (In Russian).

7. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda ot 29.05.2015 № 996-r [Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period until 2025, May 29, 2015 No. 996-r]. Available at: http://chrio.cap.ru/ Content2021/orgs/GovId_121/strategiya_razvitiya_vospitaniya_ do_2025_g.pdf (accessed 25.09.2021). (In Russian).

8. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossi-jskoj Federacii na period do 2024 goda [On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Presidential Decree No. 204 of May 7, 2018. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/57425 (accessed 29.09.2021). (In Russian).

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 29.02.04 Konstruirovanie, modelirovanie i tekhnologiya shvejnyh izdelij [Federal State Educational Standard of secondary professional education in specialty the 29.02.04 Designing, modeling and technology of garment]. Moscow, 2014, 52 p. (In Russian).

10. Federal'nye obrazovatel'nye standarty SPO [Federal educational standards of secondary professional education]. Available at: https://fgos.ru/search/spo/ (accessed 25.09.2021). (In Russian).

11. Scheglova T. M. Professional'no-tvorcheskaya deyatel'nost' budu-shchego dizajnera kostyuma v usloviyah studencheskoj laboratorii mody «Russkij stil'». Programma vneurochnoj deyatel'nosti pri podgotovke specialistov po special'nosti 54.02.01 Dizajn (po otra-slyam), 29.02.04 Konstruirovanie, modelirovanie i tekhnologiya shvejnyh izdelij v uchrezhdeniyah srednego professional'nogo obrazovaniya [Professional-creative activity of the future costume designer in the conditions of the student fashion laboratory "Russian style". The program of extracurricular activities in the training of specialists in the specialty 54.02.01 Design (by industry), 29.02.04 Designing, modeling and technology of garment in establishments of secondary vocational education]. Stary Oskol, 2020, 60 p. (In Russian).

12. Scheglova T. M. Sovremennye aspekty realizacii etnokul'turnyh tekhnologij v usloviyah srednego professional'nogo obrazovaniya [Current aspects of the implementation of ethnocultural technologies in secondary vocational education]. Research result. Pedagogic and Psychology of Education, 2019, vol. 5, no. 4, pp. 43-56. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.