Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ / ВНЕУЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргаполов Валерий Павлович, Хотимченко Алла Васильевна, Колесникова Анна Петровна, Симонов Анатолий Павлович, Золотарев Сергей Константинович

Введение. В современном образовании является весьма актуальной проблема организации и построения самостоятельной деятельности студентов. Цель исследования - выявить причины, тормозящие развитие самостоятельной деятельности среди студентов вуза в области физической культуры и спорта. Выводы. В результате исследования выявлено, что самостоятельная физкультурноспортивная деятельность студентов позволит дополнить пробел двигательной активности и укрепить их здоровье, но для реализации задач самостоятельной работы студентов и их осуществления необходим ряд условий, которые должен обеспечить как сам университет, так и данный вид деятельности невозможен без мотивированного желания к самоподготовке самих студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргаполов Валерий Павлович, Хотимченко Алла Васильевна, Колесникова Анна Петровна, Симонов Анатолий Павлович, Золотарев Сергей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OFFUTURE TEACHERS TO INDEPENDENT PHYSICAL AND SPORTING ACTIVITIES

Introduction. In modern education, the problem of organizing and building independent activities of students is very relevant. The purpose of the study is to identify the reasons that hinder the development of independent activity among university students in the field of physical culture and sports. Conclusions. As a result of the study, it was revealed that the independent physical culture and sports activity of students will allow to supplement the gap in motor activity and strengthen their health, but for the implementation of the tasks of independent work of students and their implementation, a number of conditions are required that both the university itself and this type of activity are impossible without motivated desire for self-preparation of the students themselves.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 796.011.3

АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Валерий Павлович Каргаполов, доктор педагогических наук, профессор, Алла Васильевна Хотимченко, профессор, Анна Петровна Колесникова, старший преподаватель, Анатолий Павлович Симонов, старший преподаватель, Сергей Константинович Золотарев, преподаватель, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация

Введение. В современном образовании является весьма актуальной проблема организации и построения самостоятельной деятельности студентов. Цель исследования - выявить причины, тормозящие развитие самостоятельной деятельности среди студентов вуза в области физической культуры и спорта. Выводы. В результате исследования выявлено, что самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность студентов позволит дополнить пробел двигательной активности и укрепить их здоровье, но для реализации задач самостоятельной работы студентов и их осуществления необходим ряд условий, которые должен обеспечить как сам университет, так и данный вид деятельности невозможен без мотивированного желания к самоподготовке самих студентов.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, адаптация, внеучебная самостоятельная деятельность, спортивные интересы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p164-168

ADAPTATION OF FUTURE TEACHERS TO INDEPENDENT PHYSICAL AND

SPORTING ACTIVITIES

Valery Pavlovich Kargapolov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alla Vasilyevna Khotimchenko, the professor, Anna Petrovna Kolesnikova, senior teacher, Anatoly Pavlovich Simonov, the senior teacher, Sergey Konstantinovich Zolotarev, the teacher, Pacific State

University, Khabarovsk

Abstract

Introduction. In modern education, the problem of organizing and building independent activities of students is very relevant. The purpose of the study is to identify the reasons that hinder the development of independent activity among university students in the field of physical culture and sports. Conclusions. As a result of the study, it was revealed that the independent physical culture and sports activity of students will allow to supplement the gap in motor activity and strengthen their health, but for the implementation of the tasks of independent work of students and their implementation, a number of conditions are required that both the university itself and this type of activity are impossible without motivated desire for self-preparation of the students themselves.

Keywords: physical education, students, adaptation, extracurricular independent activity, sports interests.

ВВЕДЕНИЕ

Современная личностная парадигма образования актуализировала необходимость перевода обучающегося из позиции пассивного потребителя информации, каким он был в системе традиционного обучения, в позицию самостоятельного, активного участника процесса обучения [3].

В связи с изменениями, которые происходят в образовательных программах и значительным уменьшением часов, выделяемых на практические занятия физической культурой и спортом, а это около 50% от всего количества часов дисциплины, встал остро вопрос о необходимости организации и построения самостоятельной деятельности студентов (СДС) вне вуза. СДС - это сознательная деятельность, направленная на присвоение знаниевого опыта общества и производство знаний о мире и о самих себе с це-

лью использования их для формирования своей субъектности, необходимой для продуктивной личностной и профессиональной самореализации [1]. Самостоятельная работа студентов включает в себя как аудиторные, так и внеаудиторные занятия.

Особенно остро стоит вопрос по тем дисциплинам, самостоятельная внеучебная деятельность которых невозможна без создания определенных доступных условий. В современной студенческой молодежи недостаточно развито мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом [2]. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья студенческой молодежи и ее образ жизни, что подтверждается результатами исследований ученых [4].

Всё выше сказанное требует постоянного поиска новых форм, средств и методов организации физического воспитания студентов, что и определило цель, задачи и методы настоящего исследования.

Цель данного исследования - выявить причины, тормозящие развитие самостоятельной деятельности среди студентов вуза в области физической культуры и спорта. Задачи исследования - определить количество студентов самостоятельно занимающихся физической активностью; выявить наиболее важные причины отсутствия мотивации у студентов педагогического вуза к самоподготовке; определить приоритетные виды или элементы спорта для дополнительных занятий, проранжировать наиболее важные факторы, необходимые для увеличения количества занимающихся студентов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе педагогического института Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровска в 2020-2021 годах в период пандемии.

На первом этапе исследования был проведен теоретический анализ и обобщение литературных источников с целью выявления и обоснования проблемы исследования. На основании теоретических исследований была выдвинута гипотеза, определена цель, задачи и методы исследования. Проведен контент-анализ документальных материалов.

На втором этапе было проведено анкетирование студентов 1-3 курсов. Всего в анкетировании приняло участие 312 студентов, из них 36 юношей и 276 девушек. Все полученные показатели были обработаны методами математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Несмотря на то, что дисциплина «Физическая культура и спорт (элективная)» является обязательной и входит в учебные планы всех вузов России, все же прослеживается постоянная тенденция к уменьшению количества часов, выделяемых на аудиторные практические занятия.

На вопрос, заданный студентам, будущим педагогам: «Считаете ли вы, что для сохранения и укрепления здоровья занятия физической культурой и спортом должны быть обязательными в вузе?» положительно ответили 98,8% девушек и 99,1% юношей. Подавляющее большинство студентов отмечают, что занятия физической культурой и спортом в вузе должны носить обязательный характер. Вместе с тем студенты отметили, что для того чтобы улучшить физическую и функциональную подготовленность, им недостаточно одного занятия в неделю, так как одно занятие не оказывает должного эффекта на организм. Остро встает вопрос о дополнительных формах внеучебных занятий. Проведенное исследование показало, что дополнительно самостоятельно занимаются лишь 60,2% будущих педагогов, занятия носят как систематический, так и эпизодический характер.

Как показывают результаты исследования, систематически самостоятельно занимается только 37,7% юношей и 18,1% девушек, из них систематически посещают платные секции 11,1% юношей и 35,5% девушек (таблица 1). Эпизодически занимаются дополнительными занятиями 33,3% юношей и 15,1% девушек.

Таблица 1 - Занимаетесь ли вы самостоятельно физической культурой и спортом (%)?

№ п/п Ответы респондентов Юноши п= 36 Девушки п= 276

1 Занимаюсь систематически, самостоятельно 37,7 18,1

2 Занимаюсь систематически в спортивном обществе 5,5 5,9

3 Занимаюсь систематически в спортивной секции по месту учебы 11,1 8,8

4 Занимаюсь систематически по расписанию учебных занятий 16,6 7,9

5 Занимаюсь в платной секции 11,1 35,5

6 Занимаюсь, но не систематически 33,3 15,1

7 Не занимаюсь вообще 22,2 0,7

На вопрос: «Почему студенческая молодежь самостоятельно не занимается физической культурой и спортом во внеучебное время?» - сослались на материальные трудности 50,0% юношей и 34,9% девушек. Однако, 47,1% девушек и 33,3% юношей не считают важными дополнительные самостоятельные занятия физической культурой и спортом. На нехватку свободного времени сослались 38,8% юношей и 34,7% девушек. Эти три фактора явились самыми значительными при ранжировании причин, приводящих к снижению уровня двигательной активности студентов. При этом следует отметить, что 35,5% юношей и девушек занимаются самостоятельными занятиями от случая к случаю, и лишь 17,5% занимаются систематически (таблица 2). Потребность в самостоятельных занятиях - главная побудительная направляющая и регулируемая сила поведения. Результаты исследований, проведенных М.А. Федоровой, свидетельствуют, что с возрастом уровень интереса к физической культуре снижается, что обусловливается состоянием физического воспитания в школах, где они учились [3].

Таблица 2- Почему студенческая молодежь самостоятельно не занимается физической культурой и спортом во внеучебное время (%)_

№ п/п Ответы респондентов Юноши п= 36 Девушки п= 276

1 Не считаю важным 33,3 47,1

2 Недостаточная пропаганда здорового образа жизни и физической культуры 11,1 17,3

3 Нет свободного времени 38,8 34,7

4 Материальные трудности 50,0 34,9

5 Недостаточное количество спортивных и оздоровительных клубов 11,1 7,9

6 Недостаточное число спортивных площадок во дворах, парковых зонах 16,6 2,8

7 Использование спортивных сооружений не по назначению 11,1 2,8

8 Перекос в распределении финансовых средств в пользу спорта высших достижений 5,5 7,9

9 Недостаточно знаний в области использования физических упражнений 11,1 14,4

10 Собственная лень 16,6 5,9

11 Другие 5,5 5,9

Исследование спортивных интересов в свободное время будущих педагогов показало, что на первый план юноши выдвигают такие избранные виды спорта (ИВС) как: волейбол (38,8%), оздоровительный бег легкую атлетику - 33,3%. У девушек же самым приоритетным ИВС являются: легкая атлетика (50,7%), плавание (50,7%) и волейбол (45,6%). Если для оздоровительного бега не требуется специализированных площадок, то для занятий волейболом и плаванием необходима соответствующая материальная база. Одной из альтернативных форм могут быть занятия в городских фитнес-клубах, тренажёрных залах, спортивных секциях, но значительное количество студентов ссылается на материальные трудности.

Опрос студентов показал, что на формирование спортивных интересов у студентов в свободное время у юношей оказывают друзья и близкие (33,2%), средства массовой информации (16,6%), родители (16,6%). На девушек оказывают влияния преподаватели физической культуры (36,2%), родители (28,9%), друзья и близкие (26,1%) (таблица 3).

Таблица 3 - Кто в большей мере повлиял на формирование Ваших спортивных интересов (%)?_

№ п/п Ответы респондентов Юноши п= 36 Девушки п= 276

1 Родители 16,6 28,9

2 Преподаватель физкультуры 16,6 36,2

3 Друзья и близкие 33,2 26,1

4 Средства массовой информации 16,6 15,2

5 Никто 11,1 13,0

6 Кто-то другой 5,5 9,8

Большинство занятий вне института имеет коммерческую основу. Так на недоступность цен коммерческих спортивных секций в городе указали 70,1%. Какие необходимы меры улучшения самостоятельной внеурочной деятельности по физическому воспитанию?

Таблица 4 - Необходимые меры для повышения мотивации к самостоятельным внеучеб-ным занятиям физической культурой и спортом, в %_

№ п/п Ответы студентов Юноши п= 36 Девушки п= 276

1 Обеспечить доступность физической культуры и спорта по месту жительства 77,7 81,1

2 Расширить сеть спортивных секций 27,7 18,7

3 Создание фитнес-клубов, тренажерных залов, спортивных клубов по месту жительства 22,2 39,2

4 Разрабатывать больше новых оздоровительных программ 22,2 34,0

5 Больше проводить физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятий и спортивных праздников 16,6 35,5

6 Обратить внимание на профессиональную компетентность преподавателей, тренеров по ФК 22,2 18,9

7 Обеспечить подготовку кадров по ФК, адаптированных работать в современных условиях 16,6 22,4

8 Другие 5,5 1,4

В результате исследований (таблица 4) было выявлено, что основным фактором является обеспечение доступности физической культуры по месту жительства (77,7% -юноши, 81,1% - девушки). Юноши отмечают, что необходимо расширить сеть спортивных секций, фитнес-клубов, тренажёрных залов (27,7%). Девушки отмечают о важности создания спортивных клубов по месту жительства (39,2%). Студенты считают о необходимости снижения платы за занятия (юноши - 25,5%, девушки - 30,1%), разрабатывать больше оздоровительных программ (юноши - 22,2%, девушки - 34,0%), обеспечить подготовку кадров по физической культуре, адаптированных в современных условиях (юноши - 16,6%, девушки - 22,4%).

ВЫВОДЫ

В результате исследования установлено, что на современном этапе студенты педагогического института считают, что дисциплина «Физическая культура и спорт (элективная)» является необходимой учебной дисциплиной, так как она направлена на сохранение и укрепление здоровья студентов. Вместе с тем объем данной дисциплины не полностью обеспечивает двигательный режим студентов. Основными мерами для усиления самостоятельной работы студентов во внеучебное время будут являться: доступность физической культуры и спорта по месту жительства; создание фитнес-клубов, тренажерных залов, спортивных клубов по месту жительства; разработка новых оздоровительных программ. Исследование показало, что приоритетными видами спорта среди будущих педагогов являются такие виды спорта, как: волейбол, легкая атлетика, плавание и оздоровительный бег. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность студентов позволит дополнить пробел двигательной активности и укрепить их здоровье, но для реализации задач

самостоятельной работы студентов и их осуществления необходим ряд условий, которые должен обеспечить как сам университет, так и данный вид деятельности невозможен без мотивированного желания к самоподготовке самих студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байдук В.В. Самостоятельная деятельность студентов как система / В.В. Байдук // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 8. - С. 12-27.

2. Соколова О. В. Физическая культура и спорт в студенческой среде, роль самостоятельных занятий, пути повышения мотивации к занятиям спортом / О.В. Соколова, М.Л. Соколова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - Тула. -С. 73-76.

3. Федорова М.А. Формирование учебной самостоятельной деятельности студентов : учебное пособие для вузов / М.А. Федорова. — Москва : Юрайт, 2021. - 331 с.

4. Хабарова О. Л. Практические основы внедрения компонентов здорового образа жизни в образовательных учреждениях : учебное пособие / О. Л. Хабарова. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2017. - 60 с.

REFERENCES

1. Baiduk, V.V. (2016), "Independent activity of students as a system", Pedagogical education in Russia, No. 8, pp. 12-27.

2. Sokolova, O.V. and Sokolova, M.L. (2015), "Physical culture and sport in the student environment, the role of independent studies, ways to increase motivation to go in for sports", Bulletin of Tula State universiteta. Physical education. Sport, pp.73-76.

3. Fedorova, M.A. (2021), Formation of educational independent activity of students: textbook for universities, Yurayt, Moscow.

4. Khabarova, O.L. (2017), Practical foundations for the implementation of components of a healthy lifestyle in educational institutions: textbook, Pacific State University, Khabarovsk.

Контактная информация: ancha-74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.09.2021

УДК 796.323

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЛОДЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Инна Валерьевна Колоколова, кандидат педагогических наук, доцент, Арсентий Александрович Красильников, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской

педагогический университет, г. Москва; Евгений Александрович Лубышев, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация

Пандемия COVD-19 оказала существенное влияние на все стороны человеческой жизни. Большой спорт не остался в стороне. За 2019-2020 год были отменены или перенесены основные международные соревнования и крупные спортивные мероприятия, в том числе и главный старт четырехлетия - Олимпийские игры 2020. Для возобновления полноценной спортивной жизни, адаптации тренировочной и соревновательной деятельности профессиональных спортсменов в нынешней эпидемиологической обстановке необходима разработка мер предосторожностей. Особого внимания в период пандемии требует контроль за физическим и функциональным состоянием спортсменов, особенно тех, кто переболел коронавирусной инфекцией и возобновил тренировки.

Ключевые слова: анализ физического и функционального состояний спортсмена, пандемия COVD-19, молодые баскетболисты, информационные технологии, реабилитация спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.