РАЗДЕЛ 2
СМЫСЛ ЖИЗНИ, АКМЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.01
АДАПТАЦИОННЫЙ РЕСУРС СМЫСЛОЖИЗНЕННООРИЕНТАЦИОННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ульянова Ирина Валентиновна - доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя» 117 997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12, [email protected]
Аннотация.
В условиях выраженной идейной антиномии, наблюдаемой в постсоветском обществе, подрастающему поколению весьма сложно определиться в собственной мировоззренческой позиции, конкретизировать смысложизненные ориентации. Как показали научные исследования, сопряженные с изучением личностного мира московского студенчества, современное юношество остро нуждается в комплексном сопровождении для формирования гуманистической позиции, диалектического мышления, осознанном целеполагании, конструктивной деятельности. Реализация в образовательном процессе положений педагогики смысложизненных ориентаций, раскрытие ее адаптационного ресурса во многом позволяет преодолеть фиксируемые компликации.
Ключевые слова: мировоззренческая позиция, подрастающее поколение, студенчество, образовательный процесс, педагогика смысложизненных ориентаций, адаптационный ресурс.
ADAPTIVE RESOURCE OF LIFE-ORIENTED PROBLEMS OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Ulyanova Irina Valentinovna - doctor of pedagogical Sciences, Professor, Federal state educational institution of higher professional education "Moscow University Ministry of internal Affairs of the Russian Federation to them. V. Kikot" 117 997, Russia, Moscow, AkademikaVolgina, d. 12, e-mail [email protected]
Abstract.
In the conditions of the expressed ideological antinomy observed in the post-Soviet society, it is very difficult for the younger generation to determine their own worldview position, to concretize their life orientations. As shown by scientific research associated with the study of the personal world of Moscow students, modern youth is in urgent need of comprehensive support for the formation of a humanistic position, dialectical thinking, conscious goal-setting, and constructive activity. The implementation of the provisions of pedagogy of life orientations in the educational process, the disclosure of its adaptive resource in many ways allows you to overcome the fixed complementations.
Keywords: worldview position, younger generation, students, educational process, pedagogy of life orientations, adaptive resource.
Гуманитарный уровень постсоветского общества вызывает у прогрессивной части российского научного сообщества глубокую озабоченность, отражаемую в научных
докладах, публикациях. В частности, В.Х. Гильманов справедливо заметил, что «сегодня необходимо мужество, чтобы выйти из этой герменевтики саморазрушения мира, в которую мы попали. Хотим мы этого или нет, но современная философия так или иначе диагностирует симптомы кризиса современной культуры, а культурологические исследования свидетельствуют о цивилизационном тупике, из которого надо мужественно и аргументировано изыскивать выходы. Нужна соответствующая логика действия, если угодно, квантовая, позволяющая как бы скачком выйти к новой социокультурной реальности» [1]. В свою очередь, В. Н. Кузнецов говорит о необходимости возрождения общей культуры человека, общества: «Стратегия культуры развития России, культуры развития всего мира в XXI веке через культуру развития духовной сферы становится основанием нового гуманизма, новой модели миропорядка, новой модели мироустройства» [2].
Однако анализ документов, регламентирующих развитие отечественной системы образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, Национальный проект «Образование» (2018 г.) и др.) демонстрирует очевидную амбивалентность образовательной политики, которая выражается, прежде всего, в декларировании идей гармоничного воспитания личности, воспитания у подрастающего поколения патриотизма, гражданской ответственности при культивации на практике идей сциентизма, либерализма, девальвации роли мировоззренческой позиции личности, целостного педагогического процесса, воспитательной системы в современных образовательных организациях различного уровня.
Фиксируя острую необходимость актуализации сегодня идеи локального образовательного пространства (как организационного минимума), способного реанимировать архетип воспитательного дискурса, мы реализуем в образовательной практике концептуальные положения педагогики смысложизненных ориентаций (И.В. Ульянова), универсальность которых позволяет развернуть
смысложизненноориентационный контекст на уровне и отдельной учебной дисциплины, и деятельности конкретного специалиста, и кафедры вуза, и образовательной организации, и проч.
Смысложизненноориентационная проблематика, в контексте которой целенаправленно осуществляется воспитание личности (В.А. Сухомлинский, Ф. Франкл, В.Э. Чудновский и др.), обладая аксиологическим, экзистенциальным, интеллектуальным, деятельностным и проч. потенциалами, вместе с тем имеет значительный адаптационный ресурс.
Адаптация (от лат. adapto «приспособляю») как педагогическое явление в образовательном процессе обладает широким спектром задач: принятие обучающимися ценностных оснований педагогической среды, традиций отношений, воспитательного и дидактического контекста, освоение новых социальных ролей, моделей поведения, коммуникативных паттернов и проч. Однако, как показывает практика, адаптационные программы, реализуемые в образовательных организациях, далеко не всегда и потому не позволяют изучать все сопутствующую адаптационному процессу специфику. В частности, в течение 10 лет (2010-2020 гг.) нами отслеживались следующие параметры готовности студентов-первокурсников московских вузов (выборка составила 400 чел.) к образовательному процессу социально-педагогической, психологической направленности:
- знание гуманистических ценностей и сформированность гуманистической позиции;
- развитость диалектического мышления как умения рассуждать, искусно владея аргументами, правильно излагать свои мысли (подобный склад ума является рефлексивным, то есть способен обнаружить и проанализировать противоречия в процессе исследования объекта и внутри себя, что укрепляет взаимосвязь между существующим и развивающимся);
- сформированность навыков целеполагания как понимания собственных потребностей, постановки ближних и дальних целей, конкретизации мечтаний и планов, выбора целесообразных средств продвижения к желаемым результатам;
- развитость способностей к таким видам деятельности, как рефлексивный, коммуникативный, творческий, педагогический, организаторский.
На основе анализа результатов, полученных благодаря специально разработанному опроснику, было выявлено, что только 20% (80 чел.) опрошенных имеют средний уровень развитости актуальных способностей личности и готовности к указанным видам деятельности, у остальных - низкий уровень. Наряду с этим было выявлено, что только 12% (48 чел.) абитуриентов, обучаясь в общеобразовательных школах разных регионов, приобрели опыт участия в психологической, социально-педагогической диагностике, в тестировании на предмет профессионального самоопределения, тренингах личностного роста. Тогда как вопросы смысложизненного содержания напрямую, целенаправленно и системно в образовательном процессе специалистами школы не актуализировалась.
В связи с вышесказанным в рамках организованного эксперимента в течение всего первого года обучения половина студентов (200 чел.) - респондентов как участников экспериментальной группы в контексте учебных дисциплин «Общие основы педагогики», «Педагогика», «Общие основы психологии» и проч. Была вовлечена в смысложизненноориентационную проблематику, раскрываемую на основе частных вопросов той или иной учебной темы и выстроенную в логике концепции педагогики смысложизненных ориентаций. Главной идеей помощи активному, полноценному вхождению обучающимся в образовательный процесс (как синтез воспитания и обучения) и первичному освоению профессии была организация адаптационного периода на основе образовательной матрицы, выстроенной как системы, объединяющей следующие элементы, которые осваиваются в коллективно-индивидуальной деятельности:
1. Адаптация как социокультурный и психолого-педагогический феномен.
2. Педагогика смысложизненных ориентаций: ценности - целеполагание -деятельность.
3. Актуализация личностного опыта, сопряженного с будущей профессиональной деятельностью.
4. Коммуникативно-организаторские, рефлексивные пробы.
5. Решение проблемных задач личностно-профессиональной направленности.
6. Художественно-творческие проекты.
Идеальный вариант реализации данной образовательной матрицы - включение всех указанных элементов в процесс тематического лекционно-семинарского модуля со специальными домашними заданиями. Наряду с этим возможна дифференциация перечисленных элементов и их фрагментарное использование в процессе изучения нескольких учебных тем. Главное - их полноценная актуализация в течение первого и второго семестров. Значительная помощь оказывается студентам со стороны преподавателя/преподавателей благодаря акцентированию следующих требований:
- освоеиие базового понятийного аппарата (и учебных тем, и вышеприведенной образовательной матрицы);
- диалектическое осмысление научных вопросов;
- алгоритмизация содержания изучаемых информационных блоков;
- активное персональное участие в предлагаемых видах деятельности.
Реализация указанных педагогических условий для экспериментальной группы первокурсников показала эффективность охарактеризованного сопровождения, когда при актуализации смысложизненноориентационной проблематики адаптация студентов к образовательному процессу значительно возросла; были получены следующие статистические данные: высокий уровень развитости актуальных способностей личности и готовности к приоритетным видам деятельности показали 20% (80 чел.) респондентов,
средний уровень - 60% (240 чел.). Тогда как в контрольной группе на 24% (96 чел.) выросло только количество респондентов, достигших среднего уровня оценивания.
В качестве выводов отметим: проведенная эмпирическая работа и оформленные теоретико-методические обобщения раскрывают новый потенциал в
смысложизненноориентационном направлении - адаптационный, благодаря чему утверждается возможность конструирования локального образовательного пространства гуманистического содержания в российской образовательной системе, способного содействовать гармонизации личности, общества.
Литература
1. Гильманов Б.Х. «Культурно-историческое сознание ученых-гуманитариев в контексте современных тенденций в науке: Опыт федеральных университетов» на базе двух федеральных университетов/ журнал «Вопросы философии», «круглый стол - онлайн-конференция», Калининград, май, 2015 г. [Электронный ресурс:=com_content&task=view] (дата обращения: 10.02.2019)
2. Кузнецов В.Н. Гуманитарные взаимодействия. Социологическое исследование становления геокультурной теории безопасности. В 3-х томах. Т. 3. Основания глобальной безопасности: Социологический гуманитарный аспект. М.: Книга и бизнес, 2009.
3. Попова Т.А. Научно-образовательный проект как метод формирования представлений подростков и юношей о смысле жизни и ценностях / "Сегменты социально-педагогической сферы" часть 5, (Рецензенцированная монография) Коломна: «Государственный социально-гуманитарный университет», 2019, с. 37- 46.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
5. Чудновский В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни. - М.: МПСИ, 2006. - 768 с.
УДК 159.9.072.432
САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В СТРУКТУРЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ
Мельничук Андрей Степанович - кандидат психологических наук, доцент, факультет психологии Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ; г. Москва; e-mail : [email protected]
Аннотация.
Обсуждаются взаимосвязи мотивов профессионального саморазвития и самореализации с иными мотивами трудовой деятельности и карьерными ориентациями. Показана специфика таких взаимосвязей в подгруппах с разными уровнями субъективного благополучия и удовлетворенности карьерой.
Ключевые слова: мотивация саморазвития, мотивация самореализации, карьерные ориентации, субъективное благополучие, удовлетворенность карьерой.
SELF-DEVELOPMENT AND SELF-REALIZATION IN THE STRUCTURE OF WORK MOTIVATION: PECULIARITIES OF MANIFESTATION