Научная статья на тему 'К вопросу об исследовании смысложизненных ориентаций современной студенческой молодёжи'

К вопросу об исследовании смысложизненных ориентаций современной студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
587
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / СМЫСЛ / ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЗНАНИЕ / ОСОЗНАНИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТАЦИИ / LIFE / MEANING / ORIENTATIONS / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / MEANINGFUL ORIENTATIONS / CONSCIOUSNESS / AWARENESS / DIRECTION OF LIFE / MEANINGFUL VALUES AND ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гринёва Елизавета Алексеевна, Кружилина Тамара Васильевна, Царёва Ольга Юрьевна

Данная статья посвящена проблеме формирования смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи, созвучных требованию времени. Авторы выявляют сущность феномена «смысложизненные ориентации», раскрывают различные точки зрения на содержание и связи между понятиями «ориентиры», «ценности». «ценностные ориентации», «жизненные смыслы», «смысложизненные ценности». В статье приведены фундаментальные характеристики понятия «смысл жизни», варианты отношений между смыслом жизни и сознанием, между «внутренним» и «внешним» в формировании смысложизненных ориентиров. Авторами представлены данные исследования смысложизненных ориентаций студентов Ульяновского государственного педагогического университета, которые отражают, в определенной мере, умонастроения современной студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE INVESTIGATION OF THE MEANINGED ORIENTATIONS OF MODERN STUDENT YOUTH

This article is devoted to the problem of forming meaningful orientations of student youth in tune with the requirement of time. The authors reveal the essence of the phenomenon "meaningful orientations", disclose different points of view on the content of the concepts "landmarks", "values". "Value orientations," "life's meanings," "meaningful values," and identify the connections between these concepts. The article presents fundamental characteristics of the concept of "meaning of life", variants of the relationship between the meaning of life and consciousness, between "inner" and "external" in the formation of meaningful landmarks. The authors present data on the study of the meaningful orientations of the students of the Ulyanovsk State Pedagogical University, which reflect to a certain extent the meaningful orientations of the student youth.

Текст научной работы на тему «К вопросу об исследовании смысложизненных ориентаций современной студенческой молодёжи»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, профессор Гринёва Елизавета Алексеевна

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова (г. Ульяновск); доктор педагогических наук, профессор Кружилина Тамара Васильевна

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск); магистрант направления подготовки «Проектирование в социальной сфере» Царёва Ольга Юрьевна

Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова (г. Ульяновск)

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи, созвучных требованию времени. Авторы выявляют сущность феномена «смысложизненные ориентации», раскрывают различные точки зрения на содержание и связи между понятиями «ориентиры», «ценности». «ценностные ориентации», «жизненные смыслы», «смысложизненные ценности». В статье приведены фундаментальные характеристики понятия «смысл жизни», варианты отношений между смыслом жизни и сознанием, между «внутренним» и «внешним» в формировании смысложизненных ориентиров.

Авторами представлены данные исследования смысложизненных ориентаций студентов Ульяновского государственного педагогического университета, которые отражают, в определенной мере, умонастроения современной студенческой молодежи.

Ключевые слова: жизнь, смысл, ориентации, ценности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, сознание, осознание, направленность жизни, смысложизненные ценности и ориентации.

Annotation. This article is devoted to the problem of forming meaningful orientations of student youth in tune with the requirement of time. The authors reveal the essence of the phenomenon "meaningful orientations", disclose different points of view on the content of the concepts "landmarks", "values". "Value orientations," "life's meanings," "meaningful values," and identify the connections between these concepts.

The article presents fundamental characteristics of the concept of "meaning of life", variants of the relationship between the meaning of life and consciousness, between "inner" and "external" in the formation of meaningful landmarks.

The authors present data on the study of the meaningful orientations of the students of the Ulyanovsk State Pedagogical University, which reflect to a certain extent the meaningful orientations of the student youth.

Keywords: life, meaning, orientations, values, value orientations, meaningful orientations, consciousness, awareness, direction of life, meaningful values and orientations.

Введение. На данный момент в Российской Федерации молодежь является одной из таких групп, которая за последние десятилетия подверглась наибольшей деформации. Происходил ряд процессов, меняющих ценностные и смысложизненные ориентации молодежи. Необходимо при этом учитывать, что в силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затрагивают эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.

В 2017 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» проводил опрос на тему ценностных ориентаций российского студенчества. В данном опросе приняли участие 6055 респондентов из 109 российских вузов. Своими жизненными целями студенческая молодежь выбрала: социальное положение (высокий заработок - 46 %), самореализация (личная свобода - 52%), человеческие отношения (любовь - 49 %). Жизненной стратегией российского студенчество выбрало сильную волю и целеустремленность - 55 %. Необходимо заметить, что 26 % студентов выразили свое желание уехать из России навсегда. При этом наибольшим доверием у студентов пользуются ученые и преподаватели вузов, школ и колледжей. Данные опроса о том, что в условиях реформирования современного общества формирование смысложизненных ориентаций у современной студенческой молодежи является крайне сложной, но очень важной задачей.

Также известно, что социальные изменения всегда влияют на смену жизненных ценностей и ориентиров, а также способов удовлетворения потребностей и реализации запросов членов общества. Проявление интереса к познанию и осмыслению таких понятий и социальных явлений как «ценности», «ценностные ориентации», «жизненные смыслы» знаменуют собой, по мнению М. С. Яницкого, «...аксиологический, этап развития науки» [15]. В то же время проблема смысложизненных ориентаций современного человека и, в частности современной студенческой молодёжи, приобрела исключительную остроту и актуальность не только и не столько как проблема чисто теоретическая, сколько как проблема самой жизни.

Социальные перемены, произошедшие в последние десятилетия, привели к смене прежних ценностных ориентаций и постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в вузе, формирование системы ценностных ориентаций, имеющей гуманистическую и деонтологическую направленность, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек [9].

Изложение основного материала статьи. Понятие «смысложизненные ориентации» требует от исследователя выявления сущности, взаимосвязи и взаимопроникновения феноменов «ориентация», «ценности», «смыслы», «жизненные смыслы».

В Словаре русского языка С. И. Ожегова приведено следующее определение: «ориентация - умение разобраться, осведомлённость в чём-нибудь», «направленность деятельности в интересах кого-чего-нибудь» [1, с. 393].

Наиболее подробно данное понятие рассматривается в работе М. С. Раитиной. Она представляет ориентацию как результат и как процесс Как результат понятие «ориентация» характеризуется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает одновременно то, что это

своеобразный, необходимый фундамент для постоянного поиска, развития, совершенствования и углубление имеющихся представлений личности о мире. Ориентация как результат придаёт человеку уверенность в правильности избранного направления мысли, поступка. Ориентация, по мнению М. С. Раитиной, это процесс личностного развития, в котором формирование, изменение, интеграция ее компонентов ведет поэтапно к более высокой цельности [10].

Обратимся к понятию «ценность». В концепциях советского периода развития науки, в частности в работах, В П. Тугаринова и О. Г. Дробницкого, ценности определяются и как значимость, и как идеал одновременно. По мнению В. П. Тугаринова, значимость ценностей опосредована ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе, поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей являются ценностями окружающей его общественной жизни [12]. Специфика рассмотрения ценностей в данном случае осуществляется с позиции марксизма именно как «экономического материализма».

Гуманистическая и экзистенциальная психологии описывают ценностные ориентации человека как сознательный выбор различных ценностей. А. Маслоу писал о том, что сама природа человека предопределяет его выбор высших ценностей, а не божественным началом и всем тем, что находится за пределами человеческой сущности. Человек сам инстинктивно выбирает для себя набор определенных ценностей в связи с наличием свободного выбора. Отмечая природность, естественность внутренних «психобиологических» ценностей, А. Маслоу подчеркивает, тем не менее, что «...любые инстинктивные склонности человека гораздо слабее сил цивилизации» [7, с. 272].

Такую же позицию в исследовании данного явления принимает и В. Франкл, осмысленность ценностей, по его словам, придает им объективный, универсальный характер, но «.как только я постигаю какую-либо ценность, я автоматически осознаю, что эта ценность существует сама по себе, независимо оттого, принимаю я ее, или нет» [8, с. 170]. В. Франкл понимал под ценностями личности так называемые «универсалии смысла», т. е. смыслы, присущие большинству членов общества, всему человечеству на протяжении его исторического развития. Субъективная значимость ценности, по мнению В. Франкла, должна сопровождаться принятием ответственности за ее реализацию. Ценностные образования, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности [5].

Сущность личности, по В. Н. Мясищеву, заключается в совокупности отношений к предметному содержанию опыта человека и связанная с этим система ценностей [7, 159]. Личность представляет собой иерархическую динамическую систему субъективных отношений, формирующуюся в процессе развития, воспитания и самовоспитания. «Доминирующее отношение», соответствующее у В. Н. Мясищева собственно направленности личности, связано с решением ею вопроса о смысле собственной жизни.

Таким образом, из краткого экскурса в данную проблему можно сделать вывод:1) система ценностей личности имеет сущностный характер детерминорованный общественным, цивилизационным опытом;

2) жизненные смыслы и ценности формируются в процессе развития, воспитания и самовоспитания;

3) понятия «ценности » и «смыслы» находятся в прямой зависимости, мало того, иногда эти понятия отождествляются (В. Франкл); 4) ценности - это идеалы, основные жизненные ориентиры, принципы, специфические для каждого человека и для каждого исторического типа культуры, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности; 5) ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии.

Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости, показатель меры социализированности человека.

Понятие «смысл жизни» занимает центральное место в исследовании В. Франкла. Именно врожденная мотивация, стремление к определению своего смысла жизни, поиску смысложизненных ориентаций, которые присущи всем, и являются «.основным двигателем поведения и развития личности» [8, с. 10]. При отсутствии смысла жизни человек приобретает определенное состояние - «экзистенциальным вакуумом». Именно «экзистенциальный вакуум», согласно его наблюдениям и исследованиям, является причиной «ноогенных неврозов». [8, с. 26]. Необходимым условием психического здоровья, по В. Франклу, является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны.

В психологии смысл жизни рассматривается именно со стороны того, каким образом и под влиянием каких факторов происходит формирование определенных ценностных ориентации и самого смысла жизни, а также каким образом влияет отсутствие смысла жизни на деятельность и сознание человека. Д. А. Леонтьев, обозначает жизненный смысл как «.концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [2, с. 250]. В психологии центральным является насыщенность жизни личности реальными целями и смыслом, а не осознанное представление о смысле жизни. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью» [6, с. 249].

В. Э. Чудновский, рассматривает феномен смысла жизни с точки зрения соотношения «внешнего» и «внутреннего». Он пишет: «Суть смысла жизни как психического феномена в том, что, возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего» он вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как буферный механизм», как система «противовесов», не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и вместе с тем препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей и влечений, своих непосредственных сиюминутных интересов» [13, с. 149].

Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии - ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы. Это позволяет определить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей), и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения [9].

В.Э. Чудновский определяет смысложизненные ориентации как целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [14].

Смысложизненные ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире, формируют присущее каждой культуре, специфическое для неё представление о картине мира.

С точки зрения И.Т. Петрова, «...смысложизненная ориентация - это состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Вектор этой направленности формирует текущие задачи, деятельность личности и в конечном итоге влияет на отношение к окружающему миру, характер, поведение и т.д.» Они не исчерпываются одной, идеей, или целью, а представляет собой структурную иерархию «больших» и «малых» смыслов. Иерархия смысложизненных ориентаций человека относится к особым образом организованным целостным многоуровневым системам, включающим в себя целый ряд различных смысловых структур [9].

Какие же смыслы жизни видят разные люди? В качестве исследования смысложизненных ориентаций студентам факультета педагогики и психологии Ульяновского педагогического университета (специальность «Социальная работа») было предложено выполнить определенное задание. Суть его формулировалась следующим образом: «Прочитайте высказывания (всего 16) о смысле жизни. Выберите три высказывания, с которыми Вы, прежде всего, согласны, и поставьте около них цифры 1, 2, 3 по степени их значимости и знак «плюс»; поставьте такие же цифры со знаком «минус» около тех высказываний, с которыми Вы не согласны». Методика взята у Д. А. Леонтьева [4].

Сделанный выбор позволил установить рейтинг высказываний о смысле жизни со знаком (+) и со знаком

(-).

Большинство студентов поддержали высказывания: «Жизнь-любовь» - 17 %, «Жизнь-служение другим» - 15 %, «Жизнь-борьба» - 15 %.

Как отрицательные были отмечены следующие высказывания: «Жизнь-страдание» - 16 %, «Жизнь-наслаждение» - 15 %, «Жизнь-поиск Бога» - 13%. Смысл жизни в поиске Бога у многих отсутствует.

Анализ выбора высказываний свидетельствует о том, что они связаны с возрастными особенностями («Жизнь- любовь»); профессиональными обязанностями социальных работников («Жизнь - служение другим»); сложными социально-экономическими условиями («Жизнь - борьба»).

Как отмечалось выше, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий. Однако найти смысл - это полдела; необходимо еще осуществить его. Встаёт следующий вопрос: «Что делать?» Теоретические работы и реальная жизнь дают ответ: «Нравственно совершенствоваться». Осуществление смысла - процесс не простой и далек от того, чтобы совершаться автоматически, коль скоро смысл найден. В. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличие от влечений, порождаемых потребностями, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации или нет [12]. Осуществление смысла является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация [3].

Выводы. В заключение отметим, что от вечного вопроса о смысле жизни - особенно в нашем нынешнем положении и духовном состоянии - никуда не уйти. Восстановление миссии, предназначения человека и человечества в целом, понимание смысла жизни как выполнения возложенных на нас функций уменьшает проявление симптомов наших «недугов» и проблем, устраняя их глубинные причины, гармонизирует и исцеляет всю нашу жизнь.

Человек по необходимости следует определенным смысложизненным ориентациям. Именно осмысленно направленная деятельность человека помогает ему управлять своей жизнью, создавать правильные цели и достигать их, и самое главное - улучшать жизнь во всех качествах и во всех направлениях.

Всем существом своим мы ощущаем, что нужно не «просто жить», а «жить для чего-то», то есть жить для соучастия в каком-то общем деле, которое совершенствует, гармонизирует этот мир.

Литература:

1. Бабочкин П. И. Основы работы со студенчеством: Учебное пособие / П.И. Бабочкин; Под ред. Т.Э. Петровой, В.С. Сенашенко. М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2015. 288 с.

2. Бушкова-Шиклина Э. В. Ценностные индикаторы личности и деятельности руководителя: возможности социологического анализа: Монография/Бушкова-Шиклина Э. В. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 228 с.

3. Гринева Е. А., Давлетшина Л. Х., Зотова О. А. Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников: учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 2013. 77 с.

4. Гуревич П. С. Психология личности: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 479 с.

5. Ижванова Е. М. Ценностные ориентации как условие самореализации личности в зрелом возрасте / Ижванова Е.М. [Znanium.com, 2016, вып. №1-12, 9 стр.].

6. Колдаев В.Д. Методология и практика научно-педагогической деятельности: Учебное пособие / Колдаев В.Д. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 400 с.

7. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 34-39.

8. Никитина Н.Н. Пространство культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: хрестоматия по педагогике. Ульяновск: УлГПУ, 2013. 309 с.

9. Петров И. Т. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия [Текст] / И. Т. Петров // Мир психологии. 2000. № 2. С. 26 - 35.

10. Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/5159 (дата обращения: 10.02.2018).

11. Соловьев В. А., Михайлов А. Л. Смысл жизни как проблема философии. Молодой ученый. 2017. №19. С. 431-433.

12. Харсеева В. Л. Издательский дом «ХОРС», 2015

13. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности // Психологический журнал, 2004, т. 25

14. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / В. Э. Чудновский. URL: http://studopedia.org/4-104712.html (дата обращения: 21. 02. 2018)

15. Яницкий Михаил Сергеевич Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Дмитриченкова Светлана Владимировна

Российский университет дружбы народов (г. Москва)

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье описаны принципы Концепции развития непрерывного образования при подготовке будущего специалиста, в основе которой лежит философия непрерывного экономического образования, подчеркивающая важность диссеминации экономических знаний в современной России. Отмечается, что создание концепции подобного рода представляется разумным и даже необходимым в связи с более серьезными формальными требованиями, возрастающей конкуренцией в сфере предоставления образовательных услуг, потребностью в социальном взаимодействии, особенностями административных мер, принимаемых на региональном уровне. При определении принципов Концепции выявлены ключевые факторы, благоприятствующие продуктивному экономическому образованию, и его главные уровни (базовый, профессиональный, дополнительный); рассмотрены понятия «компетентность» и «профессиональные компетенции» с учетом особенностей Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения. Автор приходит к выводу, что концепция должна интегрироваться в практику через алгоритм, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие трех процессов: экономического обучения, экономического воспитания и включения личности в реальную экономическую деятельность.

Ключевые слова: концепция, принципы, экономическое обучение, экономическое воспитание, конкурентоспособный специалист.

Annotation. In article the principles of the Concept of development of continuous education when training future expert which cornerstone the philosophy of continuous economic education emphasizing importance of a dissemination of economic knowledge in modern Russia is are described. It is noted that creation of concept of this sort is reasonable and even necessary in connection with more serious formal requirements, the increasing competition in the sphere of providing educational services, the need for social interaction, features of the administrative measures taken at the regional level. When determining the principles of the Concept the key factors favoring to productive economic education and his main levels are revealed (basic, professional, additional); the concepts "competence" and "professional competences" taking into account features of Federal state educational standards of the 3rd generation are considered. The author comes to a conclusion that the concept has to be integrated into practice through the algorithm assuming interrelation and interaction of three processes: economic training, economic education and inclusion of the personality in real economic activity.

Keywords: concept, principles, economic training, economic education, competitive expert.

Введение. Термины «концепция» и «концепт» в переводе с латинского языка означают «систему», «понимание». В современных исследованиях под «концепцией» понимают генеральный замысел, базовую идею, основное направление научных изысканий. Концепция представляет собой определенный подход к восприятию того или иного феномена; его главную интерпретацию, совокупность взаимосвязанных взглядов на рассматриваемую проблему и способов решения поставленных задач [2].

Изложение основного материала статьи. Основанием Концепции развития непрерывного образования, разработанной М.Г. Сергеевой [12] лежит сущность, содержание и структура непрерывного экономического образования, базирующееся на распространении экономических знаний в современной России в соответствии с требованиями инновационной экономики в условиях возрастающей конкуренции в сфере предоставления образовательных услуг. В системе отечественного образования предприняты попытки корреляции подготовки специалистов и требований рынка труда в соответствие с интересами общества и особенностями инновационной экономики.

В научных трудах Т.Ю. Ломакиной и А.М. Новикова отмечается, что в наши дни идею непрерывного экономического образования следует рассматривать в качестве средства экономической политики, ориентированной на повышение эффективности, более высокий уровень занятости, интенсификацию трудовой мобильности работников в контексте использования современных технологий [8, 9]. Авторы придерживаются позиции необходимости учета общепедагогических факторов, таких как многоуровневый характер образования, его преемственность, разнообразие, взаимопроникновение образовательных структур и удобство форм организации учебно-воспитательного процесса, понятия базового и дополнительного образования.

М.Г. Сергеева выделила следующие принципы Концепции развития непрерывного экономического образования (НЭО) [13]:

Первый принцип - обязательности экономического образования в условиях инновационной экономики - предполагает непременное приобретение и обогащение экономических знаний, дающих человеку уверенность в принятии правильного решения в условиях жесточайшей конкуренции, обусловленной рыночными отношениями.

Второй принцип - включенности непрерывного экономического образования в структуру непрерывного профессионального образования -подразумевает развитие у будущего специалиста экономических навыков и умений в процессе экономического обучения в соответствии с уровнем и профилем подготовки выбранной специальности. При этом образовательной целью выступает формирование и развитие у студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.