Научная статья на тему 'Ad memoriam. Памяти профессора калина. Судьба человека vs организация жизни личности'

Ad memoriam. Памяти профессора калина. Судьба человека vs организация жизни личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ / LIFE-MEANING GUIDANCE / VALUE-SENSE CONCEPT OF LIFE BY KALIN V.K / SELFDETERMINATION OF THE INDIVIDUAL LIFE / SELF-SUBJECT RELATIONSHIPS / THE ORGANIZATION OF THE INDIVIDUAL LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесников Е.П.

В статье рассматривается научное наследие профессора Владимира Константиновича Калина и в частности его представления о самодетерминации жизненного процесса, волевой регуляции, ценностно-смысловой концепции жизни, самосубъектных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AD MEMORIAM. IN MEMORY OF PROFESSOR KALINA. THE FATE OF MAN VS THE ORGANIZATION OF LIFE OF A PERSON

The psychological legacy of Professor Vladimir Konstantinovich Kalin undoubtedly rich and varied, however, occupying a place of honor in the history of psychology, this heritage should not gather dust in its archives. In this sense, the identification of future prospects in the study of self-determination of the individual life, may contribute to the revival of interest in the subject of research. It seems that the concept of 'teleology of the life process of the individual "can accommodate many of the developments Kalin V.K. and give new impetus to research in the field of personality psychology, primarily in its subjectivity dimension. In this article, it is possible in the form of abstracts outline the main view of such research. The teleology of the life process, fated by society, relies our achievements in the material, professional and social, status, family well-being and physical health is functionally necessary. The pragmatic value of the series at the heart of human life in many angles and psychological schools. Needless to say, it is impossible and pernicious to deny the continuing importance to human life values such as family, professional activity, health, material prosperity. However, let us take the liberty to say that for a person developing a strong desire to create a harmonious family, in a profession to implement their various abilities to maintain health, to gain material wealth, etc. is a necessary, but not sufficient on its value content life-meaning landmarks. This is by nature branding, lifemeaning landmarks that make up the urgent, but only outside of the process of our life in many ways. In fact in that they are local landmarks as the meaning of life or time, because cease to exist just beyond the threshold of human bodily existence. Thus, the higher meaning of life orientation subject to corruption as well as the aspirations and vital values and mercantile. What then is the superiority of the highest values of the lower and higher life meaning orientations, over the lower vital if the outcome is essentially the same non-existence. Excellence is an absolutely clear, but with all of this is very relative degree of excellence in personal development. In order to open the phenomenological space of the higher meaning of life landmarks person to withdraw them for the space-time frame "being-in-itself" is necessary to clarify their teleology. In other words you need to find out: self-actualization for which (whom)? If "self" actualization is updated by itself only for its own sake, it is important only to a single person or as a maximum for his entourage. Clearly aware of this in the last years of his life, Abraham Maslow developed the problem of transcendence of self-actualization its move to even higher levels of development. The concept of self-actualization of transcendence opens the space-time frame "being-in-itself" and takes consideration of the teleology of life process in the transpersonal domain. The problem of the relation of the personal and transpersonal, their psychological content in the subjective sphere appears as the closest to the field of studies on the problem of teleology of life of the individual process.

Текст научной работы на тему «Ad memoriam. Памяти профессора калина. Судьба человека vs организация жизни личности»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 3. С. 80-85.

УДК 159.99

AD MEMORIAM. ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА КАЛИНА. СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА VS ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Колесников Е. П.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: kolj@list.ru

В статье рассматривается научное наследие профессора Владимира Константиновича Калина и в частности его представления о самодетерминации жизненного процесса, волевой регуляции, ценностно-смысловой концепции жизни, самосубъектных отношениях.

Ключевые слова: волевая регуляция деятельности, самодетерминация, организация жизни личности, ценностно-смысловая концепция жизни.

ВВЕДЕНИЕ

Не так легко найти психологии более сложное и неоднозначно трактуемое явление, чем волевая регуляция. Это явление человеческой жизни давно интересовал не лишь психологов [1, 2] но философов, антропологов, культурологов, других представителей творческой интеллигенции и просто мыслящих людей.

В.К. Калин [3] определил основную функцию воли - преобразование исходной, актуальной организации психики в необходимую позволяющую достичь наибольшей эффективности деятельности». Сразу после решения этой задачи перед Владимир Константинович поставил новую, гораздо более сложную, - определение телеологической функции воли. Иначе выражаясь, воля может быть реализована субъектом в различных повседневных ситуациях поведения и жизнедеятельности, однако, может ли воля рассматриваться в качестве регулятора жизненного пути личности? Если да, то вероятно телеологическая функция воли человека состоит в том, чтобы обеспечивать регуляцию жизненного процесса личности в соответствии с ценностно-смысловой концепцией жизни.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Профессор Калин, последние лет 20 своей жизни посвятил изучению сознательных аспектов организации жизни.

Тем не менее, бессознательная форма детерминции жизни личности - еще один аспект исследований, намеченный В.К. Калиным - остается в рамках «постановки проблемы, которую необходимо решить».

Итак, самодетерминация жизни личности, - проблема по своему масштабу, стоящая в одном ряду с гамлетовским «быть или не быть».

В.К. Калин предположил, что в деятельности по организации жизни системообразующим фактором выступает «ценностно-смысловая концепция жизни». В этом психологическом образовании он выделил несколько подструктур:

1) аккумулированный прошлый опыт субъекта, связанный, прежде всего, с отрефлексированными им ценностными ориентациями;

2) установки и закрепившиеся отношения субъекта, которые, будучи осознанными, играют решающую роль в решении жизненно важных ситуаций;

3) обобщенные представления, умозаключения и выводы субъекта, основанные на анализе своего жизненного опыта, а также заимствованные из опыта других людей;

4) совокупность аргументов субъекта, составляющих базу для интерпретации своего взаимодействия с миром;

5) особенности оценки субъектом своего настоящего;

6) набор жизненно важных целей, в которых содержится образ желаемого будущего.

Формирование и развитие ценностно-смысловой концепции жизни происходит поэтапно. В.К. Калин выделяет три основных стадии развития системообразующего фактора деятельности по организации жизни: «первая - выяснение определяющих (важнейших, лично значимых) характеристик жизни ..., в ходе которого происходит переход от неявного знания о важнейших характеристиках жизни к активной рефлексии и сознательному целенаправленному анализу; вторая - это концептуализация ведущих ценностных ориентаций в жизни, снятие и уменьшение числа противоречий в их системе, структурирование в целостное сбалансированное образование и, наконец, третья представляет собой этап выраженной субъектности».

Подводя итог сказанному, возникновение и дальнейший генезис деятельности по самодетерминации жизни, связывается, прежде всего, с увеличением участия самосознания в системе взаимодействий человека с миром. При этом задачи, которые выполняет самосознание, в контексте этого вида деятельности имеют свою спецификацию.

На уровне жизнедеятельности, в своем взаимодействии с миром личность сообразуется в основном витальными потребностями, удовлетворение-неудовлетворение которых, является фактически одним из немногих параметров детерминирующих особенности того или иного его поведения. Функция самосознания в данном контексте сводится к «обслуживанию» возникших потребностей.

Когда рассматривается уровень деятельности и сознательного целенаправленного поведения самосознание становится обязательной характеристикой целостного жизненного процесса субъекта. Самосознание формулируется целями и задачами, которые опосредуются самим человеком и перенаправляются им на внешнее предметное содержание ситуации с тем, чтобы ее разрешение протекало наиболее эффективно [4].

При рассмотрении уровня организации жизни, субъект, сознательно формулируя ценностно-смысловую концепцию жизни, может согласовывать с ней

81

свои поведение и активность в каждой повседневной ситуации. На этом этапе сознательная активность по организации жизни приобретает свои специфические черты: в ходе взаимодействия с миром, субъект сталкивается с необходимостью разрешать противоречия, нередко возникающие между своими представлениями (ценностно-смысловая концепция жизни) и реальными условиями ситуации. В процессе устранения разногласий в системе концептуализации субъекта, сознание отрывается от внешнего предметного содержания (актуальных условий) ситуации и направляется само на себя (на свое содержание). Проистекающее на уровне идеальной психической деятельности субъекта сосредоточение сознания на своем собственном содержании, подразумевает выработку к нему отношения субъекта -по сути - отношения к отношению. Этот сложный процесс В.К. Калин обозначил посредством понятия «самосубъектных отношений» [5].

В психологической структуре деятельности по организации жизни, подструктура реализующая самосубъектные отношения имеет три иерархически организованных уровня. Нижний уровень представлен самосознанием, которое проявляется в поведении и деятельности как неявное знание о разных сторонах «Я». Более высокий уровень организации самосубъектных отношений - рефлексия, порождаемая взаимодействием группового субъекта деятельности с другими подструктурами, образованными на основе субъект-объектных ^-О), субъект-субъектных отношений И, наконец, высшее положение в данной иерархии

принадлежит волевой регуляции, осуществляемой в соответствии с принципом согласованного оптимума, «реализация которого проявляется в создании и поддержании такой функциональной организации психики, которая наиболее адекватна целям и условиям предметной деятельности.

В процессе изучения поведения человека в ситуациях повседневности было достигнуто понимание того, что специфика сознательного формирования действия по организации жизни, в наиболее явном виде проявляется при столкновении субъекта с проблемными ситуациями - в данном контексте - с ситуациями, связанными с возникновением определенных жизненных трудностей [6]. Такая специфика, по мнению В.К. Калина, выражается в способности индивида: во-первых, вообще обнаруживать проблемную ситуацию; во-вторых, возводить ее в ранг задачи, которую необходимо решить, и, в-третьих, собственно, - разрешать данную проблемную ситуацию. Методика «Самоорганизация жизни личности», разработанная В.К. Калиным ориентирована на изучение уровня развития сознательных механизмов самодетерминации жизни, реализуемых в рамках самосубъектных отношений. Этот опросник позволяет реализовать уровень эффективности функциональных проявлений психики субъекта на трех этапах прохождения жизненно важной проблемной ситуации: 1) при опознании проблемной ситуации; 2) в ходе анализа и превращении проблемной ситуации в задачу; 3) на этапе решения задачи.

Специфический класс установок, объединяющих этапы формирования, реализации и завершения действия, организующего жизнь, зарождается в ситуациях повседневности и во многом определяет установки субъекта, регулирующие преодоление им проблемных ситуаций. Как отмечал В.К. Калин:

82

«Многократное прохождение человека в жизни через повторяющиеся проблемные ситуации в межличностных взаимодействиях и взаимодействии с самим собой формирует индивидуальную функциональную структуру социально-психологических и психологических механизмов - социальных установок и стереотипов, механизмов обнаружения жизненно важных проблемных ситуаций, преобразования этих ситуаций в задачи и решения этих задач».

Представляется, что понятие «телеология жизненного процесса личности», в просторечии «судьба», способно вместить в себя многие из наработок В.К. Калина и придать новый импульс исследованиям в области психологии личности, прежде всего - в ее субъектном измерении. В этом выступлении представляется возможным в виде тезисов наметить основной ракурс таких исследований.

Искренний, с раскрытыми очами свидетель жизни ощущает беспомощность свою перед теми неведомыми ему силами, которые окружают его существование. Экзистенциальный страх перед этой беспомощностью породил в научных кругах множество попыток изыскать Логос в этом Хаосе. Жизненный путь личности, организация жизни личности, самодетерминация и многие другие дефиниции суть попытки притянуть неведомый и поэтому устрашающий мир к уютной и комфортной для человека каузальной модели.

ВЫВОДЫ

Аналитическая, экзистенциальная, субъектно-ориентированная,

гуманистическая психология, онтопсихология и др. в качестве основополагающих, сущностных сил человеческого развития определяют не внешнюю, но внутреннюю сторону психической активности субъекта. «Самоактуализация», «актуализация», «самореализация», «поиск смысла жизни», «творчество», «эстетический идеал», «инсе», «стремление к самости», «достижение субъектности», «осуществление проекта самого себя» - эти и другие понятия можно определить в качестве высших смысложизненных ориентиров человека, управляемых его высшими жизненными ценностями. Однако, эти смысложизненные ориентиры замыкаются на жизни отдельного человека и того микросоциума, в котором он живет. По сути дела в таком их виде смысложизненные ориентиры локальны или временны, потому как перестают существовать сразу за порогом телесного существования человека. Таким образом, высшие смысложизненные ориентиры подвержены тлену также как стремления и ценности витальные и меркантильные. В чем же тогда превосходство высших ценностей над низшими, высших смысложизненных ориентиров, над низшими - витальными, если исход по сути один и тот же - небытие. Превосходство совершенно явное, но при всем при этом весьма относительное -превосходство в степени личностного развития человека.

Для того чтобы разомкнуть феноменологическое пространство высших смысложизненных ориентиров человека, вывести их за пространственно-временные рамки «бытия-в-себе» необходимо выяснить их телеологию. Иными словами нужно выяснить: самоактуализация ради чего (кого)? Если «само-»актуализация - это актуализация себя только ради себя, то она имеет значение лишь для отдельно взятого человека или как максимум - для его ближайшего окружения. Отчетливо

83

понимая это в последние годы своей жизни, А. Маслоу [7] разработал проблему трансценденции самоактуализации - ее перехода на еще более высокие уровни развития. Понятие трансценденции самоактуализации размыкает пространственно-временные рамки «бытия-в-себе» и переводит рассмотрение телеологии жизненного процесса в трансперсональную область.

Проблема соотношения персонального и трансперсонального, их психологического наполнения в субъектной сфере представляется в качестве ближайшего поля для исследований, посвященных проблеме телеологии жизненного процесса личности.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. -299 с.

2. Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

3. Калин В. К. Актуальные аспекты теории воли / В. К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Материалы тезисов второго всесоюзного семинара молодых ученых. -Симферополь, 1986. - 120 с.

4. Калин В. К. Анализ психологической структуры деятельности с позиций системного подхода / В. К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Материалы тезисов всесоюзной конференции молодых ученых. - Симферополь, 1983. - С. 143-151.

5. Калин В. К. Анализ самоорганизации и самодетерминации активности личности с позиций системного подхода / В. К. Калин // Наука i освгга. - 1999. - № 1-2. С. 45-48.

6. Колесшков £. П. Психологш дц, що оргашзуе життя. Дисертацй на здобуття наукового ступеня кандидата психолопчних наук / С. П. Колесшков. - Одеса, 2003. - 22 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 322 с.

AD MEMORIAM. IN MEMORY OF PROFESSOR KALINA. THE FATE OF MAN VS THE ORGANIZATION OF LIFE OF A PERSON

Kolesnikov Y. P.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation E-mail: kolj@list.ru

The psychological legacy of Professor Vladimir Konstantinovich Kalin undoubtedly rich and varied, however, occupying a place of honor in the history of psychology, this heritage should not gather dust in its archives. In this sense, the identification of future prospects in the study of self-determination of the individual life, may contribute to the revival of interest in the subject of research. It seems that the concept of 'teleology of the life process of the individual "can accommodate many of the developments Kalin V.K. and give new impetus to research in the field of personality psychology, primarily - in its subjectivity dimension. In this article, it is possible in the form of abstracts outline the main view of such research.

The teleology of the life process, fated by society, relies our achievements in the material, professional and social, status, family well-being and physical health is functionally necessary. The pragmatic value of the series at the heart of human life in

84

KonecHUKOB E. n.

many angles and psychological schools. Needless to say, it is impossible and pernicious to deny the continuing importance to human life values such as family, professional activity, health, material prosperity. However, let us take the liberty to say that for a person developing a strong desire to create a harmonious family, in a profession to implement their various abilities to maintain health, to gain material wealth, etc. is a necessary, but not sufficient on its value content life-meaning landmarks. This is by nature branding, life-meaning landmarks that make up the urgent, but only outside of the process of our life in many ways. In fact in that they are local landmarks as the meaning of life or time, because cease to exist just beyond the threshold of human bodily existence. Thus, the higher meaning of life orientation subject to corruption as well as the aspirations and vital values and mercantile. What then is the superiority of the highest values of the lower and higher life meaning orientations, over the lower - vital if the outcome is essentially the same -non-existence. Excellence is an absolutely clear, but with all of this is very relative -degree of excellence in personal development. In order to open the phenomenological space of the higher meaning of life landmarks person to withdraw them for the space-time frame "being-in-itself" is necessary to clarify their teleology. In other words you need to find out: self-actualization for which (whom)? If "self" actualization - is updated by itself only for its own sake, it is important only to a single person or as a maximum - for his entourage. Clearly aware of this in the last years of his life, Abraham Maslow developed the problem of transcendence of self-actualization - its move to even higher levels of development. The concept of self-actualization of transcendence opens the space-time frame "being-in-itself" and takes consideration of the teleology of life process in the transpersonal domain. The problem of the relation of the personal and transpersonal, their psychological content in the subjective sphere appears as the closest to the field of studies on the problem of teleology of life of the individual process.

Keywords: life-meaning guidance, value-sense concept of life by Kalin V.K., self-determination of the individual life, self-subject relationships, the organization of the individual life.

References

1. Abulkhanova Slavskaya-K.A., Life Strategy, 299 p. (Thought, Moscow, 1991).

2. Zinchenko V.P. and Morgunov E.B. Person develops. Sketches of Russian psychology, 304 p. (Trivola, Moscow, 1994).

3. Kalin V.K., Actual aspects of the theory will, Emotional and volitional regulation of behavior and activity. Proceedings of abstracts of the second all-union seminar of young scientists, 120 p. (Simferopol, 1986).

4. Kalin V.K., An analysis of the psychological structure of activity with the system approach, Emotional and volitional regulation of behavior and activity. Proceedings of abstracts of All-Union conference of young scientists, 143 (Simferopol, 1983).

5. Kalin V.K., An analysis of self-organization and self-determination of the activity of the individual with the system approach, Nauka i Osvita, 1-2, 45 (1999).

6. Kolesnikov G.P., Psihologiya dii scho organizue zhittya. Disertatsii on zdobuttya Naukova stage psihologichnih sciences, 22 p. (Odessa, 2003).

7. Maslow A., Motivation and Personality, Translation A.M. Tatlybaevoy, 322 p. (Eurasia, SPb., 1999).

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.