Научная статья на тему 'Процессуально-динамические характеристики действия, организующего жизнь'

Процессуально-динамические характеристики действия, организующего жизнь Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЙСТВИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ / ДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗУЮЩЕЕ ЖИЗНЬ / PROCEDURE DYNAMIC CHARACTERISTICS OF THE ACT THAT ORGANIZE ONES OWN LIFE / LIFE PROBLEM SITUATION / OVERCOMING THE PROBLEM SITUATION / LIFE ORGANIZATION OF PERSONALITY / LIFE ORGANIZATION ACTIVITY / LIFE ORGANIZATION ACT / СОРING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесников Е.П.

В статье приведены некоторые психологические особенности процессуально-динамических характеристик действий по организации жизни. В качестве процессуально-динамических аспектов действия, организующего жизнь, мы рассматриваем: 1) особенности его формирования в потенциальной проблемной ситуации, 2) специфику его реализации в актуальной проблемной ситуации и 3) характеристики его завершения в постактуальной проблемной ситуации. Изучение процессуально-динамических характеристик действия, организующего жизнь, определяется динамикой процессов формирования и изменения (развития) объективных элементов проблемной ситуации, рассматриваемых в их взаимодействии с субъективными элементами данной проблемной ситуации. Другими словами, процессуально-динамические характеристики действия, организующего жизнь, детерминированы процессуально-динамическими особенностями развертывания проблемной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE AND DYNAMIC CHARACTERISTICS OF THE ACTS THAT ORGANIZE ONES OWN LIFE

As the procedural aspects of the dynamic action of organizing life, we consider: 1) the characteristics of its formation in a potential problem situation, 2) the specifics of its implementation in the current problematic situation, and 3) the characteristics of its completion in post act problematic situation. This division of the problem situation to a potential, current and post act is indicative only, due to the fact that they are defined by us as constituting a single, integrated problem situation, however, each of them reflects its procedural dynamic characteristics and therefore their content in one way or another different from each other. In this example, we can see that the potential, actual and post act problematic situation, reflect the various substantive and procedural aspects of the dynamic of the same holistic problem situation. In accordance with a change in these aspects, procedural changes and dynamic features of the action, organizing life. Thus, there is a problem developing general theoretical ideas about the procedural steps of the dynamic characteristics of the organization of life. Thus, in the structure of the action, organizing life decision-making process, as its main component contains elements of cognitive, praxeological and axiological analysis of the subject of the objective elements of the current problematic situation, which determine the formation of the integrity of the subjective image of the determining a set of subjective relations, on the basis of which, in turn, the subject performs a decision on the composition of action to overcome the problem situation. Measure the effectiveness of such actions can not always be determined subject directly while overcoming the problem situation. Determination of the effectiveness of the organization for life in general, in our opinion probably only after a certain length of time, the value of which apparently it depends on how the global aspects of the subject affected by this problem situation. The very analysis of the effectiveness of action, organizing life, is considered by us as needed to implement the plan of action for correction of possible future subject of such problematic situations. Therefore, analysis of the subject of the action, organizing life, which was overcome by a problem situation can be regarded as a separate (and final) stage.

Текст научной работы на тему «Процессуально-динамические характеристики действия, организующего жизнь»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 1. С. 102-112.

УДК: 159.99

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЙСТВИЯ,

ОРГАНИЗУЮЩЕГО ЖИЗНЬ

Колесников Е. П.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым

E-mail: kolj@list.ru

В статье приведены некоторые психологические особенности процессуально-динамических характеристик действий по организации жизни. В качестве процессуально-динамических аспектов действия, организующего жизнь, мы рассматриваем: 1) особенности его формирования в потенциальной проблемной ситуации, 2) специфику его реализации в актуальной проблемной ситуации и 3) характеристики его завершения в постактуальной проблемной ситуации. Изучение процессуально-динамических характеристик действия, организующего жизнь, определяется динамикой процессов формирования и изменения (развития) объективных элементов проблемной ситуации, рассматриваемых в их взаимодействии с субъективными элементами данной проблемной ситуации. Другими словами, процессуально-динамические характеристики действия, организующего жизнь, детерминированы процессуально-динамическими особенностями развертывания проблемной ситуации.

Ключевые слова процессуально-динамические характеристики действий по организации жизни, организация жизни личности, деятельность по организации жизни, действие, организующее жизнь.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. Указанное в названии статьи направление исследования, основывается на деятельностно-процессуальном подходе, основные принципы которого были сформулированы С.Л. Рубинштейном [1], [2], [3].

С.Л. Рубинштейн различает в психике два компонента:

1) психическое как процесс;

2) психическое как результат или продукт этого процесса.

В структуре деятельности субъекта, в качестве ее главного регулятора выступает психическое как процесс. Психическое объективно существует как процесс - непрерывный, изменчивый и гибкий, а потому формирующийся и развивающийся, порождающий определенные результаты в виде психических образов, состояний, понятий, суждений, чувств, отношений и т.д.. Психическое является процессом, так как всегда формируется только в ходе непрерывно изменяющихся взаимодействий субъекта с внешним миром и поэтому само

102

непрерывно развивается и трансформируется с тем, чтобы наиболее полно отражать динамику окружающей действительности. «Действительность еще не реализованная, детерминирует действия, посредством которых она реализуется» [цит. по: 4, с.95]. Гибкость и изменчивость психического как процесса способствует осуществлению наиболее адекватной внешним условиям регуляции действий и поступков субъекта.

Психическое как процесс определяет то, что именно в ходе данного процесса создаются детерминанты его протекания и только лишь некоторые из них предшествуют возникновению процесса и затем изменяются в нем. Таким образом, сама система детерминант формируется как процесс, то есть возникает и изменяется, но никогда изначально не является предопределенной. В ходе непрерывно изменяющихся взаимодействий внешнего и внутреннего возникают новые детерминанты, которые включаются в дальнейшее протекание процесса в качестве его новых внутренних условий.

Следуя приведенным положениям С.Л. Рубинштейна, изучение процессуально-динамических характеристик действия, организующего жизнь, определяется динамикой процессов формирования и изменения (развития) объективных элементов проблемной ситуации, рассматриваемых в их взаимодействии с субъективными элементами данной проблемной ситуации. Другими словами, процессуально-динамические характеристики действия, организующего жизнь, детерминированы процессуально-динамическими особенностями развертывания проблемной ситуации. Следовательно, выделение этапов, отражающих формирование, реализацию и завершение действия по организации жизни, должно происходить на фоне рассмотрения соответствующих этапов, характеризующих трансформацию структурных элементов проблемной ситуации.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В качестве процессуально-динамических аспектов действия, организующего жизнь, мы рассматриваем: 1) особенности его формирования в потенциальной проблемной ситуации, 2) специфику его реализации в актуальной проблемной ситуации и 3) характеристики его завершения в постактуальной проблемной ситуации. Данное разделение проблемной ситуации на потенциальную, актуальную и постактуальную носит условный характер, в силу того, что они определяются нами как составляющие единую, целостную проблемную ситуацию, однако, каждая из них отражает ее процессуально-динамические характеристики и поэтому их содержание в той или иной мере отлично друг от друга.

На данном примере, можно видеть, что потенциальная, актуальная и постактуальная проблемная ситуация, отражают различные содержательные и процессуально-динамические аспекты одной и той же целостной проблемной ситуации. В соответствии с изменением этих аспектов, меняется и процессуально-динамические особенности действия, организующего жизнь. Таким образом, встает задача выработки общетеоретических представлений о процессуально-динамических характеристиках действия по организации жизни.

103

Понятие актуальной и потенциальной ситуации в том или ином аспекте рассматривалось различными психологами. Так, А.В. Филипов и С.В. Ковалев рассматривают понятие актуальной ситуации как результат сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов: «Чтобы образовалась актуальная для субъекта ситуация, недостаточно иметь определенные условия и обстоятельства. Необходимо иметь еще и определенного субъекта, со стороны которого должна присутствовать психологическая готовность (имеющая в конечном счете потребностный характер) к включаемым в генезис ситуации объективным условиям и обстоятельствам» [5, 17]. У этих же авторов можно найти представление о процессуально-динамических сторонах протекания ситуации, заключающееся в положении о том, что потребности субъекта (субъективные факторы) только лишь осуществляют «запуск» механизма образования актуальной ситуации, приводящего к ее возникновению. Дальнейшее развитие ситуации они связывают с возникновением личностного смысла: «процесс личностного смыслообразования (курсив мой - Е.К.) приводит к определенному квазисистемному, внутренне непротиворечивому для личности преобразованию субъективных и объективных аспектов ситуации в единое целое» [61, 19].

В отличие от актуальной, потенциальная ситуация складывается и в случае отсутствия у субъекта актуальной потребности, поэтому она может рассматриваться как результат относительно пассивного взаимодействия субъекта со средой. Совокупность условий и обстоятельств, представленных в потенциальной ситуации, отражаются психикой субъекта в качестве значимых для него, только путем наделения их определенным личностным смыслом. Уже в результате процесса личностного смыслообразования, формируется актуальная психологическая ситуация, в наибольшей мере определяющая особенности поведения и деятельности субъекта. Возникновению актуальной ситуации может предшествовать ряд потенциальных ситуаций. «Психологическое содержание чередующихся потенциальных ситуаций заключается в вероятностном прогнозировании вариантов взаимодействий субъекта со средой, его более или менее выраженной поисковой активности в связи с «дремлющими» потребностями» [5, 19]. Некоторые из таких взаимодействий, достигая определенного порогового уровня, определяют переход одной из потенциальных ситуаций в актуальную, определяющую поступки и действия субъекта.

О психологической специфике потенциальной ситуации писал и Д.Н. Узнадзе. Он связывал ее с «подпсихическим» отражением, на основе которого может возникнуть либо созерцательное, либо действенное отражение, выражающееся в своеобразной «настройке» субъекта - его психологической готовности к тому, чтобы в нем проявились те психические акты, которые обеспечат адекватное условиям ситуации созерцательное или действенное отражение [6].

Таким образом, разделение проблемной ситуации на потенциальную, актуальную и постактуальную осуществляется нами на основе представлений о процессуально-динамическом характере взаимодействия ее объективных и субъективных элементов, отражающих, с одной стороны, постоянно изменяющиеся

104

факторы внешней среды, а с другой - трансформации субъективных отношений личности.

Рассмотрим теперь каждую из выделенных ситуаций по отдельности, в контексте разворачивающегося в их структуре действия, организующего жизнь.

1. Потенциальную проблемную ситуацию мы связываем с этапом формирования действия по организации жизни. Специфика действия, организующей жизнь, на этом этапе состоит в том, что оно, фактически предшествует возникновению актуальной проблемной ситуации. В качестве его общей цели выступает антиципация возможных обстоятельств и условий деятельности в проблемной ситуации и в соответствии с этим - выработка плана действий в ней. Действие, организующее жизнь, в структуре потенциальной проблемной ситуации выполняет функцию планирования, состоящую в сознательном моделировании субъектом возможных связей объективных и субъективных элементов проблемной ситуации и в соответствии с ними -выработку адекватной для каждой из них последовательности действий, направленных на разрешение проблемной ситуации.

Центральным понятием, отражающим психологический механизм, посредством которого осуществляется действие, организующее жизнь в потенциальной проблемной ситуации является понятие антиципации. Наибольший вклад в развитие представлений об антиципации в структуре деятельности внес Б.Ф. Ломов [7], [8]. Он разработал положение о том, что «любой психический процесс, включает момент антиципации, т.е. опережения текущих событий» [7, 210]. Способность субъекта к антиципации во многом определяет процессы целеобразования. Сама цель при этом может выступать как «образ-представление», как определенная «логическая конструкция» и в целом - как системно интегральное образование, обеспечивающее специфическую форму опережающего отражения. В свою очередь, основными формами опережающего отражения являются предвидение (прогнозирование, антиципация, экстраполяция) и целеполагание. Первая из них относится к опережающему отражению объективного хода некоторых событий, как бы не включающих субъекта. Вторая - характеризует опережающее отражение с учетом деятельности субъекта: цель обуславливает антиципацию будущего результата этой деятельности.

Большое значение для нашего исследования имеют также положения, выработанные Б.Ф. Ломовым относительно связующей роли цели в процессе выработки субъектом той или иной последовательности действий: «Эта связь между действиями, подчиненными единой цели, возможна только в случае, если человек имеет план деятельности, организующий ее во времени и пространстве» [3, 219]. План деятельности подобно цели формируется в сознании субъекта в процессе антиципации им различных сторон деятельности, т.е. до ее начала. Тем не менее, в цели отражается будущий продукт деятельности, тогда как в плане деятельности содержится стратегия и тактика достижения данной цели, основанные на анализе субъективных и объективных факторов выполняемой деятельности. В соответствии с этим «...деятельность организуется по-разному, в зависимости от того, как она планируется» [7, 219], следовательно, та или иная организация деятельности

105

определяет различную степень ее эффективности. В качестве наиболее эффективного способа организации деятельности Б.Ф. Ломов рассматривал «...планирование деятельности с учетом предполагаемого изменения условий, в том числе вероятностей возникновения тех или иных событий. В этом случае человек намечает общую стратегию деятельности, но без детализации, что дает возможность в зависимости от конкретных условий изменять характер и последовательность действий» [там же].

Последнее положение, хотя и не относится непосредственно к предмету нашего исследования, достаточно точно описывает специфику этапа формирования действия, организующего жизнь. Существует множество проблемных ситуаций, которые субъект способен предвидеть и заранее составить план действий для наиболее успешного их преодоления. Другие, реже встречающийся проблемные ситуации, по объективным или субъективным причинам не могут быть предвидены субъектом, однако, в большинстве случаев между возникновением проблемной ситуации и необходимостью ее разрешения остается промежуток времени, достаточный для антиципации ее объективных условий и составления плана деятельности в ней. Если согласиться с тем, что действование наобум в проблемных ситуациях является наименее эффективной стратегией преодоления, то действие, организующее жизнь, в большинстве случаев, может рассматриваться в качестве способа взаимодействия субъекта со средой, наиболее адекватного эффективному преодолению проблемной ситуации. При этом необходимо отметить, что эффективность самого действия, по организации жизни во многом обуславливается этапом его формирования в потенциальной проблемной ситуации: выработка субъектом «общей стратегии деятельности» в проблемной ситуации, и то насколько она допускает возможность «.в зависимости от конкретных условий изменять характер и последовательность действий» детерминирует содержание следующего этапа развертывания действия, организующего жизнь.

2. Актуальная проблемная ситуация характеризует непосредственно этап реализации действия, организующего жизнь. Специфика действия, организующего жизнь, на данном этапе состоит в том, что оно разворачивается непосредственно в процессе преодоления субъектом проблемной ситуации, на основе выработанного ранее плана действий (стратегии), содержание которого может изменяться в зависимости от конкретных условий актуальной проблемной ситуации. В качестве его общей цели выступает принятие решения о совершении тех или иных действий, направленных на преодоление проблемной ситуации. Действие, организующее жизнь, в структуре актуальной проблемной ситуации выполняет исполнительную функцию, осуществляемую на основе принятия решения субъектом о конкретном составе действий по преодолению проблемной ситуации. В свою очередь, принятие решения базируется на анализе (в когнитивном, аксиологическом и праксиологическом плане) объективных элементов актуальной проблемной ситуации и в соответствии с его результатами - регуляции (корректировки) плана действий, наработанного в потенциальной проблемной ситуации.

Центральным понятием, отражающим психологический механизм, посредством которого осуществляется действие, организующее жизнь в актуальной проблемной

106

ситуации является понятие «принятие решения». Принятие решения, рассматриваемое со стороны сознательной деятельности, на наш взгляд, является одной из определяющих характеристик психологии действия, организующего жизнь в целом, и этапа его реализации, в частности. В связи с этим необходимо более подробно остановиться на том, какое содержание вкладывается в это понятие различными психологами. В анализе многочисленных подходов к изучению принятия решения, нами использовались материалы кандидатской диссертации К.В. Коростелиной [9] - специального исследования в данной области.

Наиболее адекватный содержанию нашего исследования подход к изучению процесса принятия решения, сформулирован в работах А.В. Карпова. Он определяет принятие решения в качестве процесса, направленного на организацию, построение и регуляцию деятельности. Принятие решения выполняет регулятивную функцию, являясь важным элементом регулятивной подсистемы психики, наряду с антиципацией, прогнозированием, планированием, контролем и целеобразованием.

Во многих исследованиях процесс принятия решения рассматривается как бы безотносительно самой личности, принимающей решение. Противостоящая такому подходу линия анализа принятия решения, включает в его рассмотрение психологические особенности личности, осуществляющей данный акт сознания. Согласно этой линии анализа, структуре личности, также как и в структуре принятия решения присущ трехкомпонентный состав, следовательно, можно говорить о возможности выделения личностных типов принятия решения - в их основе лежит определенное соотношение особенностей когнитивных процессов и эмоционально-волевой регуляции. Наиболее изученными являются когнитивные элементы процесса принятия решения, однако, для нашего исследования существенным моментом выступает положение о том, что все компоненты процесса принятия решения имеют общие характеристики:

- они являются чрезвычайно гибкими и динамичными, способными к перестройкам образованиями;

- они формируются человеком, вырабатывающим решение, а затем могут многократно переформулироваться и уточняться по ходу решения;

- все компоненты очень тесно взаимосвязаны.

Таким образом, в структуре действия, организующего жизнь, процесс принятия решения, в качестве своих основных компонент содержит элементы когнитивного, праксиологического и аксиологического анализа субъектом объективных элементов актуальной проблемной ситуации, которые определяют формирование ее целостного субъективного образа детерминирующего совокупность субъективных отношений, на основании которых, в свою очередь, субъект осуществляет принятие решения о составе действий по преодолению проблемной ситуации. Мера эффективности таких действий, не всегда может быть определена субъектом непосредственно во время преодоления проблемной ситуации. Определение эффективности действия по организации жизни в целом, на наш взгляд возможно, только лишь по прошествии определенного отрезка времени, величина которого, по-видимому, зависит от того, насколько глобальные аспекты жизни субъекта затрагивает данная проблемная ситуация. Сам анализ эффективности действия,

107

организующего жизнь, рассматривается нами как необходимый для осуществления коррекции плана действий в возможных в будущем субъекта подобных проблемных ситуаций. Поэтому анализ субъектом действия, организующего жизнь, посредством которого была преодолена проблемная ситуация, может рассматриваться в качестве отдельного (и завершающего) этапа.

3. Постактуальная проблемная ситуация характеризует этап завершения действия, организующего жизнь. Специфика действия, организующего жизнь, на данном этапе состоит в том, что оно протекает уже после преодоления субъектом актуальной проблемной ситуации, осуществляя обратную связь на основе информации о результатах данного действия. В качестве его общей цели выступает анализ и синтез информации о предыдущих этапах преодоления проблемной ситуации, на основе которого субъект выносит резюмирующее суждение о мере адекватности и эффективности действий по преодолению проблемной ситуации, а также, при необходимости, осуществляет корректировку плана действий в возможных в будущем подобных проблемных ситуаций. Действие, организующее жизнь, в структуре постактуальной проблемной ситуации выполняет резюмирующую функцию, осуществляемую на основе анализа и синтеза субъектом информации об особенностях и результатах этапов преодоления проблемной ситуации.

Центральным понятием, отражающим психологический механизм, посредством которого осуществляется действие, организующее жизнь в постактуальной проблемной ситуации является понятие об операциях мышления - анализе и синтезе, рассматриваемых в качестве неразрывных компонент процесса познания [2]. «Анализ и синтез, - писал С.Л. Рубинштейн, - «общие знаменатели» всего познавательного процесса». Однако, специфика анализа и синтеза, рассматриваемых в качестве основного психологического механизма реализации действия, организующего жизнь на этапе его завершения, состоит в том, что они осуществляются на уровне самосубъектных отношений. Другими словами, анализ и синтез, в данном контексте, рассматриваются нами как единое звено в когнитивной составляющей процесса регуляции самосубъектных отношений, реализующейся в соответствии с принципом максимального воплощения смысла жизни.

Определив процессуально-динамические характеристики действия, организующего жизнь в таком ракурсе довольно трудно представить себе как оно «поспевает» за быстро меняющимися обстоятельствами жизни, представленными в проблемных ситуациях. Однако, действие, организующее жизнь, является структурным элементом и единицей анализа деятельности по организации жизни, которая, как и любой другой вид деятельности, развивается по определенным законам и субъект, осваивающий ее, на начальных этапах непременно сталкивается с объективными и субъективными трудностями при овладении конкретными действиями, характерными для данной деятельности. Далее задача облегчается тем, что многие структурные элементы деятельности, организующей жизнь, при многократной их актуализации, не потеряв своего значения, реализуются автоматически и, следовательно, не являясь актуально осознаваемыми,

108

освобождают сознание для анализа новой информации, воспринимаемой и извлекаемой субъектом из протекающей в данный момент проблемной ситуации.

На необходимость изучения структурных элементов деятельности в их развитии указывал Б.Ф. Ломов [7]. В наибольшей степени этому требованию удовлетворяет теория системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова . Согласно данной концепции, различные составляющие деятельности развиваются неравномерно, развитие каждой из них подчиняется развитию системы деятельности в целом. Важнейшим звеном системогенеза деятельности является формирование навыка - понятия, характеризующего сложившуюся систему деятельности. В свою очередь, проблема формирования навыка имеет прямое отношение к проблеме осознаваемых и неосознаваемых компонентов деятельности: при овладении навыком происходит изменение в соотношении ролей разных уровней регуляции - осуществляемого сознанием и неосознаваемых форм психического отражения. Навык, не являясь самостоятельным элементом деятельности, тем не менее, может указывать на уровень ее сформированности.

Умение - элемент более высокого уровня организации деятельности -формируется на основе системы навыков, относящихся к одному и тому же виду деятельности. Кроме того, умение, определяется кругозором субъекта, его уровнем знаний (о деятельности). Система навыков и умений, основанная на системе знаний и опыта субъекта определяют его готовность к самостоятельной выработке им задач и к их решению.

Действие, организующее жизнь, в своих развитых формах, на наш взгляд так же базируется на системе специфических навыков и умений, приобретенных субъектом в ходе освоения им деятельности по организации жизни. Однако это навыки и умения, в экзистенциальном плане, более высокого порядка, чем навыки и умения любого другого вида деятельности ведь, по мнению К.А. Абульхановой-Славской «Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни» [2, 40]. Навыки и умения, характеризуемые со стороны реализации действия, организующего жизнь, мы полагаем, особенно четко проявляются, также в способности субъекта решать необходимо возникающие в процессе организации им собственной жизни противоречия между внешними условиями и внутренними побуждениями, «... создавая для этого условия, которых нет в наличии» (курсив мой - Е.К.) [2, 8].

ВЫВОДЫ

Для развития отдельных, выделенных нами выше, этапов, характеризующих процессуально-динамические характеристики действия, организующего жизнь, также как и для развития, составляющих любого вида деятельности, характерна неравномерность. В силу данного факта, встает необходимость выделить понятие, которое объединило бы этапы формирования, реализации и завершения действия, организующего жизнь, в направлении их становления и дальнейшего развития. По нашему мнению в качестве такового может выступить понятие установки. Именно установка, представляющая собой целостное состояние мобилизованности

109

индивида на определенное действие, обеспечивает объединение всей системы, включающегося в него психических процессов». С другой стороны, Установка . обуславливает единство действия, соответствующее данной ситуации и потребностям субъекта [6].

Мы полагаем, что специфический класс установок, объединяющих этапы формирования, реализации и завершения действия, организующего жизнь, зарождается в ситуациях повседневности и во многом определяет установки субъекта, регулирующие преодоление им проблемных ситуаций. Социальная ситуация развития субъекта определяет комплекс проблемных ситуаций на уровне окружения (см. предыдущий пункт) - тех основных видов проблемных ситуаций, с которыми субъекту придется столкнуться. В дальнейшем, как отмечал В.К. Калин: «Многократное прохождение человека в жизни через повторяющиеся проблемные ситуации в межличностных взаимодействиях и взаимодействии с самим собой формирует индивидуальную функциональную структуру социально-психологических и психологических механизмов - социальных установок и стереотипов, механизмов обнаружения жизненно важных проблемных ситуаций, преобразования этих ситуаций в задачи и решения этих задач» [10, 47].

Список литературы

1. Сергей Леонидович Рубинштейн. [Ученые СССР: Очерки, воспоминания, материалы]. - М.: Наука, 1989. - 440 с.: ил.

2. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности [К философским основам современной педагогики] // Вопросы психологии, 1986. - №4. - С. 101 - 108.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2002. - 720с.

4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989. - 248 с.

5. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 1. С. 14-21.

6. Узнадзе Д.Н. Общая психология. - М.: Смысл; Спб.: Питер, 2004. - 413 с.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. -444 с.

8. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980. - 279 с.

9. Коростелина К.В. Типические особенности процесса принятия решения: Автореферат канд. дис. - Симферополь, 1994.

10. Калин В.К. Анализ самоорганизации и самодетерминации активности личности с позиций системного подхода // Наука i освгга. - 1999. - № 1-2. С. 45 - 48.

110

UDC 159.99

PROCEDURE AND DYNAMIC CHARACTERISTICS OF THE ACTS THAT

ORGANIZE ONES OWN LIFE

Kolesnikov Y.P.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation

E-mail: kolj@list.ru

As the procedural aspects of the dynamic action of organizing life, we consider: 1) the characteristics of its formation in a potential problem situation, 2) the specifics of its implementation in the current problematic situation, and 3) the characteristics of its completion in post act problematic situation. This division of the problem situation to a potential, current and post act is indicative only, due to the fact that they are defined by us as constituting a single, integrated problem situation, however, each of them reflects its procedural dynamic characteristics and therefore their content in one way or another different from each other.

In this example, we can see that the potential, actual and post act problematic situation, reflect the various substantive and procedural aspects of the dynamic of the same holistic problem situation. In accordance with a change in these aspects, procedural changes and dynamic features of the action, organizing life. Thus, there is a problem developing general theoretical ideas about the procedural steps of the dynamic characteristics of the organization of life.

Thus, in the structure of the action, organizing life decision-making process, as its main component contains elements of cognitive, praxeological and axiological analysis of the subject of the objective elements of the current problematic situation, which determine the formation of the integrity of the subjective image of the determining a set of subjective relations, on the basis of which, in turn, the subject performs a decision on the composition of action to overcome the problem situation. Measure the effectiveness of such actions can not always be determined subject directly while overcoming the problem situation. Determination of the effectiveness of the organization for life in general, in our opinion probably only after a certain length of time, the value of which apparently it depends on how the global aspects of the subject affected by this problem situation. The very analysis of the effectiveness of action, organizing life, is considered by us as needed to implement the plan of action for correction of possible future subject of such problematic situations. Therefore, analysis of the subject of the action, organizing life, which was overcome by a problem situation can be regarded as a separate (and final) stage.

111

KonecHUKoe E. n.

Keywords: Procedure dynamic characteristics of the act that organize ones own life,life problem situation, overcoming the problem situation, life organization of personality, life organization activity, life organization act, coping behavior.

References

1. Sergey Leonidovich Rubinstein. [Soviet Scientists: Essays, memories, material]. - M .: Nauka, 1989. -440 p .: ill.

2. Rubinstein S.L. The principle of creative initiative [to the philosophical foundations of modern pedagogy] // Questions of psychology, 1986. - №4. - S. 101 - 108.

3. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. - SPb .: Peter, 2002. - 720c.

4. Abulkhanova Slavskaya-K.A., Brushlinskii A.V. Philosophical and psychological concept S. L. Rubinstein: the 100th anniversary of his birth. - M .: Nauka, 1989 - 248 p.

5. Filippov A.V., Kovalev S.V. The situation as an element of psychological thesaurus // psychol. Zh. T. 1986. 7. № 1. pp 14-21.

6. D.N. Uznadze General Psychology. - M .: Meaning; Spb .: Peter, 2004. - 413 p.

7. Lomov B.F. Methodological and theoretical problems of psychology. - M .: Nauka, 1984 - 444 p.

8. Lomov B.F., Surkov E.N. Anticipation in the structure of activity. - M .: Nauka, 1980. - 279 p.

9. Korostelina K.V. Typical features of the decision process: the Abstract of Cand. Dis. - Simferopol, 1994.

10. V.K. Kalin An analysis of self-organization and self-determination of the activity of the individual with the system approach // Nauka i Osvita. - 1999. - № 1-2. - P. 45-48.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.