Научная статья на тему 'Рязань - Крым: путь в нау- КБ и психологическое наследие профессора В. К. Калина (1938-2010)'

Рязань - Крым: путь в нау- КБ и психологическое наследие профессора В. К. Калина (1938-2010) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
V.K. KALIN / PSYCHOLOGICAL LEGACY / VOLITIONAL REGULATION OF BEHAVIOR / В.К. КАЛИН / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесников Е.П., Лазуто К.О.

Статья посвящена личности и научной деятельности основоположника крымской психологической школы профессора В.К. Калина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RYAZAN - CRIMEA: THE WAY OF SCIENCE AND PSYCHOLOGICAL HERITAGE OF PROFESSOR V.K. KALIN (1938-2010)

The article is devoted to the personality of the founder and scientific activities of the Crimean school of psychology professor V.K. Kalin.

Текст научной работы на тему «Рязань - Крым: путь в нау- КБ и психологическое наследие профессора В. К. Калина (1938-2010)»

УДК 929

© Колесников Е.П., Лазуто К.О., 2015

РЯЗАНЬ - КРЫМ: ПУТЬ В НАУКЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА В.К. КАЛИНА (1938-2010)

Аннотация. Статья посвящена личности и научной деятельности основоположника крымской психологической школы профессора В.К. Калина.

Ключевые слова: В.К. Калин, психологическое наследие, волевая регуляции поведения.

© Kolesnikov E.P., Lazuto K.C>, 2015

RYAZAN - CRIMEA: THE WAY OF SCIENCE AND PSYCHOLOGICAL HERITAGE OF PROFESSOR V.K. KALIN (1938-2010)

Abstract. The article is devoted to the personality of the founder and scientific activities of the Crimean school of psychology professor V.K. Kalin.

Key words: V.K. Kalin, psychological legacy, volitional regulation of behavior.

Большая часть научной деятельности В.К. Калина творческой и организационной связана с Крымом, но по плоти и крови русский, он до последних своих дней чувствовал неразрывную связь с Россией. Не раз в обстановке официальной и неофициальной он рассказывал коллегам о дорогих его памяти Иваново, где он родился и начинал трудовую биографию, о Хабаровске, где учился в Институте физкультуры, и в котором судьба его свела его с известным психологом Г.Н. Сытиным [9, с. 203], о Рязани и Рязанском педагогическом институте, где он учился в аспирантуре и начал свой путь в науке и о Москве, где защитил кандидатскую диссертацию.

Несомненно, главный вклад в отечественную психологическую науку Владимир Константинович Калин сделал своими исследованиями волевой регуляции поведения и деятельности человека [3, 4].

«Сознательные и бессознательные аспекты самодетерминации жизни личности» - так он сам определил основное направление научной работы своей и кафедры общей психологии им возглавляемой [5].

Чем был вызван интерес профессора к столь всеобъемлющей психологической тематике? Мы можем это теперь только предполагать. Наверное, самим масштабом личности ученого, который прослеживается уже от истоков его научной деятельности, посвященной проблеме воли. Трудно найти в общей психологии и психологии личности более сложное и неоднозначно трактуемое явление, чем воля.

Казалось бы разработка теории волевой регуляции поведения и деятельности самодостаточна. Но в том и состоит важная отличительная особенность крупной личности и крупного ученого - видеть за достигнутым новые горизонты развития и новые горизонты исследования. В.К.Калин определил интенцио-нальную функцию воли - «самопреобразование исходной, актуальной организации психики в необходимую, позволяющую достичь наибольшей эффективности деятельности» [3]. Можно предположить, что вслед за решением этой задачи перед Владимиром Константиновичем встала новая, еще более грандиозная, - определение телеологической функции воли. Другими словами, волевая регуляция может быть реализована субъектом в различных повседневных ситуациях поведения и деятельности, но может ли воля рассматриваться в качестве регулятора жизненного пути личности? Если да, то возможно телеологическая функция воли человека состоит в том, чтобы обеспечивать регуляцию жизненного пути личности в соответствии с ценностно-смысловой концепцией жизни [5]. Возможно также, что в обозначенном процессе и проявляется суть сознательной стороны самодетерминации жизни личности.

Бессознательная сторона самодетерминции жизни личности - еще один горизонт исследований, намеченный В.К. Калиным - остается в рамках «постановки проблемы, которую необходимо решить».

В обобщенном виде, развернутый процесс взаимодействия человека с миром, В.К. Калин обозначил как «организацию системы «субъект-среда», выделив в ней три иерархически структурированных уровня: 1) жизнедеятельность; 2) деятельность и сознательное целенаправленное поведение; 3) организация собственной жизни [4]. Таким образом, организация жизни личности является высшим уровнем взаимодействия человека с миром.

Становление и развитие деятельности по организации жизни, связывается, прежде всего, с возрастанием роли самосознания в системе взаимодействий человека с миром. При этом функции, которые выполняет самосознание, в структуре данного вида деятельности имеют свою специфику.

На уровне жизнедеятельности, в своем взаимодействии с миром индивид руководствуется в основном биологическими потребностями, удовлетворение-неудовлетворение которых, является практически единственным фактором обуславливающим причины того или иного его поведения. Роль самосознания в этом случае сводится к «обслуживанию» возникших потребностей.

Уже на уровне деятельности и сознательного целенаправленного поведения самосознание становится неотъемлемым атрибутом активности личности. Самосознание опосредствуется целями и задачами, которые формируются самой личностью и направляются ею на внешнее предметное содержание ситуации с тем, чтобы ее разрешение протекало наиболее эффективно [4].

На уровне организации жизни, субъект, сознательно вырабатывая ценностно-смысловую концепцию жизни, способен согласовывать с ней свои поведение и деятельность в каждой конкретной ситуации. В ходе взаимодействия с миром, субъект сталкивается с необходимостью разрешать противоречия, нередко возникающие между своими представлениями (ценностно-смысловая концепция жизни) и актуальными условиями ситуации. В процессе снятия противоречий в системе представлений субъекта, сознание отрывается от внешнего предметного содержания (актуальных условий) ситуации и направляется

само на себя (на свое содержание). Сосредоточение сознания на своем собственном содержании, предполагает выработку к нему отношения субъекта - по сути - отношения к отношению. Этот сложный процесс В.К. Калин обозначил посредством понятия «самосубъектных отношений». Данная методика позволяет осуществить оценку эффективности функциональных проявлений психики субъекта на трех стадиях прохождения жизненно важной проблемной ситуации: 1) при опознании проблемной ситуации; 2) в ходе анализа и превращении проблемной ситуации в задачу; 3) на этапе решения задачи [там же].

Психологическое наследие профессора Владимира Константиновича Калина несомненно богато и многогранно, однако, занимая почетное место в истории психологии это наследие не должно пылиться в ее архивах. В этом смысле выявление дальнейших перспектив в изучении самодетерминации жизни личности, возможно, будет способствовать оживлению интереса к данной тематике исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.

3. Калин В.К. Актуальные аспекты теории воли // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Материалы тезисов второго всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 1986. 120 с.

4. Калин В.К. Анализ психологической структуры деятельности с позиций системного подхода // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Материалы тезисов всесоюзной конференции молодых ученых. -Симферополь, 1983. - С. 143-151.

5. Калин В.К. Анализ самоорганизации и самодетерминации активности личности с позиций системного подхода // Наука i освгга. 1999. № 1-2. С. 4548.

6. Колесников Е.П. Психологическое наследие профессора В.К. Калина: классика и современность // Психология воли: сб. науч. трудов, науч. ред. проф. Н.Ф. Калина. Симферополь, 2011. С. 160-168.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

8. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. 1995. № 4. С. 26 - 35.

9. Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности: проблемы воспитания и саморегулирования // Л.В. Сохань, В.А. Тихонович, О.А. Киселева и др./ Ред. кол. Л.В. Сохань, В.А. Тихонович, Н.И. Михальченко; АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1989. 328с.

10. Семин В.Н Памяти Владимира Константиновича Калина // Психология воли: сб. науч. тр., науч. ред. проф. Н.Ф. Калина. Симферополь, 2011. С. 203-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.