Научная статья на тему 'Психологическое консультирование и жизненный путь личности: самоорганизация или со-организация?'

Психологическое консультирование и жизненный путь личности: самоорганизация или со-организация? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ / САМОСУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL COUNSELING / PSYCHOTHERAPY / THE LIFE COURSE OF THE INDIVIDUAL / SELF-SUBJECT RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маричева А.В.

В данной статье представлен гуманистический подход к человеку в отечественной психологии, который также применим и к зарубежным представлениям о развитии психотерапии как прикладной области психологии личности. Взаимосвязь отечественных и зарубежных методологических представлений является одной из научных традиций психологических исследований факультета психологии Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского. Категория само-субъектных отношений в контексте организации жизненного пути личности и усилия по организации своего жизненного пути предполагают моменты самоорганизации в присутствии Другого при помощи нарратива в рамках оказания консультационной и психотерапевтической помощи, методологические ориентиры которых рассмотрены данной статьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COUNSELING AND PERSONALITY`S LIFE WAY: SELF-ORGANIZATION OR CO-ORGANIZATION?

This article presents a humanistic approach to operate in Russian psychology, which is also applicable to foreign ideas about the development of psychotherapy as an applied field of personality psychology. The relationship of domestic and foreign methodological representations is one of the scientific traditions of psychological studies of the Faculty of Psychology of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. The category of self-subjects relations in the context of organizing the life path of an individual and efforts to organize one’s life path imply moments of self-organization in the presence of the Other with the help of a narrative within the framework of rendering counseling and psychotherapeutic assistance, the methodological guidelines of which are considered in this article. In the modern world, seeking psychological help is partly marked by the tendency to slip away from the tension, which in no way contributes, to the self-realization of the individual, if the practicing psychological counselor does not take this moment into account. The discovery of the truth about the subject has always been a priority of the psychology of the unconscious. However, the real practice and, if I may say so, the market demand for a specific result of the provision of psychological services somewhat distorted the historical perspective of the development of ideas about the unconscious determination of human life, about the role and potential of unconscious personal values. We can only correct this situation by taking a methodologically correct position in our daily work of a practicing psychologist, counseling psychologist or psychotherapist. Psychotherapist help does not contradict the processes of self-organization of a person’s life and its value choices, the growth of his personality. Methodologically, the correct position of a psychoanalyst, psychotherapist or consultant is to create conditions in which psychological suffering in a crisis problem situation will be symbolized in the space of reflection of self-subjects relations, allowing the individual to take the position of an active subject of his own life involved in its selforganization.

Текст научной работы на тему «Психологическое консультирование и жизненный путь личности: самоорганизация или со-организация?»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 3. С. 97-103.

УДК: 159.964.2

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ: САМООРГАНИЗАЦИЯ ИЛИ СО-ОРГАНИЗАЦИЯ?

Маричева А. В.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: tnu_anastasiya@rambler.ru

В данной статье представлен гуманистический подход к человеку в отечественной психологии, который также применим и к зарубежным представлениям о развитии психотерапии как прикладной области психологии личности. Взаимосвязь отечественных и зарубежных методологических представлений является одной из научных традиций психологических исследований факультета психологии Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского. Категория само-субъектных отношений в контексте организации жизненного пути личности и усилия по организации своего жизненного пути предполагают моменты самоорганизации в присутствии Другого при помощи нарратива в рамках оказания консультационной и психотерапевтической помощи, методологические ориентиры которых рассмотрены данной статьей.

Ключевые слова: психологическое консультирование, психотерапия, жизненный путь личности, самосубъектные отношения.

ВВЕДЕНИЕ

Принято считать, что отечественная психология личности, взращённая на почве психологии деятельности, имеет методологическую несовместимость с теми теоретическими идеями, которые пришли в наше культурное пространство в конце 80х из западных направлений вместе с понятиями о психотерапии в ее гуманистическом или психоаналитическом ключе.

К.А. Абульханова-Славская говорит о том, что гуманистический подход к человеку в отечественной психологии выразился не столько в знакомстве с идеями К. Роджерса, сколько прежде всего в нарастающем внимании (даже в таких прикладных областях психологии, как инженерная) к цене человеческой деятельности, т.е. к тем реальным личностно-психологическим затратам, которыми достигается тот или иной результат [1]. Как человеку стать (или остаться) человечным в мире, условия которого постоянно меняются и предъявляют к нему не всегда посильные требования? - задавались вопросом психологи в конце 80-х годов 20 века.

Постановка проблемы. Переход к реальному гуманизму становится заметен в сближении психологии личности и этики, в обращении исследователей к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления, мотивации и др., в нарастающем внимании к проблемам здоровья и болезни, и конечно - к проблемам психического здоровья личности.

Бурное и до сих пор продолжающееся развитие психотерапии как прикладной области психологии личности, психологического консультирования и предпринимающиеся попытки теоретического осмысления прикладных проблем личности как раз и должно свидетельствовать о наличии такого перехода.

Цель статьи: эксплицировать и обосновать методологически правильную позицию, при которой оказание ситуативной эффективной помощи не будет противоречить процессам самоорганизации жизни человека, его ценностным выборам и росту его личности.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В работе «Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории» К.А. Абульханова-Славская отмечает ту важнейшую роль, которую имели исследования В.К. Калина как ведущего методолога того времени, обладающего проблемным научным профессиональным психологическим сознанием и что методологические принципы из декларируемых категорических постулатов отечественной психологии, превратились в методологические ориентиры, которые и до сих пор составляют непреходящую ценность для многих современных исследований [2].

Таким ориентиром для нескольких поколений исследователей, выросших в традициях факультета психологии Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского, разрабатывали ли они общепсихологическую тематику или исследовали неосознаваемые аспекты функционирования психики и организации внутреннего опыта личности, оставались категории само-субъектных отношений и представление об индивидуальном способе организации жизненного пути личности.

Очевидно, что проблематика жизненного пути личности относится к вопросам об осознанном, ценностном и более чем активном участии человека в происходящих с ним жизненных событиях.

Б.Г. Ананьев также считает понятие «события» ключевым для описания жизненного пути [3]. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.

Согласно С.Л. Рубинштейну, события жизни - это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека [2].

Н.А. Логинова предложила еще одну психологическую категорию - события внутренней жизни, составляющие психологическую биографию человека, а для описания жизненного пути - понятие жизненного выбора [4]. Жизненный выбор как поступок в масштабе целостной жизни - это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне ее развития.

98

«С чего начинается человек?» - спросил как-то психолог А.Н. Леонтьев философа М.К. Мамардашвили - «с плача по умершему», ответил тот.

Ситуация утраты чего-то важного в жизни, не только человека, но и представлений, шансов и возможностей, стабильности и даже иллюзий, если они являются жизненно необходимыми, играет не только деструктивную роль, но и в первую очередь конституирует, созидает нашу личность. В этом смысле важно понимать, что особая ситуация, ситуация кризисная возникает тогда, когда человек всей устоявшейся системой отношений с окружающим миром вовлекается в нее, особенно если он к этому не готов [5].

Согласно классическому определению, психологический кризис - это резкое несоответствие между потребностями и способностями организма человека, с одной стороны, и требованиями, и ожиданиями внешнего мира, окружающей среды - с другой.

Продолжая эту мысль и исходя из понятия жизненного выбора, обращаясь к зарубежной философии и экзистенциальной психологии, опираясь на работы Ж-П. Сартра, можно сказать, что «личность - это все ее выборы» [6]. Ценностными они становятся в исключительных условиях психологического напряжения, в переломных моментах самоопределения, в которых человек как субъект становится включенным не только в субъект-объектные и субъект-субъектные отношения, но главное - в само-субъектные отношения, детально описанные в работах В.К. Калина

[7].

Хорошей метафорой серьезной психологической проблемы может выступить разбираемый им случай. Так Е.П. Ильин, описывая в работе «Психология воли» некоторые положения относительно ценности само-субъектных отношений в понимании саморегуляции человеком своего состояния и поведения, говорит об анализе профессором В.К. Калиным случая с пилотом самолета, который разрывается между двумя позициями: пилотируя в ночное время в поле сильной облачности самолет, пилот понимает, что его ощущения, его восприятие и состояние сильной тревоги в целом говорят ему о том, что самолет идет с сильным креном и даже падает, а приборы навигации - что нет. Он говорит о том, что «в такие моменты, критические, сознание субъекта чаще всего отрывается от объекта (внешней объективной реальности) и перенаправляется на себя» с целью ликвидации несоответствия между своим состоянием и требованиями реальности [8, стр. 40]. В идеале, должна происходить самостоятельная регуляция своего состояния, но чаще всего, этого «в идеале» не происходит. Почему?

С точки зрения глубинного психолога, проблема само-субъектных отношений в контексте организации жизненного пути личности заключается в том, что внутренний план душевной жизни скрыт от нее искажениями, цензурой, механизмами психологической защиты и иными неосознаваемыми процессами.

В соответствии же с психоаналитическим подходом, выбор в большей мере событие бессознательное. Выбор уже сделан и даже реализован в поведении. Сознание участвует только как инструмент легализации уже произошедшего. А с точки зрения пост- и неофейдистов, жизненный путь личности - это вообще

99

постоянное ускользание от моментов напряжения, при котором необходимо делать этот самый ценностный событийный выбор.

Тем не менее, формирование жизненной перспективы, адекватной жизненным условиям - это способ самоактулизации и сохранения и развития психологического здоровья как самоосуществления. Психолог-гуманист Ш. Бюллер полагает самоосуществление таким способом организации жизни, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» [Цит. по 9, стр. 2].

В 1917 году вышла небольшая статья З. Фрейда «Печаль и меланхолия», где он ввел понятие «работа горя», которое позднее расширилось за границы психоанализа и стало называться «работой кризиса». Фрейд имел в виду, что для того, чтобы прожить горе, кризис, преодолеть проблему или трудность надо проделать работу, которую, кроме самого человека, не может осуществить никто. У него конечно же может быть помощь психолога-консультанта, человека на пути проживания трудных жизненных ситуаций конечно же можно сопровождать, но сама работа -результат его собственной активности [10].

Когда мы говорим о психологической проблеме, ее решении в процессе психотерапии или в режиме психологического консультирования, то мы говорим о некоем психологическом страдании, осевым симптомом которого является болезненное переживание или просто боль, которую называют душевной, психической, и даже экзистенциальной. Э. Шнейдман считает, что психическая боль в отличие от боли физической - это метаболь, то есть боль от осознания боли [11].

Чтобы сделать ее выносимой или терпимой, для начала очень важно о своей боли кому-то сказать, поделиться, переформатировать ее в историю-нарратив. Таким образом усилия по организации своего жизненного пути предполагают моменты самоорганизации в присутствии Другого. Почему это так?

Слова всегда ограниченны при попытке выразить наш безграничный внутренний мир и в тот момент, когда мы говорим о нашем страдании, то сам акт рассказывания локализует его, оно перестает быть равным всему внутреннему миру, а в некоторых местах - просто заменяет его потерянные или отсутствующие пока части. Раз я могу свое страдание как-то обозначить, оно становится символизированным, выносится вовне, становится феноменом контакта и общения и этим снижает невыносимое напряжение.

Обозначив страдание, мы можем посмотреть на него со стороны Другого и тем самым сталкиваемся со своим собственным отношением. Если я начинаю относиться к страданию, оно перестает быть мной. Если я начинаю рефлексировать, оно уменьшается. Психологическое страдание в кризисной ситуации двузначно -оно не только сигнал о пределе выносимости, оно еще и сигнал о содержании переживаемого.

Ценности, которые не болят, мы не переживаем как ценности, именно поэтому измерение психологического страдания связанно с переживанием ценностей, оказавшихся под угрозой, и ведет нас к личностному росту.

100

В современном мире обращение за психологической помощью отчасти отмечено тенденцией ускользнуть от того напряжения, о котором мы говорили здесь ранее, что никоим образом не способствует самоосуществлению личности, если практикующий психолог-консультант не учитывает данный момент.

Современные условия, делающие этот мир еще более функциональным и тем самым еще более «бесчеловечным» (повторяя слова С.Л. Рубинштейна) диктуют перманентную моду на оказание психологической помощи в той ее части, которая эффективно нивелирует страдание, помогает быстро избавится от неприятного напряжения и часто упуская тот момент, в который человек минуя позицию самосубъектных отношений не доходит до рефлексии ценностных основ своего существования, своей онтологической сути.

Заключая вышесказанное, хочется отметить, что вскрытие истины о субъекте всегда было приоритетом психологии бессознательного в той ее части, которая тем или иным образом претендовала на вычерчивание своих методологических основ. Но реальная практика и, если можно так выразится, рыночный спрос на конкретный результат предоставления психологических услуг несколько исказили историческую перспективу развития идей о неосознаваемой детерминации человеческой жизни, о роли и потенциале неосознаваемых ценностей личности, оставив за последней право лишь итоговой констатации событий, в которых у нее оказалась даже не главная роль.

Исправить данное положение мы можем только одним способом - заняв в нашей работе, ежедневной работе психолога-практика, психолога-консультанта либо психотерапевта методологически правильную позицию, при которой оказание ситуативной пусть даже и очень эффективной помощи не будет противоречить процессам самоорганизации жизни человека, его ценностным выборам, росту его личности.

ВЫВОДЫ

Методологически правильная позиция психоаналитика, психотерапевта или консультанта, практикующего виды психологической помощи на иных теоретических основах одна - способствование созданию таких условий, в которых психологическое страдание в кризисной проблемной ситуации будет символизироваться в пространстве рефлексии само-субъектных отношений, позволяя личности занять позицию активного субъекта собственной жизни, задействованного в ее самоорганизации, а не позиции спасающего, ведущего, обучающего, находящегося вместе или, в самом худшем случае - источника психологического ресурса в кризисных ситуациях жизни и становления личности.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. -299 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. / К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, В. В. Знаков, В. А. Кольцова,

101

Ю. Н. Олейник, Б. Н. Тугайбаева и д.р. / Под ред. А. В. Брушлинского. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 576 с.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания Текст / Б. Г. Ананьев. - Л.: Издательство ЛГУ, 1968. -339 с.

4. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь [Текст] / Н. А. Логинова // Принципы развития в психологии. - М.: Наука, 1978. - С. 156-173.

5. Леонтьев А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.

6. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр // Пер. с франц., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2002. - 639 с.

7. Калин В. К. На путях построения теории воли / В. К. Калин // Психологический журнал. - 1989. -Т. 10. - № 2. - С. 46-56.

8. Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - СПб.: «Питер», 2000. - 288 с.

9. Логинова Н. А. Шарлотта Бюллер - представитель гуманистической психологии / Н. А. Логинова // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 154-158.

10. Фрейд З. Печаль и меланхолия / З. Фрейд // В кн. Психология эмоций (тексты) (под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер). - М.: МГУ,1993. - С. 203-212.

11. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. Монография / Э. Шнейдман. - Москва, Издательство Смысл, 2001. - 132 с.

PSYCHOLOGICAL COUNSELING AND PERSONALITY'S LIFE WAY: SELF-ORGANIZATION OR CO-ORGANIZATION?

Maricheva A. V.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation

E-mail: tnu_anastasiya@rambler.ru

This article presents a humanistic approach to operate in Russian psychology, which is also applicable to foreign ideas about the development of psychotherapy as an applied field of personality psychology.

The relationship of domestic and foreign methodological representations is one of the scientific traditions of psychological studies of the Faculty of Psychology of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. The category of self-subjects relations in the context of organizing the life path of an individual and efforts to organize one's life path imply moments of self-organization in the presence of the Other with the help of a narrative within the framework of rendering counseling and psychotherapeutic assistance, the methodological guidelines of which are considered in this article.

In the modern world, seeking psychological help is partly marked by the tendency to slip away from the tension, which in no way contributes, to the self-realization of the individual, if the practicing psychological counselor does not take this moment into account.

The discovery of the truth about the subject has always been a priority of the psychology of the unconscious. However, the real practice and, if I may say so, the market demand for a specific result of the provision of psychological services somewhat distorted the historical perspective of the development of ideas about the unconscious determination of human life, about the role and potential of unconscious personal values.

102

MapuneBa A. B.

We can only correct this situation by taking a methodologically correct position in our daily work of a practicing psychologist, counseling psychologist or psychotherapist.

Psychotherapist help does not contradict the processes of self-organization of a person's life and its value choices, the growth of his personality.

Methodologically, the correct position of a psychoanalyst, psychotherapist or consultant is to create conditions in which psychological suffering in a crisis problem situation will be symbolized in the space of reflection of self-subjects relations, allowing the individual to take the position of an active subject of his own life involved in its self-organization.

Keywords: psychological counseling, psychotherapy, the life course of the individual, self-subject relations.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A., Strategy oflife, 299 p. (Mysl', Moscow, 1991).

2. Abulkhanova-Slavskaya K.A., Antsiferova L.I., Znakov V.V., Koltsova V.A., Oleinik Yu.N., Tugaibaeva B.N. and Brushlinsky A.V., Psychological science in Russia of the XX century: problems of theory and history, 576 p. (Publishing House "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", Moscow 1997).

3. Ananiev B.G., Man as a subject of knowledge, 339 p. (Leningrad State University Publishing House, Leningrad, 1968).

4. Loginova N.A., Personality development and its life way, Principles of development in psychology, p. 156-117 (Science, Moscow, 1978).

5. Leontiev A.N., Image of the world, Selected psychological works, 200 p. (Pedagogy, Moscow, 1985).

6. Sartre J.-P., Being and Nothing. Experience of phenomenological ontology, Trans. from French, foreword, footnote V.I. Kolyadko, 639 p. (Republic, Moscow, 2002).

7. Kalin V.K., On the ways of building a theory of will, Psychological Journal, 10, 2, 46 (1989).

8. Ilyin E.P., Psychology of Will, 288 p. (Peter, SPb., 2000.)

9. Loginova N.A., Charlotte Bueller - representative of humanistic psychology, Questions of psychology, 1, 154 (1980).

10. Freud Z., Sadness and Melancholy, Psychology of Emotions (Texts), (edited by V.K. Vilyunas, Yu.B. Gippenreiter), p. 203-212 (MSU, Moscow, 1993).

11. Schneidman E., Soul of a suicide. Monograph, 132 p. (Publishing House Smysl, Moscow, 2001).

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.