Научная статья на тему 'Типологические особенности самодетерминации жизни'

Типологические особенности самодетерминации жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / ДЕЙСТВИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ / МОТИВАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / SELF-DETERMINATION OF PERSONAL LIFE / ACTIONS ON ORGANIZATION OF LIFE / MOTIVATION / FUNCTIONAL TYPE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесникова В.И.

В статье представлены основные научные подходы к изучению мотивации поведения человека, его личностных особенностей и психологического благополучия. Подробно описаны базовые положения теория самодетерминации, как с позиций зарубежной психологии, так и отечественного подхода. В эмпирическом исследовании установлена специфика функционально-психологических особенностей (по К.Г. Юнгу) и стилевой саморегуляции поведения человека (по В.И. Моросановой) у студентов различных специальностей КФУ им. В.И. Вернадского, которая обусловлена отдельными видами действий по организации жизни (ДОЖ). Показано, что самодетерминация является такой характеристикой, которая может способствовать реализации современных молодых людей в профессиональном и карьерном плане, обеспечивая их конкурентоспособность; также она может оказывать положительное влияние на раскрытие личностного потенциала юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF SELF-DETERMINATION OF A PERSON'S LIFE

The term "self-determination" was proposed and elaborated by American scientists Edward L. Desi and Richard M. Ryan. The theory developed by Desi and Ryan touches upon one of the most difficult problems, which is not widely represented in foreign, and especially in Russian psychology the problem of self-determination. The theory of self-determination is considered to be positive psychology, the purpose of which is to direct the attention of psychological science not so much to the correction of negative, but to the construction of positive components of human psychology. This theory touches upon one of the difficult problems the problem of self-determination. The problem of one's own activity, one's ability to choose the direction of self-development is brought to the fore. In the main idea of the theory, the most creatures is postulating the presence of human abilities and opportunities for a healthy and fulfilling life. And if from the very childhood the conditions of existence of the child contribute to the freedom of choice of activity, area of interest, if they provide a wide range of opportunities without imposing unnecessary restrictions, all this contributes to the fact that the child, and later adult, will be a healthy and full-fledged personality. The psychological criterion of self-determination is the flexibility of a person to manage their own interactions with the environment. Being self-determined, a person acts on the basis of his own choice, not on the basis of obligations or coercion, and this choice is based on the awareness of his needs and their comparison with external conditions. Self-determination includes managing one's environment or one's actions aimed at the result, but it can also include giving up control. Self-determination acts not only as a need, but also as a qualitative characteristic of human behavior. Self-determination refers to a person's ability to choose and make choices, to feel, rather than reinforcements, incentives or any other forces that can also act as a determinant of his behavior. At the same time, it is the person, his beliefs, desires and aspirations that are the source and cause of his behavior, and successes or failures in actions are explained by the effectiveness of self-regulation. This indicates the great role of the internal locus of control and will in ensuring self-determination of behavior. Its distinctive feature is the flexibility of a person in the management and interaction between themselves and the environment, i.e. a person is able to build behavior in specific conditions to act in accordance with the requirements and achieve the goal. For us, the opinion about the nature of the phenomenon of self-determination, which was formulated By E. L. Desi and R. M. Ryan, is of fundamental importance and further in more detail it is studied by V. K. Kalin. He noted that self-determination involves the activity of the individual in relation to the outside world and his own psychological processes, but it is not an innate need, as stated by E. L. Desi and R. M. Ryan. Its formation takes place in the process of human mental development on the basis of gradually emerging and converging with each other the desire for freedom (as a person's readiness for action) and responsibility (as the highest form of self-regulation) in his behavior. In our study, we tried to establish the specifics of functional and psychological characteristics (by Jung) and the style of self-regulation of human behavior (by V.I. Morosanova) in students, due to certain types of actions for the organization of life (the AOL). The greatest interest in the framework of our work is the study of the manifestation of functional and psychological characteristics (according to K. G. Jung) in subjects with high and low values of the total the AOL index. The selection of representatives of "extreme" types of DOGE was carried out on the basis of data obtained in the direct psychodiagnosis of the AOL using the author's technique E. Kolesnikov. The hypothesis of our study is that if the representatives of the same psychological type of personality found a stable set of actions for the organization of life, we can talk about the typological features of self-determination of life. Thus, the problem of self-determination is one of the most relevant for modern psychological science. During the experimental study, it was found that modern young people tend to a high desire for self-determination. Its indicators correlate with vitality, purpose, basic beliefs and life satisfaction, which we consider as the main components of personality-personal potential. As evidenced by the results of factor analysis, selfdetermination is part of its structure and can be combined with different value orientations on the activity. It is obvious that self-termination is a characteristic that can contribute to the implementation of modern young people in professional and career terms, ensuring their competitiveness. It can have a positive impact on the personal potential of boys and girls, as it ultimately allows them to get out of the power of circumstances and their own needs.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности самодетерминации жизни»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 3. С. 86-96.

УДК: 159.964.28

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ЖИЗНИ

Колесникова В. И.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: vikolesn@ya.ru

В статье представлены основные научные подходы к изучению мотивации поведения человека, его личностных особенностей и психологического благополучия. Подробно описаны базовые положения теория самодетерминации, как с позиций зарубежной психологии, так и отечественного подхода. В эмпирическом исследовании установлена специфика функционально-психологических особенностей (по К.Г. Юнгу) и стилевой саморегуляции поведения человека (по В.И. Моросановой) у студентов различных специальностей КФУ им. В.И. Вернадского, которая обусловлена отдельными видами действий по организации жизни (ДОЖ). Показано, что самодетерминация является такой характеристикой, которая может способствовать реализации современных молодых людей в профессиональном и карьерном плане, обеспечивая их конкурентоспособность; также она может оказывать положительное влияние на раскрытие личностного потенциала юношей и девушек. Ключевые слова: самодетерминация жизни личности, действия по организации жизни, мотивация, функциональный тип личности.

ВВЕДЕНИЕ

В современной жизни необходимо быть готовым к различным изменениям действительности, поэтому необходимо отказаться от всех стереотипов и занять свою позицию по отношению к процессам, происходящим в современном мире [1]. Успех действий людей во многом будет зависеть от их готовности к личной деятельности, а также от способности проявлять инициативу в отношении личностного роста и развития. Также необходимо действовать как источник и причина собственного поведения. Поэтому самодетерминация способна раскрыть ценность одних личностных характеристик для жизни человека и в больше мере развить другие, т. е. непосредственно связана с личностным потенциалом.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В зарубежной психологии самодетерминация является одним из основных научных подходов к изучению личностных особенностей человека, мотивов его поведения, а также психологического благополучия. Термин «самодетерминация» был введен американскими учеными Эдвардом Деси и Ричардом М. Райаном. Эта теория затрагивает одну из важнейших проблем, которая недостаточно хорошо освещена в зарубежной, а тем более представлена в современной российской психологии. «Теория самодетерминации нацелена на определение факторов, которые питают врожденный человеческий потенциал и на исследование процессов

и условий, которые способствуют здоровому развитию и эффективному функционированию индивидов, групп и сообществ» [2, с. 74]. Очень часто окружающая среда может мешать здоровой самореализации и навязывать такие стандарты, которые могут негативно сказаться на психике человека. Поэтому важной практической задачей является определение условий, способствующих или препятствующих нормальному развитию, и поиск тех ресурсов в человеке, которые могли бы противостоять негативному влиянию окружающей среды, при этом не нанося себе ущерба. Теория самодетерминации является позитивной психологией, цель которой - направить внимание психологической науки на конструирование позитивных компонентов психологии человека. Эта теория затрагивает одну из сложных проблем - проблему самодетерминации. Существует проблема собственной деятельности личности, ее способности к саморазвитию. Основной идеей теории является наличие у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. Если с раннего детства условия, в которых находится ребенок, будут способствовать обеспечению свободы выбора деятельности, сферы интересов, то все это приведет к тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, станет здоровой и полноценной личностью. Теория самодетерминации связана с диалектической оппозицией активного «Я», а также различных внешних и внутренних условий, с которыми личность сталкивается в процессе развития [2, с. 239]. В разработанной теории Э. Деси и Р. Райана базовым понятием является самодетерминация (автономия). В первую очередь рассматривается проблема собственной активности человека, его способности самостоятельно выбирать направление саморазвития. Говоря об основной идее теории, наиболее важным является наличие у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. Основным психологическим критерием данного понятия является гибкость личности в управлении собственным взаимодействием с окружающей средой. Будучи самодетерминированным, человек действует на основе собственного выбора, а не на основе каких-либо обязательств или принуждения. Этот выбор базируется на осознании своих потребностей и сопоставлении их с внешними условиями. Термин «самодетерминация» включает управление своими действиями, направленными на результат или окружающую среду, но может также включать отказ от контроля.

Базовые положения данной теории были сформулированы применительно к проблеме мотивации поведения личности в 80-е годы XX века. При объяснении причин поведения человека эта теория учитывает не только воздействие на него окружающей среды, но и его собственные стремления, а также способность координировать внешние требования с его потенциалом для достижения поставленной цели [1, 3].

Если задать следующий вопрос: есть ли у людей свобода воли или какие-то другие факторы, определяющие наше поведение? На него можно ответить по-разному. Ответ, который дает рассматриваемая теория - иногда да, иногда нет. Она отражает то, что происходит с нашей самодетерминацией в каждый данный момент времени.

87

Когда мы говорим о свободе воли, можем ли мы говорить, что наш личный опыт влияет на Вселенную? Этот вопрос касается нашей жизни в каждый момент времени. Она характеризует процессы, происходящие в организме на физическом и биологическом уровнях. Так как мы все являемся носителями определенной культуры, то можно сказать, что все эти аспекты находятся в постоянном взаимодействии. По некоторым данным, люди, живущие в России, ощущают большее влияние культуры [4].

До разработки теории самодетерминации, говорили о внутренних и внешних аспектах мотивации, которые противостояли друг другу. В современной зарубежной психологии существуют пять основных типов мотивации: амотивация, внешняя мотивация, интроецированная мотивация, идентифицированная и внутренняя мотивация. В соответствии с континуумом рассматриваемого феномена, эти регуляторные типы могут быть организованы в последовательности от амотивации к внутренней мотивации.

Теоретическое и экспериментальное развитие данного направления продолжается в рамках следующих теорий: организмической интеграции, когнитивной оценки, причинно-следственных ориентаций, основных психологических потребностей и содержания целей. В настоящее время довольно часто в качестве синонимов используются понятия «самодетерминация» и «автономiя», хотя второй из них шире, поскольку допускает иные толкования.

По данным зарубежных психологов, самодетерминация имеет три основные психологические потребности, которые являются врожденными: потребность в самодетерминации (или автономии), потребность в компетентности и потребность в близких отношениях с другими людьми. Потребность в самодетерминации включает в себя желание человека самостоятельно управлять своими действиями и поведением. Ее удовлетворение тесно связано с двумя другими и не может быть достигнуто без них.

Самоопределение может выступать не только как потребность, но и как качественная характеристика поведения человека. Самодетерминация понимается как способность человека выбирать и делать выборы, а также чувствовать себя, а не подкрепления, стимулы или какие-либо другие силы, которые также могут выступать в качестве детерминант его поведения. В это же время человек является источником и причиной своего поведения, убеждений, желаний и стремлений. А его успехи или неудачи в действиях объясняются эффективностью саморегуляции. Это может свидетельствовать о большой роли внутреннего локуса контроля и воли в обеспечении самодетерминации поведения. Важной особенностью самодетерминации является гибкость в управлении и взаимодействии между собой и окружающей средой. Это означает, что человек способен выстраивать поведение в конкретных условиях таким образом, чтобы действовать в соответствии с требованиями и достигать поставленной цели. Психологический смысл понятия самодетерминации заключается в том, что человек на определенном этапе своего развития сознательно начинает организовывать собственную жизнь, а значит, определять собственное личностное развитие.

88

Самодетерминация может включать как контроль над собственной средой, так и выбор в пользу прекращения такого контроля. Эмпирическими критериями данного феномена могут быть такие психологические характеристики, как креативность, спонтанность, заинтересованность и личностная значимость, чувство свободы, а также индивидуальные психолингвистические показатели (преобладание глагола «хочу» над «должен»).

Становление самодетерминации способствует формированию внутренней мотивации, являющейся основой автономного поведения человека, а также повышению уровня сложности поставленной задачи. Она может способствовать гармонизации отношений с другими людьми, а также уменьшить стресс. Такое независимое поведение позволяет человеку стать подлинным и действовать в соответствии со своим собственным "Я". Возможность самодетерминации в той или иной сфере жизни человека (профессиональной, образовательной деятельности, лечебном процессе) создает условия для достижения высоких результатов и укрепления его психологического благополучия.

Для нас принципиальное значение имеет мнение о природе феномена самодетерминация, сформулированное Э. Л. Деси и Р. М. Райаном и более подробно изученное В.К. Калиным [5]. Он указывал, что рассматриваемое понятие подразумевает активность индивида по отношению к внешнему миру и собственным психологическим процессам, но при этом отмечал, что оно не является врожденной потребностью, как указывали американские ученые. Ее формирование происходит в процессе психического развития человека на основе постепенно формирующихся и сближающихся друг с другом стремления к свободе (как готовности человека к действию) и ответственности (как высшей формы саморегуляции) в его поведении.

Д. Леонтьев [6] отмечал, что самодетерминация является важной составляющей личностного потенциала. Под личностным потенциалом он понимал «системную организацию индивидуально-психологических особенностей личности», которая лежит в основе ее способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в деятельности и в то же время сохранять устойчивость смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменения внешних условий.

Изучению феномена саморегуляции поведения и деятельности посвящен ряд работ В.И. Моросановой [7, 8]. В этих исследованиях в качестве основных звеньев системы саморегуляции выступают планирование, моделирование, программирование, оценка результатов индивидом своей деятельности, которые связаны с такими ее свойствами, как гибкость и самостоятельность. Навыки моделирования позволяют субъекту проектировать программы действий, адекватные условиям текущей ситуации и их развитию в будущем.

По словам В.И. Моросановой, эти пять факторов формируют стилевые особенности саморегуляции поведения. «Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, как человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия...». Эти представления входят в понятие «индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности

89

человека» - новом направлении в изучении проявлений особенностей стиля человека.

Эмпирическое исследование: в нашем исследовании мы попытались установить специфику функционально-психологических характеристик (по Юнгу) и стилевой саморегуляции поведения человека у студентов различных факультетов КФУ, обусловленную определенными видами действий по организации жизни. Важно отметить, что в юнгианской психологии каждый человек обладает не только индивидуальными особенностями, но и свойствами, характерными для одного из восьми функционально-психологических типов личности. Каждый психологический тип личности, описанный К. Г. Юнгом, демонстрирует различные аспекты функционирования человеческой психики и конкретный стиль деятельности, который преобладает у каждой личности. Как известно, К. Г. Юнг выделил два типа установки - экстраверсию и интроверсию, а также ведущую функцию, которая является чувствующей, мыслительной, ощущающей или интуитивной. При этом он отмечает функционально-типологическую дифференциацию с самого раннего возраста, поэтому можно говорить о ней как о врожденной.

В связи с вышеизложенным мы попытались выяснить, влияет ли функционально-психологический тип личности на ее особенности самодетерминации жизни?

Большой интерес в рамках нашей работы представляет изучение проявлений функционально-психологических особенностей [9] (по К. Г. Юнгу) у испытуемых со значениями общего показателя действий по организации жизни. Отбор представителей «крайних» типов действий по организации жизни осуществлялся на основе данных, полученных при непосредственной психодиагностике действий по организации жизни с помощью авторской методики Е. Колесникова [10].

Количество испытуемых, принявших участие в исследовании, составило 300 человек. Все они студенты дневного отделения различных факультетов КФУ им. В.И. Вернадского. По результатам нашего исследования в классификации действий по организации жизни можно выделить два относительно самостоятельных блока действий по организации жизни, которые в дальнейшем могут послужить основой для типологии преодоления проблемных ситуаций.

Первый комплекс действий по организации жизни - это действия по планированию, адаптации, аксиологической оценке и резюмированию в процессе преодоления проблемных ситуаций. Испытуемые, которые набрали высокие количественные показатели по указанным видам действий, но низкие по второму блоку (действия по организации жизни по поиску информации, по решению актуальной проблемной ситуации, по эмоционально-волевой регуляции и по дезактивации) склонны к планированию, основанному на субъективных предпочтениях, а не на объективной информации, на аксиологическом оценивании и анализе проблемной ситуации; однако при этом они не полагаются на объективные факты, а на субъективную интерпретацию ситуации в свою пользу. Можно утверждать, что эти субъекты более активны в оценке проблемной

90

ситуации, чем в ее непосредственном решении. Данный вид преодоления проблемной ситуации может быть обозначен как адаптивно-оценочный.

Студенты, набравшие высокие баллы по второму блоку действий по организации жизни, больше ориентированы на поиск объективной информации о проблемной ситуации и поэтому способны быстро менять программу действий при изменении внешних условий проблемной ситуации. В ходе исследования у этих испытуемых была диагностирована способность к саморегуляции через эмоционально-волевую регуляцию и дезактивацию функциональной структуры психики (термин В. К. Калина). Такой вид преодоления проблемной ситуации мы сможем обозначить как регуляторно-преобразовательный. Студенты, принадлежащие к данному типу преодоления проблемной ситуации, получили более низкие показатели по шкале выраженности проблемных ситуаций жизни, чем студенты, принадлежащие к адаптивно-оценочному типу личности.

Гипотеза нашего эмпирического исследования заключается в следующем: если у представителей одного и того же психологического типа личности обнаруживается устойчивый набор действий для организации жизни, то можно говорить о типологических особенностях самодетерминации жизни.

В группе студентов с высокими показателями деятельности по организации жизни преобладают высокие показатели по экстравертному и интровертному мышлению. А в группе студентов с низкими значениями общего показателя действий по организации жизни преобладают высокие показатели по экстравертному и интровертному ощущению.

Эта взаимосвязь высоких показателей действия по организации жизни и высоких показателей по экстравертному и интровертному мышлению не случайна. Полученные результаты коррелируют с классическими данными о типичных формах поведения экстравертных и интровертных мыслителей. Так, например, мы находим ряд признаков того, что экстравертные мыслители склонны планировать свою деятельность; они превосходны в организации любого бизнеса, при этом подчиняя как себя, так и других, определенной «интеллектуальной формуле»: системе правил, идеалов и принципов. Идеи и мысли их слишком глубоки и необычны, поэтому сложно объяснить их другим. Мышление в этой установке вызывает вопросы и теории, его мотивация всегда исходит изнутри. Они сосредоточены на прояснении идей и особенно примечательны в латентном мышлении.

Корреляцию низких показателей по организации жизни и высоких показателей в экстравертных и интровертных ощущениях можно рассматривать таким образом: у психологических типов экстравертного ощущения доминирует очень сильная сенсорная связь с внешним миром и отсутствует понимание абстрактной реальности. Они ориентированы на конкретное наслаждение реальной жизнью. Их мышление объясняется объективными причинами или влиянием других людей. Экстравертно-сенсорные типы личности хорошо приспособлены к реальности, к существующим вещам. Только в сфере осязаемой реальности они могут свободно дышать. Они жаждут действий и уважают свою потребность в свободе.

91

Сиюминутность, принцип «здесь и сей час», спонтанность и удовольствие - саме привлекательные для них установки.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в выделенных группах низким показателями по всем видам действий по организации жизни соответствуют низкие показатели по всем шкалам стилевой саморегуляции поведения человека.

Эти результаты имеют большое теоретическое и практическое значение.

В 1 -й выборке (высокие показатели действий по организации жизни в проблемных ситуациях семейных отношений) наблюдаются высокие показатели по шкале гибкости, что может свидетельствовать о возможности перестройки системы саморегуляции в связи с изменениями внешних и внутренних условий. Испытуемые с высоким уровнем гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. Студенты, относящиеся к этой выборке, могут легко изменить свои планы и программу действий. Они также способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Низкие значения по шкале планирования в проблемных ситуациях в этой группе указывают на низкую потребность в планировании. Планы таких субъектов подвержены частым изменениям, поставленные цели редко достигается. Такие студенты предпочитают не думать о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно не самостоятельно. Низкие значения по шкале моделирования приводят к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что может проявиться в фантазировании. Последнее может сопровождаться резкими изменениями отношения к развитию ситуации, последствиями своих действий.

Во 2-й выборке (с высокими показателями действий по организации жизни в проблемных ситуациях, которые связаны с материальным и социальным статусом субъекта) при высоких показателях по шкале планирования у студентов формируется потребность в сознательном планировании своей деятельности; их планы реалистичны, эффективны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. Студенты, показавшие высокие показатели по шкале моделирования обладают врожденной способностью выделять значимые условия для достижения поставленной цели. Это проявляется как в текущей ситуации, так и в будущем, что выражается в адекватности программ действий планам действий, в соответствии полученных результатов с принятыми целями. Для студентов с высокими показателями общего уровня саморегуляции характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции. Такие студенты самостоятельны, адекватно реагируют на изменяющиеся условия. Следовательно, мы можем утверждать, что чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек осваивает новые виды деятельности. Такие личности чувствует себя увереннее в незнакомых ситуациях, их успехи в обычной деятельности более стабильны. Студенты с низкими показателями по шкале гибкости в быстро меняющейся внешней среде чувствуют себя неуверенно и очень часто им трудно приспособиться к изменениям в окружающей реальности и образу жизни.

В 3 -й выборке (с высокими показателями действий по организации жизни в валеологических проблемных ситуациях) мы можем наблюдать высокие показатели по шкале планирования и низкие - по шкале моделирования и гибкости.

92

В 4-й выборке (с высокими показателями действий по организации жизни в проблемных ситуациях профессиональной деятельности) представлены высокие показатели по шкале планирования, моделирования, программирования, самостоятельности и общего уровня саморегуляции. Высокие показатели по шкале программирования могут говорить о необходимости обдумывания человеком способов своих действий и поведения для достижения поставленных целей. Высокие показатели по шкале самостоятельности указывают на независимость, автономность в организации активности человека, а также его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать, как промежуточные, так и окончательные результаты.

Студенты в возрасте от 18 до 24 лет имеют высокие количественные показатели действий по организации жизни с ярко выраженной внешней компонентой и относительно низкие показатели действий по организации жизни с ярко выраженной внутренней компонентой.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проблема самодетерминации весьма актуальна для современной отечественной психологической науки. В ходе эмпирического исследования, было установлено, что современные студенты КФУ имеют высокое стремление к самодетерминации. Изучение особенностей самодетерминации жизни человека при различных функционально-психологических типах личности показало наличие сложных косвенных взаимосвязей индивидуальной структуры самодетерминации и психологического типа личности (по К. Г. Юнгу). Подводя итог исследованию типологических особенностей самодетерминации жизни, можно утверждать, что при преодолении проблемных жизненных ситуаций, экстраверты предпринимают действия по организации жизни с ярко выраженной внешней компонентой, в то время, когда действия по организации жизни с ярко выраженной внутренней компонентой имеют относительно небольшую представленность среди способов взаимодействия с миром. Обратная картина наблюдается у интровертов: при четкой выраженности действий по организации жизни с ярко выраженной внутренней составляющей они практически не опираются на действия с выраженной внешней составляющей. Также было доказано, что самодетерминация является психологической характеристикой, которая может способствовать реализации современных студентов в профессиональном и карьерном планах. Она также может оказать положительное влияние на личностный потенциал молодых людей, поскольку в конечном счете позволит им выйти из-под влияния обстоятельств и собственных потребностей. Анализ трудностей, с которыми сталкивается молодежь в реалиях нашего меняющегося общественно-политического и социального строя, пытаясь реализовать свой потенциал, может оказать влияние на создание более благоприятных социально-психологических условий для ее личностного роста и развития.

93

Список литературы:

1. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. - М. : Смысл, Академия, 2006. -336 с.

2. Deci E. L. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior / E. L. Deci, R. M. Ryan. -New York: Plenium press, 1985а.

3. Леонтьев Д. А. Психология свободы / Д. А. Леонтьев. URL: http://i-psy.ru/content/view/87/119/2.

4. Sheldon K. M. Optimal Human Being: An Integrated Multi-level Perspective / K. M. Sheldon. -Mahwah, NJ: Psychology Press, 2004.

5. Калин В. К. Анализ самоорганизации и самодетерминации активности личности с позиций системного похода / В. К. Калин // Наука i освгга. - 1999. - № 1-2. С. 45-48.

6. Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2002. - 343 с.

7. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98 / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. - 2000. - № 2.

8. Morosanova V. I., Konoz E. M. Stylistic self-regulation of behavior // Problems. psychol. - 2000. - № 2. - P. 118-127.

9. Колесникова В. И. Опросник «Юнгианская типология личности» / В. И. Колесникова // Наука i освгга. - 2001. - № 3. - С. 52-64.

10. Колесников Е. П. Опросник «Изучение действий по организации жизни» / Е. П. Колесников // Наука i освгга. - 2001. - № 2. - С. 36-44.

TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF SELF-DETERMINATION OF

A PERSON'S LIFE

Kolesnikova V. I.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation E-mail: vikolesn@ya.ru

The term "self-determination" was proposed and elaborated by American scientists Edward L. Desi and Richard M. Ryan. The theory developed by Desi and Ryan touches upon one of the most difficult problems, which is not widely represented in foreign, and especially in Russian psychology - the problem of self-determination.

The theory of self-determination is considered to be positive psychology, the purpose of which is to direct the attention of psychological science not so much to the correction of negative, but to the construction of positive components of human psychology. This theory touches upon one of the difficult problems - the problem of self-determination. The problem of one's own activity, one's ability to choose the direction of self-development is brought to the fore. In the main idea of the theory, the most creatures is postulating the presence of human abilities and opportunities for a healthy and fulfilling life. And if from the very childhood the conditions of existence of the child contribute to the freedom of choice of activity, area of interest, if they provide a wide range of opportunities without imposing unnecessary restrictions, all this contributes to the fact that the child, and later adult, will be a healthy and full-fledged personality.

The psychological criterion of self-determination is the flexibility of a person to manage their own interactions with the environment. Being self-determined, a person acts on the basis of his own choice, not on the basis of obligations or coercion, and this choice is based on the awareness of his needs and their comparison with external conditions.

94

Self-determination includes managing one's environment or one's actions aimed at the result, but it can also include giving up control.

Self-determination acts not only as a need, but also as a qualitative characteristic of human behavior. Self-determination refers to a person's ability to choose and make choices, to feel, rather than reinforcements, incentives or any other forces that can also act as a determinant of his behavior. At the same time, it is the person, his beliefs, desires and aspirations that are the source and cause of his behavior, and successes or failures in actions are explained by the effectiveness of self-regulation. This indicates the great role of the internal locus of control and will in ensuring self-determination of behavior. Its distinctive feature is the flexibility of a person in the management and interaction between themselves and the environment, i.e. a person is able to build behavior in specific conditions to act in accordance with the requirements and achieve the goal.

For us, the opinion about the nature of the phenomenon of self-determination, which was formulated By E. L. Desi and R. M. Ryan, is of fundamental importance and further in more detail it is studied by V. K. Kalin. He noted that self-determination involves the activity of the individual in relation to the outside world and his own psychological processes, but it is not an innate need, as stated by E. L. Desi and R. M. Ryan. Its formation takes place in the process of human mental development on the basis of gradually emerging and converging with each other the desire for freedom (as a person's readiness for action) and responsibility (as the highest form of self-regulation) in his behavior.

In our study, we tried to establish the specifics of functional and psychological characteristics (by Jung) and the style of self-regulation of human behavior (by V.I. Morosanova) in students, due to certain types of actions for the organization of life (the AOL).

The greatest interest in the framework of our work is the study of the manifestation of functional and psychological characteristics (according to K. G. Jung) in subjects with high and low values of the total the AOL index. The selection of representatives of "extreme" types of DOGE was carried out on the basis of data obtained in the direct psychodiagnosis of the AOL using the author's technique E. Kolesnikov.

The hypothesis of our study is that if the representatives of the same psychological type of personality found a stable set of actions for the organization of life, we can talk about the typological features of self-determination of life.

Thus, the problem of self-determination is one of the most relevant for modern psychological science. During the experimental study, it was found that modern young people tend to a high desire for self-determination. Its indicators correlate with vitality, purpose, basic beliefs and life satisfaction, which we consider as the main components of personality-personal potential. As evidenced by the results of factor analysis, self-determination is part of its structure and can be combined with different value orientations on the activity. It is obvious that self-termination is a characteristic that can contribute to the implementation of modern young people in professional and career terms, ensuring their competitiveness. It can have a positive impact on the personal potential of boys and girls, as it ultimately allows them to get out of the power of circumstances and their own needs.

95

Keywords: self-determination of personal life, actions on organization of life, motivation, functional type of personality.

References

1. Gordeeva T.O., The Psychology of achievement motivation, 336 p. (Sense, Academy, Moscow, 2006).

2. Deci E.L. and Ryan R.M., Intrinsic motivation and self-determination in human behavior, (Plenium press, New York, 1985a).

3. Leont'ev D.A., Psychology of freedom. URL: http://i-psy.rU/content/view/87/119/2.

4. Sheldon K.M., Optimal Human Being: an Integrated Multi-level Perspective, (Mahwah, NJ: Psychology Press, 2004).

5. Kalin V.K., Analysis of self-organization and self-determination of the activity of the person from positions of the system approach, Science and education, 1-2, 45 (1999).

6. Modern psychology of motivation, ed. D. A. Leont'ev, 343 p. (Sense, Moscow, 2002).

7. Morosanova V.I., Questionnaire" Style of self-regulation of behavior-SSP-98, Questions of psychology, 2, (2000).

8. Morosanova V.I. and Konoz E.M., Stylistic, self-regulation of behavior, Problems. psychol., 2, 118 (2000).

9. Kolesnikova V.I., A Questionnaire "Jungian personality typology", Science and education, 3, 52 (2001).

11 Kolesnikov E.P., Questionnaire "Study of the organization of life", Science and education, 2, 36 (2001).

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.