Научная статья на тему 'Некоторые аспекты стилевой саморегуляции поведения у студентов'

Некоторые аспекты стилевой саморегуляции поведения у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / STYLISTIC SELF-REGULATION OF BEHAVIOR / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ / ДЕЙСТВИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ / INDIVIDUALLY-TYPOLOGICAL FEATURES OF INDIVIDUAL ACTIONS ON THE ORGANIZATION OF LIFE / РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ / RESOLUTION OF THE PROBLEM SITUATION / THE ORGANIZATION OF A PERSON''S LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесников Е.П.

Статья посвящена изучению стилевой саморегуляции поведения (по В. И. Моросановой) у студентов. Способность перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий является одной из важнейших особенностей адаптивного поведения и может рассматриваться в качестве отдельной копинг-стратегии при разрешении жизненных трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF STYLISTIC OF SELF-REGULATION OF BEHAVIOUR OF STUDENTS

In previous works presented in this volume, it was uncovered psychological specificity of action for the organization of life, presents the author's technique of the AOL for their study and found some functional-typological features of the organization of a person's life. In this article, the main task is seen asking the stylistic features of self-regulation of behavior in students. The purpose of this article is to establish the specificity of functional and psychological characteristics (Jung C.G.) and stylistic self-regulation of human behavior (for Morosanova V.I.) students due to certain types of actions on the organization of life (the AOL). The greatest interest in the framework of our work is the study of functional manifestations of psychological characteristics (according Jung) in subjects with high and low values of the total score AOL. The selection of the representatives of the "extreme" types on the AOL was carried out on the basis of data obtained from the immediate psychodiagnostics the AOL via the author's technique. Subjects with high scale simulation capable of releasing important conditions for achieving the goals in the current situation, as well as in promising future, which is manifested in the adequacy of the Programme Action Plan activities, according to the results received goals. For subjects with high general level of self-awareness, and is characterized by interconnectivity in the overall structure of an individual regulation of the regulatory units.Such subjects are independent, adequately react to changing conditions. The higher the overall level of conscious self-regulation, the easier the person takes possession of new types of activity, feel confident in unfamiliar situations, the more stable its success in the usual activities. Subjects with low on the scale of flexibility in a rapidly changing environment feel insecure, difficult to get used to the change of life, a change of scenery and lifestyle. Ability to restructure the system of self-regulation in connection with the change of external and internal environment is one of the most important features of adaptive behavior and can be considered as a separate coping strategies in resolving the difficulties of life.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты стилевой саморегуляции поведения у студентов»

ПСИХОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 69-77.

УДК: 159.99

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТИЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У

СТУДЕНТОВ

Колесников Е. П.

Таврическая академия ФГАО ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»

E-mail: kotj@list.ru

Статья посвящена изучению стилевой саморегуляции поведения (по В. И. Моросановой) у студентов. Способность перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий является одной из важнейших особенностей адаптивного поведения и может рассматриваться в качестве отдельной копинг-стратегии при разрешении жизненных трудностей.

Ключевые слова: стилевая саморегуляция поведения, индивидуально-типологические особенности личности, действия по организации жизни, разрешение проблемной ситуации, организации жизни личности.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. В предыдущих работах, представленных в данном сборнике, была раскрыта психологическая специфика действий по организации жизни, представлена авторская методика ДОЖ для их изучения, а также выявлены некоторые функционально-типологические особенности организации жизни личности. В данной статье в качестве основной задачи рассматривается выяснение стилевых особенностей саморегуляции поведения у студентов.

Цель исследования - изучить взаимосвязь функционально-типологических детерминант личности студентов с их стилевыми особенностями поведения и деятельности.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Изучению феномена саморегуляции поведения и деятельности посвящен ряд работ В. И. Моросановой [4], [5], [6], [7]. В этих исследованиях в качестве основных звеньев системы саморегуляции называются планирование, программирование и оценка результатов личностью своей деятельности, которые связываются с такими ее свойствами, как гибкость и самостоятельность. По

В. И. Моросановой, эти пять факторов являются образующими стилевых особенностей саморегуляции поведения. «Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны» [7, 118]. Эти представления являются частью концепции под общим названием «Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека» - нового направления в изучении проявлений особенностей стиля человека, которое разрабатывается В. И. Моросановой и ее сотрудниками (см. порядковые номера работ в начале абзаца).

Положения В. И. Моросановой о пяти звеньях системы саморягуляции лежат в плоскости наших исследований, в связи с этим приведем краткую характеристику каждого из них, данную самим автором [7, 121 - 122].

Планирование представляет собой процесс, характеризующий «...индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности» [7, 121]. Для человека с высокоразвитыми способностями к планированию характерна реалистичность, детализированность, иерархичность выстраиваемых им планов, а также самостоятельность в постановке целей деятельности.

Моделирование характеризует «.индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности» [там же]. Развитые навыки моделирования позволяют субъекту конструировать программы действий, адекватные как условиям текущей ситуации, так и их развитию в перспективном будущем.

Программирование - процесс, характеризующий индивидуальные особенности осознанного программирования человеком своих действий. Этот когнитивный процесс позволяет субъекту «.продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ» [там же].

Оценивание результатов характеризует процесс адекватной оценки испытуемым самого себя и результатов своей деятельности. При этом важно умение оценивать не только позитивные, но и негативные последствия ситуации: «Субъект адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий» [7, 122].

Гибкость - это «регуляторно-личностное свойство», характеризующее способность субъекта к перестройке системы саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. При возникновении непредвиденных обстоятельств или при рассогласовании результатов деятельности с ее целью это свойство субъекта проявляется в его умении «.быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий» [там же].

Самостоятельность принадлежит к группе регуляторно-личностных свойств и «.характеризует развитость регуляторной автономности» [там же]. Высокая степень

самостоятельности субъекта обнаруживается в автономной организации собственной активности, в «.его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности».

Задача данной статьи заключается в том, чтобы установить специфику функционально-психологических особенностей (по Юнгу) и стилевой саморегуляции поведения человека (по В. И. Моросановой) у студентов, обусловленную отдельными видами действий по организации жизни (ДОЖ).

Наибольший интерес в рамках нашей работы представляет исследование проявления функционально-психологических особенностей (по К. Г. Юнгу) у испытуемых с высокими и низкими значениями общего показателя ДОЖ. Отбор представителей «крайних» типов по ДОЖ осуществлялся на основании данных, полученных при непосредственной психодиагностике ДОЖ с помощью авторской методики. Процедура данного отбора в психологических исследованиях описывается Санниковой О. П. как метод «асов» [8].

Общее количество испытуемых, принявших участие в исследовании, составило 196 человек. Все они - студенты дневных отделений вузов г. Симферополя. По результатам нашего исследования в классификации действий по организации жизни можно выделить два относительно независимых блока ДОЖ, которые могут служить основанием для типологии преодоления проблемных ситуаций (ПС) жизни.

Первый блок ДОЖ составляют действия по планированию, адаптации, аксиологическому оцениванию и резюмированию в ходе преодоления проблемных ситуаций жизни. Испытуемые, показавшие высокие количественные показатели по этим видам ДОЖ, но низкие по действиям, составляющим второй блок (ДОЖ по поиску информации, по разрешению актуальной ПС, по эмоционально-волевой регуляции и по дезактивации), склонны к планированию, основанному на субъективных предпочтениях, а не на объективной информации, склонны к аксиологическому оцениванию и резюмированию ПС, однако при этом, опираются не на объективные факты, но на субъективное истолкование ситуации в свою пользу. Эти испытуемые проявляют большую активность в оценивании проблемной ситуации, чем в ее непосредственном разрешении. Этот тип преодоления ПС можно обозначить как адаптивно-оценочный.

Испытуемые, набравшие высокие баллы по второму блоку ДОЖ, но низкие по первому, ориентированы на поиск объективной информации о ПС и способны быстро изменить программу действий при изменении внешних условий ПС. У этих испытуемых диагностирована способность к саморегуляции посредством эмоционально-волевой регуляции и дезактивации функциональной структуры психики (термин В. К. Калина). Этот тип преодоления ПС можно обозначить как регуляторно-преобразовательный. Примечательно, что испытуемые, принадлежащие к данному типу преодоления ПС, показали более низкие показатели по шкале выраженности проблемных ситуаций жизни, чем испытуемые, принадлежащие к адаптивно-оценочному типу.

При распределении экспериментальных данных по указанному методу в каждой определенной экспериментальной группе (выборке) выделены эмпирические совокупности:

а) с доминированием общего показателя ДОЖ по всем видам действий;

б) с низкими значениями общего показателя ДОЖ по всем видам действий;

в) с высокими значениями каждого показателя ДОЖ по всем видам действий;

г) с низкими значениями каждого показателя ДОЖ по всем видам действий.

Также мы отдельно в выборке студентов выделили эмпирические совокупности

с доминированием:

а) 1-й компоненты (действия в ПС внутрисемейных взаимоотношений) при низких или средних остальных - 2-й; 3-й и 4-й;

б) 2-й компоненты (действия в ПС, связанных с материальным и социальным статусом субъекта) при низких или средних остальных - 1-й, 3-й и 4-й;

в) 3-й компоненты (действия в валеологических ПС) при низких или средних 1-й, 2-й и 4-й;

г) 4-й компоненты (действия в ПС профессиональной деятельности).

Итак, для изучения особенностей проявления ДОЖ в различных психических качествах отдельно в каждой выделенной группе рассмотрим: профили показателей функционально-психологических особенностей (по Юнгу); профили показателей по методике «стилевая саморегуляция поведения человека» В. И. Моросановой.

Рис. 1. Профили показателей функционально-психологических особенностей (по К. Г. Юнгу) выборки студентов с высокими и низкими значениями общего показателя ДОЖ. Case 1 - группа студентов с высокими значениями общего

показателя ДОЖ. Case 2 - группа студентов с низкими значениями общего показателями ДОЖ.

Исходя из данного рисунка, мы видим, что в группе студентов с высокими показателями ДОЖ преобладают высокие показатели по экстравертированному мышлению и интровертированному мышлению. А в группе студентов с низкими значениями общего показателя ДОЖ преобладают высокие показатели по экстравертному и интровертному ощущению.

Данная связь высоких показателей ДОЖ и высоких показателей по экстравертированному и интровертированному мышлению неслучайна. Полученные результаты хорошо согласуются с классическими данными о типичных формах поведения экстравертных и интровертных мыслителей. Так, мы находим ряд указаний на то, что экстравертные мыслители склонны планировать свою деятельность; строят свои действия на основе интеллектуально осмысленных мотивов, они превосходны в организации любого дела, подчиняя при этом себя и других определенной «интеллектуальной формуле» - системе правил, идеалов и принципов. В свою очередь, интровертные мыслители планируют свои действия заблаговременно, склонны размышлять над поступком, тщательно обдумывать и оценивать принимаемое решение.

Связь низких показателей ДОЖ и высоких показателей по экстравертному и интровертному ощущению можно рассматривать следующим образом. У экстравертных ощущающих психологических типов преобладает мощная сенсорная связь с внешним миром и недостает понимания абстрактной реальности и ориентированы на конкретное наслаждение реальной жизнью. Их мышление объясняется объективными причинами или влиянием окружающих.

Данные результаты свидетельствуют о том, что выделенным группам с низкими показателями по всем видам ДОЖ соответствуют низкие показатели по всем шкалам стилевой саморегуляции поведения человека.

Как отмечалось выше, особый интерес представляет выборка студентов с выделенными эмпирическими совокупностями доминирования либо 1-й, либо 2-й, либо 3-й или 4-й компоненты ДОЖ. Рассмотрим подробнее проявления стилевой саморегуляции поведения (по Моросановой) в данной выборке.

42

12

36

30

24

18

Case 1

6

Пл М Пр Г С ОУ

-□-■■ Case 2 Case 3 Case 4

Рис. 2. Профили группы студентов, различающихся по высоким показателям по 1-й, 2-й, 3-й и 4-й компонентам ДОЖ. Case 1 - группа студентов с высокими показателями по 1-й компоненте (ДОЖ в ПС внутрисемейных взаимоотношений). Case 2 - группа студентов с высокими показателями по 2-й компоненте (ДОЖ в ПС, связанных с материальным и социальным статусом субъекта). Case 3 - группа студентов с высокими показателями по 3-й компоненте (ДОЖ в валеологических ПС). Case 4- группа студентов с высокими показателями по 4-й компоненте (ДОЖ в ПС профессиональной деятельности).

Данные результаты имеют важное теоретическое и практическое значение. В 1-й эмпирической совокупности (с высокими показателями ДОЖ в ПС внутрисемейных взаимоотношений) наблюдаются высокие показатели по шкале гибкости, что говорит о способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Низкие значения по шкале планирования в данной группе говорят о низкой потребности в планировании, планы таких испытуемых подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно. Низкие значения по шкале моделирования слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может

сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий.

Во 2-й эмпирической совокупности (с высокими показателями ДОЖ В ПС, связанных с материальным и социальным статусом субъекта) при высоких показателях по шкале планирования у испытуемых сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. Испытуемые с высокими показателями по шкале моделирования способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. Для испытуемых с высокими показателями общего уровня саморегуляции характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, адекватно реагируют на изменение условий. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам жизни, смене обстановке и образа жизни.

В 3-й эмпирической совокупности (с высокими показателями ДОЖ в валеологических ПС) мы наблюдаем высокие показатели по шкале планирования и низкие - по шкале моделирования и гибкости.

В 4-й эмпирической совокупности (с высокими показателями ДОЖ в ПС профессиональной деятельности) выявлены высокие показатели по шкале планирования, моделирования, программирования, самостоятельности и общего уровня саморегуляции. Высокие показатели по шкале программирования говорят о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости программ. Высокие показатели по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.

Студенты в возрасте от 18 до 25 лет, как правило, имеют высокие количественные показатели по действиям, организующим жизнь (ДОЖ), с выраженной внешней компонентой (первый вид действий) и сравнительно низкие показатели по ДОЖ с выраженной внутренней компонентой (второй вид действий). Испытуемым с высокими показателями по всем видам ДОЖ соответствуют высокие показатели по всем шкалам стилевой саморегуляции поведения человека (по В. И. Моросановой), а в выделенных группах с низкими показателями по всем видам ДОЖ соответствуют низкие показатели по всем шкалам стилевой саморегуляции поведения человека.

Список литературы

1. Калин В. К. Анализ самоорганизации и самодетерминаци и активности личности с позиций системного подхода // Наука i освгга. - 1999. - № 1-2. С. 45-48.

2. Колесников Е. П. Опросник «Изучение действий по организации жизни» // Наука i освгга. -№ 2. - 2001. - С. 36-44.

3. Колесникова В. И. Опросник «Юнгианская типология личности» // Наука i освгга. - № 3. -2001. - С. 52-64.

4. Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопр. психол. 1991. - № 1. С. 121-127.

5. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. - 1995. - № 4. - С. 26-35.

6. Моросанова В. И., Сагиев Р. Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопр. психол. - 1994. - № 5. - С. 134-140.

7. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопр. психол. - 2000. - № 2. - С. 118-127.

8. Санникова О. П. Эмоциональность в структуре личности. - Киев - Одесса, 1995. - 334 с.

UDC: 159.99

SOME ASPECTS OF STYLISTIC OF SELF-REGULATION OF BEHAVIOUR OF STUDENTS Kolesnikov Y. P.

Taurida Academy of Crimean Federal V.I. Vernadsky University, Simferopol, Crimea, Russian Federation

In previous works presented in this volume, it was uncovered psychological specificity of action for the organization of life, presents the author's technique of the AOL for their study and found some functional-typological features of the organization of a person's life. In this article, the main task is seen asking the stylistic features of self-regulation of behavior in students.

The purpose of this article is to establish the specificity of functional and psychological characteristics (Jung C.G.) and stylistic self-regulation of human behavior (for Morosanova V.I.) students due to certain types of actions on the organization of life (the AOL).

The greatest interest in the framework of our work is the study of functional manifestations of psychological characteristics (according Jung) in subjects with high and low values of the total score AOL. The selection of the representatives of the "extreme" types on the AOL was carried out on the basis of data obtained from the immediate psychodiagnostics the AOL via the author's technique.

Subjects with high scale simulation capable of releasing important conditions for achieving the goals in the current situation, as well as in promising future, which is manifested in the adequacy of the Programme Action Plan activities, according to the results received goals. For subjects with high general level of self-awareness, and is characterized by interconnectivity in the overall structure of an individual regulation of the regulatory units.Such subjects are independent, adequately react to changing conditions. The higher the overall level of conscious self-regulation, the easier the person takes possession of new types of activity, feel confident in unfamiliar situations, the more stable its success in the usual activities. Subjects with low on the scale of flexibility in a rapidly changing environment feel insecure, difficult to get used to the change of life, a change of scenery and lifestyle.

Ability to restructure the system of self-regulation in connection with the change of external and internal environment is one of the most important features of adaptive behavior and can be considered as a separate coping strategies in resolving the difficulties of life.

Keywords: stylistic self-regulation of behavior, individually-typological features of individual actions on the organization of life, resolution of the problem situation, the organization of a person's life.

References

1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. - M.: Mysl', 1991. - 299, [2] s.

KonecHUKoe E. n.

2. Anan'yev B.G. Izbrannyye psikhologicheskiye trudyll: V 2 t. - M.: Pedagogika, 1980. - T. 1. - 230 s.; T.

2. - 287 s.

3. Antsyferova L.I. Lichnost' v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslivaniye, preobrazovaniye

situatsiy i psikhologicheskaya zashchita // Psikhol. zhurn. 1994. T. 15. № 1. S. 3-19.

4. Dzheyms U. Lichnost' // Psikhologiya lichnosti. Teksty. - M., 1982 s.

5. Kalin V.K. An analysis of self-organization and self-determination of the activity of the individual with the

system approach // NaukaiOsvita. - 1999. - № 1-2. P. 45 - 48.

6. Kolesnikov E.P. The questionnaire "Study on the organization of the life of action" // NaukaiOsvita. - № 2.

- 2001. - p. 36 - 44.

7. Kolesnikova V.I. Questionnaire "Jungian personality typology" // NaukaiOsvita. - № 3. - 2001. - p. 52 - 64.

8. Morosanova V.I. Stylistic features of self-identity // Problems. psychol. 1991. № 1. p. 121 - 127.

9. Morosanova V.I. Individual style of self-regulation in any human activity // psychol. Zh. Number 4. 1995.

P. 26 - 35.

10. Morosanova V.I., Sagiev R.R. Diagnostics individual stylistic features of self-regulation in the learning activities of students // Problems. psychol. 1994. № 5. P. 134 - 140.

11. Morosanova V.I., Konoz E.M. Stylistic self-regulation of behavior // Problems. psychol. 2000. № 2. p. 118 - 127

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Sannikova O.P. Emotionality in the structure of personality. - Kiev-Odessa, 1995.-334p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.