Научная статья на тему 'Аборт как медико-социальная проблема'

Аборт как медико-социальная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4516
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аборт как медико-социальная проблема»

АБОРТ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА.

В.В. Мельников, А.Ю. Маркина.

ГОУ ВПО « Челябинская медицинская академия Росздрава», кафедра «общественного здоровья и здравоохранения», г. Челябинск.

Аборт в РФ продолжает сохранять ведущее место в регуляции рождаемости, обуславливает серьёзные нарушения репродуктивного здоровья женщин, в том числе угрожающие для их жизни и наносит по оценке специалистов экономический ущерб, составляющий не менее 50% от общего бюджета здравоохранения, остаётся большой медико-социальной проблемой. Недаром распространённость и динамика абортов - это один из немногих показателей, по которым оценивается как в целом состояние здоровья населения, так и отношение государства к проблемам материнства и детства. Нами было проведено анонимное анкетирование 735 женщин, обратившихся для искусственного прерывания беременности в кабинет планирования семьи женской консультации г. Челябинска. Целью данного исследования является составить медико-социальный портрет женщины, делающий аборт. Выявить степень информированности женщин по предупреждению нежелательной беременности. Определить влияние ограничительных мер государства по отношению к аборту на репродуктивные планы женщин. Медико-социальный портрет женщины, делающей аборт, выглядит следующим образом. Преимущественный возраст её составляет 20-25 лет (64%). У большей части таких женщин (80%) половой дебют состоялся ранее 18 лет; 30% из них ещё ни разу не рожали. 57% имеют среднеспециальное, а 23% - высшее образование. В 85% случаев это работающие женщины, только 30% имеют собственное отдельное жильё; 40% -замужем, а 35% состоят в гражданском браке. Доход на 1 члена семьи ниже прожиточного минимума у 67% женщин. Репродуктивное поведение характеризовалось ранним началом половой жизни и использованием аборта как основного метода планирования семьи. Так, у 69% респонденток в анамнезе от 2 до 5 беременностей закончились абортом. Как показало исследование, на исход первой беременности влияет, прежде всего, семейное положение женщины. Так женщины, не состоявшие в браке, прерывали первую беременность в 3 раза чаще, чем замужние. Одного ребёнка имели 36% пациенток, двух детей - 32%; трёх детей - 2%; остальные никогда не рожали. Непосредственной причиной аборта у 61% женщин явилось дефицит материальных средств и неудовлетворительные жилищные условия; у 22% - завершение формирования семьи по числу детей; у 17% -отсутствие или нестабильность семейно-брачных отношений. Анкетирование не подтвердило существующее мнение о том, что женщине проще сделать аборт, чем предохраняться от беременности - согласны с этим только 12% респонденток. Степень своей информированности по предупреждению нежелательной беременности большая часть женщин (67%) оценили как «неудовлетворительно». На вопрос «Что Вы будите делать если законом запретят аборты по желанию?» 80% респонденток указали, что будут искать другие пути прерывания беременности. Исследование показало, что 94% респонденток полностью информированы о вреде аборта. Однако, к сожалению, задумывается женщина о том, насколько нужен ей в настоящее время ребёнок, начинает зачастую уже при наличии беременности. Проанализировав полученные результаты анкетирования, мы определили основные пути снижения частоты абортов: 1) Повышение репродуктивной культуры всего населения с одновременной целевой работой в группах организованных и неорганизованных подростков. 2)Расширение процесса информированности населения по предупреждению нежелательной беременности; особенно среди женщин групп риска: подростки, женщины после абортов. 3) Государственная поддержка ответственных добровольных решений о деторождении, методах регуляции фертильности по личному выбору, проводимая в отношении социально-экономического положения женщины и семьи в стране. На современном этапе наряду с расширением мероприятий по профилактике абортов путём внедрения эффективных средств контрацепции особенно актуальной становится проблема безопасного аборта, который ещё долго будет оставаться одним из методов прекращения нежелательной беременности. В заключение следует сказать, что профилактика абортов и их осложнений - важная медико-социальная проблема, решить которую возможно только совместными усилиями государственных органов, медицинских и социальных служб, общественных организаций и самого населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.______

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.