Научная статья на тему 'ABC и VEN-анализ как фактор оптимизации лечения пациентов в условиях стационара'

ABC и VEN-анализ как фактор оптимизации лечения пациентов в условиях стационара Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1207
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарева А. И., Гудков Г. В., Шевченко Н. П., Логвиненко Я. С., Компаниец О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ABC и VEN-анализ как фактор оптимизации лечения пациентов в условиях стационара»

ABC И VEN-АНАЛИЗ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА

Пономарева А.И., Гудков Г.В., Шевченко Н.П., Логвиненко Я.С., Компаниец О.Г.

Кубанский государственный медицинский университет, кафедра клинической фармакологии. МУЗ ГБ № 2 «КМЛДО», г. Краснодар

ABC/VEN-анализ представляет собой методологию оценки рациональности использования денежных средств на лекарственное обеспечение, признанную эффективной в мировой практике лекарствоведения и рекомендованную Всемирной Организацией Здравоохранения к повсеместному применению. Основными целями ABC- анализа является оценка целесообразности финансовых затрат на медикаменты в конкретном ЛПУ, разработка мероприятий по рационализации лекарственных закупок, выбор препаратов для включения в формуляр.

Целью настоящего исследования явилось определение путей оптимизации расходования средств в условиях многопрофильного стационара.

Методы исследования. Для определения рационального расходования финансовых средств в стационаре КМЛДО на приобретение медикаментов был проведен ABC/VEN-анализ. ABC-анализ предполагает выделение трех классов лекарственных препаратов: А - средства, на которые затрачено до 80% объема финансирования; В -лекарства, на которые затрачено 15% объема финансирования; С - самый многочисленный класс лекарственных средств, но объем финансирования составляет всего 5%. VEN-анализ позволяет определить приоритетные группы препаратов в соответствии с делением на жизненно необходимые (V-vital), важнейшие (E-essetial), второстепенные лекарства с симптоматическими показаниями (Non-essential). После распределения по классам проводится интеграция АВС- анализа с VEN-анализом.

Результаты. По результатам годовой закупки медикаментов проведен АВС-анализ 243 торговых марок (ТМ) медикаментов на сумму более миллиона рублей. В класс А вошло 31 ТМ, что составило 12,8% от всех ТМ. Класс В состоит из 42 ТМ (17,3% ТМ). Класс С - 170 ТМ (69,9%ТМ). В связи с наибольшей затратностью особый интерес представляет перечень препаратов, вошедших в класс А. Наибольшая доля суммы класса А приходится на антибиотики, плазмозамещающие средства, сердечно-сосудистые препараты. В число препаратов-лидеров по расходам вошли карбапинемы, амоксиклав, препараты парентерального питания, эноксапарин, флуконазол, иммуноглобулины, актилизе. В связи с большим фармакоэкономическим значением обоснованности закупок ТМ класса А проведен VEN-анализ всех препаратов, вошедших в этот класс. Группе V соответствует 89,1% препаратов; Е - 10,9%, что допустимо в соответствии с общепринятыми рекомендациями и соответствует положительной оценке спектра используемых медикаментов. В сравнении с предшествующим периодом существенно снизились закупки нейропротекторов, метаболических лекарственных средств, что позволило высвободить ресурсы для приобретения более эффективных и безопасных лекарственных средств, необходимых для лечения в условиях стационара.

Вывод. Интеграция АВС и VEN-анализов выявила положительное соответствие используемых лекарственных средств по критериям жизненной важности препаратов, рациональности выбираемых медикаментов, соответствие профилю специализации данного медицинского учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [535]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.