ABC И VEN-АНАЛИЗ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
Пономарева А.И., Гудков Г.В., Шевченко Н.П., Логвиненко Я.С., Компаниец О.Г.
Кубанский государственный медицинский университет, кафедра клинической фармакологии. МУЗ ГБ № 2 «КМЛДО», г. Краснодар
ABC/VEN-анализ представляет собой методологию оценки рациональности использования денежных средств на лекарственное обеспечение, признанную эффективной в мировой практике лекарствоведения и рекомендованную Всемирной Организацией Здравоохранения к повсеместному применению. Основными целями ABC- анализа является оценка целесообразности финансовых затрат на медикаменты в конкретном ЛПУ, разработка мероприятий по рационализации лекарственных закупок, выбор препаратов для включения в формуляр.
Целью настоящего исследования явилось определение путей оптимизации расходования средств в условиях многопрофильного стационара.
Методы исследования. Для определения рационального расходования финансовых средств в стационаре КМЛДО на приобретение медикаментов был проведен ABC/VEN-анализ. ABC-анализ предполагает выделение трех классов лекарственных препаратов: А - средства, на которые затрачено до 80% объема финансирования; В -лекарства, на которые затрачено 15% объема финансирования; С - самый многочисленный класс лекарственных средств, но объем финансирования составляет всего 5%. VEN-анализ позволяет определить приоритетные группы препаратов в соответствии с делением на жизненно необходимые (V-vital), важнейшие (E-essetial), второстепенные лекарства с симптоматическими показаниями (Non-essential). После распределения по классам проводится интеграция АВС- анализа с VEN-анализом.
Результаты. По результатам годовой закупки медикаментов проведен АВС-анализ 243 торговых марок (ТМ) медикаментов на сумму более миллиона рублей. В класс А вошло 31 ТМ, что составило 12,8% от всех ТМ. Класс В состоит из 42 ТМ (17,3% ТМ). Класс С - 170 ТМ (69,9%ТМ). В связи с наибольшей затратностью особый интерес представляет перечень препаратов, вошедших в класс А. Наибольшая доля суммы класса А приходится на антибиотики, плазмозамещающие средства, сердечно-сосудистые препараты. В число препаратов-лидеров по расходам вошли карбапинемы, амоксиклав, препараты парентерального питания, эноксапарин, флуконазол, иммуноглобулины, актилизе. В связи с большим фармакоэкономическим значением обоснованности закупок ТМ класса А проведен VEN-анализ всех препаратов, вошедших в этот класс. Группе V соответствует 89,1% препаратов; Е - 10,9%, что допустимо в соответствии с общепринятыми рекомендациями и соответствует положительной оценке спектра используемых медикаментов. В сравнении с предшествующим периодом существенно снизились закупки нейропротекторов, метаболических лекарственных средств, что позволило высвободить ресурсы для приобретения более эффективных и безопасных лекарственных средств, необходимых для лечения в условиях стационара.
Вывод. Интеграция АВС и VEN-анализов выявила положительное соответствие используемых лекарственных средств по критериям жизненной важности препаратов, рациональности выбираемых медикаментов, соответствие профилю специализации данного медицинского учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [535]