Научная статья на тему 'A teacher’s role in the organization of College students’ pedagogical support to improve their vocational training quality'

A teacher’s role in the organization of College students’ pedagogical support to improve their vocational training quality Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕ СТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL TRAINING QUALITY / INTERACTION / COOPERATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова И. А.

Повышение требований к результативности профессиональной подготовки студентов колледжа мотивируют учебные заведения технического и профессионального образования к активизации деятельности, направленной на повышение качества организации учебного процесса, обеспечение профессионального роста педагогов и мастеров производственного обучения, достижение положительной динамики изменений мотивации студентов к профессиональной подготовке за счет конкретизации целей, учета их интересов, потребности в достижениях. Достижению конкретных результатов может способствовать использование педагогического сопровождения студентов в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Increasing requirements for the results of college students’ vocational training motivate the institutions of technical and vocational education to intensify activities aimed at improving the quality of the educational process organization, ensuring the professional growth of teachers and industrial education masters, achieving positive changes in students'' motivation for professional training by specifying goals, interests, need for achievements. The concrete results can be promoted by students’ pedagogical support while vocational training.

Текст научной работы на тему «A teacher’s role in the organization of College students’ pedagogical support to improve their vocational training quality»

И.А. Щербакова,

заместитель директора по учебной работе, КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж»

Иеглзгл свздер: педагогикалыц цолдау, кэстппк дайындыгыныц сапасы, взара эрекеттестт, серштестж, кэстппк даму.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, качество профессиональной подготовки, 5 взаимодействие, сотрудниче-

< cm во, профессиональное разви-са

с тие.

с«

<

Keywords: pedagogical siip-2 port, professional training £ quality, interaction, cooperation, zr professional development.

a. С

LÜ —

О

s

=r

<

CO С

s

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ацдатпа

Колледж студенттершщ кэснтгпк дайын-дыктыц нэтижел1гше талаптарды арттыру тех-никальщ жэне кэсштж бт{м беру оку орын-дарын оку удзр^шщ ^йымдастыруда сапасын арттыруга, педагогтар жэне ощцрюке окыту шеберлершщ кэсштж ecyiH камтамасыз етуге багытталган, жет1стжтерге кажеттшж, олардьщ кызыгушылыктарын есепке алып, максаттары-нын айкындылыгы есебшен, кэсштж дайын-дыкка студенттердщ уэждемесшщ жагымды ди-намикасыньщ озгеруше жету. Кэсштж дайындык удер1сшде студенттердщ педагогикальщ колдау-ды пайдалануы накты нэтижелерге жетуге мум-кшдж тугызады.

Аннотация

Повышение требований к результативности профессиональной подготовки студентов колледжа мотивируют учебные заведения технического и профессионального образования к активизации деятельности, направленной на повышение качества организации учебного процесса, обеспечение профессионального роста педагогов и мастеров производственного обучения, достижение положительной динамики изменений мотивации студентов к профессиональной подготовке за счет конкретизации целей, учета их интересов, потребности в достижениях. Достижению конкретных результатов может способствовать использование педагогического сопровождения студентов в процессе профессиональной подготовки.

Annotation

Increasing requirements for the results of college students' vocational training motivate the institutions of technical and vocational education to intensify activities aimed at improving the quality of the educational process organization, ensuring

_п _щ

= Педагогическая наука и практика ^

the professional growth of teachers and industrial education masters, achieving positive changes in students' motivation for professional training by specifying goals, interests, need for achievements.

The concrete results can be promoted by students' pedagogical support while vocational training.

В соответствии с ценностями общества и необходимостью развития экономического сектора страны формируются требования общества и производства к уровню подготовки специалиста для рынка труда, отражающие готовность специалиста к практической деятельности, его профессиональную грамотность, мобильность в принятии профессионально-значимых решений, что определяет целевые ориентиры для учебных учреждений.

Учебный процесс является основным процессом в колледже, в него входит теоретическая и практическая подготовка студентов. Определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста, создает теоретическая подготовка. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста.

Основополагающим результатом учебного процесса выступает профессиональная готовность выпускников к трудовой деятельности по выбранной профессии, достижение которой становится возможным при системной работе педагогов и мастеров производственного обучения над повышением качества их профессиональной подготовки.

Следовательно, под качеством профессиональной подготовки следует понимать определенный уровень профессиональной готовности к трудовой

деятельности, достигнутый студентами в соответствии с предъявляемыми требованиями. Готовность выпускников к трудовой деятельности - это мера достижения студентом такого уровня профессионального развития, которая соответствует с одной стороны потребностям самого студента, с другой - потребностям производства, общества и государства.

Это становится возможным в процессе педагогического сопровождения, которое предполагает взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, обеспечивающее успешность самореализации студента в процессе профессиональной подготовки.

Основными принципами сопровождения, по мнению Л.М. Шипицыной, являются:

• рекомендательный характер советов сопровождающего;

• приоритет интересов сопровожда- _ емого;

• непрерывность сопровождения;

с

• комплексный подход сопровожде- г^ ния [1].

Рекомендательный характер советов 2

сопровождающего говорит о необя- ^

ш

зательности исполнения и сохраняет г саму идею сопровождения - развитие

самостоятельности субъекта в решении ш

актуальных для него проблем. Само ^

решение возникающих проблем в про- о цессе педагогического сопровождения,

должно проходить с максимальной для §

сопровождаемого пользой, сохраняя х приоритет его интересов.

х

<

т О

го

из О

3 и

О

ш Я" О о. С ш из X X

о

X

X

<

оа О т х

Целью внедрения педагогического сопровождения как средства повышения качества профессиональной подготовки студентов является оказание педагогом содействия в достижении студентом уровня достаточной профессиональной зрелости, степени готовности к жизненным испытаниям и трудовым достижениям.

Сущность понятия «взаимодействие» раскрывается по-разному, однако оно четко увязано с отношениями субъектов в общей деятельности. Взаимодействие педагога и студента, в процессе педагогического сопровождения направленного на повышение качества профессиональной подготовки, должно быть акцентировано на оказании помощи в разрешении проблем, касаемых профессионального становления сопровождаемого, непрерывное и последовательное обеспечение возможности для его продуктивного профессионального роста. Как одно из направлений педагогического сопровождения, взаимодействие заключается в содействии при устранении возникающих у студента затруднений, с целью его развития и формирования умения самостоятельно принимать оптимальные решения при возникновении различных ситуаций.

Оказание субъекту необходимого содействия при разрешении затруднений в процессе педагогического сопровождения, повышает результативность деятельности за счет сокращения времени на ее выполнение.

Координацию деятельности, отслеживание достижений, мотивирование студентов к достижению более высоких результатов осуществляет педагог, указывая верный путь для достижения большей эффективности в осуществляемом аспекте профессиональной подготовки.

Для осуществления педагогического сопровождения педагогу необходимо владеть следующими умениями: видеть индивидуальные качества личности студента, строить учебные занятия исходя из степени сформированности его знаний, умений и навыков, использовать на уроке разные формы работы, анализировать действия студента, содействовать определению причин возникновения возможных препятствий в процессе профессиональной подготовки для достижения сопровождаемым более высоких результатов, следить за успехами студентов для осуществления их поэтапного перехода с одного уровня, отражающего степень их умений, на более высокий уровень.

Реализация личности педагога в процессе сопровождения студента, ведет к повышению значимости их партнерских отношений, результатом которых должно являться проявление индивидуальности последнего в процессе профессиональной подготовки, а также повышение ответственности за свое самосовершенствование и самореализацию. Миссия педагога заключается в том, чтобы заинтересовать студентов, побудить их к самодеятельности и дальнейшему саморазвитию и самообразованию [2].

Для оптимального развития студента в профессиональной сфере педагогу необходимо осуществлять умелый подбор к занятиям учебного материала, наглядных пособий, оборудования. Кроме того, ему необходимо выразительно, доступно и ясно, убедительно и последовательно излагать учебный материал, стимулируя развитие познавательных интересов и духовных потребностей студентов, повышая их учебно-познавательную активность.

Для организации эффективной со-

ЗШ

вместнои деятельности педагога и студентов необходимы:

• инициативность в совместном (педагог-студент) определении целей по повышению качества профессиональной подготовки будущего специалиста;

• совместное системное корректирование индивидуальной траектории профессиональной подготовки студентов;

• содеятельность, необходимая для определения вектора целенаправленного движения, результатом которого будет повышение качества профессиональной подготовки студента колледжа;

• формулирование целевых установок, предвидение результата учебно-познавательной, учебно-практической деятельности, в которую в процессе профессиональной подготовки будут последовательно включены все студенты. Для этого педагогу необходимо систематическое обогащение новыми знаниями и расширение своего кругозора, что позволит ему оставаться интересным для студентов и поможет сохранить интерес к изучаемому предмету.

Организация профессиональной подготовки с позиции поддержания к ней студенческого интереса, позволяет педагогу отойти от планирования репродуктивной деятельности с применением примитивной назидательности, развернув данный процесс в сторону сотрудничества, сотворчества, посредством использования активных форм работы студентов на занятиях. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического сопровождения. От стремлений педагога привнести в обучение что-то новое, интересное, увлекающее и особо запоминающееся зависит включе-

ние студентов в познавательную деятельность, повышение их мотивации к овладению знаниями и умениями. Поэтому осуществление педагогического сопровождения студентов колледжа как средства повышения качества профессиональной подготовки предполагает с одной стороны наличие у педагога высоко-профессиональных качеств, педагогического такта и таких умений, как видение перспектив, оказание содействия в выявлении трудностей и нахождении путей их решения, с другой стороны развитие у студентов умений самостоятельно управлять своей деятельностью в ходе профессионального становления.

Прирост качественных показателей зависит от поэтапного информативного увеличения знаний студента и системного расширения границ сформированное™ умений и навыков. Накапливание профессионально-значимых умений и навыков, доминирование специфических, по отношению к избранной профессии, качеств, ведут к профессиональному росту и развитию будущего специалиста. Под ростом следует понимать процесс количественных изменений без трансформации внутренней структуры, свойств и состава, входящих в него элементов. Развитие же характеризуется качественными изменениями, в процессе которого появляются новообразования, новые механизмы, новые структуры [3]. Профессиональное развитие является крайне важным в процессе овладения студентом выбранной профессией и протекает в процессе активной практической деятельности студента.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что «процесс развития способностей человека есть процесс развития человека. Освоение человеком определенных знаний

ос з:

I

<

т О

го

ш О

35 и и ш

0 а.

С щ

-а ГГ

1

О <

ш О X X 5

ш

х

<

оа О

го

из О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 и

О

ш Я" О о. С ш 3 X X

о

X

X

<

оа О X X

и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития - развития умственных способностей» [4, с. 59]. Однако процесс развития не должен отождествляться только с развитием умственных способностей субъекта, необходимо понимать, что развитие подразумевает общее развитие всех слагаемых его личности, включая и профессиональное развитие.

По мнению Н.В. Кузьминой, что «процесс обучения только тогда можно считать полноценным в отношении развития личности, если он активизирует человека, побуждая его деятельности. В свою очередь, чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем выше мотивация к учению, развитию, саморазвитию и достижению результатов» [5, с. 32]. При этом педагогу необходимо систематизировать используемые виды деятельности, он должен четко осознавать, куда следует двигаться вместе со своими студентами, чему в большей степени уделить внимание, на чем сделать акцент, чтобы каждый из них достиг желаемого результата [6].

Достижение результатов в процессе профессиональной подготовки студентов требует четкого планирования и организации совместной деятельности (педагог-студент), своевременного подведения итогов, отражающих динамику их достижения, а также внесения кор-

ректив в дальнейшее планирование работы по повышению качества профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1.Шипицина JI.M. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей- сирот: С оциально- эмоциональные проблемы/ под науч. Ред. Л. М. Шипи-цыной, Е. И. Казаковой, СПб., 2000. -105 с.

2.Бахвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В. А. Бахвалов. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2000. - 144 с.

3.Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов : методическое пособие / под ред. И. Н. Пахомовой. - Владивосток : Дальнаука, 2005.-243 с.

4.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Прогресс, 1973. - 277 с.

5.Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1989. - 167 с.

6.Рыжова, Н.И. Модель методики оценивания достижения целей обучения в контексте компетентно стного подхода / Н. И. Рыжова, М. В. Литви-ненко, В. И. Фомин // Успехи современного естествознания. - 2008. - №9. - С. 62-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.