12. Bocharova O.A. Pedagogicheskie usloviya povysheniya 'effektivnosti vzaimodejstviya prepodavatelya i studenta. Available at: https://tsutmb.ru/nauka/ internet-konferencii/
13. Tomilin A.N. Stimulirovanie kak vazhnejshij metod aktivizacii vospitatel'no-patrioticheskoj deyatel'nosti s uchaschejsya molodezh'yu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 6 (97).
2022: 102-105.
14. Tomilin A.N., Hekert E.V. Razvitie motivacii kprofessional'nojkafere u flotskih specialistov: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2018.
Статья поступила в редакцию 24.08.24
УДК 615.1
Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Shepel S.M., teaching assistant, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
A STUDY OF THE SOCIAL ADAPTATION OF ORPHANED GRADUATES OF VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS. A problem of successful social adaptation of graduates of orphanages is poorly studied and has a large number of questions, which is due to various reasons: from the multifactorial influences of the social environment of a particular region, a specific way of life, to the individual characteristics of a particular orphan graduate, the society in which he lives, etc. The relevance of the article is due to various circumstances: the incomprehensible social policy of the state associated with the massive closure of orphanages, their transfer to other departments unrelated to education and pedagogy; the growing need for orphan graduates in vocational education, ensuring the success of their life and the liquidation of vocational education institutions where orphans could receive a profession, being legally on full state support; loss of practical work experience related to the support of orphaned graduates in the process of their life. Units of institutions have retained invaluable experience in working with orphans in their post-international socio-psychological support, pedagogical support for their social adaptation, and harmonious integration into society. The researchers focus on the invaluable experience of one of these institutions.
Key words: vocational education institutions, orphaned graduates, conditions of social adaptation, tutor support, emotional impact in formation of positive worldview, network and interdepartmental interaction
С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., проф. кафедры ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»,
Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
С.М. Шепель, ассистент кафедры, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ-СИРОТ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема успешности социальной адаптации выпускников сиротских учреждений малоизучена и имеет большое количество вопросов, что обусловлено разными причинами: от многофакторности влияний социальной среды конкретного региона, конкретного уклада жизни до индивидуальных особенностей конкретного выпускника-сироты, представителей социума, в котором он живет и т.д. Актуальность статьи обусловлена разными обстоятельствами: непонятной социальной политикой государства, связанной с массовым закрытием сиротских учреждений, передачей их в другие ведомства, не связанные с образованием и педагогикой; ростом потребности выпускников-сирот в профессиональном образовании, обеспечивающем успешность их жизнеустройства и ликвидацией учреждений профессионального образования, где могли получать профессию сироты, находясь по закону на полном гособеспечении; потерей практических наработок, связанных с сопровождением выпустившихся из организации для сирот обучающихся в процессе их последующего жизнеустройства. Лишь немногие учреждения и организации для сирот сохранили свой бесценный опыт социально-психологического сопровождения социальной адаптации своих выпускников, социально-педагогической поддержки безболезненной интеграции в современный социум. Интересный опыт работы со своими обучающимися после их выпуска из сиротского учреждения профобразования представляется в данной статье.
Ключевые слова: учреждения профессионального образования, выпускники-сироты, условия социальной адаптации, тьюторское сопровождение, эмоциональное воздействие в формировании позитивного мировоззрения, сетевое и межведомственное взаимодействие
Актуальность данного исследования обостряется еще и направленностью социальной политики государства на снижение сиротских учреждений и организаций различных типов и видов, устремленностью ученых и практиков перенимать западные образцы, забывая про свой, проверенный десятилетиями, отечественный опыт работы с сиротами, учитывающий российские особенности и условия жизни. Во многих западных странах сегодня наблюдается «деинституализация опеки над сиротами», работа с сиротами перекладывается на благотворительные фонды и религиозные и общественные организации.
В последнее время в нашей стране работа с сиротами смещается в сторону социальной защиты, при этом выхолащивается педагогика, например, в
Сколько в России сирот
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тыс. человек
800 тыс.
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Рис. 1. Количество детей-сирот в России по годам
Санкт-Петербурге все детские дома переданы в ведение Комитета по социальной политике, в штатном расписании должность социального педагога заменена на социального работника. И хоть сиротские учреждения переименованы в Центры содействия семейному воспитанию, от педагогики там осталось мало чего, в основном все усилия работников сводятся к обеспечению государственных гарантий сирот: накормить, обеспечить всем необходимым, защитить их социальные интересы.
Актуальность статьи обусловлена следующими социально-педагогическими обстоятельствами. Несмотря на распространенные данные государственной социальной политики России, указывающие на снижение количества сиротских учреждений в стране, обусловленное якобы уменьшением количества сирот, на практике дело обстоит, мягко говоря, не совсем так. Приведем (рисунок 1) цифры Минпросвещения РФ, которые свидетельствуют, что в стране в 2022 г. зафиксированы 494.000 детей, которые остались без попечения родителей [1].
Пипия К. с соавторами настаивают: «Реальная численность сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выше, чем в официальной статистике. Она не учитывает детей, размещенных по «заявлению родителей о временном помещении в учреждение». <...> Данные о численности детей, размещенных по «заявлению родителей о временном помещении в учреждение», не публикуются в открытом доступе. В ответе Минпросвещения РФ, направленном на наш запрос, на январь 2022 года она составляла 17,8 тыс. человек» [1]. Можно привести еще немало результатов исследований, где эти цифры совершенно другие.
Косвенным следствием этой тенденции является снижение количества исследований феномена сиротства. Например, при поиске официальных оппонентов к защите диссертации мы столкнулись с тем, что не могли найти ученых на эти роли, ни у кого за последние годы не было статей, монографий, пособий, посвященных исследованию особенностей развития сирот, разработки технологий, моделей работы с ними, их социальной адаптации в обществе после выпуска и т.д.
Вместе с тем Государственный заказ на постинтернатную работу с выпускниками сиротских учреждений и организаций прописан в Концепции государ-
ственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, предусматривающей целый «комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства и оказание помощи детям в случаях нарушения их прав и интересов».
Еще печальнее обстоит дело с сиротами, выпустившимися из учреждений профессионального образования (далее УПО). Как мы указали в своем исследовании: для продолжения своего образования, чтобы получить профессию, в буквальном смысле единицы выпускников сиротских учреждений (по понятным всем причинам) поступают в вузы. Подавляющее количество выпускников сиротских учреждений поступают в учреждения среднего профессионального образования. Таких специальных профессиональных образовательных учреждений, в которых есть соответствующие условия для обучения сирот с полным государственным обеспечением (структурное подразделение детский дом, соответствующий квалифицированный штат, узкие специалисты и специальные службы, разработанные технологии, модели, практические наработки) еще в 2020 году было шесть [2], в 2022 году во время проведения данного исследования - два, сегодня их нет вообще.
Последнее учреждение СПО для сирот - Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Индустриально-судостроительный лицей» (далее ИСЛ) - в нем в 2024 году в последний раз выпустились, получив профессии, 24 сироты. Отдельно стоящее 9-этажное здание - структурное подразделение ИСЛ Детский дом, где на полном государственном обеспечении проживали обучающиеся-сироты, стало общежитием для иностранных студентов, большой и квалифицированный штат сокращен.
Сегодня выпускники детских домов вынуждены поступать и получать профессию в обычных учреждениях СПО, где нет ни соответствующих условий, ни штата, ни специалистов, где сироты предоставлены сами себе, нет присмотра, даже кушать они вынуждены ходить в свой детский дом, где и проживают до 23 лет (согласно Постановлению Правительства РФ N 481 от 24 мая 2014 г «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).
Приходится констатировать, что единицы ученых и практиков занимаются исследованием жизнеустройства выпускников-сирот, их социальной адаптацией. Из немногочисленных исследователей данной проблемы в Санкт-Петербурге назовем Абашину А.Д., Ивашкину Ю.Ю., Кузину Н.Н., Лактионову С.В., Панову Н.В., Петронюк И.С., Расчётину С.А. и др., кроме того, авторы статьи также публиковали результаты своих исследований, в том числе в данном журнале [3,4].
Настоящее исследование проводилось именно в сиротском учреждении -учреждении среднего профессионального образования Санкт-Петербурга ИСЛ. Цель представленной части исследования: выявить и исследовать результативность организационно-педагогических условий при реализации в этом учреждении специально разработанной авторами статьи модели постинтернатного сопровождения выпускников-сирот УПО. Чтобы достичь указанной цели, мы поставили и решали содержательные задачи, отдельные из них нами освещались в различных статьях, например, такие аспекты, как специфика процесса сопровождения социальной адаптации сирот; типичные проблемы социальной адаптации обучающихся-сирот УПО; критический анализ различных моделей сопровождения социальной адаптации выпускников сиротских учреждений [5] и др. В данной статье хотелось бы остановиться на организационно-педагогических условиях в процессе сопровождения социальной адаптации сирот.
Научная новизна данной части исследования состояла в выявлении и научном обосновании результативных условий процесса и результатов социальной адаптации выпустившихся из учреждения сирот, учитывая их индивидуальные особенности, потребности, интересы. Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена обогащением педагогической теории развития и социального становления выпускника-сироты УПО как процесса и результата обеспечения возможности гармонического вхождения его в социум. Практическая значимость обозначенной части предпринятого исследования состоит в апробации выявленных условий (организационных и педагогических), а также в исследовании результатов социальной адаптации выпускников-сирот УПО.
Методы исследования подразделяются на теоретические: критический анализ, сравнение и синтез собственных теоретических положений; практические: изучение и обобщение социально-образовательной практики по моделированию социальной адаптации сирот.
В данной части статьи кратко представлены выявленные нами условия (педагогические и организационные) социальной адаптации выпускников-сирот УПО, имеющие свою специфику, однако будут интересны для работы и с другими категориями выпускников-сирот различных видов и типов сиротских учреждений.
Первая группа условий относится к педагогическим, кратко остановимся на каждом из них:
1) тьюторское сопровождение социальной адаптации как механизм жизнеустройства выпускников-сирот УПО. Нами рассматривалось явление тьюторства как «сопровождающая, поддерживающая процесс самоопределения» позиция в самореализации, интеграции в общество.
Наше исследование позволило выделить конкретную направленность (или векторность) в работе тьюторов, других работников службы сопровождения с выпускниками-сиротами ИСЛ. Схематично эти направления отображены на рисунке 2.
Рис. 2.Векторность в деятельноститьютора
КакуказываютТелицынаА.Ю.,МилаковаА.Ю. [6,с. 207], сироты, выпустив-шись из сиротского учреждения, встречаются с различными жизненными ситуациями, лоторые принято тазывать трудными, одталц, они ьуивокпц к помоще работников сиротского учреждения и гарантированной поддержке, они оригинально опуодоаяют гепударствоурыа гарантам, опреыелентые е зрзонодвтвлздтне РФз для сирот, нотывая их «нозттивпоЛ нияеринпиФацтеН». Мысогеаапо! с автофами иетитзем, ива бедность ссциальнога олрржентд(риротд ьбщаютоцьоониоит елмижо вздаеля.мт тз еесле т«0о«нирон «чтвждения, иио лорождает не«тлрие комлрцидуьонлто, цалтджтьтециказные отнашения);кок пpaвилц,заьуь<еивaя схмеорееза, (^слсзасннос олрлнзми, Ытееесeчныlси замоттнияор еявеудникер, пренебрежительным отношением других окружающих людей к сиротам как к изгоем общовлоа0 ебеспечеьте е«ем виСло3 им ым (питэтоц , одеикда и об«иь, гасф-еарстсентын выкашты) Еюсторылсют иждетдпчестмл,зеоудет н у^Фтановзе «нам все должты», зтд еьниа п.иводкк к «омжтРынольнoме яегатавтимт» -т, с.11ф].
Рф« решенивданное ттоблевы мв1 слес^н^^гв^г^т^тко¡^хансям работыс сивотааи, катихтьютодцтце стпроцождцное, В штатномраштьсании звр.ьжлО( миФ,рдзoбyчaдтcя силе«ы, ненаш ннгосд, птыятoсeoбходимыотдельныелтавки тьюторов, ошоовнав ыолждозводробяоациертипотазок- -
елФитков-сирог в т^рс^^с^с^е тмжмлФаостpoмытее.РФслe фывлнзо аз ДПР инсоыа оыазытдется в непрастао опту,-»»- caмапториeлииoИ ш^г^^неоезн^^лтоостц, пе» ^еттфлватьнни пoмпяьемф вето« ситуацие-оьеовнао ва»г^,^!а тмютоpa, Нф рисццив 3 нами зцl<бзaниlтpael-тлpеу олвло^ш^^^« пьтот бeшшуия т^р^датш^хцивз-ненных ситуаций, которые возникают в самостоятельной жизни сироты, помочь вие решании и призван тьютор. На схеме показаны также этапы тьюторского сопровождения, которые подробно описаны в нашей работе [7, с. 91-92]
Служба постинтернатного _ сопровождения учреждения для сирот (социальный + педагог] Центр постинтернатного сопровождения профессионального образовательного учреждения (специалист службы . сопровождения, тьютор) Отделение по работе с сиротами учреждений ■*■ социальной защиты (социальный работник)
\ 1 / Выпускник-сиротам \ //Этты сопровождения: / -аналитический ( -постановказадачи -мотивирование V -планирование \ - осмысление результата V \ критерии достижения
специалисты мониторинговых служб Мониторинговая служба готовности к самостоятельной жизни (пакет диагностических методик для определения уровня социально-педагогической и психологической готовности сироты к самостоятельной жизни)
Рис. 3. Траeквцpиуваимлж»ыo иртей решение тpyзвв;xжизнециыxбпттациТи этапы тьюторского сопровождения выпускников-сирот
Мы искренне считаем: «в настоящее время профессия тьютор возрождается и ановится особенно востребованной, а сам феномен тьюторства рассматривается как тренд отечественного образования» [7, с. 14]. На рисунке 4 показан
АЛГОРИТМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
выявить затруднение
перевести проблему выпуски ика-
смотивиро-вать его на решение
анализ и рефлексия возникшей перед
выпускником-
сиротой
проблемы
выпускника- решение сироты в этого
задачу для затруднения
совместное планирование действий
действия
совместная
постановка
задачи для
действия ло
решению
возникшего
затруднения
нахождение
убедительных
доводов,
слов, чтобы
мотивировать
выпускника-
сироту
действовать и решать проблему
совместное планирование действий по решению затруднения, конкретные мероприятия или шаги
осмыслить результат
(своих действий
усвоение
алгоритма
решения
возникающей
проблемы
тьютор рассматривается как помощник перевода проблем тьюторанта _на задачи, решение которых устранит эти проблемы_
Рис. 4. Алгоритм тьюторского сопровождения
алгоритм тьюторскогосоеровождения по решенинквенниклющиззатрудоений и социальных проблем выпускника-сироты.
2) рвзеиодие личностнооо лжыта сироты ередежгжвлми эмицивнали-носоноаНслотб ия.
рдтор Ветошкина С.А. пишет: «Депривация как ограничение возможности удотлеыворении жизнеьно вггжиых понребиостей - оероЕМс^яг^р^ичии^а искажю^ ного рвзвпоия°епхй-сероо, воеиольку орелибополностьюиооенруен ребеапаеп естественоысвcрленЕlнер ввЕИОдьетво|гевния его ОазовыхоотребносоеН, Р1вЛо еюще-ственно ограничивает их число» [8, с. 17].
Векото-а- авторы (Жайтс Е.а,, EPhtblpkph^ ЮА.Залуыная МБ., Паоысо-ва Н.А., Скрипкина Т.П. и др.) указывают на связь становления личности сироты о во эмив^иьйдниоывйлсвойсфрели и увязывают ео ьо|ензеинсснис «оеИе/риЖандой эиохвооельпий жнзниюснрос», пто ныражается в неумении сирот в процессе жииое^е^.иева «ссздавнтз о иыстратчатн эмт.ьональные прови^заеонеие». НсвоеН реУснл риюссискои оопровоьннехиу 1иы рвссмэтриваем кан мехннтим развития личностного опыта сирот средствами эмоционального воздействия. Крыме жт((по, в работе с эьрееажс НЫТ уекеиыоютсп йнныкчйыо военнтстельные программы: «Гармония жизни», «Общение, приносящее радость», «Жизнь среди ачаиоливые людеИ», едс.
3) формирование позитивного мировосприятия сирот через созда-аггй развивр/мрней нсюНхн он отннуа.и0 ропюха оки источнитинеиокреоф|й. мй-
Технология создания ситуации успеха
ЭТАП
1, Снятие страха
2. Авансирование успешного результата
3. Скрытое
инструктирование ребенка е способах и формах совершения деятельности
4. Внесение мотива
5. Персональная исключительность
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение
7. Высокая оценка детали
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
Помогает преподавателю выразить свою твердую убежденность в том, что подросток обязательно справится с поставленной задачей. Зто, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания,
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности._
Побуждает к выполнению конкретных действий.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали._
Рис.5.Алгоритм технологиисоздания ситуацииуспеха (по Суриковой Я.А. [10])
тивов, чувств личности, новых стремлений, стимулирующих активность личности сирот, формирующих позитивные установки. В психолого-педагогической науке даже появился термин «позитивное мировосприятие». Многие авторы рассматривали данный феномен, увязывая его с такими понятиями, как «развивающая среда» и «ситуация успеха» как стимулирующее социальное окружение.
Известная исследовательница Грушецкая И.Н. указывала: «Ситуация успеха - это источник новых мотивов, чувств личности, новых стремлений, стимулирующих активность личности, что может способствовать развитию одаренности воспитанника детского дома» [9, с. 55-57]. Другой ученой Суриковой Я.А. были выделены механизмы: «неожиданная радость (приемы «лестница», «исповедь», «даю шанс»), общая радость (приемы «следуй за нами», «эмоциональный всплеск», «обмен ролями», «заражение»), радость познания (приемы «эврика», «линиягоризонта»)»[10]. Рисунок4 раскрываетлюбопытный алгоритм создания у сироясируацни усадх».
Асександр Свияш в <ивонс рсботе (Жанп^вилиннменянь рсбс ибысь уегешрым н пюНансиыьацс»»[11)рассматранал илияисе ни ьич»ссяныеусаа-ыьдкилнсиосег »еловекцхио»аотрн»»о (тозитивыыхирн ысньтнвных) ыыьтей и слов, влияющих на подсознание человека, когда меняется негативная установка ыьроты «Я - знротв, апоном° цв^емьшныы, р свнв нет бдущдгойнапозитьв-мею . «Моё будащее зивиьст асменв само го, у мтнс вот ростонтссыы. Риьцятк 5 ЫАмырварируве кац мысл и переходят в позитивные утверждения.
Характерные мысли Позитивные утверждения
Жизнь есть непрерывная борьба за достижение своих целей. И я все равно добьюсь своего, как бы мне ни мешали окружающие меня люди! Жизнь есть радость и саморазвитие! Я иду к своим целям играючи! Моя работа доставляет мне только радость!
Я всегда четко планирую свое будущее и любой ценой добиваюсь исполнения своих планов Я планирую свою деятельность и радуюсь тому, что мои планы имеют обыкновение сбываться. Я получаю радость от своих успехов!
Моя жизнь теряет всякий смысл, когда у меня нет цели, к которой можно было бы стремиться Я живу в радости каждый миг! Моя жизнь полна событиями, и я наслаждаюсь ими!
Я готов пожертвовать многим ради достижения поставленных целей! Я иду к своим целям играючи! Я внимательно прислушиваюсь к тем сигналам, которые дает мне Жизнь через препятствия на пути к моим целям. Я благодарен Жизни за заботу обо мне!
Рис. 6. Переход мыслей в позитивные утверждения (по Свияш А. [11])
Послодвющие .смвсии мыамыютимкиммегорим »^^»»нмнных.
4)езаимополезное сетевое езаимодейспюиессоциальнымипартне-рамис цельзижсзнеустр ой ствавыпускишмв-сибюмгУн огимыисслятовуте -лями рассматривалось понятие «сетевое взаимодействие», было представлено еол«шоеколынеымаа с^делвмий. рlрмипpыoыoжеор Алед^щееомредслдАие ранноговидывзагоюдейеттия ынрежаеиья со вноыми юцдолиюымд »аьмьерами вактАдбого «мехаиазма «oвАecтнрro иcьдынглир«ря ыесУРнои: ирфорьтоьон-н«1х, методических, кадровым финансовые и др. с общед ц^л!=ю смирю^оскдения «у°мальмяй адтитaцмь сыыуcкн»яир«cиоев ы oблaдaeтвдюкpгрмёчм^^иму^^ссм^к-рям (oрмепесибачв нмосмиов чочродндоестмы ы coьадо»рчм рнсявнии акт^нтадсых в^нвызе; обмас идыямч. нснднибос, им^^ио^ы^иcи оо|д|нс^и1 в ииинoрюгивми, ьcкт»иeт нахождение и решение проблем и расширяет границы совместных действий в их решерии им.у,)» [7, с. 140,1РВ].
На ЧnонвдaнысРсмбcиныe напрторосст де ярельнортодо ци^т^^т^^х осрпчеровИСЛ, oчкоивдиflвaнныв ни сс^аль^радалдацрювдр^кдиксб-строг имрриадоеи я.
Направлениядеятельностисоциальных партнеров Индустриально- судостроительного лицея
формирование стратегии развития учебного заведения;
содержание образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования;
изучение рынка труда;
кадровое обеспечение;
материально-техническое обеспечение;
привлечение дополнительных финансовых средств;
Рис.7.Направлениядеятельностисоциальныхпартнеров ИСЛ
тъ
ш ш
ü Q.
Ш
е
и
S
0
1
JÜ
ц
ш ш
0
го
1 ш
0
1
0
1
J
$
I
1 Q. Ш I
ь
Q.
<
С
ш
со ш ь ш и
СЕТЕВЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
ООО Строительная ФГУП
ЗАО «Пилон» Ж пилон
UttUIWIHWH
СПбГУП
«Пассажир-авготранс»
ФГБОУДПО «Институт непрерывного
■
ОАО
взрослых»
Институт управления
Ленинградский государственный университет
им. А.С. Пушкина ®
Ресурсный центр подготовки специалистов
Служба содействия трудоустройству
ФГБОУВО Отделение обучения
«Российский государственный лицсОВЗи инвалидов
педагогический 1&ШЛ Образование \ дггейсОВЗ
университет им. А.И. Герцена»
^ПППРПШЛШТЛР
£ лиррскцнишис отделение »НС Л
Отделение дополнительного
_
»•1
Социально-психологическая служба
Служба постаитернатного сопровождения вьтус
[пускников
ОАО «Питер Лада»
ПИТсР/ША
прикладного искусства и гуманитарного
•IL..
СПб ГБУ «Центр социальной помощи
семье и детям Московского района»
'иствия семейному воспитанию №8,9,12»
Благотворительные фонды
МКОУ «Детский дом-пшшЯЛ95»г.
ГБУ«Социально-рнгбилитгцгоиный иингрдля
несовершеннолетних «о икгоция» (Н«во(^и»грбгая облилгь)
0
m ч m
ÖD (Г
m □
>
тз ч
1
m и г
i
$
L I
0
1
0
01 ?
W
0
DD $
m ä ü"
1 О s
о
e
m ■ны (Т
Рис.8.Представляющая разныесферыдеятельностисетьсоциальныхпартнеровИСЛ
Сегодня многие учреждения (в том числе образовательные) налаживают сетевое взаимодействие, направленное на решение какой-либо социальной проблемы, которую учреждение в одиночку решить не в состоянии. Сеть социальных партнеров иСл представлена на рисунке 7.
5) результативное межведомственное взаимодействие с различными организациями, учреждениями, фондами, работающими с сиротами, с целью социальнойадаптациивыпускников-сирот.
Межведомственное взаимодействие как социальный феномен редко рассматривают как фактор, улучшающий это взаимодействие, хотя оно «структурирует неорганизованное пространство инновационной мыслью, совместным решением»; взаимодействие между разными ведомствами обеспечивает его «результативность с его сложностью, разноплановостью, многофакторностью и изменчивостью»[12,с.48-62].
На рисунке 8 мы схематично показали, с какими учреждениями, организациями, общественными структурами, фондами и т.д. ИСЛ осуществлял межведомственное взаимодействие с целью организации мероприятий по социальной адаптации своих выпускников.
В учебно-методическом пособии, вышедшем в 2021 году, в главе «Межведомственное взаимодействие в реализации социальных гарантий выпускников-сирот» [12, с. 48-62], мы описываем данный вид взаимодействия в деятельности ИСЛ с целью жизнеустройства, социальной адаптации, безболезненной интеграции в общество своих выпускников-сирот. Учреждение использует результативные линии данного взаимодействия с организациями различных ведомств, порой далеких друг от друга. В качестве примера в этом пособии мы представляем одну такую линию межведомственного взаимодействия (рисунок 9).
т:
Межведомственное взаимодействие ИСЛ
Центры Органы опеки и Работодатели Центры
социальной попечительства для занятости
помощи семье и по оформлению ознакомления населения
детям и необходимых выпускников с по решению
медицинские документов по рабочими вопросов
учреждения для материальному местами, трудоустрой-
совместшго обеспечению оказание ства
решения и жилищных дальнейшей выпускников-
проблем сирот в вопросов помощи в сирот
постинтернатный трудоустройстве
период
Судебные, правоохранительные органы по решению противоправных
проблем и профилактической работы
Отделения постинтернатного сопровождения районных учреждений соцобслуживания
Благотворительные фонды, региональные общественные и религиозные организации
Рис. 9.Межведомственноевзаимодействиесцельюорганизациимероприятий по социальной адаптации выпускников ИСЛ
Динамика показателей социальной адаптированное™ выпускников- сирот ИСЛ (2018-2023)
Рис. 10. Индустриально-судостроительный лицей и Центр социального обслуживания населения Красносельского района Санкт-Петербурга -одна из линий межведомственно взаимодействия
В пособии мы описали содержание данной линии взаимодействия, систематизирующей деятельность по какой-то одной проблеме (в нашем случае - по социальной адаптации выпустившихся сирот) различных учреждений разной ведомственной принадлежности.
Внедрение разработанной нами модели и условий ее реализации улучшило, на наш взгляд, социальную адаптированность выпускников-сирот экспериментальной группы, повлекшую положительные изменения, проанапизирован-ныевнашем исследовании.
Наш педагогический эксперимент, как и в большинстве исследований жизнеустройства сирот, вывил скромные результаты, показывающие социальную адаптированность выпускников-сирот ИСЛ. По многим выбранным нами критериям наблюдался незначительный рост за 6 лет эксперимента, данные приведе ны на рисунке 10.
Однако и эти невысокие тенденции к улучшению социальной адаптирован-ности сирот показывают результативность предложенных условий организации
Библиографический список
1.
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ-СИРОТ
ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ
28,0 i
IS,9 1 18,8 1 1 1 1
2018 2019 2020 2021 2022 2023
s..) I.. 11 13,5 i » j 40 40,6 I 21,9 1 " Ii; il
2019 2020 2021 2022 2023
■ нулевой ■ низкий ■ средний ■ высокий уровень
з1,з ж _
Й i ill!
2018 2019 2020 2021 2022 2023
Рис. 11. Динамика показателей социальной адаптированности выпускников-сиротИСЛ(2018 - 2023 гг.)
работы в учреждении с выпускниками-сиротами. В период функционирования в ИСЛ Ресурсного центра (2018-2020 гг.) для работников сиротских учреждений различных типов и видов проводились Всероссийские научно-практические конференции, практико-ориентированные семинары, на которых представлялся и обобщался бесценный опыт работы с сиротами. По итогам этих научно-практических мероприятий увидели свет сборники статей, методические пособия и монографии. Проводились городские исследования, выпускались методические рекомендации для работников сиротских учреждений и т.д. Но в 2020 году центр закрыли, а в 2024 году в городе закрыли последнее учреждение СПО, где обучались и жили сироты, окончившие 9 классов. Мы мало надеемся на то, что руководители образования города прочтут эту статью. Однако остались еще энтузиасты, которые продолжают работу с сиротами, изучают опыт коллег проводят исследования и публикуют свой бесценный опыт, именно для нихэта статья.
Пипия К., Кокоурова А., Ширманова И. Российское сиротство в цифрах исследования. Available at: https://tochno.st/materials/rossiyane-stali-rezhe-usynovlyat-detey-i-chashche-vozvrashchat-ikh-v-detdoma-kak-vyglyadit-portret-sotsialnogo-sirotstva-v-rossii-v-issledovanii-esli-byt-tochnym
Шепель С.М. Динамика социальной активности выпускников-сирот профессиональных образовательных учреждений в процессе их социальной адаптации. The Em/ss/a.Offl,/neLetters:электронныйнаучный журнал.2023; №5(май). ART 3246. Availableat: http://emissia.org/offline/2023/3246.htm
Кривых С.В. Программа сопровождения индивидуального развития и жизнеустройства учащихся-сирот Индустриально-судостроительного лицея как средство их соци-ально-профессиональнойадаптации. Мирнауки, культуры, образования. 2017;№5 (66):191-194.
ШепельС.М.Постинтернатноесопровождениевыпускников-сиротвпроцессеихсоциализации. Мирнауки, культуры, образования. 2021;№1(86): С.140—143. Шепель С.М., Кривых С.В. Моделирование сопровождения социальной адаптации выпускников сиротских учреждений. The Emissia.Offline Letters: электронный науч-ныйжурнал.2022;№9(сентябрь). ART 3143. Availableat:http://emissia.org/offline/2022/3143.htm
Телицына А.Ю., Милакова А.Ю. Социальные установки выпускников детских (интернатных) учреждений в отношении будущего. Психологическая наука и образование. 2021; Т. 26; № 6: 200-210.
Шепель С.М. Сопровождение социальной адаптации выпускников-сирот профессиональных образовательных учреждений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. СПб., 2024.
Ветошкина С.А. Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот. Современная зарубежная психология. 2015; Т. 4, № 1: 15-25. Грушецкая И.Н. Ситуация успеха детей-сирот: возможности для создания и поддержки. Наука и реальность/Science & Reality. 2020; № 3 (1): 55-57.
10. Сурикова Я.А. Материалы для практического семинара с педагогами по теме: «Создание ситуации успеха». Available at: https://урок.рф/library/sozdanie_situatcii_ uspeha_materiali_dlya_praktichesko_124258.html
11. Свияш А. Как правильно менять себя и быть успешным в любой ситуации. Москва: АСТ, 2019.
12. Шепель С.М. Межведомственное взаимодействие в реализации социальных гарантий выпускников-сирот. В пособии: Проблемы постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021.
2.
6.
7.
9.
References
1. Pipiya K., Kokourova A., Shirmanova I. Rossijskoe sirotstvo v cifrah issledovaniya. Available at: https://tochno.st/materials/rossiyane-stali-rezhe-usynovlyat-detey-i-chashche-vozvrashchat-ikh-v-detdoma-kak-vyglyadit-portret-sotsialnogo-sirotstva-v-rossii-v-issledovanii-esli-byt-tochnym
2. Shepel' S.M. Dinamika social'noj aktivnosti vypusknikov-sirot professional'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij v processe ih social'noj adaptacii. The Emissia.Offline Letters: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2023; № 5 (maj). ART 3246. Available at: http://emissia.org/offline/2023/3246.htm
3. Krivyh S.V. Programma soprovozhdeniya individual'nogo razvitiya i zhizneustrojstva uchaschihsya-sirot Industrial'no-sudostroitel'nogo liceya kak sredstvo ih social'no-professional'noj adaptacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 191-194.
4. Shepel' S.M. Postinternatnoe soprovozhdenie vypusknikov-sirot v processe ih socializacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): S. 140-143.
5. Shepel' S.M., Krivyh S.V. Modelirovanie soprovozhdeniya social'noj adaptacii vypusknikov sirotskih uchrezhdenij. The Emissia.Offline Letters: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2022; № 9 (sentyabr'). ART 3143. Available at: http://emissia.org/offline/2022/3143.htm
6. Telicyna A.Yu., Milakova A.Yu. Social'nye ustanovki vypusknikov detskih (internatnyh) uchrezhdenij v otnoshenii buduschego. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2021; T. 26; № 6: 200-210.
7. Shepel' S.M. Soprovozhdenie social'noj adaptacii vypusknikov-sirot professional'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. SPb., 2024.
8. Vetoshkina S.A. Osobennosti 'emocional'noj sfery u detej-sirot. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2015; T. 4, № 1: 15-25.
9. Grusheckaya I.N. Situaciya uspeha detej-sirot: vozmozhnosti dlya sozdaniya i podderzhki. Nauka ireal'nost'/Science & Reality. 2020; № 3 (1): 55-57.
10. Surikova Ya.A. Materialy dlya prakticheskogo seminara s pedagogami po teme: «Sozdanie situacii uspeha». Available at: https://urok.rf/library/sozdanie_situatcii_uspeha_ materiali_dlya_praktichesko_124258.html
11. Sviyash A. Kak pravil'no menyat' sebya i byt' uspeshnym v lyuboj situacii. Moskva: AST, 2019.
12. Shepel' S.M. Mezhvedomstvennoe vzaimodejstvie v realizacii social'nyh garantij vypusknikov-sirot. V posobii: Problemy postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov sirotskih uchrezhdenij: uchebno-metodicheskoe posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2021.
Статья поступила в редакцию 24.09.24