Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 4. С. 88-93.
УДК 37.01
А. С. МАКАРЕНКО: ВЗГЛЯД ИЗ СОВРЕМЕННОСТИ
Коновалова М. Н.
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: [email protected]
В статье рассмотрен пример воспитательного коллектива, созданного выдающимся педагогом А.С. Макаренко. Приведены признаки и законы развития воспитательного коллектива. «Коллектив» представлен как единый социальный организм, со своей структурой, принципами существования и требованиями, предъявляемыми к коллективу в целом и к отдельной личности. Утверждение о необходимости сделать ребенка счастливым и радостным присутствует во всей практической деятельности педагога и является основой его гуманистической позиции в деле воспитания. Гуманистическое понятие «воспитательный коллектив» как объединение детей, подчиненное общественным интересам, с хорошо организованной системой управления, получило всемирное признание.
Ключевые слова: коллектив, педагог, личность ребенка, воспитание, гуманизм. ВВЕДЕНИЕ
Принцип формирования личности ребёнка «в коллективе, для коллектива и через коллектив», предложенный выдающимся педагогом советского времени А. С. Макаренко, не утратил свою актуальность и в наши дни. Идеи А. С. Макаренко, разработавшего модель «воспитательного коллектива», продолжают жить и развиваться, подтверждая их огромную ценность для педагогической науки. Принцип воспитания личности акцентирует наше внимание на то, что именно коллектив становится объективным условием формирования личности ребенка и от атмосферы, царящей в нем, и уровня его развития, напрямую зависит и развитие творческой, высоконравственной, свободной и ответственной личности [1, с. 59-60].
Цель статьи: провести анализ теории воспитания, разработанной А. С. Макаренко.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Становление и развитие отечественной теории воспитания подрастающего поколения в коллективе происходит во второй половине XIX - первой половине ХХ века. В решении этой проблемы принимали участие отечественные мыслители В. П. Вахтеров, М. И. Демков, П. Ф. Каптерев, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, А. П. Пинкевич, В. А. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и др.
Ключевую роль в развитии теории коллективного воспитания сыграли яркие личности, которые не только теоретически, но и на практике подтвердили важность этой идеи. Традиции коллективного воспитания были установлены А. С. Макаренко
88
в колонии им. М. Горького и детской колонии им. Ф. Э. Дзержинского; С. Т. Шацким в детской трудовой колонии «Бодрая жизнь», в обществе «Сетлемент» и в других детских учреждениях; в школе для трудновоспитуемых им. Ф. М. Достоевского, которую возглавлял В. Н. Сорока-Росинский; в школе, директором которой был В. А. Сухомлинский.
Особое место в плеяде педагогических теоретиков, занимающихся исследованием и внедрением в жизнь этой проблемы, занимает А. С. Макаренко, чей педагогический опыт и научные труды оказали значительное влияние на развитие теории воспитательного коллектива.
Основное педагогическое наследие А. С. Макаренко связано с выявлением действенных средств и организационных форм воспитания личности в коллективе. В теории воспитательного коллектива Макаренко большое значение придаётся достижению гармонии личных и общественных интересов воспитанников, целенаправленному управлению процессом воспитания, гуманистическим идеалам, наполнению жизни воспитанников богатствами человеческой культуры и стремлением к счастью и радостному будущему (воспитанию «коллективных линий устремлений»), обеспечению детей уверенностью в своих силах для постоянного движения вперед.
Установленное А. С. Макаренко гуманистическое понятие «воспитательный коллектив» как объединение детей, подчиненное общественным интересам, с хорошо организованной системой управления, получило всемирное признание. «Педагогика нашего столетия знает немного имён, значение которых выходит за узкие рамки их отечества. Пожалуй, их всего четыре: американец Джон Дьюи, итальянка Мария Монтессори, немец Георг Кершенштейнер и украинец, советский гражданин А. С. Макаренко - самый читаемый из этой четвёрки. Интерес к нему за пределами одной страны не идёт ни в какое сравнение к любому другому педагогу из недавнего прошлого», - писал в 1988 году известный немецкий учёный по праву Оскар Анвайлер [2, с. 10-11].
Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации радостной и полнокровной жизни детей, которая в тоже время является воспитывающей школой, отвечающей требованиям общественного развития.
А. С. Макаренко на опыте своей педагогической практики в колониях трудновоспитуемых, бывших беспризорными детей, сделал вывод о том, что «коллектив - это живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива [3, с. 23].
А. С. Макаренко утверждал, что «самой реальной формой работы по отношению к личности является удержание личности в коллективе, такое удержание, чтобы эта личность считала, что она в коллективе находится по своему желанию, добровольно, и, во-вторых, чтобы коллектив добровольно вмещал эту личность. Коллектив является воспитателем личности...» [4, с. 81-82].
По теории Макаренко «коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества», и, «если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации». Все виды
89
деятельности учащихся, имеющие общественные цели, потенциально обладают развивающими и воспитывающими возможностями [3, с. 120, с. 449].
В статье «Работа воспитателей» А. С. Макаренко предлагает различные формы педагогического действия воспитателя и поднимает вопрос о важности для детей учебной деятельности: «Чрезвычайной важности вопрос - отношение ребят к образованию. Это та область, которой воспитатель должен уделять самое серьёзное внимание. Систематическое приобретение основательных знаний в школе и своевременное её окончание определяют путь человека в жизни» [5, с. 141].
Воспитательный коллектив, по Макаренко, - это научно-организованный коллектив с педагогической целевой установкой. В статье «Цель воспитания» А. С. Макаренко представил развернутую педагогическую теорию воспитательного коллектива с оценкой результатов педагогического труда: «Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук. Каждый воспитанный нами человек - это продукт нашего педагогического производства. И мы, и общество должны рассматривать наш продукт очень пристально и подробно, до последнего винтика» [6, с. 41-49].
А. С. Макаренко называет основные положения о коллективе, из которых вытекают «все детали развития личности»:
а) «коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда»;
б) школьный коллектив должен быть органически связан со всеми другими коллективами и на нём лежит ответственность перед обществом, «только через коллектив каждый его член входит в общество ...»;
в) «коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представлять интересы коллектива и общества ...» [6, с. 41-49].
Движущей силой развития коллектива, по Макаренко, является динамика целей (перспектив) коллектива и личности. Он утверждал, что необходимой основой развития коллектива является «общее стремление к завтрашнему дню, наполненному коллективным усилием и коллективным успехом» [7, с. 168-169].
Основным признаком воспитательного коллектива по теории А. С. Макаренко является единство интересов коллектива и общества, единство внутренних связей (отношения между членами коллектива, направленные на организацию внутренней жизни, максимально удовлетворяющие детские потребности) и внешних связей (деятельность коллектива, направленная на посильное решение задач общественного развития).
Говоря о важности воспитательного взаимодействия педагога и учащихся в формировании коллектива, А. С. Макаренко сообщал следующее: «Дисциплина и бытовой порядок давно перестали быть только моей заботой. Они сделались традицией коллектива ...» [4, с. 606; 5, с. 314].
А. С. Макаренко отмечал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы» [8, с. 134].
90
В числе средств по воспитанию детей им были определены моральные требования, основанные на гуманистических идеалах, он был глубоко убеждён в том, что без гуманного стиля руководства, проявляемого в педагогических требованиях, нельзя создать воспитательный коллектив и утвердить в нём дисциплину.
Основываясь на опыте многолетней педагогической деятельности, А. С. Макаренко установил законы развития коллектива:
1) закон параллельного действия предполагает влияние коллектива на личность и личности на коллектив, утверждает ответственность коллектива за каждого учащегося и ответственность учащегося перед своим коллективом;
2) закон движения (развития) коллектива по системе перспективных линий реализуется при установке мажорных перспектив развития коллектива и осуществляется в коллективной деятельности;
3) длительность коллектива, его постоянный состав;
4) преемственность поколений и сохранение, развитие традиций, отражающих культуру поведения воспитанников, стиль, тон и сплоченность коллектива;
5) сочетание педагогического управления с реальными правами коллектива.
А. С. Макаренко считал, что более успешно осуществляется намеченная перспектива в коллективе, деятельность которого строится на основе ученического самоуправления. Вопросы управления коллективом органами самоуправления представляют несомненный интерес для педагогической науки и в наши дни. Раскрывая особенности работы органов самоуправления в воспитательном коллективе, педагог указывал, что высшим органом самоуправления является общее собрание коллектива, в работе которого должны принимать участие все воспитанники.
Приводим ряд позиций из требований, предъявляемых Макаренко к коллективу в целом и к отдельной личности этого коллектива:
1) каждый член коллектива должен ежедневно трудиться, поэтому коллектив должен воспитывать у него уважительное отношение к своему труду и к труду других членов коллектива; 2) результатом воспитательных усилий детского коллектива является соблюдение ими режима и дисциплины, как одно из эффективных средств воспитания у детей твердого характера, способного противостоять всему плохому и как одну из категорий нравственного воспитания; 3) регулятором поведения учащихся является общественное мнение, высказываемое на собраниях коллектива; 3) тип отношений в коллективе - ответственная зависимость, дружеский характер; 4) достижение гармонии личных и общественных интересов; 5) бодрость всего детского коллектива и обеспечение жизнерадостности его отдельных личностей; 6) гуманистический стиль работы педагога в коллективе.
Известное изречение о том, что «в каждом человеке есть солнце, только дайте ему возможность светить», совпадает с воспитательными действиями Макаренко в руководимых им детских колониях, где он, стремился создавать такие условия, при которых детские мечты озарялись светом надежды на счастливое будущее. Утверждение о необходимости сделать ребенка счастливым и радостным проходит
91
лейтмотивом через всю практическую деятельность педагога и является основой его гуманистической позиции в деле воспитания.
ВЫВОДЫ
Талантливый организатор, наделенный природой педагогической мудростью, добрым сердцем, тактичностью и стойкостью, А. С. Макаренко, с помощью умело разработанных им методов гуманного отношения к детям, из несчастного детского состава попадающих в колонию беспризорников, воспитывал жизнерадостных, дисциплинированных детей разного возраста. Его воспитанники старались не только хорошо учиться, духовно развиваться, но и параллельно, путём трудовой деятельности, успешно осваивать начальные этапы разных профессий.
Изменения в лучшую сторону, происходящие в судьбах воспитанников, прекрасно отражены А. С. Макаренко в талантливо написанных и изданных им в советский период книгах «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». Эти увлекательно написанные книги, основанные на жизненных фактах воспитания 3000 детей, и по сей день волнуют читателей своими событиями, их с интересом читают не только в нашей стране, но и во многих других странах.
Педагогические идеи и творчество А. С. Макаренко являются величайшим завоеванием отечественной и мировой культуры ХХ-го столетия. Его идеи развиваются и совершенствуются сторонниками теории воспитательного коллектива.
Список литературы
1. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М.: Политиздат, 1988. - 256 с.
2. Зуева И. В. Теория воспитательного коллектива в отечественной педагогике 1946-1991 гг.: дис. ... канд. пед. наук / И. В. Зуева. - Пятигорск, 2004. - 146 с.
3. Макаренко А. С. Сочинения в 7- ми томах / А. С. Макаренко. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1958. - Т. 5. - 496 с.
4. Макаренко А. С. О воспитании молодёжи / А. С. Макаренко. - М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1951. -396 с.
5. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1972. -332 с.
6. Макаренко А. С. Цель воспитания / А. С. Макаренко // Педагогические сочинения: в 8-ми т. / составители: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - С. 41-49.
7. Донцов А. И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования / А. И. Донцов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 206 с.
8. Макаренко А. С. Сочинения в 7-ми томах / А. С. Макаренко. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1951. - Т. 4. - 565 с.
A. S. MAKARENKO: A LOOK FROM MODERNITY
Konovalova M. N.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: [email protected]
The formation and development of the domestic theory of the upbringing of the younger generation in a team takes place in the second half of the 19th - first half of the
92
K0H0Ban0Ba M. H.
20th century. Domestic thinkers V.P. Vakhterov, M.I. Demkov, P.F. Kapterev, A.V. Lunacharsky, A.S. Makarenko, A.P. Pinkevich, V.A. Rosinsky, S.T. Shatsky and others. The principle of the formation of a child's personality "in a team, for a team and through a team", proposed by the outstanding teacher of the Soviet era, A. S. Makarenko, has not lost its relevance today. A.S. Makarenko, whose pedagogical experience and scientific works have had a significant impact on the development of the theory of the educational collective, occupies a special place in the galaxy of pedagogical theorists who are engaged in the study and implementation of this problem. A.S. Makarenko in the colony established the traditions of collective education. M. Gorky and children's colony them. F.E. Dzerzhinsky; S.T. Shatskiy in the children's labor colony "Vigorous Life", in the society "Setlement" and in other children's institutions; at the school for the difficult to educate them. F.M. Dostoevsky, headed by V.N. Soroka-Rosinsky; at the school, the director of which was V.A. Sukhomlinsky. In the theory of Makarenko's upbringing collective, great importance is attached to achieving harmony of personal and public interests of pupils, purposeful management of the upbringing process, humanistic ideals, filling the lives of pupils with the riches of human culture and striving for happiness and a joyful future, providing children with confidence in their abilities for constant movement forward. Makarenko called the upbringing team such a form of organizing a joyful and full-blooded life for children, which at the same time is an upbringing school that meets the requirements of social development. A.S. Makarenko argued, "The most real form of work in relation to the individual is the retention of the person in the team, such retention that this person believes that he is in the team at will, voluntarily, and, secondly, that the team voluntarily accommodated this person. The main feature of the educational team according to the theory of A.S. Makarenko is the unity of the interests of the team and society. A talented organizer, endowed by nature with pedagogical wisdom, a kind heart, tact and perseverance, A.S. Makarenko, with the help of skillfully developed methods of humane treatment of children, from the unfortunate children who enter the colony of street children, raised cheerful, disciplined children of different ages. The pedagogical ideas and creativity of A.S. Makarenko are the greatest conquest of the national and world culture of the 20th century. His ideas are developed and improved by supporters of the theory of the educational team.
Keywords: collective, teacher, child's personality, education, humanism.
References
1. Makarenko A.S., On the education, 256 p. (Pedagogika, M., 1988).
2. Zueva I.V., Theory of the educational team in domestic pedagogy 1946-1991, Dis. ... cand. ped. sciences, 146 p. (Pyatigorsk, 2004).
3. Makarenko A.S., Works in 7 volumes, V. 5, 496 p. (M., 1958).
4. Makarenko A.S., On the education of youth, 396 p. (M., 1951).
5. Makarenko A.S., Team and personality education, 332 p. (Pedagogika, M., 1972).
6. Makarenko A.S., The purpose of education, Pedagogical compositions: in 8 volumes, compilers: M.D. Vinogradova, A.A. Frolov, T. 4, p. 41 (Pedagogy, M., 1984).
7. Doncov A.I., Psychology of the team: methodological problems of research, 206 p. (Publishing house of Moscow University, M., 1984).
8. Makarenko A.S., Works in 7 volumes, V. 4, 565 c. (M., 1951).
93