Научная статья на тему 'Археологическая хроника 2021'

Археологическая хроника 2021 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археология / Иерусалим / акведуки / Сион / византийские церкви / archaeology / Jerusalem / aqueducts / Sion / Byzantine churches

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чехановец Яна

В статье приводится обзор археологических разысканий 2021 г. на Сионской горе, Акведуке аль-Бияр и в храмах византийского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archaeological chronicle 2021

The article provides an overview of the archaeological investigations of 2021 on Mount Zion, the El Biar Aqueduct and in the temples of the Byzantine period.

Текст научной работы на тему «Археологическая хроника 2021»

Archaeological chronicle 2021.

Yana Tchekhanovets

Abstract: The article provides an overview of the archaeological investigations of 2021 on Mount Zion, the El Biar Aqueduct and in the temples of the Byzantine period.

Keywords: archaeology, Jerusalem, aqueducts, Sion, Byzantine churches

Аннотация: В статье приводится обзор археологических разысканий 2021 г. на Сионской горе, Акведуке аль-Бияр и в храмах византийского периода.

Ключевые слова: археология, Иерусалим, акведуки, Сион, византийские церкви

Археологическая хроника 2021

Яна Чехановец

В

2021 году, на фоне продолжающейся пандемии, объем полевых археологических работ в Иерусалиме по-прежнему был далек от привычного: спасательные раскопки восстанавливались медленно, следуя за ритмом постепенно приходящей в себя сферы городского строительства и благоустройства, а академические раскопки израильских и зарубежных университетов почти не проводились. Тем не менее, ближе к концу 2021 года почти полностью восстановился ритм конференций и семинаров, посвященных археологии Иерусалима. Вышли в свет первые научные публикации двух важных памятников Железного века, уже знакомых читателям по археологической хронике 2020 года:1 это спасательные раскопки двух

1 Чехановец Я. Археологическая хроника // Иерусалимский православный семинар. Вып. 10. М., 2020. С. 263-271.

крупных комплексов, раскрытых в южной части города, в Арноне2 и в Армон а-Нациве.3

Сионская гора

Участие зарубежных экспедиций в археологическом исследовании города и его окрестностей оставалось минимальным: заметные результаты были достигнуты только экспедицией Немецкого Протестантского института в Иерусалиме (ББЦ), уже несколько лет работающей на южном склоне Сионской горы.4 Одним из главных научных вопросов экспедиции являлась давно обсуждаемая проблема крепостных стен Иерусалима VIII в. до н. э. В это время население Иерусалима сильно увеличивается, вероятно, за счет множества беженцев из Северного Израильского царства, захваченного Саргоном в 720 г. до н. э.; приток новых жителей требует роста города и расширения его укреплений.5 Части крепостной стены VIII в. были обнаружены в западной, восточной и северной частях города, но до сих пор были археологически неизвестны с южной стороны, на Сионской горе. Несмотря на множество шурфов, заложенных на Сионе различными экспедициями XIX и XX вв., и отдельные открытые ими фрагменты крепостных сооружений разного времени, вопрос с южной границей городских стен Железного века до сих пор оставался открытым. Экспедиция ББЦ работала на нескольких значительных по размерам участках, позволивших раскрыть значительные части раскопанных прежними экспедициями построек, и используя их как привязку к местности, открыть новые, прежде не исследовавшиеся фрагменты. Несмотря на обнаруженный при раскопках керамический материал позднего Железного века,

2 Ben-Ari N., Sapir N., Freud L., Lipschits O. The Arnona Rujum: Preliminary Archaeological and Historical Thoughts // New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region 14. Jerusalem, 2021. P. 55-76.

3 Bilig Y., Freud L., Bocher E. A Royal Mansion from the First Temple Period at Armon Ha-Naziv // New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region 14. Jerusalem, 2021. P. 77-100.

4 Vieweger D., Zimni J., Schöpf F., Würz M. DEI Excavations on the Southern Slope of Mount Zion (2015-2019) // Archäologischer Anzeiger. 2020. № 1. P. 1-76.

5 Broshi M. The Expansion of Jerusalem in the Reigns of Hezekiah and Manasseh // Israel Exploration Journal. 1974. Vol. 24. P. 21-26; Na'aman N. The Growth and Development of Judah and Jerusalem in the Eighth Century BCE: A Rejoinder // Revue Biblique. 2009. Vol. 116. Iss. 3. P. 321-335; Finkelstein I. Migration of Israelites into Judah after 720 BCE: An Answer and an Update // Zeitschrift für die alttesta-mentliche Wissenschaft . 2015. Vol. 127. P. 188-206.

опубликованные выводы экспедиции однозначны: стены Иерусалима в период максимального расширения города в VIII в. до н. э. не включали в себя южную часть Сионской горы.6

Акведукаль-Бияр

Говоря о более поздних периодах, стоит отметить интересный проект по изучению подземного водопровода аль-Бияр, одной из артерий так называемого Верхнего акведука, снабжавшего водой римский Иерусалим. Острая нужда в пресной воде побудила правителей Иерусалима римского периода выстроить систему акведуков, подававших воду от источников Соломоновых прудов, расположенных в 30 км к югу от города, между Вифлеемом и Хевроном. Научная экспедиция исследователей аль-Бияра - археологов, гидрологов и инженеров, - обработала комплекс данных, полученных при исследовании 1200 м подземного водопровода, расположенного в толще скал горного хребта, расположенного к югу от Иерусалима.7 Тщательное исследование инженерных приемов, каменной кладки и археологических находок показало, что сложное гидрологическое сооружение следует датировать I в. н. э., по всей вероятности, временами правления римского наместника Понтия Пилата (26-36 гг. н. э.). Результаты проекта, помимо достижений римской инженерии, демонстрируют вовлеченность прокуратора в дела благоустройства Иерусалима, и становятся в один ряд с новыми археологическими свидетельствами активной градостроительной деятельности Пилата, полученными в последние годы.8

6 D. Vieweger, J. Zimni and K. Soennecken, The End of the Muth: The Southwestern Hill of Jerusalem in the Archaeological Discourse. In: Y. Zelinger, O. Peleg-Barkat, J. Uziel and Y. Gadot (eds.), New Studies in the Archaeology of Jerusalem and Its Region 14. Jerusalem, 2021, pp. 17*-38.*

7 Yecheskel A., Negev Y., Frumkin A., Leibner U. New Discoveries in the Architectural, Hydrological and Chronological Research of the Biar Aqueduct to Jerusalem // New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region 14. Jerusalem, 2021. P. 149-186.

8 Szanton N., Hagbi M, Uziel J., Ariel D. T. Pontius Pilate in Jerusalem // The Monumental Street from the Siloam Pool to the Temple Mount. Tel Aviv, 2019. Vol. 46. Iss. 2. P. 147-166.

Новые исследования византийских церквей

Прошедший год оказался весьма плодотворным в деле исследования византийских памятников Иерусалима, раскрытых впервые или уже известных в прошлом.

Силоамская купель

В крупномасштабных, продолжающихся уже более десяти лет подземных раскопках в древнейшей части города, Городе Давида, или современной деревне Силуан, археологи раскрыли византийскую церковь у Силоамской купели, частично исследованную уже британскими исследователями XIX в. Блиссом и Дикки.9 Ими была раскрыты значительные по площади части здания византийской базилики, стоявшей на невысоком природном возвышении к северу над Силоамской купелью, местом евангельского исцеления слепорожденного (Ин. 9:7). При современных раскопках были уточнены замеры церкви и открыто несколько неизвестных прежде элементов здания, в том числе часовня с расположенными на двух уровнях, друг над другом, апсидами и вероятное место подачи святой воды из Силоамской купели для паломников.10 Важным результатом новых раскопок стало также прояснившееся место Силоамской церкви в градостроительной сетке византийского города и ее связь с широкой мощеной улицей, по всей видимости, проложенной в правление императора Юстиниана (527-565 гг.) и связавшей Силоамскую купель с главными святынями Иерусалима, расположенными к северу, в городской черте, своего рода паломнической артерии святого города.11

«Птичья мозаика»

Часовня с византийской мозаикой, украшенная изображением птиц, помещенных в медальоны переплетающейся виноградной лозы, была обнаружена при строительных работах к северу от Дамасских ворот.12 Художественные достоинства мозаики, первой в своем роде, обнаруженной на Святой Земле, и древняя армянская надпись, поминающая

9 Bliss F. J., Dickie A. C. Excavations at Jerusalem, 1894-1897. London, 1898. P. 158-181; см. также: BaertB. Lavit et venit videns: The Healing of the Blind Man at the Pool of Siloam // Visual Constructs of Jerusalem. Turnhout, 2014. P. 23-34.

10 Levy A., Chalaf O, Hagbi M., Szanton N. «Go Wash in the Pool of Siloam» (John 9:7): The Siloam Church and its Place in the Urban Framework of Byzantine Jerusalem // New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region 14. Jerusalem, 2021. P. 187-209.

11 Voltaggio М. Hagia Polis Hierosalyma // Birth and Development of Jerusalem Christian Topography. Temporis Signa. 2012. Vol. 7. P. 107-123.

12 Bliss F. J., Dickie A. C. Excavations at Jerusalem. P. 253-259.

«всех армян, чьи имена известны Богу», сделали ее одной из самых известных археологических находок византийского Иерусалима. Однако же обстоятельства находки и построенный над часовней частный дом долгое время не давали археологам возможности исследовать здание. На протяжении всего ХХ века окрестности «Птичьей мозаики» активно изучались и раскапывались в ходе различных охранных работ. Выяснилось, что часовня с армянской надписью была частью целого монастырского квартала, выстроенного в византийском Иерусалиме в V-VII вв. н. э. В 2020-2021 гг. по инициативе Армянского Патриархата Иерусалима «Птичью мозаику» было предложено перенести в новый музей. К работе подключились археологи и реставраторы.13 Часовня впервые в новое время была исследована; под ней обнаружилась подземная крипта, упоминаемая исследователями XIX в., а в ней - человеческие останки византийского периода. Остеологическое и радиоуглеродное исследование позволило определить пол, возраст и физическое состояние захороненных, а также с точностью определить хронологию памятника. Особый интерес представляло исследование техники работы древних мозаичистов. После отделения мозаики от основы, под мозаичным ковром был обнаружен цветной эскиз, по которому укладывали каменные тессеры византийские мастера.

Туннели Западной стены

В раскопках Туннелей Западной стены, ведущихся на протяжении нескольких лет и раскрывших последовательно множество слоев, относящихся главным образом к различным фазам римского правления, также были обнаружены следы церковных построек, датирующихся ранне-исламским периодом, предположительно VШ-IX вв. н. э. Археологами были раскрыты следы грубых мозаичных полов, собранных из крупной мозаики и осколков мрамора, и сохранившийся в целости медальон с изображением пары сандалий, характерный для декора палестинских церквей византийского периода.14 От стен здания, украшенного мозаикой, сохранился только общий контур. Возможно, мозаичный пол с изображением сандалий относился к церкви Св. Софии, известной также как «Преторий Пилата», неоднократно упомянутой в византийских источниках и до сих пор не идентифицированной археологически.

13 Re'em A., Abu Diab G., Neguer J, Nagar Y., Boaretto E., Tchekhanovets Y. New Archaeological Study of the Armenian «Birds Mosaic» Chapel in Jerusalem // New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region 14. Jerusalem, 2021. P. 119*-142.*

14 Monnickendam-Givon B., Chalaf O., Sadiel T., Chernin M. Urban Development West of the Temple Mount / Haram esh-Sharif: A View from the Western Plazza Excavations // New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region 14. Jerusalem, 2021. P. 231-248.

Армянский сад

Еще один византийский комплекс был обнаружен при спасательных раскопках на территории так называемого Армянского сада. Этот участок земли, до сих пор не застроенный, расположен в юго-западной части Старого Города, внутри крепостных стен, и долгие годы оставался недостижимой археологической мечтой. Раскопки на краю этого пустыря, когда-то использовавшегося армянской общиной как огород, а сегодня превращенного в парковку, производились лишь однажды, в 1960-е гг., когда на памятнике работала экспедиция британских археологов под руководством К. Кеньон.15 В прошлом году парковку стали благоустраивать, и археологи Службы Древностей выявили на участке как минимум два средневековых слоя, а под ними - сложной планировки здание с византийскими мозаичными полами.16 Несмотря на отсутствие церковного здания, комплекс предположительно идентифицирован как монастырский. В силу самой специфики охранных работ здание не было раскрыто полностью. В настоящий момент решается вопрос о возможном продолжении археологических работ и о му-зеефикации мозаик.

15 Tushingham A. D. Excavations in Jerusalem 1961-1967. Vol. 1. Toronto, 1985.

16 Avner R., Gazarian Fr. A. A Stone Cross (Hatchkar) from Excavations in the Armenian Garden and its Cultural and Historical Importance // New Studies in the Archaeology of Jerusalem and its Region 14. Jerusalem, 2021. P. 213-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.