Научная статья на тему 'О скитаниях купели из древней Фекои'

О скитаниях купели из древней Фекои Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
византийский период / археология / раннее христианство / баптистерии / Западный Берег / кража древностей / Byzantine period / archaeology / Early Christianity / baptismal fonts / West Bank / antiquities theft

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Школьник Хаим

В июле 2020 года Гражданская администрация Иудеи и Самарии вернула незаконно находившуюся в частных руках ранневизантийскую купель для крещения, украденную двумя десятилетиями ранее из руин древней Фекои, родины библейского пророка Амоса. Этому предшествовало длительное исследование, в рамках которого были выявлены ранее неизвестные подробности исчезновения артефакта. Результаты этого исследования вместе с некоторыми первичными наблюдениями за купелями для крещения, ранее недоступными для систематического исследования, публикуются впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wanderings of Baptismal Font from Ancient Tekoa.

In July 2020, the Civil Administration of Judea and Samaria returned an early Byzantine baptismal font that was illegally held in private hands, stolen two decades earlier from the ruins of ancient Tekoa, the homeland of the Biblical prophet Amos. The operation was preceded by a lengthy investigation, within the framework of which previously unknown details of the disappearance of the font were revealed. The results of this investigation, together with some of the primary observations on the baptismal font, previously inaccessible for systematic research, are published here for the first time.

Текст научной работы на тему «О скитаниях купели из древней Фекои»

Wanderings of Baptismal Font from Angent Tekoa.

Haim Shkolnik

Abstract: In July 2020, the Civil Administration of Judea and Samaria returned an early Byzantine baptismal font that was illegally held in private hands, stolen two decades earlier from the ruins of ancient Tekoa, the homeland of the Biblical prophet Amos. The operation was preceded by a lengthy investigation, within the framework of which previously unknown details of the disappearance of the font were revealed. The results of this investigation, together with some of the primary observations on the baptismal font, previously inaccessible for systematic research, are published here for the first time.

Key words: Byzantine period, archaeology, Early Christianity, baptismal fonts, West Bank, antiquities theft

Аннотация: В июле 2020 года Гражданская администрация Иудеи и Самарии вернула незаконно находившуюся в частных руках ранневизантий-скую купель для крещения, украденную двумя десятилетиями ранее из руин древней Фекои, родины библейского пророка Амоса. Этому предшествовало длительное исследование, в рамках которого были выявлены ранее неизвестные подробности исчезновения артефакта. Результаты этого исследования вместе с некоторыми первичными наблюдениями за купелями для крещения, ранее недоступными для систематического исследования, публикуются впервые.

Ключевые слова: византийский период, археология, раннее христианство, баптистерии, Западный Берег, кража древностей

О скитаниях купели из древней Фекои Хаим Школьник

Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои.

Ам. 3:10

В

июле 2020 г. Гражданская Администрация Иудеи и Самарии вернула незаконно удерживаемую в частных руках ранневизантийскую купель, похищенную двумя десятилетиями ранее с развалин древней Фекои (Текоа), родины ветхозаветного пророка Амоса.1 Операции предшествовало длительное расследование, в рамках которого вскрылись неизвестные ранее подробности исчезновения купели. Они,

1 Гражданская Администрация, сменившая в 1981 г. военное правление, является управляющим органом Координатора действий правительства на территориях. В круг ее задач входит обеспечение бесперебойного действия инфраструктуры и управление ресурсами на территории Иудеи и Самарии, в том числе и археологическими. Полномочия Администрации распространяются на территории С (в соответствии с принятым в 1995 г. в рамках соглашения Осло-П разделением), на которой находятся и развалины древней Фекои. Автор этих строк занимает должность окружного археолога Иудеи.

а также первичные наблюдения над бывшей ранее недоступной для систематического исследования купелью, публикуются впервые. В настоящее время решается вопрос передачи купели в музей.

Введение

Руины, ныне именуемые Хирбет Туку'а, расположены на западной границе Иудейской пустыни, восемью километрами к югу от Вифлеема, на возвышенности при древней дороге на Эйн Геди.2 Многочисленные упоминания Фекои содержатся в Ветхом Завете (2Цар. 14:2, 4, 9, 2Цар. 23:26, 1Пар. 9:28, Ам. 1:1 и др.) и апокрифах (1Мак. 9:33), в сочинениях Иосифа Флавия (Bell. Jud. IV, 518; Ant. Jud. XIII, 15), в письмах Бар Кохбы (Murabba'at 47, 6) и в Талмуде (TJ, 'Erubin 25c). Фекоя изображена на Мадабской карте (Илл. 1) и упоминается длинным рядом паломников древности. Уже в античности место прочно ассоциируется с пророком Амосом, а возникшие в средние века традиции связывают его еще и с пророками Аввакумом и Исаией, а также с Избиением младенцев.3 Археологические исследования (разведки и ограниченные раскопки) подтверждают практически непрерывное существование поселения начиная с раннего Железного века (не позднее X-IX вв. до н. э.) и до эпохи крестовых походов, когда на месте продолжает функционировать паломническая церковь, посвященная пророкам (так называемая prophetium), крепость, гарнизон которой обеспечивал безопасность местных жителей и паломников, и «очень большая», по свидетельству игумена Даниила, деревня со смешанным (мусульманским и христианским) населением.4 Последние христиане были окончательно вытеснены из деревни в семнадцатом веке.5

2 Наряду с традиционной идентификацией существуют и альтернативные. См.: Steiner R. C. Stockmen from Tekoa, Sycomores from Sheba. Washington, 2003. P. 101, footnote 36.

3 Разбор источников: Heicksen M. H. Tekoa: Historical and Cultural Profile // The Journal of the Evangelical Theological Society. 1970. Vol. 13 (2). P. 81-89. См. также: Kallai Z. Tekoa // Encyclopaedia Biblica. Vol. 8. Jerusalem, 1982. P. 924-925; Tsafrir Y., Di Segni L., Green J. Tabula Imperii Romani: Iudaea-Palaestina. Jerusalem, 1994. P. 248; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem, a Corpus. Vol. 2: L-Z (excluding Tyre). Cambridge, 1998. P. 348-350; Magen I., Kagan E. D. Christians and Christianity, II: Corpus of Christian Sites in Judea. Jerusalem, 2012. P. 157-159.

4 Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М., 1980 // http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Daniil_igumen/text1.phtml?id=10314

5 Разведки: Hirschfeld Y. Archaeological Survey of Israel: Map of Herodium (108/2), 17-11. Jerusalem, 1985. P. 63-65 - описание, план и список предыдущих разведок. Раскопки: Heicksen M. H. Tekoa: Excavations in 1968 // Grace Journal. 1969.

Илл. 1. Фекоя на Мадабской карте. По M. Avi-Yonah, M. The Madaba Mosaic Map. Jerusalem, 1953. P. 150, pl. 8.

Некомфортно себя ощущали и исследователи, желавшие лишь взглянуть на руины древней Фекои. По свидетельству игумена Даниила, «старейшина сарацинский сам с оружием проводил нас почти до Вифлеема, и через те все страшные места тоже проводил нас. А без предосторожностей не пройти через эти места из-за нападения иноверцев: сюда приходят многие сарацины, и разбивают в горах».6 Словно повторяя написанные столетиями ранее игуменом Даниилом слова, в XVII веке о. Кварезми сообщает, что отказался от посещения памятника из страха перед возможным набегом местных сарацин.7 Расположенная рядом

Vol. 10 (2). P. 3-10; Davis J. J. Tekoa Excavations: Tomb 302 // Bulletin of the Near East Archaeological Society. New Series. 1974. Vol. 4. P. 27-49; Escobar J. Estudio de los restos Arqueologicos de Tecoa // Liber Annuus. 1976. Vol. 26. P. 5-26; Escobar J. Tecoa. Jerusalem, 1976. См. также: Ellenblum R. Frankish Rural Settlement in the Latin Kingdom of Jerusalem. Cambridge, 1998. P. 136-137; Bagatti B. Ancient Christian Villages of Judaea and Negev. Jerusalem, 2002. P. 64-67.

6 Книга хожений.

7 Quaresmi F. Historica Theologica et Moralis Terrae Sancts Elucidatio. Vol 2. Venetiis, 1888. P. 519.

Илл. 2. Фекоя, план. Византийские церкви, посвященные св. Николаю (Church B), пророку Амосу (Church A), место расположения купели до хищения (Font), крепость (Castle) и предположительное место расположения церкви эпохи крестоносцев (Building C). Pringle 1998: 349, fig 98.

деревня с незначительно измененным названием Туку'а существует в своем нынешнем виде с 1948 года, будучи основанной бедуинскими переселенцами из Араб ат-Таамра.

Фекоя в раннехристианский период

Деревня выгодно расположена у дороги, обеспечивавшей византийским паломникам из Иерусалима доступ к Новой Лавре Харитона, а также к монастырям в Иродионе и Сузаким. Большая часть видимых ныне руин, предварительно датированных византийским периодом,8 рассредоточена по площади свыше 7 гектар, с характерным для деревень этого времени отсутствием явной планировки (Илл. 2).9 Две церкви, посвященные пророку Амосу и св. Николаю, упоминаются Кириллом Скифопольским,10 и развалины по меньшей мере двух церквей известны: главной, базиликальной, расположенной на вершине холма, и небольшой однонефной капеллы на восточном склоне. Последняя была обнаружена в рамках археологической разведки Гиршфельда и не раскапывалась.11 Это скромное (11 х 6 м), ориентированное апсидой на восток здание находится в центре застройки; возможно, оно было вписано в обнесенный стеной (монастырский?) комплекс. Первая же, вероятно, главная, церковь, представляет собой большую трехнефную одноапсид-ную базилику (25 х 17 м) с нехарактерным расположением единственного известного входа в длинной южной стене. С запада к ней примыкают различные помещения, а к северу расположена еще одна постройка, возможно - монументальный баптистерий, рядом с которой и стояла в течение столетий массивная купель.

8 Hirschfeld Y. Archaeological Survey of Israel. P. 64.

9 Hirschfeld Y. Farms and Villages in Byzantine Palestine // Dumbarton Oaks Papers. 1997. Vol. 51. P. 61-62; Seligman J. The Rural Hinterland of Jerusalem in the Byzantine Period. Unpublished PhD thesis. University of Haifa, 2011. P. 422-429.

10 Vit. Sab. 36, 123.18; 90, 199.28. В настоящий момент нет консенсуса относительно посвящения церквей. Исследователи-францисканцы не согласны с общепринятой идентификацией большой церкви как посвященной пророку Амосу и настаивают на посвящении ее св. Николаю.

11 Хайксен (Heicksen M. H. Tekoa: Excavations in 1968. P. 8) упоминает раскопки в «церковных зданиях» и более чем одну апсиду. Учитывая то, что обе церкви являются одноапсидными и ввиду отсутствия полноценной публикации раскопок 1968 года, можно с должной осторожностью предположить, что именно Хайксен провел зачистку упоминаемой Гиршфельдом капеллы. При этом неясно, почему Эскобар, работавший на памятнике десятилетием раньше, не видел этой постройки.

Фекоя сегодня

Памятник не посещается паломниками и туристами, и помимо отсутствия зрелищных руин тому есть веская причина. Мусульманское население Туку'а отличается особой враждебностью, с которой оно вот уже несколько сот лет встречает любые попытки исследования древностей. Так, Хайксен описывает четыре года мучительных переговоров с мухтарами и главами семейств деревни, в течение которых он пытался договориться об аренде 30 акров территории под раскопки. «Переговоры в таких случаях исключительно сложны, теоретически подразумевая участие каждой семьи в деревне» - в статье, представляющей итоги первого сезона раскопок в 1968 году, автор явно выбирает слова, надеясь на продолжение сотрудничества с местным населением (чему, впрочем, не было суждено сбыться), и позволяет себе осторожно упомянуть «определенные проблемы» с достигнутым таким трудом соглашением.12 Свою печать наложила и изменившаяся после войны 1967 года политическая ситуация, аннулировавшая результаты переговоров с иорданскими властями и потребовавшая еще несколько месяцев усилий для получения разрешения Администрации -на этот раз уже израильской - на раскопки. Стоит отметить, что в сохранившейся внутренней документации Гражданской Администрации отражено полное одобрение израильских чиновников проведения раскопок Хайксеном - ввиду бедственного положения памятника.

Менее осторожным в выражениях был Эскобар, открывший прелиминарный отчет о своих раскопках сожалением о размахе хищения древностей с руин Фекои, заполонивших рынок. Он говорит прямо то, о чем умолчал Хайксен: экспедицию, щедро и авансом оплатившую свои изыскания, попросту прогнали местные жители, и с горечью недоумевает, почему те, растаскивая из жажды наживы все, что можно продать, так яростно уничтожают и скрывают под грудами камней от глаз ученых оставшееся.13

Томсен высказался о местном населении так: «Они есть грубое, зловеще выглядящее поколение. Надеюсь, что пастухи Фекои, с которыми ассоциировал себя пророк Амос, были лучшими людьми».14 Д. Прингл, забиравшийся в намного менее доступные памятники Иерусалимского королевства франков, отказался от личного посещения Фекои, а первый визит автора и его группы к памятнику закончился легкими телесными повреждениями у одного из участников экспедиции, нанесенными градом камней, обрушенных местным населением.

12 Heicksen M. H. Tekoa: Excavations in 1968. P. 5-6.

13 Escobar J. Estudio de los restos Arqueologicos de Tecoa. P. 5-6.

14 Thomson W. M. The Land and the Book. Vol. 2. New York, 1859. P. 424.

Купель

Пионерами в исследовании памятника стали отцы-францисканцы, которые начиная с XVII века устраивали проходившие с обеспечением должных мер безопасности посещения руин, главной достопримечательностью среди которых, своего рода «визитной карточкой», всегда была каменная купель. Первым ее упоминает (отметив и ее красоту) о. Мороне, занимавший должность кустода Святой Земли в 1652-1658 гг.15 О. да Перинальдо, побывавший на развалинах в 1847 году, оставил следующую эмоциональную запись: «...Все разрушено, все перевернуто...», тогда как лишь «... одинокий каменный столп, вырезанный из твердейшего красного камня, горделиво возвышался среди этих поруганных руин и походил на риф посреди бушующего моря, или на шатер великого военачальника, оставленный посреди поля боя после поражения. Мы бросились к нему со всех сторон.»16 Посещавшие памятник трижды в 1873-1875 гг. Кондер и Китченер выполнили схематическую зарисовку и разрез купели, включая орнаменты на всех четырех сторонах, и отметили в описании стоящие рядом с ней фусты двух колонн17 (которые видны и на рисунке Вудворда, сделанном в то же время Илл. 3). Дальфи в опубликованном в 1879 г. описании упоминает деталь, отсутствующую на иллюстрациях Кондера и Китченера: отверстие для слива воды.18 С начала ХХ века до нас дошло несколько фотографических изображений купели, местоположение которой не менялось. На снимке Далмана 1921 г. и на снимке из собрания Мэтсонов снятом между 1900 и 1926 г. еще видна одна из упомянутых колонн (Илл. 4), но на фотографии из того же собрания, датированной 1940 г., ее уже нет. Особенно удачной является фотография, снятая не позднее 1975 г. о. Багатти: она хорошо передает размеры купели (Илл. 5). Хайксен и Эскобар были последними исследователями, запечатлевшими купель в привычном положении, нерушимо стоящей посреди ширящегося разрушения. В 1975 г. камни, подпиравшие купель, были убраны местными жителями, и она опрокинулась. По словам жителей, это было сделано с целью предотвратить хищение купели.19

Купель высечена из единого блока розового доломита. Восемь трапециевидных, сужающихся книзу поверхностей составляют правильную восьмигранную форму. Нижние трети граней не отполированы,

15 Morone da Maleo M. Terra Santa Nuovamente Illustrata. Pt. 1. Piacenza, 1669. P. 298.

16 Cassini da Perinaldo M. La Terra Santa Il. Genova, 1855. P. 215-216.

17 Conder C. R., Kitchener H. H. The Survey of Western Palestine. Vol. 3: Judsa. London, 1883. P. 368-369.

18 Dalfi T. Viaggio Biblico in Oriente III. Torino, 1879. P. 788.

19 Cm.: Escobar J. Estudio de los restos Arqueologicos de Tecoa. P. 17.

Илл. 3. Купель и фусты колонн на рисунке Дж. Вудворда. C. Tristram, The South Country of Judsa // Picturesque Palestine, Sinai and Egypt, volume II / ed. Wilson, C. W. New York, 1883. P.188.

указывая на уровень пола в помещении, в котором купель находилась изначально. Грани через одну украшены рельефными орнаментами, вписанными в квадратные поля в их верхней части. Наиболее хорошо сохранился орнамент с крестом и лилиями между перекладинами. На противоположной грани изображен орнамент с крестом, наложенным на круг или тонкий венок, на поверхности справа изображен венок, слева - упрощенная октаграмма, составленная переплетающимися квадратами. Внутри октаграммы заметны следы сбитого креста. Иконоклазм коснулся и орнаментов с венками, сильно повредив крест

Илл. 4. Купель и одна из колонн. American Colony, Jerusalem. G. Eric and Edith Matson Photograph Collection, LC-M32-715. Southern Palestine, Tekoa, 1900-1926. https://www.loc.gov/item/2019692873/

на одном и полностью уничтожив нечто, вписанное в другой. Внутреннее пространство купели цилиндрическое, с кольцевой ступенькой примерно на середине глубины. Пол имеет легкий наклон в сторону узкого слива с круглым сечением.

По всей видимости, в течение первых двух столетий христиане не создавали специальных емкостей для крещения, но уже к концу четвертого века форма этих специфических приспособлений (и нашей в том числе) зачастую отображает двоякий символизм Таинства Крещения: это и смерть крещаемого для мира, и его рождение для жизни вечной.20 Эта двойственность, подчеркиваемая многими ранними авторами,

20 Bedard W. M. The Symbolism of the Baptismal Font in Early Christian Thought. Washington, 1951.

Илл. 5. Купель на фото о. Багатти. Снято не позднее 1975 г. Хорошо видны арабские граффити. БадаШ 2002, р1. 10: 1.

особенно удачно выражена Мар Нарсаем: «.Подобно младенцу он глядит из воды. и, как младенца, все обнимают и лобзают его.» (Hom. 21, р. 52; 346); «.вода становится плодотворной, как утроба. тело и дух нисходят вместе в лоно воды и рождаются заново.[Господь] погребает людей в лоне вод, словно в могиле. и словно из утробы он поднимает людей в духе.» (Hom. 32, р. 66; 148).21 В устройстве купелей это отображается прямо: иногда многоугольными (могила, крест), и круглыми (утроба) формами соответственно, а дополнительные детали - три ступени, шесть или восемь граней, направления схождения и выхода - могут трактоваться как напоминание о трех днях в могиле, смерти в шестой день или воскресении на восьмой, и т. д.22

21 Цит. по переводу: Connolly R. H. The Liturgical Homilies of Narsai. Cambridge, 1909.

22 Например: Underwood A. The Fountain of Life in Manuscripts of the Gospels // Dumbarton Oaks Papers. 1950. Vol. 5. Appendix B on «The Six and the Eight in Baptisteries and Fonts: Archaeological Evidence».

Монолитные купели известны из целого ряда памятников как на Востоке, так и на Западе, но ни одна из них не является прямой параллелью нашей и не может, по мнению автора, сравниться с ней в красоте. В нашем регионе монолитные купели составляют примерно половину от всех обнаруженных,23 с явным предпочтением простой наружной геометрии - круглой (например, 'Анаб эль-Кабир24), реже -квадратной (например, Иерусалим25). Октагональные купели крайне редки. Примеры известны из монастыря Мартирия26 (внутреннее пространство круглое) и Вифлеема.27 Вифлеемская купель выполнена из похожего розоватого камня, но отличается пропорциями и внутренней формой (квадрифолий).

В 1990-х гг. фекойская купель исчезает. Расследование, инициированное автором в 2016 г. и длившееся более четырех лет, позволило реконструировать события и привести в конечном счете к дому, где хранилась купель.

Есть несколько версий произошедшего, разнящихся лишь в деталях. По всей видимости, в 1993 году купель похищается с территории памятника при помощи тяжелой техники и исчезает на четыре года. В 1997 г. новый мэр деревни, молодой и энергичный Сулейман абу Муфаррах, нанимает частных детективов, которые в сжатые сроки находят купель спрятанной в поле рядом с деревней Бейт Джала, в северо-западном пригороде Вифлеема. Было установлено, что купель предполагалось вывезти с целью последующей продажи на территорию Израиля и что место, где ее скрывали, несколько раз менялось. Министерство туризма и древностей Палестинской Национальной Администрации постановило вернуть купель в Туку'а, но мэр не рискнул установить ее на прежнем месте и нашел для нее новое - в деревне, у здания мэрии. Там купель простояла какое-то время и исчезла снова, пока «самый престижный экспонат деревни», по определению Дж. Левина,28 не был обнаружен летом

23 Ben PechatM. The Paleochristian Baptismal Fonts in the Holy Land: Formal and Functional Study // Liber Annuus. 1989. Vol. 39. P. 166-171, fig. 1.

24 Magen Y, Peleg Y, Sharukh I. A Byzantine Church at 'Anab el-Kabir // Christians and Christianity, II: Churches and Monasteries in Judea. Jerusalem, 2012. P. 369.

25 Tinelli C. Il Battistero del Santo Sepolcro in Gerusalemme // Liber Annuus. 1973. Vol. 23. P. 95-104.

26 Ныне утрачена. Conder C. R., Kitchener H. H. The Survey of Western Palestine. P. 122 (описание); Ben Pechat M. The Paleochristian Baptismal Fonts in the Holy Land. P. 169, fig. 2: 13.

27 VincentL. H., Abel F. M. Bethléem, le sanctuaire de la Nativité. Paris, 1914. P. 92-94.

28 Levin J. West Bank Diary: Middle East Violence as Reported by a Former American Hostage. Pasadena, 2005. P. 110-124. В приведенном Левином рассказе местного жителя недвусмысленно намекается на участие израильской армии

Илл. 6. Купель в момент изъятия, 20.7.2020. Поверх орнамента в виде октаграммы граффити «ФАТХ». Фото автора.

2020 г. испещренным граффити, стоящим в мусорной куче рядом с одним из частных домов на окраине деревни (Илл. 6).

Операция по возвращению купели вызвала бурную реакцию в Палестинской Национальной Администрации и в мире, освещалась такими СМИ как BBC и «Sky News», но осталась практически незамеченной в Израиле. Помимо осуждения действий Гражданской Администрации Иудеи и Самарии и призыва международного сообщества к немедленному вмешательству, палестинская улица в целом ряде примеров указала

в похищении купели и на замешанные в истории интересы неких чиновников. Также Левин утверждает, что к августу 2003 г. купель уже хранилась «в саду одного из жителей», где она должна была пребывать до постройки в деревне музея. По состоянию на начало 2021 г. музея в Туку'а все еще нет. В статье от 16.11.2007, озаглавленной «Фекоя, похищенная и найденная купель», о. Э. Аллиата пересказывает сведения, приведенные Левином, но утверждает, что купель можно увидеть стоящей рядом с мэрией. Неясно, идет ли речь о неточности, или же в какой-то момент между 2003 и 2007 г. купель снова была помещена рядом с мэрией (Alliata E. Tecoa, fonte battesimale trafugato e ritrovato // https://www.terrasanta. net/2007/11/tecoa-fonte-battesimale-trafugato-e-ritrovato/).

на глубокий кризис доверия к институтам власти ПНА. Пользователи выражали удовлетворение тем, что купель окажется в достойном месте и станет доступной публике, в частности, христианской; некоторые открыто критиковали решение мэрии Туку'а и напоминали о неоднократных предложениях перенести купель в Вифлеем. Прозвучали и открытые обвинения в участии чиновников ПНА в торговле древностями. Власти же заявили о намерении вернуть «украденную» купель любой ценой, и спикер правительства начал с этого события свое проходящее в прямом эфире обращение к населению, пообещав обратиться в ЮНЕСКО.

Сразу же после изъятия купель была осмотрена специалистами-консерваторами и очищена от граффити. Купель обмерили, сфотографировали и зарисовали, в настоящее время готовится ее научная публикация. Среди неожиданных наблюдений, сделанных после очистки поверхностей, на верхнем краю стенок купели были обнаружены следы от фиксации металлических накладных крестов (Илл. 7). Автор надеется, что уже в самом ближайшем будущем этот редкий предмет с долгой и необычной историей займет достойное место в музее.

Илл. 7. Купель: виды сверху и на грань с наиболее сохранным орнаментом, разрез. Видны места креплений четырех крестов на бортике купели. Рисунок М. Манукян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.