Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВКА И УСТРОЙСТВО ИЕРУСАЛИМА ВО ВРЕМЕНА НОВОГО ЗАВЕТА'

ПЛАНИРОВКА И УСТРОЙСТВО ИЕРУСАЛИМА ВО ВРЕМЕНА НОВОГО ЗАВЕТА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
436
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРУСАЛИМ / ХРАМ ИРОДА / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ВЕРХНИЙ ГОРОД / НИЖНИЙ ГОРОД / НОВЫЙ ГОРОД / БАШНЯ АНТОНИЯ / "СОЖЖЕННЫЙ ДОМ" / СИЛОАМ / "ОВЕЧИЙ ПРУД" / JERUSALEM / HEROD'S TEMPLE / PILGRIMAGE / UPPER TOWN / LOWER TOWN / NEW TOWN / TOWER OF ANTONIA / "BURNT HOUSE" / SILOAM / "SHEEP POOL"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ребизов Олег Георгиевич

В статье показана значимость изучения вопроса об устройстве и планировке Иерусалима времен Нового Завета в процессе реконструкции событий библейской истории и истори- ческих процессов восточного Средиземноморьяконца I в. до н.э. - нач. I в. н.э. Определено влияние Римской и эллинистической архитектурных традиций на устройство и планировку Иерусалима. Показывается связь истории Нового Завета с археологическими объектами Ие- русалима времен Иисуса Христа.The article shows the importance of the study of the structure and layout of Jerusalem of the New Testament in the process of reconstruction of the events of biblical history and of historical processes in the Eastern Mediterranean of the late I century BC - early first century А.D., the influence of the Roman and Hellenistic architectural traditions to the device and the layout of Jerusalem. Shows the relationship of the New Testament story of the archaeological remains of Jerusalem in the time of Jesus Christ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВКА И УСТРОЙСТВО ИЕРУСАЛИМА ВО ВРЕМЕНА НОВОГО ЗАВЕТА»

Теологические

исследования

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 7-16

УДК 25-249-254+902(391) Иерей Олег (Ребизов Олег Георгиевич) Смоленская Православная Духовная Семинария

Планировка и устройство Иерусалима во времена Нового Завета

Ключевые слова: Иерусалим; Храм Ирода; паломничество; Верхний город; Нижний город; Новый город; башня Антония; «Сожженный дом»; Силоам; «Овечий пруд».

В статье показана значимость изучения вопроса об устройстве и планировке Иерусалима времен Нового Завета в процессе реконструкции событий библейской истории и исторических процессов восточного Средиземноморьяконца I в. до н.э. — нач. I в. н.э. Определено влияние Римской и эллинистической архитектурных традиций на устройство и планировку Иерусалима. Показывается связь истории Нового Завета с археологическими объектами Иерусалима времен Иисуса Христа.

Иерусалим — один из известнейших городов мира, в котором история человечества приобрела новое духовное измерение. В этом городе проходило служение многих известных библейских праведников, пророков и святых. Здесь же проповедовал, страдал на Кресте и воскрес основатель христианства — Иисус Христос. Всякому верующему христианину необходимо знать о том мире, в том числе и городе Иерусалиме, в котором проходил свое служение Спаситель. В данной связи вопрос о реконструкции Святого города времен проповеди основателя христианской Церкви представляется нам весьма важным для исследования.

Иерусалим — древний город в Иудейских горах, расположенный почти в центре географической области, называемой сейчас Палестина. Основано поселение было местным населением около XVIII в. до н.э. Около 1000 г. до н.э. (при библейском пророке и царе Давиде) Иерусалим стал столицей Иудейского царства и с перерывами был таковой до 6 г. н.э.

Несмотря на невыгодные географические и топографические условия Иерусалим эпохи Иисуса Христа находился в периоде бурного развития. На первый взгляд, гористая пересеченная местность (Иудейские горы), на которой располагался город и его удаленность от берега моря (около 60 км) не способствовали активному развитию Иерусалима на рубеже I в. до н.э. — I в н.э. Кроме того, город никогда не находился вблизи важнейших торговых путей древнего Ближнего Востока и не отличался обилием водных источников, необходимых для комфортного проживания большого числа населения. Однако, на протяжении всей эпохи правления династии Иродов (37 г. до н.э. — 66 г. н.э.) Иерусалим переживал экономический и социальный подъем, чему способствовали несколько причин.

Во-первых, это статус города как политического и административного центра царства Ирода I (37—4 гг. до н.э.), а также религиозного центра еврейского народа, рассеянного по всему миру. Даже перенос столицы страны в Кесарию Палестинскую после введения прямого римского правления (6 г. н.э.) не повлиял на статус Иерусалима в глазах иудеев. Для израильтян он продолжал оставаться центром религиозной, политической и социальной жизни.

Кроме того, множество паломников — иудеев со всего света — прибывало в Иерусалим, исполняя библейское постановление об обязательном посещении местного храма три раза в год. В Ветхом Завете содержится требование к каждому взрослому иудею мужского пола совершать паломничество в местный храм во время праздников Пасхи, Пятидесятницы и Кущей: «Три раза в году должен являться весь мужской пол твой пред лице Владыки, Господа» (Исход 23:17) и принести при этом определенную жертву. В древние времена существовали и другие храмы, чья известность и значение выходили за рамки района их расположения, однако именно на этом фоне особенно выделяется храм в Иерусалиме. Возведено данное культовое сооружение было на восточном отроге г. Сион еще в X в. до н.э. и дважды перестроено (VI в. до н.э. и при правлении Ирода I). Уникальность Иерусалимского храма заключается в том, что паломничество совершали представители целого народа, не только проживающего в стране, но и рассеянного по различным землям.

Десятки тысяч паломников способствовали подъему торговли в городе в дни праздников. Многие из них прибывали в Иерусалим за несколько дней до намеченного срока, были и такие, которые вследствие особой святости места переезжали в город навсегда. Все это способствовало увеличению объема строительства необходимых для удовлетворения нужд паломников зданий и сооружений.

В дни правления Ирода I площадь города составляла около 77 гектаров, а накануне разрушения храма (70 г. н.э.) она достигла 156 гектаров (1,6 кв. км) (с учетом «Нового города», окруженного «Третьей стеной»). Некоторое представление о масштабах города можно получить, сравнив размеры его территории с размерами других больших городов Римской империи. Так, например, площадь Помпеи (население — 12000 чел.), составляла 65 гектаров; площадь Остии, которая располагалась неподалеку от Рима, — 69 гектаров; Тимгада и Лептис Магны в Северной Африке, соответственно, — 50 и 120 гектаров.

Отсутствуют точные данные относительно численности населения города в эпоху Иисуса Христа. Тем не менее, вероятно, на протяжении данного периода наблюдался рост его населения. В соответствии с некоторыми оценками, в конце данного периода в Иерусалиме проживало от 25 до 80 тысяч человек [8, с. 122—123]. Отметим для сравнения, что в первом веке до новой эры в Риме и Александрии проживало около миллиона жителей. Население Антиохии и Карфагена в период их наивысшего расцвета в эпоху Империи достигало 300 000 человек. Все эти города являлись важными центрами в имперском масштабе. Что же касается Израиля, то помимо Иерусалима, самыми крупными поселениями здесь считались Скифополис, Сепфорис и Кесария Палестинская. Наибольшая численность населения Бейт-Шеана (Скифополис) равнялась 50 000 человек (при площади в 110 гектаров). В византийскую эпоху аналогичных размеров достигало и население Кесарии (площадь — около 100 гектаров). Каждый из этих городов являлся столицей провинции в Поздний римский и Византийский периоды. Число жителей Сепфориса (Циппори) составляло от 20 до 30 тысяч человек при площади в 60 гектаров. Таким образом, Иерусалим был самым большим городом Палестины новозаветной эпохи, как с точки зрения его площади, так и с точки зрения численности населения [2, с. 114].

Главным и самым грандиозным архитектурным сооружением в городе был, безусловно, Иерусалимский храм, привлекавший к себе множество паломников. Ирод I предпринял грандиозную перестройку храма, построенного в конце VI в. до н.э. (т.н. храм Зоровавеля).

При подготовке реконструкции площадь платформы, на которой располагался храм, была увеличена вдвое, особенно к югу: юго-восточный угол возвышался над Кедронской долиной на сорок пять метров. Размеры подиума храма, воздвигнутого над пиком храмовой горы, были грандиозны — северная стена имела длину в 315 м., южная — 278 м., западная — 485 м., восточная — 468 м. [9, с. 15]. Блоки известняка весом до 100 тонн, из которых была сделана платформа, были взяты из каменоломен, расположенных в окрестностях Иерусалима. Впоследствии многие каменоломни были использованы для захоронений местных жителей и паломников.

На платформе была воздвигнута стена, внутри которой находилась окруженная крытыми колоннадами площадь, куда был открыт доступ всем, включая иноплеменников, не соблюдавших религиозные традиции иудеев.

Священная территория (250*250 м), то есть Храмовая гора в узком смысле, была отделена забором из резного камня, на котором были укреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что язычникам под страхом смерти запрещено входить внутрь. За ограждением находились 14 ступеней, которые вели к подиуму шириной 5 м, примыкавшей к стене храмового двора. Сам храм состоял из трех частей — женского двора (около 67*67 м), окруженный балконом, двора израильтян (67*5,5 м) и двора священников (94*68 м), в котором находилось здание собственно храма. Принцип устройства помещений соответствовал идее святости, которая возрастала по мере приближения к центру, где находилась главная святыня — Святое святых. Такое постепенное приближение к святыне, помещавшейся внутри Храма, напоминало паломникам и горожанам, пришедшим на поклонение, что они

совершают восхождение на совершенно иной уровень бытия. Им полагалось подготовиться к этому переходу с помощью различных ритуальных очищений, что еще более усиливало чувство отдаления от суеты повседневной жизни.

В каждом из четырех углов женского двора, куда могли заходить все верующие иудеи, были квадратные приделы (20*20 м): в юго-восточном — для назореев, в северо-западном — для больных различными кожными заболеваниями, в юго-западном — для хранения масла, в северо-восточном углах — для дров. Из женского двора по ступеням поднимались во двор израильтян, окруженный двадцатиметровой стеной, открытый для всякого ритуально очищенного иудея мужского пола. Двор израильтян был длинным и узким (67*5,5 м); священнический двор был еще на 1,5 м выше двора израильтян и отделен от него большими тесаными камнями.

В окружавшем храм священническом дворе (94*68 м), где осуществлялось большинство жертвоприношений, находился большой квадратный (около 16*16 м) алтарь высотой 8 м; на каждом из его углов был «рог». В юго-западном углу алтаря было два отверстия для стока крови жертвенных животных; кровь стекала в трубу, которая вела к реке Кедрон. Возле этого угла были также две чаши, где совершались возлияния вина и воды. К алтарю восходили по подъему, примыкавшему к его южной стороне. Между алтарем и фасадом храма находился медный сосуд с 12 кранами для омовения рук и ног священников (по подобию «медного моря», находившегося в храме Соломона). В священнический двор вели десять ворот, между которыми находились: подсобные помещения, где изготовляли фимиам, ванна для омовения первосвященника в День очищения, помещения, в которых приготовляли хлеба предложения и зал для заседания Синедриона.

Фасад собственно храма, облицованный, предположительно, белым мрамором с красными и голубыми прожилками, имел квадратную форму — 50*50 м. Задняя часть храма, имевшего плоскую крышу, была такой же высоты, но лишь 35 м в ширину. Фасад был украшен четырьмя колоннами коринфского ордера. Входные ворота (20 м высоты и 10 м ширины) были открыты, и через них была видна большая занавесь, тканная алыми, синими и пурпурными нитями, с изображениями солнца, луны и планет.

Собственно сам храм, по подобию храма Соломона, состоял из трех частей. Первая — притвор, был узким (5,5 м); под его потолком висели золотые короны и цепи, по которым молодые священники взбирались, чтобы чистить короны. Из притвора «Великие ворота» (5 м шириной и 10 м высотой) вели во вторую часть — святилище (20*10 м), где стоял алтарь для курения фимиама, стол для хлебов предложения и большой золотой семисвечник. По сторонам святилища находилось тридцать восемь помещений, расположенных в три этажа. За святилищем находилось Святое святых (10*10 м), отделенное двойной занавесью. Святое святых, третья часть храма, было совершенно пусто, и лишь раз в году — в День очищения — первосвященник входил туда, чтобы возжечь фимиам. Храм, выглядевший как белая гора с золотыми вкраплениями, вероятно, поражал посетителей своим величием и великолепием.

Южный конец храмовой платформы занимал так называемый Царский портик — сплошная крытая колоннада наподобие базилики римского форума. Осенью и

зимой здесь можно было укрыться от дождя, а летом — от палящего солнца. Длина Царского портика составляла около 180 м, а высота крыши в самой высокой точке — около 30,5 м.

Необходимо отметить, что комплекс зданий на Храмовой горе представлял собой отдельную крепость, которая имела ряд общих точек с другими оборонительными сооружениями города, в частности, с цитаделью Антония. Восточная стена Храмовой горы служила также городской стеной, защищавшей город с востока, со стороны Кедронской долины.

С северо-запада к храму примыкал мощная крепость, возведенная в одном из самых уязвимых мест города, на месте бывшей цитадели Неемии (сер^ в. до н.э.). Крепость, заложенная в 35 г. до н.э., получила название «Антония» в честь Марка Антония (83—30 гг. до н.э.), тогдашнего покровителя Ирода I. Цитадель стояла на вершине скалы высотой почти в 23 м, причем обрывистый склон был облицован отполированными каменными плитами, которые мешали вскарабкаться наверх. Четырехугольная крепость с башнями по углам возвышалась над скалой еще примерно на 18 м и могла вместить большой гарнизон. С ее башен можно было контролировать всю храмовую платформу. Это было особенно важно в дни праздников, когда храм наполнялся десятками тысяч паломников, и возрастала опасность антиримских выступлений. В этой связи в крепости постоянно находился римский гарнизон. Предположительно, в крепости находились термы, дворы, галереи и многочисленные помещения.

Глубокий заполненный водой ров, называемый Струтион (воробьиный), отделял Антонию от Нового города (Бейт-Зета), вытянувшегося в северном направлении. Таким образом, цитадель представляла собой очень мощное оборонительное сооружение, что, впрочем, не помешало римлянам разрушить его во время так называемой Первой Иудейской войны, грандиозного восстания иудеев против власти Рима (66—73 гг. н.э.)

Сам по себе Иерусалим во дни Иисуса Христа состоял из трех частей. Первая — Нижний город, наиболее древняя часть Иерусалима, где проживала основная часть жителей. Вторая часть — Верхний город, сформированный по Гипподамовой схеме, широко применяемой в Римской империи при строительстве городов, т.е. с четкой планировкой улиц и кварталов. Новый город (Бейт-Зета), третья часть Иерусалима, только начинал формироваться в дни проповеди Иисуса Христа.

В Верхнем городе проживали наиболее богатые жители — верхушка храмового священства, успешные торговцы и аристократы. В северо-восточной части Верхнего города (современные Яффские ворота Старого города) Ирод построил царский комплекс зданий и сооружений, куда входили три величественные башни и дворец. Сам дворец состоял из двух больших зданий — одно из них Ирод назвал в честь римского императора Октавиана Августа (30 г. до н.э.—14 г. н.э.) Цезарионом — и разбитого между ними чудесного сада с искусственными водоемами, глубокими каналами, бронзовыми статуями по берегам и фонтанами [1, с. 165]. Площадь дворцового комплекса, находившегося на искусственной платформе, составляла 130*330 м [6, с. 230].

Три башни Ирода образовывали своего рода цитадель. Все они носили имена близких Ирода: Гиппика, Фасаила (брат Ирода) и Мариамны (одна из жен Ирода). Вместе с дворцом Ирода эти башни создавали единый мощный укрепленный район.

По-видимому, цитадель предназначалась, прежде всего, для поддержания порядка в городе и обеспечения внутренней безопасности. Однако расположение в «слабом месте» защиты города придавало ей значение также в качестве оборонительного сооружения. В течение многих десятков лет царский комплекс продолжал служить городской цитаделью, местом размещения военного командования и администрации, в том числе, вероятно, и римского префекта во время его пребывания в Иерусалиме.

Башни Фасаила и Мариамны были воздвигнуты на развалинах башен хасмоней-ской эпохи. До наших дней дошли фрагменты лишь одной из них (видимо, башни Гиппика), которая во времена византийского правления получила название «башня Давида». Сейчас в цитадели располагается Музей истории города Иерусалима.

Раскопки археологов в Верхнем городе открыли несколько домов эпохи Нового Завета, самыми известными из которых считаются так называемые «сожженный дом» и «просторный дом».

Данные сооружения, также как и другие жилища, расположенные на западном холме, следовали единому плану. Первый этаж домов, расположенных на склоне, был предназначен, в основном, для хранения продуктов, а также различных вещей хозяйственного назначения. Там же располагались цистерна с водой и небольшой ритуальный бассейн (миква), предназначенный для омовения не только людей, но и различных вещей, например, сосудов [5, с. 38—39].

На следующем, основном уровне, находился двор под открытым небом, а вокруг двора — комнаты различных размеров. Дома были украшены мозаичными полами и фресками с цветочным и геометрическим орнаментами. В одном из домов двор был окружен колоннадой (так называемый «дом с колоннами»). В некоторых домах был устроен еще один этаж с комнатами. Возможно, «просторный дом», самое большое жилище из обнаруженных археологами, площадью 600 кв.м., принадлежал одной из первосвященнических семей.

В ряде помещений исследованных домов была обнаружена мебель, из которой наиболее часто встречающаяся — каменные столы. Кроме того, археологи обнаружены расписанные миски, чашки, подносы, кувшины, как правило, сделанные из камня, так как он считался неподдающимся ритуальному осквернению. В так называемом «сожженном доме» была найдена круглая каменная гиря с надписью на древнем иврите «сын Катраса», что указывает на то, что в этом доме проживало богатое семейство храмовых священнослужителей, упомянутое в Вавилонском Талмуде (Песахим 57:а), считавшееся примером нечестивого служения Господу [7, с. 30—31] Отметим тот факт, что весь Верхний город был разрушен грандиозным пожаром в 70 году н.э. (при осаде римлянами Иерусалима), следы которого были обнаружены повсюду в соответствующих культурных слоях [6, с. 230].

В Верхнем городе располагался и дом первосвященника Каиафы, где, вероятно, происходил суд над Иисусом Христом. Кроме того, в данном районе города находил-

ся дворец Хасмонеев, возведенный по приказу одного из правителей этой династии. Здесь жили Агриппа I (37—44 гг. н.э.), а затем его сын, Агриппа II (53—92 гг. н.э.), в периоды их пребывания в городе. До сих пор не были обнаружены следы данного дворца, и точное место его расположения неизвестно.

Даже Нижний город тоже украсился дворцами, хотя и более скромными, чем царские. В частности, там находилась резиденция принявших иудаизм правителей ме-сопотамской области Адиабена, которые выстроили также большой семейный склеп за пределами городских стен, — это захоронение известно сегодня под названием Гробница царей. Следы дворцов не были обнаружены при раскопках, и их местоположение неизвестно.

Вероятно, в Нижнем городе люди жили в более стесненных условиях, чем в Верхнем, хотя вид и устройство домов в этом районе города археологами точно не определены. Скорее всего, дома имели небольшие размеры и были построены из камня. Хотя при них отсутствовали сады, обычно все же существовал внутренний дворик, скрытый стеной. Древняя традиция возведения жилых домов в Палестине не предполагала наличия в домах окон, выходивших на улицу. Вся жизнь в местных домах, как бедных, так и богатых, проходила вокруг внутреннего двора, закрытого для постороннего взгляда.

У западной стены храмовой платформы снаружи располагался Нижний рынок, принадлежавший храмовому жречеству и привлекавший множество приезжих и паломников. Лавки были пристроены непосредственно к стене и закрывали три нижних ряда кладки. Здесь же находились здания городского совета и государственного архива.

Еще один значимый археологический объект, расположенный в нижнем городе — Силоамский водоем, получавший свои воды из источника Гихон; им пользовались жители «Города Давида» и паломники. Гихон — единственный постоянный природный источник воды в Иерусалиме. С древнейших времен он помогал жителям города выжить в условиях дефицита воды. Во времена иудейского царя Езекии (716—687 гг. до н.э.) был прорублен тоннель длиной 533 м., по которому воды Гихона направлялись в район Силоама.

Для водоснабжения города его жители с древнейших времен использовали цистерны для сбора дождевой воды. Кроме того, для накопления воды использовали также большие искусственные водоемы. Подобные сооружения, по-видимому, существовали в Иерусалиме уже в период Первого храма (Х—^ вв. до н.э.) и их продолжали использовать и в период Второго храма, причем некоторые из них располагались вне пределов города. Накопленная в этих водоемах вода использовалась для мытья, стирки, полива и прочих нужд жителей. С ростом населения города возникла потребность в большем числе накопительных водоемов.

В Новом Завете упоминается «Овечий пруд» (Иоанн, 5:2) или «Дом милосердия». Здесь, согласно Евангелию от Иоанна (5: 2—9) произошло исцеление расслабленного, болевшего в течение тридцати восьми лет. Сегодня остатки водоема можно увидеть во дворе церкви Святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы Марии на улице Виа Долороза, недалеко от Львиных ворот Старого города.

Данный водоем был разделен на две части: северную и южную, окруженные со всех сторон крытыми колоннадами. Обе части были длиной и шириной примерно по 50 — 60 м., а глубиной — 15 м [9, с. 57]. Возможно, что северный водоем был выкопан на исходе эпохи Первого храма (VII — нач. VI вв. до н.э.); время создания южного водоема следует отнести ко II в. до н.э. Вероятно, «Овечий пруд», названный так из-за близости к так называемым «Овечьим воротам» и Овечьему рынку, был частью северного (верхнего) акведука, снабжавшего водой Иерусалим в эпоху Второго храма. Акведуки несли воду из родников близ Вифлеема в так называемые «Соломоновы пруды», расположенные к югу от города. Отсюда вода по двум основным акведукам (верхнему и нижнему) текла в Иерусалим. Верхний акведук снабжал водой северные кварталы города, а нижний — Храмовую гору и южные кварталы.

На самой Храмовой горе исследователи обнаружили 37 цистерн, вырубленных в каменной породе, которые могли вмещать до 40 млн. литров воды, являясь важным элементов системы водоснабжения города и храма [8, с. 123].

Третий район города — Бейт-Зета (Новый город), начинал формироваться в эпоху проповеди Иисуса Христа и был расположен к северу от башни Антония.Приблизи-тельно в середине I в. н.э. он был обнесен крепостной стеной, которая получила название «третья стена» Иерусалима. Отдельные участки данного фортификационного сооружения были обнаружены археологами еще в XIX в.

Третья стена проходила по местности, не отличавшейся топографической сложностью. В связи с этим северная линия обороны города всегда считалась ее слабым местом. Для того, чтобы укрепить ее, в северо-западном углу стены была возведена высокая (высотой до 35 м) восьмиугольная «башня Псефина», являвшаяся одной из наиболее мощных башен города.

Согласно описаниям известного историка Иосифа Флавия, в городе находились типичные для того времени общественные здания — ипподром (Иудейская война 2:3:1) [3, с. 119], театр и амфитеатр (Иудейские древности 15:8:1) [4, с. 122—123]. Однако, до настоящего времени руины амфитеатра и ипподрома (некоторые исследователи считают, что Иосиф Флавий говорит об одном и том же сооружении) не обнаружены археологами и вопрос об их местоположении является спорным. По-видимому, они располагались вне пределов Иерусалима эпохи Иисуса Христа. Иосиф Флавий указывает на расположение ипподрома в районе южного лагеря паломников в Кедронской долине, однако раскопки, которые проводились в этом месте, не дали никаких результатов.

Совсем недавно, в 2017 г, израильскими археологами у Арки Вильсона, представлявшей один из входов на Храмовую гору с запада, удалось обнаружить остатки каменного театра начала II в. н.э. на двести зрителей, который принадлежал к типу одеона (музыкальный театр) или булевтериона (место проведения заседаний городского совета). Однако, руины театра времен Иисуса Христа пока не обнаружены.

Среди общественных зданий города следует также отметить синагоги, о существовании которых свидетельствуют эпиграфические надписи. Так, в районе Офела, к югу от Храма, в 1913 г. французским археологом Раймондом Вайлем была обнаружена плита с надписью некоего священника Феодота, датируемая рубежом I в. до

н.э. —I в. н.э., повествующая о строительстве им синагоги, а также гостиницы для паломников в Иерусалиме. Однако, как и в случае с вышеупомянутыми общественными зданиями, археологам до сих пор не удалось обнаружить остатки синагог в городе.

Исследователям удалось обнаружить в городе остатки нескольких больших улиц времен Иисуса Христа, одна из которых вела от Силоамской купальни к Храмовой горе [10, с. 109], а другая — от храма к Третьей крепостной стене, защищавшей Новый город. Кроме того, еще одна улица проходила вдоль западной части Храмовой горы, таким образом, соединяя две большие улицы города и образуя сквозную дорогу через весь город с юга на север. Южную улицу археологи назвали «улицей Ирода», — она была около 900 метров длиной и 11 метров шириной и представляла собой, вероятно, главный путь паломников, идущих к Храмовой горе. По краям улицы располагались лавки торговцев, продававших паломникам все необходимое для совершения жертвоприношения.

Другая внушительная улица соединяла Дворец Ирода с Храмовой горой. Возможно, что она заканчивалась системой арок, самой дальней из которых является «арка Вильсона», являющаяся одним из проходов к храму с запада. Данные арки образовывали мост, по которому можно было пройти с запада на Храмовую гору, минуя котловину Тиропеона.

Можно сказать, что Иерусалим времен Иисуса Христа был быстро развивающимся городом, крупнейшим поселением Палестины, центром религиозной жизни иудеев, в котором можно было увидеть грандиозные здания и сооружения (например, Храм). Число населения города и его площадь увеличивались достаточно быстро, однако бурное развитие Иерусалима было остановлено разгромом восстания иудеев против Рима и полным уничтожением храма в 70 г. н.э. Городу был нанесен мощный удар, от которого он оправился только через несколько веков.

Литература

1. Армстронг К. Один город, три религии: 2-е изд. / Пер. с англ. М.:АНФ, 2012. 566 с.

2. Иерусалим в веках: в 10 ч. Ч. 3. Иерусалим под властью Рима / Пер. с ивр. Тель-Авив: Открытый университет, 1997. 208 с.

3. Иосиф Флавий. Иудейская война / Пер. с древнегр. М.-Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2008. 523 с.

4. Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 2-х т. Т.2. /Пер. с древнегр. М.: Крон-Пресс, 1994. 352 с, ил.

5. Файнберг-Вамош М. Жизнь и быт во времена Иисуса Христа. Иерусалим, б/г. 104 с.

6. Bahat D. Jerusalem // The Oxford encyclopedia of Archaeology in the Near East. Vol. II. New York, Oxford: Oxford university press, 1997. P. 224 — 238

7. Burbon F., Lavagno E. The Holy Land. Archeological guide to Israel, Sinai and Jordan. Vercelli: White star publishers, 2009. 228 p.

8. McPay J. Arhaeology and the New Testament. Michigan: Baker academic, 2008. 432 р.

9. Ritmeyer L., Ritmeyer K.Jerusalem in the year 30 a.d. Jerusalem: Carta, 2004. 72 р.

10. Tompson T. Jerusalem in Ancient History and Tradition. London-New-York: T&T Clark International, 2003. 304 р.

Fr. Oleg (Rebizov O. G.).

smolensk Ürthodox Theological seminary planning and organization of Jerusalem in the New Testament times

Key words: Jerusalem; Herod's Temple; the pilgrimage; the Upper town; the Lower town; New town; tower of Antonia; «burnt house», Siloam, «Sheep pool»

The article shows the importance of the study of the structure and layout of Jerusalem of the New Testament in the process of reconstruction of the events of biblical history and of historical processes in the Eastern Mediterranean of the late I century BC — early first century A.D., the influence of the Roman and Hellenistic architectural traditions to the device and the layout of Jerusalem. Shows the relationship of the New Testament story of the archaeological remains of Jerusalem in the time of Jesus Christ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.