Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА ИЕРУС АЛИМА В IV-II ТЫС. ДО Н.Э. ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ И БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ'

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА ИЕРУС АЛИМА В IV-II ТЫС. ДО Н.Э. ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ И БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4172
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРУСАЛИМ / ГИОН / ГОРОД ДАВИДА / ЭЛЬ-АМАРНСКИЕ ТЕКСТЫ / ПИСЬМА АБДИ-ХЕ- БА / ХАНААНЕИ / ИЕВУСЕИ / МИЛЛО / СИОН / JERUSALEM / TEMPLE / THE CITY OF DAVID / AMARNA LETTERS / ABDI-HEBAH'S LETTERS / CANAANITES / JEBUSITES / MILLO / ZION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ребизов Олег Георгиевич

В статье показана значимость изучения вопроса об истории Иерусалима в процессе рекон- струкции событий Ветхого Завета и исторических процессов восточного Средиземноморья IV - II тыс. до н.э. Определено влияние истории Древнего Египта на историю Иерусалима. Показывается связь истории Ветхого Завета с археологическими объектами Иерусалима II тыс. до н.э.The article shows the importance of studying the issue of the history of Jerusalem in the process of reconstruction of the events of the Old Testament and the historical processes of the eastern Mediterranean in the IV - II millennium BC. The influence of the history of ancient Egypt on the history of Jerusalem is determined. The connection of the history of the Old Testament with the archaeological objects of Jerusalem of the II millennium BC is shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА ИЕРУС АЛИМА В IV-II ТЫС. ДО Н.Э. ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ И БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ»

Теологические исследования

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2018. С. 7-16

УДК 27-23:902.2(35) Иерей Олег (Ребизов Олег Георгиевич) Смоленская Православная Духовная Семинария

история основания и развития города иерусалима в 1У—11 тыс. до н.э. по данным археологии и библейской истории

Ключевые слова: Иерусалим; Гион; город Давида; Эль-Амарнские тексты; письма Абди-Хе-ба; ханаанеи; иевусеи; милло; Сион.

В статье показана значимость изучения вопроса об истории Иерусалима в процессе реконструкции событий Ветхого Завета и исторических процессов восточного Средиземноморья IV — II тыс. до н.э. Определено влияние истории Древнего Египта на историю Иерусалима. Показывается связь истории Ветхого Завета с археологическими объектами Иерусалима II тыс. до н.э.

Иерусалим — один из самых известных городов мира, центр притяжения паломников всех авраамических религий, находится в Иудейских горах между Средиземным и Мертвым морями. Достоверные данные об основании поселения на месте Иерусалима и древнейшем периоде его истории не дошли до наших дней. Тем не менее, многолетние археологические поиски указывают на то, что Иерусалим был заложен на одном из юго-восточных холмов (который впоследствии стали называть Городом Давида), и именно здесь в течение длительного времени была в основном сосредоточена городская жизнь. Этот холм, расположенный напротив другого, известного сегодня под названием Храмовая Гора, имеет длинную и узкую форму и вытянут по направлению к югу. Ответ на вопрос о том, по какой причине первые поселенцы выбрали данную местность для заселения, является дискуссионным в современной науке. Предположение о том, что этот холм был выбран преимущественно в качестве оборонного пункта, не совсем соответствует действительности. Рядом находится ряд

возвышенностей, которые более удобны для обороны (гора Скопус, Масличная гора и т.д.).

Высказывались гипотезы о выгодном географическом положении Иерусалима. Например, известный британский археолог К. Кеньон считала, что «контроль над Иерусалимом означал контроль над всей Палестиной, поскольку он расположен на центральной гряде, являющейся единственным путем север-юг» [8, р. 234]. Однако, несмотря на утверждение известного ученого, мы можем констатировать, что данный холм находится в достаточном удалении от известной дороги, соединявшей север и юг Палестины. Кроме того, занятие сельским хозяйством в данном регионе затруднено. Культивирование злаков и плодовых деревьев на горных склонах возможно было только через возведение террас. Да и утверждение о том, что контроль над Иерусалимом является ключом к власти над всей Палестиной, безусловно, преувеличено.

Самой вероятной причиной поселения людей в данном месте представляется наличие постоянного водного источника, известного под именем Гион (Гихон), расположенного на восточном склоне холма. Несмотря на то, что он не может похвастаться чрезвычайным объемом воды, Гихон вполне мог обеспечить чистой питьевой водой поселение средних размеров в несколько тысяч человек. В данном регионе весьма актуальной проблемой являлся (и является) дефицит водных ресурсов. Дожди в Палестине сезонные, с мая по сентябрь они фактически невозможны. В этой связи наличие постоянного водного источника с чистой питьевой водой непременно должно было привлекать к себе поселенцев. Поэтому далеко не случаен тот факт, что следы первых жителей в районе Иерусалима были обнаружены рядом с источником Гион. Речь идет о небольшом количестве глиняной утвари и захоронениях в пещерах, выдолбленных в скале. Ученые относят их к рубежу IV—III тыс. до н.э. Данная находка, несмотря на малое количество предметов, позволяет сделать вывод о наличии поселения на юго-восточном холме современного Иерусалима. В то же время не представляется возможным судить о его величине, составе населения и о том, насколько организована была жизнь в городе. Обычно предполагают, что в середине III тыс. до н.э. данную местность освоили ханаанеи, семитский народ, пришедший из Северной Аравии в Палестину и Ливан в нач. III тыс. до н.э. [7, р. 70].

Наиболее раннее письменное свидетельство об Иерусалиме содержится в т.н. «Текстах проклятий». Они происходят из Египта эпохи Среднего царства (XIX— XVIII вв. до н.э.). «Тексты проклятий» — этим названием ученые пользуются для обозначения надписей, сделанных на глиняных сосудах и фигурках, обозначавших непокорных воле фараонов правителей городов Леванта. Название Иерусалима в некоторых древнеегипетских текстах звучит как «Урушалимум». Вероятно, город первоначально в своем наименовании содержал имя ханаанейского бога ночи Шалема, упоминаемого в угаритских текстах XIV в. до н.э. Однако, вопрос о происхождении названия города окончательно не решен и является обсуждаемым в современной науке [6, р. 224].

На протяжении всего II тыс. до н.э. Палестина не представляла собой единого царства, но совокупность множества различных городов-государств с совершенно

разнообразным этническим населением. Среди народов, ее населявших упоминаются амореи, арамеи, ханаанеи и др. Власть правителя ограничивалась обычно од-ним-двумя городами (населением около 1—3 тыс. человек) с прилегающими территориями.

Наряду с правителями различных поселений в Сирии и Палестине в «Тексах проклятий» упоминаются также и цари Иерусалима (Русалимум) И-р-к-а-м и В-ш-с-а-н (точное произношение этих имен неизвестно). К данному же периоду относятся остатки стены к востоку от юго-восточного холма, несколько выше источника Гихон. Так как источник находится не на вершине холма, то с древнейших времен жители Иерусалима строили различные защитные сооружения для предотвращения доступа врагам к воде.

Следующий достоверный эпизод жизни Иерусалима связан с библейской книгой Бытия (14:18-20), в которой рассказывается о встрече патриарха Авраама с Мелхи-седеком, царем Салима (Шалема) и жрецом верховного Бога, который благословил Авраама, вынес ему хлеба и вина и получил от него десятую часть от всех даров. Упоминаемый в этом рассказе город Салим считается древним Иерусалимом. Под этим же названием фигурирует город и в Псалтири (75:3). Истории встречи Авраама с Мелхиседеком придается большое значение, в особенности после завоевания Иерусалима Давидом, как доказательству древней святости города.

Действительно, упомянутые выше археологические находки свидетельствуют о существовании Иерусалима во времена библейских патриархов, в связи с чем встречу Мелхиседека и Авраама относят приблизительно к XVIII в. до н.э.

Последующая история города тесным образом связана с влиянием Новоегипетского царства. После эпохи господства гиксосов в Египте (1650—1540 гг. до н.э.), пришедших туда из Леванта, фараоны Нового царства (1540—1080 гг. до н.э.) считали жизненно необходимым для безопасности контролировать как можно более обширные территории в Сирии и Палестине. Уже фараон Яхмос (1540—1525 гг. до н.э.), окончательно изгнавший гиксосов, не ограничился границами Египта и совершил поход в Палестину. Военачальник фараона Яхмоса сообщает о взятии Авариса, столицы гиксосов, и Шарухена, города, расположенного в Палестине в 25 км. южнее Газы: «и овладели Аварисом...и осаждали Шарухен в течение 3 лет. И его величество овладел им» [2, 58—59]. Однако, скорее всего, Палестина была полностью покорена только при фараоне Тутмосе I (1504—1492 гг. до н.э.). Среди других поселений Палестины, вероятно, фараон захватил и Иерусалим.

Однако власть египтян в Леванте не была постоянной. Например, фараон Тутмос III (1458—1425 гг. до н.э.) вынужден был совершить ряд походов в Левант, чтобы разбить коалицию правителей сиро-палестинских царьков, поддерживаемых Митанни, самым могущественным царством в данную эпоху в Месопотамии. Во время одного из вторжений фараон разгромил войско 119 царьков под Мегиддо в Изреельской долине: «И вот, владетели этой страны приползли на своих животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами... и вот, все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью серебром,

золотом, лазуритом, бирюзой, доставляя зерно и вино, быков и мелкий скот для войска его величества, причем один отряд отправился с данью на юг. И вот, его величество назначило владетелей заново» [2, с. 74].

Следует отметить, что правители небольших палестинских царств зачастую воспитывались в Египте, впитывали египетскую культуру и приучались к преданности фараону. Властители городов-государств должны были платить тяжелую дань и налоги египетским властям; они были обязаны снабжать провиантом и всем необходимым египетские войска, когда те проходили по их территориям во время военных походов.

Следующие достоверные сведения об Иерусалиме относятся к XIV в. до н.э. Их мы черпаем из архива дипломатической переписки, который был обнаружен в египетском городе Эль-Амарна. Эль-Амарна (Ахетатон — город Солнечного диска или бога Атона) служил столицей Египта во времена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). Данный архив насчитывает более 350 писем, около половины из которых являются письмами ханаанских царей Палестины своим египетским властителям, Аменхотепу III (1391—1353 гг. до н.э.) и его сыну Аменхотепу IV-Эхнатону (1353—1335 гг. до н.э.). Они написаны по-аккадски (дипломатический язык той эпохи) на глиняных табличках. Шесть из данных писем написаны царем Иерусалима Абди-Хеба. Абди-Хеба был одним из приближенных к фараону правителей в центральной части Ханаана (Палестины) и его имя упоминается также в письмах царей соседних городов. Письма из Эль-Амарны служат важнейшим источником информации о положении дел в египетской провинции Ханаан в первой половине XIV века до н.э., поэтому весь данный период получил среди исследователей название «эпоха Эль-Амарны».

Известный израильский ученый Б. Мазар так говорит о статусе Иерусалима и его царя: «Абди-Хеба называет себя в письмах фараону (номера 285 — 290) солдатом царя (фараона). Он платит налог фараону, который посадил его на отцовский престол, заявляет о своей преданности царю, который «утвердил себя в Иерусалиме навечно», и, поэтому, не может оставить город Иерусалим. Письма Абди-Хеба содержат, в основном, описание положения в стране, просьбы о помощи в борьбе против врагов фараона вообще и пришлых народов, и их союзников, в частности. Помимо этого, он просит прощения за то, что не позаботился послать своему господину караван с дарами и не может оставить город и предстать перед лицом фараона» [1, с. 27].

Иерусалимом, подобно другим городам Леванта и прилегавшими к ним территориями, управляли местные династии правителей и знати, однако они находились в вассальной зависимости от Египта. Вероятно, влияние египтян в Леванте в эпоху Эхнатона ослабло, почему Абди-Хеба фактически отказался прислать дань фараону, сославшись на то, что их перехватили враги фараона: «послал я караваны Царю, господину моему, воинов, 5000 (шекелей) серебра и 18 проводников царских караванов. [Однако] ограбили их в долине Аялона. Пусть знает Царь, господин мой, что я не смогу послать Царю другой караван в этом году» [1, с. 25—26].

Само имя правителя Абди-Хеба является теофорным. Хеба — это имя известной хурритской богини, а что же касается первой части его имени, то существует сомнение относительно того, следует ли читать его как «Абди», в соответствии с правилами

чтения западно-семитского языка, или «Фути», как оно бы читалось по-угаритски. Нет сомнения в том, что разговорным языком жителей Иерусалима в то время был западно-семитский язык, близкий к библейскому ивриту. Об этом свидетельствуют отдельные западно-семитские слова, которые мы встречаем в написанных по-аккадски письмах Абди-Хеба.

Письма из Эль-Амарны упоминают имена многих правителей Палестины, на основании анализа которых можно более-менее верно определить этнический состав жителей данного региона [5, с. 174], вероятно, представлявший собой смесь хурри-тов, представителей несемитского индоиранского племени, и западных семитов, большую часть из которых представляли ханаанеи, арамеи и амореи.

Ханаанеи (от кинанху — пурпур, самоназвание) или финикийцы, как их называли древние греки — семитский народ, на рубеже IV—III до н.э. переселившийся из Северной Аравии в Палестину и Ливан. Они возводят или перестраивают на побережье Средиземного моря главные города будущей Финикии — Библ, Тир и др. (ок. XXIX — XXVIII вв. до н. э.). В Палестине они проживали в районе Приморской равнины и крупных долин — Изреельской, Айалонской, Сорек и др. Вероятно, ханнанеи на протяжении почти всего II тыс. до н.э. составляли большую часть населения Палестины, так как во многих странах Древнего Ближнего Востока данный регион называли по их имени — Ханаан (кинанху — страна пурпура). Ханаанеи, или как их называли древние греки финикийцы, считались непревзойденными мастерами изготовления пурпурной краски, имевшей широкое употребление в бассейне Средиземного моря.

Арамеи — группа кочевых западно-семитских племен. Прародина — северо-восток Аравийского полуострова. Распространились по «Плодородному полумесяцу» (страны Передней Азии) в течение последней четверти II-го тысячелетия до н.э. Эти кочевники или полукочевники обитали на территории, простирающейся от Персидского залива на юге до гор Алма-Даг (в древности Аманус) на севере и до Антиливана и северного Заиорданья на западе.

Арамеи на рубеже II—I тыс. до н.э. создали ряд государств в Сирии и Месопотамии. Известно, что разные арамейские или родственные им племена (халдеи) играли большую роль в Вавилонии. В VIII—VII вв. до н.э. ассирийцы захватили все арамейские государства Леванта, угнали многих жителей и заселили его новыми поселенцами.

Амореи (аморреи, от аккад. «амурру» — запад) — западно-семитский народ Ближнего Востока, сформировавшийся в нач. III тыс. до н.э. С XXII в. до н.э. заселил всю Сирийскую пустыню, расположенную между Левантом и Месопотамией. Начиная с XIX в. до н.э. проникали и селились в Палестине и Заиорданье. К VII в. до н.э. упоминания о них в древних текстах полностью исчезают, что может свидетельствовать об их уходе со сцены мировой истории.

Кроме вышеупомянутых народов, согласно Библии (Втор. 7:1) в Палестине проживали и другие этносы, как достаточно известные (хетты), так малоизученные (евеи, иевусеи, ферезеи, гергесеи).

Египет стремился удержать завоеванные в Леванте территории, с одной стороны для того, чтобы обезопасить главные торговые пути в Ливан и Сирию, а с дру-

гой — чтобы получить прибыль от экономической эксплуатации завоеванных стран. Из Палестины в Египет привозили дерево, масло, вино, пшеницу, крупный рогатый скот, медь, рабов и рабынь. При египтянах продолжали существовать местные независимые города-государства, сложившиеся в предыдущий период, однако теперь города эти превратились в вассалов Египта. Однако, как только могущество египтян ослабевало, тотчас же определенная автономия местных правителей превращалась в полноценную независимость.

Следующие сведения об Иерусалиме содержатся в библейской книге Иисуса Навина, события в которой относятся к концу XIII — нач. XII вв. до н.э. В книге содержится упоминание об Адониседеке, царе Иерусалима, возглавлявшем союз аморейских царей против города Гаваон (Гивон), который сдался Иисусу в начале израильского завоевания. Согласно Библии, Иисус Навин, предводитель израильтян, разгромил союз городов, возглавляемый Адониседеком, казнил всех воевавших с ним царьков и захватил множество поселений (Нав. 10 гл.), среди которых, однако, нет упоминания об Иерусалиме. Напротив, говорится о том, что «иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня» (Нав. 15:63).

О происхождении иевусеев, жителей Иерусалима в данную эпоху, нет достоверных данных. Некоторые считают их хеттами, опираясь на Числ. 13:30, где говорится о том, что хетты проживали в горных массивах Палестины. Другие предполагают, что иевусеи — это название местного ханаанейского племени. Во всяком случае, можно сказать, что этнический состав населения Иерусалима, включавший в себя семитские, хурритские и хеттские элементы, являлся типичным для ханаанского населения II тыс. до н. э., носившего смешанный характер.

Иерусалим в XII — XI вв. представлял собой относительно небольшой иеву-сейский анклав, окруженный городами израильтян, такими как Вифлеем на юге и Гива Вениаминова на севере. Этот факт значительно облегчил захват города израильтянами.

История завоевания Иерусалима иудеями связана с деятельностью второго царя древнего Израиля Давида (1010 — 970 гг. до н.э.). Он царствовал над Израилем 40 лет (семь лет и шесть месяцев в городе Хевроне над коленом Иуды и тридцать три года в захваченном им Иерусалиме над всем народом; 2 Цар. 5:5).

Город легко было оборонять — с трех сторон его защищали крутые обрывистые склоны, спускавшиеся в долину Кедрон на востоке и долину Енном (Генном) на юге и западе. Поэтому иевусеи считали свой город неприступным и вели себя при осаде достаточно вызывающе и заносчиво. Город был последней ханаанейской крепостью на данной территории, поэтому Давид, создавший большое государство на территории Палестины и прилегающих регионов, вынужден был завоевать его.

На восьмом году царствования, став общенациональным царем, Давид захватил Иерусалим — город, принадлежавший тогда ханаанской народности — иевусеям. Давид сделал Иерусалим своей столицей, гражданским и религиозным центром.

Исследователи отмечают тот факт, что для предшествующего отсутствия внутреннего единства израильтян, раздробленных на двенадцать племен, весьма показателен

сам факт существования иерусалимского анклава внутри их владений. Известный ученый Ю.Б. Циркин утверждает, что «перенос столицы делал царя в огромной степени независимым, в том числе и от родного племени Иуды, органы власти которого остались в Хевроне» [4, с. 150].

Описание завоевания города во Второй книге Царств (5:6—9) представляет некоторое затруднение для исследователя: «И пошел царь и люди его на Иерусалим против иевусеев..., но они говорили Давиду: "Ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые"». В особенности это относится к выражениям «слепые и хромые» и к словам: «и доберется до трубопровода» (дословно «и дотронется до трубы»). Некоторые предполагают, что «трубопровод» — это т.н. «шахта Уоррена», названная в честь обнаружившего его ученого XIX века, — подземный канал, по которому воды Гихона поступали в иевусейский город. Смысл фразы, таким образом, состоит в том, что воины Давида проникли в город по водоносному каналу. Что же касается «слепых и хромых», то, по мнению археолога и историка Игаэля Ядина, речь идет о магической церемонии, с помощью которой иевусеи хотели испугать царя Давида и его воинов. И. Ядин опирается здесь на схожую картину церемонии принятия присяги армией в царстве хеттов в Малой Азии. По-видимому, было принято выставлять хромых и слепых на стенах города и запугивать неприятельских солдат тем, что они тоже станут хромыми и ослепнут, если начнут штурм крепостных стен [1, с. 34—35].

Возникает вопрос о том, зачем царь Давид сделал иевусейский город столицей всего своего царства. Можно перечислить несколько причин, в соответствии с которыми сын Иессея сделал Иерусалим столицей.

Во-первых, Давид хотел, чтобы столица царства была связана с ним и с его династией, т.е. представляла собой его личное семейное владение. Поэтому он выбрал чужой израильтянам город, на который не распространялась власть какого-либо из колен Израиля.

Кроме того, Давид избрал в качестве столицы город, располагавшийся за пределами владений колена Иуды, для того, чтобы продемонстрировать «всеизраильский» характер своего государства. Это государство должно было объединить колено Иуды с остальными коленами, в отличие от местно-племенного характера его предыдущего царства со столицей в Хевроне. По этой же причине он выбрал город, располагавшийся в иевусейском анклаве, за пределами владений какого-либо из колен.

Наконец, избрав в качестве столицы «нейтральный» город, не принадлежавший ни колену Иуды, ни какому-либо другому колену, Давид стремился предотвратить чувство ревности и конкуренцию между израильскими племенами.

Следует отметить, что Давид во многом обогатил и культуру древнего города Салима. Он сделал Иерусалим религиозным центром, перенес туда святилище — скинию Завета. Также он распределил левитов и священников на череды, устроил хоры при Скинии для исполнения псалмов, большинство из которых написал сам Давид.

По мнению израильского археолога А. Мазара, Иерусалим не был в X в. до н.э. маленькой деревней. Он был небольшим городом, располагавшимся при Давиде на 4 га земли, но имевшим крепость, так называемую ступенчатую структуру, обнаруженную еще британским археологом К. Кеньон. Она представляла собой остатки

огромной подпорной стены, сохранившейся до высоты 16,5 м, поддерживавшей, вероятно, монументальное здание (предположительно, башня крепостной стены), следы которого обнаружены не были [3, с. 19].

Кроме обнаруженных остатков крепостной стены и подземных тоннелей Гихона, от Иерусалима времен царя Давида практически ничего не осталось. Однако, продолжающиеся археологические исследования Иерусалима дают некоторую надежду на новые находки. В последнее время особый интерес представляют раскопки Э. Мазар (2005 г.), считающей, что она раскопала остатки дворца Давида; впрочем, не все зарубежные ученые согласны с такой идентификацией найденных ею развалин. В 2007 г. на месте раскопок ею была найдена глиняная посуда, а также кувшин тонкой и изящной работы, предметы роскоши финикийского стиля с инкрустацией из слоновой кости. Все эти артефакты Э. Мазар относит к X в. до н.э., а найденные ею предметы роскоши подтверждают точку зрения исследовательницы относительно существования в древнем Израиле времени Давида государственности и городского образа жизни [9].

Давид сделал Иерусалим местом пребывания царя, его двора и свиты. Он превратил город в административный центр, из которого осуществляется управление всем государством. В Иерусалиме жили и работали высшие чиновники и размещалось военное командование.

Подобное развитие событий естественным образом привело к росту города, его застройке и укреплению: созданию «милло», т.е. дополнительной территории для застройки между Храмовой горой и первоначальным поселением Иерусалима, а также постройке царского дворца из кедра.

Давид перенес в Иерусалим Ковчег Завета, древнюю святыню, свидетельствующую о союзе народа с его Богом и о единстве колен. Под звуки труб Ковчег был внесен в Город Давида и помещен в особом шатре (скинии), которую построил для него Давид. Важнейшей частью процесса превращения Иерусалима в религиозный и культовый центр была постройка в городе жертвенника Богу Израиля. Он располагался на вершине горы Сион, на участке земли, приобретенном Давидом у иевусея Орны. Таким образом, жертвенник являлся собственностью царя.

Отметим, что в соответствии с библейской традицией, Давид купил это место, а не захватил его силой. Данная традиция, должна была, по-видимому, придать законную силу превращению Иерусалима в «город Давида», частное владение его семьи. Давид следовал здесь обычаю, весьма распространенному среди царей Древнего Востока, которые приобретали или отстраивали города, а затем называли их своим именем. На этом месте он решил построить особое здание и поместить в нем Ковчег Завета (II Цар. 7:2). Несмотря на то, что храм был построен лишь во время царствования его сына Соломона, именно Давид, создав жертвенник, заложил его основы.

В эпоху царя Давида рост города происходил в основном в северном направлении и заключался в строительстве «милло», т.е. в засылке седловины, находившейся между юго-восточным холмом и Горой Сион. Вместе с тем, данные работы носили, по-видимому, весьма ограниченный характер. Соломон продолжил начатое строительство. При нем седловина была засыпана до конца, а территория «милло» слу-

жила для возведения на ней величественных зданий в соответствии с царским проектом застройки Иерусалима. Создание «милло» также способствовало защите существовавшего ранее уязвимого места в укреплениях города Давида. Высказывались различные мнения в отношении того, что представляло собой это уязвимое место. Некоторые исследователи считают, что речь здесь идет о проломе в городских стенах, который образовался во время захвата Иерусалима. Возможно также, что он возник при расширении территории города в северном направлении, а царь Соломон заделал этот пролом и создал тем самым систему укреплений, которая располагалась между Городом Давида на юге и Храмовой горой на севере.

Дальнейшая история устройства и расширения города Иерусалима связана с обширной строительной деятельностью преемника Давида на израильском престоле — известного библейского царя Соломона.

Литература

1. Иерусалим в веках: в 10 ч. Ч. 1. От иевусейского города к столице Израиля / Пер. с ивр. Тель-Авив: Открытый университет, 1997. 188 с.

2. История Древнего Востока. Тексты и документы. / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высш. шк., 2002. 719 с.

3. Мазар А. Археология библейской земли: в 2-х т. Т. 2: пер. с англ. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1996.

4. Циркин Ю.Б. История библейских стран. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2003. 574 с.

5. Aharoni Y. The Land of the Bible. A historical geography.2 ed. London: Bums&Oates, 1979. 481 р.

6. Bahat D. Jerusalem // The Oxford encyclopedia of Archaeology in the Near East. Vol. II. New York, Oxford: Oxford university press, 1997. P. 224—238.

7. Burbon F., Lavagno E. The Holy Land. Archeological guide to Israel, Sinai and Jordan. Vercelli: White star publishers, 2009. 228 p.

8. Kenyon K.M. Archeology in the Holy Land. 4 ed. New York: W. W. Norton, 1979.

9. Mazar E. Unique Biblical Discovery at City of David Excavation Site // Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.il/MFA/History/Early+History++Archaeology/Unique+biblical+d iscovery+at+City+of+David+excavation+site+18-Aug-2008.htm (дата обращения: 03.05.2018).

Priest Oleg Rebizov Smolensk Orthodox Theological Seminary

The history of foundation and development of the city of Jerusalem in the IV—II millennium BC according to archaeological data and biblical history

Key words: Jerusalem; temple; the city of David; Amarna letters; Abdi-Hebah's letters; the Canaanites; Jebusites; millo, Zion.

The article shows the importance of studying the issue of the history of Jerusalem in the process of reconstruction of the events of the Old Testament and the historical processes of the eastern Mediterranean in the IV — II millennium BC. The influence of the history of ancient Egypt on the history of Jerusalem is determined. The connection of the history of the Old Testament with the archaeological objects of Jerusalem of the II millennium BC is shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.