Научная статья на тему 'Археологическая хроника 2020'

Археологическая хроника 2020 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иерусалим / археология / археологическая практика / спасательные раскопки / железный век / римский период / византийский период / Jerusalem / archaeology / archaeological practice / salvage excavations / Iron Age / Roman period / Byzantine period

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чехановец Яна

В статье обобщены наиболее значимые археологические открытия, сделанные в Иерусалиме и его окрестностях во время пандемии 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archaeologigical Chronicle, 2020

Article summarizes the most significant archaeological discoveries made in Jerusalem and its vicinity during the pandemic year 2020.

Текст научной работы на тему «Археологическая хроника 2020»

Archaeological Chronicle, 2020

Yana Tchekhanovets

English abstract: Article summarizes the most significant archaeological discoveries made in Jerusalem and its vicinity during the pandemic year 2020.

Key words: Jerusalem, archaeology, archaeological practice, salvage excavations, Iron Age, Roman period, Byzantine period

Аннотация: В статье обобщены наиболее значимые археологические открытия, сделанные в Иерусалиме и его окрестностях во время пандемии 2020 года.

Ключевые слова: Иерусалим, археология, археологическая практика, спасательные раскопки, железный век, римский период, византийский период

Археологическая хроника 2020

Яна Чехановец

родолжая начатую серию заметок об археологических новостях Иерусалима, отметим, что в 2020 году археологические работы в городе, как и во всём мире, проходили под знаком эпидемии COVID 19, с многочисленный ми задержками и остановками из-за полных или частичных локдаунов и других карантинных мер (Илл. 1). Общий объем спасательных раскопок в Израиле значительно уменьшился; академические экспедиции израильских и иностранных университетов и вовсе были отменены из-за ограничения работы университетов и политики «закрытого неба», введенной израильскими властями. Существенно сократилась и камеральная и лабораторная аналитическая работа, связанная с археологией; научные конференции были вовсе отменены или переведены в веб-формат, поначалу непривычный и зачастую неуклюжий. Так, среди прочего, были отменены две археологические конференции, посвященные исключительно иерусалимской

Илл. 1. Раскопки Службы Древностей Израиля в эпоху пандемии: маски, капсулы, соблюдение дистанции. Courtesy of the IAA, Yoli Schwartz.

тематике, и ежегодный археологический конгресс. Из-за необходимости завершить несколько крупномасштабных спасательных раскопок в разных частях страны, чья задержка грозила остановить важные дорожные и строительные проекты, Служба Древностей Израиля, из-за карантинных мер лишившаяся своих разнорабочих, вынуждена была пригласить на роли копателей своих собственных археологов. Впервые за долгие годы существования израильской археологии, экспедиции Службы Древностей были укомплектованы рабочим штатом квалифицированных археологов, большей частью давно забывших, как держать лопату и опорожнять тачку. Эта остроумное и неординарное решение позволило Службе Древностей сохранить своих специалистов, не отправляя их в вынужденные отпуска даже в разгар локдауна, и завершить начатые проекты. Тем не менее, к концу 2020 г., к моменту составления этого обзора, ближайшее будущее израильской археологии кажется довольно мрачным. Общая стагнация экономики несомненно скажется на объеме спасательных раскопок, впрямую зависящих от строительной активности в стране. Работа академических, израильских и зарубежных экспедиций станет возможной только в ситуации улучшения общемирового эпидемиологического фона, массовой вакцинации и поэтапного открытия границ.

Проводить раскопки в режиме онлайн не представляется возможным, однако за долгие месяцы карантина научное сообщество сумело приспособиться к онлайн формату проведения конференций, конгрессов и круглых столов. Постепенно ставшая привычной работа в зуме на других подобных платформах к осени 2020 г. оживила и популяризаторскую сферу: сегодня всякому интересующемуся археологией Ближнего Востока доступны популярные бесплатные лекции на разных языках почти что на ежедневной основе.

Перешедшие на удаленную работу редакции журналов и специализированные научные издательства стараются придерживаться обычного публикационного ритма. Для археологической работы в Иерусалиме важным оказался выпуск двух монографий финальных отчетов по многослойным городским раскопкам, проводившимся в городе в 2000-х годах Службой Древностей Израиля. Первая двухтомная монография посвящена римским слоям масштабных раскопок площади перед Стеной Плача: S. Weksler-Bdolah and A. Onn, The Western Wall Plaza Excavations. IAA Reports 63-64. Jerusalem, 2019. В отчете, среди прочего, освещается начальный период существования римской колонии Элии Капитолины в первой трети II в. н.э., впервые нащупанный в археологическом материале. Вторая, на этот раз, трехтомная публикация, посвящена византийским и раннеисламским слоям раскопок на парковке Гивати в Городе Давида: D. Ben Ami and Y. Tchekhanovets, Excavation in the Tyropoeon Valley (Givati Parking Lot): The Byzantine and Early Islamic Periods. IAA Reports 66. Jerusalem, 2020. Наиболее важным в этой публикации является выделеня ное стратиграфически развитие южной части Иерусалима от конца византийского периода до раннеисламских слоев VII-X вв.

Наибольший научный резонанс вызвали два копавшихся в южной части города памятника Железного века II, находящихся на расстояе нии километра друг от друга.

Арнона

На широкомасштабных спасательных раскопках в иерусалимском районе Арнона (руководитель Н. Сапир) были обнаружены остатки монументального комплекса конца периода Железного века II, состоящего из впик санных друг в друга прямоугольников стен, сложенных из тесаного белого камня (Илл. 2). Внушительное здание, выстроенное на отделенной от соседних холмов рельефом местности высокой площадке, вероятно, служило административным центром: в его контексте были обнаружены сотни маркированных ручек тарной посуды, в том числе кувшинов типа lmlk, датирующихся концом VIII в. до н.э. Кувшины c клейи мами lmlk («[принадлежащий] царю») и указанным названием одного

Илл. 2. Арнона: административный комплекс VIII в. до н.э. Справа — следы каменной насыпи. Courtesy of the IAA, Asaf Peretz.

Илл. 3. Арнона: остатки каменной насыпи. Courtesy of the IAA, Asaf Peretz.

из четырех городов ветхозаветной Иудеи: Зифа, Мамшата, Хеврона и Сохо, — рассматриваются как главные свидетельства существования развитой административной и налоговой системы, практиковавшейся на Святой Земле в период ассирийского владычества.1 Среди прочих находок Арноны — десятки личных булл (оттисков печатей), атропоморф-ные и зооморфные статуэтки и колоссальный по объемам керамический материал. В VII в. до н.э. административный комплекс прекращает свое существование. Его практически сравнивают с землей, а над его руинами возводится искусственная насыпь: в буквальном смысле, гора камней, достигающая почти 20 м в высоту и расползшаяся по площади около 7000 кв.м. (Илл. 3). Несколько подобных насыпей меньшего размера известны к югу и к юго-западу от древних границ Иерусалима. До сих пор о назначении и датировке этих груд камней высказывались самые фантастические предположения. Понятно, что и после возведения колоссальной насыпи на открытой всем ветрам площадке снова возводятся постройки, продолжающие существовать вплоть до вавилонского разрушения города в 586 г. до н.э.

Капители из Армон а-Нацива

На небольших по объему спасательных раскопках в жилом районе Армон а-Нацив (руководитель Я. Билиг) в слое разрушения не выявленного полностью здания VII в. до н.э. было найдено пять резных каменных капин телий особого типа, украшенных волютами и подобием пальметты, отдаленно напоминающими капители ионического ордера (Илл. 4). Из-за сходства с классической ионической капителью, этот тип ранней капители, хорошо известный в ближневосточной археологии, получил название протоэолического. В отличие от образцов античной архитектуры, капители зданий железного века увенчивали не колонны, а верхние части стен, как правило, в дверных проемах. На заре библейской археологии протоэ-олические капители, обнаруженные в дворцовых зданиях на нескольких памятниках Железного века II, было принято идентифицировать с мор нументальными постройками ветхозаветного царя Соломона в так называемых «царских городах» — Гезере, Хацоре и Мегиддо. Изображение подобной капители, как символ древнего иудейского царства, даже было помещено на современной израильской монете. На сегодняшний день эта теория полностью отвергнута: уточненные датировки находок показывают, что протоэолические капители не относятся к предполагаемым

1 O. Lipschits, O. Sergi and I. Koch, Royal Judahite Jar Handles: Reconsidering the Chronology of the lmlk Stamp Impressions. Tel Aviv 37 (2010): 3-32.

Илл. 4. Протоэолические капители из Армон а-Нацива. Courtesy of the IAA, Shai Halevi.

временам правления Соломона, но характеризуют монументальные постройки на территории Иудейского и северного, Израильского царств, а также соседних царств Аммона и Моава, начиная с середины IX в. до н.э. и вплоть до VII в. до н.э.2 В самом Иерусалиме до сих пор были известны четыре фрагмента подобных капителей, найденные в разные годы на различных памятниках Железного века II в Городе Давида и Офеле; еще 11 фрагментов были обнаружены в ближайших окрестностях города.3 Колонны, найденные в Армон а-Нациве, значительно меньшие по размеру, по всей вероятности использовались как декоративные части балюстрады здания. О самой постройке в процессе ограниченных по площади спасательных раскопок, сведений получено очень мало. Похоже,

2 По предположению О. Лифшица, протоэолические капители как элемент архитектурного декора, были разработаны мастерами северного, Израильского царства в середине IX в. После ассирийского нашествия капитель была заими ствована завоевателями, и ближе к концу Железного века II постройки с подобл ными капителями появились в вассальных Ассирии царствах: Иудее, Аммоне и Моаве. См. O. Lipschits, O. 2011. The Origin and Date of the Volute Capitals from the Levant. In: I. Finkelstein and N. Na'aman (eds.), The Fire Signals of Lachish: Studies in the Archaeology and History of Israel in the Late Bronze Age, Iron Age, and Persian Period in Honor of David Ussishkin. Winona Lake, 2011. Pp. 203-225.

3 K.M. Kenyon, Jerusalem: Excavating 3000 Years of History. London, 1967. P. 59, Pl. 20; D. Ein-Mor and Z. Ron, An Iron Age Royal Tunnel Spring in the Region of Nahal Rephaim. In: G.D. Stiebel, O. Peleg-Barkat, D. Ben-Ami, S. Weksler-Bdolah and Y. Gadot (eds.), New Studies in the Archaeology of Jerusalem and Its Region. Vol. VII, Jerusalem, 2013. Pp. 85-109 (на иврите); D. Ben Ami and Y. Tchekhanovets, A New Fragment of Proto-Aeolic Capital from Jerusalem. Tel Aviv 42 (2015): 67-71.

что речь идет о богатом частном доме, возможно, резиденции царедворца или чиновника высокого ранга.

Наиболее интересным является не сама находка, пусть и редкая, а постепенно выстраивающаяся картина целой цепи административных монументальных комплексов позднего Железного века и персидского периода. Эта цепочка построек тянется от центра Города Давида в южном направлении, до Армон а-Нацива с его пока не ясным по назначению зданием, находящемся на расстоянии порядка двух километров от городских стен, к комплексу, открытому в Арноне, — это еще километр к югу, и до административных и дворцовых зданий периода позднего Железа и персидского периода, открытых на территории киб-буца Рамат Рахель,4 менее чем в полутора километрах к югу от Арноны. Такая концентрация административных построек примерно одного времени, рассредоточенных в различных точках, вытянутых по единой оси, как в самом городе, так и вне его — явление необычное, и, несомненно, станет темой множества будущих исследований.

Моца: римская колония и византийское поселение

Наряду с иудейским храмовым комплексом Железного века, рассмотренным в предыдущем обзоре,5 возле поселка Моца, находящегося в 7 км к северо-западу от Иерусалима, в 2017-2020 гг., Службой Древностей проводились широкомасштабные археологические раскопки (Илл. 5), предшествующие строительству новой дорожной развязки (руководители Х. Халайле, Я. Варди и А. Айрих-Роз). Результаты петрографических анализов иерусалимской керамики, начиная с продукции бронзового века, указывали на окрестности Моцы как на главный источник исходного сырья для производства глиняной посуды. Главным открытием современных раскопок Моцы стало обнаружение неолитического поселения невиданных прежде размеров: оно оказалось самым крупным памятником нового каменного века на территории Израиля и одним из самых больших в мире, с населением около трех тысяч человек.6 Выше неолитических слоев были обнаружены строения колонии римских ветеранов Десятого легиона, по истечении срока службы

4 Y. Aharoni, Excavations at Ramat Rahel, Seasons 1959-1960. Roma, 1962; Excavations at Ramat Rahel, Seasons 1961-1962. Roma, 1964; O. Lipschits, M. Oeming and Y. Gadot, Ramat Rahel IV: The Renewed Excavations by the Tel Aviv — Heidelberg Expedition (2005-2010). Tel Aviv, 2020.

5 Я. Чехановец, Археологическая хроника. Иерусалимский Православный семинар 9 (2019): 211-213.

6 H. Khalaily, A. Re'em, J. Vardi and I. Milevski, The Mega Project at Motza (Moza): The Neolithic and Later Occupations up to the 20th Century. Jerusalem, 2020.

Илл. 5. Раскопки в Моце: на переднем плане римское поселение; на заднем плане — неолитические слои.

Courtesy of the IAA, Yaacob Vardi.

получивших наделы земли в этой плодородной местности в конце I — начаш ле II вв. н.э. Память о римской колонии сохранилась в названии арабской део ревни Кулуния, возникшей в этой местности в позднее Средневековья и просуществовавшей до 1948 г. В зданиях четко распланированного римского поселения был выявлен богатый керамический материал и множество находок, указывающих на возможное военное прошлое жителей.7 С течением времени колония ветеранов превратилась в обычный поселок; в византийский период здесь была построена трехнефная базиликальная церковь с мозаичными полами и надписями, датирующимися VI в., упоминающими здешних священников и дьяконов и ктиторов храма. Вероятно, это была паломническая церковь, служившая пилигримам, восходившим к Иерусалиму с запада, со стороны Средиземноморского побережья. Интересно, что церковь Моцы уже раскапывалась в 1940-е гг. Департаментом древностей британской Палестины, и по окончании раскопок была перекрыта новой автомобильной дорогой, а отдельные ее части раскрывались еще дважды, в 1950-е и 1960-е гг. 80 лет спустя ее первого открытия церковь раскрыли заново современные спасательные раскопки, опять из-за необходимости расширения шоссе, связывающего Иерусалим и Тель-Авив.

7 R. Bar-Nathan, I. Zilberbod, A. Landes-Nagar, L. Di Segni and I. Taxel, Moza in the Early Centuries CE: On the Identification and Nature of Roman Colonia. In: H. Khalaily et al., The Mega Project at Motza (Moza): The Neolithic and Later Occupations up to the 20th Century. Jerusalem, 2020. Pp. 351-379.

Гефсимания

В сухом русле Кидрона, чуть ниже Гефсиманского сада, Служба Древностей проводит спасательные раскопки (руководители А. Реэм и Д. Егер), предшествующие строительству подземного пешеходного перехода, связывающего сад с археологическими памятниками Кидронской долины (Илл. 6). В исследованиях принимает участие и францисканский институт по изучению Святой Земли, Studium Biblicum Franciscanum: исследуемый учал сток принадлежит Римско-Католической Церкви. В процессе работ археологами были обнаружены руины византийского церковного комплекса, датирующегося VI-VII в. В древнем здании сохранилось несколько фраги ментов резного архитектурного декора чрезвычайно высокого качества, надписи, керамический материал и монеты. По всей видимости, церковный комплекс пережил несколько значительных перестроек и просуществовал до XII в. Впрочем, позднее назначение здания пока не определено. Интересно, что это уже вторая найденная в Гефсимании церковь: раскопки начала ХХ в., предшествовавшие строительству современной Церкви Агонии архитектора А. Барлуцци выявили древние церковные постройки византийского периода и эпохи крестоносцев. Раскопки в Гефсимании еще не закончены, однако решено, что новые находки будут музеефици-рованы и открыты для многочисленных паломников и туристов светлого постковидного будущего.

Илл. 6. Раскопки в Гефсимании. Courtesy of the IAA, Shai Halevi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.