Научная статья на тему 'Archeology and Legends of the Compound of the Russian Ecclesiastical Mission in Jaffa'

Archeology and Legends of the Compound of the Russian Ecclesiastical Mission in Jaffa Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тавифа / некрополь / Антонин (Капустин) / Конрад Шик / Tabitha / necropolis / Antonin (Kapustin) / Conrad Schick

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нагорская Алла

Местная традиция, издревле связавшая этот холм с местом захоронения праведной Тавифы, привлекала сюда паломников. Остатки обширного некрополя, датированного на анализе находок 4–6 веками н.э., состоящего из десятков погребальных пещер, высеченных в песчанике, занимали обширную территорию. В 1869 большой земельный участок на холме был приобретен Архимандритом Антонином (Капустиным) для Русской Духовной Миссии. Одна из гробниц, обнаруженная на участке во время посадки деревьев была «назначена» местом захоронения святой праведной Тавифы, связав древнее Яффское предание с русским участком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Археология и легенды подворья Русской Духовной Миссии в Яффо

Within the city limits of modern day Tel Aviv, between Herzl (to the west) and Kibbutz Galuyot (to the north) Streets lies the hill of Abu Kabir. The local tradition, which since ancient times connected this hill with the burial place of the righteous Tabitha, attracted pilgrims here. The remains of an extensive necropolis, dated on analysis of finds from the 4th – 6th centuries A.D., consisting of dozens of burial caves carved into the kurkar, occupied a vast territory. In 1869 a large plot of land on the hill was acquired by Archimandrite Antonin (Kapustin) for the Russian Ecclesiastic Mission. One of the tombs, discovered on the site during tree planting, was “designated” as the burial place of the holy righteous Tabitha, linking the ancient Jaffa tradition with the Russian site.

Текст научной работы на тему «Archeology and Legends of the Compound of the Russian Ecclesiastical Mission in Jaffa»

Archeology and Legends of the Compound of the Russian Ecclesiastical Mission in Jaffa

Nagorsky A.

Abstract: Within the city limits of modern day Tel Aviv, between Herzl (to the west) and Kibbutz Galuyot (to the north) Streets lies the hill of Abu Kabir. The local tradition, which since ancient times connected this hill with the burial place of the righteous Tabitha, attracted pilgrims here. The remains of an extensive necropolis, dated on analysis of finds from the 4th - 6th centuries A.D., consisting of dozens of burial caves carved into the kurkar, occupied a vast territory.

In 1869 a large plot of land on the hill was acquired by Archimandrite Antonin (Kapustin) for the Russian Ecclesiastic Mission. One of the tombs, discovered on the site during tree planting, was "designated" as the burial place of the holy righteous Tabitha, linking the ancient Jaffa tradition with the Russian site.

Keywords: Tabitha, necropolis, Antonin (Kapustin), Conrad Schick

Аннотация: Местная традиция, издревле связавшая этот холм с местом захоронения праведной Тавифы, привлекала сюда паломников. Остатки обширного некрополя, датированного на анализе находок 4-6 веками н.э., состоящего из десятков погребальных пещер, высеченных в песчанике, занимали обширную территорию.

В 1869 большой земельный участок на холме был приобретен Архимандритом Антонином (Капустиным) для Русской Духовной Миссии. Одна из гробниц, обнаруженная на участке во время посадки деревьев была «назначена» местом захоронения святой праведной Тавифы, связав древнее Яффское предание с русским участком.

Ключевые слова: Тавифа, некрополь, Антонин (Капустин), Конрад Шик

Археология и легенды подворья Русской Духовной Миссии в Яффо

Алла Нагорская

В

немецком языке XVIII века фраза «поехать в Яффо» означала «отправиться в иной мир», подразумевая не только крайнюю удаленность географического объекта, но и абсолютную непохожесть на обычные условия жизни.1 Однако это, также как и трудности самого путешествия нисколько не препятствовали постоянному притоку паломников на Святую Землю, а интерес мировых держав к Палестине и Ближнему Востоку во второй половине XIX века способствовал, в том числе развитию археологических исследований.

Замечательный российский и американский археолог-византолог, Михаил Иванович Ростовцев, посетивший по заданию Русского археологического института в Константи-

1 ВахК.А. Заповедный Иерусалим: из повествования братьев Вешняковых о путешествии в 1805 году // Иерусалимский православный семинар. Вып.

3. М., 2012. С. 201.

нополе Русские раскопки в Палестине в самом начале XX века, писал в своем отчете о поездке так:

«Еще больше, чем раньше страна делается не только страной религиозного энтузиазма, страной мистического общения с Богом в местах Его рождения и страдания, страной-реликвией, страной-музеем, но и страной искания реликвий, страной раскопок, страной археологии и археологов, которыми, однако, руководит не жажда знаний и научной истины, а жажда религиозного удовлетворения при открытии новой реликвии, нового места, увековеченного каким-нибудь фактом из земной жизни Христа... Всякий почти памятник связан с каким-нибудь библейским или новозаветным именем, каждая стенка, каждая пещера, каждый фундамент, каждое, особенно старое дерево так или иначе примыкают к какому-либо патриарху, царю, пророку.»2.

Подчеркивая религиозную подоплеку археологических изысканий и вместе с тем, совершенно справедливо указывая на усиливающуюся конкуренцию между археологами из разных стран, Ростовцев призывает Российских археологов «вступать в конкуренцию с другими нациями»3.

Скромные достижения русской археологии на Святой Земле в XIX веке были связаны с именем архимандрита Антонина (Капустина), который почти 30 лет (с 1865 по 1894 год) возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Немалый археологический опыт Антонин приобрел, находясь на службе при русских посольствах в Афинах и в Константинополе4.

2 Ростовцев М.И. «Русская археология в Палестине». Христианский Восток. Том 1, Издание Импер. Академии наук. С.-Петербург. 1912, С. 252

3 Там же С.256

4 Беляев Л.А. Традиция русских археологических исследований в Святой Земле// ППС. Вып. 105. М., 2007, С. 46; Гердт Л.А. Архимандрит Антонин (Капустин). Дневник годы 1851-1855. М. «Индрик». 2015., Стр. 20-25; Антонин (Капустин), архимандрит. О разрытиях внутри российско-посольской церкви в Афинах // Известия Русского Археологического общества. СПб., 1859. Т. 2, Вып. 3. С. 130; Тимофей Г. Саккас, архимандрит. Неизвестное сокровище. Храм Святой Троицы Русской Общины в Афинах. Афины. 2009, Стр.1526; Бутова Р.Б. Архимандрит Антонин (Капустин) на Православном Востоке: Афины-Константинополь-Иерусалим// История российско-греческих отношений и перспективы их развития в XIX веке. Афины; М., 2008; Бутова Р.Б. Русское присутствие на Ближнем Востоке в последней трети XIX в. по неизданным материалам и публикациям архимандрита Антонина (Капустина). дис. канд. ист. наук 07.00.03. 2010, М., Стр. 56-74; Carmel A. Russian Activity in Palestine in the Nineteenth Century. In. R. Cohen ed. Vision and Conflict in the Holy Land. Jerusalem and New York. 1985 P.61; Stavrou T.G. Russian Interests in Palestine 1882-1914. Institute of Balkan Studies. Thessaloniki. 1963, Pp.210-211, и многие др.

С 1932 года отец Антонин ведет дневник, в котором кратко описывает каждый день своей жизни. Многочисленные дневниковые записи посвящены выбору и покупке новых земельных участков на Святой Земле, когда главным критерием при таком выборе становится наличие на участке руин, развалин желательно христианского периода, или хотя бы близость участка к месту события, упомянутого в библейских книгах.

Дневник, ставший источником информации о событиях, происходивших в Иерусалиме и по всей стране, позволяет реконструировать историю приобретения земельных участков, получить обзор археологических находок, обнаруженных на этих участках во время подготовки и проведения строительных работ. Почти все приобретенные участки (более 70 участков)5 представляли в археологическом отношении значительный интерес. В одной из своих статей6 отец Антонин пишет: «Должно сознаться, что мы, хотя (сравнительно) и поздно являемся собственниками в Святой Земле, но приобретаем все хорошие вещи»7.

Мысли о приобретении земельного участка в Яффе появляются у архимандрита Антонина вскоре после его прибытия в Иерусалим в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В дневнике от 6 июля 1866 года Антонин пишет: «... у нас русских нет ни аршина земли своей в Яффе! Разве купить клочок малый для Миссии на свечную сумму церковную?»8. Прохаживаясь по Яффским дорогам между апельсиновых садов, Антонин мечтает о своем собственном русском саде: 27 октября 1868 год «.мечтаю о русском саде в Яффе. Если бы были лишние 40 лир в кармане!!!» 9 (Илл.1).

Но, не только желание стать собственников апельсиновых садов движет начальником Русской Духовной Миссии. Необходимость в приобретении земельного участка в Яффе становится особенно острой,

5 Лисовой Н.Н., Платонова З.И., Савушкин В.А. Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле// Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. М., 2000

6 В списке публикаций Антонина, который напечатал известный библиограф С.И. Пономарев в год смерти автора (1894), значилось 105 работ: Пономарев С.И. Памяти отца архимандрита Антонина. (Хронологический список сочинений и переводов его) // Труды КДА. 1894. Т. 3. С. 636-652. В сборнике документов Архимандрит Антонин: наследство и наследие, подготовленным к изданию Р. Б. Бутовой, список прижизненных публикаций архимандрита Антона значительно пополнился и составил 144 публикации.

7 Херсонские Епархиальные Ведомости, 1871. № 16. С. 329

8 Антонин (Капустин), архимандрит. Дневник. Год 1866. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1125. Л. 130об. Запись за 6 июля.

9 Антонин (Капустин), архимандрит. Дневник. Год 1868. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1125. Л. 322.

Илл. 1 — Апельсиновые сады В Яффо (Из коллекции ИППО П-3030/2023) или (Из коллекции ИППО П-6041/3986)

после того как все больше и больше русских паломников начинают прибывать в Святую Землю на пароходах Русского Общества Пароходства и Торговли. Из Яффского порта паломники, организованные конвоями, отправлялись через Рамлу и Лод (древняя Лидда в Иерусалим. Очень важно было предоставить им место для отдыха после долгого морского путешествия.

В подавляющем большинстве популярных и околонаучных исследований, опубликованных в виде журнальных статей или на интернет-ресурсах, датой покупки участка в Яффо указывается август 1868 года10.

10 Эта ошибка встречается: в статье «Гробница св. прав. Тавифы и русский сад в Яффе», подписанной инициалами автора [И.Ф.] и опубликованной в журнале Святая Земля. N0 6, Иерусалим, 1935, Стр. 132-136; в исторических исследованиях Архимандрита Августина (Никитина). Русская Библейская Археология

Исследователи не обратили, вероятно, внимание на то, что архимандрит Антонин, такой дотошный и такой педантичный в описании своих приобретений вообще не упоминает в дневнике за этот год это важное событие. Более того, 5 августа архимандрит отплывает на пароходе из Яффы и со многими остановками направляется в Стамбул. Договор же о купле-продаже большого участка земли (общей площадью почти 35 дунамов) после продолжительных переговоров был подписан между

в Палестине. Богословские труды. Сборник 35. Изд-во московской патриархии. 1999, С. 76; Архимандрита Никодима (Ротова). Приобретение о. Антонином (Капустиным) участков на Святой Земле. https://www.ippo.ru/historyippo/article/ priobretenie-oantoninom-kapustinym-uchastkov-na-sv-201655; в Учебном Пособии А.В. Жука «Русские археологи во Святой Земле», изданным Омским университетом в 2015 году (С. 53). Студенты и преподаватели израильских учебных заведений также указывают 1868 г. годом приобретения участка в Яффо — Ави Сассон 2012. р"КЭ "Пй1^? стлк про! ту лтр "РОЭ-Ш ЛТОППЛ, (парки и скверы Абу-Кабира), Издание Фонда изучения зоны побережья; курсовая работа студента Ашкелонского колледжа С. Шполянского «История русской православной церкви в Яффо» 2013 г (иврит).

Илл. 2 — Строительные работы на участке РДМ в Яффо (Из коллекции ИППО П-2976/1968)

драгоманом Русской Духовной Миссии Якубом Халеби и представителем хозяина Хафез-Бек Иссаидом в июле 1869 года11.

11 Купчая крепость на место Иерусалимской духовной миссии в г. Яффе, называемое Табита (т.е. Тавифа). Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 2. М., 2000, Стр.183-186.

Илл. 3 — Вход в гробницу Св. Тавифы (в правом нижнем углу). (Из коллекции ИППО П-2990/1982)

На участке, известном под названием «Дарбатейн Дабита» (Два переулка Тавифы), сохранились развалины общественного водоема, называющегося «Себиль-аль-Шифа», двор и сад. Во дворе находились: колодец, небольшой резервуар для воды, «финде» («финде» — особое выражение яффских садоводов, означающее деревянную конструкцию, которая поддерживает колесо колодца), само железное колесо, двухэтажный дом, большая конюшня и помещение, предназначенное для складирования соломы и ячменя. В саду были различные деревья и механизмы для полива. Ограда из живых кактусов окружала сад с четырех сторон (Илл.2).

Во время строительства архимандрит Антонин позаботился, как он это делал всегда, о сборе находок и обследовании древних

могильников на своих участках. Одну из гробниц назначил Архимандрит Антонин местом захоронения святой праведной Тавифы, связав древнее яффское предание с купленным им участком. (Илл. 3).

Несколько записей из его дневника в начале июня 1874 года, кажется, относятся к раскопкам этой самой пещеры.

7 июня

Начали расчищать вновь открытую могилу. <...> Посол из могилы с вестью, что нашли голову. Иду туда сию минуту. Точно, в ложе к северу найдены череп, стеклянный пузырек, такая же слезница (что ли), серьги, лжица и колокольчики не то медные, не то серебряные низкой пробы. Посидел и я там, но ничего более сего найдено не было.12

9 июня

Открытая вчера новая могила оказалась только введением в целую систему других могил, корень дерева мешает проникнуть в них.13

10 июня

Вставши, отправился к раскапываемым могилам. Нагнали туда 5 рабочих. Хотим к отъезду окончить все 4 отдела. Лазанье в могилу». Замечательна запись здесь же с сообщением, что составлен «генеральный план северных могил, всего числом 5614.

Единственной публикацией результатов раскопки с описанием находок из пещеры в течение долгого времени оставался отчет Конрада Шика, который по приглашению о. Антонина посетил Русскую Московию в Абу Кабире. (Илл.4).

Дружеские отношения связывали двух этих людей многие годы, Шик был постоянным партнером архимандрита Антонина в проведении археологических раскопок на русских памятниках в Иерусалиме.

Шик писал в сообщении для журнала британского Фонда исследований Палестины: «где бы они ни копали (на своем участке), они находят высеченные в камнях гробницы.». Шик также отмечает, что «Самая важная гробница, найденная при русских раскопках, была преобразована в часовню и известна как «Могила Тавифы» 15.

12 Антонин (Капустин), архимандрит. Дневник. Год 1874. Рукописная копия. ГМИР. Шифр И.П.П.О. № 853. С. 96-97.

13 Там же. С. 98-99.

14 Там же. С. 99.

15 В течение многих лет Шик отправлял в английские и немецкие журналы сообщения —отчеты об археологических открытиях на Святой Земле. Schick C.B. Tabitha Ground at Jaffa. PEF Quarterly Statement 25-26. London. 1893, Pp.286-293

NORTH

(jO ON

£

a a

3

a

^ p

S *

w g

^ a

oo

p g B

00 n 00 >T3

^ s n

w

H p

w S

E

SECTION OF TOMB AND CHAPEL OVER IT

NORTH

PLAN OF SO-CALLED TOMB OF TAB1THA

Scale

50 Feet -J

Шик начертил план и подробно описал гробницу. (Илл. 5). Могильник включал три погребальные камеры с нишами. Лестница вела от входа на западе к квадратной погребальной камере. Вдоль длинных северной и южной стен (5.65 м) в скале были вырублены по четыре ниши, на восточной узкой стене еще две. Средняя длина ниш — 2,4 м, ширина — 0,76 м, высота — от 0,9 до 1,5 м. отверстия ниш были найдены закрытыми хорошо подогнанными под размеры камнями. Еще две погребальные камеры расположились по обе стороны от лестницы. Узкий проход в верхней ее части вел в северную погребальную камеру. Это небольшое помещение, крышу которого поддерживала центральная колонна, высеченная в скале. В юго-западном углу обнаружилась одна единственная ниша. Вход в южную камеру (длина которой была более 5 метров) вероятно был устроен где-то в середине лестничного спуска, но совершенно не сохранился. Коридор в этой камере, прорубленный вокруг центральной прямоугольной опоры, обеспечивал доступ к шести нишам в западной части комнаты и к трем добавочным нишам, вырубленным на восточной стене. В южной части потолка было проделано прямоугольное отверстие для света. Так кажется, что эта комната была добавлена к существующему комплексу в более поздний период.

Кто же такая была Тавифа?

Деяния Святых Апостолов рассказывают о том, что «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

И было известно жителям Яффо, что апостол Петр находится в Лидде.

А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там (исцелил в Лидде расслабленного Энея), послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Тавифа, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа (Деяния 9:36-42).

Вот, собственно, и вся история. Где похоронена была бедная швея точно не было известно. Сохранились предания о «садах Тавифы» или о «двух переулках Тавифы», где-то там на холме к юго-востоку от городской стены.

Самое, пожалуй, раннее упоминание о гробнице Тавифы встречается в «Путнике Антонина из Пьяченцы (АПошш Р1асепИш Шпегапиш)16. Из его рассказа становится понятным, что путешественник был уроженцем итальянского города Пьяченца и наверняка принадлежал к высшему духовенству. Но этим и ограничиваются все сведения о его личности. Приблизительное время странствования Антонина может быть выведено также из самого рассказа. Очевидно, он посетил Святую Землю в период после смерти императора Юстиниана в 565 и до нашествия Персов в 614 году. Упоминание об императоре, как о недавно скончавшемся еще более уточняет предполагаемую дату путешествия. Вероятнее всего оно состоялось в последней четверти шестого века. В главе ХЬУ1 (46) своего сочинения он пишет: «Выйдя из Иерусалима, я спустился к Иоппе. Тут почивает святая Тавифа, она же и Доркада».

Авраам Сергеевич Норов, замечательный ученый-историк и путешественник в книге «Путешествие по Святой Земле в 1835 году» первым, хоть только в нескольких словах описывает место захоронения Тавифы. Он пишет: «Г-н Мострас17 показывал мне, основываясь на преданиях, место воскресения Тавифы, — вероятно, место погребения, потому что оно находится в открытом поле, где виден в каменистом холме погребальный вертеп. Известно, что Тавифа не была еще погребена, когда ее воскресил святой Апостол»18.

В 1848 году место, связанное традицией с именем Тавифы обследовал начальник американской исследовательской экспедиции Вильям Френсис Линч. Он писал: «В винограднике, возле сада, где мы ночевали есть гробница, которая считается могилой Тавифы, той, которую воскресил Петр.19 Он промерил гробницу и подробно ее описал, но описание это несколько отличается от того, что видели и описывали Норов и Шик.

На самом деле гробница, многими годами традиции, связанная с именем праведной Тавифы являлась одной из многих погребальных пещер, составляющих некрополь устроенный на известковых холмах Абу-Кабира. Впервые это некрополь описал французский археолог Шарль Клермон-Ганно, обследовавший Яффо и его окрестности в 1873 -74, затем в 1881 и 1886 годах.20 Когда Клермон-Ганно добрался до Абу-Кабира,

16 Путник Антонина из Плаценции был опубликован в Православном Палестинском сборнике. Вып. 39. Спб. 1895

17 Русский вице-консул в Яффо с 1820 по 1837 гг.

18 Норов А.С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. «Индрик» 2008, С. 178.

19 ,тнпп 'зкт л ,алл irn.^ ,n?ön cm птл лрпя уой ,.эл ^иг? .4881 , ГГЗК-7Л

20 Название Ард Дабита или Джебель Дабита, «земля» или «холм» Дабиты немедленно связало известного гебраиста и лингвиста с историей праведной

он увидел следы многочисленных разрушений и разграблений. Местные жители брали отсюда землю для своих садов и добывали здесь камень для собственного строительства и продажи в качестве строительного материала. Многие гробницы оказались на поверхности, а различные надгробные камни с надписями и другие находки использовались вторично, либо в современных гробницах, либо в стенах недавно построенных домов, в качестве строительного материала. Люди держали в своих домах надгробные эпитафии и различные артефакты (масляные лампы и стеклянные сосуды), в основном для продажи на местном рынке древностей21. Пользуясь своей дружбой с о. Антонином, Клермон-Ганно осмотрел две погребальные пещеры, возможные для обследования на момент его визита и сделал их приблизительный план22. Очевидно, что ни одна из этих пещер не является той, в которой сегодня поклоняются яффской святой. Обе они представляют собой характерные для Абу-Кабирского некрополя пещерные комплексы: эти небольшие грубо высеченные в скале пещеры, состоят из нескольких комнат-камер, расположенных вокруг небольшого центрального углубленного вестибюля. Захоронения, в основном, находятся в нишах (локулах), некоторые из которых проходные, что являлось особенностью, присущей только данному некрополю.

Во время своих поездок Клермон-Ганно приобрел несколько греческих, арамейских и еврейских эпитафий. Его каталог включал также эпитафии, находящиеся в коллекциях архимандрита Антонина и барона Устинова23. Архимандрит Антонин записал в дневнике от 30 мая 1874 года: «M-r Ganneau с M-r le Comte. Похвальба и перед ними антиками. Осмотр пещер. Хождение к Николе для видение таковых же.

Тавифы. Семитское значение этого имени дано в тексте Деяний: Тавифа значит серна. В греческом переводе она Доркас т.е. лань. Некоторые комментаторы совершенно справедливо усмотрели в арамейском ХЛ'ЗО — газель. Арабское произношение имени Дабита сохраняет арамическую форму и показывает точность этого определения, так как оно связано со словом дхабиа, которое с арабского переводиться как газель. Очевидно, что воспоминания о воскресении Тавифы помогли сформировать название, данное местным преданием могиле, где эта набожная женщина, хотя ее путешествие туда в первый раз было отложено, в конце концов нашла место отдохновения. Clermont-Ganneau С. Archaeological Researches in Palestine during the years 1873-1874. London 1896, P. 130-160

21 Clermont-Ganneau С. Archaeological Researches in Palestine during the years 1873-1874. London 1896. P. 133

22 Ibid. С. 133

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Платон Григорьевич Устинов (1840-1918 гг), меценат, владелец отеля Hotel du Pare в Яффо, страстный любитель и собиратель древностей.

<...> Те же французы уже не яко гости, а яко работницы, стампажиру-ющие наши надписи. Камень с латинской надписью паче иных занял их»24. Греческие надписи на надгробных каменных и мраморных досках не только содержали имена захороненных, но, зачастую указывали, место откуда прибыл в Яффо захороненный. Иногда надписи сопровождались изображениями семисвечников и пальмовых ветвей. Упоминание на нескольких эпитафиях Александрии Египетской, также как и анализ других греческих надписей, сделанных на специфическом, (плохом) греческом языке, указывали на египетское происхождение погребенных и позволяли предположить, как существование торговых связей между Яффой и Александрией, так и возможное существование колонии еврейских торговцев из Александрии в Яффо. Александрийские евреи были известны своей склонностью к ремеслам и производству. Талмуд рассказывает о том, что их часто приглашали для различных работ в Иерусалимский храм. После разрушения храма в I веке, когда евреям было запрещено даже приезжать в Иерусалим, они продолжали жить в прибрежных городах. Яффо несомненно был одним из таких городов, этим объясняется относительно большое количество эллини-стическо-еврейских эпитафий25.

Опубликованные на сегодняшний день почти 80 надписей, происходящие с этого кладбища в большинстве своем содержат еврейские символы или еврейские имена, что укрепляет утверждение о том, что кладбище было еврейским26.

Первые научные археологические раскопки Яффского некрополя начались в 1950 году и с перерывами продолжались до 1976 года. (Илл. 6.). Раскопками руководил израильские археологи Яков и Хая Каплан. Результаты этих раскопок были опубликованы только в виде заметок в нескольких научных журналах. Подробный анализ раскопок примерно 30 погребальных пещер, обнаруженных четой Каплан провел и опубликовал другой израильский археолог Авнер Эккер. Основываясь на неопубликованных полевых журналах и фотоальбомах, хранящихся в Архиве Израильского управления древностей, а также на анализе

24 Антонин Антонин (Капустин), архимандрит. Дневник. Год 1874. Рукописная копия. ГМИР. Шифр И.П.П.О. № 853. С. 90-91; Clermont-Ganneau С. Archaeological Researches in Palestine during the years 1873-1874. London 1896, P. 155.

25 Ibid. P. 130-148.

26 Ecker A. The Necropolis of the Hill of Abu Kabir. In Bruke A. and Peilstoker M. Ancient Jaffa from the Persian to the Byzantine Period. Kaplan Excavations (19551981). Zaphon Munster. 2018, P. 591-640; Price J.J. Five Inscriptions from Jaffa. Scripta Classica Israelica 20. 2003, P. 215-231 and Price J.J. The Necropolis at Jaffa and its Relation to Beth She'arim. In Isaac B., Shahar Y. eds. Judaea-Palaestina, Babylon and Rome: Jews in Antiquity. Tübingen. 2012, Pp. 215-226

Илл. 6 — Район раскопок некрополя в Абу Кабир (Эккер 2010, С. 4)

артефактов, собранных на некрополе и хранящихся в Музее древностей Яффо, Эккер изучил хронологию и типичную архитектуру некрополя27.

Погребальные пещеры Абу-Кабира, в основном имели ступенчатый вход, ведущий в небольшую входную комнату размером менее 2 х 2 м, углубленную в скале, вокруг которой расположились небольшие похоронные

27 Ibid.26; Ecker A. The Abu Kabir necropolis of Jaffa. M.A. Thesis. Institute of Archaeology and the Department of Classical Studies. The Hebrew University of Jerusalem. 2010

Илл. 7 — Типовая пещера некрополя Абу Кабир (на примере пещеры N1951/3 раскопки Я. Каплан (Эккер 2010, С. 18)

камеры. (Илл.7). Во всех камерах есть локулы (индивидуальные могильные ниши), и только в двух случаях обнаружены аркосолия (погребальные сооружения в виде арочных ниш в стенах погребальных камер).

Погребальный инвентарь, включающий колокольчики, браслеты, амулет, костяной диск, каменный кулон и костяной гребень, имеет параллели в римско-византийском контексте гробниц в этом регионе. Анализ типологии керамических и стеклянных сосудов, также как монет и палеографических данных поддерживает вывод о том, что первые пещеры на этом кладбище были высечены в начале четвертого века новой эры и кладбище продолжало использоваться до седьмого века нашей эры28.

Почему среди многих пещер некрополя в Абу-Кабире именно эта пещера была выбрана в качестве погребальной пещеры Святой Тавифы? Вопрос гипотетический и точного ответа, вероятно, не найти. По всей видимости, нет никакой связи между этой пещерой и пещерой, о которой писал в своей книге Авраам Норов: «Открытое место, где можно увидеть погребальную пещеру, высеченную на склоне холма».

28 ша 26. Ескег 2018, Р. 636.

Илл. 8 — Часовня праведной Тавифы. Фото 1868 г. (Из коллекции ИППО П-2988/1980)

Пещера архимандрита Антонина не была открыта для глаз и была обнаружена только когда копали ямы для посадки деревьев. Кроме того, пещера была одной из немногих, которые не были разграблены или повреждены, о чем свидетельствуют находки, о которых говорят и архимандрит Антонин, и Конрад Шик29. Важно отметить, что эта погребальная пещера не похожа ни на одну известную пещеру в некрополе Абу-Кабира. Длина двух погребальных камер в пещере Антонина превышает 4 и даже 5 м. Еще одной необычной особенностью пещеры Антонина являются опоры для поддержки потолка, высеченные в скале в двух боковых комнатах, северной и южной.

29 Смотри сноску 12; Schick C.B. Tabitha Ground at Jaffa. PEF Quarterly Statement 25-26. London. 1893. P. 287-288.

Илл. 9 — Воскрешение праведной Тавифы. Новая майолика на восточной стене капеллы (Верхний этаж). Локулы на восточной стене (Нижний этаж). Фотограмметрический разрез, (Автор С. Пирский).

Кажется, что все это вместе, а особенно размер пещеры и возможность надстройки сверху для удобного входа и молитв паломников, привели русского архимандрита к такому выбору.

По окончании раскопок, пещера была значительно перестроена для удобства молящихся. (Илл. 8).

Каменный потолок над лестницей и главным помещением был снесен, и был построен четырехсторонний свод с квадратным окном для освещения в центре. Еще одно окно было вырублено под потолком в стене перед входом в пещеру. Вдоль северной, южной и восточной стен на разной высоте были сооружены узкие балкончики — террасы, опирающиеся на кирпичные своды. На восточной полке находился небольшой алтарь, покрытый сверху мраморной плитой. Неизвестно, когда был построен мозаичный пол в погребальной камере, но характер и размер тессер (мозаичный кубик) позволяют предположительно датировать мозаику У-У1 веками новой эры.

Изменения и украшение святого места происходит и сегодня. (Илл. 9). Новый алтарь целиком сделан из мрамора и отделен от лестницы мраморной решеткой, окно в восточной стене заблокировано, и стена покрыта майоликой, изображающей воскрешение святой Тавифы. 30

30 Я от всего сердца благодарю протоирея о. Игоря Пчелинцева, ключаря подворья Праведной Тавифы за радушное разрешение проведения обмера, фотографирования и подготовки современного плана часовни св. Тавифы. Огромное спасибо Славе Пирскому, подготовившему планы, разрезы и 3Э модель часовни с использованием новейших технологических методик фиксации архитектурных памятников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.