Научная статья на тему 'А. П. Щапов как инициатор народнической тенденции в отечественной историографии второй половины xix в'

А. П. Щапов как инициатор народнической тенденции в отечественной историографии второй половины xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
725
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смищенко Руслан Сергеевич

Статья посвящена проблеме генезиса демократического течения в отечественной исторической науке. Она базируется на анализе работ известного историка А.П. Щапова, которые раскрывают роль великого русского народа как движущей силы исторического процесса. В статье исследуются основные аспекты народнической концепции русской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.P. Shapov is an initiator of democratic tendency in native historiografy second half of the XIX century

The article dials with the study of democratic tendency in native historical science. The article is dedicated to the investigation of papers of well-known historian A.P. Shapov. These papers consider the history of russian nation as a main force of historical process. The article analyses the main aspects of A.P. Shapov’s historical position.

Текст научной работы на тему «А. П. Щапов как инициатор народнической тенденции в отечественной историографии второй половины xix в»

P.C. Смищепко

А.П. Щапов как инициатор народнической тенденции в отечественной историографии второй половины XIX в

Русская историография пореформенного периода стремилась дать ответ на запросы нового времени: глубже обосновать роль самодержавия в отечественной истории, ответить на вопрос о месте народа в ней и т.п.

Развитие народнического направления было

-

--------

торической наукой.

--

ботке народнической концепции русской

-

----

вым, Г.Н. Вульфсоном и другими имела

цель раскрыть якобы присущий взглядам

-

--

честву были надуманными. От сочинений

-

бы».

-

листическое направление. Особый интерес в

-

-

ватели никак не связывали творчество А.П. Щапова с народнической концепцией, «а

только обращали внимание на его идейную

-

жавия» [3, с. 100]. Тенденцию, заложенную

-

---

ником народничества 70-х гг.» [4, с. 48].

В основе одного из ключевых щаповских

-

чении общества как главной движущей силы

истории. Следует подчеркнуть, что «народ» и «общество» - понятия для Щапова тождественные. Как полагает исследователь: «деятельность народа и есть сама история, её

сущность и содержание» [5, с. 16]. Данный

-

--

венной истории.

--

ва в разработке народнической концепции

отечественной истории. С народнической

-

--

ву, а не сковывать его развитие «железным

обручем» всеподавляющей власти. Именно

-

-

гих столетий. С давних пор в России стало

-

ное мнение определяет государственную

-

--

ному мнению Щапова, «государственная

опека имела существенной своей задачей не

-

-

С

в том и заключался, чтобы в отечественной

-

ной инициативы, общественного (земского) самоуправления.

Народнические взгляды А.П. Щапова

-

---

ское значение русского социума как «живой,

внутренне-самозаконной, самоопределяемой

-

люционный историк Н.Я. Аристов поставил проблему соотношения творчества А.П.

Щапова и славянофилов, не решённую и

-

--

вердили Щапова на пути изучения своеобразного мира русской народной жизни» [8, с. 30].

Облик исторической концепции Щапова

-

сударственной школы (С.М. Соловьёв, Б.Н.

Чичерин и др.), которая сводила историю

-

ности народных масс упоминалось как о второстепенном элементе исторического процесса.

С точки зрения С.М. Соловьёва, развитие

-

сударственная централизация восполняет

-

-

тельно и необходимо для общества» [9, с. 127]. Однако вся проблема, на мой взгляд, состоит в мере этой «опеки». Если её слишком много, то общество теряет своё вполне с-те проявился порок государственничества -апология имперского сверхцентрализма. Сибирский областник XIX в. С.С. Шашков

одним из первых отметил,что А.П. Щапов «в

-

мание обращал на то, о чём били челом ... а Соловьёв - о чём приказали» [10, с. 29].

--

маровской, хотя они во многом совпадают. Н.И. Костомаров выдвигал на первый план этнический фактор. Русский народ, по его

оценке, издревле разделялся на « народны »,

-

-

с-

властие», составляло отдельное этническое

-

нений Костомарова много имён, героев. В

-

мянная масса народа. Н.И. Костомаров больше пишет о политической истории, А.П. Щапов - о социальной.

Последний рассматривает историю в

контексте вольно-народной колонизации

-

кратические самоуправленческие общины

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ное устройство, как подчёркивает историк, -

-

--

роны верховной власти» [12, с. 666]. В

-----

ответствии с народными обычаями» [13, с. 768]. Поэтому коренная причина крупных общественных катастроф (например, Смута) состояла в конфликте государственности и народности.

-

кол» ( 1862 ), «Новая эра. На рубеже двух

тысячелетий» (1863) и других А.П. Щапов

-

--

ронник центральной власти как подлинного

регулятора внутренних проблем земского

-

--

ные согласия» [7, с. 16]. Историки-государственники необоснованно считали таким регулятором Российскую империю.

-

навпстна для самоуправленческих общин,

-

-

вола» [14, с. 452]. Традиция созыва Земских соборов вплоть до середины XVII в. была

свидетельством политического компромисса

-

ным волеизъявлением. Именно Земскими

-

--

пов, - виден и слышен был сам народ, на

службу которому сложилось государство,

-

--

ции XV-XVII в.в. проявилась, по мысли А.П.

-

единиться в одно государство, осознанию им своего национального единства [5, с. 22]. Однако с середины XVII в. верховная власть начала постепенно прибирать к рукам всю «народную волю». Московская, а затем и

петербургская централизации как явления,

-

----

щью бюрократической машины государство перешло к окончательной регламентации народной жизни. Тенденция имперского тотального всевластия особенно отчётливо проявилась при Петре I. «В начале XVIII в.,

- пишет А.П. Щапов, - правительство уже

-

потическую опеку» [14, с. 507]. Стремление методами полицейского давления изменить традиционный уклад жизни и убеждений

общества вызвало массовый протест. Жизнь

-

жаться в бегстве от «государева тягла». Как отмечал Щапов, возникла так называемая

партия «бегунов» (раскольников), учение

-

цание основных начал имперской системы, «всеобщую брань народа с чуждым для него государством» [5, с. 27].

--

ной правды». Реальность данного намерения он видел в том, что «доселе сохранились

корни народных начал: община, артель и

-

цы, не подорванные до конца империей.

-

--

ва о суверенности общества, его свободе

-

-----

все не у места» [16, с. 297].

Таким образом, в научно-творческой деятельности русского историка А.П. Щапова обозначилось совершенно новое направление, в котором народ заявил о себе не просто как объект исследования, а как главная движущая сила истории. Существенным вкладом Щапова в историческую

науку является привлечение следующих

-

-

ные должности и т.д. Выдающийся историк-демократ создал целую школу, учениками которой стали, например, Н.Я. Аристов [17],

B.И. Семевский [18], A.C. Пругавин [19],

C.П. Мельгунов [20] и многие другие. «В

-

мом конце XIX века, - мы осознали, что в

истории на первом плане должна быть

-

-

нако корень проблемы заключается в том,

-

------

ный, а затем и в советский период. Поэтому

-

-

ческий подход, принижающий значимость историко-демократического течения второй половины XIX в., нуждается в серьёзном критическом переосмыслении.

Литература

1. Кабанов П.И. Общественно-политические и исторические взгляды А.П. Щапова. М„ 1954.

-

зань, 1984.

3. Цамутши А.Н, Очерки демократического направления в русской историографии 60-70-х гг. XIX века. Л., 1971.

4.Маджаров А.С, Эволюция демократи-

-

фии 50-70-х гг. XIX века. Иркутск, 1994.

5. Щапов А.П. Общий взгляд на историю великорусского народа // Известия общества

--

зань, 1926..

6. Щапов А.П. Земство И Собр. соч. Т. I. Спб., 1906.

7. Щапов А.П. Новая эра. На рубеже

-

кутск, 1937.

8. Аристов Н.Я. Афанасий Прокопье-вич Щапов. Спб., 1883.

9. Соловьёв С.М, Об истории России с древнейших времён. М,, 1992.

10. Шашков С.С. Биография А.П. Щапова // Новое время. 1876. N 196.

11.

12. Щапов А.П. Сибирское общество до Сперанского // Собр. соч. Т. III. Спб., 1908.

13. Щапов А.П. Сельский мир и мирской сход // Собр. соч. Т. I. Спб., 1906.

14. Щапов А.П. Земство и раскол // Собр. соч. Т. I. Спб., 1906.

15. Щапов А.П. Сельская община // Собр. соч. Т. I. Спб., 1906.

16. Щапов А.П. Городской мирской сход //Собр. соч. Т. I. Спб., 1906.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Аристов Н.Я. Устройство раскольничьих общин // Библиотека для чтения. 1863. N 7.

18. Семевский В.И. Рабочие на сибир-

-

промышленности в Сибири до 1870 г. Т. I-II. Спб., 1898.

19. Пругавин A.C. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905.

20 Мельгунов С.П. Из истории общест-

-

тантство. М., 1919.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.