Научная статья на тему 'А. И. Елистратов: программа перехода от административного права к общей теории государственного управления'

А. И. Елистратов: программа перехода от административного права к общей теории государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
834
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. И. ЕЛИСТРАТОВ / РО ССИЙСКАЯ ПОЛИЦЕИСТИКА / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / A. I. YELISTRATOV / RUSSIAN POLICE ADMINISTRATIVE LAW / POLICE LAW / ADMINISTRATIVE LAW / POLICE STATE / STATE GOVERNED BY THE RULE OF LAW / STATE ADMINISTRATION / PUBLIC LAW RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нижник Надежда Степановна, Дергилёва Светлана Юрьевна

Предметом исследования авторов явилась актуализированная часть теоретико-правового наследия выдающегося российского юриста и общественного деятеля конца XIX первой трети XX вв. Аркадия Ивановича Елистратова (1872-1955). Рассмотрены взгляды А. И. Елистратова на сущность государственного управления; на предмет научной отрасли, рассматривавшей проблемы отношений в области государственного управления в Советском государстве, её комплексность и границы; на отличительные особенности научной отрасли, рассматривавшей правовые формы взаимоотношений власти и подвластных в области управления Советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. I. Elistratov: transition from administrative law to the General theory of public administration

Actualized part of the theoretical legal heritage of the prominent Russian lawyer and public figure of the late XIX early XX century Arkady Ivanovich Elistratov (1872-1955) is the subject of authors research. A. I. Elistratov’s views on the essence of the state administration; on the subject of the scientific sector which deals with the problem of relations in the field of state administration in the Soviet state, its complexity and scope; on the features of the science sector which explores the legal form of the relationship between authorities and subordinates in the field of Soviet state management are considered.

Текст научной работы на тему «А. И. Елистратов: программа перехода от административного права к общей теории государственного управления»

российского миграционного и административное законодательства. При этом они должны быть направлены как на усиление надзора за пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации, так и на максимально возможное упрощение административных процедур, осуществляемых в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Список литературы

1. Конвенция о дорожном движении, принятая 8 ноября 1968 г. в Вене с учетом поправок, вступивших в силу для России 3 сентября 1993 г. и 28 марта 2006 г. // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (по состоянию на 2 июня 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 2 мая 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.

4. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (по состоянию на 10 июня 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.

5. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (по состоянию на 10 июня 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.

6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (по состоянию на 1 сентября 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.

7. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (по состоянию на 9 июня 2015 г.) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.: www.base_garant.ru.

8. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 186 «Об утверждении Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

9. Агафонов, С. И. Административные процедуры в деятельности органов внутренних дел: понятие, классификация и сущность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.:www.knowledge.allbest.ru.

10. В Госавтоинспекции Тверской области состоялась рабочая встреча с руководителями предприятий и индивидуальными предпринимателями, занимающимися пассажирскими перевозками в областном центре // Официальный сайи ГибДд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.:www.gibdd.ru.

11. Лялякина, Ю. А. К вопросу об обеспечении законности в применении к иностранным гражданам и лицам без гражданства мер государственного принуждения // Соблюдение законности и обеспечение правопорядка в деятельности органов внутренних дел : сборник трудов межвузовского научного семинара. -М.: Академия управления МВД России, 2013. - 228 с.

12. Хазанов, С. Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российской юридический журнал. - 2003. - № 1.

УДК 340.12

Н. С. Нижник*, С. Ю. Дергилёва**

А. И. Елистратов: программа перехода от административного права к общей теории государственного управления

Предметом исследования авторов явилась актуализированная часть теоретико-правового наследия выдающегося российского юриста и общественного деятеля конца XIX - первой трети XX вв. Аркадия Ивановича Елистратова (1872-1955). Рассмотрены взгляды А. И. Елистратова на сущность государственного управления; на предмет научной отрасли, рассматривавшей проблемы отношений в области государственного управления в Советском государстве, её комплексность и границы; на отличительные особенности научной отрасли, рассматривавшей правовые формы взаимоотношений власти и подвластных в области управления Советского государства.

* Нижник, Надежда Степановна, начальник кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор юридических наук, профессор. Адрес: 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-76. E-mail: [email protected].

. Дергилёва, Светлана Юрьевна, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, кандидат юридических наук. Адрес: 308034, Белгород, ул. Горького, д. 71. Тел.: 89803843913. E-mail: [email protected].

* Nizhnik, Nadezhda Stepanovna, Head of the department of theory of state and law, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of juridical sciences, candidate of historical sciences, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 744-70-76. E-mail: [email protected].

** Dergilyova, Svetlana Yurievna, senior lecturer of the Department of state and legal disciplines, Belgorod law Institute of MIA of Russia named after D. I. Putilin, candidate of juridical sciences. Address: Russia, 308034, Belgorod, Gorky str., 71. Tel: 89803843913. E-mail: vorobei722@ rambler.ru.

© Нижник Н.С., Дергилёва С.Ю., 2016

НижникН.С., Дергилёва С.Ю. А. И. Елистратов: программа перехода от административного...

Ключевые слова: А. И. Елистратов, российская полицеистика, полицейское право, административное право, полицейское государство, правовое государство, государственное управление, публично-правовые отношения.

N.S. Nizhnik*, S.Y. Dergilyova**. A. I. Elistratov: transition from administrative law to the General theory of public administration. Actualized part of the theoretical legal heritage of the prominent Russian lawyer and public figure of the late XIX - early XX century - Arkady Ivanovich Elistratov (1872-1955) is the subject of authors research. A. I. Elistratov's views on the essence of the state administration; on the subject of the scientific sector which deals with the problem of relations in the field of state administration in the Soviet state, its complexity and scope; on the features of the science sector which explores the legal form of the relationship between authorities and subordinates in the field of Soviet state management are considered.

Keywords: A. I. Yelistratov, Russian police administrative law, police law, administrative law, a police state, a state governed by the rule of law, state administration, public law relationship.

Аркадий Иванович Елистратов (1872-1955) вошёл в число видных российских юристов, оказавших существенное влияние на становление отечественной юриспруденции в конце XIX - первой трети XX вв. С именем А. И. Елистратова связаны не только развитие положений государственного (конституционного) права, переход от науки полицейского права к праву административному, замена в словаре юридической науки термина «полицейское право» новым - «административное право», но и предложения о создании общей теории комплексного государственного управления.

Ядром государственно-правовых воззрений А. И. Елистратова являлось учение о правоотношениях в области государственного управления. Предметом осмысления учёного был переход от общества с «правом силы и сильного», правом властвующего субъекта, пренебрегающего нормами закона и морали, к обществу с правом, обеспечивающим справедливость и законность в системе управленческих отношений. Идеи о необходимости контроля за государственным управлением и государственными служащими со стороны закона, компетентных государственных органов и демократических институтов явились основополагающими в учении А. И. Елистратова о правоотношениях, субъектами которых выступают должностные лица и граждане, и в учении о различиях между личными, вещными и обязательственными публичными правами.

Система управления государством диктатуры пролетариата в первые годы Советской власти представлялась качественно отличающейся от прошлой государственно организованной жизни. Нигилистическое отношение к праву в республике, взявшей курс на строительство коммунистического общества, способствовало ослаблению преемственности между дореволюционным правовым мышлением и новым советским. Но после введения новой экономической политики в правовую систему Советской России вновь было допущено административное право. Нормы административного права были признаны важнейшими регуляторами общественных отношений в сфере государственного (публичного) управления, а преподавание административного права было восстановлено в учебных программах отечественных вузов. При этом вопросы о предмете и системе административного права вызывали острые дискуссии.

Попытка определить предмет научной отрасли, рассматривавшей проблемы отношений в области государственного управления, привела А. И. Елистратова к активному участию в дискуссии ученых-юристов и государственных деятелей о предмете административного права. К началу 1920-х гг. к определению предмета административного права среди ученых Советской России обозначились различные подходы: «широкое» понимание предмета административного права (Г. С. Гурвич, К. А. Архиппов, В. Игнатьев) и «узкое», в рамках которого предмет административного права ограничивался нормами, регулирующими отношения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (А. Н. Колесников, А. Ф. Евтихиев, В. Л. Кобалевский, А. И. Елистратов).

Г. С. Гурвич считал, что нормы административного права должны регулировать «управление во всех его отраслях и сторонах без какого-либо разграничения внутреннего и внешнего управления» [4, с. 27]. В том, что административное право должно регулировать все области управления - «организацию и порядок деятельности всех органов управления, начиная от Наркоматов и кончая Сельсоветами», был уверен и К. А. Архипов [1, с. 34]. «Все вопросы, связанные с управлением», должны составлять предмет административного права по мнению В. Игнатьева [9, с. 27]. В рамках «широкого» подхода к пониманию предмета административного права он представал его как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере всех многочисленных отраслей государственного управления.

«Узкий» подход к пониманию предмета административного права демонстрировал А. Н. Колесников, который определял административное право как совокупность правовых норм, регулирующих деятельность органов Советской власти, направленную на охрану существующего общественного строя с помощью предупредительных и частично репрессивных мер, применяемых во внесудебном (административном) порядке [13, с. 41]. А. М. Турубинер ограничивал предмет административного права нормами, регулирующими отношения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Основным звеном административного права он считал нормы, регулирующие охрану общественного порядка и общественной безопасности; нормы, направленные на обеспечение революционной законности, регулирующие вопросы печати, союзов, собраний, культов; нормы, определяющие деятельность Народного комиссариата внутренних дел, его местных органов и милиции [16, с. 17-22]. А. Ф. Евтихиев к предмету административного права

относил общественные отношения, возникающие в процессе внутренней управленческой деятельности государства и его должностных лиц. При таком подходе советское административное право должно было представлять собой «систему юридических принципов, регулирующих государственную деятельность, направленную на обеспечение безопасности и благосостояния ... трудящихся в советских республиках» [5, с. 4-5, 6]. Административное право регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и юридические отношения между властью и гражданами, вытекающие из этой деятельности [11, с. 9; 12, с. 3], подчеркивал В. Л. Кобалевский, который рассматривал гражданина, обладающего комплексом прав и свобод, как активного субъекта публично-правового отношения [11, с. 33; 12, с. 46].

А. И. Елистратов в своей первой опубликованной в советский период работе «Очерк административного права» (М., 1922) задачу науки административного права определил как «изучение правовых форм взаимоотношений власти и подвластных в области государственного управления» [8, с. 30, 33], а предмет - как общественные отношения, возникающие между гражданами и административными органами в процессе осуществления последними внутреннего управления [8, с. 30]. А. И. Елистратов ограничивал пределы советского административного права проблемами форм административного воздействия, охраны порядка и безопасности и укрепления революционной законности, не предпринимая попыток включения в административное право вопросов регулирования государством народного хозяйства. Именно поэтому А. И. Елистратов в своей работе «Административное право РСФСР» (Л., 1925) представил анализ правовых норм, регламентирующих деятельность аппарата управления, и рассмотрел законодательство, направленное на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. В работе А. И. Елистратова наиболее сильно представлена «полицейская» фактура, - подчеркнет в конце XX в. К. С. Бельский [2, с. 152], обращая внимание на то, что в её содержание А. И. Елистратов не включил широкий круг вопросов, которые, по его мнению, с административным правом связаны, но должны составить предмет самостоятельных наук. Так, большое значение Елистратов придавал изучению вопросов управления такими сферами общественных отношений, как народное здоровье, народное просвещение и социальное обеспечение. Но отношения, возникающие при управлении в этих сферах, должны, по Елистратову, составить объект особой научной дисциплины, изучающей их правовую регламентацию, - права социальной культуры. Оформление права социальной культуры, по мнению Елистратова, имело бы большое идеологическое и практическое значение при том исключительном интересе, который представляют проблемы социальной культуры для пролетариата и социалистического строительства [6, с. 10-11]. Но право социальной культуры должно существовать не в рамках административного права, а наряду с ним. Вопросы, касающиеся моделей организации и функционирования государственного аппарата, приобретавшие в условиях Советской России все большую актуальность и в связи с попытками научной организации труда подвергавшиеся детальному изучению, по мнению Елистратова, тоже были безусловно важны для наук о государственном управлении, и тоже безусловно связаны с непосредственным предметом административного права, но изучаться должны, считал Елистратов, не в административном праве, а в рамках отдельной науки.

Такие выводы А. И. Елистратов делал, исходя прежде всего из своей концепции трёхчленного деления советской правовой системы на хозяйственное, административно-организационное и культурное право. Аргументация А. И. Елистратовым своей позиции признавалась современниками весомой и имела поддержку в лице советских административистов А. Ф. Евтихиева, В. Л. Кобалевского, Д. М. Загряцкова. А. М. Турубинер при рецензировании труда «Административное право РСФСР» отмечал, что именно такой взгляд «является правильным и дает автору возможность верного и полезного построения учебника» [17, с. 83].

Попытка А. И. Елистратова определить отличительные особенности научной отрасли, рассматривавшей правовые формы взаимоотношений власти и подвластных в области управления советского государства, привела учёного к сравнительному анализу буржуазного и советского административного права и оценке возможностей использования опыта административно-полицейского права буржуазного государства. Первый вывод А. И. Елистратова: советское «административное право» - это не административное право эпохи капитализма, несмотря на то, что название одно и то же. «Если уже надо за отсутствием адекватного нового термина пользоваться чуждым буржуазным названием», то нужно помнить, что советское административное право представляет собой науку, противоположную по своим задачам, формам и методам регулирования отношений, складывающихся в области государственного управления, науке буржуазного административного права, и изучает «систему регулирования внутренней жизни советских коллективов в переходную эпоху» [6, с. 6]. Советское административное право «в корне отличается от административного права буржуазных стран», - подтверждал Н. П. Карадже-Искров [10, с. 23].

Задача формирующегося советского административного права, по Елистратову, состояла в создании самими трудящимися новой общественной дисциплины, свободного союза свободных работников вместо формального провозглашения прав и свобод. Советское административное право должно обеспечивать действительное, фактическое предоставление рабочему классу и крестьянству прав и свобод, вовлекая все более широкие массы трудящегося населения в пользование демократическими правами и свободами и расширяя материальную возможность этого пользования [6, с. 6-7].

Опыт административно-полицейского права буржуазного государства, в котором властные традиции господского усмотрения, выросшего в помещичьей усадьбе, сочетаются с некоторыми правовыми формами, свойственными гражданскому праву, считал А. И. Елистратов, может пригодиться рабочим и крестьянам, полновластно вступающим в управление государством. Но, отмечал Елистратов,

НижникН.С., Дергилёва С.Ю. А. И. Елистратов: программа перехода от административного...

этого опыта в уникальных условиях Советской власти недостаточно. Этот опыт может пригодиться «разве лишь для борьбы с их классовыми врагами. В своей созидательной работе, в области администрирования, советской власти приходится идти новыми, еще не проторенными историей путями» [6, с. 8].

Идею обращения к опыту буржуазного права поддерживал Е. Б. Пашуканис. Правда, основания обращения к прошлому у него имели иной характер. Е. Б. Пашуканис признавал существование права только в буржуазном государстве [15, с. 10]. В пролетарском государстве, подчеркивал он, отмирание институтов буржуазного права не означает замены их институтами нового - пролетарского - права. Отмирание институтов буржуазного права в таких условиях будет означать отмирание права вообще, постепенное исчезновение юридических оснований в отношениях людей [15, с. 23]. Отмирание права и государства произойдёт, когда окончательно будет изжита форма эквивалентного отношения.

Ссылаясь на произведения марксистов, Е. Б. Пашуканис отмечал, что «отношения людей в течение известного периода будут поневоле замкнуты в "узком горизонте буржуазного права"» [15, с. 23-24]. При коммунизме сохранятся в течение определённого времени буржуазное право и буржуазное государство, а также эквивалентная форма публичной государственной власти, которая останется некоторое время даже в условиях, когда деление на классы перестанет существовать [15, с. 24-25]. Е. Б. Пашуканис призывал не отбрасывать в сторону обобщения и знания, накопленные буржуазными юристами, исходившими из потребностей своего времени и своего класса, и, подвергнув анализу эти абстрактные категории, вскрыть истинное их значение, показать историческую обусловленность правовой формы [15, с. 26].

В дальнейшем Е. Б. Пашуканис делал шаги в сторону признания нового постреволюционного и постбуржуазного «советского права» с «особой специфической природой». Вместе с тем это «советское право» он - для сохранения внешней словесной видимости своей концептуальной последовательности - не называл «пролетарским правом» [18, с. 160]. Отсутствие подлинного права и государства при диктатуре пролетариата Пашуканис, по существу, пытался изобразить как наличие нового, «неподлинного», советского права и государства, обреченных на «отмирание» [14, с. 671-672].

За приравнивание советского права к буржуазному праву и тезис «об отмирании права в случае отмирания категорий буржуазного права» Е. Б. Пашуканис был объявлен «проповедником буржуазной реставрации в праве» [3, с. 15, 18], а его теория права - вредительской [3, с. 18-19].

Характеризуя состояние отечественной политико-правовой мысли в первые десятилетия Советской власти, В. С. Нерсесянц отмечал, что над всем марксистским подходом к судьбам права и государства после пролетарской революции постоянно витал идеологический туман с мнимым «отмиранием» отсутствующих феноменов, который определял тот неизменный горизонт советского правоведения и государствоведения, под сводами которого все зависело от изменчивой политической конъюнктуры [14, с. 672].

Попытка А. И. Елистратова определить комплексность и границы научной отрасли, рассматривавшей вопросы управления в советском государстве, привела учёного к разработке общих проблем советского управления. Только при подходе к анализу проблем «со стороны всего управления в целом», по мнению Елистратова, можно комплексно исследовать вопросы об обязательных постановлениях, о формах взаимоотношений органов управления с гражданами, о рационализации госаппарата и т. д. В конце 1920-х гг. А. И. Елистратов пришёл к выводу о необходимости реорганизовать науку административного права, превратив её в общую теорию социалистического управления. Основу новой отрасли правоведения, по его мнению, должны составлять следующие проблемы: 1) административная организация, в смысле организации личных и вещных элементов государственного управления - людского состава и материальной базы; 2) формы административной деятельности; 3) формы взаимоотношений органов управления с гражданами; 4) методы проверки административной работы и улучшения госаппарата [7, с. 34-35].

С учетом того, что понятие «управление» не является правовой категорией, А. И. Елистратов подчёркивал, что общая теория советского управления не будет являться «чисто юридической наукой», а её предмет будет носить комплексный характер. В связи с тем, что советское управление имеет своей непосредственной задачей осуществление организационно-плановых начал в общественном строительстве [7, с. 36], предметом общей теории советского управления должны выступать не только административное право, но и деятельность по управлению делами общества и государства.

При подготовке учебника «Административное право» (1929) А. И. Елистратов при характеристике предмета и системы административного права формально использовал традиционные подходы: учебник состоял из общей и особенной частей. Однако содержание учебника было оригинальным. Общая часть состояла из четырех глав, посвященных проблемам организации административного управления, правовым формам административной деятельности, формам взаимодействия органов управления с гражданами. Завершала общую часть глава, посвященная проблемам контроля за деятельностью государственного аппарата и рационализации управленческого труда. В особенной части были изложены вопросы охраны порядка, безопасности и народного здоровья, борьбы с общественными аномалиями (проституцией, алкоголизмом, беспризорностью, нищенством и хулиганством). В отдельной главе было рассмотрено законодательство по вопросам социального обеспечения.

Несмотря на оригинальные подходы к систематизации материала и постановке вопросов, подготовить учебник в соответствии со своими представлениями о предмете и системе курса общей теории советского управления А. И. Елистратову не удалось: наряду с общими вопросами управления, рассмотрение получили и вопросы специальные. Отступления от плана общей теории советского управления выразились в том, что проблемы административного управления были рассмотрены только в аспекте организации управления гражданами при полном игнорировании проблем хозяйственного управления (публичное

вещное право и теория публичных служб целиком отнесена в область хозяйственного права); в том, что автор указывает только правовые формы управленческой деятельности и взаимоотношений органов управления с гражданами; в том, что в курсе была сохранена особенная часть с вопросами, относящимися частью к «милицейскому праву», а частью - к праву социальной культуры [7, с. 35].

Отступления от своих представлений о науке и курсе административного права А. И. Елистратов объяснял тем, что создание общей теории советского управления, базирующейся на основе марксистской теории, представляет собой большую и сложную задачу, которая потребует новых сил и достижений для своего осуществления. Административное право, подчеркивал Елистратов, находится в переходном состоянии, которое обусловлено, во-первых, тем, что отдельные специальные дисциплины по советскому управлению не дают каждая в своей отрасли такой проработки соответствующих проблем, которая могла бы послужить опорным пунктом для построения общей теории; во-вторых, тем, что процесс дифференциации научных дисциплин по отдельным отраслям управления не закончен в смысле образования особых дисциплин для всех отдельных отраслей управления [7, с. 35-36].

В таких условиях, делал вывод Елистратов, административному праву приходилось выполнять двойную функцию: с одной стороны, вбирать в себя элементы будущей общей теории советского управления, с другой - обслуживать специально те отрасли управления, которые ещё не выделились в особые научные дисциплины. Создавать особую науку «милицейского права», по мнению А. И. Елистратова, смысла нет. Её проблемы частично укладываются в другие научные отрасли, некоторая их часть с успехом может рассматриваться в пределах как административного права, так и будущего курса общей теории советского управления [7, с. 36]. Таким образом, предложения А. И. Елистратова реорганизовать науку административного права и преобразовать ее в общую теорию социалистического управления опередили свое время. Общая теория советского управления не должна была стать исключительно юридической наукой. Признавая её комплексный характер, А. И. Елистратов в качестве непосредственной задачи теории советского управления видел осуществление организационно-плановых начал в общественном строительстве, а в качестве предмета общей теории советского управления рассматривал не только административное право, но и деятельность по управлению делами общества и государства.

Осуществить свои планы и разработать общую теорию советского управления А. И. Елистратову не удалось. В ходе фронтального идеологического наступления на административное право как отрасль правоведения его новаторский подход был подвергнут критике. В условиях установившейся диктатуры марксистско-ленинской идеологии демократические институты правового регулирования общественных отношений были окончательно заменены командно-партийным воздействием, административное право вновь (в начале 1930-х гг.) было исключено из списка изучаемых учебных дисциплин, а государственное и административное право как отрасли научных знаний рассматриваться перестали. С этого времени труды А. И. Елистратова по проблемам государственного управления были преданы забвению и лишь в конце XX в. вновь привлекли к себе внимание исследователей.

Список литературы

1. Архиппов, К. А. Организация советского управления. (Первая часть «административного кодекса») // Власть Советов. - 1923. - № 3. - С. 32-37.

2. Бельский, К. С. Полицейское право : лекционный курс / под ред. А. В. Куракина. - М.: Дело и Сервис, 2004.

3. Вышинский, А. Я. К положению на фронте правовой теории. - М.: Юрид. изд-во, 1937.

4. Гурвич, Г. К составлению административного кодекса // Власть Советов. - 1923. - № 3. - С. 26-28.

5. Евтихиев, А. Ф. Основы советского административного права. - Харьков: Юрид. изд-во НКЮ УССР, 1925.

6. Елистратов, А. И. Административное право РСФСР. - Л.: Гос. изд-во, 1925.

7. Елистратов, А. И. Административное право. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1929.

8. Елистратов, А. И. Очерк административного права. - М.: Гос. изд-во, 1922.

9. Игнатьев, В. Административный Кодекс // Власть Советов. - 1923. - № 1-2. - С. 27-33.

10. Карадже-Искров, Н. П. Новейшая эволюция административного права. - Иркутск: Изд-ское бюро Иркутск. гос. ун-та, 1927.

11. Кабалевский, В. Л. Очерки советского административного права. - Харьков: Гос. из-во Украины, 1924.

12. Кобалевский, В. Л. Советское административное право. - Харьков: Юрид. изд-во НКЮ УССР, 1929.

13. Колесников, А. Административное право РСФСР (К вопросу о содержании Административного кодекса) // Власть Советов. - 1923. - № 3. - С. 38-41.

14. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений : учебник. - М.: Норма: Инфра-М, 2012.

15. Пашуканис, Е. Б. Общая теория права и марксизм / 3-е изд. - М.: Изд-во Коммун. акад., 1929.

16. Турубинер, А. М. Основные элементы советского административного права // Административный вестник. - 1925. - № 8. - С. 14-22.

17. Турубинер, А. М. Проф. А. И. Елистратов. Административное право РСФСР. Л., 1925 // Административный вестник. - М., 1925. - № 12. - С. 83-84.

18. Философия права в России: из опыта XX в. / отв. ред. В. Г. Графский. - М.: Норма: Инфра-М, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.