dekabrya 2008 g. N° 7-FKZ, ot 21 marta 2014 N° 6-FKZ // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. - 2014. - № 15. - St. 1691.
2. Ugolovnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ // Sobranie zakonodatelstva RF. - 1996. - № 25. - St. 2954 (v red. FZ ot 2 iyulya 2013 g. № 185-FZ).
3. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ // Sobranie zakonodatelstva RF. - 2002. - № 1 (Chast 1). - St. 1. (v red. FZ ot 23 oktyabrya 2013 g. № 221-FZ).
4. Federalnyiy zakon «Ob ohrane okruzhayuschey sredyi» ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ // Sobranie zakonodatelstva RF. - 2002. - № 2. - St. 134 (v red. FZ ot 2 iyulya 2013 g. № 185-F).
5. Gosudarstvennyiy doklad «O sostoyanii i ob ohrane okruzhayuschey sredyi v Rossiyskoy Federatsii v 2012 godu [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://mnr.gov.ru/upload/iblock/cef/gosdoklad (data obrascheniya 18.03.2014).
6. Kuzbagarov, M. N. K voprosu poryadka rassmotreniya del o privlechenii yuridicheskih lits k administrativnoy otvetstvennosti za sovershenie ekologicheskih pravonarusheniy // Pravovyie problemyi ohranyi okruzhayuschey sredyi : sb. statey po materialam XI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 22 maya 2014 g. / nauch. red. I.A. Sobolya. - SPb.: Lema, 2014. - S. 77-82.
7. Scherbich, L. A. Osobennosti rassledovaniya prestupleniy, posyagayuschih na prava cheloveka v sfere ekologii // Pravovyie problemyi ohranyi okruzhayuschey sredyi : sb. statey po materialam Vosmoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 22 maya 2008 g. / nauch. red. I.A. Sobolya, SPb.: Lema, 2008. - S. 79-88.
8. Yakovleva, E. A. Problemyi administrativno-pravovoy otvetstvennosti za ekologicheskie pravonarusheniya : dis. ... kand. yurid. nauk. - Tyumen: Gosudarstvennoe obrazovatelnoe uchrezhdenie vyisshego professionalnogo obrazovaniya «Tyumenskiy gosudarstvennyiy universitet», 2010. - 191 s.
УДК 340.12
Н.С. Нижник*, С.Ю. Дергилева**
Государство и право в теоретическом наследии А. И. Елистратова
В статье рассматриваются этапы научной и общественно-политической деятельности выдающегося российского юриста первой трети XX в. - Аркадия Ивановича Елистратова (18721955 гг.). Анализируются основные положения его научных трудов и результаты законодательной деятельности.
Ключевые слова: А.И. Елистратов, полицейское право, административное право, полицейское государство, правовое государство, публично-правовые отношения, административная юстиция, регламентация проституции, благотворительность.
N. S. Nizhnik*, S. Y. Dergilyova**. State and law in theoretical legacy of A. I. Elistratov. The
article considers stages of the scientific and sociopolitical activities of the prominent Russian lawyer first third of the XX century Arkadiy Ivanovich Elistratov (1872-1955). Analyzes the main positions of his scientific works and the results of legislative activity.
Keywords: A. I. Elistratov, police law, administrative law, police state, legal state, public-law relationships, administrative justice, regulation of prostitution, charity.
На общем фоне проблем преобразования политико-правовой системы современной России все очевиднее становится факт, что истоки многих современных проблем следует искать в нашей истории, а при решении возникающих вопросов - обращаться к опыту предшественников, накопивших солидный интеллектуальный багаж осмысления закономерностей развития отечественного государства.
Формирование новых подходов к фундаментальным проблемам правовой теории невозможно осуществлять без учета творческого наследия выдающихся русских юристов, к числу которых принадлежит Аркадий Иванович Елистратов (1872-1955 гг.).
Имя А. И. Елистратова, имевшее широкую популярность в среде научной общественности конца XIX - начала XX в., в советской России было предано забвению, а в начале XXI в. вновь начало появляться на страницах учебников, научных статей и энциклопедической литературы. Теоретическое наследие ученого дает возможность оценить А. И. Елистратова как выдающегося государствоведа,
* Нижник, Надежда Степановна, профессор кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-76. E-mail: n.nishnik@bk.ru.
** Дергилева, Светлана Юрьевна, адъюнкт кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.:8(981)8130557. E-mail: dergileva_svetlana@mail.ru.
* Nizhnik, Nadezhda Stepanovna, professor of the department of theory of state and law, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of juridical sciences, candidate of historical sciences, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 744-70-76. E-mail: n.nishnik@bk.ru.
** Dergilyova, Svetlana Yurievna, junior scientific assistant ofthe department of theory of state and law, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8(981)8130557. E-mail: dergileva_svetlana@mail.ru. © Нижник Н.С., Дергилева С.Ю., 2014
как профессора полицейского права, с именем которого связан закат российской полицеистики, как основателя новой отрасли российского права - административного права, как ученого, опередившего свое время в утверждении необходимости создания комплексной теории государственного управления, как активного общественного деятеля и борца за права человека и гражданина.
Путь А. И. Елистратова в юридическую науку начался после его поступления на юридический факультет Императорского Казанского университета (1892 г.). Здесь он начал изучать комплекс юридических наук и приобщаться к практической юриспруденции. Среди его учителей были выдающиеся русские профессора-юристы, в т.ч. В. В. Ивановский, Н. П. Загоскин, идеи которых нашли впоследствии свое продолжение в научных работах А. И. Елистратова. После завершения студенческого обучения (1896 г.) А. И. Елистратов не расстался с Казанским университетом. Воспользовавшись предложением заняться научной и преподавательской деятельностью, он углубился в исследование уголовно-правовых вопросов. В 1899 г. А. И. Елистратов стал приват-доцентом кафедры уголовного судопроизводства юридического факультета Казанского университета [2, оп. 7, д. 21, л. 163], а в 1906 г. защитил диссертацию на тему: «О прикреплении женщины к проституции» и получил степень магистра полицейского права [1, оп. 153, д. 530, л. 12-12 об., 13-13 об.]. Через несколько лет он представил на суд научной общественности диссертацию на тему: «Борьба с проституцией в Европе» (1909 г.) был утвержден в степени доктора полицейского права [27, с. 253-254]. Потом начался московский период жизни А. И. Елистратова: он работал на кафедре государственного и административного права Императорского Московского университета [2, оп. 123, д. 7, л. 126-126 об, 127], был ординарным профессором кафедры полицейского права юридического факультета (19111918 гг.), а в 1911-1913 гг. являлся проректором Императорского Московского университета [24, с. 249]. С установлением советской власти изменилось отношение и к юридической науке, и к юридическому образованию, и к профессорам-юристам. А. И. Елистратов уехал в Симферополь, в 1918-1920 гг. работал там в Таврическом университете. В 1921 г. вновь вернулся в Москву и продолжил работу со студентами 1-го Московского государственного университета в качестве профессора публичного права факультета общественных наук (1921-1925 гг.), профессора кафедры государственного права СССР и государственного права буржуазных стран (1925-1930 гг.), профессора кафедры хозяйственно-административного права факультета советского права (1930-1931 гг.). После того, как в начале 1930-х гг. разработка теории советского административного права была прекращена, а учебная дисциплина «Административное право» была исключена из перечня преподаваемых при профессиональной подготовке юристов, А. И. Елистратов, полный творческих сил и научных планов, вынужден был уйти на пенсию.
Теоретическое наследие А. И. Елистратова представлено работами, посвященными различным юридическим проблемам. Направление проводимых А. И. Елистратовым научных исследований позволило выделить несколько этапов его научной и общественно-политической деятельности: 1) 1899-1901 гг.: приоритетное значение в научных исследованиях имели вопросы уголовного и уголовно-процессуального права; 2) 1900-1909 гг.: развитие положений особенной части полицейского права, комплексное изучение вопросов, касающихся борьбы с проституцией и ее профилактики, призрения бедных и общественного обеспечения детства; 3) 1910-1929 гг.: формирование и развитие теории административного права, определение основных подходов к созданию общей теории советского управления.
Среди работ А. И. Елистратова, получивших широкую известность, - «Административное право. Лекции» (М., 1911); «Учебник русского административного права: Пособие к лекциям» Вып. 1-2. (М., 1910-1911); «Государственное право: Пособие к лекциям» (М., 1912); «Основные начала административного права» (М., 1914; 1917); «Очерк государственного права (Конституционное право)» (М., 1915); «Очерк административного права» (М., 1922); «Административное право РСФСР» (Л., 1925); «Административное право» (М.; Л., 1929).
Известным было и активное участие А. И. Елистратова в издании журналов «Вопросы права», «Юридические записки, издаваемые Демидовским юридическим лицеем», «Советское право».
Однако общественная деятельность А. И. Елистратова, положения его научных работ не получили должного осмысления ни его современниками, ни советскими учеными послевоенного времени. Оценка научной деятельности А. И. Елистратова в советской литературе 1920-30-х гг. давалась лишь (большей частью в работах по административному праву) несколькими строками общей характеристики и носила отпечаток эпохи: работы А. И. Елистратова, опубликованные после Октября 1917 г., либо рассматривались как пример использования в исследованиях правовых институтов буржуазной юридической методологии, отрицавшей специфику социалистической государственности [28, с. 146], либо критиковались за оценку А. И. Елистратовым сущности социалистического права и обоснование необходимости ограничений вмешательства государства, в т.ч. и советского, в общественную жизнь [8, с. 109]. В результате возросшего в юридической науке в 90-х гг. XX в. интереса к дореволюционной отечественной мысли работы А. И. Елистратова привлекли к себе внимание исследователей. Ю. Е. Аврутин, К. С. Бельский, О. Е. Кутафин, Ю. П. Соловей, Ю. Н. Старилов, В. М. Сырых в своих научных статьях обратились к правовому наследию А. И. Елистратова и его оценке. Однако комплексного изучения теоретического наследия А. И. Елистратова до сих пор не произведено, его научные труды и общественная деятельность еще ждут своих исследователей.
Знакомство с изданными научными работами А. И. Елистратова позволяет сделать вывод о том, что теоретико-методологическими основами учений А. И. Елистратова о государстве, праве
и управлении общественной жизнью явились положения и подходы, выработанные прежде всего западноевропейской и российской полицеистикой. Существенное влияние на формирование взглядов А. И. Елистратова о праве и государстве оказало творческое наследие И. Канта, Л. Дюги, Б. Н. Чичерина. В работах А. И. Елистратова нашли продолжение и развитие идеи В. В. Ивановского, О. Майера, И. Т. Тарасова, Э. Н. Берендтса, П. Лабанда.
Предметом осмысления А.И. Елистратова явились социальная сущность государства и проблемы его функционирования. В эволюции взглядов А. И. Елистратова на государство и его признаки условно можно выделить два этапа: 1) 1910-1912 гг., когда акцент был сделан на единстве и неделимости верховной государственной власти, ограниченной только нравственными возможностями и социальными условиями эпохи; 2) 1914-1929 гг., когда внимание ученого было сосредоточено на идее необходимости подчинения верховной государственной власти нормам права и законности государственного управления.
Рассматривая сущность полицейского государства, А. И. Елистратов имел в виду, что смысл, придававшийся греками слову «лoAлтsía» (городское дело), производное понятия «полиция», у римлян был облечен в вербальную конструкцию «respuЫicа» (дело общественное). Елистратов подчеркивал, что «по своему происхождению "полиция" и "республика" ближе, чем родные сестры, это просто разные названия для одного и того же предмета» [22, с. 14]. Однако, отмечает Елистратов, в эпоху абсолютизма смысл понятия «полиция» претерпел существенную трансформацию: полиция стала пониматься исключительно как деятельность органов государства, а полицейская деятельность -как результат стремления власти принудительно облагодетельствовать своих «незрелых» поданных. Справедливость выводов А. И. Елистратова демонстрирует крылатое выражение, приписываемое Фридриху Великому: «Народу, как больному ребенку, следует указывать, что он должен есть и что он должен пить», констатировавшее, что власть в своей полицейской деятельности выступала по отношению к населению в роли опекуна [17, с. 12-13]. Принимая во внимание, что в условиях тотальной полицейской опеки подданные существовали как обезличенный объект, от которого требовалось безусловное подчинение власти, А. И. Елистратов подверг сомнению существование в полицейском государстве права.
Только рост самосознания индивидов, которым «пеленки полицейской опеки» стали тесными [19, с. 39], по Елистратову, может послужить основой перехода от государства полицейского к правовому. «Полицейское государство уступает свое место правовому государству, в котором каждому гражданину предоставляется определенная сфера личной свободы» [20, с. 23].
Противопоставляя полицейскому государству государство правовое, А. И. Елистратов утверждал, что широко распространенная в начале XX в. теория юридической (идеальной) личности государства несостоятельна [20, с. 25-30], и разработал оригинальную концепцию правового государства, основными положениями которой явились следующие [20, с. 2, 6-7, 15]: а) правовое государство представляет собой «реальную совокупность» индивидов, которые находятся в устойчивом соподчинении, основанном на действующем законе; б) важнейшим признаком правового государства является верховная государственная власть, которая подчиняется праву, выражает общественный интерес и постепенно преобразуется в социальную или служебную власть; в) неотъемлемым свойством правового государства является верховенство или суверенитет права, который исторически приходит на смену суверенитету монарха, вследствие чего индивид освобождается от опеки государства и его личная автономия (самостоятельность) получает безусловную признательность.
Признание «непреходящей ценности Человека», «идея человеческого достоинства, возвышающаяся над условными и преходящими ценностями обладания и господства» служит «одухотворяющей идеей» правовых конструкций А. И. Елистратова [18, предисл.]. Идея автономной личности выступает как доминирующая детерминанта теории государственного управления А. И. Елистратова. В правовом государстве положение индивида, по мнению А. И. Елистратова, определяется прежде всего [17, с. 2-3, 27, 36-37, 61.]: а) свойством государственной власти, подчиненной праву и регулирующей систему взаимного соподчинения людей; б) степенью развития самоуправления и привлечением его органов к выполнению задач государства; в) приобретением государственной деятельностью характера общественного служения и свойства обязательной общественной миссии; г) превращением в правовом государстве, основанном на идее общественного служения, всех отраслей государственного управления в публичные службы, субъектами которых становятся должностные лица, находящиеся с гражданами государства «на общей юридической плоскости».
Центральное место в теоретическом наследии А. И. Елистратова занимает концепция публично-правовых отношений [17, с. 86-155]. Она явилась основой административно-правовой доктрины, в рамках которой А. И. Елистратов утверждал, что «учение о правоотношениях, которые возникают между людьми в области государственного управления» - наука административного права. Публично-правовые отношения «могут возникать при осуществлении обязательных общественных миссий между служащими и гражданами, между самими служащими и гражданами» [17, с. 41]. Наука административного права, будучи историческим преемником науки полицейского права, по утверждению А. И. Елистратова, должна использовать все достижения последней, творчески их переработав, с учетом того, что предметом науки административного права является не административная деятельность, как это имело место в науке полицейского права, а складывающаяся на основе этой деятельности система правоотношений.
Анализ концепции публично-правовых отношений А. И. Елистратова приводит исследователей к выводу о выдающемся вкладе ученого в переход российского правоведения от полицейского права к праву административному, в оформлении административного права как самостоятельной науки. Несмотря на то, что работы по административному праву В. М. Гессена, И. Т. Тарасова, Э. Н. Берендтса, В. В. Ивановского были изданы раньше трудов А. И. Елистратова, именно в работе А. И. Елистратова «Основные начала административного права» (М., 1914) был завершен переход от науки «полицейское право» к науке «административное право»: впервые в российской юридической науке административно-правовой материал был изложен в соответствии с институционной системой права; субъекты административного права, объекты административных правоотношений и формы административной деятельности получили характеристику как административно-правовые институты.
Доминирующим правоотношением в административно-правовой действительности А. И. Елистратов считал правоотношение, субъектами которого являются должностное лицо и гражданин. Отношения между правящими и управляемыми, не урегулированные правом, А. И. Елистратов называет властеотношениями. Именно в формах перехода от системы властеотношений к системе правоотношений, по мнению Елистратова, и осуществляется превращение полицейского права в административное [17, с. 85]. Правоотношение, субъектами которого являются должностное лицо и гражданин, является историческим, имеющим субъектов-предшественников в лицах чиновника-бюрократа и обывателя. Однако по мере того, как основой деятельности должностного лица становится закон, а гражданин наделяется правами (в т.ч. по отношению к должностному лицу), происходит изменение связей должностного лица и гражданина. В правовом государстве, по мнению Елистратова, между должностным лицом и гражданином устанавливается не столько вертикальная, сколько горизонтальная связь. «Одинаковое подчинение закону и суду, - подчеркивал Елистратов, -ставит должностных лиц и граждан на общую юридическую плоскость. Должностное лицо может быть наделено большими правами, нежели гражданин, но перед законом они становятся принципиально равноправными» [13, с. 79-80.]. Учение о правоотношении должностного лица и гражданина нашло отражение во всех учебниках А. И. Елистратова по административному праву.
Актуализированную часть теоретического наследия А. И. Елистратова составляют взгляды на парламент как учреждение, обеспечивающее демократическое управление обществом. По мнению Елистратова, парламент являлся институтом, призванным к установлению связи между правосознанием граждан и законодательным творчеством [20, с. 63]. Организация и деятельность парламента, по Елистратову, дает возможность закону стать выражением воли народных избранников [20, с. 160]. Ученый выдвигал прогрессивные идеи совершенствования деятельности парламента. Проблему партийного деспотизма господствующих политических партий, проявляющегося в ходе выборов и работы парламента, А. И. Елистратов предлагал решать путем введения пропорционального представительства на выборах в парламент; проблему партийной дисциплины - путем совершенствования деятельности парламента [12, с. 238]. Для улучшения работы законодательного органа ученый указывал на необходимость должной профессиональной подготовки лиц, осуществляющих законотворчество [12, с. 227-233]. Для установления тесной связи депутатов с избирателями А. И. Елистратов предлагал широко использовать императивный мандат, возможности досрочного отзыва депутата, проведение референдума и учет народной инициативы, на основании которой определенное количество граждан могли бы побудить парламент выработать и вынести на референдум конкретный законопроект [20, с. 161-162]. Эти идеи выражают сущностное требование автономной личности к юридической норме - «закон должен быть правильным выражением согласованной воли граждан» [17, с. 6], не потерявшее значения и в начале XXI в.
Способом обеспечения законности в области государственного управления в учении А. И. Елистратова о должностном лице и гражданине служит институт административной юстиции - институт судебного обжалования актов государственного управления. Сущность административной юстиции А. И. Елистратов видел в судебном характере обжалования гражданином решений должностного лица. Если публичный правопорядок или права гражданина были нарушены должностным лицом, гражданин, по убеждению Елистратова, должен иметь право на подачу административного иска [17, с. 301-302]. Елистратов не был пионером в постановке вопроса таким образом: институт административной юстиции уже имел место в политико-правовых системах зарубежных государств, однако в отношении России это была новелла. Для определения оптимальной модели механизма обеспечения законности актов государственного управления в Российской империи А. И. Елистратов провел сравнительный анализ института административной юстиции в государствах Западной Европы [17, с. 303-307]. Отметив отсутствие в России институтов судебного обжалования актов управления и необходимость кардинального реформирования Правительствующего Сената [17, с. 320], Елистратов сформулировал требования к организации административной юстиции [17, 302-303, 307]. Эти идеи А. Е. Елистратова нашли свое развитие в годы советской власти. На основе организационных требований к построению административной юстиции в советском государстве и определения основного права административного суда - отмены противозаконного акта управления [16, с. 130-131] в 1921 г. при участии А. И. Елистратова был разработан проект организации административной юстиции (Положение о Верховном административном суде и об областных и губернских судах Республики) [16, с. 131-134]. Проект вошел в первоначальные редакции проектов советских административных кодексов, но мысль о создании системы административных судов была оставлена законодателем вплоть до постсоветского периода российской истории, а сейчас, в
современных условиях преобразования судебной системы Российской Федерации, она вновь обретает актуальность и востребованность.
Архивные и опубликованные материалы свидетельствуют о том, что гражданская позиция А. И. Елистратова находила свое выражение в активной общественно-политической деятельности, одним из направлений которой явилась защита прав женщин, вовлеченных в занятие проституцией (1900-1929 гг.). А. И. Елистратов предвосхитил некоторые идеи теории социального государства, в частности, об ответственности государства за социальные аномалии. По итогам своей научной деятельности [20, с. 63] А. И. Елистратов дал оценку организации врачебно-полицейского надзора за проституцией, и обосновывал необходимость его отмены. Свою позицию он выразил на Первом Всероссийском Съезде по борьбе с торгом женщинами и его причинами в 1910 г. [4, оп. 12, д. 9, л. 4-7], на котором ученый принимал участие в качестве председателя и был признан ведущим специалистом в этой области знаний. Положения ХУ1-ХХ1 итоговой резолюции Съезда, сформулированные А. И. Елистратовым [29, с. 615-616], получили поддержку делегатов.
А. И. Елистратовым был разработан законопроект об отмене врачебно-полицейского надзора и закрытии притонов разврата в России, который был внесен в 1913 г. на рассмотрение в Государственную думу вместе с обоснованными предложениями об отмене регламентации проституции [3, оп. 9, д. 807, л. 13-19]. Так впервые в отечественной истории была сделана попытка подробного изучения и обоснования нецелесообразности существования института врачебно-полицейского надзора за проституцией в России [9; 25; 26]. Несмотря на то, что работа над законопроектом в комиссии для пересмотра врачебно-санитарного законодательства логического завершения не получила, А. И. Елистратов внес существенный вклад в определение направлений деятельности государства по предотвращению девиантного поведения российских граждан. Предложения А. И. Елистратова о проведении комплекса мер, направленных против торга женщинами и на искоренение причин проституции, до сих пор не потеряли своей актуальности.
Важным направлением научной и общественно-политической деятельности А. И. Елистратова являлась разработка вопросов, касающихся социального обеспечения населения, упорядочения частной благотворительной деятельности, которая внесла весомый вклад в развитие концепции социального государства. А. И. Елистратов развил теорию благотворительной деятельности и обосновал необходимость укрепления в обществе представлений о вреде подаяния милостыни нищим. А. И. Елистратов сформулировал конкретные предложения, направленные на упорядочение частной благотворительной деятельности и ее объединении. Выступая с докладом на первом Всероссийском съезде деятелей по общественному и частному призрению (Петербург, 1910 г.), А. И. Елистратов сформулировал предложение о том, что в качестве органа объединения частной благотворительности может выступить Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению, в рамках которого должны быть образованы местные отделы и отделения, способные учесть особенности потребностей нуждающихся конкретного региона [14, с. 32-33].
Осуждая суровые формы правительственного надзора (за исключением финансового контроля) за благотворительностью, А. И. Елистратов, использовав изученный им опыт западноевропейских государств, предлагал изменить действующий концессионный порядок образования благотворительных обществ явочным и передать полномочия по закрытию обществ судебным учреждениям [14, с. 38, 40]. Елистратов сформулировал основные задачи местных отделов Всероссийского союза, настаивал на оказании оперативной помощи бедным в удовлетворении насущных потребностей голодного и бесприютного человека в пище и крове без отступления от трудового принципа призрения трудоспособных. Такая «скорая помощь», по мысли Елистратова, должна быть организована на началах привлечения к ее оказанию всего местного общества [14, с. 35]. А. И. Елистратов сумел не только убедить Всероссийский съезд деятелей по общественному и частному призрению в весомости представленных аргументов, но и оказать влияние на общественную практику в Российской империи в этой сфере.
Революционные события Октября 1917 г. не только положили начало новому этапу в развитии отечественного государства и права, но и внесли коррективы в жизненные и творческие планы профессиональных юристов. Сначала убежденность марксистов в отмирании государства, отрицание ими полицейской деятельности и отношений, складывающихся между органами управления и гражданами, привели к формированию негативного отношения к юриспруденции в целом и административно-правовой науке, в частности. Потом новая экономическая политика потребовала переосмысления теории управления государством, приспособления форм управления к решению новых экономических задач, либерализации условий работы ученых-правоведов и некоторого ослабления идеологического контроля за их деятельностью [5, с. 42]. С восстановлением административного права в учебных планах вузов начался новый период творческой и общественной деятельности А. И. Елистратова. Его работы - «Очерк административного права» (М., 1922), «Административное право РСФСР» (Л., 1925), «Административное право» (М.; Л., 1929) - были рекомендованы для изучения студентами юридических факультетов отечественных вузов.
Проанализировав взаимоотношения органов государственной власти и граждан в советской России, обнаружив тенденцию расширения сферы усмотрения администрации, которое обосновывалось и оправдывалось управлением во имя общего блага, А. И. Елистратов пришел к выводу, что государственная власть не является социально-служебным орудием в руках подвластных, а государственное управление не адекватно идее общественного служения [19, с. 29].
Признавая за органами государственной власти в правоотношениях с гражданами (и союзами) их привилегированное положение, А. И. Елистратов счел необходимым обратить особое внимание на право личной (гражданской) свободы, которое заставляет администрацию воздерживаться от совершения действий, нарушающих эту свободу. А. И. Елистратов определил круг свобод, обеспечивающих устойчивость правового статуса личности, сгруппировав их в соответствии с интересами телесной неприкосновенности и духовной самодеятельности человека (право личной неприкосновенности, право передвижения граждан, права духовной самодеятельности, основные экономические права, право союзов и собраний и право профессиональных объединений) [19, с. 118]. Публично-правовой гарантией защиты прав и свобод личности, по Елистратову, должна выступать административная юстиция.
Используя нормативные акты органов государственной власти РСФСР и СССР, инструкции различных ведомств (прежде всего Народного комиссариата внутренних дел), А. И. Елистратовым было подготовлено к изданию «Административное право РСФСР». Участие Елистратова во время его работы в НКВД в разработке проектов нормативных правовых актов общегосударственного и ведомственного уровня обусловило сочетание характеристик «Административного права РСФСР» (Л., 1925) как теоретико-правового исследования и практического руководства.
Используя свой опыт научной и общественной деятельности, А. И. Елистратов принял активное участие в работе над проектом Административного кодекса РСФСР. Этот нормативный правовой акт должен был оградить граждан от произвола административных органов и устранить организационные препятствия росту народного хозяйства [7, с. 13]. А. И. Елистратов полагал, что нормы Административного кодекса должны быть направлены прежде всего на охрану революционного порядка и безопасности граждан посредством мер административного принуждения [15, с. 30-31]. Главным звеном административного права рассматривались «нормы, регулирующие охрану общественного порядка и безопасности, осуществляемую, в первую очередь, мерами внесудебными». Такое признание актуальности полицейской деятельности помешало проекту Административного кодекса стать законом. Однако отдельные его части были претворены в жизнь в форме узаконений по специальным вопросам. Более того, законопроект послужил основой для Административного кодекса Украинской ССР, вступившего в силу в 1928 г. и законодательно закрепившего акценты правоохранительного (полицейского) содержания.
Как опередившие свое время можно оценить идеи А. И. Елистратова о реорганизации науки административного права в общую теорию социалистического управления, нашедшие отражение в его оригинальном учебнике «Административное право» (М.; Л., 1929 г.). Принимая во внимание, что понятие «управление» правовым не является, Елистратов справедливо замечал, что общая теория советского управления исключительно юридической наукой не будет. Основу новой отрасли правоведения, призванной изучать общие вопросы управления в целом, по мнению А. И. Елистратова, должны составить: 1) личные и вещные элементы государственного управления (людской состав и материальная база); 2) формы административной деятельности; 3) формы взаимоотношений органов управления и граждан; 4) методы проверки административной работы и совершенствования деятельности государственного аппарата [11, с. 34-35]. Признавая комплексный характер общей теории советского управления, А. И. Елистратов в качестве ее непосредственной задачи видел осуществление организационно-плановых начал в общественном строительстве, а в качестве предмета общей теории советского управления - не только административное право, но и деятельность по управлению делами общества и государства.
Новаторскими для своего времени следует считать идеи А. И. Елистратова и их аргументацию о нецелесообразности выделения в отечественной юриспруденции «милицейского права» [11, с. 36] и необходимости институционализации социального права. Выделение права социальной культуры в особую научную отрасль и учебную дисциплину, по мнению Елистратова, «имело бы большое идеологическое и практическое значение» [10, с. 10-11].
Констатируя переходное состояние административного права, А. И. Елистратов развил мысли, касающиеся административной организации, форм административной деятельности и правовых форм взаимоотношений органов управления с гражданами, форм обеспечения и укрепления законности, складывавшихся в советском государстве. Однако в ходе фронтального идеологического наступления на административное право как отрасль правоведения новаторский подход А. И. Елистратова был подвергнут критике прежде всего за то, что он продолжал «настаивать на существовании особого административного права, тем самым повторяя все принципы буржуазного административного права» [23, с. 145].
Советское государство А. И. Елистратов рассматривал как правовое государство с сохранившимися отдельными элементами государства полицейского. В советском государстве, по видению А. И. Елистратова, отступления от общих принципов законности заменялись свободным усмотрением, основанном на принципе целесообразности, права и свободы личности приносились в жертву коллективу, отсутствовали судебные гарантии субъективных публичных прав граждан. Для установления режима законности в советском государстве Елистратов предлагал использовать разработанные им ранее, в дореволюционный период, конструкции и категории. Эти идеи А. И. Елистратова стали объектом критики со стороны его современников и послужили одной из причин отстранения его от преподавательской и научной деятельности.
В духе правового нигилизма в январе 1931 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд марксистов-государственников, фактически утвердивший идеи примата политики над правом, необходимости
борьбы с буржуазно-юридическим мировоззрением и попытками применить буржуазный формально-юридический метод к государству пролетарской диктатуры и советскому праву [28, с. 145]. Съезд обусловил ликвидацию административного права как научной отрасли знания. Учебная дисциплина «Административное право» была повторно исключена из учебных планов подготовки юристов, научные исследования по административному праву свернуты, кафедры административного права на юридических факультетах вузов страны закрыты, а преподавание курса административного права прекращено. Ученые-административисты, культурные и научные корни которых уходили в царскую Россию (в их числе и А. И. Елистратов), были лишены возможности преподавать и заниматься наукой [6, с. 154], а отдельные положения их передовых теорий были надолго преданы забвению.
Обращение исследователей XXI в. к теоретическому наследию А. И. Елистратова дает основание констатировать, что государствовед А. И. Елистратов сумел определить круг важнейших вопросов государственно-правового развития России и предпринял попытку их разрешения; что административист А. И. Елистратов смог четко и обоснованно выделить круг прав и свобод личности, борьба за закрепление которых требовала уступок власти; что А. И. Елистратов, значительно обогнав свое время, сформулировал предложения о реорганизации административного права в общую теорию социалистического управления.
Завершение перехода от науки полицейского права к науке административного права, замена термина «полицейское право» новым - «административное право», определение предмета науки административного права как учения о публично-правовых отношениях, складывающихся в области государственного управления, совершенные А. И. Елистратовым, также предопределили его вклад в отечественную юридическую науку.
Труды А. И. Елистратова являются тем научным потенциалом, который может способствовать определению ориентиров государственно-правового развития России, а также развитию современной юридической науки в направлении утверждения приоритета прав личности и признания их ведущей роли в модернизации правовой системы государства.
Список литературы:
1. Российский Государственный исторический архив. Ф-733 - фонд Департамента народного просвещения.
2. Российский Государственный исторический архив. Ф-740 - фонд Департамента общих дел Министерства народного просвещения.
3. Российский Государственный исторический архив. Ф-1276 - фонд Совета министров (1905-1917).
4. Российский Государственный исторический архив. Ф-1284 - фонд Департамента общих дел Министерства внутренних дел.
5. Административное право России : курс лекций / под ред. Н. Ю. Хаманевой. - М., 2006.
6. Бельский, К. С. Полицейское право : лекционный курс / под ред. А. В. Куракина. - М., 2004.
7. Бородина, Э. Административный Кодекс (По проекту НКВД) // Административный Вестник.
- 1925. - № 12. - С. 13-20.
8. Горбунов, А. В. Проф. А. И. Елистратов. Административное право РСФСР. Л., 1925 [рецензия] // Право и жизнь. - М., 1926. - Кн. 6-7. - С. 109-110.
9. Дергилева, С. Ю., Геворкян, Д. С. Вопросы борьбы с регламентацией проституции и торгом женщинами в конце XIX - начале XX века в научной и общественной деятельности А. И. Елистратова и В. Ф. Дерюжинского // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 4 (60).
- С. 31-37.
10. Елистратов, А. И. Административное право РСФСР. - Л., 1925.
11. Елистратов, А. И. Административное право. - М.; Л., 1929.
12. Елистратов, А. И. Государственное право : пособие к лекциям. - М., 1912.
13. Елистратов, А. И. Должностное лицо и гражданин // Вопросы административного права / под ред. проф. А. И. Елистратова. - Кн. I. - М., 1916.
14. Елистратов, А. И. Меры для упорядочения частной благотворительной деятельности. -М., 1910.
15. Елистратов, А. И. Об административном кодексе // Власть Советов. - 1923. - № 3. - С. 29-31.
16. Елистратов, А. И. Об утверждении законности в советском строительстве // Советское право. - 1922. - № 1. - С. 128-134.
17. Елистратов, А. И. Основные начала административного права. - М., 1914.
18. Елистратов, А. И. Основные начала административного права. 2-е изд., испр. и доп. - М.,
1917.
19. Елистратов, А. И. Очерк административного права. - М., 1922.
20. Елистратов, А. И. Очерк государственного права (Конституционное право). - М., 1915.
21. Елистратов, А. И. Понятие о публичном субъективном праве. - М., 1913.
22. Елистратов, А. И. Учебник русского административного права. - Вып. I. - М., 1910.
23. Иезуитов, В., Резунов, М. Назревшая реформа // Советское государство и революция права.
- 1930. - № 3. - С. 142-146.
24. Летопись Московского университета. В 3 т. - Т. I / авт.-сост. Е. В. Ильченко. - М., 2004.
25. Нижник, Н. С. Любострастные болезни и охранение народного здравия: опыт взаимодействия
государственных органов и медицинских учреждений по борьбе с последствиями сексуальной коммерции // Медицина и право : материалы конференции «Медицина и право в XXI веке» 1 июля 2010 г. / под общ. ред. И. М. Акулина. - СПб.: Издательский дом СПбГУ. 2011. - С. 116-127.
26. Нижник, Н.С. Деятельность врачебно-полицейских комитетов Министерства внутренних дел по осуществлению социального контроля над девиантным поведением в российском обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 54. - С. 11-18.
27. Протоколы заседаний Совета Императорского Казанского университета 29 мая 1909 г. // Ученые записки Казанского Императорского университета. - Казань, 1909. - Т. 76. - Кн. XII. - С. 228-261.
28. Резолюции Первого Всесоюзного съезда марксистов-государственников и правовиков по докладам Е. Б. Пашуканиса и Я. Бермана // Советское государство и революция права. - 1931. - № 3. - С. 143-154.
29. Резолюция, принятая Первым Всероссийским Съездом по борьбе с торгом женщинами и его причинами // Труды Первого Всероссийского Съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами, проходившего в Санкт-Петербурге с 21 по 25 апреля 1910 г. - Т. II. - СПб., 1912. - С. 615-618.
Literature
1. Rossiyskiy Gosudarstvennyiy istoricheskiy arhiv. F-733 - fond Departamenta narodnogo prosvescheniya.
2. Rossiyskiy Gosudarstvennyiy istoricheskiy arhiv. F-740 - fond Departamenta obschih del Ministerstva narodnogo prosvescheniya.
3. Rossiyskiy Gosudarstvennyiy istoricheskiy arhiv. F-1276 - fond Soveta Ministrov (1905-1917).
4. Rossiyskiy Gosudarstvennyiy istoricheskiy arhiv. F-1284 - fond Departamenta obschih del Ministerstva vnutrennih del.
5. Administrativnoe pravo Rossii: Kurs lektsiy / Pod red. N. Y. Hamanevoiy. M., 2006.
6. Belskiy, K. S. Politseyskoe pravo: Lektsionnyiy kurs / Pod red. A. V. Kurakina. - M., 2004.
7. Borodina, E. Administrativnyiy Kodeks (Po proektu NKVD) // Administrativnyiy Vestnik. - 1925.
- № 12. - S. 13-20.
8. Gorbunov, A. V. Prof. A. I. Elistratov. Administrativnoe pravo RSFSR. L., 1925 [retsenziya] // Pravo i zhizn. - M., 1926. - Kn. 6-7. - S. 109-110.
9. Dergilyova, S. Y., Gevorkian, D. S. Voprosyi borbyi s reglamentatsiey prostitutsii i torgom zhenschinami v kontse XIX - nachale XX veka v nauchnoi i obschestvenno-politicheskoi deyatelnosti A. I. Elistratova i V. F. Deryuzhinskogo // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2013.
- № 4 (60). S. 31-37.
10. Elistratov, A. I. Administrativnoe pravo RSFSR. - L., 1925.
11. Elistratov, A. I. Administrativnoe pravo. - M.; L., 1929.
12. Elistratov, A. I. Gosudarstvennoe pravo. Posobie k lektsiyam. - М., 1912.
13. Elistratov, A. I. Dolzhnostnoe litso i grazhdanin // Voprosyi administrativnogo prava // Pod red. prof. A. I. Elistratova. - Kn. I. - M., 1916.
14. Elistratov, A. I. Meryi dlya uporyadocheniya chastnoiy blagotvoritelnoiy deyatelnosti. - М., 1910.
15. Elistratov, A. I. Ob administrativnom kodekse // Vlast sovetov. - 1923. - № 3. - S. 29-31.
16. Elistratov, A. I. Ob utverzhdenii zakonnosti v sovetskom stroitelstve // Sovetskoe pravo. - 1922.
- № 1. - С. 128-134.
17. Elistratov, A. I. Osnovnyie nachala administrativnogo prava. - M., 1914.
18. Elistratov, A. I. Osnovnyie nachala administrativnogo prava. - 2-t izd., ispr. i dop. - M., 1917.
19. Elistratov, A. I. Ocherk administrativnogo prava. - M., 1922.
20. Elistratov, A. I. Ocherk gosudarstvennogo prava (Konstitutsionnoe pravo). - 2-e izd., pererab.
- M., 1915.
21. Elistratov, A. I. Ponyatie o publichnom sub'ektivnom prave. - M., 1913.
22. Elistratov, A. I. Uchebnik russkogo administrativnogo prava. - Vyip. 1. 2-e izd.- M., 1910.
23. Iezuitov, V., Rezunov, M. Nazrevshaya reforma // Sovetskoe gosudarstvo i revolutsiya prava. -1930. - № 3. - S. 142-146.
24. Letopis Moskovskogo universiteta. V 3 т. Т. I / Avtor-sostavitel E. V. Ilchenko. - М., 2004.
25. Nizhnik, N. S. Lyubostrastniye bolezni i ohranenie narodnogo zdraviya: opyit vzaimodeystviya gosudarstvennyih organov i meditsinskih uchrezhdeniy po borbe s posledstviyami seksualnoy kommertsii // Meditsina i pravo: Materialyi konferentsii «Meditsina i pravo v XXI veke» 1 iyulya 2010 g. / Pod obsch. red. I. M. Akulina. - SPb.: Izdatelskiy dom SPbGU, 2011. - S. 116-127.
26. Nizhnik, N. S. Deyatelnost vrachebno-politseyskih komitetov Ministerstva vnutrennih del po osuschestvleniyu sotsialnogo kontrolya nad deviantnyim povedeniem v rossiyskom obschestve // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2012. - № 54. - С. 11-18.
27. Protokolyi zasedanii Soveta Imperatorskogo Kazanskogo universiteta 29 maya 1909 g. // Uchenyie zapiski Kazanskogo Imperatorskogo universiteta. - Kazan, 1909. - Т. 76. - кп. XII. - S. 228-261.
28. Rezolyutsii Pervogo Vsesouznogo s'ezda marksistov-gosudarstvennikov i pravovikov po dokladam E. B. Pashukanisa i Y. Bermana // Sovetskoe gosudarstvo i revolutsiya prava. - 1931. - № 3. - S. 143-154.
29. Rezolyutsiya, prinyataya Pervyim Vserossiyskim S'ezdom po borbe s torgom zhenschinami i ego prichinami // Trudyi Pervogo Vserossiyskogo S'ezda po borbe s torgom zhenschinami i ego prichinami, prohodivshego v Sankt-Peterburge s 21 po 25 aprelya 1910 g. - Т. II. - СПб., 1912. - S. 615-618.