А.Г.Татьянина АННА АХМАТОВА И ПОСТМОДЕРНИЗМ
«Постмодернизм в литературе - понятие, обозначающее принципиально новый художественный строй, воплощающий картину мира новейшей (постиндустриальной) эпохи» (3, с.53). В семантическом отношении постмодернизм стоит в одном ряду с постсимволизмом и постструктурализмом и определяется как комплекс художественных направлений, возникших после модернизма. Принято считать, что постмодернизм - это явление, позаимствованное Россией у Запада. В интерпретации западноевропейских и американских литературоведов эстетика постмодернизма несет в себе энергию разрушения, направленную на внутренний подрыв литературных традиций. Так, если «постмодернист использует технику реалистического романа, то только для того, чтобы показать его несостоятельность» (3, с.53).
Что касается русского постмодернизма, то исследователи разграничивают два направления в его развитии - необарочное и концептуалистское. Современное необарокко тяготеет к «высокому модернизму», а концептуализм направлен на «деконструкцию и демифологизацию авторитетных культурных знаков и целых языков» (3, с.53). Если необарокко ориентируется на культурную память, то концептуализм продолжает традицию авангарда, «подрывая» ее как эстетически, так и аксиологически. Культурные традиции в рамках концептуалистских текстов становятся «симулякрами» (термин Бодрийяра, обозначающий «самодостаточные знаковые комплексы, которые не имеют никаких соответствий в реальном мире») (3, с.54).
И «необарокко», и концептуализм используют те же принципы, что и западный постмодернизм: децентрацию повествования, разрушение монолитности авторского сознания, прием семантического коллажа.
Предтечей русского концептуализма критики называют ОБЭРИУ, а начало русской необарочной традиции, по мнению авторов реферируемой статьи, положила Анна Ахматова в «Поэме без героя» (1940-1965).
Децентрация структуры, которая является одним из параметров постмодернистского текста, содержится в самом названии ахматовской поэмы. Жанр лирической поэмы предполагает наличие героя, тождественного автору, объявление же о его отсутствии, содержащееся уже в названии поэмы, деконструирует и жанр. В комментариях к «Поэме без героя» Ахматова замечает, что «одна из ее особенностей это - присутствие отсутствующих» (цит. по: 3, с.55). Здесь Ахматова не только предвосхитила, но и реализовала идею деконцентрированого (пустотного) знака, описанного у Ж.Деррида. В понимании последнего то, что знак обозначает, никогда в нем не присутствует (Derrida J. Positions. - P., 1972).
«Зеркальное письмо» Ахматовой («Я зеркальным письмом пишу, // И другой мне дороги нету...») истолковывается исследователями как знак, двойничества, обусловливающий появление двойников в поэме. Но зеркало по своей природе «пустотно», ибо отражает все, что появляется перед ним. Поэтому «пустотность» зеркала инспирирует постмодернистскую установку на восприятие текста реципиентом. «Поэма - волшебное зеркало, в котором каждый видит то, что ему суждено видеть», -писала Ахматова (цит. по: 3, с.56). Образы при этом теряют свою одномерность и становятся многослойными. Ахматовское «зеркальное письмо», считают авторы реферируемой статьи, можно интерпретировать как постмодернистский прием «пустотного письма», инспирирующий процесс чтения как дешифровку (3, с.56).
Ключом к ахматовскому художественному методу становится первое «Посвящение»: «.а так как мне бумаги не хватило, // я на твоем пишу черновике» (1, с.353). Таким образом, осуществляется принцип наложения своего текста на «чужое» письмо. Полисемантность этого первого «Посвящения» заставляет ахматоведов называть адресатом поэмы не только Всеволода Князева, чьи инициалы предваряют текст, но и Михаила Кузмина, Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, Велимира Хлебникова, а также Блока, Гумилева, Гоголя и Пушкина.
Анна Ахматова и постмодернизм
Авторы реферируемой статьи приходят к выводу, что первое «Посвящение» представляет собой «постмодернистский поливалентный текст, рассчитанный на вариативное прочтение, ибо в зависимости от личности адресата меняется его смысловая интенция» (3, с.58). Постмодернистскую «технику уклончивого смысла» можно найти в определении самой Ахматовой в «Прозе о Поэме»: «Ничего не сказано в лоб» (цит. по: 3, с.58).
Прием шифровки - гадание на зеркале, причем мотив этот, являясь потаенным сюжетным ходом поэмы, служит и формообразующим принципом ее поэтики: герои, выходящие из зеркала, двоятся, образуя коридор зеркальных отражений. В набросках либретто по «Поэме без героя» Ахматова перечисляет «знаковые» имена эпохи модерна - от Вячеслава Иванова и Врубеля до Розанова и Маяковского, всего 17 имен.
Постмодернистскую игру «зеркальным письмом» авторы статьи находят и на композиционном уровне «Поэмы без героя». Вторая часть ее -«Решка» - оказывается творческой лабораторией, «зеркальной изнанкой» текста первой части - «Девятьсот тринадцатый год. Петербургская повесть». Ведь «Решка» начинается как метаописание первой части: «Мой редактор был недоволен... и ворчал: "Там три темы сразу... не поймешь, кто в кого влюблен"» (1, с.370). Функциональная роль «Решки» заключается в обнажении авторского метода письма как шифра: «Но сознаюсь, что применила // Симпатические чернила.» (1, с.373).
Итак, «Поэма без героя» изобилует постмодернистскими приемами: «разрушение монолитности авторского "я", конституирование читательских интерпретаций как смыслопорождающего механизма, децентрация и амбивалентность смысловых структур, интертекстуальность "пустот-ность/многослойность" конкретных образов, панхрония, пантопия, ме-таописательность сюжетных ситуаций и др.» (3, с.61).
Поэма Анны Ахматовой «Путем всея земли» (10-12 марта 1940) предвосхищает первую часть «Поэмы без героя», и метод, который использован в ней, можно назвать фантастическим реализмом. Ориентация на традиции Ин.Анненского, возникающий в тексте поэмы образ Гофмана, мотивы раздвоения, отражения в зеркалах, присутствие столь зна-
чимого для интерпретации поэмы контекста собственного творчества, а главное - пронзительная мифологическая образность, - «все эти художественные компоненты произведения, взаимодействуя, участвуют в создании модели бытия - емкого образа абсурдного, иррационального мира, трагической метафоры эпохи» (2, с.127).
«Поэма без героя» - постмодернистское осмысление модернизма, отчего модернистские принципы переплетаются в ней с постмодернистскими средствами смыслопостроения, отчасти с ними ассимилируясь. Как поздне-акмеистический текст «Поэма без героя» оказывается предтечей русского постмодернизма «необарочного» толка, она воспринимается как произведение, предвосхитившее многие поэтические открытия постмодернизма.
Список литературы
1. Ахматова А. Стихотворения и поэмы. - Л., 1976. - 558 с.
2. Бурдина С.В. «Полночная гофманиана» поэмы А.А.Ахматовой «Путем всея земли» // Вест. Моск. ун.-та. Сер. 9, Филология. - М., 2002. - № 3. - С.121-128.
3. Кихней Л.Г., Темиршина О.Р. «Поэма без героя» Анны Ахматовой и поэтика постмодернизма // Там же. - С.53-64.
ИЛ.Галинская