Научная статья на тему 'А.Г. БАХЕРАХТ О ЦИНГЕ'

А.Г. БАХЕРАХТ О ЦИНГЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А.Г. БАХЕРАХТ О ЦИНГЕ»

В зоне южной лесостепи следует выделить ряд особенностей, которые, вероятно, оказывают влияние на демографические процессы. Укажем, что все районы зоны расположены вдоль крупнейшей железнодорожной магистрали союзного значения. Населенные пункты размещены близко от областного центра и имеют с ним хорошую транспортную связь. Видимо, поэтому в зоне отмечается самый низкий в области отток населения, а в ряде ее районов количество жителей значительно возросло. В рассматриваемой зоне, как и в других, отмечается увеличение естественного прироста населения, но корреляционная связь между этим процессом и уровнем реализации проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов менее выражена.

В 3-й зоне (северной лесостепи) сосредоточено около '/з всех сельскохозяйственных предприятий области. Редкая сеть дорог, неблагоприятные условия водоснабжения, значительный удельный вес малых населенных пунктов, низкая обеспеченность жильем, учреждениями обслуживания способствовали более интенсивному оттоку жителей, чем в других зонах. За 20 лет количе-ство населения уменьшилось более чем на 30 %. * Однако значительный объем капитальных вложений, улучшение социально-гигиенических условий позволили выправить положение. Об этом свидетельствует достаточно высокая корреляционная зависимость (г=0,88, Я<0,01) между показателями, характеризующими интенсивность реализации социальной программы, и естествен-

ным приростом населения. Наибольшее влияние в рассматриваемой зоне оказывает строительство жилья (/•=0,87, Ж0,01), детских учреждений (/-=0,84, Р<0,01), объектов культуры (г=0,82, Р<0,05), здравоохранения (г=0,80, Р<0,05).

В 4-й (северной) зоне, где земли сельскохозяйственных предприятий занимают лишь 34%. наиболее тесные корреляционные связи прослеживаются с показателями, характеризующими строительство жилья (г=0,80, Я<0,05), инженерных сетей и благоустройство (л=0,83, Р< <0,05).

Выводы. 1. Выявлена значительная прямая корреляционная связь между показателями, характеризующими естественный прирост населения и объем реализации проектов планировки и застройки населенных мест, что свидетельствует о социально-гигиенической эффективности проводимых мероприятий.

2. Наибольшее влияние на показатели естественного прироста населения оказывает реализация программ строительства жилья, инженерных сетей и элементов благоустройства, учреждений бытового обслуживания.

3. Эффект от внедрения проектов планировки и застройки сельских населенных мест и значение отдельных элементов социальной инфраструктуры неодинаковы в различных природно-хозяйственных зонах, что следует учитывать в процессе выполнения и реализации проектов плат нировки и застройки населенных мест.

Поступила 25.07.S6

УДК 616.392-084.4:92 Бахсрахт

Б. Д. Петров А. Г. БАХЕРАХТ О ЦИНГЕ

ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, Москва

# 200 лет назад, в 1786 г., вышел из печати труд А. Г. Бахерахта — выдающегося гигиениста и морского врача — «Практическое рассуждение о цинготной болезни для употребления лекарям, служащим при морских и сухопутных Российеких силах».

Андрей Гаврилович Бахерахт (1724—1806), уроженец России, окончил в 1743 г. медицинскую школу при Петербургском сухопутном госпитале, а в 1750 г. — Лейденский университет (Голландия), защитив диссертацию о болезни связок. В 1760 г. он был назначен главным доктором § Балтийского флота к с успехом проработал в этой должности несколько десятилетий.

Цинга и как общественное бедствие, и как заболевание, доставляющие наибольшие неприятности флоту, не могла не занимать внимание А. Г. Бахерахта. Цинга в России была подлинным народным бедствием, вызывавшим огромную смертность, наносившим урон боеспособно-

сти войск и трудоспособности населения. На протяжении долгих веков цинга была одним из самых распространенных массовых заболеваний, постоянной спутницей войн, голода, эпидемий. В армии, особенно в действующей армии, цинга приносила огромный вред — нередко была причиной того или иного исхода войны, вынуждала обе воюющие стороны прекращать военные действия. Известный английский врач Джемс Линд писал, что «по сравнению с цингой во флоте кораблекрушение, действия врага и плен были сущими пустяками».

Борьба с цингой являлась серьезной государственной задачей, требовавшей внимания правительства и медиков. Во время войны, и особенно в гарнизонах осажденных крепостей, среди мореплавателей и «землепроходцев», вынужденных месяцами питаться несвежей пищей, цинга была очень распространена. Военачальники и военные медики, капитаны и руководители медицинской

службой флота и многие другие специалисты занимались проблемой цинги.

На природу цинги издавна имелись разные точки зрения, о причинах ее возникновения не одно столетие велись споры, создавались теории, нередко фантастические. Массовый характер заболеваний цингой давал основания считать ее заразным заболеванием. Л. Змеев в «Чтениях по врачебной истории России» сообщает, что из 144 эпидемий, отмеченных в летописях, цинга была отмечена 31 раз. Как известно, до конца XIX века продолжались попытки отыскать микроб цинги — в крови, в тканях цинготных больных.

В своей книге А. Г. Бахерахт отрицал заразность цинги и связывал ее возникновение с «худшей пищей», он писал, что «когда такая пища бывает долгое время употребляема без всяких трав или произрастаний, как то без капусты, разных кореньев, репы, земляных яблок и проч., что причина цинги — суть совершенно известна. На первое место он ставит предупреждение, т. е. ежели не пресекаются причины, рождающие болезнь, то и самые лучшие лекарства мало, а может быть и никакого уврачевания подать не могут». Однако и во времена А. Г. Бахерахта, и много позже, вплоть до первой империалистической войны, цинга считалась заразной болезнью.

В 1795 г. (через 10 лет после выхода книги А. Г. Бахерахта) в английском флоте стараниями шотландского врача Блена приказом Адмиралтейства было введено обязательное употребление лимонного сока для профилактики цинги. Но лимонный сок был дорогим и не всегда доступным продуктом, хотя и не отрицался А. Г. Бахерахтом в качестве лечебного средства. Он предлагал простое решение задачи. Перечисляя разные средства против цинги, он писал, что предпочтительнее питье из сосновых шишек.

Широкий кругозор и большие знания автора проявляются во всех главах книги. Интересно его замечание: «Англичане ввели уже и па своих

кораблях употребление сеченой кислой капусты, переняли от голландцев, кои оную на своих кораблях имеют. Она в самом деле хорошее средство против цинги... Я воображаю, что голландцы то от русских взяли: ибо за 30 и более лет, во время моей бытности в Голландии очень мало тамо знали о сеченой кислой капусте». Предлагая свои взгляды на цингу и методы борьбы с нею, А. Г. Бахерахт немало полезного почерпнул из опыта русского народа. Народ давно отыскал наиболее действенные пути борьбы с цингой, верно подметив, что цинга чаще бывает распространена весной в силу недостатка свежих продуктов, поэтому во многих местах России цингу звали «весенница».

В народе давно знали благоприятное влияние настоев из хвои и использовали их для предупреждения и лечения цинги. Уже в XVI веке русские мореплаватели и сибирские промышленники применяли хвою в борьбе с цингой. Кроме того, с незапамятных времен рыбаки-поморы и новгородцы знали и такое средство исцеления от цинги и так называемой «куриной слепоты», как тресковые жир и печень.

Пьянство, алкоголизм — еще одна проблема, которая привлекала внимание А. Г. Бахерахта. Он неоднократно писал о борьбе с алкоголизмом, в частности в статье «Об излишнем употреблении горячих напитков» в трудах Вольного экономического общества (1774 г.). На вред алкоголизма А. Бахерахт указывал и в «Практических рассуждениях о цинготной болезни».

Резко выступая против «питейных домов» и доходности их для государства, он отметил, что их существование «столько причиняет вреда для здоровья и жизни простолюдинов, что сия мнимая великая выгода государству вообще сущей пользы принести не может».

Многолетняя деятельность А. Г. Бахерахта, труды его — заметная страница в истории отечественной гигиены.

Поступила 16.04.86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.