Научная статья на тему '99. 03. 054. Коопман г. Североатлантические торговые и инвестиционные связи. Koopman G. North Atlantic trade and investment links: for internal and external openness // Intereconomics. Hamburg, 1998. Vol. 33, № 3. P. 118-125'

99. 03. 054. Коопман г. Североатлантические торговые и инвестиционные связи. Koopman G. North Atlantic trade and investment links: for internal and external openness // Intereconomics. Hamburg, 1998. Vol. 33, № 3. P. 118-125 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - - СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ - МОНОПОЛИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ В НИХ / СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 054. Коопман г. Североатлантические торговые и инвестиционные связи. Koopman G. North Atlantic trade and investment links: for internal and external openness // Intereconomics. Hamburg, 1998. Vol. 33, № 3. P. 118-125»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

дует цель защиты собственных интересов за счет третьих стран. В этих условиях отклонение от основного принципа наибольшего благоприятствования должно регламентироваться еще строже,, чем раньше.

По решению "уругвайского раунда" переговоров в рамках ГАТТ торговля сельскохозяйственной продукцией в течение переходного периода (в ближайшие 6-10 лет) должна быть уравнена с торговлей промышленной продукцией; все НТВ должны быть к 2001 г. (для развивающихся стран — к 2005 г.) преобразованы в таможенные пошлины. Кроме того, предусматривается уменьшение внешней защиты, внутриэкономических защитных мер и экспортных субсидий. Новое соглашение по текстилю предписывает устранение существующих квот до 2005 г. в четыре этапа. Их место должны занять антидемпинговые меры, субсидии, компенсационные пошлины и другие защитные меры (3, с. 16).

Автор также подчеркивает важность урегулирования споров, для чего был разработан интегрированный, действующий для всех соглашений "уругвайского раунда" метод, который был значительно улучшен по сравнению со старыми способами разрешения споров. Так, использование третейского суда более не запрещается, его решения могут быть отменены только единогласно. Вводится также апелляционная инстанция, решение которой можно отменить тоже только единогласно. Если государство не считается с рекомендациям, истец может потребовать компенсацию и прибегнуть к санкциям. Новый способ разрешения споров, констатирует автор, может оказаться действенным инструментом против введения различных форм протекционизма.

В.И. Шабаева

99.03.054. КООПМАН Г. СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЕ ТОРГОВЫЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СВЯЗИ.

KOOPMAN G. North Atlantic trade and investment links: For internal and external openness // Intereconomics. — Hamburg, 1998. — Vol.33, № 3. -P.118-125.

Сотрудник Гамбургского института экономических исследований отмечает, что идея создания общего рынка между США и ЕС вновь получила политическое звучание. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 60-е годы в ходе "раунда Кеннеди" международных торговых переговоров в рамках ГАТТ, когда планировалось

создание Североатлантической зоны свободной торговли, аналогичной Североамериканскому соглашению о свободной торговле (NAFTA). В 1994 г. по инициативе Германии, Великобритании и Канады возникла идея превратить NAFTA в TAFT (Transátlantic Free Trade Area - Трансатлантическую зону свободной торговли), а в 1998 г. — в Новое трансатлантическое торговое соглашение (New Transatlantic Marketplace Agreement) и, наконец, — в Трансатлантическое экономическое партнерство (Transatlantic Economic Dartnership). В настоящее время обе стороны хотят возобновить двусторонние переговоры в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), при этом ЕС ориентирован на новый раунд глобальных торговых переговоров, тогда как США предпочитают селективный поотраслевой подход. ЕС и США находятся в центре трансатлантической интеграции, и их позиции соответствуют модели "имперской гармонизации".

Идея трансатлантической интеграции вызывает большой интерес в первую очередь из-за экономической мощи и значительного экономического потенциала участников. На долю ЕС и США приходится соответственно 7 и 5% мирового населения и 30 и 25% мирового ВНП (с. 118). Велика их доля и в мировой торговле: в 1996 г. на них приходилось 50,6% мирового товарного экспорта (ЕС — 38,8%, США -11,8%) и 51,3% мирового импорта (ЕС - 36,2%, США - 15,1%) (с учетом внутрикоммунитарной торговли). При исключении внутри-коммунитарной торговли доля ЕС сокращается в два раза, а доля США в мировом импорте превышает долю ЕС. Доля внешнеторгового оборота (экспорт + импорт) в ВВП США составляет 9,7% и в совокупном ВВП ЕС - 9%. Таким образом, экономика США оказывается более открытой, чем экономика ЕС (с. 118-119).

Если представить США и ЕС как единый североатлантический регион ("Атлантика") и соответственно рассматривать торговлю между ними как внутреннюю, то в 1996 г. на долю этого региона приходилась 1/3 мировой торговли, если же включить в этот регион ЕАСТ с европейской стороны и Канаду и Мексику с американской, то доля "Атлантики" в мировом ВВП повысится почти до 60%, тогда как ее доля в мировой торговле опустится ниже 30% из-за интернализации торговых потоков. Двусторонняя торговля между Западной Европой (ЕС плюс ЕАСТ) и Северной Америкой (США, Канада и Мексика) в 1996 г. составила 6,4% мирового экспорта, в том числе 5,1% — торговля между

ЕС и США, а если учитывать внутреннюю торговлю ЕС, эти величины возрастают соответственно до 8,4 и 6,7% (с. 119).

С середины 80-х годов доля североатлантической торговли в мировой торговле постоянно сокращается. При этом доля двусторонней торговли между ЕС и США сокращается быстрее, чем доля их торговля с третьими странами. С точки зрения теории таможенного союза, это может ограничить эффект роста благосостояния для стран партнеров по "Атлантике". Обмен товарами между Европой и Америкой не является единственным видом экономической связи между ними. Гораздо большее значение имеют взаимные прямые инвестиции, особенно в секторе услуг, на долю которого приходится 70% ВВП в ЕС и более 70% в США. В 1996 г. на долю сектора услуг приходилось 46% суммарного объема американских прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ), направляемых в ЕС, а на долю обрабатывающей промышленности — 34%. В том же году доля сектора услуг в суммарном объеме европейских ПЗИ, направляемых в США, составляла 35%, а доля промышленности — 42% (с, 120).

Трансатлантические связи, созданные на основе зарубежного инвестирования, гораздо прочнее созданных торговлей, и их укрепление может рассматриваться как признак конвергенции двух экономических регионов. В то же время трансатлантические потоки товаров и инвестиций тесно переплетены. Почти половина американского промышленного экспорта в ЕС приходится на внутрифирменную торговлю, то же относится и к американскому импорту из ЕС (с.121). Эти торговые потоки растут параллельно с ростом объема продаж филиалов, иногда несколько обгоняя последний. О тесной связи между ПЗИ и торговлей двух регионов свидетельствует тот факт, что американские ПЗИ в ЕС растут параллельно росту доли экспорта во внутриевропей-ской и внутрифирменной торговле. Автор отмечает, что американские ПЗИ в ЕС положительно влияют на процесс интеграции, так как они концентрируются в таких высокотехнологичных отраслях, как автомобилестроение, моторостроение и др., а "чем выше технологический уровень отрасли, тем больше она стремится к международной интеграции" (с. 122).

Создание трансатлантической зоны свободной торговли (полное упразднение таможенных барьеров в двусторонней торговле) приведет к увеличению американского экспорта в ЕС на 11%, а европейского экспорта в США на 6% (с. 122). Комплексное преферен-

циальное соглашение между ЕС и США, включающее упразднение ограничения сельскохозяйственного импорта и антидемпинговых мер, а также дальнейшую либерализацию торговли услугами и государственные закупки, благоприятно скажется на положении США и ЕС, но отрицательно на положении третьих стран. Для США и ЕС предпочтительнее, чтобы от либерализации выгадали и третьи страны, что осуществимо на основе принципа наибольшего благоприятствования нации.

Либерализация североатлантической торговли сталкивается со следующими проблемами: наиболее высокий уровень защиты имеют "чувствительные" отрасли (сельское хозяйство, текстильная промышленность, производство готовой одежды, видеофильмов и др.), и снизить этот уровень защиты мешает политическая оппозиция. Исключение "чувствительных" секторов из процесса либерализации лишает последний смысла. Селективное снижение тарифов, ограниченное нечувствительными секторами или группами продуктов, было бы более эффективным, если бы оно включало и третьи страны. Другими словами, нужно стремиться к тому, чтобы упразднение тарифов происходило на основе принципа наибольшего благоприятствования нации. Возможной моделью такой либерализации может послужить вариант "открытого регионализма" АПЕК, предполагающий применение принципа наибольшего благоприятствования нации для снижения тарифных и нетарифных барьеров в рамках АПЕК и концентрацию внимания на либерализации торговли теми продуктами, в поставке которых АПЕК занимает лидирующие позиции. Наряду с упразднением таможенных барьеров, ЕС и США могут также на селективной основе и в соответствии с принципом наибольшего благоприятствования нации ввести в трансатлантические отношения элементы "более глубокой интеграции", предупреждая тем самым торговые искажения не только в государственном, но и в частном секторе.

В 1997 г. в рамках ВТО между США и ЕС заключили соглашение о взаимном признании сертификатов соответствия продукта (или производственного процесса) существующим техническим требованиям. Это соглашение охватывает 1/5 взаимной торговли. Предполагается, что соглашения о взаимном признании могут развиться в соглашения о взаимном признании мер технического регулирования.

В 1991 г. ЕС и США заключили двустороннее соглашение о сотрудничестве в области политики регулирования конкуренции, которое явилось их ответом на растушую интернационализацию конкуренции. Суть этого соглашения заключалась во взаимном признании антимонопольных законов. Однако практическая реализация этого соглашения сталкивается с рядом трудностей, не все из которых могут быть разрешены в настоящий момент.

Н.Н.Иванова

99.03.055. АНДРИАНОВ В.Д., КУЗНЕЦОВ А.Н. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ / МГУ им. М.В. Ломоносова. Экон. фак. - М.: ТЕИС, 1998. - 59 с.

В реферируемой работе семь разделов, в которых рассматриваются виды специальных экономических зон (СЭЗ), особенности функционирования важнейших их типов, генезис жизненного цикла зон.

По оценкам авторов, в середине 90-х годов в мире насчитывалось около 1200 различного рода СЭЗ, в том числе около 400 зон свободной торговли, 400 научно-промышленных парков, 300 экспортно-производственных зон и около 100 зон специального назначения (оффшорных центров, эколого-экономических регионов, туристических центров и др.) (с.З). По прогнозам, к 2000 г. через все СЭЗ будет проходить от 10 до 20% мирового товарооборота.

Несмотря на различия в названиях (их более 25) и организационно-функциональном назначении СЭЗ, все они обладают рядом общих признаков, позволяющих дать им следующие определение: "Под СЭЗ следует понимать часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей" (с.5). Авторы предлагают классифицировать СЭЗ по четырем основным критериям: 1) по характеру деятельности или функциональному предназначению; 2) по степени интегрированности в мировую и национальную экономику; 3) по отраслевому признаку; 4) по характеру собственности (государственные, частные и смешанные). В последующих разделах работы рассматриваются особенности деятельности СЭЗ, классифицированные по характеру деятельности и функцио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.