Научная статья на тему 'Североамериканская интеграция: 20 лет спустя'

Североамериканская интеграция: 20 лет спустя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15931
1266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (НАФТА) / США / КАНАДА / МЕКСИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / NORTH AMERICAN FREE TRADE AREA (NAFTA) / THE US / CANADA / MEXICO / ECONOMIC INTEGRATION / FREE TRADE AREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна

Статья посвящена североамериканской экономической интеграции. Формирование Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) в рамках трёх государств (США, Канады и Мексики) стало самым ярким примером успешного развития интеграционных процессов в Западном полушарии. Соглашение о НАФТА в 2014 г. отметило 20 лет со дня своего вступления в силу (1994 г.). Это комплексное соглашение о зоне свободной торговли, которое охватывает торговлю товарами и услугами, движение капиталов, права интеллектуальной собственности, экологическое и трудовое сотрудничество. Основные его преимущества для стран-членов связаны с: а) динамичным ростом взаимной торговли и взаимных инвестиций; б) содействием росту промышленного производства (капиталоёмких и высокотехнологичных отраслей в США и Канаде и трудоёмких отраслей в Мексике); в) повышением инвестиционной привлекательности экономик стран-участниц; г) содействием занятости. Но есть и издержки, как общего характера, так и особые для отдельных стран-членов. Общие издержки это, прежде всего асимметричный уровень экономической взаимозависимости, когда взаимные экономические связи наиболее развиты между США и Канадой, между США и Мексикой, и наименее развиты между Мексикой и Канадой в силу исторически сложившихся условий. К ним можно отнести и дифференциацию уровней экономического развития стран в объёмах ВВП в целом и в расчёте на душу населения, в численности населения и в размерах территории. Но, несмотря на издержки, интеграционные процессы успешно развиваются, и не раз ставился вопрос об углублении экономической интеграции между США, Канадой и Мексикой. Так, в 2000 г. была выдвинута концепция создания НАФТА как сообщества в сферах экономики и безопасности к 2010 г. и введения общей валюты под названием амеро. Но этим предложениям не суждено было сбыться. На повестке дня возможность подписания нового, более расширенного соглашения НАФТА+ и образования таможенного союза в рамках НАФТА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

North American Integration after 20 Years

Formation of the North American Free Trade Area (NAFTA) among the three countries the U.S., Canada and Mexico is the most striking example of successful development of integration processes in the Western Hemisphere. This year NAFTA marks the 20th anniversary of its foundation (1994). NAFTA covers trade in goods, services and movement of capital, intellectual property rights, environmental cooperation and labor cooperation. Its main advantages for member countries related to the dynamic growth of regional trade and investments, promoting the growth of industrial production (capital-intensive and high-tech industries in the U.S. and Canada, and labor-intensive industries in Mexico), increase the investment attractiveness of the economies of member countries and the promotion of employment. But there are costs, both general and specific to the individual member countries. Common costs are primarily asymmetrical level of economic interdependence, where mutual economic relations are the most developed between the U.S. and Canada, the U.S. and Mexico, and the least developed between Mexico and Canada due to historical conditions. Other costs are the differentiation in the levels of economic development, in volumes of overall GDP and per capita, population and size of the territory. But despite the costs, integration processes are successfully developed and repeatedly raised the issue of deepening economic integration between the U.S., Canada and Mexico. So, in 2000, there was put forward the concept of creating the North American community as an economic and security community by 2010, and in 2005 proposed the idea of a common currency called the Amero. But these proposals did not come true. On the agenda the possibility of signing a new, more expanded NAFTA+, and even in the last year the possibility to form a customs union under NAFTA.

Текст научной работы на тему «Североамериканская интеграция: 20 лет спустя»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: 20 ЛЕТ СПУСТЯ

Г.М. Костюнина

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

Статья посвящена североамериканской экономической интеграции. Формирование Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) в рамках трёх государств (США, Канады и Мексики) стало самым ярким примером успешного развития интеграционных процессов в Западном полушарии. Соглашение о НАФТА в 2014 г. отметило 20 лет со дня своего вступления в силу (1994 г.). Это комплексное соглашение о зоне свободной торговли, которое охватывает торговлю товарами и услугами, движение капиталов, права интеллектуальной собственности, экологическое и трудовое сотрудничество. Основные его преимущества для стран-членов связаны с:

а) динамичным ростом взаимной торговли и взаимных инвестиций;

б) содействием росту промышленного производства (капиталоёмких и высокотехнологичных отраслей в США и Канаде и трудоёмких отраслей - в Мексике);

в) повышением инвестиционной привлекательности экономик стран-участниц;

г) содействием занятости.

Но есть и издержки, как общего характера, так и особые для отдельных стран-членов. Общие издержки - это, прежде всего асимметричный уровень экономической взаимозависимости, когда взаимные экономические связи наиболее развиты между США и Канадой, между США и Мексикой, и наименее развиты между Мексикой и Канадой в силу исторически сложившихся условий. К ним можно отнести и дифференциацию уровней экономического развития стран в объёмах ВВП в целом и в расчёте на душу населения, в численности населения и в размерах территории. Но, несмотря на издержки, интеграционные процессы успешно развиваются, и не раз ставился вопрос об углублении экономической интеграции между США, Канадой и Мексикой. Так, в 2000 г. была выдвинута концепция создания НАФТА как сообщества в сферах экономики и безопасности к 2010 г. и введения общей валюты под названием амеро. Но этим предложениям не суждено было сбыться. На повестке дня - возможность подписания нового, более расширенного соглашения НАФТА+ и образования таможенного союза в рамках НАФТА.

Ключевые слова: Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли (НАФТА), США, Канада, Мексика, экономическая интеграция, зона свободной торговли.

НАФТА является комплексным соглашением о зоне свободной торговли, состоящим из нескольких соглашений: трёх самостоятельных двусторонних соглашений между США и Канадой о канадско-американской зоне свободной торговли (КУСФТА), между США и Мексикой, между Мексикой и Канадой. Первое соглашение вступило в силу 1 января 1989 г., два последних соглашения действуют с 1 января 1994 г. в рамках НАФТА. Макроэкономические показатели трёх стран-членов указаны в табл. 1.

Таблица 1.

Основные экономические показатели стран НАФТА в 2013 г.

Канада США Мексика Всего

Население, млн чел. 34,8 318,9 120,3 474,0

ВВП, трлн долл. по ППС1 1,518 16,72 1,845 20,083

Среднедушевой ВВП по ППС, долл. 43 100 52 800 15 600 37 167

Взаимный товарооборот, млрд долл. 570,8 919,9 393,5 946,1

Взаимные ПЗИ, млрд долл. 240,0 229,8 156,0 625,8

Созданные рабочие места, млн 4,3 25,1 9,3 39,7

Уровень занятости, млн чел. 19,08 155,4 51,48 225,96

1 Паритет покупательной способности.

Источник: Составлено на основе данных CIA World Factbook, 2014. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ (дата обращения: 06.02.2015) и Free Trade Agreements: Impact on US Trade and Implications for US Trade Policy. CRS, 2012. Р. 5.

Американская стратегия в рамках НАФТА состояла в объединении сравнительных преимуществ трёх стран-участниц: американских высоких технологий и инвестиций, канадских природных ресурсов и мексиканской дешёвой рабочей силы. Договорно-правовую базу НАФТА составляют:

• базовое соглашение о зоне свободной торговли;

• соглашение о сотрудничестве в сфере труда;

• соглашение о сотрудничестве в сфере экологии;

• отдельные соглашения (в том числе двусторонние) по автомобилям, сельскому хозяйству, текстилю и одежде.

Основные цели базового соглашения:

- формирование зоны свободной торговли в течение 10 лет;

- содействие росту благосостояния населения стран-членов;

- стимулирование взаимной торговли и инвестиций;

- активизация взаимного экономического сотрудничества.

Нормы Соглашения охватывают торговлю товарами, правила происхождения, таможню, сельское хозяйство, торговлю и субсидии, стандарты, госзакупки, инвестиции и услуги, трансграничное перемещение предпринимателей, разрешение споров.

Под нормы НАФТА не подпадают такие сферы, как ряд аграрных товаров, отдельные сферы услуг, инвестиции в энергетику Мексики, правила субсидирования и антидемпинговые правила. Пошлины в рамках НАФТА были ликвидированы окончательно к 1 января 2008 г. Ограничения в торговле подлежали постепенному устранению в течение 4, 9 и 14 лет. В частности, Мексика устранила таможенные пошлины на 50% промышленной продукции, ввозимой из США, с 1 января 1994 г., на остальные товары - с 1 января 2008 г.

Пошлины в торговле между США и Канадой были ликвидированы с 1 января 1998 г., согласно нормам КУСФТА, в торговле между Мексикой и США, между Канадой и Мексикой -с 1 января 2008 г. Исключение составили некоторые связанные с сельским хозяйством товары, такие как сахар, молочная продукция, мука и яйца. Что касается нетарифных ограничений, то были устранены импортные и экспортные ограничения, таможенные сборы и экспортные налоги.

Соглашение определяет право каждой страны-участницы применять, сохранять или вводить любые санитарные и фитосанитарные нормы, необходимые для защиты здоровья людей, животных и жизни растений. Эти нормы должны быть научно разработанными, недискриминационными, прозрачными и ограничивать торговлю в минимальном объёме. Торговле услугами посвящена глава 12 Соглашения о НАФтА, где установлены принципы недискриминации, режима наибольшего благоприятствования и местного коммерческого присутствия. Каждая из трёх стран обязывалась не предпринимать меры, которые не соответствовали бы установленным нормам. Ими были охвачены практически все секторы услуг, за исключением международных авиатранспортных. Исключение также распространялось на определённые главой 14 финансовые услуги и на государственные закупки услуг правительствами или государственными предприятиями, что трактовалось главой 10 базового соглашения.

В целом, были ликвидированы барьеры почти во всех секторах услуг и повышен уровень прозрачности их регулирования. В соответствии с нормами НАФТА, регулирующие органы в своей деятельности были обязаны использовать открытые и прозрачные административные

процедуры, проводить консультации с заинтересованными сторонами и публиковать все заключаемые договоры и соглашения.

Одной из важнейших составных частей соглашения стало введение механизма разрешения споров. Установленный беспошлинный режим в торговле и устранение ограничений в торговле товарами, услугами и движении инвестиций, тем не менее, не исключили появления спорных вопросов и даже конфликтов между государствами-членами НАФТА, которые к тому же являлись членами Всемирной торговой организации (ВТО) и следовали её нормам и правилам.

Одной из сфер взаимного экономического сотрудничества является сельское хозяйство. К 1 января 2008 г. страны НАФТА завершили ликвидацию нескольких тысяч барьеров во взаимной торговле аграрной продукцией. В результате сформировался общий аграрный рынок НАФТА, возрос объём взаимной торговли, увеличились инвестиции в переработку аграрной продукции. Увеличился объём американо-мексиканской аграрной торговли по всем товарным позициям, даже по тем, в отношении которых сохранились некоторые ограничения, в частности, санитарные и фитосанитарные нормы, которые необходимо гармонизировать. Кроме того, требуется провести координацию политики в сфере продовольственной безопасности.

За 15 лет объём взаимной торговли аграрной продукцией утроился. Но оценить реальный вклад НАФТА в это достижение довольно трудно в силу следующих причин:

1) торговые барьеры различаются по товарам и партнёрам;

2) экологическая политика НАФТА создаёт дополнительный импульс региональной аграрной торговле;

3) другие факторы - состояние экономики, демографические показатели, изменения валютного курса, применение аграрных инноваций, состояние транспорта, развитие коммуникаций и логистики сказываются на объёме, направлениях и структуре аграрной торговли Северной Америки.

Соглашение о НАФТА содержит детальные условия по регулированию взаимных инвестиций. Этому посвящён раздел 9 - «Инвестиции», определяющий три основных режима взаимных капиталопотоков: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и режим недискриминации. Среди других важных положений этого раздела можно выделить:

- необходимость ликвидации требований в отношении функционирования компаний;

- свободный перевод доходов от зарубежной деятельности;

- создание механизма возможной экспроприации иностранной собственности с соответствующей компенсацией;

- определение порядка разрешения инвестиционных споров.

Положения НАФТА соответствуют нормам принятого в рамках ВТО соглашения по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое вступило в силу 1 января 1995 г. Основные различия между двумя рассматриваемыми соглашениями заключаются в предоставлении режима наибольшего благоприятствования в рамках ТРИПС и его отсутствия в рамках НАФТА. Оба соглашения включают национальный режим, который является основным режимом, предоставляемым в рамках многочисленных соглашений по правам интеллектуальной собственности, действующих вне ВТО. Практическая реализация национального режима при сохранении исключений означает более высокий уровень гарантии защиты прав интеллектуальной собственности зарубежных физических и юридических лиц, что вызвано необходимостью предоставления равных конкурентных возможностей национальным и зарубежным компаниям. Положения НАФТА отличаются самыми высокими на данный момент стандартами по защите и применению на практике прав интеллектуальной собственности.

В 1992 г. было подписано Североамериканское соглашение по экологическому сотрудничеству. Его основные цели:

- повышение уровня защиты природы и улучшение экологии в странах-членах;

- содействие устойчивому развитию;

- активизация сотрудничества в области защиты природы;

- сохранение окружающей среды, включая флору и фауну;

- неприменение торговых барьеров;

- повышение уровня прозрачности и участия общественности в разработке экологического законодательства и правил регулирования.

Стороны обязаны отчитываться об экологической ситуации в стране, о разрабатываемых предупредительных мерах по спасению окружающей среды, оценивать степень негативного влияния на экологию тех или иных экономических мер.

Другие основные обязательства стран включают:

- периодическое составление и публикацию отчётов о состоянии окружающей среды;

- содействие повышению образовательного уровня в экологической сфере, изучению экологического права;

- проведение научных исследований и внедрение технологических разработок в экологической сфере;

- оценку экологического ущерба;

- содействие использованию экологических инструментов;

- повышение эффективности защиты окружающей среды;

- учёт рекомендаций Совета в национальном законодательстве;

- запрет экспорта пестицидов и иных токсичных химикатов, использование которых запрещено на территории стран-членов.

В случае утверждения любых запретительных мер стороны обязаны уведомить друг друга о них непосредственно или через международные организации.

Ещё один важный аспект Соглашения - активизация правительственных мер по защите окружающей среды и их соответствие национальным законам и правилам на основе:

- подготовки и назначения инспекторов, постоянного мониторинга, предоставления информации, выпуска бюллетеней;

- проведения экологического аудита, выдачи лицензий и разрешений;

- инициирования судебных или административных процессов по применению санкций или взысканию штрафов за нарушение экологического законодательства.

Одно из достижений Соглашения состоит в создании Североамериканского банка развития, который выделяет Мексике финансовые средства на реализацию инвестиционных проектов. Отраслевые приоритеты - водоснабжение и очистка воздуха. В последние несколько лет отраслевой охват расширился, в том числе за счёт возобновляемой энергии и энергоэффективности. В 2011 г. более 80% кредитов направлено в сферу чистой энергетики. За 2010-2011 гг. вложения в чистую энергетику возросли с 1 до 13,3%, доля кредитов на улучшение качества воздуха снизилась с 47,7 до 32%, а на водоснабжение сохранилась на прежнем уровне - 33,8% [1].

Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству нацелено на содействие эффективной реализации национального трудового законодательства и норм, стимулирование трудового сотрудничества между странами. Принципы трудового сотрудничества включают:

- право на свободу ассоциаций и организаций;

- право на коллективное трудовое соглашение;

- право на проведение забастовок;

- запрет принудительного труда;

- охрану труда детей и подростков;

- минимальный стандарт занятости;

- равную оплату труда мужчин и женщин;

- предотвращение несчастных случаев на производстве и болезней;

- выплату компенсации в случае нанесения ущерба здоровью вследствие несчастного случая или болезни;

- защиту прав работников-мигрантов.

По Соглашению страны взяли на себя следующие обязательства:

1. В сфере охраны труда: национальное трудовое законодательство должно соответствовать высоким трудовым стандартам.

2. В сфере предпринимаемых государственных мер: содействие эффективному выполнению трудового законодательства; в случае нарушения трудового законодательства каждая сторона обя-

зана привлекать к проведению расследований компетентные власти.

3. В сфере частных действий: при нарушении трудового законодательства стороны должны предоставлять потерпевшим возможность участвовать в судебных заседаниях.

4. В сфере гарантии процедур: судебные расследования при нарушении трудового законодательства должны быть честными, равноправными и прозрачными; окончательное решение по судебным спорам представляется в письменной форме и носит публичный характер.

5. В сфере средств массовой информации: стороны обязаны обеспечить публикацию или иной способ доступности национального законодательства, правил и процедур.

6. В сфере информации: стороны должны содействовать предоставлению информации о трудовом законодательстве и содействовать обучению в сфере трудовых отношений.

Общие преимущества и издержки североамериканской интеграции

Многие эксперты считают НАФТА успешным соглашением, которое содействовало экономическому росту, созданию более высокооплачиваемых мест и росту благосостояния населения в трёх странах-членах, обострило конкуренцию, расширило выбор и покупательную способность потребителей, фермеров и предпринимателей, облегчило доступность товаров, услуг и инвестиций, что повысило конкурентоспособность бизнеса. Основные эффекты НАФТА связаны со стимулированием роста объёма промышленного производства и стимулированием занятости. Влияние на динамику экономического роста стран-участниц оказалось несущественным.

Благодаря либерализации в сфере торговли и инвестиций был создан ёмкий внутренний рынок, свободный от ограничений взаимной торговли товарами и услугами и взаимных инвестиций с количеством потребителей 474 млн человек и совокупным ВВП 20,1 трлн долл. За 15 лет функционирования НАФТА среднегодовой темп прироста ВВП в США составил 3,0%, в Канаде -3,1% и в Мексике - 2,9%.

Одно из главных преимуществ НАФТА состоит в формировании самой крупной в мире зоны свободной торговли, совокупный ВВП которой равен 1/3 мирового ВВП; как следствие этого - ещё одно преимущество - рост благосостояния населения благодаря росту ВВП с 7,6 трлн до 20,1 трлн долл. за 1993-2013 гг.

Третье преимущество заключается в динамичном росте взаимной торговли, когда доля взаимного экспорта увеличилась за 1994-2013 гг. с 41,4 до 49,2%, а объём взаимного экспорта - с 297 млрд до 1189 млрд долл., соответственно, или в 4 раза. В рамках НАФТА осуществляется 80% торговли Канады и Мексики, более 1/3 торговли США. Членство в НАФТА в среднем ежегодно добавляет 60 млрд долл. к национальному доходу США.

Четвёртое преимущество состоит в повышении инвестиционной привлекательности и стимулировании притока взаимных и внешних инвестиций. Рост инвестиционной привлекательности произошёл благодаря созданию зоны свободной торговли и введению инвестиционных норм в Соглашение. Последние предоставили национальный режим инвесторам стран-партнёров, гарантирование права на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, защиту прав инвесторов на основе механизма разрешения споров.

Совокупные прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) в экономику стран НАФТА отличались динамичным ростом, начиная с 1994 г. В 2013 г. их объём достиг 288 млрд долл. и составил 20% от мировых потоков прямых инвестиций [9]. Доля накопленных ПЗИ в совокупном ВВП НАФТА возросла почти в 2 раза, с 8 до 15% за 1994-2012 гг. Накопленные прямые инвестиции США в Канаде возросли в 3,5 раза, а в Мексике - в 5,6 раза; канадские инвестиции в США возросли в 3,9 раза, а в Мексике - в 9,4 раза; мексиканские прямые инвестиции в США увеличились в 4,9 раза и в Канаде - в 2 раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно, наиболее динамично росли канадские и американские инвестиции в экономику Мексики. Причина связана с закрытостью экономики Мексики на момент подписания соглашения, проведением реформирования и дерегулирования экономики, то есть сказался эффект либерализации мексиканской экономики. С точки зрения Канады и Мексики, взаимные инвестиции составляют существенную долю совокупных прямых инвестиций, привлечённых в их экономику, с позиции США - нет. Вместе с тем, влияние НАФТА на потоки прямых инвестиций в американскую и канадскую экономику незначительно (с учётом их открытости на дату подписания соглашения).

Пятое преимущество - стимулирование роста занятости. Только за первые 5 лет в США был создан 1 млн новых рабочих мест. За 15 лет с 1993 г. уровень занятости увеличился на 23%, к 2012 г. было создано 39,7 млн рабочих мест, в том числе 25 млн рабочих мест в США и 12,5 млн рабочих мест в Мексике. Занятость в США возросла со 120 млн человек в 1993 г. до 155,4 млн чел. в 2013 г., в Канаде - с 12,8 млн человек до 19,08 млн человек и в Мексике - с 31,3 млн человек до 51,48 млн человек, соответственно. Что касается реальной оплаты труда, то в американской промышленности она практически не изменялась с 1994 г., в Мексике реальная заработная плата возросла по сравнению с 1997 г. на 20%.

Издержки НАФТА связаны с сохранением огромной дифференциации между США и Канадой, с одной стороны, и Мексикой - с другой, а также с асимметрией экономической взаимозависимости и взаимодополняемости между США и Канадой, между США и Мексикой, с одной стороны, и между Канадой и Мексикой - с другой.

Исторически сложившийся небольшой объём взаимной канадско-мексиканской торговли и инвестиций, хотя и растёт самыми динамичными темпами, но сохраняется на невысоком уровне.

Изначально предполагалось, что НАФТА позволит сузить различия в уровне оплаты труда между США и Мексикой (19,50 и 4,50 долл/час, соответственно). Хотя членство в объединении содействовало росту благосостояния мексиканцев, особенно в северных штатах и в столице, но не смогло решить проблему мигрантов. Возросла легальная и нелегальная миграция из Мексики, за последние 40 лет 12 млн мексиканцев пересекли американскую границу как легально, так и нелегально. Количество нелегальных мигрантов увеличилось с 270 тыс. чел. в 1990-е гг. до 315 тыс. чел. в 2000-е гг., а численность легально проживающих мексиканцев в США - с 2,5 млн человек в 1995 г. до 7 млн в 2007 г. и в последующие годы снизилась до 900 тыс. человек.

От участия в НАФТА пострадали малые и средние компании Канады и Мексики, отличающиеся нехваткой финансовых ресурсов и не выдержавшие конкуренции с американскими крупными компаниями-производителями. В целом, соотношение преимуществ и издержек от интеграционных процессов в НАФТА составляет 10:1.

Преимущества и издержки для экономики Мексики

Совокупное влияние членства в НАФТА положительно сказалось на мексиканской экономике, хотя преимущества распределились неравномерно. Мексиканская экономика знала периоды взлёта и периоды падения после вступления в силу североамериканских соглашений. Мексиканский ВВП рос более медленными темпами с 1994 г., что ниже потенциала и ниже уровня, необходимого для решения социально-экономических проблем. Последние вызваны глубоким спадом в мексиканской экономике сразу после вступления в силу Североамериканского соглашения о зоне свободной торговли. Но последовавшее вскоре быстрое оживление экономики базировалось на преимуществах от открытия американского рынка для мексиканских товаров. Наряду с этим правительство столкнулось с существенными издержками из-за неадекватного решения ряда проблем: не была проведена налоговая реформа и не реформирована энергетика в целях поиска новых финансовых поступлений для строительства физической инфраструктуры и финансирования социальной сферы, включая образование. Перечисленные факторы ограничили возможности Мексики в получении преимуществ от членства в НАФТА и уменьшили конкурентоспособность промышленных отраслей.

Наибольший объём преимуществ для торговли пришёлся на конец 1980-х гг., когда правительство стало проводить торговую либерализацию. Нетто-эффект оказался положительным

благодаря упрощению доступа мексиканских товаров на американский рынок сбыта и росту объёма торговли с Соединёнными Штатами. Самым заметным стало влияние Североамериканской зоны свободной торговли на мексиканскую экономику. Это было связано:

- во-первых, с географическим положением Мексики, её близостью к США. Стоимостной объём национального экспорта увеличился более чем в 4 раза в результате роста продаж в Северную Америку, причём самые крупные продажи наблюдались в 1992-1995 гг. За 1993-2013 гг. экспорт Мексики в США увеличился с 49,5 млн до 277 653 млн долл., а в Канаду - с 3,3 млн до 25534 млн долл. Импорт Мексики из США вырос с 50,8 млн до 216 331 млн долл., а из Канады - с 793 млн до 5 391 млн долл.;

- во-вторых, со значительными изменениями инвестиционного климата в стране. Традиционно Мексика считалась закрытой экономикой. В середине 1980-х гг. были проведены рыночные преобразования в некоторых отраслях, что послужило отправной точкой постепенного формирования открытой экономики. Реализация возможностей НАФТА позволила расширить реформирование других отраслей, в том числе автомобилестроения, текстильной индустрии, финансов, телекоммуникаций, наземного транспорта. Национальные сравнительные преимущества в форме дешёвой рабочей силы, свободного доступа на значительную часть канадского и американского рынков содействовали экономическому подъёму Мексики. Отмеченные факторы оказали значительное воздействие на приток ПЗИ, объём которых увеличился с 7,978 млрд долл. в 1994 г. до 17,2 млрд в 2013 г.

Заметим интересную закономерность: американские ТНК стали расширять своё присутствие в мексиканской экономике ещё до начала переговоров о НАФТА. ПЗИ США возросли с 4,9 млрд долл. в 1987 г. до 8,5 млрд долл. в 2013 г. [8]. Вместе с тем, Соглашение гарантировало свободный доступ товаров НАФТА на мексиканский рынок, то есть позволило закрепить ранее полученные преимущества. Капиталовложения направлялись на внутренний рынок благодаря улучшению экономического и правового климата, но динамика инвестиционных потоков связана со статическим эффектом стимулирования притока и оттока капиталов. Мексика расширила своё присутствие в американской экономике - её прямые инвестиции в США за 2002-2012 гг. возросли с 2,3 млрд долл. до 2,8 млрд, а зарубежные ТНК увеличили производственные мощности в Мексике.

Формирование НАФТА не стало основным стимулом притока американских капиталовложений в Мексику, хотя, благодаря реформированию правового режима, начиная с середины 1980-х гг., инвестиционный климат кардинально изменился. Прежде действовали жёсткие ограничения на иностранные инвестиции, но под влиянием долгового кризиса ситуация стала

меняться. Это произошло сначала на национальном уровне, а затем в рамках формирования Североамериканской зоны свободной торговли. НАФТА оказала большое влияние на приток иностранных инвестиций, повысив привлекательность мексиканской экономики. ТНК сыграли важную роль в достижении открытости мексиканской экономики для товаров, услуг и капиталов из США и Канады на основе трансформации импортозамещающих отраслей в экс-портоориентированные отрасли.

Быстрый рост макиладорес - свободных экономических зон, в которых были сильны позиции зарубежных компаний (в основном американских), - ускорил процесс либерализации мексиканской экономики. Но основной вклад зарубежных компаний был связан с передачей технологий. Мексиканская экономика достигла довольно высокого уровня, когда местные фирмы могут абсорбировать новые технологии, уже ввезённые и использованные ТНК. Последние, действуя в Мексике, способны значительно стимулировать поддержание устойчивого экономического роста.

Таким образом, участие Мексики в НАФТА стимулировало приток ПЗИ в экономику страны благодаря реформированию и либерализации национальной экономики в связи с выполнением обязательств в рамках интеграционной группировки. При этом в случае отсутствия Соглашения о зоне свободной торговли реформирование и прочие улучшения инвестиционного климата страны не оказались бы столь значительными. Благодаря формированию рыночной экономики, географической близости к США и наличию дешёвой рабочей силы Мексика получила наиболее высокие сравнительные преимущества за счёт участия в интеграционной группировке. Отсюда можно сделать вывод, что региональная интеграция создаёт новые конкурентные преимущества для национальных и зарубежных инвесторов на внутреннем мексиканском, а также американском и канадском рынках. В результате значительно вырос объём привлечённых ПЗИ, особенно из стран, не входящих в НАФТА. Произошла модернизация производства и рост доли обрабатывающих отраслей - автомобилестроения, электроники, производства компьютеров, а также создания объектов инфраструктуры.

Соглашение не оказало положительного влияния на сокращение уровня дифференциации доходов на душу населения в Мексике, с одной стороны, и в США и Канаде - с другой. По оценке Всемирного банка, членство в интеграционной группировке содействовало снижению дифференциации в уровнях экономического развития между странами. Соглашение помогло мексиканским промышленникам быстрее принять американские технологические инновации с соответствующим эффектом в росте количества и качества рабочих мест. Бизнес-циклы в трёх странах отличаются более быстрыми тем-

пами синхронизации с момента вступления в силу Североамериканского соглашения, что обострило чувствительность мексиканской экономики к общехозяйственной кньюктуре в США. По оценкам аналитиков, НАФТА прямо и косвенно содействовала оживлению мексиканской экономики после кризиса 1995 г. В Мексике была разработана программа реформ с учётом обязательств перед интеграционной группировкой, а также членство в Соглашении содействовало проведению рыночных реформ и росту притока ПЗИ. По оценке Всемирного банка, без членства в НАФТА объём привлечённых ПЗИ в Мексику был бы на 40% меньше.

Но НАФТА оказала недостаточное влияние на сокращение разрыва в уровнях экономического развития между США и Мексикой. Главное - Мексике следует больше инвестировать в образование, инновации, инфраструктуру и качество национальных институтов. Что касается уровня заработной платы, то он увеличился незначительно в период с конца 1980-х до середины 1990-х гг. Рост реальной заработной платы продолжался до 2000 г. при среднегодовом темпе прироста 11,8%. В 1988 г. реальная заработная плата квалифицированных рабочих в среднем в 2,25 раза была выше, чем у неквалифицированных рабочих. По оценке Всемирного банка, НАФТА оказала существенное влияние на мексиканскую экономику, но членство в ней не повлияло на сокращение разрыва между уровнями оплаты труда в Мексике и в США.

Одним из самых противоречивых направлений влияния НАФТА на Мексику является сельское хозяйство. В нём в наибольшей степени сказался эффект вытеснения аграрных работников. Однако нельзя утверждать, что все изменения в мексиканском сельском хозяйстве связаны с членством в интеграционной группировке. Есть и конкуренция со стороны зарубежных поставщиков, в основном американских, есть и факторы, связанные с реформированием аграрного сектора. Изначально в стране рассчитывали, что цены на мексиканские аграрные культуры снизятся или, как минимум, сохранятся на стабильном уровне. Главная причина состоит в устранении государственного вмешательства в ценообразование и торговлю по базовым культурам. Цены на экспортные сельскохозяйственные товары (овощи и фрукты) должны были сохраниться на стабильном уровне, то есть не подпадали под государственное регулирование и до, и после вступления в НАФТА.

Считалось, что внутренние реформы в Мексике и НАФТА приведут к «закону одной цены» на аграрную продукцию, производимую в Северной Америке. Цены на основное продовольствие, производимое в Мексике, поддерживаемые на фиксированном уровне, снизятся вследствие конкуренции со стороны американских товаров. Ожидалось, что членство и последующее реформирование сельского хозяйства приведут

к росту производительности в сельском хозяйстве Мексики вследствие обострения конкуренции. При этом объём производства в отраслях, традиционно поддерживаемых государством, снизится по причине роста более дешёвого импорта из США, а объём производства в экспор-тоориентированных отраслях (фрукты и овощи) вырастет. В результате подобных изменений увеличится занятость в отдельных отраслях, но не настолько, чтобы абсорбировать всех аграрных работников, вытесненных из других сфер.

Эффект НАФТА проявился в основном в первые десять лет. Так, за 1993-2003 гг. мексиканский экспорт аграрной продукции в США увеличился с 2,7 млрд долл. до 6,3 млрд, в Канаду - со 136 млн до 409 млн долл. Особенно быстро рос экспорт сахара и сахаросодержащих продуктов и напитков, а также зерновых. Мексиканский импорт из США тоже вырос - с 3,6 млрд до 7,9 млрд долл.

Уровень занятости в сельском хозяйстве Мексики был тесно связан с торговой либерализацией и индустриализацией. Доля занятых в сельском хозяйстве достаточно высока в период действия НАФТА, и потеря работы фермерами связана с ростом аграрной производительности труда. По оценкам экспертов, ликвидация пошлин в Мексике привела к сокращению занятости в сельском хозяйстве на 800 тыс. человек. Акцент в развитии сместился в пользу крупных ферм и животноводческих хозяйств фабричного типа. Членство Мексики в НАФТА содействовало росту экспортоориентированно-го аграрного производства, но не производства, ориентированного на внутреннее потребление. Сохранились различия в уровне производительности труда между северными и южными штатами страны. Ещё одна проблема связана с трудностью получения кредита в частном банке под госгарантии, а также с высокими процентными ставками. Для решения этой проблемы в 2002 г. был организован Фонд Бтапаега Rural по предоставлению микрокредитов фермерам для покупки аграрной техники и технологий.

Сложно оценить влияние НАФТА на миграцию населения из сельскохозяйственных районов в город и миграцию из Мексики в США по причине наличия многочисленных факторов. Миграция сельского населения в город вызвана не столько членством в НАФТА, сколько либерализацией сельского хозяйства, начавшейся ещё в 1960-е гг. Другие издержки членства в интеграционном соглашении для мексиканской экономики включают: углубление разрыва в уровнях доходов населения; разорение порядка 30 тыс. малых и средних промышленных предприятий; сокращение уровня заработной платы на предприятиях, не размещённых в зонах макиладорес (индекс был равен 100 в 1994 г. и 95,6 в 2008 г.), где индекс в 2008 г. вырос до 108,2.

Отношение к НАФТА в Мексике носит смешанный характер. Большая часть общества положительно оценивает членство вследствие

либерализации торговли с США и Канадой, создания новых рабочих мест и мексиканского бизнеса, сокращения бедности и улучшения условий жизни населения. Критика соглашения связана с негативным влиянием на сельское хозяйство, мелкие фермерские хозяйства и недостаточными государственными мерами по содействию росту конкурентоспособности. Не удалось и сократить разрыв в уровнях экономического развития Мексики и США: темпы экономического роста мексиканской экономики оказались не столь высокими, как прогнозировалось. В частности, за 1995-2007 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП США составляли 3,1%, а Мексики - 3,7% [2], и хотя они были выше американских темпов, но оказались явно недостаточными для преодоления разрыва в уровнях экономического развития.

Преимущества и издержки для американской экономики

Совокупный эффект НАФТА для американской экономики незначителен, так как на двусторонние связи приходится менее 3% ВВП США. Отсюда видно, что любые изменения в структуре торговли с Мексикой не могут быть значительными для американской экономики. В отдельных отраслях эффект, связанный с торговлей, мог бы быть большим, особенно в отраслях, подвергшихся либерализации - текстильной, производстве одежды и автомобилестроении. Их перевод в Мексику благодаря фактору дешёвой рабочей силы негативно сказался на уровне занятости в этих отраслях. Торговая либерализация с Мексикой оказала влияние на американское автомобилестроение (с Канадой - в меньшей степени в силу более высокого уровня экономической взаимозависимости между двумя странами). По Соглашению были устранены таможенные пошлины, нетарифные ограничения, включая правила происхождения, повысился уровень защиты прав интеллектуальной собственности, сократились ограничения в государственных закупках, что содействовало росту взаимной торговли автомобилями и их частями между США и Мексикой, а Мексика стала главным поставщиком автомобилей на американский рынок.

Что касается текстиля и одежды, то в Соглашении предусмотрено устранение пошлин и квот на товары, производимые в Мексике, и ликвидация мексиканских пошлин на текстиль и одежду из США. Для получения свободного режима в торговле товары должны соответствовать правилам происхождения, согласно которым одежда для взаимной торговли должна быть произведена из волокон, произведённых в рамках зоны свободной торговли. Если бы не это требование, одежда ввозилась бы в массовом количестве из Китая. Некоторые американские отрасли получили преимущества за счёт роста спроса на американскую продукцию в Мексике, что увеличило уровень занятости.

Но другие отрасли потеряли рабочие места. В целом, данные об эффекте торговой либерализации в отношениях с Мексикой ограничены и его трудно оценить.

Другие преимущества для американской экономики связаны с развитием капиталоёмких и высокотехнологичных производств, ростом занятости в них и в сфере услуг, ростом объёма сельскохозяйственного производства и ростом занятости в сельском хозяйстве. На долю Канады и Мексики приходится 37% совокупного роста американского аграрного экспорта с 1993 г. Противники соглашения считают, что НАФТА негативно повлияла на уровень занятости в американской промышленности, на уровень оплаты труда, на сальдо торгового баланса и на миграцию мексиканцев в США. В частности, 70% торгового дефицита США с Мексикой и Канадой приходится на энергоресурсы. В целом, за 1993-2013 гг. он увеличился с 7 млрд долл. до 96 млрд, из которых 81 млрд долл., то есть две трети, приходится на американский импорт энергоресурсов. Членство в НАФТА содействовало динамичному росту американской торговли товарами со странами-партнёрами. За 1993-2013 гг. товарный экспорт США в Канаду и Мексику вырос со 141,8 млрд долл. до 529 млрд долл., увеличившись по сравнению с показателями 1994 г. на 506% в торговле с Мексикой и на 192% - с Канадой. В 2013 г. на НАФТА приходилось 32% совокупного американского экспорта и 26% импорта. В товарной структуре американского экспорта преобладают оборудование, транспортные средства, электрическое оборудование, топливо и изделия из пластмассы. Американский импорт из стран НАФТА за 1993-2013 гг. увеличился со 150,8 млрд до 625 млрд долл. Основные товарные позиции американского импорта от партнёров -топливо, транспортные средства, электрическое оборудование и золото.

В 2013 г. США имели дефицит в торговле со странами-членами Соглашения в размере 96 млрд долл. На НАФТА приходится 26,8% американского совокупного торгового дефицита. Экспорт коммерческих услуг из США в страны НАФТА вырос с 27,4 млрд в 1993 г. до 81,3 млрд долл. в 2012 г. а их импорт - с 16,5 млрд до 41,7 млрд долл., соответственно. Сальдо торгового баланса - положительное, и в 2012 г. оно составило 39,6 млрд долл. [2].

Повысилась инвестиционная привлекательность американской экономики, что отразилось на динамике инвестиционных вложений. ПЗИ стран НАФТА в США в 2012 г. составили 224,7 млрд долл. в таких сферах, как промышленность, финансы, страхование и банки (для сравнения: в 1993 г. - 41,6 млрд долл.). США являются главным инвестором в экономику стран-партнёров. За 1993-2012 гг. объём американских прямых инвестиций возрос с 85,1 млрд до 410,4 млрд долл. [4]. Отраслевые предпочтения американских инвесторов - промышленность, финансы и страхование, добыча природных ресурсов.

В среднем ежегодно 16,5 млн американцев (из 140 млн) остаются без работы, а более 18 млн чел. её находят. По подсчётам Б. Обамы, примерно 100 тыс. ежегодных потерь рабочих мест связано с НАФТА, что составляет 0,6% американского рынка занятости. Согласно другим данным, создание рабочих мест в Канаде и Мексике привело к тому, что 829 280 американцев стали безработными. Наибольшая потеря рабочих мест произошла в штатах Огайо, Мичиган, Пенсильвания, Нью-Йорк, Северная Каролина, Техас, Коннектикут, Нью-Джерси, Калифорния, Индиана и Флорида.

В целом, совокупный эффект НАФТА оказался положительным, но ожидания сторонников Соглашения оправдались не в полной мере. Оно привело к росту богатства американских крупных компаний и инвесторов, но к издержкам для американских промышленных работников.

Влияние членства в НАФТА на канадскую экономику

Канадская экономика получила меньший объём преимуществ по сравнению с США и Мексикой. Важное преимущество участия Канады в НАФТА связано с более быстрыми темпами роста её ВВП по сравнению с другими партнёрами. Произошло углубление специализации канадской экономики, развитие капиталоёмких и высокотехнологичных производств, повышение конкурентоспособности канадского экспорта, рост доли промышленной продукции в национальном экспорте. Один из положительных эффектов состоит в росте взаимной торговли, которая за 1994-2008 гг. увеличилась в 2 раза с США и более чем в 4 раза - с Мексикой. Изменилась товарная структура канадского экспорта в пользу продукции с более высокой добавленной стоимостью, такой как автомобили, оборудование и промышленная продукция. Преимущества состоят в улучшении доступа на ранее закрытый мексиканский рынок сбыта, особенно в отраслях, ранее протекционистски защищаемых, таких как автомобилестроение, финансовые услуги, энергетика и рыболовство. Канадский экспорт в Мексику стал более диверсифицированным благодаря политике мексиканского правительства, направленной на либерализацию в сфере энергетики, банковских услуг, телекоммуникационных услуг и транспорта, что позволило канадским компаниям расширить экспорт в Мексику.

Другой эффект - рост притока иностранных инвестиций. Функционирование НАФТА повысило привлекательность Канады для зарубежных инвесторов, создав большие возможности для канадцев по привлечению капиталов из двух других стран-участниц НАФТА. Около 70% ПЗИ, привлечённых в канадскую экономику, принадлежат партнёрам по НАФТА. Ощутимые результаты достигнуты в деле привлечения в Канаду прямых инвестиций в сферу финан-

совых услуг, в развитие транспорта, в автомобилестроение, химическую промышленность, энергетику, телекоммуникационные услуги, производство продовольствия и напитков. Рост инвестиционных потоков позволил провести модернизацию предприятий и оборудования. Основным инвестором в канадскую экономику являются Соединённые Штаты, на их долю приходится 2/3 совокупных ПЗИ. Одновременно США являются главным реципиентом канадских инвестиций, которые привлекаются на основе слияний и поглощений, партнёрств, совместных предприятий, стратегических альянсов или инвестиций в новые проекты. Это позволило активизировать операции канадских компаний, выйти на новые рынки, приобретать новые технологии, ресурсы и навыки.

Выполнение норм Соглашения стимулировало канадско-мексиканские инвестиционные связи. Только за первые 5 лет функционирования Соглашения канадские прямые инвестиции в Мексику возросли в 4 раза в добывающую промышленность, в сферы банковских и телекоммуникационных услуг. Мексиканские инвестиции в экономику Канады хотя и растут, но сохраняются на невысоком уровне. Условия Соглашения обеспечили большую предсказуемость и стабильность инвестиционных режимов на основе гарантирования справедливого, недискриминационного и прозрачного режима для инвесторов в рамках зоны свободной торговли. НАФТА содействовала и росту конкурентоспособности экономики, и притоку иностранных капиталов. Инвестиции стимулировали увеличение количества рабочих мест и способствовали передаче высоких технологий. Другой эффект членства Канады в НАФТА связан с ростом доли взаимных потоков капиталов в совокупных ПЗИ.

Максимальными инвестиционные выгоды для Канады оказались в сфере финансовых услуг, коммуникаций, транспортного оборудования, автомобилестроения, химической индустрии, производстве напитков и продовольствия, в производстве электроэнергии.

Возрос уровень занятости в капиталоёмких и высокотехнологичных отраслях, в сфере услуг благодаря росту экономической активности на основе торговой либерализации. В Канаде 20% рабочих мест создано в торговле. Рост американского импорта из Канады стимулировал новые рабочие места с более высокой оплатой труда в автомобилестроении, агробизнесе, энергетике, авиакосмической отрасли и на транспорте. Повысился образовательный уровень канадцев. Членство в НАФТА позитивно сказалось на канадском сельском хозяйстве, стимулировав рост объёма производства и повышение уровня занятости. Получили преимущества и города, близко расположенные к американскому Детройту, в которых развито производство автомобильных запасных частей и их сборка по обе стороны границы. Восточные и западные регионы Канады оказались в выигрыше от реэкспорта

в НАФТА и роста объёма грузоперевозок через свои порты.

Издержки участия в Североамериканском соглашении о зоне свободной торговли для Канады состоят в сокращении занятых в трудоёмких отраслях, которые были переведены в Мексику благодаря фактору дешёвой рабочей силы, а также в закрытии малых и средних компаний, не выдержавших конкуренции с крупными американскими ТНК.

Перспективы североамериканской интеграции

По мнению некоторых экспертов, необходимо сформировать НАФТА+ или Североамериканский союз с введением общей валюты. Но им противостоят другие аналитики, считающие, что НАФТА и без этого добилась немалых успехов в экономической интеграции. В 2005 г. была выдвинута идея создания Североамериканского сообщества в сфере экономики и безопасности

и введения единой валюты - амеро. Но эти идеи так и остались на бумаге. Что касается валютной интеграции, то, по мнению её противников, она приведёт к непоправимой утрате экономического и политического суверенитета. Валютная политика будет зависеть от действий ФРС США. Канадское правительство будет иметь меньше возможностей противостоять инфляции и бороться с рецессией.

В последние годы ведутся дебаты о пересмотре некоторых норм Североамериканского соглашения о зоне свободной торговли в сферах энергетики, автомобилестроения, сельского хозяйства, безопасности границ, изменения климата и энергобезопасности с учётом норм соглашений, подписанных США позднее, то есть речь идёт о соглашении НАФТА+. Другое направление дискуссий о перспективах североамериканской интеграции - формирование таможенного союза с единым внешним тарифом.

Список литературы

1. 2012 Annual Report of North American Development Bank. 2012. P. 25.

2. The Bureau of Economic Analysis online database. Режим доступа: http://www.bea.org/ (дата обращения: 28.01.2015).

3. Free Trade Agreements: Impact on US Trade and Implications for US Trade Policy. CRS, 2011. 35 р.

4. Hufbauer G., Schott J. NAFTA's Bad Rap. International Economy. Summer 2008. Pp. 19-22.

5. NAFTA at 20: Overview and Trade Effects. CRS, Washington DC, 2012. 32 p.

6. The Treaty of the North American Free Trade Agreement (1992). Режим доступа: http://www.state.gov/ documents/organization/6047.pdf (дата обращения: 28.01.2015).

7. UNCTAD Handbook of International Statistics 2011. UNCTAD, Geneva, 2011. 512 p.

8. The US International Trade Commission's Interactive Tariff and Trade Data Web. Режим доступа: http:// www.dataweb.usitc.gov/ (дата обращения: 28.01.2015).

9. World Investment Report: 2014. Investing in the SGDs: An Action Plan. UNCTAD, Geneva, 2014. Annexes Tables. Режим доступа: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Investment%20Report/Annex-Tables. aspx (дата обращения 06.02.2015).

Об авторе

Костюнина Галина Михайловна - д.э.н., профессор кафедры МЭО и ВЭС МГИМО(У) МИД РФ. E-mail: galina_kostynina@yahoo.com.

NORTH AMERICAN INTEGRATION AFTER 20 YEARS

G.M. Kostyunina

Moscow State Institute of International Relations (University) of the MFA of Russia. 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: Formation of the North American Free Trade Area (NAFTA) among the three countries -the U.S., Canada and Mexico is the most striking example of successful development of integration processes in the Western Hemisphere. This year NAFTA marks the 20th anniversary of its foundation (1994). NAFTA covers trade in goods, services and movement of capital, intellectual property rights, environmental cooperation and labor cooperation. Its main advantages for member countries related to the dynamic growth of regional trade and investments, promoting the growth of industrial production (capital-intensive and high-tech industries in the U.S. and Canada, and labor-intensive industries in Mexico), increase the investment attractiveness of the economies of member countries and the promotion of employment. But

there are costs, both general and specific to the individual member countries. Common costs are primarily asymmetrical level of economic interdependence, where mutual economic relations are the most developed between the U.S. and Canada, the U.S. and Mexico, and the least developed between Mexico and Canada due to historical conditions. Other costs are the differentiation in the levels of economic development, in volumes of overall GDP and per capita, population and size of the territory. But despite the costs, integration processes are successfully developed and repeatedly raised the issue of deepening economic integration between the U.S., Canada and Mexico. So, in 2000, there was put forward the concept of creating the North American community as an economic and security community by 2010, and in 2005 proposed the idea of a common currency called the Amero. But these proposals did not come true. On the agenda - the possibility of signing a new, more expanded NAFTA+, and even in the last year - the possibility to form a customs union under NAFTA.

Key words: North American Free Trade Area (NAFTA), the US, Canada, Mexico, economic integration, free trade area.

References

1. 2012 Annual Report of North American Development Bank. 2012. 25 p.

2. The Bureau of Economic Analysis online database. Available at: http://www.bea.org/ (Accessed: 28 January 2015).

3. Free Trade Agreements: Impact on US Trade and Implications for US Trade Policy. CRS, 2011. 35 p.

4. Hufbauer G., Schott J. NAFTA's Bad Rap. International Economy. Summer 2008. Pp.19-22.

5. NAFTA at 20: Overview and Trade Effects. CRS, Washington DC, 2012. 32 p.

6. The Treaty of the North American Free Trade Agreement (1992). Available at: http://www.state.gov/ documents/organization/6047.pdf (Accessed: 28 January 2015).

7. UNCTAD Handbook of International Statistics 2011. UNCTAD, Geneva, 2011. 512 p.

8. The US International Trade Commission's Interactive Tariff and Trade Data Web. Available at: http://www. dataweb.usitc.gov/ (accessed: 28 January 2015).

9. World Investment Report: 2014. Investing in the SGDs: An Action Plan. UNCTAD, Geneva, 2014. Annexes Tables. Available at: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Investment%20Report/Annex-Tables. aspx (accessed: 06 February 2015).

About the author

Galina №. Kostyunina - Doctor of Economics (World Economy), Professor of the Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations of the MGIMO-University. E-mail: galina_kostynina@yahoo.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.