Научная статья на тему '2014.01.008. ФЕЛБЕРМЕЙЕР Г., ЛАРШ М. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО. FELBERMEIER G., LARCH M. TRANSATLANTISCHE HANDELSUND INVESTITIONSPARTNERSCHAFT: WELCHE EFFEKTE SIND ZU ERWARTEN? // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 6. - S. 3-6'

2014.01.008. ФЕЛБЕРМЕЙЕР Г., ЛАРШ М. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО. FELBERMEIER G., LARCH M. TRANSATLANTISCHE HANDELSUND INVESTITIONSPARTNERSCHAFT: WELCHE EFFEKTE SIND ZU ERWARTEN? // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 6. - S. 3-6 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / США ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.01.008. ФЕЛБЕРМЕЙЕР Г., ЛАРШ М. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО. FELBERMEIER G., LARCH M. TRANSATLANTISCHE HANDELSUND INVESTITIONSPARTNERSCHAFT: WELCHE EFFEKTE SIND ZU ERWARTEN? // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 6. - S. 3-6»

Нормы ГАТТ/ВТО, относящиеся к НТМР, не ограничивают нормативную автономию стран, за исключением случаев менее благоприятного отношения к импортируемым товарам по сравнению с аналогичными национальными. Однако эксперты ГАТТ/ВТО разработали ряд рекомендаций, позволяющих определить случаи, когда НТМР, направленные на достижение легитимных нормативных целей, могут считаться дискриминационными.

Нормы ГАТТ создавались для мира, торговавшего готовыми продуктами, но развитие трансграничных производственных сетей изменило природу международной торговли и, соответственно, восприятие НТМР, а также и структуру мотивов, побуждающих правительства к применению этих мер в протекционистских целях. Проблемы, возникающие в современных условиях, требуют пересмотра действующей системы многосторонней торговли, в которой доступ на рынок играет основную роль. Кроме того, в будущем при использовании НТМР необходимо учитывать способы производства и потребления продовольственных продуктов, роль финансового сектора в экономике и возникновении экономических кризисов, а также и климатические вызовы.

Для ограничения протекционистской направленности НТМР необходима более тесная интеграция экономического и правового анализа. Экономическая теория может помочь выявлять ситуации, в которых правительства руководствуются при введении НТМР не столько провозглашенными целями государственной политики, сколько конкурентными соображениями. Большое значение имеет также выявление областей, в которых можно использовать торговые инструменты, обеспечивающие проконкурентное регулирование услуг.

И.Ю. Жилина

2014.01.008. ФЕЛБЕРМЕЙЕР Г., ЛАРШ М. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО. FELBERMEIER G., LARCH M. Transatlantische Handels- und Investitionspartnerschaft: Welche effekte sind zu erwarten? // IFO-Schnell-dienst. - München, 2013. - Jg. 66, N 6. - S. 3-6.

В статье рассматриваются потенциальные последствия проекта создания трансатлантической зоны свободной торговли (ТАЗСТ) между США и ЕС для международной торговли.

На повестке дня переговоров, начавшихся в середине июня 2013 г., стоял вопрос об устранении торговых и инвестиционных барьеров между ЕС и США. По мнению авторов, на этот раз вероятность решения проблемы выше, чем в прошлом. Во-первых, в обоих регионах наблюдался слабый экономический рост, возможности монетарной и фискальной политики в большой степени исчерпаны, ослабла значимость ряда структурных факторов, тормозивших рост. Во-вторых, оба региона за последние 20 лет потеряли значительные доли мирового рынка, поэтому либерализация двусторонних торговых отношений между ними могла бы повысить их конкурентоспособность по отношению к быстро развивающимся странам. В-третьих, завершение продолжающегося с 2001 г. До-хийского раунда переговоров ВТО по либерализации торговли не является реальной альтернативой ТАЗСТ.

Авторы останавливаются на влиянии нетарифных торговых ограничений на благосостояние. Нетарифные ограничения очень разнообразны и сильно различаются по странам. К ним относятся: стандарты, касающиеся окружающей среды (ОС), здоровья населения и защиты потребителей, промышленные нормы, предписания по упаковке товаров и информированию потребителей, меры, регулирующие доступ к программам стимулирования (например, государственное страхование экспортных кредитов) и др. Этот далеко не полный список свидетельствует о том, что в случае нетарифных барьеров речь идет о бюрократических предписаниях, которые, как правило, направлены не на дискриминацию иностранных компаний, а на защиту потребителей, ОС или национальной безопасности. Их снижение высвобождает реальные ресурсы, которые могут быть использованы для повышения благосостояния в соответствующих странах.

По сравнению со смягчением нетарифных барьеров снижение таможенных пошлин означает главным образом передачу доходов от потребителей к государству. Применительно к ТАЗСТ отрицательное влияние таможенных пошлин на благосостояние незначительно, поскольку в торговле между США и ЕС они в среднем составляют 3% (с. 4).

Вместе с тем преференциальное снижение таможенных пошлин по соглашению между двумя или несколькими странами может негативно отразиться на их благосостоянии, поскольку товары,

ввозившиеся из третьих стран, могут замещаться освобожденными от пошлин товарами из стран-партнеров. В худшем случае в результате либерализации двусторонних отношений импортные цены вообще могут не снизиться, а страна-импортер лишится таможенных доходов, поскольку импорт из страны-партнера выведен из-под таможенного налогообложения. Кроме того, вследствие сокращения объема товарообмена ухудшается положение прежних торговых партнеров стран - участников двусторонних соглашений. Возможно даже понижение благосостояния в мировых масштабах, поскольку преференциальная либерализация может усилить искажение собственных сравнительных преимуществ стран - участников соглашения.

Снижение нетарифных барьеров в ТАЗСТ может нанести вред третьим странам только в исключительных случаях, например, если улучшатся условия доступа американских предприятий на европейский рынок, в то время как для фирм третьих стран они останутся неизменными. В этом случае относительная конкурентоспособность последних снижается, и они уступают США часть своей доли на европейском рынке.

Распространение общих трансатлантических стандартов может способствовать повышению стандартов и норм, относящихся к продовольственным продуктам, что станет вкладом в защиту потребителей и ОС в третьих странах. Но одновременно США и ЕС получат определенные экономические преимущества, поскольку распространение общих стандартов отвечает интересам американских и европейских производителей и потребителей.

Несмотря на отсутствие точной количественной оценки влияния нетарифных ограничений на торговлю, практика показывает, что они играют более существенную роль, чем все еще сохраняющиеся таможенные пошлины. По данным германского Института экономических исследований (¡РО-ТшйШ), полученных на основе изучения динамики торговых потоков между странами с помощью эконометрических методов, использование стандартов снижает торговые издержки приблизительно на 20% (с. 4).

Эмпирические исследования также свидетельствуют о том, что для предприятий большое значение имеют постоянные расходы, связанные с доступом на зарубежный рынок. Если экспорт слишком мал, выходить на зарубежный рынок не имеет смысла.

Большие европейские концерны и крупные предприятия уже сегодня получают прибыль на американском рынке. Более мелкие предприятия могут попытаться наладить экспорт в США и вывести на него свою продукцию. Снижение постоянных расходов, обеспечивающих доступ на зарубежный рынок, выгодно, прежде всего, крупным предприятиям, так как позволяет увеличить оборот и занятость. Отмена таможенных пошлин в рамках ТАЗСТ выгодна крупным европейским предприятиям, которые уже экспортируют свою продукцию в США, поскольку в этом случае цены на потребительских рынках снизятся.

В ходе состоявшихся восьми раундов переговоров по либерализации международной торговли в рамках ГАТТ/ВТО, посвященных в основном тарифным ограничениям торговли (импортные пошлины, экспортные субсидии, количественные ограничения экспорта или импорта и т.д.), удалось уменьшить таможенные пошлины до беспрецедентно низкого уровня. Сегодня средневзвешенная таможенная пошлина составляет 3%. Этот успех в определенной степени объясняется тем, что переговоры о снижении таможенных пошлин вести гораздо проще, чем о гармонизации норм и стандартов или об открытии рынков труда, поскольку гармонизация и взаимное признание стандартов требуют высокой степени доверия. Только в этом случае возможны взаимные уступки. Поэтому переговоры в рамках ВТО о снижении нетарифных ограничений торговли проходят весьма сложно. Возможно, еще слишком рано рассчитывать на то, что быстро развивающиеся страны, такие как Китай или Индия, согласятся на западные стандарты. Единые стандарты были бы, вероятно, для западных стран слишком низкими, в то время как для быстро развивающихся стран - слишком высокими.

В связи с этим авторы считают, что ВТО в значительной степени выполнила свою миссию: тарифные барьеры снижены и контроль над соблюдением правил торговли со стороны ВТО налажен. Но для снижения нетарифных барьеров, вытекающего из согласованных на переговорах Уругвайского раунда решений, мировое сообщество слишком неоднородно. Кроме того, неясно, хотят ли этого такие страны, как Китай. Тем не менее ВТО остается важным институтом регулирования международной торговли, «полицейским», охраняющим международный торговый порядок.

ТАЗСТ иногда называют «экономическим НАТО». Имеется в виду, что этот проект призван защищать партнеров от агрессии

третьих стран. Авторы согласны с тем, что стимулом для заключения соглашения является отчасти сохранение конкурентоспособности ЕС и США по отношению к быстро развивающимся странам, которые действительно будут подвергаться большей дискриминации. Однако, по мнению авторов, ТАЗСТ не означает образование «экономического НАТО», по следующим причинам: во-первых, таможенные пошлины партнеров по отношению к быстро развивающимся странам уже достаточно низки, поэтому обусловленный ими торговый эффект незначителен; во-вторых, дискриминирующее действие ТАЗСТ зависит от того, какая доля освобожденной от пошлин продукции из третьих стран будет допущена в зону свободной торговли (с экономической точки зрения желательна как можно более высокая доля); в-третьих, гармонизация и взаимное признание стандартов не будут иметь дискриминационного характера, если третьи страны будут пользоваться такими стандартами на национальной территории. Тем не менее авторы призывают критически оценивать процесс переговоров между ЕС и США и все предложения, касающиеся третьих стран. Они также предостерегают ЕС и США от ориентации на роль экономических гегемонов в долгосрочном плане, что позволит им избежать давления со стороны динамично развивающихся третьих стран.

Переговоры по созданию ТАЗСТ повышают интерес третьих стран к заключению двусторонних соглашений, так как крупные страны заинтересованы в получении доходов от торговли за счет импортных пошлин. Но ВТО до сих пор удавалось препятствовать такой политике, и трансатлантические партнеры делают все для сохранения этого положения.

Как показывает практика переговоров в рамках ВТО, снижение нетарифных барьеров в глобальных масштабах весьма затруднительно. Убедительные теоретические аргументы подтверждают, что несколько меньшие по охвату зоны свободной торговли могут успешно действовать в многостороннем режиме, а региональные торговые соглашения повышают готовность к компромиссам при профессиональном ведении переговоров. Более того, существует вероятность того, что трансатлантические переговоры могут сдвинуть с мертвой точки Дохийский раунд.

В.И. Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.