Научная статья на тему '2014.02.011. БЕНЦ С., ЯЛСИН Е. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И ЕС. BENZ S., YALCIN E. ÖKONOMISCHE EFFEKTE EINES FREIHANDELSABKOMMENS ZWISCHEN JAPAN UND DER EU // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 14. - S. 35-40'

2014.02.011. БЕНЦ С., ЯЛСИН Е. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И ЕС. BENZ S., YALCIN E. ÖKONOMISCHE EFFEKTE EINES FREIHANDELSABKOMMENS ZWISCHEN JAPAN UND DER EU // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 14. - S. 35-40 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ ТАРИФЫ / НЕФТЬ ЦЕНЫ / ЕС СТРАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.02.011. БЕНЦ С., ЯЛСИН Е. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И ЕС. BENZ S., YALCIN E. ÖKONOMISCHE EFFEKTE EINES FREIHANDELSABKOMMENS ZWISCHEN JAPAN UND DER EU // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 14. - S. 35-40»

сельского хозяйства, по перемещению людей и по таможенным пошлинам на промышленные товары.

Богатый материал для анализа дают итоги уже давно ведущихся переговоров ЕС и США с другими партнерами. Так, примером для современных торговых соглашений может служить американская концепция тихоокеанского партнерства, которая могла бы способствовать продвижению американских предложений на трансатлантических переговорах. Интересна также концепция тихоокеанского партнерства как партнерства, постоянно открытого для новых стран, если они готовы принять уже существующие результаты переговоров. При этом в рамках тихоокеанского партнерства США выступают за строгие правила определения страны происхождения товара, в соответствии с которыми вся переработка продуктов должна производиться внутри стран, охваченных соглашением; настаивают на более жестких правилах в отношении прав собственности, чем согласованные в рамках ВТО. Что касается «институционального оформления» механизмов регулирования в рамках ТТИП, то США предлагают организовать центральное ведомство по образцу их собственной администрации.

В.И. Шабаева

2014.02.011. БЕНЦ С., ЯЛСИН Е. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И ЕС.

BENZ S., YALCIN E. Ökonomische Effekte eines Freihandelsabkommens zwischen Japan und der EU // IFO-Schnelldienst. - München, 2013. - Jg. 66, N 14. - S. 35-40.

В статье немецких специалистов анализируются возможные последствия соглашения о свободной торговле между Японией и ЕС, переговоры о заключении которого начались в марте 2013 г. Цель переговоров - устранение тарифных и нетарифных барьеров в двусторонней торговле, что приведет к общему оживлению торговых связей. Кроме того, более глубокая экономическая интеграция между ЕС и Японией может стимулировать низкие темпы роста промышленности обоих партнеров.

Крупные экономики мира все еще не вернулись к стабильному экономическому росту после мирового экономического кризиса 2008 г. Как и в ЕС, в США и Японии сохраняются нестабильность

на финансовых рынках и низкая конкурентоспособность промышленности, что подтверждается постоянным сокращением их доли в мировом экспорте. Кроме того, Япония уже в течение двух десятилетий находится в дефляционной спирали.

После прихода к власти в конце 2012 г. либерально-демократическая партия поставила перед собой задачу вывести страну из этого экономического тупика. Политика японского правительства основывается на трех принципах: фискальное стимулирование промышленности, смягчение монетарной политики и структурные реформы. Хотя многосторонние переговоры в рамках Дохийского раунда не достигли цели и положительная перспектива переговорного процесса не просматривается, руководство страны проводит активную политику либерализации торговли с крупнейшими экономическими регионами мира с целью преодоления экономической стагнации.

Япония, как и большинство стран с открытой экономикой, все больше делает ставку на новые двусторонние и региональные соглашения о свободной торговле (Freihandelsakommen, FHA). Она уже подписала 13 FHA, а также заявила о намерении продолжить переговоры по участию в Транс-Тихоокеанском партнерстве (ТТП) и вступить в переговоры с Сингапуром, Малайзией и Чили. В марте 2013 г. состоялись переговоры по двусторонним соглашениям с Китаем и Южной Кореей. ЕС, имеющий более 37 FHA с внешними торговыми партнерами, начал первый раунд переговоров с США по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП). Таким образом, три наиболее развитые экономики мира находятся в состоянии прямых и косвенных переговоров об участии в зонах свободной торговли.

ЕС и Япония производят вместе около 45% мирового ВВП, на них приходится 25% мировой торговли. Для обеих сторон, ориентированных на экспорт, их двусторонние экономические отношения имеют большое значение: Япония является шестым по величине импортером европейской продукции, фирмы ЕС закупают 12,4% всего японского экспорта; в результате ЕС выступает для Японии третьим по значимости рынком сбыта. Стоимость поставляемых из Японии в ЕС промышленных товаров составляет более 100 млрд долл., из них почти третья часть приходится на электронные товары и оптические приборы (с. 36). Обе стороны как экспор-

тируют, так и импортируют продукцию металлургической, энергетической и фармацевтической промышленности. Такая структура двусторонней торговли напоминает торговые отношения между двумя промышленно развитыми странами с похожими высокими технологическими стандартами, близкими уровнями оплаты труда и производительности. Почти на всех важных экспортных рынках японская и европейская торговля характеризуются значительным объемом сделок внутри секторов.

В соответствии с действующими внутри ВТО правилами средняя ставка таможенных пошлин в ЕС составляет 2,45%, а в Японии - 1,9%. У обоих партнеров, на 85% участвующих в торговле товаров, таможенный тариф равен 10%, или они вообще не подлежат обложению. Максимальная импортная пошлина в ЕС составляла в 2011 г. 74,9%, а в Японии - 61,9%; при этом обе стороны наиболее активно защищают отечественное сельское хозяйство. Асимметрия таможенных тарифов более ярко выражена в Японии: здесь 42% продуктовых линий не облагаются пошлинами, 5% товаров облагаются таможенными пошлинами в размере 20% и более. В отличие от этого в ЕС такими высокими пошлинами облагается лишь менее 1% продукции (с. 37). Поскольку таможенные пошлины, особенно на промышленную продукцию, находятся на очень низком уровне, либерализация торговли между ЕС и Японией подразумевает, скорее, их отмену и не требует серьезной адаптации их экономики. В первую очередь, считают авторы, следует ожидать полной отмены таможенных пошлин. Такая торговая политика может принести и определенные выгоды в плане повышения благосостояния.

Б0льший потенциал либерализации взаимной торговли заложен в снижении нетарифных барьеров (nichttarifaren Barrieren, NTBs), например технических норм и требований. Они создают много проблем и увеличивают расходы на трансграничные сделки, усложняя доступ предприятий на новые экспортные рынки. Хотя до сих пор не существует стандартизированных методов или базы данных, позволяющих точно определить влияние NTBs на внешнюю торговлю, международные опросы показывают, что на NTBs приходится 15-30% дополнительных торговых издержек.

Анализируя воздействие полной отмены импортных таможенных пошлин в торговле между ЕС и Японией, авторы показы-

вают, что в этом случае переменные адвалорные торговые издержки при экспорте из ЕС в Японию снизятся на 1,9%, тогда как экспорт из Японии в ЕС удешевится на 2,45%. В результате совокупный экспорт обоих регионов должен увеличиться приблизительно на 6,7 млрд долл. Относительное изменение экспорта составит 0,37% для ЕС и 0,95% для Японии, поскольку европейский экспорт в настоящее время более чем в 2,5 раза превышает японский (с. 37).

Соглашение между ЕС и Японией будет также положительно влиять на доходы сторон. Реальный ВВП ЕС может вырасти на 0,02%, Японии - на 0,07%. Поскольку для японской продукции ЕС является значительно более емким рынком, чем Япония для европейских товаров, свободная торговля имеет в целом больший положительный эффект для Японии.

Положительное влияние на доходы предприятий в ЕС и Японии определяется главным образом распределением ресурсов внутри промышленности. Известно, что экспортировать могут лишь самые эффективные фирмы, особенно если целевые рынки защищены высокими торговыми барьерами. Снижение экспортных барьеров будет способствовать экспансии фирм-производителей. Кроме того, на экспортный рынок выйдут новые фирмы, которые пока действуют только на местном уровне. Либерализация торговли и проникновение иностранных компаний обычно ведут к усилению конкуренции на внутреннем рынке, в результате чего со временем неэффективные отечественные фирмы его покинут. В конечном счете при конкуренции повышается средняя производительность фирм. По оценкам, в обоих регионах приблизительно две трети общего роста доходов обеспечит рост производительности (с. 38).

В то же время воздействие на рынок рабочей силы окажется незначительным. Масштабное снижение НТБ8 может создать в Японии 10 тыс. новых рабочих мест, снизив безработицу на 0,016%, а в ЕС - 18 тыс. дополнительных рабочих мест. Вместе с тем другие регионы, не участвующие в БЫЛ ЕС - Япония, потеряют 17,5 тыс. рабочих мест (с. 39). Таким образом, глобальный эффект для занятости окажется положительным.

В заключение авторы отмечают, что ЕС и Япония сделали первые важные шаги для укрепления своих торговых отношений, что может содействовать новому росту их экономики. Особенностями БЫЛ ЕС - Япония являются, с одной стороны, сравнимый

уровень экономического развития партнеров и их тесные инвестиционные и торговые связи, которые в большой степени характеризуются внутриотраслевыми сделками, поэтому снижение торговых барьеров не приведет к усилению отраслевой специализации какой-либо из стран; с другой - сравнительно небольшие культурные пересечения, которые влияют на экономическую деятельность.

Таможенные пошлины как классические торговые барьеры играют при либерализации торговых отношений незначительную роль. Однако оба партнера имеют возможность снизить нетарифные барьеры в различных секторах и таким образом гармонизировать исторически сложившиеся технические нормы с учетом культурных различий. Такое широкое соглашение окажет положительное влияние на экспорт обеих сторон, общее внутреннее производство и безработицу.

Тот факт, что меньшая по размеру и значимости экономика Японии получит относительно больший эффект от создания FHA с ЕС, не должен снижать интерес ЕС к соглашениям о свободной торговле. Принимая во внимание стремление Японии к участию в ТТП, ЕС должен форсировать экономическое сотрудничество с азиатскими странами, поскольку побочным положительным последствием подписания FHA между ведущими экономическими державами является стремление третьих стран добиваться доступа в действующие зоны свободной торговли. Хотя FHA ЕС - Япония наносит некоторый ущерб третьим странам, ВТО следует поддерживать, а не торпедировать свободную международную торговлю, подчеркивают авторы.

В.И. Шабаева

ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ

2014.02.012. АРТЮС П., ГРАВЕ И. КРИЗИС ЗОНЫ ЕВРО: ПОНЯТЬ ПРИЧИНЫ, НАЙТИ ВЫХОД С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ИНСТИТУТОВ.

ARTUS P., GRAVET I. La crise de l'euro: Comprendre les causes, en sortir par de nouvelles institutions. - P.: Armand Colin, 2012. - 180 p.

В работе главы департамента экономических исследований банка «Natixis», члена Совета экономического анализа при премьер-министре Франции, Кружка экономистов (Cercle des econo-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.