Научная статья на тему '2014.02.010. ДИКМАН Б. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО: ШАНСЫ И ВЫЗОВЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ. DIEKMANN B. TRANSATLANTISCHE HANDLESUND INVESTITIONSPARTNERSCHAFT: CHANCE UND HERAUSFORDERUNG IN DER INTERNATIONALEN HANDELSPOLITIK // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 6. - S. 7-12'

2014.02.010. ДИКМАН Б. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО: ШАНСЫ И ВЫЗОВЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ. DIEKMANN B. TRANSATLANTISCHE HANDLESUND INVESTITIONSPARTNERSCHAFT: CHANCE UND HERAUSFORDERUNG IN DER INTERNATIONALEN HANDELSPOLITIK // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 6. - S. 7-12 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.02.010. ДИКМАН Б. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО: ШАНСЫ И ВЫЗОВЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ. DIEKMANN B. TRANSATLANTISCHE HANDLESUND INVESTITIONSPARTNERSCHAFT: CHANCE UND HERAUSFORDERUNG IN DER INTERNATIONALEN HANDELSPOLITIK // IFO-SCHNELLDIENST. - MüNCHEN, 2013. - JG. 66, N 6. - S. 7-12»

пользу своих клиентов, совершать сделки за свой счет из-за конфликта интересов. Кроме того, чтобы избежать обвала цен или уменьшить риск возникновения ценовых пузырей, надзорные органы рынков могли бы расширить прямое вмешательство в работу рассматриваемых рынков путем купли-продажи контрактов производных основных сырьевых продуктов. Однако подобное вмешательство является последним средством борьбы с формированием спекулятивных пузырей только в случае отказа от реформ, предусматривающих повышение прозрачности рынков и ужесточение законодательства, или неэффективности этих мер.

И.Ю. Жилина

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

2014.02.010. ДИКМАН Б. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО: ШАНСЫ И ВЫЗОВЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ. DIEKMANN B. Transatlantische Handies- und Investitionspartnerschaft: Chance und Herausforderung in der internationalen Handelspolitik // IFO-Schnelldienst. - München, 2013. - Jg. 66, N 6. - S. 7-12.

Немецкий исследователь подчеркивает экономическую значимость переговоров по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), проводившихся в 2013 г. между ЕС и США. Он отмечает, что на долю участников переговоров приходится около 60% прямых иностранных инвестиций, почти 50% мирового производства (в долларах США), около 40% мирового ВВП и столько же вновь создаваемой промышленной собственности, одна треть мировых заявок на патенты, одна треть мировой торговли товарами и услугами, почти 16% стоимости, создаваемой в аграрном секторе, около 12% мирового населения (с. 7).

ЕС и США являются друг для друга самыми важными экономическими партнерами. В 2011 г. 18% экспорта США пришлось на ЕС, 16% импорта США поступило из ЕС. Прямые инвестиции из ЕС составили почти 40% всех прямых иностранных инвестиций в США, американские прямые инвестиции в ЕС превышали 50% всех американских прямых инвестиций за границей. На дочерних американских предприятиях, находящихся в ЕС, заняты почти

4,2 млн человек, а на предприятиях ЕС в США - около 6,4 млн сотрудников (с. 7).

Роль США в качестве рынка сбыта для Германии после нескольких лет относительного снижения в 2012 г. снова увеличилась. По сравнению с 2011 г. в 2012 г. германский экспорт вырос почти на 18%, в результате чего доля США в немецком экспорте составила почти 8% (в 2011 г. - 7%).

Специфика трансатлантической торговли определяется тем, что структура издержек и производства в ЕС и США очень схожи; вместе с тем влияние на взаимную торговлю различий в издержках по оплате труда незначительно. Основную роль играет внутрифирменная торговля, т.е. торговля между связанными между собой промышленными компаниями. Например, по оценкам, три четверти немецкого экспорта продукции транспортного машиностроения и химической промышленности приходится на внутрифирменную торговлю.

Учитывая экономический вес обоих партнеров по переговорам о ТТИП и особенности структуры трансатлантических торговых отношений, вполне оправдано повышенное внимание к данному проекту вообще и заключительным выводам рабочей группы ЕС -США в частности. Последняя не только предложила снизить таможенные пошлины и облегчить доступ на рынки, но и уделила особое внимание снижению технических торговых барьеров и улучшению кооперации в этой области, а также выработке принципов международной торговли, которые определяли бы масштабы торговли с третьими странами. Таким образом, ТТИП должно задавать тон международной торговой политике.

Все известные до сих пор исследования свидетельствуют о максимальном росте торговли и инвестиций при снижении технических торговых барьеров. В различных отраслях создается высокий потенциал для соглашений, дающих участникам значительные преимущества. Наиболее перспективными направлениями сотрудничества являются: разработка новых стандартов для новых продуктов в области производства электромобилей; взаимное признание стандартов безопасности в электропромышленности; разработка общих рамочных правил по защите данных, являющаяся решающим фактором для создания и расширения трансатлантических рыночных площадок.

Обширные размеры участвующих в ТТИП пространств определяют его большое влияние на благосостояние, рост и занятость населения. Доминирование внутрифирменной торговли промышленными продуктами не сокращает потенциальный эффект; напротив, значительные взаимные инвестиции, глубокие взаимопроникновения предприятий и сравнительно высокая культурная близость облегчают снижение нетарифных барьеров для доступа на рынки. Углубление хорошо налаженных торговых и инвестиционных отношений одновременно снижает стимулы к дискриминации третьих стран путем умышленного сворачивания торговли. Не следует также недооценивать потенциал роста в мировых масштабах в результате координации конкурентной политики ЕС и США, а также политики в области окружающей среды и регулирования рынка рабочей силы.

Вместе с тем существует опасность, что параллельно с ТТИП появятся другие неустойчивые региональные зоны свободной торговли. Например, крупные страны с формирующейся рыночной экономикой могут попытаться заключить между собой соглашение, противопоставляющее согласованным трансатлантическим правилам свои нормы. В то же время третьи страны могут попытаться выстроить новую стратегию либерализации, например, проявив желание вступить в ТТИП.

Изменения в области либерализации возможны, кроме того, в силу появления новых международных производственных взаимосвязей, торговых, инвестиционных сетей и сетей в сфере услуг, меняющих запросы предприятий, особенно крупных, в отношении либерализации торговли. Предприятия, как правило, делают ставку не столько на снижение таможенных пошлин, сколько на углубление интеграции, регулирование движения капитала, авторское право, защиту информации. По этой причине, считает автор, в соглашении о ТТИП, участники которого связаны глобальными производственными взаимоотношениями, мог бы учитываться вновь появившийся запрос на либерализацию со стороны ряда секторов.

Рассматривая вопрос о совместимости двусторонних и региональных соглашений, предусматривающих либерализацию торговли, с нормами ВТО, автор подчеркивает, что важнейшими предпосылками для такой совместимости являются устранение в разумные сроки торговых препятствий и таможенных пошлин для

всех торговых сделок; установление таких таможенных пошлин и торговых правил, которые не были бы в большей степени обременительными для третьих стран, чем до образования зоны свободной торговли.

В этих условиях задачей ВТО является снижение напряженности между региональными соглашениями и многосторонними проектами не путем категорических исключений, а с помощью гибких, управляемых и понятных механизмов, учитывающих региональные соглашения, которые тоже могут быть многосторонними. Регулирующие соглашения следует формулировать таким образом, чтобы они были приемлемыми и для третьих стран. Недискриминационные по отношению к третьим странам пункты возможны при условии, если требования будут политически выдержанными и отвечающими интересам многосторонней либерализации.

Заявленной целью ЕС и США является снижение таможенных пошлин на все товары, за исключением небольшого числа «чувствительных продуктов». Поскольку партнеры стремятся к полной отмене пошлин на более чем 90% товаров двусторонней торговли, формально правила ВТО не нарушаются.

Оценивая шансы и проблемы, с которыми может столкнуться ТТИП, автор обращается к историческому опыту. Он свидетельствует о том, что трансатлантические переговоры в области сельского хозяйства, финансового рынка и защиты информации были одинаково трудными, независимо от того, что стимулы для торговли, роста и занятости в соответствующих областях очень разные. Различное понимание и использование возможностей и угроз в области информационных технологий по обе стороны Атлантики тоже создавали значительные трудности. Допустимые и предельные значения, обязательства по окружающей среде регулируются у партнеров совершенно по-разному. Пример появившихся за последнее десятилетие различий - предписания по безопасности в автомобильной промышленности, но здесь уже давно выдвигаются требования по гармонизации. Различное институциональное развитие, разная политика в отношении глобальной стандартизации и т.д. препятствуют одинаковому видению проблем, которое существовало до начала переговоров по конкретным вопросам. Менее сложными являются переговоры по стандартам окружающей среды и

сельского хозяйства, по перемещению людей и по таможенным пошлинам на промышленные товары.

Богатый материал для анализа дают итоги уже давно ведущихся переговоров ЕС и США с другими партнерами. Так, примером для современных торговых соглашений может служить американская концепция тихоокеанского партнерства, которая могла бы способствовать продвижению американских предложений на трансатлантических переговорах. Интересна также концепция тихоокеанского партнерства как партнерства, постоянно открытого для новых стран, если они готовы принять уже существующие результаты переговоров. При этом в рамках тихоокеанского партнерства США выступают за строгие правила определения страны происхождения товара, в соответствии с которыми вся переработка продуктов должна производиться внутри стран, охваченных соглашением; настаивают на более жестких правилах в отношении прав собственности, чем согласованные в рамках ВТО. Что касается «институционального оформления» механизмов регулирования в рамках ТТИП, то США предлагают организовать центральное ведомство по образцу их собственной администрации.

В.И. Шабаева

2014.02.011. БЕНЦ С., ЯЛСИН Е. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ СОГЛАШЕНИЯ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И ЕС.

BENZ S., YALCIN E. Ökonomische Effekte eines Freihandelsabkommens zwischen Japan und der EU // IFO-Schnelldienst. - München, 2013. - Jg. 66, N 14. - S. 35-40.

В статье немецких специалистов анализируются возможные последствия соглашения о свободной торговле между Японией и ЕС, переговоры о заключении которого начались в марте 2013 г. Цель переговоров - устранение тарифных и нетарифных барьеров в двусторонней торговле, что приведет к общему оживлению торговых связей. Кроме того, более глубокая экономическая интеграция между ЕС и Японией может стимулировать низкие темпы роста промышленности обоих партнеров.

Крупные экономики мира все еще не вернулись к стабильному экономическому росту после мирового экономического кризиса 2008 г. Как и в ЕС, в США и Японии сохраняются нестабильность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.