Научная статья на тему 'Торговая либерализация и ее влияние на внешнюю торговлю стран АТЭС (к 30-летию со дня основания Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества)'

Торговая либерализация и ее влияние на внешнюю торговлю стран АТЭС (к 30-летию со дня основания Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1238
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЭС / БОГОРСКИЕ ЦЕЛИ / ФТААП / ТОРГОВАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / СОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / APEC / BOGOR GOALS / FTAAP / TRADE LIBERALIZATION / TRADE FACILITATION / FOREIGN TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна

В статье проведен анализ деятельности Форума Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество в плане формирования зоны свободной торговли на основе эволюции от Богорских целей до Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП). Завершение выполнения цели создания зоны свободной торговли намечено на 2020 г. Охарактеризованы результаты торговой либерализации и содействия торговле, включая снижение средних ставок таможенных пошлин, гармонизацию и устранение отдельных видов нетарифных ограничений, снижение транзакционных издержек, упрощение административных формальностей. Либерализация торговли стимулировала рост внешнеторговых связей, в том числе внутрирегиональных, что повысило долю последних с 57,9% до 69,5% за 1990-2017 гг., а также более быстрые темпы прироста внешней торговли стран АТЭС по сравнению с динамикой роста международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade liberalization and its effect on foreign trade of APEC countries (towards 30 years of APEC’s foundation)

The article analyzes the activities of the Asia-Pacific Economic Cooperation Forum in terms of the formation of a free trade zone based on the evolution from the Bogor goals to the Free trade area for Asia-Pacific (FTAAP). Completion of the goal of creation a free trade zone is scheduled for 2020. The results of trade liberalization and trade facilitation are described, including a reduction in average rates of customs duties, harmonization and elimination of certain types of non-tariff restrictions, reduction of transaction costs, simplification of administrative formalities. Trade liberalization stimulated the growth of foreign trade of APEC states, including intraregional ones, which increased its share from 57.9% to 69.5% during 1990-2017, as well as faster growth rates of foreign trade of the APEC countries compared with the growth dynamics of international trade.

Текст научной работы на тему «Торговая либерализация и ее влияние на внешнюю торговлю стран АТЭС (к 30-летию со дня основания Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества)»

Торговая либерализация и ее влияние на внешнюю торговлю стран АТЭС

(к 30-летию со дня основания форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества)

В статье проведен анализ деятельности Форума Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество в плане формирования зоны свободной торговли на основе эволюции от Богорских целей до Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП). Завершение выполнения цели создания зоны свободной торговли намечено на 2020 г. Охарактеризованы результаты торговой либерализации и содействия торговле, включая снижение средних ставок таможенных пошлин, гармонизацию и устранение отдельных видов нетарифных ограничений, снижение транзакционных издержек, упрощение административных формальностей. Либерализация торговли стимулировала рост внешнеторговых связей, в том числе внутрирегиональных, что повысило долю последних с 57,9% до 69,5% за 1990-2017 гг., а также более быстрые темпы прироста внешней торговли стран АТЭС по сравнению с динамикой роста международной торговли.

Ключевые слова: АТЭС, Богорские цели, ФТААП, торговая либерализация, содействие торговле, внешняя торговля.

Trade liberalization and its effect on foreign trade of APEC countries (towards 30 years of APEC's foundation)

Galina Mikhailovna KOSTYUNINA,

Doctor of Economic Sciences, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, (76 pr. Vernadskogo, Moscow 119454), Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations named after N.N.Liventsev - Professor,

E-mail:galina_kostynina@yahoo.com

6 - 2019 Российский внешнеэкономический вестник

УДК 339.5 ББК 65.428 К-727

Галина Михайловна КОСТЮНИНА,

доктор экономических наук, МГИМО (Университет) МИД России,

(119454 Москва, пр. Вернадского, д.76), кафедра Международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н.Ливенцева - профессор,

E-mail:galina_kostynina@yahoo.com

Аннотация

Abstract

The article analyzes the activities of the Asia-Pacific Economic Cooperation Forum in terms of the formation of a free trade zone based on the evolution from the Bogor goals to the Free trade area for Asia-Pacific (FTAAP). Completion of the goal of creation a free trade zone is scheduled for 2020. The results of trade liberalization and trade facilitation are described, including a reduction in average rates of customs duties, harmonization and elimination of certain types of non-tariff restrictions, reduction of transaction costs, simplification of administrative formalities. Trade liberalization stimulated the growth of foreign trade of APEC states, including intraregional ones, which increased its share from 57.9% to 69.5% during 1990-2017, as well as faster growth rates of foreign trade of the APEC countries compared with the growth dynamics of international trade.

Keywords: APEC, Bogor goals, FTAAP, trade liberalization, trade facilitation, foreign trade.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРУМА АТЭС ASIA-PACIFIC

Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia Pacific Economic Cooperation Forum, APEC), созданный в 1989 г. как первая региональная межправительственная экономическая организация, в 2019 г. отмечает 30 лет со дня своего основания. Ныне в состав АТЭС входят 21 страна и территория, называемые экономиками, как Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район Китая), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

Деятельность АТЭС нацелена на содействие экономическому росту стран; укрепление многосторонней системы торговли с учетом высокой экономической взаимозависимости государств; проведение торговой и инвестиционной либерализации. Принципы деятельности АТЭС включают как принципы, характерные для международных организаций, так и принципы, разработанные самим Форумом. К первой группе относятся: принцип недискриминации, сотрудничества, прозрачности, соответствия нормам ВТО, стэндстил, гибкости. Вторая группа принципов, отличающих специфику процесса торговой и инвестиционной либерализации в АТЭС, включает: принцип невзаимности, сравнимости результатов, добровольности, синхронного начала и дифференцированных сроков реализации мер по либерализации, продолжающегося процесса.

На долю АТЭС приходится 59,0% мирового ВВП, 39,0% населения земного шара, 48,0% мировой торговли, 51,2% привлеченных прямых зарубежных инвестиций мира и 52,8% вложенных ПИИ за рубежом (2017 г.). Участвующие экономики отличаются большой степенью дифференциации по размеру территории

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

и численности населения, по объему ВВП и ВВП на душу населения, по уровню экономического развития. За 1990-2017 гг. совокупный ВВП стран АТЭС по ППС в межд. пост. долл. возрос с 14,1 трлн долл. до 69,5 трлн долл., или в 5 раз. По среднегодовым темпам прироста ВВП АТР является самым динамично развивающимся регионом. За 1992-2017 г. этот показатель составил 6,1% против 5,8% в среднем в мире. Среднедушевой ВВП по ППС в межд. пост. долл. увеличился с 6 173,2 долл. в 1990 г. до 24 033 долл. в 2017 г., или почти в 4 раза.

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Интеграционные процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, носят рыночный характер в силу нехватки институциональных форм. По сути, АТЭС является региональной межправительственной экономической организацией, а не интеграционным объединением, хотя еще в начале 1990-х гг. была выдвинута инициатива формирования зоны свободной торговли.

В 1993 г. на саммите в Сиэттле (Блэйк Айленд) впервые была озвучена мысль о возможности создания Тихоокеанского сообщества. Ее инициатором стал президент США Б.Клинтон. Спустя год в 1994 г. на саммите в индонезийском курортном городке Богор были приняты т.н. Богорские цели по формированию зоны свободной торговли товарами и инвестиций к 2010 г. для развивающихся стран и к 2020 г. для развитых государств. Цели являются добровольными и несвязывающими страны обязательствами по их достижению.

На следующем саммите в Осаке, Япония в 1995 г. принято решение о разработке индивидуальных планов действий по достижению Богорских целей и коллективного плана действий по ключевым вопросам формирования зоны свободной торговли, что получило позднее отражение в Манильской программе действий (1996 г.). В целом, определены 15 направлений, и только четыре из них непосредственно связаны с целями Богорской декларации. Программа выдвинула концепцию гибкости, в соответствии с которой страны должны вести свободную и открытую торговлю на основе прогрессивного снижения пошлин, и увеличения прозрачности таможенных режимов. При этом нигде не записано о полной ликвидации таможенных пошлин - лишь подразумевается снижение их ставок до нуля.

В 1996 г. была утверждена Манильская программа действий, определившая цель формирования Азиатско-Тихоокеанского сообщества (Asia Pacific Community) к 2020 г. Страны поставили перед собой сверхсложную и трудновыполнимую задачу, учитывая огромную дифференциацию между ними. Манильская программа действий (МАПА) включила три раздела: (1) индивидуальные планы действий каждой страны-участницы (ИПД); (2) коллективный план действий АТЭС (КПД); (3) развитие экономического и технического сотрудничества на основе разработки совместных проектов (ЭКОТЕК).

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

21 Q

Данная программа действий зафиксировала такие долгосрочные цели, как сокращение средневзвешенных ставок пошлин до 0-5% и ликвидация нетарифных барьеров к 2010-2020 гг.; введение национального режима в инвестиционной сфере к 2010-2020 гг. с минимальными изъятиями; введение оговорки стэндстил, т.е. не повышать уровень протекционистской защиты и проводить прогрессивную либерализацию по реализации Богорских целей; снизить уровень торговых ограничений, в том числе, сократить тарифные пики и некоторые виды нетарифных ограничений в отдельных отраслях, уменьшить число изъятий, сократить разрыв в ставках пошлин на отдельные товары.

На Ванкуверском саммите АТЭС (1997 г.) в целях активизации создания зоны свободной торговли было принято решение о добровольной ускоренной отраслевой либерализации до 2020 г. по 15 товарным группам. Это - экологические товары и услуги; рыба и рыбопродукция; лесные товары; медицинское оборудование; энергетика; телекоммуникации; игрушки; драгоценные камни и ювелирные изделия; химические товары с началом либерализации в 1999 г. для этих девяти отраслей; а также растительные масла и продукция из них; продовольствие; синтетический и натуральный каучук; минеральные удобрения; гражданская авиатехника; автоматические устройства. Данная инициатива исходит из трех направлений реализации: мер по открытию рынка; мер содействия торговле; экономического и технического сотрудничества.

Модели либерализации были различными: от ликвидации пошлин и либерализации нетарифных ограничений (по 13 секторам) до их передачи в ВТО для проведения переговоров (химическая продукция, экологические товары и услуги) и проведения оценки эффекта либерализации (продовольственные товары). Изначально предполагалось, что Программа ускоренной отраслевой добровольной либерализации дополнит индивидуальные планы действий и позволит акцентироваться на тех секторах, по которым проще достичь согласия и быстрее выполнить. Несомненный плюс этой программы состоял в снижении значения принципа добровольности при ее реализации, т.к. каждая страна должна была согласовать пакет предложений или отказаться от него. Подобный подход соответствовал целям и принципам ВТО, когда в его основу были положены принципы взаимной выгоды и сбалансированности интересов.

Но реализации Ванкуверских договоренностей помешал глобальный (азиатской) финансовый кризис. В итоге, на очередной встрече министров торговли АТЭС было решено передать вопросы таможенной либерализации на рассмотрение в ВТО, а вопросы нетарифного регулирования, содействия торговле и развитие экономического и технического сотрудничества - оставить в рамках АТЭС. Эта инициатива получила название «Новозеландской инициативы». Но и урезанный вариант Ванкуверской программы был реализован частично и с немалыми труд-

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

ностями из-за последствий финансового кризиса, когда на смену либерализацион-ным мерам пришли протекционистские устремления защитить национальную экономику от конкуренции извне. Фактически, эта программа вылилась в составление обзоров и проведение семинаров по достижению прогресса в сфере нетарифного регулирования, содействия торговле и развития экономического и технического сотрудничества, но активизировать либерализацию торговли и инвестиций в АТЭС она не смогла.

На всех без исключения последующих саммитах АТЭС страны-участницы заявляли о приверженности задаче формирования к 2020 г. зоны свободной торговли в рамках сначала Богорских целей, а со второй половины 2000-х гг. - концепции Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП). Так, в 2002 г. на проходившем в Лос Кабосе (Мексика) саммите стран-членов АТЭС был утвержден План действий по содействию торговле на основе сокращения транзакционных издержек на 5% к 2006 г.

На саммите в Сантьяго, Чили в 2004 г. утверждена Инициатива Сантьяго по содействию росту торговли в АТЭС, которая включила два направления, как торговая и инвестиционная либерализация и содействие торговле на основе сокращения транзакционных издержек за счет упрощения административных формальностей, автоматизации, гармонизации стандартов и устранения торговых барьеров. Спустя год, на Ханойском саммите АТЭС (2006 г.) утверждена концепция Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП). В 2009 г. проходил саммит АТЭС в Сингапуре, на котором была инициирована программа самосертификации правил страны происхождения товара с партнерами по зонам свободной торговли, что уже реализовано Австралией, Канадой, Новой Зеландией, Республикой Корея, Сингапуром, США и Японией.

Иокагамский саммит (2010 г.) впервые в истории АТЭС подвел промежуточные итоги торговой либерализации по достижению Богорских целей, а также определил значение ФТААП как комплексного соглашения о зоне свободной торговли на основе развития моделей АСЕАН+3, АСЕАН+6 и Транстихоокеанского партнерства. Страны утвердили документ под названием «Пути ФТААП», определивший необходимость перевода концепции из области стремления в область конкретного видения. Намечено предпринять шаги по реализации концепции, в том числе в рамках инвестиций, услуг, электронной коммерции, правил страны происхождения товаров, содействия торговле на основе связности цепочек поставок и программ авторизованного экономического оператора, экологических товаров и услуг. С учетом различий в уровнях экономического развития между странами АТЭС необходимо обеспечить эффективное развитие экономического и технического сотрудничества по улучшению инфраструктуры для торговой и инвестиционной либерализации, и содействия торговле и инвестициям.

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

23 ^

В 2012 г. на юбилейном двадцатом саммите АТЭС во Владивостоке был достигнут прогресс по либерализации экологических товаров (утвержден их список и решено снизить ставки таможенных пошлин в среднем до 5% и менее к концу 2015 г.). На следующем Балийском саммите АТЭС (2013 г.) утверждены такие меры по торговой либерализации, как: (1) невведение новых дискриминационных ограничений в торговле и инвестициях до конца 2016 г. и устранение протекционистских мер; (2) снижение ставок таможенных пошлин до 5% и более на экологическую продукцию; (3) продолжение реализации Плана действий АТЭС по упрощению административных формальностей. В 2016 г. на очередном саммите АТЭС в перуанской столице г.Лима подчеркнута решимость завершить формирование ФТААП к 2020 г. на основе одного из проектов интеграционных объединений - Транстихоокеанского партнерства (ТТ П) или Регионального всеобъемлющего экономического партнерства (РВЭП); важность разработки и реализации рабочих программ по снижению ставок таможенных пошлин, либерализации нетарифных ограничений, по выполнению Дорожной карты АТЭС по конкурентоспособности сферы услуг, по инвестициям и по правилам страны происхождения товара.

В рамках Пекинского саммита (2014 г.) утверждена Пекинская Дорожная карта содействия АТЭС в реализации проекта ФТААП. По всеобщему мнению лидеров участвующих экономик, Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли должна быть зоной комплексной и высокого стандарта. Ее следует реализовать вне рамок АТЭС, но параллельно с развитием экономического сотрудничества в АТЭС на основе принципов невзаимности и добровольности. Цель ФТААП состоит в том, чтобы минимизировать любые негативные эффекты от функционирования в АТР многочисленных двусторонних и многосторонних интеграционных соглашений, а также использовать возможности подписания соглашений в рамках ТПП и РВЭП для формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. В качестве шагов по достижению ФТААП предложено подготовить коллективное исследование по этому вопросу до конца 2016 г., снизить ставки таможенных пошлин на экологические товары до 5% и менее к концу 2015 г., повысить прозрачность действующих интеграционных объединений, в том числе с помощью Механизма АТЭС по обмену информацией между интеграционными объединениями; продолжить работу по реализации Рамочного плана действий по Инициативе строительства инфраструктурных объектов; ускорить торговую либерализацию и содействие торговле, улучшить предпринимательский климат в странах, усилить региональную связность в сферах инвестиций, услуг, электронной коммерции, правил страны происхождения товаров, глобальных стоимостных цепочек, таможенного сотрудничества, экологических товаров и услуг и др.

Конечно, принятая Дорожная карта не связывает страны взаимными обязательствами и не определяет четких направлений с указанием конкретных сроков по формированию зоны свободной торговли, как это есть в рамках известных инте-

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

грационных объединений - ЕС, НАФТА или АСЕАН. Это, несомненно, выступает препятствием на пути достижения Богорских целей и проекта ФТААП, тем более в рамках такого неоднозначного регионального объединения, как АТЭС.

Саммит в 2018 г. в Папуа-Новая Гвинея стал первым в истории АТЭС саммитом, когда лидеры участвующих экономик не смогли прийти к общему консенсусу по основным положениям Итоговой декларации, которая так и не была принята. В опубликованных документах центральное место занимает заявление председателя АТЭС, в котором определены такие задачи АТЭС на ближайшее будущее, как формирование цифровой экономики с учетом аналогичной Дорожной карты Форума, принятой в 2017 г.; улучшение связности между участвующими экономиками и углубления интеграционных процессов по достижению Богорских целей к 2020 г.

Неразрывно с торговой либерализацией связано такое направление Манильской программы действий, как содействие торговле. Концепция содействия торговле, разработанная в рамках АТЭС, впоследствии была принята в рамках Всемирной торговой организации. Содействие торговле включает гармонизацию стандартов и сертификатов соответствия, таможенных процедур, введение упрощенных виз для предпринимателей, защиту прав интеллектуальной собственности, определение правил страны происхождения товаров, меры по формированию бездокументарной и гармонизированной системы таможенных процедур; заключение соглашений о взаимном признании оценки стандартов и их соответствию международным стандартам. Реализации мер содействия торговле помогают коллективный план действий АТЭС и строительство инфраструктурных объектов.

В условиях небольшого прогресса АТЭС в плане снижения ставок таможенных пошлин, неудачи подписания соглашения по добровольной ускоренной отраслевой либерализации было решено уделить особое внимание проблеме содействия торговле. Страны АТЭС согласились с необходимостью повышения уровня соответствия между различными национальными стандартами и техническими нормами. Стандарты являются неотъемлемым инструментом защиты здоровья и безопасности потребителей, защиты экологии. Сохранение огромной дифференциации между ними намного затрудняет доступ товаров на рынок.

В 2001 г. был принят первый План действий по содействию торговле (Trade Facilitation Action Plan, TFAP). Цель - сокращение транзакционных издержек на 5% в течение 2002-2006 гг. С учетом принципа добровольности страны вправе выбирать меры и действия по их реализации. Было выбрано 1400 действий и мер, из которых реализовано 62%. В 2006 г. был утвержден второй План действий, рассчитанный на 2007-2010 гг. Его основу составляет пересмотренный список действий и мер, в том числе те, которые не были выполнены. Во втором плане акцент сделан на коллективных действиях по сокращению транзакционных издержек еще на 5%, что было выполнено к 2011 г.

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

25 Q

Такое направление торговли, как электронная коммерция получило широкое развитие в странах АТЭС. В 2004 г. утверждены Рамочные основы конфиденциальности как общий подход к защите информации. Спустя 3 года была принята Руководящая инициатива конфиденциальности данных для поддержки бизнеса, сокращения издержек регуляторов, минимизации регулятивных препятствий. В Инициативе участвуют 16 стран - Австралия, Вьетнам, Гонконг, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Республика Корея, Перу, Сингапур, США, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Чили, Япония. В ней содержатся общие обязательства по разработке системы трансграничных правил конфиденциальности в АТЭС. Предприниматели обязаны разработать собственные внутренние правила по процедуре конфиденциальности, регулирующие передачу личной информации через границы, их соотношение с Рамочными основами конфиденциальности и удовлетворение высоким стандартам принципов АТЭС в сфере конфиденциальности. В 2008 г. утвержден Рабочий план по основам конфиденциальности данных, который включает 9 проектов по реализации соответствующей схемы. Для этих целей в 2010 г. было подписано Соглашение о трансграничной защите конфиденциальности, в котором участвуют 5 стран - Австралия, Гонконг, Канада, Новая Зеландия и США. Использование принципов конфиденциальности информации требует разработки или модификации национального законодательства.

Еще одна приоритетная сфера содействия торговле - упрощение мобильности предпринимателей. В рамках данной концепции проводится обмен информацией о режиме регулирования порядка въезда/выезда граждан, сокращен срок выдачи краткосрочных виз и проведения процедур по временной резиденции предпринимателей, используются технологии для обеспечения пограничной безопасности и прочих контртеррористических мер.

Для ее реализации в АТЭС разработана схема Дорожной карты для предпринимателей, которая исходит из безвизового режима и ускоренной миграционной процедуры для данной категории лиц. В настоящее время она применяется в полном объеме в 19 странах, еще 2 страны находятся на переходном этапе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТОРГОВОЙ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ АТЭС

Благодаря мерам, реализованным на разных уровнях - многостороннем, региональном, двустороннем и национальном - средние ставки таможенных пошлин в АТЭС снизились с 16,9% в 1989 г. до 5,3% в 2017 г., в том числе на аграрную продукцию - с 13,8% в 2008 г. до 11,4% в 2017 г. Но одновременно возросла доля тарифных позиций национальных таможенных тарифов, в отношении которых установлена нулевая ставка пошлины - 45,4% до 47,9%. Согласно данным АТЭС, по итогам 2017 г. из 21 участвующей экономики 9 стран имели средние ставки пошлин в пределах 0-5% (Австралия, Бруней, Канада, Гонконг, Япония, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США), у 12 других государств данный показатель превышает

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

5%, а самый высокий показатель у Республики Корея - 13,9%. Следует напомнить, что в Осакской программе действий была зафиксирована задача снижения средних ставок пошлин до 0-5%.

Достигнут прогресс в устранении или сокращении нетарифных ограничений, но сохраняются отдельные ограничения и вводятся новые меры. Сократилось количество нетарифных ограничений с 35 до 25 за 2014-2017 гг. Произошли сдвиги в гармонизации национальных стандартов в соответствии с международными нормами, но сохраняются проблемы в санитарно-ветеринарных и фитосанитарных нормах и технических правилах. В области правил происхождения товаров в 2011 г. завершена Программа строительства инфраструктуры в сфере самосертификации правил страны происхождения товаров. Ее цель - проведение самосертификации и присоединение стран к Инициативе АТЭС по самосертификации. В 2009 г. утверждены Основы АТЭС по упрощению документов и процедур в отношении правил страны происхождения товаров. В ней участвуют 18 стран АТЭС. Многие страны публикуют на национальных сайтах информацию о правилах определения страны происхождения товаров и ввели автоматизированную систему подачи импортной и экспортной декларации.

В сфере услуг сохраняются ограничения в отношении доступа на рынок, национального режима и местного присутствия. Осуществлены такие меры, как: пересмотр Схемы плана действий в сфере услуг, которая определяет приоритеты и потребности в инфраструктуре для стимулирования торговли услугами; утвержден пакет несвязанных правил доступа иностранных специалистов как поставщиков услуг; принят план действий по статистике в торговле услугами; завершен третий этап формирования базы данных правил доступа на рынки услуг. Вместе с тем, в сфере либерализации услуг достигнут следующий прогресс. Возросло количество секторов услуг с обязательствами по Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) с 77 до 79, также повысился уровень обязательств региональных интеграционных объединений в области услуг с 57,1% до 70,1%, а количество интеграционных объединений с нормами по либерализации взаимных услуг - с 5688 в 2008 г. до 109-125 объединений в 2017 г.

В целом, страны АТЭС утвердили различные либерализационные меры, неодинаковые по объему и степени открытости, что отражает дифференциацию уровней их экономического развития. Большинство развитых государств Форума отличается относительно либеральным торговым режимом, отсюда узкий круг предложенных индивидуальных действий в рамках АТЭС. Страны АТЭС достигли существенного прогресса в снижении транзакционных издержек. Так, за 2006-2017 гг. количество дней совершения экспортной сделки сократилось с 17 до 2,53, количество требуемых документов с 5,4 до 4,7, а стоимость сделок - с 842 долл. до 496 долл. в расчете за 1 контейнер. Если для импортной сделки требовалось 17 дней в 2006 г., то в 2017 г. - 3,3 дней, число необходимых для импорта документов - с 6,3 до 5,6, а стоимость сделки снизилась с 941 долл. до 492,2 долл. соответственно.

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

27 ^

Совокупные издержки сократились на 5%, а временные издержки на таможенную очистку - на 8,1%. Продолжается процесс упрощения таможенных процедур в рамках АТЭС на основе пересмотренной Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур. В среднем требуется 3 документа для экспортной сделки и 4 документа для импортной сделки. В большинстве стран достигнута 100% электронная документация. Программа «одного окна» действовала в 13 странах АТЭС еще в 2010 г. Это - Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили, Япония. Еще в 5 странах программа находилась в стадии реализации. Ее функционирование позволяет сэкономить время прохождения «таможенной очистки» до 1-2 дней и снизить торговые издержки.

В такой приоритетной сфере, как стандарты и правила соответствия, страны продолжают гармонизацию национальных стандартов в соответствии с международными нормами. Подписано соглашение АТЭС о взаимном признании электрической и электронной продукции, что важно для региональной торговли этой продукцией, объем которой достигает свыше 1 трлн долл. в среднем ежегодно. В ряде стран применяются схемы обеспечения безопасности электрической и электронной продукции, стандарты и сертификаты соответствия, выпускаемые Международной электротехнической комиссией (МЭК). При отсутствии обязательных требований импортеры и розничные торговцы в ряде стран АТЭС используют стандарты МЭК.

Бездокументарная торговля означает внедрение сертификата происхождения в электронной форме, что позволяет уменьшить торговые издержки. Впервые такой документ был внедрен в торговле Японии и Тайваня. Совокупный объем преимуществ для экспортеров составил 217 долл. за отгрузку и сокращение на 2 дня времени совершения экспортной сделки. Экономия административных издержек составила 4 часа 20 минут. Совокупные преимущества для импортера - 205 долл. за отгрузку товара и сокращение времени на 3 дня, а экономия на административных издержках - 7 часов 15 минут. В целом, сокращение издержек за 2006 -2010 гг. составило 6,2%, что в реальном выражении дало экономию в 6,3 млрд долл. Программа авторизованного экономического оператора реализуется в 17 странах АТЭС, а также подписано 36 соглашений о взаимном признании в данной сфере.

По оценкам экспертов АТЭС, количество предпринимателей, которые пользуются схемой Дорожной карты по упрощению мобильности предпринимателей, возросло с 88 тыс. в 2010 г. до 240 тыс. в 2017 г. Ее введение позволило снизить издержки держателей Дорожной карты на 43,3% в среднем ежегодно, в том числе держатели карт сэкономили 27,8% на издержках по получению виз и 54,4% на издержках по выполнению миграционных процедур в аэропортах.

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

ВЛИЯНИЕ ТОРГОВОЙ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ НА ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ СТРАН АТЭС

Растет роль АТЭС в мировой торговле. Так, доля Форума в мировом экспорте увеличилась с 39,0% до 50,9%, в мировом импорте - с 39,7% до 49,4% за 19892017 гг. Совокупный экспорт товаров АТЭС возрос с 1231,8 млрд долл. в 1989 г. до 8809,8 млрд долл. в 2017 г., или в 7,2 раза, импорт - с 1303,0 млрд долл. до 8959,3 млрд долл., или в 6,9 раза соответственно Объем внутрирегионального экспорта АТЭС увеличился с 0,85 трлн долл. в 1989 г. до 6,1 трлн долл. в 2017 г., или в 7,3 раза. Таким образом, среднегодовые темпы прироста внутрирегионального экспорта АТЭС несколько превышали соответствующий показатель совокупного экспорта. В результате проведения либерализационных мер возросла экономическая взаимозависимость в АТЭС с 57,9% до 69,5% во взаимной торговле, и с 39,0% до 72,0% во взаимных инвестициях в 1990-2017 гг. Рост частично связан с влиянием раздробленности производственного процесса и цепочек поставок, охватившим весь регион. Во внутрирегиональном экспорте существенная доля приходится на полуфабрикаты, производимые в одной стране и вывозимые в другие (в основном, развитые) государства.

Товарная структура экспорта стран АТЭС отличается снижением доли промышленной (с 88,3% до 83,6%) и аграрной продукции (с 5,2% до 4,9%) и ростом удельного веса минерального топлива (с 6,5% до 11,5%) за 2002-2017 гг. Причина изменения товарной структуры связана с ростом спроса на товары и расширением производственных мощностей в развивающихся экономиках. Страны региона вывозят в основном капиталоемкую продукцию (40%) и потребительскую продукцию (30%), тогда как доля полуфабрикатов и сырья существенно ниже (20% и 10% соответственно). В географическом разрезе высокая доля во внутрирегиональном товарообороте АТЭС принадлежит США - 17,6%, Китай на втором месте - 12,0% и Гонконг - на третьем месте - 6,7%.

Для США регион АТЭС сохраняет стратегическую в экономическом плане важность в связи с тем, то на него приходится более 60% американских внешнеторговых связей. При этом важность АТЭС как производителя и экспортера продукции для американского рынка выше. Доля стран АТЭС в американском экспорте снизилась за 2000-е гг. с 64,9% в 2000 г. до 58,0% в 2008 г., затем стала расти, достигнув 63,2% в 2017 г. и сохраняется на высоком уровне. Темпы прироста в данный регион были ниже соответствующего показателя для совокупного экспорта США. Экспорт США в АТЭС возрос с 506,5 млрд долл. в 2000 г. до 976,7 млрд долл. в 2017 г., или в 1,9 раза, а совокупный американский экспорт - с 780,3 млрд долл. до 1545,6 млрд долл., или в 1,98 раза соответственно. Основные рынки сбыта американских товаров в регионе АТЭС - Канада, Мексика и Китай.

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

29 ^

Доля АТЭС в американском импорте снизилась с 66,0% в 2000 г. до 60,7% в 2008 г., и в последующие годы почти достигла уровня начала 2000-х гг. - 67,7% в 2017 г. В абсолютном выражении импорт США в страны региона возрос с 830,1 млрд долл. до 1629,7 млрд долл., или в 1,96 раза, а совокупный импорт США - с 1 258,1 млрд долл. до 2 407,4 млрд долл., или в 1,9 раза соответственно. Таким образом, темпы прироста американского импорта несколько выше, чем из других стран мира. Основные источники импорта - Китай, Канада и Мексика.

Регион АТЭС выступает экономически важным регионом для Японии, на него приходится 2/3 ее внешнеторговых связей. За 2000-2017 гг. доля АТЭС в японском экспорте возросла с 75,5% до 63,2%. Объем японского экспорта в регион увеличился с 361,7 млрд долл. в 2000 г. до 976,6 млрд долл. в 2017 г., или в 2,7 раза, тогда как совокупный экспорт страны - с 479,3 млрд долл. до 1545,6 млрд долл., или в 3,2 раза соответственно. Таким образом, японский экспорт в страны АТЭС уступал по динамике совокупному экспорту страны. Роль региона как источника импорта ниже по сравнению с ролью как рынков сбыта японской продукции. Доля АТЭС в импорте Японии несколько снизилась с 68,9% в 2000 г. до 67,6% в 2017 г. (минимум был достигнут в 2008 г. - 61,5%). Японский импорт из АТЭС возрос с 261,6 млрд долл. до 1627,9 млрд долл., или в 6,2 раза за 2000-2017 гг., а совокупный импорт Японии - с 379,7 млрд долл. до 2407,4 млрд долл., или в 6,3 раза соответственно, т.е. совокупный импорт рос несколько более динамично.

Еще один крупный торговый партнер в регионе - Китай, экспорт которого в страны АТЭС возрос с 184,0 млрд долл. до 1424,7 млрд долл., или в 7,74 раза за 2000-2017 гг., а совокупный экспорт страны - с 249,2 млрд долл. до 2263,4 млрд долл., или в 9,08 раза. Доля АТЭС в экспорте КНР снизилась с 73,8% до 62,9% вследствие более низких темпов роста китайского экспорта в АТЭС. Импорт КНР из стран АТЭС увеличился с 147,7 млрд долл. до 1169,9 млрд долл., или в 7,9 раз за 2000-2017 гг., тогда как совокупный импорт Китая рос более быстрыми темпами и возрос с 225,1 млрд долл. до 1843,8 млрд долл., или в 8,19 раз соответственно. Доля АТЭС в китайском импорте снизилась с 65,6% до 63,5% за 2000-2017 гг.

Различия между странами в ресурсной обеспеченности и уровнях экономического развития позволяют использовать преимущества в специализации - обмен промышленной продукцией и сырьем на высокотехнологичные товары и услуги. В перспективе, объем торговли будет расти по мере роста ВВП, а региональное производство будет перемещаться из американских стран в азиатские государства Тихоокеанского бассейна. В этих условиях требуются новые правила торговли, при разработке которых необходимо учитывать большое число региональных интеграционных (в основном, двусторонних) соглашений, в которых участвуют страны АТЭС. Из общего количества региональных интеграционных соглашений, действующих с участием стран АТЭС (164) на соглашения между отдельными странами АТЭС приходится 38,4% (63) по итогам 2017 г.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

Подводя итоги, можно сказать, что за 30 лет своего функционирования АТЭС превратился из консультативного органа в динамичный инструмент содействия торговой либерализации в регионе и в мире в целом. Однако анализ принятых на разных саммитах решений показывает их расплывчатый и необязательный характер, далекий от интеграционных планов в ЕС, НАФТА или АСЕАН, а с учетом сохранения добровольности выполнения решений, принципов невзаимности и консенсуса, положенных в основу деятельности Форума, свидетельствует о проблемах достижения Богорских целей по формированию зоны свободной торговли в АТЭС к 2020 г.

В целом, торговая либерализация в рамках АТЭС продолжается. Правда, не только с учетом достижений самого АТЭС, но и в рамках национальных программ торговой либерализации, выполнения обязательств перед региональными интеграционными соглашениями, в которых участвуют те или иные страны, а также обязательств перед ВТО. В частности, снизился средний уровень таможенно-тарифного обложения, уменьшились транзакционные издержки, упростились административные формальности. Это содействовало повышению роли стран АТЭС в международной торговле, как одновременно и росту их торговой взаимозависимости.

ПРИМЕЧАНИЯ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 APEC at a Glance 2018. APEC Secretariat, 2018. P.1.

2 2016 Leaders' Declaration. 2016 Key APEC Documents. URI: https://www.apec.org/ Publications/2016/12/Key-APEC-Documents-2016

3 The Chair's Era Kone Statement. Harnessing Inclusive Opportunities, Embracing the Digital Future. 2018 Key APEC Documents. URI: https://www.apec.org/Publications/2018/12/ Key-APEC-Documents-2018

4 APEC's Bogor Goals Dashboard. APEC Policy Support Unit November 2018. Р.2.

5 APEC'S Bogor Goals Progress Report. APEC Policy Support Unit November 2018.

Р.2.

Р.6.

APEC Bogor Goals Dashboard. APEC Secretariat, Singapore, 2016. P.3.

APEC'S Bogor Goals Progress Report. APEC Policy Support Unit November 2018.

8 The Global Competitiveness Report 2017-2018, World Economic Forum (WEF). URL: http://reports.weforum.org/the-global-competitiveness-report-2017-2018/

9 APEC Policy Support Unit. Policy BriefNo. 25 January 2019. Р.8.

10 https://www.apec.org/Press/News-Releases/2017/1112_ABTC

11 Asia Pacific Trade and Investment Report 2017. Singapore, 2017.-P.6.

12 Составлено на основе данных APEC Database. URL: http://statistics.apec.org/index. php/bilateral_linkage/bld_result/22

13 APECStats. URL: http://statistics.apec.org/index.php/key_indicator/kid_result/67

14 APEC Database. URL: http://statistics.apec.org/index.php/bilateral_linkage/bld_re-sult/22

5

7

6 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

31 Q

БИБЛИОГРАФИЯ

Перспективы экономической глобализации. Монография под ред. Булатова А.С. М., Кнорус, 2019. 666 с.

Симонова М.Д. Некоторые вопросы методологии сравнительного анализа условий внешней торговли и динамики макроэкономических показателей // Вопросы статистики. 2011. №5. С.53-56.

APEC at a Glance 2018. APEC Secretariat, 2018. 2 p.

APEC's Bogor Goals Dashboard. APEC Policy Support Unit November 2018. 35 p.

APEC'S Bogor Goals Progress Report. APEC Policy Support Unit November 2018. 97 p.

Asia Pacific Trade and Investment Report 2017. Singapore, 2017. 160 p.

International Trade Center UNCTAD/WTO. Available at: http://www.trademap.org/Index.

World Tariff Profiles. WTO ITC UNCTAD, 2017. 250 p.

WTO Non-tariff Measures. Available at: https://i-tip.wto.org/goods/default.aspx?

BIBLIOGRAPHY

Perspektivi ekonomicheskoy globalizatsii. Monografiya pod red. Bulatova A.S. Moscow, Knorus, 2019.666 р.

Simonova M.D. Nekotoriye voprosi metodologii sravnitelnogo analiza uslovii vneshnei tor-govli I dinamiki makroekonomicheskikh pokazateley // Voprosi statistiki. 2011. #5. S.53-56.

APEC at a Glance 2018. APEC Secretariat, 2018. 2 р.

APEC's Bogor Goals Dashboard. APEC Policy Support Unit November 2018. 35 р.

APEC'S Bogor Goals Progress Report. APEC Policy Support Unit November 2018. 97 р.

Asia Pacific Trade and Investment Report 2017. Singapore, 2017. 160 р.

International Trade Center UNCTAD/WTO. Available at: http://www.trademap.org/Index. aspx

World Tariff Profiles. WTO ITC UNCTAD, 2017. 250 p.

WTO Non-tariff Measures. Available at: https://i-tip.wto.org/goods/default.aspx?

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.