Костюнина Г.М?
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
Ключевые слова: АТР, экономическая интеграция, зона свободной торговли, АСЕАН, АТЭС, АНЗСЕРТА
Keywords: Asia-Pacific region, economic integration, free trade area, ASEAN, APEC, ANZCERTA.
Периодизация торговой либерализации в рамках АТР
Можно выделить несколько этапов торговой либерализации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В рамках первого этапа (1960-1967 гг.) известный японский аналитик К.Кодзима выдвинул концепцию создания Тихоокеанской зоны свободной торговли (ПАФТА, Pacific Free Trade Area, PAFTA) в составе экономически развитых государств - США, Канады, Японии, Австралии и Новой Зеландии. В качестве институциональной структуры К.Кодзима предложил в 1968 г. образовать Тихоокеанскую организацию по торговле и развитию - ОПТАД (Organization on Pacific Trade and Development, OPTAD) по аналогии с ЮНКТАД2. С выдвижения этой идеи начался второй этап торговой либерализации в АТР, который охватил 1968-1977 гг. Но для ее реализации отсутствовали объективные экономические и политические предпосылки.
В рассматриваемый период институционализация экономического сотрудничества в регионе пошла по пути образования неправительственных организаций. Их главным инициатором выступала Япония, предложившая формирование в 1968 г. Тихоокеанского форума по торговле и развитию (Pacific Forum on Trade and Development, PAFTAD) как неправительственной организации, объединившей ученых стран региона. Ее главная цель - концептуальная разработка основ регионального экономического сотрудничества в рамках проведения конференций и составления аналитических обзоров.
В том же году образовался Экономический совет Тихоокеанского бассейна (ТЭС, Pacific Basin Economic Council, PBEC) как неправительственная организация в составе руководителей более 1000 компаний из 17 стран. Цель ТЭС заключается в содействии развитию торговли и инвестиций в рамках АТР на основе взаимодействия с руководителями правительств и международными организациями.
Третий этап торговой либерализации в регионе (1978-1988 гг.) характеризовался продолжением формирования региональных экономических организаций неправительственного характера. В 1980 г. по предложению Японии создается Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС, Pacific Economic Cooperation Council, PECC) как трехсторонняя организация с участием представителей правительственных, предпринимательских и научных кругов с целью определения направлений региональной экономической политики и создания зоны свободной торговли. Основное достижение СТЭС - принятие концепции «открытого регионализма» в 1992 г., ныне общепризнанной в мировой интеграционной практике.
В рассматриваемый период происходит смещение организационных основ экономического сотрудничества в АТР от чисто консультативных рамок к попытке создания общерегионального объединения, а также активизация интеграционных процессов на субрегиональном уровне. В 1983 г. вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией (АНЗСЕРТА, Australia - New Zealand Closer Economic Relations, ANZCERTA).
Четвертый этап торговой либерализации азиатско-тихоокеанского сотрудничества (1989-1999 гг.) оказался богатым на выдвижение новых интеграционных инициатив - создание зоны свободной торговли в рамках АСЕАН (1992 г.) и в рамках АТЭС (1994 г.), зон экономического роста в Восточной Азии (начиная с 1989 г.) и ряда других. Большая дифференциация стран региона по различным макроэкономическим показателям сказалась на специфике экономической интеграции: наряду с углублением интеграции в рамках институционально оформленных субрегиональных экономических объединений наблюдалось оживление интеграции на неформальной основе в силу частнопредпринимательских инициатив, что получило название «мягкой» регионализации (т.е. без институционального оформления).
Наконец, в 1989 г. в АТР создана первая межправительственная экономическая организация - Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), в рамках которой выдвинута идея создания зоны свободной торговли товарами, услугами и инвестиций к 2020 г.
Пятый современный этап с 2000 г. характеризуется активизацией подписания новых интеграционных соглашений как на многосторонней, так и на двусторонней основах.
1 Костюнина Галина Михайловна - д.э.н., профессор, профессор кафедры МЭО и ВЭС МГИМО (университет) МИД РФ. E-mail: [email protected]
2 Kodjima K. Pacific Economic Community and Asian Development Countries. - Tokyo, 1966.
Место АТР в системе региональных торговых соглашений
Начиная с 2000 г., в АТР быстро растет количество вновь создаваемых зон свободной торговли (ЗСТ). Если в 1955-1959 гг. количество ЗСТ равнялось 1, то к 2000 г. выросло до 32, а в 2015 г. - 343 (более подробно см. диагр. 1).
Диаграмма 1. Динамика количества зон свободной торговли в АТР
Источник. Построено на основе данных Asian Regional Integration Center. - http://aric.adb.org/fta
Если взять только западную часть АТР (Северо-Восточная и Юго-Восточная Азия и юг Тихоокеанского бассейна), то количество РТС возросло с 9 до 120, или в 13 раз за 2000-2015 гг. В том числе количество соглашений, нотифицированных в ВТО, увеличилось с 8 до 102, соглашений, подписанных и вступивших в силу, - с 1 до 14 и соглашений, подписанных и не вступивших в силу - с 0 до 4 соответственно. Что касается соотношения между двусторонними и многосторонними соглашениями, то если в 2000 г. их количество было сравнимо (4 и 5 соответственно), то в 2015 г. изменилось в пользу двусторонних РТС (78 и 42)1.
Современный этап интеграционных процессов в АТР характеризуется полномасштабными зонами свободной торговли, многие из которых вступили в силу в 2010 г., как например, зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) или АСЕАН-Китай. Стали функционировать все пять соглашений АСЕАН о зоне свободной торговли с основными торговыми партнерами - с Японией, Республикой Корея, Австралией и Новой Зеландией, и Индией.
Их отличительная особенность - включение норм ВТО+. В разрезе по странам наиболее высокий уровень охвата торговли в рамках зон свободной торговли (ЗСТ)2 имеют Чили (90%), Мексика (81,5%), Канада (68,4%), Сингапур (65,9%) и Индонезия (63,9%). Что касается политических и экономических лидеров АТР, то наиболее высокий уровень охвата у США - 34,4%, тогда как у Японии - 16,5% и Китая - 11,2%. Последние показатели не учитывают подписанные, и вступившие в силу в конце 2012 г. соглашения Республики Корея и США, Республики Корея и ЕС.
Далеко не все действующие в регионе интеграционные соглашения перешли на беспошлинную торговлю, но почти все отличаются комплексностью охвата. Так, в 22 интеграционных соглашениях 89% товарных позиций облагались нулевыми пошлинами в 2010 г. и 84% в 38 соглашениях осуществлялись на беспошлинной основе. По прогнозу, к 2020 г. их доли возрастут до 96% и 97% соответственно. В странах АТЭС средневзвешенные пошлины на все товары снизились с 6% до 3% в пяти развитых государствах и с 13% до 7% в 16 развивающихся странах3.
Благодаря расширению беспошлинной торговли в рамках ЗСТ и увеличению количества ЗСТ АТР становится все более интегрированным мега-рынком, что сказывается на росте экономической взаимозависимости и взаимодополняемости региона, на бизнес-среде компаний, функционирующих в странах АТР. Постепенно происходит эволюция от акцента на стимулирование производственной базы к стимулированию внутреннего спроса и развитию потребительского рынка в странах АТР (что выступает в качестве основы для стабильного и динамичного экономического роста).
Регион отличается наиболее динамичными темпами экономического роста в мире. Он включает две самые динамично развивающиеся экономики мира - Китай и Индию (хотя с географической точки зрения последняя относится к Южной Азии, но благодаря активному участию в различных институциональных структурах АТР часто рассматривается как азиатско-тихоокеанская страна), а также ряд других государств с меняющейся моделью экономического развития, нацеленной на рост производства и рост внутреннего спроса в Азии. Проведение торговой либерализации в рамках зон свободной торговли стимулирует бизнес ТНК, прежде всего, японских. Наиболее интегрирующимся субрегионом является Восточная Азия.
Процесс торговой и инвестиционной либерализации в АТР отличается более динамичными темпами в отличие от других регионов мира, на односторонней основе и с учетом обязательств перед ВТО.
1 RTA Database. - http://rtais.wto.org/UI/PublicSearchByMemberResult.aspx?MemberCode=158&lang=1&redirect=1
2 Уровень охвата торговли соглашениями о зонах свободной торговли определяется как удельный вес торговли страны с партнерами по ЗСТ в совокупном товарообороте государства.
3 APEC and Progress Towards Bogor Goals / IADB. 2010. - March. - P. 3.
Общерегиональные интеграционные процессы и инициативы в АТР
На общерегиональном уровне в АТР функционируют: Форум АТЭС, и Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение (АПТА), известное как Бангкокское соглашение (Asia Pacific Trade Agreement, APTA) в составе Бангладеш, Индии, Лаоса, Китая, Республики Корея и Шри-Ланки (1975 г.). В октябре 2015 г. подписано соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП, Transpacific Partnership Agreement, TPP) с участием 12 государств АТЭС - США, Австралии, Перу, Вьетнама, Малайзии, Сингапура, Брунея, Новой Зеландии, Чили, Канады, Мексики и Японии.
С 2014 г. продолжается переговорный процесс по Региональному соглашению о всеобъемлющем экономическом партнерстве в Восточной Азии (РВЭП, Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) в составе АСЕАН -10, Японии, Китая, Республики Корея, Индии, Австралии и Новой Зеландии, т.е. по модели АСЕАН+6. Переговоры планировалось завершить до конца 2016 г., но с учетом результатов переговорного процесса это вряд ли возможно.
Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia Pacific Economic Cooperation Forum, APEC) создан в 1989 г. В его состав входит 21 экономика: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (САР КНР), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.
В 2015 г. на долю стран АТЭС приходилось 54,5% мирового ВВП, 39,3% численности мирового населения, 51,2% совокупного импорта прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и 52,8% мирового экспорта ПИИ. Среднедушевой ВВП в среднем возрос с 5762 долл. в 1989 г. до 21888 долл. в 2015 г.1
В рамках АТЭС еще в 1994 г. была утверждена Богорская цель по формированию зоны свободной торговли и инвестиций (ЗСТ) к 2010 г. для развитых государств и к 2020 г. для развивающихся стран.
В течение 1995-1997 гг. на саммитах АТЭС были приняты несколько программ - Осакская (1995 г.), Маниль-ская (1996 г.) и Ванкуверская (1997 г.) как планы действий по достижению Богорской цели. Азиатский финансовый кризис (1997-1998 гг.), приверженность принципам невзаимности и добровольности, а также дифференциация по разным макроэкономическим показателям между странами-членами негативно сказались на результатах выполнения перечисленных программ. Так, ЗСТ для развитых государств так и не была создана, хотя сохраняется дата - 2020 г.
За 25 лет своего функционирования АТЭС достиг немалых успехов, включая снижение средневзвешенного уровня таможенно-тарифного обложения с 16,9% до менее 5% за 1989-2014 гг.; гармонизацию национальных стандартов с международными по некоторым товарным позициям; снижение транзакционных издержек на 10 п.п.; реализацию около 1500 инвестиционных проектов в рамках экономического и технического сотрудничества; введение Дорожной карты по упрощению миграции предпринимателей (Business Travel Card): увеличение доли взаимного экспорта в совокупном экспорте АТЭС с 57,9% до 69,2% за 1989-2015 гг.
Вместе с тем, сохраняются немалые проблемы в деятельности АТЭС, в том числе медленный и противоречивый процесс торговой и инвестиционной либерализации на основе невзаимности и добровольности; недостаточное финансирование инвестиционных проектов в рамках ЭКОТЕК; противоречия между странами, разочарование развивающихся государств в АТЭС как организации, способной противостоять мировым финансовым потрясениям и предложить реальные пути решения таких проблем2.
В 2006 г. на Ханойском саммите АТЭС по инициативе США был утвержден проект Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП, Free Trade Area for Asia Pacific, FTAAP). Проект учитывает достижения в рамках реализации Богорской цели, является ее логическим продолжением. С учетом огромного разрыва в уровнях экономического развития между участвующими экономиками предложено сначала сформировать ЗСТ в узком составе стран более или менее приближенных по уровню развития, а затем расширить ее состав за счет принятия других государств АТЭС. Инструментами достижения этой задачи стали Транстихоокеанское партнерство (вступит в силу после рати-фикации)3 и проект Регионального всеобъемлющего экономического партнерства.
Проведение торговой и инвестиционной либерализации в регионе АТЭС содействовало росту роли стран в мировых показателях торговли и увеличению взаимной торговли (см. табл. 1). Доля АТЭС в мировом экспорте возросла с 40,7 до 48,2% за 1989-2015 гг., а доля в мировом импорте - с 40,1 до 47,3% соответственно.
Таблица 1
Торговля товарами и услугами стран АТЭС, млрд. долл.
Показатель 1989 г. 1992 г. 2000 г. 2007 г. 2014 г. 2015 г.
Экспорт АТЭС 1544 2083 3749 7477 11 091 10 260
Взаимный экспорт 885 1180 2264 4178 6232 5757
Доля АТЭС в мировом экспорте, % 40,7 43,8 47,0 42,4 46,0 48,2
Совокупный импорт 1580 2007 4006 7621 11 312 10 147
Взаимный импорт 888 1156 2323 4272 5079 5671
Доля в мировом импорте, % 40,1 40,9 48,6 42,9 46,8 47,3
Совокупный оборот 3124 4090 7735 15 099 22 403 20 407
Доля в мировой торговле, % 40,4 42,3 47,8 42,7 46,4 47,7
Источник: APEC Region Trade and Investment 2016. - Canberra, 2016. - P. 25-26.
1 APEC Region Trade and Investment 2016. - Canberra, 2016. - P. 24.
2 Костюнина Г.М. Современные концепции формирования зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Российский внешнеэкономический вестник. - М., 2011. - № 6. - С. 33.
Более подробно см. Костюнина Г.М., Баронов В.И. Транстихоокеанское партнерство: основные положения соглашения и потенциальный эффект // Международная жизнь. - М., 2016. - № 2. - С. 90-112.
За 1989-2015 гг. совокупный экспорт стран АТЭС возрос с 1544 млрд. долл. до 10 260 млрд. долл. или в 6,65 раза, а взаимный экспорт - с 885 млрд. долл. до 5757 млрд. долл., или в 6,5 раза1. Главный показатель экономической взаимозависимости и взаимодополняемости - доля взаимного экспорта товаров в совокупном экспорте стран-участниц составляет 69,2%, а доля взаимного импорта возросла - 69,5% в 2015 г.
Взаимная торговля в АТЭС растет благодаря снижению торговых ограничений, динамичному экономическому росту Китая и азиатских НИС, расширению региональной стоимостной цепочки поставок, сформированной в рамках ТНК. 2/3 совокупного товарооборота АТЭС приходится на взаимную торговлю, а 42% взаимной торговли составляют торговые связи между странами зон свободной торговли, и 27% совокупной торговли АТЭС приходится на страны, входящие во внутриазиатские зоны свободной торговли. В целом, за 50 лет внутрирегиональная торговля в АТР растет более быстрыми темпами по сравнению с показателями Северной Америки и приближается к уровню ЕС.
За последние два десятилетия существенно возросла роль интеграционных соглашений во внешней торговле стран АТЭС. Особенно четко это видно по практике Австралии (с 0,0 до 55,8% за 1995-2014 гг.), Чили (с 5,2 до 90,1%) и Перу (с 5,4 до 54,0%).
Другой важный показатель, определяющий степень торговой взаимозависимости, - доля АТЭС в совокупном экспорте той или иной страны - варьирует от 42% в экспорте США и Чили до 79 - в экспорте Мексики и 83% в экспорте Канады2.
Однако общерегиональные интеграционные процессы уступают по глубине субрегиональной интеграции, которая охватила Юго-Восточную Азию, Северо-Восточную Азию и юг Тихоокеанского бассейна.
Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии в рамках АСЕАН
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, Association of South East Asian Nations, ASEAN) была создана в 1967 г. в составе пяти государств - Сингапура, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Малайзии. Позднее присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Союз Мьянма, Камбоджа.
Как определено в Бангкокской декларации (1967 г.), Ассоциация призвана сформировать рамочный механизм регионального сотрудничества по реализации трех основных целей: стимулирование экономического роста, социального прогресса и развития культуры региона на основе совместных действий; укрепление мира и безопасности в Юго-Восточной Азии; развитие сотрудничества и взаимопомощи по вопросам, представляющим общий интерес в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях3.
В 2017 г. АСЕАН отметит 50-летие со дня создания. За прошедший период она прошла сложный и относительно противоречивый процесс углубления интеграционных процессов. К середине 1980-х гг. была создана зона преференциальной торговли с немалыми исключениями. Причины связаны с низким уровнем экономического развития, невысокой степенью экономической взаимозависимости и политическими разногласиями т.е. отсутствием необходимых экономических объективных предпосылок.
В 1992 г. на Сингапурском саммите решено начать формирование зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА, ASEAN Free Trade Area, AFTA). Сначала она охватила торговлю товарами, затем услуги и инвестиции. В итоге к 2000 г. АФТА была создана для 6 стран (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины), в 2003 г. - для Вьетнама и к 2007 г. - для трех других государств.
Спустя 3 года в 2003 г. принимается решение об экономическом, политическом и социально-культурном сообществе АСЕАН, которое планировалось создать к 2015 г. на основе свободного движения товаров, услуг, инвестиций и лиц квалифицированного труда. Основные направления - формирование единого рынка и производственной базы, высококонкурентоспособного экономического региона, региона сбалансированного экономического развития и интеграции в мировую экономику. Для достижения поставленной цели были подписаны соглашения, как например, Соглашение по торговле услугами (2004 г.), Соглашение по торговле товарами (2009 г.), Комплексное соглашение по инвестициям (2010 г.) и Рамочное соглашение о признании квалификационных навыков (2014 г.), определившие задачи и направления формирования экономического сообщества АСЕАН.
В конце 2015 г. экономическое сообщество было в основном сформировано. Следует заметить, что сообщество в рамках АСЕАН не соответствует понятию общего рынка в соответствии с теорией экономической интеграции, так как АСЕАН не прошел стадию таможенного союза, а значит, не проводит общую торговую политику на основе такого инструмента, как общий таможенный тариф в торговле с неучаствующими странами.
В целом, благодаря созданию Экономического сообщества средний уровень таможенно-тарифного обложения в АСЕАН снизился с 12,76 - в 1993 г. до 0,54% в 2014 г., в том числе в рамках АСЕАН-6 до 0,04 - и в рамках АСЕАН-4 до 1,33%4.
За 2000-2015 гг. совокупный экспорт АСЕАН вырос с 410,1 млрд. долл. до 2270,0 млрд. долл., или в 5,54 раза, а взаимный экспорт возрос с 93,4 млрд. долл. до 544,0 млрд. долл., или в 5,82 раза. Таким образом, темпы прироста взаимного экспорта превышали соответствующий показатель для совокупного экспорта стран АСЕАН. Эволюция инте-
1 APEC Region Trade and Investment 2016. - Canberra, 2016. - Р. 25-26.
2 APEC and Progress Towards Bogor Goals // IADB. 2010. - March. - P. 3.
3 Костюнина Г.М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) // Международная экономическая интеграция. - М.: Экономиста, 2006. - С. 226-260.
4 Костюнина Г.М. Экономическое сообщество АСЕАН: направления и перспективы формирования // Российский внешнеэкономический вестник. - М., 2015. - № 12. - С. 18.
грационных процессов в рамках Ассоциации стимулировала рост взаимного экспорта в совокупном экспорте с 23,0 до 25,8%1.
Совокупные ПИИ возросли с 23,5 млрд. долл. в 2000 г. до 143,0 млрд. долл. в 2015 г., или в 6,1 раза. Приток взаимных инвестиций увеличился с 762 млн. долл. до 22,2 млрд. долл. соответственно, или в 29,2 раза. Более динамичный рост взаимных прямых инвестиций стимулировал увеличение их доли в совокупном притоке ПИИ с 3,9 до 18,4% за 2000-2015 гг.2
Таким образом, АСЕАН демонстрирует эффект создания торговли и эффект создания инвестиций.
В 2015 г. утверждена программа окончательного завершения создания Экономического сообщества АСЕАН к 2025 г. Она призвана содействовать активизации отраслевого сотрудничества, завершить реализацию программ «одного окна» и самосертификации, формирования базы данных по торговле и либерализацию нетарифных ограничений, а также полностью достичь свободной торговли услугами, свободного перемещения инвестиций и капитала, и лиц квалифицированного труда.
Интеграционные проекты в Северо-Восточной Азии
Интеграционные процессы институционального формата в Северо-Восточной Азии начались позже, чем в других регионах АТР. Вместе с тем, в регионе развивалась рыночная интеграция в рамках высокой степени экономической взаимозависимости и взаимодополняемости.
Важным прорывом в институционализации экономической интеграции стало подписание в 2015 г. Китаем и Республикой Корея соглашения о зоне свободной торговли. Оно призвано сформировать ЗСТ в течение 20 лет на основе ликвидации таможенных пошлин на 90% товаров взаимной торговли с сохранением исключений3. В отраслевом разрезе исключения коснулись продукции электроники, металлургической продукции с высокой добавленной стоимостью, некоторой продукции автомобилестроения и ИТ, а также аграрной продукции4. Соглашение содержит нормы по инвестиционному регулированию, либерализации торговли услугами, по защите прав интеллектуальной собственности и по экологии.
В 2003 г. три страны СВА решили сформировать трехстороннюю зону свободной торговли в регионе, начав с проведения исследования ее целесообразности, которое завершилось в 2009 г. Проект Северо-Восточноазиатской зоны свободной торговли (СВАЗСТ) охватывает торговлю товарами и услугами, правила происхождения, таможенные процедуры, защитные меры, права интеллектуальной собственности и электронную торговлю. Переговоры по его подписанию ведутся с 2012 г., и первоначально стороны намеревались их завершить до конца 2015 г. Важным шагом на пути продвижения этого проекта стало подписание в 2012 г. трехстороннего инвестиционного соглашения, а также соглашения о ЗСТ между Китаем и Республикой Корея.
В целом, перспективы подписания соглашения о СВАЗСТ сохраняются.
Интеграционные процессы на юге Тихоокеанского бассейна
Странами юга Тихоокеанского бассейна подписано и инициировано 96 региональных интеграционных соглашений, в том числе 53 действуют, 2 соглашения подписаны, но не вступили в силу и еще 41 проект находится в переговорной стадии. В субрегионе действуют такие региональные соглашения, как АНЗСЕРТА, Форум Тихоокеанских островов, Тихоокеанское соглашение о сближении экономических связей, ПАСЕР и Торговое соглашение между островными странами Тихого океана, ПИКТА.
Самым первым и успешным интеграционным проектом по созданию зоны свободной торговли в Тихоокеанском бассейне стало соглашение об углублении торгово-экономического сотрудничества между Австралией и Новой Зеландией, АНЗСЕРТА (Australia - New Zealand Closer Economie Relations Trade Agreement, ANZCERTA). Оно вступило в силу в 1983 г. и стало одним из первых соглашений, в названии которого присутствуют слова о сближении экономических связей. Такой подход возьмет на вооружение Япония при подписании соглашений интеграционного типа, начиная с 2002 г. (первое такое соглашение было подписано с Сингапуром).
ЗСТ была создана за семь лет к 1990 г. на основе отмены пошлин, квот, импортных лицензий, антидемпинговых процедур торговли товарами. Позднее была либерализована торговля услугами и сформирован общий рынок труда, когда граждане одной страны свободны в праве выбора работы в другом государстве. Главный недостаток зоны свободной торговли был связан с отсутствием регулирования инвестиционных вопросов в течение более 30 лет. Соответствующий документ был подписан лишь в 2011 г. как Протокол по инвестициям к соглашению АНЗСЕРТА и вступил в силу с 2013 г. Он призван либерализовать взаимные инвестиционные потоки.
В целом, АНЗСЕРТА считается самой эффективной двусторонней зоной свободной торговли в мировой практике благодаря либерализации рынков товаров, услуг и лиц. Правда, доля взаимной торговли в совокупном товаро-
1 ASEAN Economic Community 2015: Progress and Key Achievements / ASEAN Secretariat. 2015. - P. 9; ASEAN Economic Community Chartbook. 2016. - P. 15.
2 Op. cit. P. 43.
3 Schott J., Jung E., Cimino-Isaaks C. An Assessment of the Korea - China Free Trade Agreement // Policy Brief #PB 15-24 / Peterson Institute for International Economics. 2015. - December. - Р. 4.
4 Более подробно см. Костюнина Г.М. Интеграционные процессы в Северо-Восточной Азии // Российский внешнеэкономический вестник. - М., 2016. - № 7. - С. 28-39.
обороте СЕР невысока и составляет 11,4% (доля взаимного экспорта - 5,0% и доля взаимного импорта - 18,3% в 2014 г.), что связано с большей направленностью торговых связей на страны Восточной Азии.
Специфика интеграционных процессов в АТР
Благодаря беспошлинной торговле и увеличению сети интеграционных объединений АТР становится все более интегрированным рынком, что благоприятно сказывается на предпринимательском климате для компаний, функционирующих на азиатско-тихоокеанском рынке. Большая роль в расширении производственной сети принадлежит японским компаниям. Постепенно эволюционирует и сам азиатско-тихоокеанский рынок от производственной базы к потребительскому рынку. Сложившаяся в регионе модель «догоняющего развития» меняется благодаря росту объемов производства и росту внутреннего потребления в регионе.
Проведение торговой либерализации в рамках интеграционных объединений стимулирует бизнес компаний, прежде всего, японских. Разработана и функционирует с помощью региональных интеграционных объединений эффективная региональная стоимостная цепочка поставок для производства и расширения внутреннего спроса.
Современные институты в АТР отличаются нехваткой четко разработанных процедур, имеют небольшой объем обязательств, определенных для стран-членов. В основу их работы положены принципы консенсуса и добровольности выполнения обязательств несвязанного характера. Сложившаяся азиатско-тихоокеанская региональная архитектура отличается комплексностью, слабостью и неформальностью. С учетом этого необходимо повысить уровень институ-ционализации АТР, что позволит укрепить роль региона в мировой экономике и политике, усилить уровень взаимодействия с глобальными институтами.
Еще одна особенность азиатско-тихоокеанской интеграции связана с эффектом «тарелки спагетти», а именно: большим количеством соглашений, не соответствующих друг другу по основным нормам и увеличивающим предпринимательские издержки, потерями для благосостояния населения, с действием эффекта отклонения торговли. Несовместимость связана с различными временными схемами таможенной либерализации, различными правилами страны происхождения товаров, списком исключений, с требованиями к стандартам, различными антидемпинговыми процедурами. Отсюда, невысокая заинтересованность бизнеса в использовании потенциала зон свободной торговли, хотя она постепенно растет. Чем большее количество стран входит в интеграционные соглашения и чем выше интеграционная взаимозависимость, тем больше экономический эффект от создания объединения и меньше издержки отклонения торговли.
Подытоживая, можно сказать, что АТР в целом отличается многообразием интеграционных процессов, включая (1) преобладание интеграционных соглашений на субрегиональном в отличие от общерегионального уровня; (2) большей глубиной субрегиональной интеграции в отличие от региональной; (3) использованием мягких схем интеграции как на общерегиональном уровне (в рамках АТЭС), так и на субрегиональном (в рамках зон экономического роста); (4) динамичными темпами интеграционных процессов; (5) эффектом спагетти; (6) ростом роли интеграционных соглашений во внешнеторговых связях; (7) преобладанием двусторонних региональных торговых соглашений над многосторонними; (8) подписанием мега-соглашения о Транстихоокеанском партнерстве и продолжением переговоров по Соглашению о региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве; (10) слабой институционализацией, основанной на принципах невзаимности, добровольности и консенсуса (в рамках АТЭС).
Несмотря на сильные дезинтегрирующие факторы, сохраняются перспективы формирования общерегиональной зоны свободной торговли в АТР в рамках ФТААП, а инструментами считаются мега-соглашение ТТП, находящееся в процессе ратификации, и мега-проект РВЭП, по которому продолжаются переговоры.